Налоговые льготы по ндс порядок применения налоговых вычетов

НДС, порядок применения налоговых вычетов
6. Налоговые вычеты
7. Порядок применения налоговых вычетов
8. Сроки уплаты налога и представления
налоговых деклараций
Заключение
Список литературы
Введение
Налог на добавленную стоимость играет ведущую роль в косвенном налогообложении, его поступление занимает значительное место в доходной части бюджета государства, причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства возрастает.
Для понимания принципов построения налога на добавленную стоимость требуется изучить законодательную базу (Налоговый Кодекс), выяснить ряд основных проблем, такие вопросы, как субъекты и объекты налогообложения, принципы определения налогооблагаемой базы, ставки и сроки уплаты налога, и порядок его исчисления, особенности исчисления налога на добавленную стоимость для организаций различных видов деятельности, порядок ведения бухгалтерского учета по данному налогу, налоговые вычеты и некоторые другие вопросы.
Сущность НДС
Налог на добавленную стоимость является чисто федеральным налогом, взимающимся на всей территории РФ, формирующим федеральный бюджет и обязательным для уплаты всем участникам рынка, за исключением выделенных в особые группы освобождающихся и льготников.
Налог на добавленную стоимость включается поставщиком в цену продукции. Для упрощения системы расчетов для предприятия объектом налогообложения является не сама добавленная стоимость, а весь “оборот по реализации на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг, этот налог включается в цену продукции. Выделение НДС собственно на добавленную стоимость и исключение двойного налогообложения достигается механизмом уплаты налога в бюджет, при котором в бюджет перечисляется лишь разница между суммами налога, полученными от потребителя и суммами, уплаченными поставщикам. В итоге вся сумма налога, соответствующая стоимость продукции уплачивается ее конечным потребителем. В результате от всех предприятий в бюджет поступает сумма налога, полученная по следующей формуле НДС = НДС1 + ( НДС2 - НДС1 ) + ( НДС3 - НДС2 ) + ( НДС4 - НДС3)+(НДС4-НДС3 ) + ( НДС5 - НДС4 ) + (НДС6 - НДС5 ) = НДС6, полностью оплаченный потребителем.
Налог на добавленную стоимость широко используется и в мировой практике. Он взимается более чем в 50 странах. Специалисты в области налогообложения называют три основные группы причин, делающих целесообразным введение НДС: он обеспечивает высокие процентные государственные доходы, ему свойственны нейтральность и, конечно же, эффективность. В большинстве стран НДС обеспечивает от 12 до 30 % государственных доходов, что эквивалентно примерно 5 - 10 % валового национального продукта. Мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Этот вид налога составляет устойчивую и широкую базу формирования бюджета, любое незначительное повышение его ставок существенно увеличивает поступления в бюджет. НДС обладает такими качествами, как универсальность и абсолютная объективность, он практически не влияет на относительные конкурентные позиции секторов экономики
НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Однако, несмотря на столь успешное применение налога в мировой практике, зарубежный опыт использования НДС также содержит ряд нерешенных вопросов, связанных с негативными особенностями широкого использования НДС. Поэтому слепое копирование положений зарубежного законодательства об НДС в отечественную теорию и практику применения этого налога крайне нежелательно.
Налогоплательщики
Налогоплательщиками НДС являются:
1. Организации.
Не являются плательщиками НДС:
· организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 г. №222-ФЗ об упрощенной системе налогообложения, учёта и отчётности для субъектов малого предпринимательства)
· организации, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности по этим видам деятельности (статья 1 Федерального закона от 31.07.98 г. № 148-ФЗ О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности). Если эти организации осуществляют виды деятельности, которые не подпадают под налогообложение единым налогом на вменённый доход, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость по этим видам деятельности.
При этом, несмотря на то, что указанные выше организации не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, они не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента и поэтому должны удерживать налог на добавленную стоимость у источника выплаты и перечислять его в бюджет.
Организации, не являющиеся плательщиками НДС, не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчёты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.
