Налоговые льготы являются обязательным элементом любого налога
Обязательные элементы налогов
1. Считать ФП комплексной отраслью права, а БП, НП и др. самостоятельными отраслями
2. Считать НП частью БП, расширив предмет последнего
Налог считается установленным если чётко определенны все его обязательные элементы:
1. Налогоплательщики – это все известные Российскому праву виды ФЛ и ЮЛ. ЮЛ НК называет организациями.
Обособленные подразделения организаций не являются по ГК ЮЛ и по НК налогоплательщиками. Они лишь исполняют налоговую обязанность создавшего их лица по месту своего нахождения.
По налогоплательщика налоги можно классифицировать на взимаемым:
а) С организаций
б) С организаций и предпринимателей
в) С ФЛ
г) Общие для предпринимателей организаций и ФЛ
2. Объект налога – это юр факт обуславливающий обязанность заплатить налог.
Его необходимо отличать от предмета налога. т.е. объектов материального и нематериального мира.
Например: Предметом транспортного налога является транспортные средства. Его объектом является факт регистрации уполномоченным гос органом транспортного средства на конкретное лицо.
3. Налогооблагаемая база – Это количественное выражение предмета налога. В зависимости от выбранного масштаба выделяют базы со стоимостными показателями и базы с физическими показателями.
4. Налоговый и отчётный периоды -
Налоговый период – это период за который определяется налогооблагаемая база .
Ряд налогов уплачиваются не единовременно по окончанию налогового периода а с использованием авансовых платежей. В этом случае налоговый период делится на несколько отчётных периодов. За которые исчисляются авансовые платежи.
5. Налоговая ставка – это размер налога приходящийся на единицу налогообложения.
Выделяют 3 виды ставок:
а) Равные – когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога. (раньше «подушное налогообложение»)
б) Тождественные или твёрдые – когда на каждую единицу налога определён её абсолютный размер зафиксированный в денежном выражении.
в) Процентные или долевые (квотативные) – устанавливаются в %ах от единицы налогообложения.
В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы ставки могут меняться или оставаться неизменными. По этому основанию выделяют:
а) Пропорциональные ставки - не изменяются при изменении размера налогооблагаемой базы.
б) Прогрессивные – увеличиваются с ростом налогооблагаемой базы
Выделяют 2 вида прогрессий:
v Простая прогрессия – когда увеличенная ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе.
v Сложная (раскладная) прогрессия – когда база бьётся (разделяется) на части, каждая из которых облагается по своей более высокой ставке.
в) Регрессивные (регрессные) – размер уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы. (например гос пошлина по исковым заявлениям имущественного характера)
6. Порядок исчисления налога.
Исчислить налог означает определить сумму налога подлежащую уплате. По общему правилу обязанность по исчислению возложена на налогоплательщика. В ряде случаев она может возлагаться на налоговых агентов.
Налоговые агенты - это лица обязанные исчислять, удерживать из средств подлежащих выплате налогоплательщику и перечислять в бюджет налоги
По имущественным налогам с ФЛ обязанность по исчислению возложена на налоговые органы (это земельный, транспортные налоги, налог на имущество ФЛ).
Т.е. налоговые органы на основании сведений представляемых им органами осуществляющими гос регистрацию этого имущества. Исчисляют сумму налога и направляют ФЛ уведомление об уплате налога, где содержится расчёт подлежащий уплате суммы налога, указан срок платежа, приложена квитанция на уплату.
7. Порядок и сроки уплаты -
Срок уплаты устанавливается в ч. 2 НК применительно к каждому налогу (обычно он указан в виде конкретной даты)
Факультативным элементом налога являются налоговые льготы.
Налоговые льготы - это преимущество одних групп налогоплательщиков перед другими, включая возможность неуплаты ими налога или уплаты его в меньшем размере
Кодексом запрещено установление индивидуальных льгот, а также льгот имеющих дискриминационный характер. Льгота не предоставляется автоматически а нуждается в документальном подтверждении.
Использование льготы является правом а не обязанностью налогоплательщика.
По общему правилу если сумма льготы превышает налогооблагаемую базу. Последняя признаётся равной нулю и на следующие налоговые периоды не переносится .
