Налоговые льготы вычеты являются обязательным элементом

Налоговые льготы
Одним из элементов налога, на который воздействует налогоплательщик, являются налоговые льготы, нормативное определение которых содержит ст. 56 НК РФ. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
Б зависимости от того, изменение каких элементов налога предполагает та или иная налоговая льгота и с учетом характера этих изменений различают: -
изъятие -
скидки -
понижение ставки налога -
изменение срока уплаты налога -
реструктуризация по налогам и сборам, пеням и штрафам -
освобождение от налогообложения.
Изъятие предоставляет налогоплательщику право исключить из налоговой базы отдельные объекты налогообложения или их части.
Скидки дают право налогоплательщику уменьшить налоговую базу на сумму вычетов.
Понижение ставки налога предусматривает уплату налога по ставкам меньшим, чем установлено в общем порядке.
Изменение срока уплаты налога представляет собой перенос срока уплаты налога на более поздний срок.
Формами изменения срока уплаты налога являются: -
отсрочка по уплате налога может быть от одного до шести месяцев с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности -
рассрочка по уплате налога может составлять от одного до шести месяцев, с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности -
налоговый кредит предусматривает изменение срока уплаты налога от трех месяцев до одного года (с 2007года отменен) -
инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет и предусмотрен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам.
Реструктуризация задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам дает возможность отсрочки исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, штрафов и пени.
Освобождение от налогообложения может быть частичным или полным и предусматриваться на определенный срок либо бессрочно.
Помимо льгот, которые предусмотрены для отдельных категорий налогоплательщиков, НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, под которыми понимают особый порядок исчисления и уплаты налогов в течение определенного периода времени, установленных Налоговым Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
К специальным налоговым режимам отнесены упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров и соглашений о разделе продукции. Б НК РФ к специальным налоговым режимам отнесены система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Налогоплательщики могут планировать наиболее эффективный для них режим налогообложения. 2.5.
Аннотация
Рассматривается влияние налоговой политики на перераспределительную функцию НДФЛ . На основе анализа данных о качестве жизни населения России приводится обоснование введения эффективных льгот в системе обложения НДФЛ . которые будут способствовать стимулированию инновационной деятельности физических лиц в области предпринимательства, науки и инвестирования.
Abstract 2013 year, VAK speciality - 08.00.00, author - YURCHENKOVA NATALIYA VADIMOVNA
Корпорация General Motors протестировала на своем полигоне в Милфорде (Milford Proving Ground) новый прототип полностью электромобиля-кроссовера Chevrolet Bolt, который должен поступить в продажу в 2017 году
Группа антропологов из Цюрихского университета обнаружила, что у шимпанзе не вызывают интереса сцены насилия и убийства представителей других видов обезьян, а также агрессии между взрослыми особями шимпанзе. Единственным, что привлекло их особое внимание, стала сцена убийства детеныша шимпанзе своими сородичами. Однако и в этом случае они не проявили каких-либо сильных эмоциональных реакций или желания предотвратить убийство.
Читать полностью
Элементы налога. Налоговые льготы.
• налоговые льготы
• налоговая ставка
• порядок исчисления
• налоговый оклад
• источник налога
• налоговый период
• порядок уплаты
• срок уплаты налога.
Налогоплательщики – это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Объектами налогообложения являются:
• операции по реализации товаров (работ, услуг)
• имущество
• прибыль
• доход
• стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг)
• иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога.
Налоговые льготы – предоставляе мые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сбо ров, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.
К основным налоговым льготам относятся:
• необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения
• налоговые вычеты
• изъятие из под обложения определенных частей объекта нало га
• освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков
• понижение ставок налога
• отсрочка взимания налогов.
При наличии соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.
Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки.
Источник налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп лате.
Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд.
Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.
Элементы налога и налоговая терминология. Налоговые льготы, их формы
Экономическая сущность налогов и сборов.
Налог – обязательный взнос в бюджет, осуш-й в порядке и на условиях определяемых в зак-ве. Для осущ-я гос-вом своих функций требуются опред-е средства, получить кот-е можно используя 3 основных канала денежных поступлений в бюджет. 1. Взымание платы за пользование гос-м имуществом 2. Платежи физ. и юр. лиц взымаемых в виде разных налогов и сборов. 3. Привлечение русурсов в форме гос-х займов, доходов от реализации других ценных бумаг, лотерей.
Эконом-я сущность налогов вытекает из сущности финансов. Исходным условием возникновения фин-х отношений явл. созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть приб-го продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсх-й части средств производства и рабочей силы, другая – в доход гос-ва.
Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. В современных условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую.
С пом-ю фискальной ф-ции образуются гос. денеж. фонды и созд-тся мат. условия для существования и функц-ния гос-ва.
Регулирующая ф-ция н-гов означает, что н-ги как активный инструмент прераспр-ных процессов оказывают сущ-е влияние на воспр-во, стимулируя или сдерживая его темпы.
