Инвестиционные льготы рб
Для инвесторов установлены новые таможенные льготы (комментарий к Декрету № 10)
С 9 ноября освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС оборудование и запасные части к нему, ввозимые в рамках инвестиционных договоров
Комментируемым Декретом № 10 установлены льготы в части уплаты таможенных платежей. Так, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость оборудование и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров. Необходимо отметить, что на основании Таможенного кодекса РБ (далее - ТК РБ) условием помещения ввозимых товаров под таможенный режим свободного обращения (при ввозе рассматриваемой категории товаров, как правило, заявляется данный режим) является в т.ч. уплата таможенных сборов за таможенное оформление и акцизов. Данные виды таможенных платежей не подпадают под действие Декрета № 10. Также рассматриваемые льготы не распространяются на НДС, взимаемый при ввозе товаров из России.
Декрет № 10 не единственный документ в области стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Беларусь. Последними среди них явились, в частности, следующие декреты Президента РБ: - от 28.01.2008 № 1 О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг). Освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и НДС технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь (за исключением НДС, взимаемого при ввозе товаров из Российской Федерации) в качестве вклада в уставный фонд отдельных коммерческих организаций с иностранными инвестициями с местом нахождения и при осуществлении деятельности на территории Республики Беларусь, за исключением населенных пунктов с численностью населения свыше 50 тыс. человек. Перечень таких населенных пунктов определен постановлением Совета Министров РБ от 05.10.2008 № 1451 О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 января 2008 г.
Рассмотрим более подробно условия и порядок использования льгот, предусмотренных Декретом № 10 .
Прежде всего рассматриваемые льготы предоставляются при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь вышепоименованных товаров для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов, причем в рамках инвестиционных договоров.
Инвестиционный договор заключается в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики Беларуси (ст. 44 и 45 Инвестиционного кодекса РБ (далее -ИК РБ)). Сторонами в инвестиционном договоре выступают: с одной стороны - Республика Беларусь в лице Правительства или уполномоченного им республиканского органа государственного управления (государственной организации, подчиненной Правительству), а с другой - национальные или (и) иностранные инвесторы.
Вместе с тем под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата. Такая деятельность может осуществляться в формах создания юридического лица, а также приобретения имущества или имущественных прав (ст. 2 и 5 ИК РБ).
Вывод: инвестиционная деятельность далеко не всегда предполагает заключение инвестиционного договора, а следовательно, рассматриваемые льготы при осуществлении инвестиционной деятельности, не сопровождающейся заключением такого договора между инвестором и Республикой Беларусь, не предоставляются.
Еще одним моментом, на который надо обратить внимание, является освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь оборудования и запасных частей к нему.
В этом случае инвестор и (или) организация-резидент РБ, созданная этим инвестором (либо с его участием), для подтверждения права на льготу должны иметь перечень указанных товаров, согласованный с республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству РБ, либо областным (Минским городским) исполнительным комитетом, которым принято решение о заключении инвестиционного договора. Такие органы уполномочены принимать решения и согласовывать перечни рассматриваемых товаров в случае реализации инвестиционного проекта в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и в пределах своей компетенции (поди. 1.2 п. 1 Декрета № 10).
По инвестиционным договорам, заключенным по решениям Правительства, в т.ч. согласованным с Президентом РБ (т.е. в случаях, отличных от вышеуказанного), перечни товаров согласовываются с республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству РБ, которые уполномочены на это Советом Министров РБ.
Порядок согласования таких перечней должен быть определен Правительством РБ.
Рассматриваемые льготы предоставляются исключительно инвестору и (или) организации, которая создана в Республике Беларусь в установленном порядке этим инвестором либо с участием такого инвестора.
При декларировании товара иным, чем инвестор (организация), лицом льготы по уплате таможенных платежей не предоставляются
Плательщиком таможенных платежей и соответственно лицом, которому предоставляются льготы по уплате таких платежей при помещении товаров под заявленный таможенный режим, является декларант.
Напомним, что декларантом является лицо, которое заявляет от своего имени в таможенной декларации сведения о товарах, необходимые для помещения их под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента РБ, либо от имени которого такие сведения заявляются таможенным агентом (представителем) (ст. 8 ТК РБ ).
Таким образом, в случае декларирования рассматриваемых товаров иным, чем инвестор или вышеуказанная организация, лицом льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные Декретом № 10, предоставлены быть не могут.
