Налоговый кодекс рф льготы по земельному налогу физических лиц
Льготы физическим лицам по земельному налогу
46 Курская область
Дата публикации: 04.06.2014 14:33
Пунктом 5 статьи 391 Налогового Кодекса РФ установлено, что налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы
2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности
3) инвалидов с детства
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
В соответствии с пунктом 6 статьи 391 НК РФ уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5 указанной статьи, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
При этом порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Если размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определённой в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю в соответствии с пунктом 7 статьи 391 Налогового Кодекса РФ.
В отношении применения данной налоговой льготы в виде не облагаемой налогом суммы в размере 10000 руб. следует учесть, что если налогоплательщику принадлежат несколько земельных участков, находящихся на территории одного муниципального образования, то при исчислении земельного налога налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму только в отношении одного из этих земельных участков, по выбору налогоплательщика.
Если налогоплательщик, обладающий правом на льготу в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, имеет по одному земельному участку в нескольких муниципальных образованиях, то уменьшение налоговой базы должно осуществляться в отношении каждого из этих участков.
Согласно п.2 ст.387 Кодекса представленным органам муниципальных образований предоставлено право, своими нормативными актами устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера необлагаемой налогом суммы для отдельных категорий для отдельных категорий плательщиков.
С 2010 года, в соответствии со статьей 5 Решения Курского городского Собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС (ред. от 20.08.2013) "Об установлении на территории муниципального образования "Город Курск" земельного налога" (далее по тексту Решение собрания 17-3-РС) вышеуказанные категории налогоплательщиков освобождены от уплаты земельного налога в полном размере.
Также на территории муниципального образования "Город Курск" освобождены от уплаты земельного налога - дети, находящиеся на иждивении, родители и супруги военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей.
Кроме того, согласно указанному Решению собрания 17-3-РС освобождены от уплаты налога на землю в размере 50 процентов:
- пенсионеры по возрасту, которым назначены пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации
- лица, имеющие трех и более детей.
В соответствии с пунктом 6 статьи 391 Кодекса предоставление льготы по уплате земельного налога производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
При этом порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов муниципальных образований.
Следует отметить, что в соответствии со статьей 21 Кодекса использование налоговых льгот является правом налогоплательщика. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы или приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов.
Таким образом, использование налоговых льгот носит заявительный характер.
Земельный налог с физических лиц
Организации и физические лица, владеющие земельными участками, являются плательщиками земельного налога. Он относится к местным налогам, в Налоговом кодексе ему посвящена глава 31 в разделе Х). В этой статье мы коснемся только физических лиц и рассмотрим, как рассчитать земельный налог для владельцев участков, а также кому положены льготы.
Популярное по теме
Правовая основа
Земельный налог устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1. Ст. 387 НК РФ). Отметим, что в городах федерального значения, а таковыми являются Москва и Санкт-Петербург, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать также НК РФ и законами данных субъектов РФ, и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса, представительные органы муниципальных образований (либо законодательные представительные органы государственной власти Москвы и Санкт-Петербурга) вправе:
Кто является плательщиком земельного налога
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица (напомним, что в этой статье мы не затрагиваем организации), обладающие участками земли, в случае, если эти участки признаны объектами налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом важно, чтобы налогоплательщики владели таким участком на праве:
Не признаются плательщиками земельного налога физические лица в отношении участков земли:
С какого момента владелец участка должно производить платежи за землю? Право собственности либо аналогичное право, о чем мы писали выше, возникает у гражданина с момента государственной регистрации земельного участка. Об этом свидетельствуют такие нормативные документы как Гражданский кодекс ( п. 1 ст. 131) и Федеральный закон от 21.07.1997 № 122&minusФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 2). Как только Едином государственном реестре регистрируется право на земельный участок, физическое лицо становится плательщиком данного налога.
Идентификация участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.07 № 221&minusФЗ О государственном кадастре недвижимости (п. 3 ст. 12 Закона № 122&minusФЗ).
Равную юридическую силу с регистрацией в ЕГРП имеют также государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическому лицу до вступления в силу Закона № 122&minusФЗ.
Объект налогообложения
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признаются участки земли, расположенные в пределах муниципального образования, а также городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которого введен налог.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения следующие участки земли:
Налоговая база
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ (п. 1 ст. 390 НК РФ). В свою очередь кадастровая стоимость согласно пункту 2 статьи 390 НК РФ устанавливается в соответствии с Земельным кодексом РФ. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Об этом говорится в пункте 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ.
Налоговая база определяется в отношении каждого участка земли как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Отметим, что в отношении участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого участка земли на кадастровый учет.