Дан. ф-ция, неотделима от фискальной и нах-ся с ней в тесной взаимосвязи.
Совокупность н-гов, взимаемых в гос-ве, вкл-я разл. формы и методы их построения, исчисления и налоговый контроль составляют такое понятие как налоговая система.
^ Элементы налога и налоговая терминология. Налоговые льготы, их формы
Налоговое законодательство Республики Беларусь - система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: Кодекс декреты, указы и распоряжения Президента постановления Правительства нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления. Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения: объект налогообложения налоговая база налоговый период налоговая ставка (ставки) порядок исчисления порядок и сроки уплаты.
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее - плательщики) признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: 1. юридические лица Республики Беларусь 2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами 3.простые товарищества (участники договора о совместной деятельности) 4. хозяйственные группы. Под физическими лицами понимаются: 1. граждане Республики Беларусь 2. граждане либо подданные иностранного государства 3. лица без гражданства (подданства).
Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
Объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика н/зак-во связывает возникновение налогового обязательства.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору (пошлине), по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, сбора (пошлины).
3. Принципы налогообложения

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.
2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), а также обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов, сборов (пошлин) иные взносы и платежи, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.
3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.
4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.
5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с настоящим Кодексом и таможенным законодательством.
^ Основные признаки налоговых отношений
Налоги класс-тся по разн. признакам: по источникам уплаты, объекту обложения, компетенции взимания и распоряжения, способу использования.
По источникам уплаты: налоги, взимаемые с выручки от реализации продукции, работ, услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налоги с продаж) налоги, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг (экологический налог, платежи за землю и др.) налоги, уплачиваемые из прибыли предприятия (налог на прибыль, доходы, налог на недвижимость).
По объекту обложения: прямые налоги - те, кот. налогоплат-ки уплачивают непоср. из своих доходов, со своего капитала, земли, недвижимости и т.д. под косвенными принято понимать н-ги, кот. пр-ли т-ра перекладывают на конечных потр-лей своей продукции, работ, услуг.
В зав-ти от того, в чьей компетенции нах-ся взимание и распоряжение н-гом, налоги делятся на государственные и местные.
В зав-ти от СП-ба использ-я н-ги подразделяются на общие и специальные. Общие налоги - платежи, предназнач-е на общегос-е потребности. Специальные налоги – обязат. платежи, имеющие строго целевое назначение.
Международная классификация служит для сопоставления и гармонизации налоговых систем: по СНС, европ. классиф интегрированных счетов н/класс Орг-ции эк сотр-ва и развития
^ Экономическое содержание и значение НДС
Осн-м и наиб.по объему платежей в составе косв налогов явл НДС. Правовой основой для расчета НДС явл. НК РБ.
НДС исчиляется зачетным методом. Его суть в том, что налог взимается только с той части ст-ти товара, кот. добавляется предприятием к стоимости закупленных им производ ресурсов. Налог, подлеж. уплвте в б-т, опр-ся как разница м-ду суммами налога, полученными от покупат. за реализованные им товары и суммами налога по оплаченным мат ресурсам, стоимость которых относится на изд-ки пр-ва и обращения.
НДС относится к группе косвенных налогов и включается в отпускную цену товара. НДС представляет собой изъятие в бюджет части прироста вновь созданной стоимости, возникающей на всех стадиях производства и реализации.
В мировой практике косвенные налоги взимаются на основании 2-х основ-х принципов:
1. Принцип страны происхождения подразумевает налогообложение экспорта и освобождение импорта, налог в этом случае поступает в бюджет страны производителя – экспортера.
2. При использовании принципа страны назначения НДС взимается на стадии реализации товара независимо от места происхождения товара. В этом случае налогооб-ю подвергается импорт, а экспорт товаров освобождается от налогооб-я.
Из 2-х принципов второй считается более предпочтительным, т.к. он больше соответствует экономической сущности НДС как налога на потребление и позволяет поддерживать отечественного производителя – экспортера.
^ 19.Плательщики НДС. Особенности признания плательщиками ИП при реализации товаров…
Плательщиками НДС: *организации * ИП *ф/л, на которых возложена обязанность по уплате НДС, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию РБ.
Объектами н/о НДС:
1. обороты по реализации товаров (работ, услуг) (ТРУ), имущ. прав на терр. РБ, включая обороты:
- по реализации ТРУ, имущ. прав плательщиком своим работникам
- по обмену ТРУ, имущественными правами
- по безвозмездной передаче ТРУ, имущественных прав
- по передаче ТРУ, имущественных прав по соглашению о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного, а также предмета залога залогодателем залогодержателю (кредитору) при неисполнении обеспеченного залогом обязательства
- по передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю
- по передаче арендодателем объекта аренды арендатору
- по прочему выбытию товаров, ОС и НА, неустановленного оборуд-я и объектов незавершенного капитального строительства.