Из этого правила есть исключения:
1. Когда льгота переносится на последующие налоговые периоды до её полного использования
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
1.2. Элементы налогообложения
Объединяющим началом всех налогов являются элементы налогообложения, способствующие наиболее полному раскрытию сущности налога. Именно эти элементы наиболее полно характеризуют конкретный вид налога. Посредством элементов в законах о налогах собственно и устанавливается вся налоговая процедура. В частности, в налоговом законодательстве прописываются порядок и условия исчисления налоговой базы и самой налоговой суммы, определяются ставки, сроки и порядок уплаты и другие условия налогообложения. Следует подчеркнуть, что само понятие каждого из элементов налога универсально, оно используется в налоговых процессах всех стран мира. При этом законодательное определение ряда элементов налогообложения является непременным условием, определяющим легитимность, т.е. законность, соответствующего налога. В частности, в налоговом кодексе (НК) РФ прямо указывается, что налог может быть установлен только в том случае, если определены соответствующие элементы налогообложения.
Важно при этом подчеркнуть, что при всём многообразии элементов налогообложения НК РФ выделяет лишь некоторые из них, определяя их как обязательные элементы. Кроме того, имеются и так называемые необязательные элементы налогообложения. Перечень основных элементов налогообложения представлен на рис. 1.2.
Итак, НК РФ к категории обязательных элементов налогообложения отнесены: субъект налогообложения, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Обязанность уплачивать тот или иной налог возникает у налогоплательщика только в том случае, если в законе определены все без исключения указанные обязательные элементы налогообложения. Кроме перечисленных выше, содержание налога может дополнительно характеризоваться также целым рядом других элементов налогообложения. Их отличительной особенностью является то, что применительно к тому или иному налогу они могут устанавливаться или не устанавливаться законом. В связи с этим их следует отнести к категории необязательных элементов налогообложения. В неё включаются: налоговая льгота, источник налога, единица обложения (масштаб налога), налоговый оклад, отчётный период.
Следует отличать понятия субъект налога и носитель налога. Субъект налога - это налогоплательщик, физическое или юридическое лицо, на которое по закону возложена обязанность уплатить налог из собственных средств. В некоторых случаях налог может быть переложен субъектом налога на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Необходимо отметить, что носитель налога формально не несёт юридической ответственности за уплату налога,
Рис. 1.2. Элементы налогообложения
хотя и является фактически плательщиком через систему переложения налога. Это бывает в основном при взимании косвенных налогов. В данном случае субъектом налога (налогоплательщиком) выступает производитель или продавец товара, а носителем налога является покупатель товара. Владелец товара, исполнитель работы или услуги при их продаже получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на потребление. Ярким примером такого налогообложения являются акцизы, налог с продаж. Рассмотрим указанное положение на примере уплаты акциза.
Гражданин А купил в фирме В легковой автомобиль мощностью 200 лошадиных сил. За указанный автомобиль А уплатил 1,4 млн. р. включая акциз в сумме 47 тыс. р. В данном конкретном случае по закону плательщиком акцизного налога и, соответственно, субъектом налога является фирма В. Фактически же данный налог уплатил покупатель - гражданин А, который в данном случае является носителем налога.
Таким образом, указанные налоги на потребление предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя.
Объект налогообложения - это предмет, подлежащий налогообложению.
В этом качестве выступают различные виды доходов: прибыль, добавленная стоимость, стоимость реализованных товаров (работ или услуг) сделки по купле-продаже товаров (работ или услуг), различные формы накопленного богатства или имущества. Нередко вид налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д.
Стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения представляет собой налоговую базу. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия. Но налоговую базу составит не вся полученная в налоговом периоде прибыль, а лишь так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше суммы полученной предприятием прибыли. В частности, полученная прибыль для целей налогообложения в соответствии с Российским законодательством должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, на служебные командировки и др. Одновременно с этим сумма полученной прибыли может быть уменьшена на произведённые предприятием какие-либо расходы, например, на благотворительные цели.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Налоговая ставка, или, как её ещё называют, норма налогового обложения, представляет собой величину налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твёрдыми (специфическими) или процентными (адвалорными). Твёрдые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Например, ставка акциза на дизельное топливо: 1080 р. за 1 т. Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения. Например, ставка налога на добычу полезных ископаемых установлена в размере 4,8% от стоимости добытой руды чёрных металлов. Процентные ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональная ставка налогообложения действует в одинаковом проценте к объекту обложения, т.е. без учёта изменений его величины. Например, применяемая в России ставка налога на доходы физических лиц составляет 13% от облагаемого дохода налогоплательщика. При применении прогрессивной шкалы налогообложения ставки налога увеличиваются в зависимости от роста величины объекта налогообложения. При этом существует два вида прогрессии: простая (ступенчатая) и сложная (скользящая). При применении простой прогрессии ставка налога увеличивается по мере роста размера объекта обложения и применяется ко всей величине объекта.