НДС по приобретённым товарно-материальным ценностям производственного назначения, используемым организациями, не являющимися плательщиками НДС, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и продаже товаров (работ, услуг).
Если отгрузка товаров (работ, услуг) была произведена до перехода организации на уплату единого налога на вменённый доход или на упрощенную систему налогообложения, учёта и отчётности, то налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке.
2. Индивидуальные предприниматели.
Не являются плательщиками НДС индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности по этим видам деятельности (статья 1 Федерального закона от 31.07.98 г. № 148-ФЗ О едином налоге на вменённый доход для определённых видов деятельности). Если индивидуальные предприниматели осуществляют виды деятельности, которые не попадают под налогообложение единым налогом на вменённый доход, они являются плательщиками налога на добавленную стоимость по этим видам деятельности. При этом указанные выше предприниматели не освобождены от исполнения обязанностей налогового агента и поэтому должны удерживать НДС у источника выплаты и перечислять его в бюджет.
Индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС, не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчёты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.
Льгота по НДС: отказ от применения и право на налоговые вычеты (Софийская Н.М.)
Дата размещения статьи: 12.06.2015
Летом 2014 г. Пленум ВАС РФ выпустил разъяснение (см. п. 6 Постановления от 30.05.2014 N 33), которое позволяло сделать очень выгодный для налогоплательщика вывод: не отказываясь от освобождения от уплаты НДС и начисляя налог с реализации услуг и работ, можно применять налоговые вычеты по приобретениям. К сожалению, как показывает сегодняшняя правоприменительная практика, такой подход не работает.
Напомним, что долгое время большинство арбитров признавали вполне законным исчисление НДС по услугам и работам, названным в пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, в общем порядке (начисление с реализации и вычеты "входного" НДС), даже если налогоплательщик представил заявление об отказе от освобождения от налогообложения с опозданием. Обоснование в том, что отказ от применения льготы зависит только от воли налогоплательщика и не требует разрешения налоговиков. УК было достаточно заполнять налоговые регистры и декларации в общем порядке и подать заявление об отказе, допустим, перед налоговой проверкой (то есть даже после представления декларации). Из общего ряда выбивалось Постановление ФАС МО от 28.05.2014 N Ф05-3528/14 с таким выводом: "поскольку заявитель не воспользовался своим правом и не отказался от освобождения операций от обложения НДС, суды пришли к правильному выводу о том, что у общества не возникло права на налоговый вычет". Налогоплательщик обжаловал судебный акт в Верховный Суд в кассационном порядке, но в удовлетворении жалобы было отказано.
Позиция ВС РФ
В Определении от 29.09.2014 N 305-КГ14-1990 суд заключил: "порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством и не требует расширительного толкования". Здесь же обращено внимание, что к спорным правоотношениям (отказ от освобождения от налогообложения в порядке, установленном п. 5 ст. 149 НК РФ) нельзя применять по аналогии разъяснения Пленума ВАС РФ (п. 2 Постановления N 33) о применении освобождения, предусмотренного ст. 145 НК РФ (не допускается отказ в применении льготы, установленной ст. 145 НК РФ, только по причине ненаправления в налоговый орган уведомления о намерении использовать указанную льготу). Учетная политика также не может расцениваться как заявление об отказе от льготы. Добавим, что в данном случае налогоплательщик применял налоговую льготу по коммунальным услугам и облагал НДС реализацию услуг по содержанию и ремонту общего имущества, полагая, что не выполняет все условия применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. При этом организация не вела раздельный учет операций и "входного" НДС. Обратим внимание, как суд ответил на довод о том, что УК не выполняет в полном объеме условия предоставления льготы, следовательно, не может применить ее или отказаться от нее: выставление счетов-фактур с НДС не свидетельствует о том, что налогоплательщик отказался от освобождения таких операций от налогообложения с учетом требований п. 5 ст. 149 НК РФ.