Вместе с тем отметим, что под инвестором понимается лицо (юридические и физические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, государство в лице уполномоченных органов и его административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов), осуществляющее инвестиционную деятельность в формах, определенных ИК РБ (ст. 3 ИК РБ). При этом инвесторы в целях определения особенностей регулирования их деятельности рассматриваются как национальные либо иностранные инвесторы.
Вывод: Декрет № 10 предусматривает освобождение от ввозных таможенных пошлин и НДС товаров, ввозимых не только иностранными, но и национальными инвесторами, а также организациями, которые созданы в Республике Беларусь в установленном порядке этими инвесторами либо с их участием.
Рассматриваемые льготы предоставляются только после заключения инвестиционного договора и его регистрации в Государственном реестре инвестиционных договоров с Республикой Беларусь.
Такая регистрация предусмотрена Декретом № 10, а порядок ведения указанного реестра определяется Правительством РБ.
Товары, в отношении которых предоставляются рассматриваемые льготы, должны в течение 5 лет использоваться только по назначению
Пользование и (или) распоряжение ввезенными с использованием рассматриваемых льгот товарами допускается исключительно для объектов, связанных с реализацией инвестиционных проектов в рамках инвестиционных договоров. В случае нецелевого использования таких товаров ввозные таможенные пошлины и НДС взыскиваются в соответствии с законодательством РБ.
Данное ограничение применяется в течение 5 лет со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении товаров под таможенный режим свободного обращения (ст. 160 ТК РБ ). По истечении этого срока декларант вправе пользоваться или распоряжаться ввезенными товарами в любых цепях.
А ндрей Аброскин,
экономист, специалист таможенного дела
Льготы и преференции для иностранных инвесторов
Законодательством Республики Беларусь предусмотрен целый ряд преференциальных режимов для инвесторов. Они включают специальные льготные условия хозяйствования при организации бизнеса в рамках шести свободных экономических зон, Парка высоких технологий и Индустриального парка Great Stone. Зарубежные компании также могут извлечь дополнительную выгоду посредством снижения инвестиционных затрат и налоговой нагрузки при размещении своего бизнеса на территории малых и средних городов Беларуси. Кроме того заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь позволяет инвестору установить дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала и одновременно получить льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта.
Свободные экономические зоны (СЭЗ)
СЭЗ представляют собой территории со специальными таможенными, регистрационными и налоговыми режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Льготы по этому режиму распространяются на производство и реализацию импортозамещающих товаров и экспортируемых товаров и услуг.
Резиденты СЭЗ освобождаются от:
Обороты по реализации резидентами СЭЗ на территории Республики Беларусь импортозамещающих товаров собственного производства облагаются налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 10%.
Парк высоких технологий (ПВТ)
Компании, занятые в сфере информационных технологий и развивающие бизнес в Республике Беларусь в этом направлении могут воспользоваться льготным режимом налогообложения в Парке высоких технологий. В ПВТ действует экстерриториальный принцип регистрации компаний-резидентов.
Резиденты ПВТ освобождаются от:
Доходы физических лиц, получаемые от резидентов ПВТ, облагаются подоходным налогом по ставке 9 процентов.
Индустриальный парк Великий камень
Индустриальный парк представляет собой территориальное образование площадью около 80 кв. км с особым правовым режимом для обеспечения комфортных условий ведения бизнеса.
Резиденты Индустриального парка освобождаются от:
Резиденты Парка имеют право на вычет в полном объеме сумм НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства и оснащения зданий и сооружений, расположенных на территории Парка.
Ставка налога на доходы, начисленные резидентами Парка иностранным юридическим лицам по роялти, составляет 5% до 1 января 2027 года.
Доходы физических лиц по трудовым договорам с резидентами Парка облагаются подоходным налогом по ставке 9%.
Деятельность на территории средних, малых городских поселений, сельской местности
Коммерческие организации, находящиеся на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и осуществляющие на данных территориях деятельность в течение 7 лет освобождаются от:
Аналогичные налоговые льготы по налогу на прибыль и налогу на недвижимость предусмотрены для обособленных подразделений (филиалов).