2. ввоз товаров на тамож. терр. РБ
Ставки НДС. Порядок исчисления НДС. Ставки НДС: 1. 0% при реализации: * экспортируемых Т * Р(У) по сопровожд-ю, погрузке, перегрузке, непосредств. связанных с реализацией экспорт-х товаров * экспорт-х трансп. услуг, вкл. транзит. перевозки, работ по пр-ву товаров из давальч. сырья (мат-лов) * Р(У) по изготовлению Т(за искл. переработки ввезенных Т), вывозимых с терр.РБ на терр.РФ* Р(У) по ремонту (модерниз. переоборуд-ю) трансп.ср-в (вкл. части трансп.средств), ввезенных с терр.РФ на терр.РБ для ремонта (модерниз. переоборуд-я) с последующим вывозом отремонтированных (модер-ых, переоборуд-ых) трансп.ср-в (включая части трансп. ср-в) на терр. РФ 2. 10% . * при реал-ции производимой на терр. РБ прод-ции раст-ва (за искл. цветов, декорат. растений), жив-ва (за иск. пушного звер-ва), рыб-ва и пчел-ва * при ввозе на тамож. терр. РБ и (или) реализации продовольств. товаров и товаров для детей по перечню, утвержд. През. РБ * при поступлении сумм, фактич. получ-х за реализованные ТРУ, имущ. права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных ТРУ, имущ. прав и в виде санкций за наруш-е покуп-лями (заказчиками) условий договоров при реал. вышеуказанных товаров, 3. 20% . * по ТРУ, имущ правам, не указ выше, * при ввозе Т на тамож тер РБ, не ук выше * при поступлении сумм, фактич. получ-х за реализ. ТРУ, имущ. права сверх цены их реал. либо иначе связанные с оплатой реализ-х ТРУ, имущ. прав и в виде санкций за наруш-е покуп-лями (заказчиками) условий договоров при реал. Т, облагаемых по ставке 20%, 4. 9.09% или 16,67% - при реализации Т по регулир. рознич. ценам с учетом НДС, а также при поступлении сумм, фактич. получ-х за реализованные ТРУ, имущ. права сверх цены их реализации либо иначе связанные с оплатой реализованных ТРУ, имущ. прав и в виде санкций за наруш-е покуп-лями (заказчиками) условий договоров при реал. по регулир.ценам 5. 0,5% - при ввозе на тамож. терр. РБ из РФ для производственных нужд алмазов и др драг. камней 6. 24% - при реал. на терр. РБ и при ввозе на тамож. терр. РБ сахара белого
Налоговый период по НДС – календ. год. Отч. Период - месяц, а для плат-ков, у которых сумма выр. от реал. и внер. доходов, исчисленная нараст. итогом с нач. календ. года, не превышает 3815 млн.руб. - по их выбору календ.месяц или кв. Срок передоставл. декларации - не позднее 20-го числа месяца, след. за истекшим отч. периодом. Уплата - не позднее 22-го числа месяца, след. за истекшим отч. периодом. Сроки уплаты НДС по Т, ввоз на тамож терр РБ, взимание по кот осущ-ся тамож орг, уст-ся тамож зак-вом РБ: уплата – в день тамож оформления.
Если у плат-ков, для кот. отчет. периодом по НДС явл. месяц, сумма НДС на 1 число тек. месяца больше 40000 евро уплач. аванс.платежи 10,15,20,25,посл день тек месяца ,5 след.месяца – по сред. % изъятия - либо в размере 1/6 суммы имеющегося на первое число отчета - 5-го, 10-го, 15-го, 20-го 25-го и посл. день месяца.
^ 23.Льготы по НДС их содержание и классификация
Освобождаются от н/о обороты по реал. на терр.РБ:
- лек. ср-в, мед.техники, приборов, оборуд-я, изделий мед. и ветеринар. назнач-я, по перечням, утвержд. През.РБ
- мед. услуг (за искл.косметологич.услуг нелечеб.хар-ра) по пер. утв. През.РБ - вет. услуг по перечню
- услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми,
- услуг по содерж-ю детей в ДДУ, обуч-ю несовершеннолет. в кружках, секциях и студиях, муз.школах и спец. учебно-спортив.учреждениях
- услуг в сфере культуры и искусства по пер. утв. През РБ
- ритуальных услуг по переч.,
- жилищно-коммунальных и эксплуатационных услуг, оказываемых ф/лицам, по пер. утв. През РБ
-объектов жил.фонда, не завершенных строит-вом объектов жил.строительства и работ по строительству и ремонту объектов жил.фонда по пер. таких работ, утв. През.РБ и другие.
Плательщики налога несут установленную зак-вом РБ ответственность за правильность исчисления, полноту и своеврем. уплаты налога в бюджет, своевременность представления налоговых деклараций.
^ 25. Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения.Сумма НДС подлеж. уплате в бюджет.
При реализ ТРУ, имущ прав налог исчисляется по истечении каждого нал периода по всем операциям по реал-ции, а также по всем измен налог базы в соотв периоде.
Налог определ как произведение нал базы и нал ставки.
