Льготы общественным организациям инвалидов
Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов
Категория: Права инвалидов | 5-04-2003 | Просмотров: 2598
Статья 34. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов
Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей общественным объединениям инвалидов.
Федеральный закон РФ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" от 4 января 1999 года No 1-Ф3, освободил от уплаты страховых взносов общеРоссийские общественные организации инвалидов.
В связи с вступлением в действие данного Закона, многие общественные организации инвалидов, имеющие ранее льготы по уплате страховых взносов, но не имеющие статуса общеРоссийских, оказались в крайне тяжелом положении и обратились за защитой своих прав в Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд РФ от 23 декабря 1999 года указал:
- Освобождение от уплаты страховых взносов в фонды, о которых говорится, как разновидность государственной поддержки, адресована одной и той же категории граждан -- инвалидам и не может зависеть от статуса общественной организации.
Конституционный Суд РФ постановил:
- Признать не соответствующим Конституции РФ Закон от 4 января 1999 года в той части, в которой он не освобождает от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не являющиеся общеРоссийскими организациями, а также инвалидов 1,2 и 3 групп, получающих пенсии по старости.
Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
Будем надеяться, что Государственная Дума обязательно учтет замечание Конституционного Суда РФ, и тем самым создаст для инвалидов наиболее благоприятные условия для решения их уставных задач.
О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИНВАЛИДОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ У НЕЕ В СОБСТВЕННОСТИ.
К предприятиям, находящимся в собственности общественных организаций инвалидов, относятся предприятия, созданные общественными организациями за счет своих средств с целью решения уставных задач.
В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 года No 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не подлежит налогообложению прибыль общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов.
Предусмотренная льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
Кроме того, предусмотрено понижение ставки налога на прибыль на 50 процентов для предприятий, на которых работает не менее 50 процентов инвалидов.
Не подлежит налогообложению прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от среднесписочной численности работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов.
При определении права на льготу в среднесписочной численности работников предприятия учитываются только те инвалиды, с которыми предприятие заключило трудовой договор по основному месту работы, и их трудовые книжки хранятся на предприятии.
Инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера, на получение указанной льготы, в среднесписочную численность работников предприятия не включаются.
При этом надо помнить, что инвалиды, признанные МСЭ (ВТЭК) нетрудоспособными, и имеющие запрещение или ограничение на занятие трудовой деятельностью, состоящие в штате предприятия, включаются в общее число работников предприятия при определении условий, предоставляющих право предприятию на применение льготного порядка налогообложения прибыли. (Письмо ГНС РФ от 4 февраля 1997 года No 01-2-10).
К социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относятся:
- оказание медицинской помощи, обеспечение лекарственными препаратами, санаторно-курортное лечение, обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, тифло-сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры и спорта и иных сфер жизни
- социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание, общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование, создание новых рабочих мест, создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов, обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы, создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Предприятие может заниматься благотворительной деятельностью по отношению к общественным организациям инвалидов, их предприятиям, используя при этом не более 3 процентов от своей прибыли.
Облагаемая налогом прибыль при этом уменьшается на сумму взносов, направленных на благотворительность.
Благотворительная деятельность - добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Благотворительная деятельность осуществляется в целях социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию инвалидов и т.п. ( Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" от 11 августа 1995 года No 135-Ф3).
Добровольцы -- граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя.
Общественные организации инвалидов, их предприятия, учреждения и объединения, получившие взносы на благотворительные цели, по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, предоставляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств.
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
От уплаты НДС освобождаются товары (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 процентов общей численности составляют инвалиды, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общеРоссийских общественных организаций инвалидов. (В ред. Федерального закона от 02.01.00 No 36-ФЗ).
При определении права на получение указанной льготы в среднесписочную численность включаются состоящие в штате работники предприятия, учреждения и организации, в том числе работающие по совместительству, а также лица, не состоящие в штате и выполняющие работы по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
От уплаты налога на имущество освобождаются общественные организации инвалидов, а также другие предприятия, учреждения и организации, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников.
Общественные объединения (организации) инвалидов, использующие приобретаемые автотранспортные средства для выполнения своей уставной деятельности освобождаются от уплаты налога:
- с владельцев транспортных средств,
- на приобретение автотранспортных средств.