Инвестиционный договор
Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении инвестиционного договора инвестор получает дополнительные правовые гарантии защиты своего капитала, а также льготные условия и преференции для реализации инвестиционного проекта, среди которых:
Законодательством Республики Беларусь предусмотрена возможность получения дополнительных индивидуальных льгот и преференций, учитывающих специфику проекта.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность в Беларуси
Инвестиционные режимы в Беларуси
Свободные экономические зоны (СЭЗ)
Закон Республики Беларусь от 07.12.1998 № 213-З О свободных экономических зонах и Указ Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 № 262 О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь (Указ по СЭЗ) выступают основными документами, регулирующими деятельность в свободных экономических зонах.
Свободная экономическая зона представляет собой часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности.
Свободные экономические зоны создаются Президентом и управляются администрациями СЭЗ.
С 1 апреля 2008 г. для регистрации в качестве резидента СЭЗ минимальный планируемый объем инвестиций должен составлять 1 000 000 Евро. На сегодняшний момент в крупнейших городах Республики Беларусь действуют шесть СЭЗ: СЭЗ Брест, СЭЗ Витебск, СЭЗ Гомель-Ратон, СЭЗ Гродноинвест, СЭЗ Минск и СЭЗ Могилев.
Резидентам СЭЗ предоставляются следующие налоговые и неналоговые льготы:
Малые и средние города, сельская местность
Основные льготы для бизнеса, организованного в малых и средних городах, сельской местности предусмотрены Декретом Президента Республики Беларусь от 07.05.2012 № 6 О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности и распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей: [2]
Указанным организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляются следующие льготы:
Указанные льготы не распространяются на организации, вовлеченные в некоторые виды деятельности, например: банки, инвестиционные фонды, страховые организации, профессиональных участников рынка ценных бумаг, организации, занятые в сфере игорного бизнеса, производителей подакцизных товаров и т. д.
При ликвидации организации, осуществившей ввоз товаров с освобождением от ввозных таможенных пошлин и НДС, либо при отчуждении организацией таких товаров в течение пяти лет со дня использования налоговых (тарифных) льгот у организации возникает обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и НДС, а также пени за несвоевременную уплату.
Парк высоких технологий (ПВТ)
Один из наиболее благоприятных режимов предусмотрен для резидентов Парка высоких технологий, созданного в соответствии с Декретом Президента от 22 сентября 2005 г. № 12.
Резидентами ПВТ могут стать юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана:
В настоящий момент более 100 компаний зарегистрированы в качестве резидентов ПВТ. Более 80% услуг резидентов ПВТ оказываются на экспорт.
Режим ПВТ предоставляет освобождение практически от всех налогов и сборов и распространяется на резидентов ПВТ, а также юридических лиц Республики Беларусь, не являющихся резидентами ПВТ, но реализующих бизнес-проекты в сфере новых и высоких технологий по направлениям деятельности ПВТ.
Обе категории освобождаются от:
Доходы физических лиц, полученные от резидентов ПВТ по трудовым договорам (контрактам) и доходы резидентов ПВТ - индивидуальных предпринимателей, а также доходы физических лиц, непосредственно участвующих в реализации зарегистрированного бизнес-проекта в сфере новых и высоких технологий, полученные по трудовым договорам (контрактам) от нерезидентов ПВТ облагаются подоходным налогом по пониженной ставке в размере 9%.
Резиденты ПВТ кроме этого освобождаются от:
Ставка налога на доходы, получаемые иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5%.
[1] Перечень импортозамещающих товаров http://www.government.by/ru/solutions/1948
Инвестиционный договор. Льготы и преференции при ведении бизнеса в Беларуси.
Одним из способов получения льгот в Беларуси для инвесторов является заключение инвестиционного договора с Республикой Беларусь. Такая возможность установлена Декретом № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 6 августа 2009 года. К слову, такая возможность существовала и ранее и предусмотрена Инвестиционным кодексом однако Декрет предоставляет инвесторам возможность заключать инвестиционные договоры в упрощенном и получать предусмотренные Декретом льготы после заключения таких договоров.
В соответствии с Инвестиционным кодексом, предложения инвестора по содержанию инвестиционного договора рассматриваются Правительством Республики Беларусь либо уполномоченным им республиканским органом государственного управления. Инвестиционный договор подписывается на основании решения Правительства Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Обязательным условием для заключения инвестиционного договора является предоставление инвестором бизнес-плана и проведение государственной комплексной экспертизы инвестиционного проекта.