В Российской налоговой системе простая прогрессия применяются, например, при налогообложении имущества физических лиц. Ставка налога при стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества до 300 тыс. р. составляет не более 0,1% его стоимости, а при стоимости имущества свыше 300 тыс. р. колеблется от 0,1 до 2,0%. Сложная прогрессия отличается от простой тем, что при её применении объект обложения делится на части и каждая последующая часть облагается по более высокой ставке налога. Примером сложной прогрессии может служить действовавшая до 2001 г. шкала налогообложения доходов физических лиц. Обложение доходов населения этим налогом, например, в 2000 г. строилось на основе следующей сложной прогрессии ставок (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
В соответствии с данной шкалой налогоплательщик, заработавший в 2000 г. 250 тыс. р. должен был уплатить налог в сумме 56 тыс. р. исходя из следующего расчёта: 12% от 50 тыс. р. = 6 тыс. р.
20% от 100 тыс. р. (150 тыс. - 50 тыс.) = 20 тыс. р.
30% от 100 тыс. р. (250 тыс. - 150 тыс.) = 30 тыс. р.
Итого: 56 тыс. р.
Если бы в данном случае применялась не сложная, а простая прогрессия, то сумма налога была бы несравненно больше. Она составила бы 75 тыс. р. т.е. 30% от 200 тыс. р.
Таким образом, сложная прогрессия обеспечивает плавное, постепенное нарастание размеров обложения.
В отличие от прогрессивных ставок, регрессивные ставки уменьшаются по мере увеличения величины объекта налогообложения. Регрессивные ставки налогов применяются в мировой практике достаточно редко. Так же как при прогрессивной шкале, регрессивная ставка может быть простой или сложной. При этом в мировой практике применяется, как правило, сложная регрессия. В Российской налоговой системе регрессивная шкала налогообложения действовала - в период с 2001 по 2010 г. только в отношении ЕСН.
По содержанию налоговые ставки согласно теории налогов подразделяются на четыре вида: маргинальные (законодательные), фактические (средние), экономические и предельные.
Маргинальные налоговые ставки приведены в налоговом законодательстве.
Фактические налоговые ставки представляют собой отношение суммы уплаченного налога к величине облагаемого дохода (налоговой базы).
Экономические налоговые ставки определяются как отношение суммы уплаченного налога к размеру всего полученного дохода.
Предельные налоговые ставки - это установленные вышестоящим органом законодательной власти пределы ставки по тем видам налогов, по которым конкретный размер ставок устанавливается нижестоящим органом. Примером предельной ставки в Российской налоговой системе является, например, установленная НК РФ ставка налога на имущество организаций в размере 2,2%. При введении данного налога законодательные органы субъектов РФ не могут утвердить ставку налога выше её предельного уровня, т.е. не более 2,2%.
Порядок исчисления налога представляет собой методику определения суммы налога, причитающегося к уплате налогоплательщиком с соответствующего объекта налогообложения. В мировой практике налогообложения применяются два способа исчисления налогов.
1. Кумулятивный способ. При его применении исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода. Причитающаяся к уплате в бюджет сумма налога также определяется нарастающим итогом, но уменьшается на сумму налога, удержанного ранее. Указанный метод применяется при исчислении причитающихся платежей по прямым, налогам, в частности по налогу на прибыль.
2. Некумулятивный способ. В соответствии с ним налоговая база облагается по частям за каждый налоговый период, вне зависимости от суммы налога, исчисленного в предыдущем налоговом периоде. В Российской налоговой системе по такому методу рассчитываются косвенные налоги, в частности налог на добавленную стоимость (НДС).
Порядок и сроки уплаты налога представляют собой законодательно установленные способы перечисления налога получателю. Порядок и сроки уплаты налога в мировой практике, в том числе и в Российском: налоговом законодательстве, устанавливаются применительно к каждому налогу при соблюдении общих правил, установленных в законе.
При установлении порядка уплаты налога допускаются два варианта их уплаты. Первый варианта позволяет уплачивать налог единовременно.
Второй - в течение налогового периода, т. е. налогоплательщик уплачивает предварительные, или авансовые, платежи по результатам отчётных периодов с окончательным перерасчётом по итогам налогового периода.
Налоговое законодательство предусматривает возможность уплаты налогов как в наличной, так и в безналичной форме. Кроме того, порядок уплаты налога должен предусматривать возможность или невозможность уплаты в иностранной валюте.