И не нужно доказывать с помощью каких-либо документов, что автотранспортные средства приобретены для выполнения уставной деятельности общественной организации инвалидов. Однако, надо помнить, что количество и тип приобретаемых транспортных средств не должны вызывать сомнений в необходимости их использования для осуществления уставной деятельности.
Транспортные средства, закупленные для этих целей, должны стоять на балансе предприятия, их нельзя передавать в аренду или прокат. Соответствующим образом должны быть оформлены и транспортные документы (путевые листы и т.п.).
АКЦИЗНЫЙ СБОР
Акцизным сбором не облагаются легковые автомобили с ручным управлением, которые отпускаются инвалидам в порядке, определяемом Правительством РФ. Исключение составляют автомобили "Ока".
Государственная пошлина установлена в размере 0,5 процента к стоимости изделия по отпускным ценам.
Общественные организации инвалидов, их учреждения, учебно-производственные организации и объединения освобождаются от уплаты государственной пошлины:
а) в судах общей юрисдикции по всем искам,
б) в органах, совершающих нотариальные действия.
Все льготы, действовавшие ранее по уплате таможенных пошлин для общественных организаций инвалидов, отменены.
Общественным организациям инвалидов и предприятиям могут предоставляться льготы по региональным и местным налогам по решению органов управления субъектов РФ и местных органов управления.
Правовой основой для принятия таких решений является статья 34 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ".
Стоит обратить внимание на Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" от 31 марта 1999 года No 63-Ф3:
- Общественным организациям инвалидов, их региональным и территориальным организациям, организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям, единственным собственником имущества которых являются общественные организации инвалидов, предоставляется право добровольного перехода на уплату единого налога или сохранения существующего порядка уплаты налогов.
В наше время такая услуга, как кардшаринг, прочно вошла в нашу жизнь. Сегодня многие люди предпочитают получать отличный доступ к каналам со всего мира, и при этом оплачивать значительно меньшие суммы. Если вам нужен недорогой и качественный шаринг. тогда мы с радостью поможем вам решить сей вопрос. Мы предлагаем своим клиентам действительно достойное качество и абсолютно разумные цены, посему приглашаем вас посетить наш сайт и самостоятельно в этом убедиться.
Налогообложение некоммерческих организаций
Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций
Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются и функционируют для выполнения социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, хотя поступления от этих организаций не играют существенной роли в системе доходных источников бюджета. К некоммерческим организациям относятся: негосударственные и общественные организации, осуществляющие деятельность за счет собственных доходов государственные и муниципальные учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета автономные учреждения.
Согласно Налоговому кодексу РФ, эти организации обязаны представлять в налоговые органы разные налоговые декларации, в которых отражаются расчеты по каждому виду федеральных, региональных и местных налогов и сборов, плательщиками которых являются НКО.
Прежде всего, рассмотрим порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (НДС), единому социальному налогу (ЕСН), государственной пошлине, таможенной пошлине. Как правило, именно эти федеральные налоги, сборы и платежи обязаны уплачивать НКО при налогообложении учитываются льготы, обусловленные спецификой их деятельности.
Эта специфика заключается в следующем.
1. Гражданским кодексом РФ определено, что НКО не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основе специальных разрешений — лицензий.
2. НКО не зарегистрированы в качестве предпринимателей. Вместе с тем по роду своей работы они могут оказывать различные услуги как физическим, так и юридическим лицам на платной основе, осуществлять другие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, чтобы иметь возможность развивать основную некоммерческую деятельность, предусмотренную учредительными документами организации.
Именно поэтому при исчислении налога на прибыль в составе доходов некоммерческих организаций не учитывается ряд доходных источников. Перечень целевых поступлений и целевого финансирования, присущих некоммерческим организациям, которые при их целевом использовании освобождаются от уплаты налога на прибыль, определяется приказами Министерства финансов России. Чтобы получить право на такие льготы, НКО обязаны соблюдать ряд требований налогового законодательства. Во-первых, все поступления НКО, относимые к целевым налогом на прибыль не облагаются только при условии ведения раздельного учета и использования их в соответствии с условиями получения. В противном случае указанные средства подлежат налогообложению. По окончании финансового года некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств.