В соответствии с Декретом № 10, во-первых, расширился перечень субъектов, на основании решений которых, будут заключаться инвестиционные договоры:
- Республиканские органы государственного управления, подчиненные Правительству Республики Беларусь государственные организации (далее – государственные органы), областные и Минский городской исполнительные комитеты, смогут принимать решения о заключении инвестиционных договоров государственные органы, если инвестиционный проект предполагается к реализации в рамках соответствующей отрасли или административно-территориальной единицы и, одновременно, находится в компетенции государственного органа или исполнительного комитета. В иных случаях и при условии, что на дату подписания инвестиционного договора инвестору не будут предоставляться иные льготы и преференции, кроме установленных законодательными актами, Декретом № 10, иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, инвестиционный договор заключается на основании решения Совета Министров. В случае, если в соответствии с заключаемым инвестиционным договором инвестору предоставляются какие-либо дополнительные льготы и преференции, кроме предусмотренных законодательными актами, Декретом № 10 и иными решениями Президента Республики Беларусь, в том числе по вопросам приватизации, инвестиционный договор также заключается на основании решения Совета Министров, но по согласованию с Президентом Республики Беларусь.
Во-вторых, нововведением стало также и то, что в первом и втором из указанных выше случаев от инвестора не требуется предоставление бизнес-плана инвестиционного проекта и не проводится государственная комплексная экспертиза инвестиционного проекта.
В соответствии с Декретом инвестор и (или) организация, созданная инвестором либо с его участием, имеют право на:
строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением в установленном порядке необходимой проектной документации на каждый из этапов строительства с одновременным проектированием последующих этапов данного строительства. В случае применения проектной документации, разработанной в соответствии с зарубежными нормами проектирования и стандартами в области строительства, введенными в действие на территории Республики Беларусь, выполняются работы по привязке объектов к месту их размещения с учетом технических условий на инженерно-техническое обеспечение и результатов геологических и геодезических изысканий. В иных случаях применения проектной документации, разработанной за рубежом, осуществляется ее корректировка для приведения в соответствие с требованиями нормативных правовых и технических нормативных правовых актов Республики Беларусь предоставление в аренду земельного участка требуемого размера без проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в намечаемом месте его размещения для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с оформлением необходимых документов по отводу земельного участка одновременно с выполнением работ по строительству. При этом инвестор до государственной регистрации в установленном порядке создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и (или) с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам строительство объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с правом удаления объектов растительного мира без осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых объектов растительного мира. Получаемая при этом древесина реализуется в установленном законодательством порядке вычет в полном объеме сумм налога на добавленную стоимость (за исключением сумм налога, не подлежащих вычету в соответствии с законодательством), уплаченных при приобретении (ввозе на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав, использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, независимо от сумм налога на добавленную стоимость, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Суммы налога на добавленную стоимость, принимаемые к вычету в полном объеме, определяются методом раздельного учета налоговых вычетов в зависимости от направлений использования приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) товаров (работ, услуг), имущественных прав. Основанием для осуществления такого вычета является перечень товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, с указанием соответствующих сумм налога на добавленную стоимость, представленный инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, в налоговые органы. Данный перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован заключившим инвестиционный договор государственным органом или исполнительным комитетом либо уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь на его согласование государственным органом (организацией). Порядок согласования указанного перечня определяется Советом Министров Республики Беларусь.а также освобождаются от:
внесения платы за право заключения договора аренды земельного участка, перечисляемой в республиканский или местный бюджет или фонд развития соответствующей свободной экономической зоны земельного налога или арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, предоставленные для строительства объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, на период проектирования и строительства таких объектов по 31 декабря года, следующего за годом, в котором завершено строительство указанных объектов возмещения потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земельного участка отчислений в инновационные фонды на срок действия инвестиционного договора ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему) для использования его на территории Республики Беларусь в рамках реализации инвестиционного проекта. Подтверждающим документом для применения льгот является перечень товаров, ввозимых инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционных проектов. Данный перечень, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должен быть согласован заключившим инвестиционный договор государственным органом или исполнительным комитетом либо уполномоченным Советом Министров Республики Беларусь на его согласование государственным органом (организацией). Порядок согласования такого перечня определяется Советом Министров Республики Беларусь. В случае нецелевого использования товаров, ввезенных с предоставлением указанных льгот, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость взыскиваются в соответствии с законодательством уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь, а иностранные граждане и лица без гражданства, привлекаемые инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для реализации инвестиционного проекта, – за выдачу разрешений на временное проживание в Республике Беларусь. При этом срок принятия решения о выдаче (отказе в выдаче) специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым инвестором для реализации инвестиционного проекта, не может превышать семи календарных дней, а срок предоставления заключения о возможности (невозможности) привлечения иностранного гражданина, лица без гражданства – двух рабочих дней налога на добавленную стоимость и налога на прибыль, обязанность по уплате которых возникает в связи с безвозмездной передачей капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, объектов незавершенного капитального строительства и иных объектов основных средств, передаваемых в установленном законодательством порядке для реализации инвестиционного проекта в собственность инвестора и (или) организации, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием./ Makroekonomika / Инвестиционная политика Российской Федерации
ТЕМА 11
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РоссиЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Инвестиции и накопление основного капитала
Почему в России не работает инвестиционная модель рыночного типа?