Такие же выводы сделаны в Постановлении ФАС МО от 22.07.2014 по делу N Ф05-7443/2014. Из этого судебного акта следует, что оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества смешанным способом вовсе не указывают на невозможность применения пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ <1>. Поэтому, чтобы исчислять НДС по таким операциям в общем порядке и иметь право на применение налоговых вычетов, нужно соблюсти требования п. 5 ст. 149 НК РФ о заявлении отказа от освобождения до начала налогового периода. Здесь, как и в предыдущем случае, УК не вела раздельный учет "входного" налога, соответствующий порядок не был предусмотрен учетной политикой. Кроме того, суд усмотрел возникновение необоснованной налоговой выгоды в операциях с основным подрядчиком. По совокупности обстоятельств налогоплательщик был лишен налоговых вычетов. Определением ВС РФ от 24.10.2014 N 305-КГ14-2706 в удовлетворении жалобы организации было отказано.
<1> Налогоплательщик должен применять освобождение в отношении части услуг и работ, приобретаемых у подрядных организаций, и начислять НДС (применять вычеты "входного" налога) по самостоятельно оказываемым услугам.
О значении определений ВС РФ
Вообще определения Верховного Суда, принятые в порядке кассационного производства, не формируют судебную практику и не могут быть основой для принятия судом решения. Так, согласно ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки:
- на постановления Пленума ВС РФ
- на сохранившие силу постановления Пленума ВАС по вопросам судебной практики (согласно ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом ВАС, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом ВС РФ)
- на постановления Президиума ВС РФ
- на сохранившие силу постановления Президиума ВАС (в законодательстве отсутствует специальное указание на порядок утраты силы данными документами. Представляется, что можно действовать по аналогии с вышеописанным порядком: пока не принято постановление Президиума ВС РФ по определенному вопросу, арбитры могут руководствоваться правовой позицией Президиума ВАС).
Тем не менее в судебных актах можно встретить ссылки на приведенные выше Определения ВС РФ от 29.09.2014 N 305-КГ14-1990, от 24.10.2014 N 305-КГ14-2706 именно в связи с порядком реализации права на отказ от освобождения от налогообложения. Приведем примеры.
Практика применения п. 5 ст. 149 НК РФ
Постановление АС ЗСО от 27.10.2014 по делу N А81-6272/2013
Налогоплательщик не заявлял об отказе от льготы, однако в налоговой декларации исчислял налоговую базу и применял налоговые вычеты. Проверив счета-фактуры, налоговики установили, что УК неправомерно заявила вычет сумм НДС по счетам-фактурам, выставленным при реализации работ (услуг), поименованных в пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Суд поддержал инспекцию, отклонив доводы организации о том, что она подала все необходимые для подтверждения вычетов документы, своими действиями фактически подтвердила, что не пользуется и не собирается пользоваться правом, предоставленным пп. 29, 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Поскольку заявителем не доказан отказ от предусмотренной законодательством льготы в части освобождения от уплаты НДС по оказанным обществом услугам, что исключает возможность применения в отношении указанных услуг налогового вычета по НДС, суды обоснованно отказали в удовлетворении требований о признании недействительными оспариваемых решений инспекции.
Постановление АС СЗО от 19.03.2015 по делу N А56-27774/2014
Налогоплательщик осуществлял капитальный ремонт за счет средств бюджетов (95%) и средств собственников помещений (5%). В первичных декларациях за налоговые периоды 2012 г. был указан НДС к уплате (фактически был перечислен в бюджет), в уточненных декларациях (поданы летом 2013 г.) уже стояла сумма НДС к возмещению (налогоплательщик начислил налог только с платы собственников помещений (5%), отнеся бюджетные субсидии к льготе и не включив их в налоговую базу на основании п. 2 ст. 154 НК РФ, а налоговый вычет применил в полной сумме, предъявленной подрядчиком). Сначала суд обосновал вывод о том, что в налоговую базу следует включать полную стоимость ремонта (с учетом бюджетных средств): включение в налоговую базу по НДС только сумм, уплаченных собственниками помещений (5%), и предъявление к вычету НДС с сумм, уплаченных поставщикам в полном объеме, не соответствуют природе косвенного налога (НДС). Однако затем арбитры перешли к пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, обратив внимание, что заявление об отказе от налоговой льготы было направлено в налоговую инспекцию только в конце 2014 г. Примечательно, что суды первой и апелляционной инстанций поддержали УК (налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать право на освобождение, такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения, последствия нарушения срока уведомления законодательством не установлены).