Во-вторых, некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет не только целевых поступлений, но и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые подразделяются на 2 группы. Одна группа включает в себя доходы от реализации товаров, работ и услуг. К примеру, в образовании такими доходами являются доходы от платной образовательной деятельности. Сюда же относятся доходы от реализации учебно-методической литературы, являющейся товаром, и т. д. Ко второй группе относятся внереализационные доходы, включающие: доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду) плату кредитных организаций, начисляемую за размещение средств на расчетном счете доходы, полученные в результате начисления суммовых разниц при совершении сделок в иностранной валюте пени и штрафы за неуплату членских взносов излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, и др.
Все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду НКО, подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Налогооблагаемая база НКО определяется как разница между объемом полученных доходов без НДС и акцизов и суммой фактических экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов по группам: материальные расходы расходы на оплату труда амортизационные начисления на имущество, приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемое для извлечения дохода прочие расходы.
В соответствии со ст. 41 части первой НК РФ доходом считается экономическая выгода НКО в денежной или натуральной формах. Поступления, не приносящие налогоплательщику экономической выгоды, не относятся к доходам, учитываемым при налогообложении. Например, не подлежат налогообложению транзитные платежи, к которым относятся: средства, поступившие от арендующих организаций в виде возмещения фактических расходов за оплаченные арендодателем коммунальные услуги и услуги связи плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях для престарелых и инвалидов средства, поступившие во временное пользование от госпитализированных в стационар больных, подлежащие впоследствии возврату гражданам плата родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.
Расходы в соответствии с законодательством делятся на прямые и косвенные (накладные). Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, в частности все затраты, произведенные в пределах установленных правовыми актами норм и нормативов (размер суточных при направлении работника в командировку, стоимость представительских расходов, нормы использования горюче-смазочных материалов и т. д.). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, оформленные соответствующими документами (договорами, счетами-фактурами, ведомостями на выдачу заработной платы работникам, авансовыми отчетами и т. д.). Необходимым условием является отнесение расходов на цели, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.
Важно подчеркнуть, что ставки налога на прибыль являются универсальными как для коммерческих структур, так и для НКО и составляют 24% от налогооблагаемой базы (6,5% направляется в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджет субъекта РФ). Органы власти субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков вправе устанавливать пониженную налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. Независимо от того, имеется ли у НКО превышение доходов над расходами, они обязаны ежеквартально представлять налоговые декларации. Рассмотрим порядок расчета налога на прибыль НКО на примере одной из некоммерческих организаций.
Пример: Деятельность общественной некоммерческой организации «Клуб автолюбителей» осуществляется за счет различных источников. Предположим, что в октябре текущего года на расчетный счет поступило 100 тыс. руб. членских взносов. Этот клуб участвовал в конкурсе на получение государственного заказа на услуги по дополнительному обучению детей-сирот автоделу, выиграл его и получил субвенцию в сумме 800 тыс. руб. которые использовал по назначению. В ноябре текущего года, согласно договору пожертвования, от коммерческой организации на счет клуба поступили средства в сумме 250 тыс. руб. на приобретение автомобилей. Таким образом, все доходы относятся к целевым поступлениям. Выше мы отмечали, что для получения льготы необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, целевой характер расходов в данном примере обозначен при предоставлении средств. Фактически «Клуб автолюбителей» не все средства израсходовал на приобретение автомобилей, а 40 тыс. руб. направил на выплату премий персоналу организации. В этом случае сумма 40 тыс. руб. и будет являться налогооблагаемой базой, отражаемой в налоговой декларации в составе внереализационных доходов, размер налога на прибыль составит: 40 ООО х 24%/100% = 9600 руб.
Налог на добавленную стоимость. Некоммерческие организации, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками НДС в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавленную стоимость освобождены (подчеркнем, что от НДС освобождаются не организации, а виды деятельности). Перечень льгот приведен в НК РФ. Порядок исчисления НДС приведен также в главе 7 учебника. Главное условие освобождения тех или иных товаров, работ или услуг от НДС заключается в их социальной значимости.