Сум налога подлежащая уплате определ как разница между общей ∑ налога, исчисленной по итогам нал периода и суммой налоговых вычетов.
Если ∑ нал вычетов превышает общую ∑ нал, то плательщик налога не уплачивает, а разница м-у ∑ нал вычетов и общей ∑ налога учитывается в след нал периоде.
При наличии оборотов, облагаемых по ставке 0%-плательщику возмещ-ся вся ∑ нал вычетов, приходящихся на обороты по экспорту ТРУ.
Уплата налога осуществляется нараст. итогом с нач года.
Плате-ки ежемес предостав-т в нал органы нал декларацию (расчет) до 20 числа мес, следующего за отч.пер. Уплата налога осущ-ся не позднее 22 числа мес,след-го за отчетным пер..
Плательщик имеет право уменьшить осщ сумму налога, исчислен по оборотам, от реализ на установлен зак-вом налог вычеты.
Вычету подлежат суммы налога:
*предъявленые продавцами плательщику при приоб. им на терр. РБ ТРУ
*уплаченные плате-м при ввозе товаров на тер РБ
*уплаченные в б-т РБ при приобрет ТРУ, имущ прав на тер РБ у иностр организ, не состоящих на учете в нал органах РБ.
Налоговые вычеты осуществляются на основании первичных учетных и расчетных документов установленного образца, либо на основании оформленных тамож декларации и копий докум-в подтверждающих факт уплаты налогов по товарам, ввозимым на там терр РБ.
При наличии у плательщика объемов реализации по различным ставкам, а также при реализ-и по ставке 0% налоговые вычеты подлежат распределению между этими объектами реализации в устан законодат-ве порядке.
В РБ разрешено применять 2 метода распределения нал вычетов (по уд весу объектов реализации или по методу раздельного учета).
П-ия, применяющие уч. политику по отгрузке имеют право отнести к нал вычетам и зачесть суммы налогов, приходящиеся на полученные ТРУ без их обязат оплаты.
Для субъектов, работающих по поступл ден ср-в налог вычеты примен-ся при соблюдении сразу 2-х условий: 1) ТРУ д.б. получены или доставлены 2)ТРУ д.б. оплачены.
К налог вычетам не относится и не уменьшает ∑ налога, подлежащего уплате в бюджет НДС, относимый на затраты плательщика либо на увеличение стоимости товара.
Наука Экономика НАЛОГИ
НАЛОГИ, обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (отдельных граждан и предприятий) на основе действующего законодательства и зачисляемые в бюджет. Налоги - основной источник доходов государственного бюджета и один из инструментов проведения государственной экономической политики.
Качественными признаками любого налога, отличающими его от иных видов обязательных сборов в пользу государства (напр. государственной пошлины, лицензионного сбора), являются законодательное установление налога, периодичность его взимания, безэквивалентность при его уплате (в момент уплаты налога налогоплательщик ничего не получает взамен):
Основные элементы любого налога: субъект налога (или налогоплательщик), на которого законом возлагается обязанность уплачивать этот налог объект налога - доход (в т. ч. и оборот) или имущество, исходя из которого рассчитывается сумма налога (заработная плата, объём реализации, стоимость имущества предприятия, земля, объём добытых полезных ископаемых и т.д.) источник налога - доход (вид дохода), за счёт которого производится уплата конкретного налога ставка налога - величина налога, приходящегося на единицу обложения (напр. на 1 руб. заработной платы, на единицу земельной площади, на 1 руб. стоимости имущества).
Существенным, но не обязательным элементом законодательства о налогах являются налоговые льготы. Действительно, если в тексте закона не будет определён субъект налога, то закон действовать не будет, т. к. неизвестно, кто должен его уплачивать. Если не определена ставка налога, то непонятно, как рассчитать сумму налога, и т.д. Отсутствие же в законе о налоге определения налоговых льгот не мешает этому закону действовать, он продолжает работать. Тем не менее в большинстве законодательных актов, посвящённых отдельным налогам, те или иные формы налоговых льгот всё-таки предусматриваются.
Основные формы налоговых льгот: налоговые изъятия, т. е. отдельные элементы объекта налогообложения, которые не включаются при расчёте налоговой базы. Напр. в РФ при уплате подоходного налога с физических лиц в базу обложения не включаются такие виды доходов граждан, как пенсии по старости, студенческие стипендии и некоторые другие налоговые скидки, представляющие собой определённые вычеты из сформированной налоговой базы. Напр. при налогообложении подоходным налогом с физических лиц из сформированной налоговой базы вычитается установленный законодательством не облагаемый налогом минимум, вычитаются суммы, уплаченные в Пенсионный фонд, расходы на благотворительные цели и некоторые другие категории расходов налоговые кредиты, которые представляют собой сокращение суммы начисленного налогового платежа. Налоговые кредиты могут осуществляться в виде снижения налоговых ставок, возврата ранее уплаченного налога, вычета определённых расходов (или их части) из суммы начисленного налогового платежа и т. д.