Но АС СЗО не согласился с этим подходом и фактически процитировал, хоть и без ссылки, Определение ВС РФ от 29.09.2014 N 305-КГ14-1990: порядок отказа от освобождения упомянутых операций от налогообложения четко регламентирован законодательством, не требует расширительного толкования и носит исключительно заявительный характер. Поскольку спорные работы и услуги, согласно пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ, освобождены от обложения НДС, отсутствует право предъявлять к налоговому вычету уплаченные подрядным организациям суммы НДС в порядке, предусмотренном ст. 171 НК РФ, а следует в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ учитывать их в стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Кроме того, хотя порядок ведения раздельного учета операций и был предусмотрен учетной политикой, на практике он не был реализован.
Постановление АС ПО от 28.01.2015 по делу N А55-6412/2014
Согласно первоначальной декларации за I квартал 2010 г. УК применяла налоговую льготу, предусмотренную пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ. В 2012 г. налогоплательщик представил в инспекцию заявление об отказе от освобождения от налогообложения с 01.01.2010 по 31.03.2013, а в марте 2013 г. подал уточненную декларацию за I квартал 2010 г. в которой указал НДС к возмещению. УК полагала, что реализуемые ею коммунальные услуги не соответствуют требованиям пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ, но суды отклонили этот довод.
К сведению. По поводу несоответствия объемов и стоимости приобретаемых и реализуемых УК коммунальных услуг Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.10.2014 по делу N А55-6412/2014 обозначил несколько важных моментов, которые могут пригодиться налогоплательщикам при обосновании своей позиции в налоговом споре:
- коммунальные услуги потребляются в процессе осуществления деятельности, не могут накапливаться и храниться. Следовательно, объемы приобретенных (с учетом потерь) и реализованных услуг фактически не могут различаться
- единицы измерения приобретенной и реализованной тепловой энергии (в тоннах и в гигакалориях) эквивалентны между собой. Если учет тепловой энергии ведется в тоннах пара, то пересчет количества выработанного пара в гигакалориях производится на основании теплосодержания вырабатываемого пара, соответствующего его среднему давлению и температуре. Следовательно, различие единиц измерения тепловой энергии не свидетельствует о несопоставимости объемов приобретенного и реализованного ресурса.
Поддерживая инспекцию в ее отказе в возмещении НДС по уточненной декларации, суд отметил, что налогоплательщик не отказывался от налоговой льготы, поскольку:
- не выполнил условия из п. 5 ст. 149 НК РФ
- в первоначальной декларации применял льготу, то есть не совершал действий, свидетельствующих о фактическом отказе от нее <2>.
<2> Здесь суд допускает право на вычет в ситуации, когда налогоплательщик изначально не применял льготу, хоть и не направлял в инспекцию уведомление об отказе от ее применения. Однако такой подход противоречит разъяснениям из п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57.
Здесь считаем нужным привести выводы из мотивировочной части Решения Арбитражного суда Самарской области от 25.07.2014 по делу N А55-6412/2014. Обосновывая необходимость неукоснительного соблюдения порядка отказа от освобождения от налогообложения, суд сослался на Определение КС РФ от 05.02.2004 N 43-О. Установление в части второй НК РФ особенностей применения льгот, в том числе в виде некоторых ограничений права налогоплательщика отказаться от использования льготы и обязанности совершить определенные действия, связанные с учетом сумм налога, также не направлено на ущемление конституционных прав и свобод налогоплательщика. Ведь законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особый порядок ее использования.
Итак, теперь если налогоплательщик не представил заявление об отказе от освобождения от налогообложения до начала налогового периода и применит в этом налоговом периоде вычеты "входного" НДС, то отстоять право на вычет в суде будет весьма затруднительно. Причина тому - позиция ВС РФ, выраженная в определении, принятом в порядке рассмотрения кассационной жалобы по конкретному налоговому спору.