Пример: НДС не начисляется на ряд услуг и товаров, непосредственно выполняемых или реализуемых некоммерческими организациями:
• услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты (частные и общественные организации такой льготы не имеют)
• услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях
• услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях. Основное отличие этих услуг от приведенных выше заключается в том, что льгота по НДС предоставляется образовательным, спортивным, общественным организациям, организациям культуры и искусства и другим организациям любой формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям
• медицинские услуги определенного перечня, оказываемые физическим и юридическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой. Форма собственности и ведомственная принадлежность организации может быть любой
• услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых государственными и негосударственными архивными учреждениями и организациями. Индивидуальным предпринимателям льгота не предоставляется
• услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видео-показ. Под услугами религиозных объединений понимается проведение обрядов и церемоний. От НДС освобождаются также изготовление и реализация этими объединениями предметов культа и религиозного назначения.
При проведении театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от НДС освобождается плата за посещение этих мероприятий
• услуги по изготовлению копий учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов
• товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые общественными организациями инвалидов
• товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.
Это далеко не полный перечень, но даже из него следует, что в каждом конкретном случае для учета индивидуальных особенностей льготных видов деятельности обращение к инструктивному материалу обязательно. В одних случаях дополнительным условием является наличие лицензии на тот или иной вид услуг, в других — таких лицензий не требуется, в третьих — имеются определенные требования к содержанию услуги. Например, если учреждение дополнительного профессионального образования оказывает платные услуги по программе, объем которой составляет менее 72 часов, то независимо от наличия лицензии оно не имеет льготы по НДС.
Некоммерческие организации наряду с коммерческими являются плательщиками единого социального налога, если они являются работодателями. В п. 14.2 рассмотрен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Поэтому остановимся лишь на специфических льготах для некоммерческих организаций. Сразу отметим, что этот налог не взимается, если суммы начисленной в течение года заработной платы и других вознаграждений в расчете на каждого отдельного работника НКО не превышают 100 тыс. руб.
Данное ограничение распространяется:
1) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун, попечитель) составляют не менее 80%
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%
3) некоммерческие организации, основной уставной целью которых является оказание образовательных, физкультурно-спортивных, информационных, культурно-просветительских, правовых и иных реабилитационных услуг для инвалидов, включая детей-инвалидов и их родителей, либо осуществление научных разработок по проблемам инвалидности и инвалидов, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Снижение платежей нашло отражение в регрессивной шкале налогообложения (чем выше фонд оплаты труда, тем ниже ставка единого социального налога), поэтому перечень льгот сведен до минимума. Для получения льготы организации необходимо документально подтвердить свой статус, предъявив решение учредителей о ее создании, устав или положение, в которых должны содержаться сведения о собственниках имущества.
Государственную пошлину, являющуюся федеральным доходом, некоммерческие организации уплачивают в том случае, когда они совершают юридически значимые действия, обращаются в судебные органы за разрешением спорных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью. В гл. 25.3 части второй НК РФ предусмотрено, что от уплаты госпошлины освобождаются как организации в целом, так и отдельные виды совершаемых НКО действий.
В частности, государственную пошлину не должны платить:
1) государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федеральною бюджета. Следует иметь в виду, что если учреждения и организации финансируются из регионального или местного бюджета, от уплаты госпошлины они не освобождаются
2) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право вывоза культурных ценностей
3) общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных действий, при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции и к мировым судьям
4) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях
5) государственные, муниципальные предприятия и учреждения — за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество казны соответствующего уровня.
Таможенная пошлина. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от организационно-правового статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе».
От таможенной пошлины освобождаются товары, а не организации. К их числу относятся:
• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и/или вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия
• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые из страны в качестве гуманитарной помощи в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий учебные пособия для государственных и муниципальных учреждений образования и лечебных учреждений
• периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.
Далее рассмотрим порядок налогообложения по видам региональных налогов, к числу которых относятся налог на имущество и транспортный налог.
Налог на имущество организаций. Все организации, в том числе имеющие льготу по налогу на имущество, должны представлять налоговые декларации по этому налогу и одновременно заявлять о праве на льготу. Основой для расчета среднегодовой стоимости имущества служит остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества. Остаточной стоимостью является разница между первоначальной стоимостью и ежемесячно начисляемой амортизацией. Такой порядок является единым для коммерческого и некоммерческого секторов экономики, включая бюджетные учреждения. По НК РФ ставка налога установлена в размере 2,2%, при этом региональные власти вправе ее снижать, так как этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.