Какова роль государства в восстановлении инвестиционного процесса в России?
Нужно ли сохранять в России инвестиционные льготы?
Для чего России нужны иностранные инвестиции?
11.1. Инвестиции и накопление основного капитала
В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост экономики, что дает возможность создавать накопления и больше потреблять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает соотношение накопления и потребления в валовом внутреннем продукте страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.
Норма накопления Норма накопления в Российской экономике 1999-2001гг. оставалась низкой.
В 2001 г. она составила 17%, к 2004-му предполагается рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен сопровождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал. Мировой опыт зарубежных стран, преодолевавших негативные последствия структурных и циклических кризисов, показывает, что в фазах оживления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30—40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50—60-е годы).
В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в Российской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.
Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприятий и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП. Низкий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в Российскую экономику, обусловленном экономическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестируемого капитала.
Инвестиционный кризис Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охватившего экономику России в 90-е годы, явилось резкое
сокращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десятилетие инвестиции в основной капитал снизились в 4 раза.
Инвестиционный кризис в России вызван целым рядом взаимосвязанных, но имеющих и самостоятельное значение причин, повлекших за собой целый ряд следствий:
быстрое сокращение абсолютных объемов накопления
существенное снижение его доли в валовом внутреннем продукте
резкое сокращение бюджетных ассигнований и финансирование федеральных целевых и инвестиционных программ по остаточному принципу
уменьшение доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.
Хроническое недофинансирование инвестиций за последнее десятилетие подвело Россию к рубежу, за которым создается угроза массовых техногенных катастроф, вызванных износом основных фондов.
Задачи
инвестиционной политики
Несмотря на рост инвестиций в России в 1999—2001 гг. возрастают диспропорции в их отраслевом распределении: в 2000 г.инвестиций было вложено в топливно-сырьевые отрасли и транспорт (в начале 90-х годов эта доля составляла около 30%, а в предыдущие десятилетия — 20—25%). Это вызывает снижение удельного веса инвестиций в обрабатывающую промышленность (химия, нефтехимия, машиностроение, металлообработка) и отрасли, ориентированные на конечный потребительский спрос (легкая, пищевая промышленность, услуги).
Важной задачей государства является закрепление положительных тенденций в инвестиционной сфере, создание механизмов перераспределения внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в обрабатывающую промышленность для модернизации и формирования современной структуры экономики. В Российской экономике в последнее время сложился ряд предпосылок для роста инвестиций.
Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановление условий для внутреннего накопления. Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоплением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на отечественные товары инвестиционного и потребительского назначения. Решение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
От централизованных капитальных вложений — к частным инвестициям
К концу 90-х годов в России в целом сформировалась рыночная модель инвестиционного процесса. Государство, монопольно осуществлявшее капитальные вложения в плановой экономике, смени-
ли различные категории частных инвесторов. Формируется необходимая инфраструктура инвестиционного процесса — коммерческие банки, разного рода финансовые учреждения, фирмы — поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и др.
Государство целенаправленно проводит последовательную децентрализацию инвестиционного процесса (в том числе и в региональном разрезе). Поддержка негосударственных предприятий за счет централизованных инвестиций осуществляется только кредитованием на возвратной и платной основе. Одновременно бюджетное финансирование сохраняется для социально значимых объектов, имеющих некоммерческий характер.
В последние годы значительно расширяется совместное (долевое) государственно-коммерческое финансирование инвестиционных проектов, позволяющее объединить средства и разделить риски. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств используется на реализацию особо эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса и на предоставление гарантий частному капиталу.
11.2. Финансово-инвестиционный комплекс
Рыночная модель инвестиционного процесса в России имеет деформированный характер и недостаточно эффективна. Это проявляется в том, что слабо работает механизм накопления на микроуровне (уровне предприятий), фондовый рынок и кредитная система не играют заметной роли в аккумулировании сбережений и их трансформации в инвестиции.