Обратите внимание, что в отличие от организаций и ИП, которые самостоятельно исчисляют налоговую базу и, соответственно размер платежа, физические лица этого не делают. В соответствии с пунктом 4 статьи 391 НК РФ налоговая база для них определяется налоговым органом. Информация должна попасть в базу ИФНС не позднее 10 дней со дня регистрации земельного участка (п. 4 ст. 85 НК РФ).
Налоговый период и ставки
Согласно пункту 1 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Поскольку мы говорим об участках земли, находящихся в собственности физических лиц, то, как правило, это участки, приобретенные для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Для них установлена ставка 0,3% (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Кому предоставляются льготы
Инспекция, рассчитывая налоговую базу, может применить льготу, уменьшив базу для определенных категорий плательщиков. Уменьшение возможно в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении участка земли, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). Такая льгота положена:
Кроме того, льгота в виде полного освобождения от уплаты данного налога полагается лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов. Об этом говорится в пункте 7 статьи 395 НК РФ.
Также льготы в виде освобождения от уплаты налога, представляются ряду организаций. Так как статья посвящена физическим лицам, мы лишь упомянем о том, что льготы для компаний предоставляются на основании статьи 395 НК РФ. Льготы положены религиозным организациям, организациям инвалидов, компаниям, занимающимся народным промыслом и др.
Согласно пункту 10 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в ИФНС по месту нахождения участка земли.
Если таковое право у налогоплательщика возникает в течение налогового (отчетного) периода или напротив, прекращается, исчисление суммы налога (суммы авансового платежа) в отношении участка земли, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц.
Как рассчитать сумму налога
Как рассчитать земельный налог? В соответствии с пунктом 1 статьи 396 размер платежа исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами (п. 3 ст. 396 НК РФ).
Порядок уплаты налога
В соответствии с пунктом 1 статьи 397 НК РФ налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, а также законами Москвы и Санкт-Петербурга.
Срок уплаты для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 4 статьи 397 Налогового кодекса граждане производят платежи на основании налогового уведомления, направленного им из ИФНС. При этом направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.
Напомним, что никаких налоговых деклараций владельцы участков не подают, это прерогатива только компаний и ИП, имеющих в собственности землю. Для граждан достаточно того, чтобы они осуществили платеж, получив налоговое уведомление из ИФНС, о чем мы писали чуть выше.
Подпишитесь на популярные статьи
Ограничения в применении льготы по земельному налогу физическим лицом, имеющим инвалидность
Установлены ли ограничения по применению льготы по земельному налогу, установленной п. 5 ст. 391 НК РФ, в отношении количества земельных участков, принадлежащих одному физлицу? В каком порядке предоставляется указанная льгота по земельному налогу физлицу, имеющему инвалидность II группы и вторую степень ограничения трудовой деятельности?

В соответствии с п. 5 ст. 391 (Статья 391 НК РФ ) Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
Таким образом, если налогоплательщику, указанному в п. 5 ст. 391 Кодекса, принадлежат два земельных участка, расположенных на территории одного муниципального образования, то льгота, установленная п. 5 ст. 391 Кодекса, может быть применена только в отношении одного земельного участка.
В том случае, если налогоплательщику принадлежат два земельных участка, которые находятся на территории разных муниципальных образований, то льгота, установленная в п. 5 ст. 391 Кодекса, должна применяться в отношении двух земельных участков.
В отношении применения положения пп. 2 п. 5 ст. 391 Кодекса, согласно которому право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. имеют инвалиды, имеющие третью степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группы инвалидности, установленные до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, отмечается.
В соответствии с Правилами признания лица инвалидом (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 ). гражданину, признанному инвалидом, выдается справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности.
Инвалидность II группы устанавливается на 1 год. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности (п. 9 Правил).
Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку заполнения формы справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико- социальной экспертизы, утвержденных Постановлением Минтруда России от 30.03.2004 N 41 (Постановление Минтруда РФ от 30.03.2004 N 41 ). в строку справки "Степень ограничения способности к трудовой деятельности" запись вносится в точном соответствии с записью экспертного решения федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы о степени ограничения способности к трудовой деятельности. При отсутствии ограничения способности к трудовой деятельности в указанной строке делается запись: "Не имеется".
В строке справки "Инвалидность установлена на срок до" указывается срок, до которого установлена инвалидность: первое число месяца, следующего за тем месяцем, на который назначено очередное освидетельствование, и год, до которого установлена инвалидность (п. 4 Рекомендаций).
При установлении инвалидности без указания срока переосвидетельствования в строку "Дата очередного освидетельствования" вносится запись "бессрочно" (п. 5 Рекомендаций).