Все НКО можно сгруппировать в 4 группы, каждая из которых имеет свои особенности при исчислении налога на имущество.
К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы по федеральному законодательству, которые не ограничены сроком действия: государственные научные центры, религиозные объединения и организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности (например, культовые здания и сооружения) организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения организации и учреждения уголовно-исполнительной системы.
Вторая группа — НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. При определенных условиях освобождаются от налога на имущество: общественные организации инвалидов, если численность инвалидов составляет не менее 80% организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% от общего числа работников.
В третью группу НКО включаются: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации автономные учреждения, государственного и муниципального учреждения фонды (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений). Они не имеют льгот по налогу на имущество.
Региональным органам власти предоставлено право не только устанавливать, пониженные ставки налога на имущество, но и расширять перечень организаций, имеющих право на льготы. Например, в Санкт-Петербурге в соответствии с региональным законодательством льготой по налогу на имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, могут воспользоваться бюджетные учреждения, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, организации водоснабжения, коммунального хозяйства, а также садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан научные организации РАН — в отношении имущества, используемого для научной деятельности.
Транспортный налог. Некоммерческие организации обязаны в общеустановленном порядке (см. п. 5.2) уплачивать транспортный налог, если они имеют в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении зарегистрированные транспортные средства (автомобили, снегоходы, водные и воздушные суда и др.).
Земельный налог, который относится к местным налогам, уплачивают НКО, имеющие земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения (см. п. 6.6). Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ автономным учреждениям в соответствии со ст. 3 Закона «Об автономных учреждениях» № 174ФЗ.
Ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Прямое освобождение от земельного налога имеют учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Единственными собственниками имущества которых являются общеРоссийские общественные организации инвалидов религиозные организации общеРоссийские общественные организации инвалидов и их союзы, членами которых являются инвалиды и их законные представители и количество которых составляет не менее 80% от общей численности работающих.
Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — по законодательству этих субъектов РФ.
Таким образом, мы видим, что налогообложение некоммерческих организаций — сложный процесс, требующий глубоких специальных знаний в области налогового законодательства.
Особенности исчисления налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями (организациями)
в соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками налога на прибыль являются Российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. На этом основании государственные и муниципальные учреждения (организации), большинство из которых являются бюджетными, юридически признаются плательщиками налога на прибыль.
Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета согласно смете доходов и расходов, наделенных государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления.
Как отмечалось в предыдущем параграфе, при расчете налога на прибыль все НКО должны учитывать доходы от реализации работ и услуг, основных средств и иного имущества, от внереализационных операций. В составе доходов не учитываются авансовые платежи и целевые поступления.
Одна из важных особенностей, которую необходимо иметь в виду при исчислении налога на прибыль, заключается в следующем. В отличие от негосударственных и общественных НКО государственные и муниципальные учреждения (организации) ограничены в правах по распоряжению имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника (учредителя).
При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества этим организациям отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между организацией и арендатором, а между владельцем основных средств — соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом — и арендатором. Поэтому суммы арендной платы могут и не поступать в распоряжение государственных и муниципальных учреждений (организаций). Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды отражаются в смете доходов и расходов, при определенных условиях возникают обязательства по уплате не только налога на прибыль, но и налога на добавленную стоимость.
В течение последних лет в законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются положения об использовании доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, в качестве дополнительных источников финансирования государственных учреждений и организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Так, Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 235ФЗ установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, а также организациям научного обслуживания РАН, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета. Арендная плата в полном объеме отражается в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Доходы от аренды, выступающие как дополнительный источник бюджетного финансирования, направляются на содержание и развитие материально-технической базы этих организаций сверх сумм, установленных по федеральному бюджету. В данном случае эти доходы являются целевым финансированием, не подлежащим налогообложению. Аналогичные нормы имеют место и в законах о бюджете на очередной финансовый год отдельных субъектов РФ.