Банковская система России на протяжении 90-х годов была ориентирована на высокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляя инвестирование в реальный сектор экономики. Так, например, в 2000 г. Российские банки предоставили кредиты на основной капитал в сумме 26 млрд. руб. что составляет 4% в общем объеме источников финансирования в основной капитал. Основными факторами, препятствующими активизации банковского инвестирования производства, являются высокий уровень риска вложения в реальный сектор производства, краткосрочный характер сложившейся ресурсной базы банков, несформированность рынка эффективных инвестиционных проектов. Наметилась тенденция роста свободных денежных средств банков, которые не вкладываются в производство. Проявляется и недостаточная восприимчивость реального сектора к инвестициям: при острейшей нужде в инвестициях и наличии в стране свободных финансовых ресурсов нет достаточных условий для их прибыльного использования.
Для реформируемой экономики России характерно стало свертывание инвестиционного процесса. Причины этого коренятся в двух узких звеньях. На входе в инвестиционное пространство — острый дефицит финансовых ресурсов для инвестирования. При этом владельцы свободных денежных капиталов не заинтересованы инвестировать средства в реальный сектор экономики. На выходе из инвестиционного пространства — резкое сужение массового платежеспособного спроса, что подрывает фундамент финансовой окупаемости инвестиций.
Решение важнейшей задачи современной Российской экономики — сочетание политики экономической стабилизации с политикой экономического роста — требует стимулирования инвестиционной активности. Создание объективных предпосылок устойчивого подъема экономики России невозможно без реального инвестирования, обновления основного капитала, реструктуризации всей финансово-инвестиционной сферы.
Системный подход к инвестированию
Добиться осмеления инвестиционной активности и повышения эффективности капитальных вложений можно лишьпри системном подхода к решению проблем финансово-инвестиционного комплекса в целом.
Сущность действий финансово-инвестиционного комплекса состоит:
а) в интеграции в единый комплекс финансовых и реальных инвестиционных процессов и потоков
б) во взаимодействии того или иного вида или в слиянии экономических субъектов финансирования и реального инвестирования
в) во взаимосвязи (взаимопроникновении) или объединении
финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
Такое понимание финансово-инвестиционного комплекса включает одновременно и финансы в узком смысле слова (образование фондов денежных средств, как правило, на безвозвратной основе), и кредит. Роль государственного регулирования инвестиционного процесса в рыночных условиях чрезвычайно высока.
Макроэкономическое регулирование инвестиций
На макроуровне характер, формы и методы государственного регулирования экономики в весьма сильной степени предопределяют структуру ФИК и направления его развития. Методами государственного регулирования можно:
снижать и повышать инвестиционную активность в стране
создавать для инвестиций более выгодные условия в реальном секторе экономики или, наоборот, в сфере биржевых спекуляций
предопределять отраслевую структуру инвестиций в реальный сектор экономики.
Именно на макроуровне образуются все основные предпосылки, предопределяющие интеграцию финансовых и реальных инвестиционных потоков в ФИК всех уровней и всех видов:
а) Государственное регулирование цен или, наоборот, отпуск всех цен на самотек сильно влияют на соотношение цен на различные виды товаров и услуг, в том числе на инвестиционные товарыи услуги и на потребительские товары и услуги.
Ценовая диспропорциональность препятствует переливанию финансовых ресурсов с одной стадии инвестиционного цикла на другую, резко замедляет оборот финансовых ресурсов.
б) Государственное регулирование банковского процента способствует интеграции финансовых и реальных инвестиционных ресурсов при обеспечении низкого уровня процента, но отдаляет друг от друга финансовые и реальные инвестиционные ресурсы при его высоком уровне,
в) Государственная налоговая политика влияет на финансовые потоки и реальные инвестиционные процессы: последние начинают свертываться из-за нехватки финансовых ресурсов в сфере реального финансирования в случае чрезмерного налогообложения и, наоборот, разворачиваются при снижении налогов на производителя.
г) Курс национальной валюты по отношению к иностранным валютам существенным образом влияет на интеграцию (в положительном или отрицательном смыслах) финансовых потоков и
реальных экономических процессов в меру открытости страны мировому рынку.