Существует три основных способа исчисления и уплаты налога.
Первый способ предполагает самостоятельный расчёт и уплату в бюджет причитающейся суммы налога налогоплательщиком. Для этого последним производятся соответствующие расчёты, заполняется и представляется в налоговый орган налоговая декларация. В связи с этим данный способ уплаты налога называется по декларации.
Второй способ предусматривает осуществление исчисления, удержания и уплаты налога в бюджет так называемым налоговым агентом, а не самим налогоплательщиком. Налоговые агенты - это лица, на которые законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет причитающейся суммы налога. В качестве налогового агента может выступать организация, физические лица, индивидуальные предприниматели. Примером налогового агента может служить любая организация, выплачивающая заработную плату своим работникам. При выплате зарплаты она обязана рассчитать сумму налога на доходы физических лиц по каждому своему работнику, удержать её и перечислить в бюджет.
Третий способ закрепляет обязанность исчисления на основе кадастра и установленной налоговой ставки суммы налога, подготовку соответствующего уведомления налогоплательщику за налоговым органом. На основании этого уведомления налогоплательщик уплачивает налог в бюджет. Данный способ исчисления и уплаты налога называют или кадастровым, или по уведомлению.
Сроки уплаты налога устанавливаются в зависимости от конкретных обстоятельств. Они могут быть привязаны, например, к фиксированным (конкретным) календарным датам или к истечению определённых периодов времени, исчисляемых годами, кварталами, месяцами, днями. В частности, уплата в России налога на имущество физических лиц должна быть произведена налогоплательщиками в два срока: не позднее 15 сентября и не позднее 15 ноября. В налоговом законодательстве могут и не предусматриваться конкретные сроки уплаты отдельных налогов. В частности, в НК РФ это имеет место в части налогов, по которым налоговая база рассчитывается не налогоплательщиком, а налоговым органом. В этом случае предусмотрено, что срок уплаты налога наступает для конкретного налогоплательщика не ранее даты получения им от налогового органа налогового уведомления.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. В конечном счёте, налоговые льготы ведут к уменьшению облагаемого объекта. Одновременно налоговые льготы могут реализовываться в различных формах отдельно для каждого налога в соответствии с целями национальной налоговой политики. Систематизация налоговых льгот, применяемых в мировой практике налогообложения, представляет собой достаточно сложную задачу. Это связано с тем, что налоговые льготы могут быть установлены в любых случаях, когда есть заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определённые отрасли экономики, регионы, виды предпринимательской деятельности. При этом формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно развиваются. Вместе с тем можно выделить следующие используемые формы налоговых льгот:
- полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения
- отнесение убытков на доходы будущих периодов
- применение уменьшенной налоговой ставки
- полное или частичное освобождение от налога определённого вида предпринимательской деятельности или дохода от такой деятельности освобождение от налога отдельных социальных групп
- отсрочка или рассрочка платежа и некоторые др.
Использование налоговых льгот или преференций является характерным примером прямого воздействия на процессы регулирования и стимулирования. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для развития новых отраслей экономики или сфер деятельности, стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблагоприятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются в основном сроком от трёх до пяти лет.
Инвестиционная деятельность является наиболее частым объектом налогового стимулирования. Во многих государствах полностью или частично освобождается от налогообложения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для стимулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему.
С помощью налоговых льгот во многих странах поощряются создание и развитие малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, экологические проекты, стимулируется создание новых высокотехнологичных импортозамещающих производств.
Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов. Для поощрения концентрации капитала, обновления производственных фондов, стимулирования внешнеэкономической деятельности государство использует такой вид налоговой льготы, как отсрочка платежа или освобождение от уплаты налога. При взимании налога на доходы или прибыль часто практикуется отнесение убытков текущего года на прибыль либо доходы будущего года или следующих лет. В некоторых странах осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса проводить взаимозачёт убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.
В ряде стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, объекты, находящиеся в государственной собственности, освобождаются от уплаты земельного налога или устанавливается льготное налогообложение прибыли государственной корпорации и др.
Вместе с тем резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предоставления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налоговых поступлений оно прибегает к установлению более высоких налоговых ставок. Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков независимо от вида их деятельности и создаёт неравные условия для предприятий в различных сферах экономики.
Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум - наименьшая часть объекта налогообложения, освобождённая от налога. Необходимо отметить, что налоговым законодательством, как правило, не разрешается предоставление индивидуальных налоговых льгот. Иными словами, они не должны предоставляться отдельным хозяйствующим субъектам и гражданам. Налоговые льготы могут лишь дифференцироваться по региональным, отраслевым, социальным и другим категориям налогоплательщиков.