Налоговая база по бюджетным учреждениям определяется как разница между суммой доходов и суммой фактически осуществленных расходов, непосредственно связанных с ведением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которую для краткости условимся называть коммерческой. Особенностям ведения налогового учета бюджетными учреждениями посвящена ст. 321.1 гл. 25 НК РФ. В этой статье для бюджетных учреждений предусмотрены обязанность ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов, расходов по ремонту всех видов основных средств. Например, если в смете доходов и расходов предусмотрена оплата расходов по коммунальным услугам, услугам связи, по всем видам ремонта основных средств, по обслуживанию транспортных средств за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств, то в основе определения расчетной суммы расходов по этим статьям должен лежать удельный вес доходов от коммерческой деятельности (без внереализационных) в общей сумме бюджетных и внебюджетных источников финансирования учреждения.
Итак, руководством к действию при исчислении налога на прибыль государственных и муниципальных учреждений (организаций) служит налоговое законодательство, не всегда, к сожалению, учитывающее степень реального бюджетного финансирования исполнителей бюджетных услуг. НКО должны быть предельно внимательны, чтобы не попасть в «налоговую ловушку». Относительная законодательная недоработанность правового статуса НКО при наличии достаточно широкого спектра их предпринимательской деятельности нередко приводит к ситуации, в результате которой формируется доходная база, подпадающая под действие ряда налогов, регламентированных НК РФ. При этом возрастают «налоговые риски» НКО.
УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор
Назад | | Вверх
Тема: Налоговые льготы для организаций, использующих труд инвалидов
В целях усиления поддержки инвалидов и активизации процесса их трудоустройства для организаций, использующих труд работников-инвалидов, а также для общественных объединений инвалидов в республике установлен ряд льгот по налогам и неналоговым платежам.
Рассмотрим, на какие налоговые льготы могут претендовать указанные организации и при каких условиях.
Налог на добавленную стоимость
От обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) освобождаются обороты по реализации на территории Республики Беларусь товаров (работ, услуг), произведенных (выполненных, оказанных) плательщиками, у которых численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности промышленно-производственного персонала в среднем за период (ч. 1 подп. 1.16 ст. 94 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК)).
инвалид льгота налог платеж
Для правомерного применения названной льготы требуется соблюдение следующих условий:
) численность работающих инвалидов должна отвечать предусмотренному критерию. При этом периодом, за который определяется доля инвалидов, является календарный месяц. Это означает, что организацией производится ежемесячный расчет, и если соблюдается установленный процент списочной численности инвалидов в среднем за истекший месяц, то в следующем месяце организация освобождается от налогообложения. И наоборот, если по итогам истекшего месяца условие численности инвалидов не выполняется, в следующем месяце льгота по налогу организацией использоваться не может (ч. 1, 2 подп. 1.16 ст. 94, п. 10 ст. 103 НК).
Пример 1.
Отметим, что списочная численность персонала в среднем за период определяется на основании Указаний по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденных Постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 N 92 (далее - Указания N 92). При этом в нее включаются также граждане, работающие по совместительству, и граждане, выполняющие работы, оказывающие услуги по договорам подряда, другим гражданско-правовым договорам (ч. 2 подп. 1.16 ст. 94 НК Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.03.2011 N 2-2-14/10108 О налогообложении (далее - Письмо N 2-2-14/10108))

2) для применения освобождения необходимо наличие выданного Белорусской торгово-промышленной палатой или ее областными отделениями сертификата (или его копии) об отнесении реализуемых товаров (работ, услуг) к товарам (работам, услугам) собственного производства (ч. 3 подп. 1.16 ст. 94 НК порядок выдачи сертификата определен Положением о порядке выдачи сертификатов продукции (работ, услуг) собственного производства, утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2010 N 1520).
Подчеркнем, что льгота по НДС может применяться организацией по товарам (работам, услугам), произведенным (выполненным, оказанным) в период действия сертификата, при этом они могут реализовываться и после окончания срока его действия.
Пример 2.
Налог на прибыль
Прибыль организаций, использующих труд инвалидов, освобождается от обложения налогом на прибыль, за исключением прибыли, полученной от торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности. Другими словами, на прибыль, полученную от указанных видов деятельности, льготный порядок налогообложения не распространяется.
Однако для правомерного применения такого освобождения численность работающих в организации инвалидов должна составлять более 50% от списочной численности в среднем за налоговый период. Иначе говоря, если доля инвалидов - 50% или менее, то условие численности не выполнено и организация не вправе по итогам налогового периода использовать льготу (подп. 1.5 ст. 140 НК).