Существуют три способа уплаты налогов:
- по декларации, когда налогоплательщик самостоятельно заполняет налоговую форму (декларацию), заявляя о полученном доходе, самостоятельно рассчитывает сумму налога, и уплата налога производится на основе этой декларации (напр. в РФ уплата налога на прибыль предприятий, подоходного налога с физических лиц и целого ряда других налогов)
- у источника доходов, когда налог удерживается тем, кто производит выплату" этого дохода (напр. выплачивая дивиденды по акциям, акционерное общество удерживает налог на капитал у источника доходов, в результате держатель акции получает дивиденд уже за вычетом этого удержанного налога)
- кадастровый при котором налоговая служба ведёт учёт объектов налогообложения (составляет кадастр) и определяет сумму налога, как правило исходя из физических особенностей того или иного объекта. С определённой долей условности к данному способу уплаты налога в РФ можно отнести налог на имущество физических лиц.
Принято различать налоги прямые и налоги косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доходы и имущество, которые устанавливаются непосредственно на лицо, которое их уплачивает. Это лицо (будь то предприятие или гражданин) самостоятельно, исходя из действующего законодательства, рассчитывает облагаемую базу, применяет к ней налоговую ставку и самостоятельно уплачивает налог в бюджет. При уплате прямых налогов между фактическим носителем налога (налогового бремени) и государством нет никакого посредника (напр. подоходные налоги). При установлении косвенных налогов предполагается, что этот налог будет включён в цену товара и дальше будет переложен на потребителя товара. В результате конечный носитель налогового бремени и плательщик данного налога не совпадают (напр. таможенные пошлины, которые уплачиваются импортёром в бюджет, потом им же закладываются в цену реализации товара, в результате чего конечным носителем их налогового бремени является потребитель).
Выделяются также налоги общие и налоги целевые. За счёт поступлений общих налогов формируется доходная часть бюджета, и эти средства могут быть в дальнейшем направлены на любые цели, предусмотренные в бюджете. В отличие от общих, поступления от целевых налогов могут быть направлены только на специально оговорённые в законодательстве цели. Так, поступления от подоходного налога с физических лиц, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль и др. могут быть направлены на любые предусмотренные бюджетом цели, в то время как поступления от сбора на нужды образовательных учреждений - только на финансирование расходов на образование.
В зависимости от характера государственного устройства налоговая система может включать федеральные (центральные) налоги, налоги административно-территориальных образований (или налоги субъектов Федерации) и местные налоги и сборы. Налоги административно-территориальных образований и местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты, а из числа федеральных налогов могут выделяться те, которые распределяются между бюджетами различных уровней для сбалансирования бюджетной системы и дотирования местных бюджетов (группа регулирующих налогов).
Налоговая система Российской Федерации состоит из трёх групп налогов: федеральных, региональных (налогов республик в составе РФ, краёв, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов.
К федеральным налогам РФ в настоящее время относятся налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенная пошлина, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, подоходный налог (налог на прибыль) предприятий, подоходный налог с физических лиц, налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, государственная пошлина, налог на покупку валюты и некоторые другие.
К налогам субъектов РФ относятся налог на имущество предприятий, налог с продаж, лесной налог, плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем, сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц.
К местным налогам и сборам относятся налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, составляющие группу общеобязательных налогов, а также целый ряд других налогов и сборов (курортный сбор, лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями, налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы и др.).
Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время представляет собой ключевой элемент Российской налоговой системы. За счёт поступлений этого налога формируется 29% доходов консолидированного бюджета и 47% доходной части федерального бюджета.
НДС - одна из форм косвенного налогообложения, при которой объектом налогообложения является прирост стоимости товара на каждой стадии его производства и реализации по мере продвижения товара к конечному потребителю (добавленная стоимость, или стоимость, добавленная обработкой). Для каждой фирмы (предприятия) налогом облагается её выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом суммы затрат на сырьё, материалы, сторонние услуги, а также другие материальные затраты.
Когда этот налог был впервые введён в России в 1992 г. ставка данного налога была установлена на уровне 28% (для ограниченного круга продовольственных товаров первой необходимости - 15%). Начиная с 1993 г. стандартная ставка данного налога устанавливается на уровне 20%, а пониженная - по продовольственным товарам (за исключением подакцизных) и товарам детского ассортимента - на уровне 10%.
В странах, длительное время использующих данный механизм, стандартные ставки налога находятся, как правило, на более низком уровне: в Люксембурге 12%, в Германии 14%, в Дании 22% (при наличии для ряда товарных групп нулевой ставки).
В Российской Федерации используется модель косвенного исчисления добавленной стоимости, которая не предусматривает определения в процессе расчёта суммы налога, подлежащей уплате, величины самой добавленной стоимости. Так, в соответствии с действующим отечественным налоговым законодательством исчисление этого налога производится, исходя из величины оборотов по реализации товаров, работ, услуг и ставки налога. При этом НДС, уплаченный в цене сырья, материалов, полуфабрикатов и т. д. в себестоимость не включается, а подлежит вычету из налога, полученного с покупателя продукции, при уплате налога в бюджет. Именно последний вычет фактически выводит налогообложение на добавленную стоимость.