Экономический показатель, за счёт которого налогоплательщик должен в соответствии с действующим законодательством уплатить соответствующую сумму налога, характеризует источник налога, т.е. резерв, используемый для уплаты налога. Существуют только два источника, за счёт которых может быть уплачен налог, - доход и капитал налогоплательщика.
Законодательством большинства стран, как правило, в качестве источника уплаты налога предусматриваются различные формы доходов, в том числе прибыль, заработная плата и т.д. Практически не используется в качестве источника капитал налогоплательщика. И это не случайно, поскольку в этом случае возникает угроза утраты налогоплательщиком возможности в дальнейшем уплачивать налог. Поэтому уплата налога за счёт капитала производится по решению суда, когда отсутствуют другие источники погашения возникшей у налогоплательщика задолженности по налогам. Источник налога в отдельных случаях по некоторым налогам может совпадать с объектом обложения. В частности, подобное положение имеет место по налогу на прибыль.
Законодательством Российской Федерации установлены следующие источники уплаты налогов.
1. Общая сумма выручки. За счёт данного источника уплачиваются, в частности, НДС, акцизы.
2. Прибыль. За счёт этого источника уплачиваются налог на прибыль, государственная пошлина.
3. Издержки производства и обращения. За счёт данного источника уплачиваются налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), земельный налог.
4. Финансовые результаты деятельности организации. За счёт этого источника уплачивается налог на имущество организаций.
Установление конкретного источника уплаты налога имеет существенное значение. Это связано с тем, что уплата одного налога может изменить налоговую базу, и соответственно, сумму другого налога. В частности, все налоги, уплачиваемые за счёт увеличения издержек производства или относимые на результаты финансовой деятельности, уменьшают налоговую базу и причитающуюся уплате в бюджет сумму налога на прибыль.
Единица обложения (масштаб налога) представляет собой установленную законом количественную меру измерения объекта обложения. Она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме, например, стоимость, площадь, масса, объем и пр. Единицей обложения, в частности, по уплате НДПИ является объём добытого природного газа, по земельному налогу - сотая часть гектара, гектар по налогу на доходы физических лиц - рубль.
Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения.
Отчётный период - это установленный законодательством срок, по истечении которого налогоплательщик обязан уплатить авансовые платежи по соответствующему налогу и представить контролирующему органу предусмотренную законодательством отчётность по данному налогу. По отдельным видам налогов налоговый и отчётный период могут совпадать. В частности, в Российской налоговой системе это положение имеет место по НДС и НДПИ.
3. Налоговая политика в рамках ЕС
Налоговая политика является обязательным элементом для всех стран-членов Европейского Союза, и принятия определенных решений в этой сфере одной из стран может иметь последствия не только в пределах этой страны, но и в соседних государствах. В пределах единой|единой| рыночной системы Европейского Союза страны - члены должны работать|трудиться| вместе над выработкой налоговой политики, а не искать разных|различных| путей ее формирования.
С целью создания внутреннего рынка европейская налоговая система должна была быть как можно более нейтральной как для плательщика налога, так и для государства. В случаях, когда сумма налоговых льгот на экспорт товаров из|с| одной страны ЕС в|до| другую превышала сумму средств, которую|какую| было оплачено, то это действовало как предоставление субсидий на экспорт. Для этого Европейское содружество утвердило единый налог на добавленную стоимость (НДС), хотя на время его внедрения|ввода| членам стран было разрешено устанавливать свои собственные процентные ставки. Сразу|в одночасье| после того, как создание внутреннего рынка стало реальностью, что предоставило возможность покупать товары по своему усмотрению в любом|каком-нибудь| из стран ЕС и перевозить эти товары в свою|до| страну без всяких препятствий на границе, именно разница|разность| в ставках налогов на |разнообразные| товары приобрела тенденцию влияния на ведение бизнеса.
Хотя ЕС может устанавливать новые приоритеты в проведении налоговой политики в будущем, основные принципы будут оставаться неизменными: путем прикладывания совместных усилий всех стран-членов обеспечения настоящего|подлинного| суверенитета граждан ЕС и предотвращения нежелательного влияния налоговой политики одних стран-членов ЕС на другие страны.