Начиная с 2011 года налоговым периодом при исчислении налога по валовой прибыли является календарный год, поэтому определить, вправе ли организация воспользоваться данной льготой, можно лишь по итогам истекшего календарного года. Следовательно, освобождение от налогообложения при расчете фактической суммы налога на прибыль применяется только по окончании года (п. 1, 2 ст. 143 НК).
Вместе с тем при определении ежеквартальной суммы текущих (авансовых) платежей, подлежащих уплате в течение года, у организации имеется возможность учесть льготу (п. 2, 3 ст. 143 НК Письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.01.2011 N 2-2-25/10003 Об актуальных вопросах исчисления налога на прибыль (далее - Письмо N 2-2-25/10003)) (табл. 1).
Таблица 1
Метод определения текущих платежей по налогу на прибыль Порядок учета льготы при определении размера текущих платежей Метод 1. Исходя из результатов деятельности организации за предыдущий год Общая сумма налога на прибыль, подлежащая ежеквартальной уплате текущими платежами, равна сумме налога на прибыль по итогам предшествующего года. Если организация, использующая труд инвалидов, применяла льготу в предыдущем году, ее размер уменьшает сумму текущих платежей в текущем году Метод 2. Исходя из предполагаемой суммы налога на прибыль по итогам текущего года Общая сумма налога на прибыль, подлежащая ежеквартальной уплате текущими платежами, определяется исходя из суммы налога на прибыль, предполагаемой по итогам текущего года. При этом предполагаемая таким образом сумма налога может учитывать льготу (планируя прибыль к налогообложению, организация, использующая труд инвалидов, может запланировать и размер освобождаемых от налогообложения оборотов)
По окончании календарного года организация исчисляет налог на прибыль, исходя из фактических результатов своей деятельности. При этом фактические результаты будут отличаться от суммы налога, уплаченной организацией текущими платежами (табл. 2).
Таблица 2
Результаты деятельности организации Уплата текущих платежей метод 1 метод 2 Фактическая сумма налога превысила размер текущих платежей Организация доплачивает разницу (подп. 7.2 ст. 143 НК). При этом независимо от размера доплаты пени не взыскиваются (за исключением занижения текущих платежей вследствие ошибки, допущенной при исчислении налога на прибыль в предыдущем году) (п. 3 ст. 52, ч. 3 подп. 3.1 ст. 143 НК Письмо N 2-2-25/10003) Организация доплачивает разницу (подп. 7.2 ст. 143 НК). При этом, если запланированная сумма налога на прибыль оказалась менее 80% от фактической его суммы, с организации будут взысканы пени за неполную уплату налога текущими платежами (п. 3 ст. 52, подп. 3.2 ст. 143 НК Письмо N 2-2-25/10003). Следовательно, организациям, у которых процентное соотношение инвалидов около 50%, безопаснее при планировании льготу не применять, поскольку имеется большая вероятность невыполнения по итогам календарного года требования касательно численности инвалидов. Однако, если организация решила при планировании прибыли воспользоваться льготой и при этом по ее расчетам в течение года существует большая вероятность несоблюдения условия численности инвалидов, она вправе уточнить предполагаемую сумму налога и таким образом уменьшить размер возможных пенейФактическая сумма налога меньше уплаченных текущих платежей Возникшая переплата по налогу в общеустановленном порядке может быть зачтена в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль, по иным налогам (сборам, пошлинам), в уплату пеней либо возвращена организации (ст. 60 НК)
Налог на недвижимость
От налога на недвижимость освобождаются здания и сооружения организаций общественных объединений Белорусское общество инвалидов, Белорусское общество глухих и Белорусское товарищество инвалидов по зрению, а также их обособленных подразделений, но лишь в случае, если в указанных организациях (их обособленных подразделениях) численность инвалидов составляет не менее 50% от списочной численности работников в среднем за период (подп. 1.2 ст. 186 НК). В целях применения льготы среднесписочная численность работников определяется в соответствии с Указаниями N 92.