Учитывая изложенное, если инвалидность II группы со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности установлена до 1 января 2004 г. без указания срока переосвидетельствования, то в силу положения пп. 2 п. 5 ст. 391 Кодекса правомерно использовать льготу, установленную п. 5 ст. 391 Кодекса. Если справка об установлении II группы инвалидности со второй степенью ограничения способности к трудовой деятельности получена при очередном освидетельствовании после 1 января 2004 г. то на этот случай не распространяется положение п. 5 ст. 391 Кодекса.
Основание: Письмо Минфина РФ от 3 августа 2009 г. N 03-05-06-02/72 (Письмо Минфина РФ от 03.08.2009 N 03-05-06-02/72 )
Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составители Е.В. Зернова, О.Б. Солдатова.
Больше материалов по теме:
Азбука финансов
Земельный налог
Земельный налог регулируется главой 31 «Земельный налог» НК РФ. Вводится в действие федеральным законодательством (НК РФ) и нормативными правовыми актами местного самоуправления. Для Москвы и Санкт- Петербурга – это, соответственно, законы этих городов.
Представительные органы местного самоуправления определяют только налоговые ставки (в пределах, установленных Кодексом), порядок и сроки уплаты налога. Остальные элементы налога регулируются НК РФ (в отличие, например, от транспортного налога, льготы по которому могут устанавливать местные власти).
Налогоплательщиками земельного налога (ст. 388 НК РФ ) являются организации и физические лица . обладающие земельными участками:
Не являются налогоплательщиками лица, которые пользуются земельными участками на праве безвозмездного срочного пользования или арендующие эти участки.
Объект налогообложения – земельные участки, расположенные в пределах муниципальных образований, на территории которых введен земельный налог. В п. 2 ст. 389 НК РФ определены земельные участки, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые не относятся к объектам налогообложения.
Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которые облагаются земельным налогом. Эта стоимость определяется в соответствии с земельным законодательством РФ.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании сведений, полученных из налоговых органов. Последние в свою очередь определяют налоговую базу на основании сведений, которые им предоставляют органы, ответственные за ведение земельного кадастра органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органы муниципальных образований.
Для некоторых категорий физических лиц (п. 5 ст. 391 НК РФ) установлена льгота по земельному налогу в виде необлагаемого минимума в размере 10 000 руб . на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования. Это означает, что при расчете налога налоговая база, определенная в соответствии со ст. 391 НК РФ, будет уменьшена на 10 000 руб. если налогоплательщиком является, например, инвалид любой группы (кроме III, для которой есть некоторые ограничения), ветеран или инвалид ВОВ и т.п. При этом если кадастровая стоимость земельного участка такого физического лица оказывается меньше необлагаемого минимума (10 000 руб.), то налоговая база принимается равной нулю, т.е. налог также признается равным нулю.
Порядок определения налоговой базы и исчисления налога для земельных участков, находящихся в общей долевой собственности или общей совместной собственности, аналогичен порядку, применяемому в отношении имущества физических лиц.
Налоговые ставки установлены ст. 394 НК РФ в максимальных значениях:
Конкретные ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга. Местные власти имеют право устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Индивидуальному предпринимателю, использующему земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности (т.е. для получения прибыли), придется платить земельный налог авансовыми платежами в первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (т.о. сумма налога за год будет уменьшаться на суммы авансовых платежей, уплаченных ИП).
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают налог на основании уведомления, присылаемого налоговыми органами. Представительные органы власти муниципальных образований вправе установить авансовый порядок уплаты земельного налога такими физическими лицами, но не более 2-х авансовых платежей за год.
Земельный налог рассчитывается следующим образом:
Если в течение календарного года налогоплательщик приобретал и (или) утрачивал права собственности на земельный участок, то сумма налога (авансового платежа) уменьшается на поправочный коэффициент, рассчитываемый как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Например: В долевой собственности (с равными долями) Карла и Клары находится дачный участок площадью 0,6 га. Карл - инвалид II группы, т.е. имеет льготу по земельному налогу в размере необлагаемого минимума (10 000 руб.). Кадастровая стоимость данного участка составляет 20 000 руб. Ставка налога в муниципальном образовании, где находится и зарегистрирован данный участок, составляет 0,3%. Рассчитаем сумму земельного налога. Поскольку участок находится в долевой собственности, где каждому собственнику принадлежит. участка, то на каждого приходится по 0,3 га. Для Карла налоговая база составит - 4 000 руб. (20 000 х 0,3 – 10 000 = -4000 руб.). Налогооблагаемая база меньше необлагаемого минимума, т.е. принимается равной нулю. Таким образом, земельный налог с доли Карла составит 0 руб. Налоговая база доли Клары оценивается в 6 000 руб. (20 000 х 0,3). Сумма налога равна 18 руб. (6 000 х 0,3%).
Количество показов: 13145
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!