Европейский Союз играет лишь|только| вспомогательную роль в процессах формирования налоговой политики и отчислений на социальное страхование. Цель ЕС заключается не в стандартизации национальных систем обязательного налогообложения и отчислений, а в обеспечении гармоничного параллельного функционирования этих систем не только между собой, но также в соответствии с целями Конвенции Европейского Союза, которая лежит в основе|основании| создания содружества европейских государств.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Охарактеризуйте систему доходов ЕС.
Охарактеризуйте систему расходов ЕС.
Особенности проведения налоговой политики странами – членами ЕС.
Налог и сбор: понятие и признаки. Отграничение налога от сбора
Согласно п. 1 ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Данное определение позволяет выявить следующие признаки налога :
1) обязательность платежа
2) индивидуальная безвозмездность
3) денежная форма налога
4) отчуждение принадлежащего на праве собственности (или ином вещном праве) имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта
5) публичная цель — финансовое обеспечение деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сущность налога проявляется в его функциях, позволяющих определить, какую роль играют налоги в государстве, и каково их влияние на общество. Необходимо уточнить, что в науке не существует однозначного толкования понятия функций налогообложения. Слабая изученность этого вопроса подтверждается отсутствием единства терминологической базы. Ученые в качестве базовых применяют два термина — «функции налогов» и «функции налогообложения» . При этом часть из них применяют их в качестве синонимов, что представляется не совсем верным. Также нет единого мнения и по поводу количества функций. Нам представляется возможным выделить следующие .
Фискальная функция является основной и характерна для любой налоговой системы. Сущность ее заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций.
Стабилизирующая функция . Ее суть заключается в том, что налоги являются эффективным инструментом перераспределения. Налоги влияют на производство путем стимулирования или сдерживания его роста, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
Социальная функция . Налоги являются важнейшим источником доходов бюджета, за счет которого обеспечивается осуществление социальной функции государства (ст. ст. 2 и 7 Конституции РФ ). Без поступлений в бюджет налоговых платежей невозможно финансирование учреждений здравоохранения, образования и т.д. а также выплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Важность ее резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.
Контрольная функция . Реализация данной функции направлена не столько к плательщикам, сколько к лицам, уклоняющимся от уплаты налогов. Контрольная функция налога на прибыль выражается в контроле со стороны государства за обоснованностью и размерами расходов (затрат) хозяйствующих субъектов, а также полнотой и своевременностью уплаты этого налога.
П. 2 ст. 8 НК РФ установлено понятие сбора. Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В числе обязательных признаков сбора. установленных в НК РФ, названы:
1) обязательность платежа, которым обременяются организации и физические лица
2) взимание сбора является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
Иные признаки сбора в ст. 8 НК РФ не упоминаются.
Основные отличия сборов от налогов сводятся к следующему.
Индивидуальная возмездность. Налоги индивидуально безвозмездны. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован.
Свобода выбора. Речь, конечно, идет не об абсолютной свободе, а о существенных субъективных правах (например, права на судебную защиту, на осуществление предпринимательской деятельности), которая в ряде случаев невозможна без участия государства и обременена платежом сборов.
Взнос, а не платеж. В отличие от налога, который всегда выступает в виде денежного платежа, сбор может быть внесен различными способами. Поэтому в определении сбора, закрепленного в ст. 8 НК РФ, упоминание о денежной форме платежа отсутствует.
Цель. Согласно ст. 8 НК РФ, цель налогообложения — покрытие совокупных расходов публичной власти, в то время как целевое назначение — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
Состав элементов. Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены все элементы налогообложения. При установлении сборов, согласно п. 3 ст. 17 НК РФ, элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. Следовательно, не все элементы, необходимые для исчисления и уплаты налога, могут оказаться востребованными при установлении конкретного сбора.
Нерегулярный характер. Одним из элементов налога является налоговый период, поэтому уплата налога предполагает определенную регулярность и систематичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
Порядок уплаты. Объект налога как юридический факт возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, объект сбора — после.
Соразмерность. В ст. 3 НК РФ предусмотрено, что при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть с изменением налоговой базы размер налога изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков и определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
Штрафные санкции. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения санкций.
Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ . законодательное закрепление элементного состава налога является необходимым условием для установления налога. Именно на базе элементного состава налогового платежа формируется правовое регулирование уплаты конкретных налогов. Обязательные элементы налога должны быть определены таким образом, чтобы налогоплательщик точно знал, какие налоги и сборы, когда и в каком порядке он должен платить. В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения . а именно:
1) субъект налогообложения
2) объект налогообложения
3) налоговая база и налоговый период
4) налоговая ставка
5) порядок исчисления налога
6) порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Таким образом, помимо шести элементов, указанных в п. 1 ст. 17 НК РФ, существует еще один элемент — налоговая льгота . — который иногда именуют факультативным элементом. подчеркивая тем самым, что отсутствие данного элемента в законодательстве не означает, что налог не установлен.