Грубо говоря, если контролеры знают, что налогоплательщик работает на основании договоров управления МКД, реализует коммунальные услуги, а также услуги и (или) работы по содержанию и ремонту общего имущества и не представил заранее заявление об отказе от освобождения от налогообложения, они не "пропустят" налоговый вычет "входного" налога по счетам-фактурам РСО и подрядных организаций.
Отказ от применения льгот по уплате НДС
Отдельные положения Налогового кодекса являются общими для всех установленных им налогов и сборов. Наряду с этим существуют определенные нормы, которые не могут применяться к обложению НДС, исходя исключительно из особенностей этого налога. Одной из таких норм является право плательщика на отказ от применения им налоговых льгот (ст. 30 Налогового кодекса).
Согласно п. 30.1 указанной статьи налоговая льгота - это предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных п. 30.2 этой статьи.
В соответствии с п. 30.4 ст. 30 Налогового кодекса налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено этим Кодексом.
Пунктом 30.9 этой статьи определено, что налоговая льгота предоставляется путем:
Разделом V Налог на добавленную стоимость Налогового кодекса предусматривается предоставление видов налоговых льгот, определенных подпунктами б - г п. 30.9 ст. 30 этого Кодекса. Рассмотрим эти виды налоговых льгот и особенности их применения.
Уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора (пп. б п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса). Этой льготой вправе пользоваться все зарегистрированные в установленном порядке плательщики НДС. Суть ее состоит в уменьшении налоговых обязательств плательщика налога, начисленных им по определенной операции по поставке товаров (услуг), на сумму налоговых обязательств другого плательщика налога, соответствующую сумме налога, начисленной таким другим плательщиком налога на поставленные ему товары (услуги). В разделе V Налогового кодекса такое уменьшение называется налоговым кредитом (определение дано в пп. 14.1.181 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса), и статьями 198 и 199 регламентируется право на его получение. Эта льгота не предоставляется лицам, которые не зарегистрировались в качестве плательщиков налога, однако обязаны уплачивать налог в бюджет либо в связи с осуществлением ими определенных операций (получение услуг от нерезидента), либо по причине превышения ими предельного уровня объема операций, подлежащих налогообложению, по достижении которого регистрация является обязательной. Этот вид льготы предоставляется плательщикам налога.
Установление сниженной ставки налога и сбора (пп. в п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса). Статьей 193 Налогового кодекса размер сниженной ставки налога составляет 0%. Эта льгота предоставляется не отдельным налогоплательщикам, а применяется при осуществлении отдельных операций, перечень которых определен ст. 195 Налогового кодекса.
Освобождение от уплаты налога и сбора (пп. г п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса). Эта льгота, как и льгота по снижению ставки налога, предоставляется не отдельным плательщикам, а применяется при осуществлении отдельных операций, определенных ст. 197 Налогового кодекса и отдельными пунктами подраздела 2 раздела XX этого Кодекса.
Таким образом, отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов налогоплательщик вправе только тогда, когда освобождение предоставляется непосредственно налогоплательщику, а не отдельным операциям по поставке тех или иных товаров или предоставлению тех или иных услуг. В части, касающейся НДС, только одна из категорий льгот предоставляется плательщикам налога - уменьшение налогового обязательства после начисления налога и сбора (пп. б п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса), то есть право на формирование налогового кредита.
От таких видов льгот, как установление сниженной ставки налога и сбора (пп. в п. 30.9 ст. 30 Налогового кодекса) и освобождение от уплаты налога и сбора (пп. г этого пункта), плательщики налога не имеют права ни отказаться, ни приостановить их применение на один или несколько отчетных периодов по указанным причинам: эти льготы предоставляются не непосредственно плательщикам, а касаются отдельно перечисленных в соответствующих статьях этого Кодекса операций.