д) Распределение денежных накоплений и доходов в обществе влияет на возможности концентра-ции финансовых ресурсов для реального инвестирования. Благодаря формированию массового
платежеспособного спроса на товары и услуги, создается фундамент окупаемости и прибыльности финансовых ресурсов, направляемых на реальное инвестирование.
На макроуровне особенно важно соотношение и взаимодействие реальных инвестиционных ресурсов, с одной стороны, и финансовых ресурсов, могущих быть с достаточной степенью вероятности использованными на реальные инвестиции, — с другой.
Особое значение для взаимодействия финансовых и реальных
Значение соотно- инвестиционных ресурсов имеет соотношение между величиной денеж-
шения денежной ной массы в стране и наличной массой реальных товаров и услуг.
и товарной массы При этом необходимо учитывать структурирование денежной массы. Например, следует различать «длинные» и «короткие» деньги, концентрацию денег на стороне массового спроса со стороны населения или на стороне узкой прослойки лиц, предъявляющей спрос на предметы роскоши и переводящей денежные накопления в зарубежные банки. Также важно структурирование реальных товаров и услуг (соотношение между потребительскими и инвестиционными товарами и услугами).
При этом не только соотношение денежной и товарной массы в стране относится к числу ведущих факторов, предопределяющих инвестиционную активность в реальном секторе экономики. Пропорционально росту этой активности сближаются финансовые и реальные инвестиционные ресурсы, а при снижении инвестиционной активности эти два вида ресурсов отдаляются друг от друга. Именно структурные соотношения в рамках денежной и товарной масс, внутри финансовых и реальных инвестиционных ресурсов предопределяют степень реальной инвестиционной активности, обусловливающей степень сближения и взаимопереплетения финансовых и реальных инвестиционных ресурсов.
11.3. Нормативно-законодательная база инвестиционной деятельности рыночного типа
Государство сформировало в 90-е годы систему нормативно-законодательных актов (более 30 документов), регулирующих инвестиционную деятельность в России. В 1998—1999 годах приняты законодательные акты, направленные на улучшение инвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Вступили в силу федеральные законы «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О бюджете развития Российской Федерации», «О лизинге», «Об ипотеке (залоге недвижимости)», изменения и дополнения к Закону «О соглашениях о разделе продукции», принятому в 1995 г.
Роль государства
в инвестиционном
процессе
ВФедеральном законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» определены разно-
образные формы и методы государственного участия в инвестиционной деятельности в России. Во-первых, это создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности: совершенствование системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции защита интересов инвесторов и принятие антимонопольных мер предоставление льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами расширение возможностей использования залогов при осуществлении кредитования развитие финансового лизинга защита Российских организаций от поставок морально устаревших технологий и оборудования создание и развитие сети информационно-аналитических центров и др.
Во-вторых, в законе предусмотрено прямое участие государ ства в инвестиционной деятельности. Формы этого участия следующие: разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов из средств государственного бюджета формирование перечня строек и объектов технического перевооружения федерального значения и финансирование их из бюджета размещение на конкурсной основе средств Бюджета развития для финансирования и государственных гарантий инвестиционных проектов на основе возвратности, срочности, платности выпуск облигационных займов, гарантированных целевых займов вовлечение в инвестиционный процесс законсервированных объектов предоставление концессий Российским и иностранным инвесторам по итогам аукционов, конкурсов и др.
Вопрос о месте и роли государства в переходной экономике в целом и в инвестиционном процессе в частности является предметом оживленной дискуссии среди Российских ученых и практиков. Суть дискуссии сводится к поиску ответа на вопрос «какова должна быть роль государства в рыночной экономике? ». Следует признать, что к концу 90-х годов в России, образно говоря, «маятник качнулся в другую сторону»: по сравнению с высокой степенью огосударствления советской экономики роль государства в экономических процессах неоправданно снизилась до критических размеров.
Свою главную задачу в условиях либерализации экономической жизни государство видит в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредственного инвестора.
Однако негативная экономическая практика страны в прошедшее десятилетие показывает, что переходная экономика как система, выведенная из состояния равновесия, для стабилизации и перехода к экономическому росту требует более активной роли государства. Это касается не только создания институционально-правовой основы деятельности частных инвесторов, но и прямого инвестирования в реальный сектор для осуществления необходимых структурных сдвигов. В переходной экономике нельзя недооценивать особую роль государственных инвестиций как важнейшего рычага модернизации структуры народного хозяйства, преодоления значительных диспропорций в народном хозяйстве.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!