При этом следует помнить, что для правомерного применения льготы организациями, входящими в состав вышеуказанных общественных объединений, недостаточно лишь выполнить условие численности инвалидов. Необходимо, чтобы здания и сооружения использовались самими организациями. Это связано с тем, что при сдаче зданий, сооружений или их частей в аренду, иное возмездное либо безвозмездное пользование они облагаются налогом на недвижимость в общеустановленном порядке, т.е. организации утрачивают право на льготу. Однако из данного правила существует исключение: льгота применяется в случае сдачи освобожденных от налога объектов в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям, указанным в ч. 2 п. 2 ст. 186 НК (например, бюджетным организациям или дипломатическим представительствам и консульским учреждениям) (п. 2 ст. 186 НК).
Если организация в течение календарного года утрачивает право на освобождение от налога на недвижимость, то исчисление и уплата ею налога по возникшему объекту производится начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено. При возникновении права на льготу она также предоставляется с квартала, следующего за кварталом возникновения права на нее (п. 4 ст. 186 НК).
Пример 3.
Плата за землю
Земельный налог
От обложения земельным налогом освобождаются земельные участки общественных объединений инвалидов, а также их частных унитарных предприятий и учреждений, занятые принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства (подп. 1.22 ст. 194 НК).
Подчеркнем, что право на применение указанной льготы предоставляется лишь организациям, относящимся к общественным объединениям инвалидов либо к частным унитарным предприятиям и учреждениям данных общественных объединений. Однако при этом численность работающих в таких организациях инвалидов для применения освобождения значения не имеет, т.е. она может быть любой.
Кроме того, льгота применяется не ко всем земельным участкам перечисленных организаций, а только к занятым принадлежащими им объектами здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. Это означает, что если земельные участки общественных объединений инвалидов (их частных унитарных предприятий и учреждений) заняты, например, административными либо производственными зданиями этих организаций, то льгота по земельному налогу на них не распространяется и налог исчисляется в общеустановленном порядке.
В случае сдачи зданий (помещений) и сооружений, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога, в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) организация утрачивает право на льготу и исчисляет земельный налог пропорционально площади зданий (помещений) и сооружений, занимаемой арендаторами (пользователями), начиная с месяца сдачи в аренду (иное возмездное или безвозмездное пользование) и заканчивая месяцем, в котором истекает срок аренды (иного возмездного или безвозмездного пользования) (п. 12 ст. 202 НК). Однако, как и с налогом на недвижимость, из данного правила имеется исключение: налог не исчисляется при сдаче в аренду или передаче в пользование организациям, указанным в ч. 4 п. 12 ст. 202 НК. Отметим, что перечень указанных организаций полностью совпадает со списком арендаторов (пользователей) в целях уплаты налога на недвижимость.
Арендная плата за земельные участки
Не взимается арендная плата за земельные участки, предоставленные общественным объединениям инвалидов (их частным унитарным предприятиям и учреждениям) для размещения объектов здравоохранения, туризма, физической культуры и спорта, социального обеспечения, образования, культуры и искусства. Однако в отличие от льготы по земельному налогу арендная плата не взимается лишь при условии, что численность инвалидов в указанных организациях составляет не менее 50% от списочной численности работников (подп. 1.7.7 Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 N 101 О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее - Указ N 101)). При этом списочная численность работников определяется в соответствии с Указаниями N 92.
Вместе с тем необходимо помнить, что при передаче освобожденного от взимания арендной платы земельного участка в субаренду с организации взимается арендная плата начиная с месяца передачи земельных участков в субаренду до месяца (включительно), в котором истекает срок субаренды. При этом в отличие от норм о земельном налоге исключений из этого правила нет (подп. 1.13 Указа N 101).
Особенности исчисления зарплатных налогов
Подоходный налог
При исчислении подоходного налога с доходов работника-инвалида законодательством предусматривается предоставление такому работнику льготы в виде дополнительного стандартного налогового вычета в размере 410000 руб. в месяц (табл. 3).
Таблица 3
Категория работников-инвалидов (подп. 1.3 ст. 164 НК) Основание предоставления стандартного налогового вычета (п. 5 ст. 164 НК) Инвалиды I и II группы независимо от причин инвалидности, инвалиды с детства, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет Пасведчанне iнвалiда Инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь увечья или заболевания, приведших к инвалидности, с катастрофой на Чернобыльской АЭС, другими радиационными авариями Удостоверение пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, дающее право на льготы в соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 06.01.2009 N 9-З О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
Одиноких матерей лишили льгот
Мать, которая воспитывает детей без помощи их отца, лишена гарантий по трудоустройству.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!