Кроме того, в качестве отдельных видов льгот, по мнению автора, нужно рассматривать и специальные режимы налогообложения, установленные разделом V Налогового кодекса, ведь согласно п. 11.2 ст. 11 этого Кодекса специальный налоговый режим - это система мер, определяющая особый порядок налогообложения отдельных категорий хозяйствующих субъектов, а п. 11.3 этой статьи установлено, что специальный налоговый режим может предусматривать особый порядок определения элементов налога и сбора, освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов. Однако с учетом масштабности и значимости этого вопроса он будет рассмотрен отдельно.
Алла Кононова . начальник отдела рассмотрения обращений Департамента администрирования налога на добавленную стоимость ГНА Украины
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
Об изменениях и порядке применения режима освобождения от обложения НДС периодических изданий и книг читайте дальше.
Налоговая накладная составлена в феврале 2015 г. расчет корректировки к ней - в марте. В декларации за какой месяц следует отразить налоговую накладную и расчет корректировки к ней? Нужно ли представлять уточняющий расчет за февраль 2015 г.
Как исправить ошибку, допущенную при составлении налоговой накладной в индивидуальном налоговом номере (ИНН) покупателя, если такая накладная уже зарегистрирована в ЕРНН.
ПОДАРУНОК передплатникам Вісник. Право знати все про податки і збори від головного редактора журналу Петра Кричуна!
Остановимся на особенностях обложения НДС операций по поставке нерезидентами услуг на таможенной территории Украины.
Все материалы разделов: «Консультации | Популярное »
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)
Экономическое значение НДС.
НДС был введен в налоговую систему РФ с 01.01.92.г и заменил собой налог с оборота.
НДС–это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, созданной на всех стадиях производства и реализации продукции.
НДС – федеральный косвенный налог. В доходах федерального бюджета ему принадлежит 1 место среди налоговых поступлений.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в соответствии со ст.143 НК РФ признаются:
1. организации
2. индивидуальные предприниматели
3. лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Не признаются плательщиками НДС: организации и индивидуальные предприниматели, применяющиеспециальные налоговые режимы:
ШЕдиный сельскохозяйственный налог
ШУпрощенная система налогообложения
ШЕдиный налог на вмененный доход
Постановка на учет в качестве налогоплательщика.
Налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговом органе и получить свидетельство по установленной форме.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.
! В выручку включается реализация товаров облагаемых и необлагаемых НДС.
Не имеют право на освобождение:
Предприятия, осуществляющие ввоз товаров на территорию РФ.
Предприятия и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары.
Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.
Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма заявления на освобождение от исполнения обязанностей
налогоплательщика утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Налоговые органы проверяют полученные документы и в течении 10 дней выносят решение:
о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение
о продлении срока освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отказе в таком продлении.
Освобождение производится на 12 последующих месяцев.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения в соответствии со ст.146 НК РФ признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской
Федерации
! Для целей налогообложения реализацией считается продажа товаров (работ, услуг), а также передача товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе и передача права собственности на товары (работы, услуги).
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не относятся на себестоимость (содержание объектов непроизводственной сферы, находящихся на балансе предприятия).
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Не признаются реализацией товаров (работ, услуг):
1) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно - коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей и т.д. органам государственной власти и органам местного самоуправления.
2) передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
3) операции, связанные с обращением Российской и иностранной валюты.
4) передача имущества в качестве вклада в уставный капитал.
и др.
Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Льготы по НДС предоставляются в соответствии со ст.149 в трех видах:
I. Освобождаются от налогообложения услуги по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям.
Эта льгота предоставляется в том случае, если в стране происхождения этих иностранных юридических или физических лиц существует такая же льгота в отношении Российских юридических и физических лиц.
II. Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации:
1. важнейших и жизненно необходимых медицинских товаров по перечню, установленному Правительством РФ.
2. медицинских услуг, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно - эпидемиологических услуг по перечню предоставляемому по ОМС.
! Если санитарно-эпидемиологические и ветеринарные услуги финансируются из бюджета, то льгота предоставляется.
3. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и т.д.
4. продуктов питания, произведенных столовыми учреждений, финансируемыми из бюджета.