Налог на прибыль - одна из разновидностей прямых налогов, широко используемых в мировой практике в качестве рычага экономического регулирования. В рамках кейнсианской экономической доктрины этот налог рассматривается как один из элементов встроенного стабилизатора (механизма, позволяющего уменьшить экономические колебания, не прибегая к частым изменениям экономической политики).
В соответствии с налоговым законодательством РФ налог на прибыль является федеральным налогом и одним из центральных элементов налоговой системы. Налог на прибыль выступает в качестве дохода, регулирующего бюджетную систему. Происходит это путём предоставления субъектам Федерации права установления собственной ставки данного налога (сверх установленной федеральным законодательством федеральной ставки), в соответствии с которой поступления от него зачисляются в доход бюджета субъекта Федерации.
Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от видов деятельности. Базовой является ставка в размере 35% (федеральная 13% и максимально допустимая ставка субъектов Федерации 22%) налогооблагаемой прибыли доходы банков, страховых организаций и от посреднической деятельности подлежат налогообложению по суммарной максимальной ставке 43%. Для целей налогообложения выделяются также некоторые другие виды доходов (доходы от казино и игорного бизнеса облагаются по ставке 90%).
В рамках налога на прибыль предприятий имеют льготы расходы на инвестиции производственного назначения в отраслях материального производства и расходы на инвестиции в жилищное строительство для всех юридических лиц определённая величина фактически осуществлённых расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки определённый объём расходов на благотворительные мероприятия и некоторые другие виды расходов. Не подлежит налогообложению прибыль, полученная от производства и реализации сельскохозяйственной продукции.
Акцизы представляют собой вид косвенного налога, включаемого в цену ряда товаров массового потребления и предметов роскоши, а также в тарифы на некоторые услуги. Как правило, акцизы вводятся на те товары, объём потребления которых не может быть существенно ограничен таким повышением цены. В соответствии с законодательством РФ к подакцизным товарам относятся винно-водочные изделия, алкогольная продукция, пиво, табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные изделия, а также отдельные виды минерального сырья (нефть, включая газовый конденсат, и природный газ). Плательщиками акцизов являются предприятия, производящие и реализующие подакцизные товары. Ставки акцизов устанавливаются в твёрдых суммах за физическую единицу объекта обложения (специфические ставки) или в процентах к цене реализации подакцизного товара. В соответствии с действующим Российским налоговым законодательством акцизы включаются в базу обложения налогом на добавленную стоимость.
Подоходный налог с физических лиц - прямой налог с граждан, уплачиваемый физическими лицами с полученных ими доходов (заработной платы, доходов от предпринимательской деятельности, авторских вознаграждений и др. доходов). В странах с рыночной экономикой в составе подоходного налога с физических лиц облагаются доходы от некорпоративного бизнеса. Ставки данного налога, как правило, носят прогрессивный характер. Индивидуальный подоходный налог, наряду с налогом на прибыль, выполняет роль встроенного стабилизатора.
В Российской Федерации объектом обложения этим видом налога являются личные доходы граждан, получаемые ими от работы по найму, от ценных бумаг, от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности и др. доходы. Не включаются в облагаемую этим налогом сумму дохода пенсии, стипендии, алименты у лиц, их получающих, доходы от вкладов в учреждения банков (в пределах ставки рефинансирования Центрального банка РФ), доходы от государственных ценных бумаг и некоторые другие виды доходов.
Исчисление подоходного налога производится на основе годовой величины облагаемого дохода. Ежемесячные платежи данного налога носят авансовый характер и производятся нарастающим итогом с начала года.
В основе предоставления льгот по подоходному налогу лежит социальная значимость, заслуги и степень социальной защищённости той или иной категории граждан. Общая сумма не облагаемого налогом минимума зависит от общей суммы дохода, полученного гражданином в течение года, и его социального статуса (участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, инвалид 1-й или 2-й группы, пострадавший в результате чернобыльской катастрофы и др.).
Кроме вычета не облагаемого налогом минимума, граждане также имеют право на такие вычеты из налогооблагаемого дохода, как фактически произведённые через бухгалтерию расходы на благотворительные цели и фактические расходы на приобретение или строительство жилья (включая погашение кредитов, полученных на эти цели). С 1 января 2001 г. установлена единая ставка подоходного налога для физических лиц в размере 13%. Л. Н. Лыкова.
НАЛОГОВЫЕ КАНИКУЛЫ, одна из форм налоговых льгот, представляющая собой, в соответствии с действующим законодательством, определённый срок, в течение которого налогоплательщик (физическое или юридическое лицо - предприятие, компания, организация, а также отрасль, регион, субъект) освобождается от уплаты того или иного налога. Налоговые каникулы являются частью налоговой политики, входящей в общеэкономическую стратегию правительства, и используются для стимулирования развития конкретного предприятия, компании или их групп, отдельной отрасли, региона, научно-технического прогресса, выступая как форма государственного кредитования, государственной поддержки конкретного налогоплательщика. По истечении срока налоговых каникул уплата налогов возобновляется.