Субъект налогообложения — физическое или юридическое лицо, которое формально обязано уплатить налог или сбор. В ст. 19 НК РФ подчеркивается, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена вполне определенная обязанность, а до этого момента лицо нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права. Обязанность уплатить налог рассматривается законодателем как элемент уже возникшего правоотношения между публичным и частным субъектом по поводу уплаты налога. Необходимо учитывать, что понятие «субъект налогового правоотношения» шире понятия «субъект налогообложения» (подробнее см. главу 3 ).
Понятие организации дано в п. 2 ст. 11 НК РФ. Организации — это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.
Филиалы и иные обособленные подразделения Российских организаций не являются юридическими лицами и, согласно ст. 55 Гражданского кодекса РФ . не участвуют самостоятельно в имущественных отношениях. Указанные подразделения Российских организаций сами налогоплательщиками не являются, они не имеют обязанностей по уплате налогов и сборов, а только могут выполнять их по месту своего нахождения за юридических лиц, подразделениями которых являются.
В ст. 11 НК РФ также дано и понятие «физические лица» . под которыми понимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, статус физического лица в налоговых отношениях не зависит ни от гражданства лица, ни от рода деятельности, которую ведет это лицо.
В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, законодатель не дает легального определения объекта налогообложения, а лишь перечисляет возможные виды объектов налогообложения и указывает на обязательные для них свойства. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.
Определение налоговой базы дано в ст. 53 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой количественную характеристику объекта, позволяет применить налоговую ставку при исчислении налога. Налоговая база должна определяться Налоговым кодексом РФ независимо от вида налога. Общие вопросы исчисления налоговой базы установлены в ст. 54 НК РФ.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на доход физического лица). Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Абз. 2 п. 1 ст. 53 НК РФ устанавливает исключение из этого правила, в соответствии с которым ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ, но в порядке и пределах, установленных в НК РФ (например, пониженные ставки НДС по ряду товаров).
Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах, определяемых федеральным законодательством.
Выделяют следующие виды ставок :
1) твердые ставки (специфические ставки) — устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе
2) пропорциональные ставки (адвалорные ставки) — устанавливаются в едином проценте от налоговой базы
3) комбинированные ставки (смешанные ставки) - объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую — абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную — процент от налоговой базы.
Согласно п. 3 ст. 11 НК РФ, понятие «налоговый период» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса. В соответствии с установленным п. 1 ст. 55 НК РФ правилом, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Также, при установлении некоторых налогов законодатель устанавливает для разных налогоплательщиков различные налоговые периоды. Налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются только на федеральном уровне, независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.
Необходимо различать понятия «налоговый период» и «отчетный период» . под которым понимается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. Отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, и поэтому отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.
Общий порядок исчисления налога регламентирован ст. 52 НК РФ, закрепляет обязанность лица исчислить налог. Указанная статья устанавливает три способа исчисления налога :
1) самостоятельно налогоплательщиком
2) налоговым агентом
3) налоговым органом.
Выбор того или иного способа принадлежит законодателю и зависит от вида налога и статуса налогоплательщика.
Порядок уплаты налога представляет собой установленную актами законодательства о налогах и сборах определенную последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность (ст. ст. 57, 58 Налогового кодекса РФ). Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель определяет следующие особенности определения порядка уплаты :
уплата налога производится единовременно или по частям
уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
В необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.
Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.
Вопросы для самопроверки
Занятие 9. Элементы юридического состава налога
На занятии предлагается обсудить следующие вопросы:
9. Понятие и правовое значение элементов юридического состава налога.
10. Содержание и характеристики основных элементов юридического состава налога:
a. Субъект налогообложения. Понятие субъекта налогообложения. Виды субъектов налогообложения. Налоговый статус физических лиц. Налоговый статус юридических лиц
b. Объект и предмет налогообложения. Понятие источника налога. Пределы налоговой юрисдикции государства
c. Масштаб налога и методы учета базы налогообложения. Метод присвоения и метод чистого дохода
d. Налоговый период. Понятие «отчетный период»
e. Единица налогообложения
f. Ставка налога и тариф ставок. Твердые и процентные ставки. Маргинальные, фактические и экономические ставки
g. Метод налогообложения. Равное, пропорциональное и прогрессивное налогообложение. Виды прогрессии
h. Налоговые льготы. Понятие и виды льгот. Изъятие, скидки, освобождения
i. Порядок исчисления налога. Лица, исчисляющие налог. Методы исчисления налога. Некумулятивный метод. Исчисление нарастающим итогом
j. Способы, сроки и порядок уплаты налога. Уплата налога по декларации и у источника. Кадастровый способ уплаты налога. Средства и механизм платежа налога.