Предоставление налоговых каникул увеличивает платёжеспособность налогоплательщика, расширяет его финансовые возможности, позволяет приобрести дополнительные оборотные или основные средства, модернизировать и/или расширить производство. Налоговые каникулы гарантируют налогоплательщику получение существенной дополнительной прибыли, что нередко является основанием для фальсификации его реального положения с целью получения данной налоговой льготы для извлечения дополнительной прибыли.
В Российской Федерации налоговые каникулы существуют в форме изменения срока уплаты налога и сбора на более поздний срок, в форме отсрочки (рассрочки), налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Срок уплаты налога может быть изменён в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо её части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, составляющую сумму задолженности. Такое изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создаёт новой налоговой обязанности для налогоплательщика. Изменение срока уплаты налога может производиться под залог имущества либо при наличии соответствующего поручительства.
Изменение срока уплаты налога по Российскому налоговому законодательству не допускается, если в отношении налогоплательщика возбуждено уголовное дело и/или проводится производство по делу о налоговом и/или административном правонарушении в связи с нарушением им налогового законодательства, а также в том случае, если имеются достаточные основания полагать, что данный налогоплательщик намерен воспользоваться таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собирается эмигрировать - выехать за пределы РФ на постоянное жительство.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога - форма изменения срока уплаты налога на срок от одного до шести месяцев, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности, может быть предоставлена заинтересованному налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинения ему ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа угрозы банкротства налогоплательщика в случае единовременной выплаты им налога если имущественное положение налогоплательщика - физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога если производство и/или реализация товаров, работ или услуг, осуществляемых налогоплательщиком, носит сезонный характер.
Налоговый кредит предоставляется заинтересованному налогоплательщику на срок от трёх месяцев до одного года по его заявлению и оформляется соответствующим договором, в котором указываются сумма задолженности, срок действия договора, начисляемые на сумму задолженности проценты, порядок погашения суммы задолженности и начисленных процентов, поручительство либо документы об имуществе, которые выступают в качестве залога, ответственность сторон.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход), а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет и представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором налогоплательщику даётся возможность в течение определённого срока и в определённых пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Размер инвестиционного налогового кредита не должен превышать 50% соответствующих платежей по налогу, определённых без учёта наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50% суммы налога, подлежащего уплате налогоплательщиком за этот налоговый период. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется налогоплательщику для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в т. ч. направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами для осуществления внедренческой или инновационной деятельности (создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов и др.) для выполнения особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставления особо важных услуг населению. Для получения инвестиционного налогового кредита заинтересованный налогоплательщик заключает договор с соответствующим государственным органом. В договоре указываются сумма кредита, срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон, а также положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока действия договора реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита. А. А. Петров.
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, преимущества, предоставляемые при уплате налогов частичное или полное освобождение от налогов, облегчение выполнения требований налогового законодательства для определённых категорий физических или юридических лиц. Льготы и преференции (от лат. praeferentia -предпочтение, т.е. предпочтительный режим) по налогообложению могут устанавливаться по видам деятельности, по отраслям или видам производства, по профессиям, по размерам доходов, по срокам (напр. до определённой даты) и т. д. В нормальном, юридически и политически правильно организованном обществе для установления льготы по налогам требуется принять закон такого же уровня, каким установлен основной налог.
Цели предоставления налоговых льгот: перераспределение или выравнивание доходов (напр. освобождение от подоходного налога беднейшей части населения) стимулирование производства определённых видов товаров или проведения научных исследований (для этого предприниматели в определённых отраслях освобождаются от налогов или получают скидку при их уплате, отсрочку и т.п.) стимулирование экспорта или импорта определённых товаров или услуг (с помощью отмены или снижения акцизов, НДС на товары для внешней торговли, снижения или отмены положенных таможенных пошлин и др. мер) поощрение определённых видов деятельности (напр. изъятие из налогооблагаемых сумм всех благотворительных пожертвований) поощрение общественно полезных и экономически выгодных и необходимых государству процессов (напр. скидки или вычеты из облагаемых налогом сумм тех средств, которые налогоплательщик затрачивает на образование) многие другие, в т. ч. специфические, разновидности налоговых льгот.