Контрольные тесты
1. Налоговые льготы являются:
а) основным элементом юридического состава налога
б) существенным элементом юридического состава налога
в) факультативным элементом юридического состава налога.
2. Согласно Закону о дорожных фондах “налог уплачивают лица, реализующие горюче-смазочные материалы”. Данной фразой предмет налогообложения:
а) установлен и определен
б) установлен, но не определен
3. Лицо, которое несет экономическую тяжесть налогообложения, называют:
а) носитель налога
4. Включение в договоры налоговой оговорки в отношении прямых налогов:
а) допускается в строго установленных законодательством случаях
б) допускается без ограничений
в) не допускается.
5. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:
а) граждане Российской Федерации
б) зарегистрированы в Российской Федерации независимо от гражданства
в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации.
6. Налоговый статус юридического лица может зависеть от:
а) формы собственности
б) организационно-правовой формы
в) юридического адреса.
7. В налоге с владельцев автотранспортных средств автомобиль:
а) объект налогообложения
б) предмет налогообложения
в) база налогообложения.
8. Установить масштаб налога необходимо для того, чтобы:
а) избрать параметр для измерения предмета налогообложения
б) количественно выразить налоговую базу
в) установить связь между объектом и предметом налогообложения.
9. Территориальный принцип налогообложения предусматривает учет:
а) места регистрации налогоплательщика
б) места фактического пребывания налогоплательщика
в) местонахождения (регистрации) объекта (предмета) налогообложения.
10. Один и тот же объект налогообложения может облагаться налогом одного вида только один раз за:
а) определенный законодательством период налогообложения
б) установленный законом о конкретном налоге отчетный период
в) календарный год.
11. Возрастание рыночной стоимости акций не создает налогооблагаемого дохода до момента их физической реализации по возросшей стоимости. Этот метод учета базы налогообложения называется:
а) кассовый метод
б) накопительный метод
в) метод чистого дохода.
12. Отношение налога к налоговой базе определяет:
а) экономическую ставку
б) фактическую ставку
в) маргинальную ставку.
13. Владелец таксы и владелец дога уплачивают налог с владельцев собак в размере 1/7 части минимального размера оплаты труда (из расчета на одно животное). Такой метод налогообложения называется:
а) равное налогообложение
б) пропорциональное налогообложение
в) метод простой прогрессии.
14. Фактическая ставка налога может быть равна маргинальной при:
а) простой поразрядной прогрессии
б) простой относительной прогрессии
15. Религиозные организации освобождены от налогообложения прибыли, направленной на ведение уставной деятельности. Эта льгота является:
а) изъятием
в) раскладочными.
17. Если фискальный агент не удержал своевременно сумму налога, то налогоплательщик:
а) обязан погасить недоимку
б) обязан погасить недоимку и заплатить пени
в) не несет никакой обязанности.
18. Необходимости подавать налоговую декларацию нет при:
19. Обязанность уплачивать авансовые взносы налога устанавливается в том случае, если закон предусматривает способ уплаты налога:
5.2. Обязательные и факультативные элементы налога и сбора
Обязанность плательщика по уплате налога устанавливается совокупностью элементов юридического состава налога. Выделяют обязательные (существенные) элементы и факультативные элементы.
Обязательные (существенные) элементы юридического состава налога - это элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными.
В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие основные (обязательные) элементы налогообложения:
1) объект налогообложения. Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй и с учетом положений гл. 7 Объекты налогообложения НК РФ. Объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога
2) налоговая база. Налоговая база является основой налога - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения устанавливаются НК РФ. Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации
3) налоговый период. Налоговый период - это период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Является одним из обязательных элементов налога. Налоговый период может составлять календарный месяц, квартал, календарный год или иной период времени. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по окончании которых уплачиваются авансовые платежи. Налоговый период и порядок его исчисления устанавливаются НК РФ
4) налоговая ставка. Налоговая ставка является величиной налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Источники:
Следующие статьи:
- Система налоговых льгот для иностранных организаций физических лиц
- Эффективность налоговых льгот по ндс
Комментариев пока нет!