По мнению некоторых экономистов, льготы по налогообложению могут заменять прямые расходы из государственного бюджета на соответствующие цели. В некоторых случаях дело так и обстоит: можно, напр. освободить малоимущего налогоплательщика от уплаты налогов на определённую сумму денег, если эта сумма будет потрачена на обучение его самого или кого-либо из членов его семьи но можно просто выплатить ему за счёт бюджета примерно столько, сколько составит льгота по налогу,- в этом случае налоги должны уплачиваться полностью. Однако одно из главных отличий налоговых льгот от прямых расходов по соответствующим статьям государственного бюджета заключается в том, что льготы не просто "оплачивают", субсидируют или финансируют достижение какой-то цели, какое-либо производство и т. п. но чаще всего поощряют или стимулируют такое производство или вид общественно полезной деятельности. Кроме того, льготы могут носить более целенаправленный, "точечный", адресно-избирательный характер и потому обладают, при условии их справедливого и обоснованного назначения и правильного выполнения назначений (в соответствии с законодательством о налоговых льготах), большей экономичностью или эффективностью по сравнению с такими же расходами на те же цели.
Вместе с тем при назначении и применении налоговых льгот без должного контроля возможны крупные злоупотребления. Так, в Российской Федерации в середине 1990-х гг. огромные налоговые льготы, предоставленные спортивным и др. организациям, часто без принятия соответствующего законодательства, были фактически использованы для обогащения узкой группы лиц, причём официально заявленные цели, которыми обосновывалось предоставление льгот, так и не были достигнуты. Но, несмотря на попытки упорядочить положение в этой сфере, к концу 1999 г. в РФ сохранялось более 60 видов льгот по налогам и таможенным пошлинам, как правило плохо обоснованных с экономической точки зрения и потому не давших ожидаемого положительного эффекта.
В бюджетной практике США и некоторых других стран налоговые льготы называются налоговыми расходами, т.е. издержками, которые сознательно и по закону несёт налоговая система, недополучая определённые поступления во имя достижения специально поставленных государством экономических или социальных целей. Размеры льгот и доля их от фактических расходов бюджета из года в год меняются - как и суммы совокупных "налоговых недоплат" по таким льготам однако постоянного соотношения между масштабами льгот и размерами федеральных расходов или бюджетного дефицита обычно не бывает - всё зависит от состояния экономики страны в данный период, стоящих перед ней целей, экономической и бюджетной политики и от многих других факторов.
Льготы и получаемая от них выгода для налогоплательщика не всегда эквивалентны тем поступлениям в бюджет, которые были бы собраны в случае, если бы льготы не вводились. Без введения льгот могли бы не состояться определённые мероприятия, не была бы выпущена часть запланированной продукции (потому что без льгот рентабельность не достигла бы приемлемого уровня) и т. п. В частности, по этой причине налоговые льготы могут существовать даже при недостатке налоговых поступлений в бюджет, т. е. при бюджетном дефиците. Так, в США на протяжении ок^ 30 лет (в 1969-97 финансовых годах), когда федеральный бюджет сводился с дефицитом, общая сумма предоставленных налоговых льгот федерального уровня, как правило, по расчётам ежегодно превышала в 2 раза и более размеры дефицитов.
То, что льготы по налогам могут сосуществовать с бюджетными дефицитами, говорит о влиятельности определённых кругов, заинтересованных в предоставлении таких льгот в то же время льготы вполне могут носить продуманный и обоснованный характер, рассчитанный на то, что их применение более выгодно, чем попытка взимать налоги со всех налогоплательщиков в полном объёме. Главное свойство льгот при правильном их применении заключается в том, что они прямо или косвенным путём (через снижение себестоимости продукции в одних случаях, через улучшение или поддержание социального климата на удовлетворительном уровне - в других) либо способствуют повышению производительности в будущие годы, либо предохраняют бюджет (и общество) от необходимости затрачивать гораздо большие суммы на поддержание правопорядка, на борьбу с загрязнением среды, на ликвидацию разрыва в конкурентоспособности отечественных товаров по сравнению с товарами других стран на мировых рынках, либо содействуют расширению на-логооблагаемой базы и в конечном счёте позволяют собирать больше налогов, чем было бы при безльготном режиме. Именно по таким причинам своевременно предоставленные льготы могут оказаться выгоднее сохраняемых в полном объёме налогов или более высоких бюджетных расходов.
Некоторые экономисты считают, что льготы по налогам всё же близки к прямым равноценным потерям бюджета от недополучения доходов. Но механизм действия льгот слишком сложен, и в различных случаях их преимущества могут быть неодинаковыми по конечному результату. Есть целый ряд льгот, которые невозможно заменить прямыми расходами, напр. льготы для владельцев жилья в других случаях для получения равного с льготным эффекта пришлось бы израсходовать из бюджета значительно больше, чем составляют расчётные потери поступлений в результате предоставления налоговых льгот.
Наконец, важную роль играет фактор, точная стоимость которого вряд ли поддаётся определению,- обеспечение социальной стабильности. При перераспределении доходов по льготам на физических лиц снимается часть потенциально возможного социального напряжения в обществе замена льгот на прямые расходы потребовала бы не только сбора дополнительных средств в бюджет, но и создания или расширения аппарата для их распределения - дорогостоящего и не всегда эффективного.
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по налогам для ветеранов боевых действий
- Налоговый кодекс рф льготы по земельному налогу физических лиц
Комментариев пока нет!