5. услуг по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси).
6. ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации)
7. Освобождаются действия, за которые взимается государственная пошлина.
8. прочие услуги в соответствии со ст.149 НК РФ.
III. Не подлежат налогообложению следующие операции:
1. реализация предметов религиозного назначения (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации)
2. общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов
! Посреднические организации не освобождаются.
3. организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов
4. осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации),
5. оказание услуг по страхованию проведение лотерей, организация тотализаторов и других игр с использованием игровых автоматов
6. реализация путевок (курсовок), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, в оздоровительные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации
7. прочие операции в соответствии со ст.149 НК РФ.
Льготы в целом:
В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
Налогоплательщики имеют право отказаться от льгот, указанных в разделе III. Об отказе они должны сообщить в налоговые органы до 1 числа налогового периода, с которого они намерены отказаться от использования льгот. Отказ от льгот не может быть менее, чем на 1 год.
Все перечисленные льготы предоставляются при наличии у налогоплательщиков, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, если данный вид деятельности подлежит лицензированию.
Налоговая база по НДС.
Налоговая база определяется в зависимости от деятельности налогоплательщика.
I. Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг).
1. Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без НДС и налога с продаж.
2. При реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям, передаче на безвозмездной основе при реализации предметов залога, при оплате труда в натуральной форме налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без НДС и налога с продаж.
3. При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализации имущества, с учетом НДС, но без налога с продаж, и стоимостью приобретения этого имущества, включая НДС, но без налога с продаж.
4. При реализации сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц налоговая база определяется как разница между ценой реализации, с учетом НДС и без налога с продаж и ценой приобретения указанной продукции.
Если товар подакцизный, в налоговую базу включается сумма акцизов.
Пример
Приобретено молоко у населения на сумму 20 000 рублей. Реализовано за наличный расчет на сумму 30 000 рублей, включая НДС и налог с продаж.
Определить налоговую базу.
НсП=(30 000х 5)\105=1 429 рублей
Налоговая база =(30 000-1429)-20 000=8 571 рублей.
Реферат: Учет налога на добавленную стоимость
По дисциплине «Экономика и бухгалтерский учет»
На тему:
«Учет Налога на добавленную стоимость»
Тверь 2009
План
Введение
НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости и его место в доходах бюджета РФ
Основная часть
Глава 1 Налогоплательщики и объекты налогообложения
Глава 2 Налоговая база, налоговый период и ставка по НДС
Глава 3 Порядок начисления налога и сроки уплаты
Глава 4 Налоговые льготы и налоговые вычеты по НДС
Глава 5 Бухгалтерский учет по НДС
Заключение
Список используемой литературы
Введение
НДС – форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости и его место в доходах бюджете РФ.
Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для понимания, сложных для исчисления, уплаты и соответственно контроля со стороны налоговых органов. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана. Поэтому именно при исчислении и уплате НДС у налогоплательщика возникает множество ошибок и неточностей.
Целью данной работы является рассмотрение специфики и функций НДС, основных элементов данного налога, а также роли НДС в формировании доходов государства.
НДС это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость определяется как разница между стоимостью реализованных товаров и стоимостью затрат относящихся на расходы. Налог на добавленную стоимость (НДС) является наиболее распространенным видом налога. Практически все хозяйствующие субъекты сталкиваются с необходимостью либо уплачивать налог в бюджет, либо относить суммы уплаченного налога на увеличение расходов, связанных с производством или реализацией товаров (работ, услуг).
НДС это федеральный налог он установлен НК РФ и обязателен к уплате на всей территории России. НДС является косвенным налогом, т. е. возмещается покупателями сверх основной суммы договорной стоимости реализуемых товаров, работ или услуг. Эта особенность определяет необходимость списания сумм налога, предъявленного покупателю, не в составе себестоимости продукции, работ или услуг, а непосредственно по дебету счета учета продаж. Как косвенный налог он влияет на ценообразование и структуру потребления. Играет важную роль в доходной части государственного бюджета (около 30%)
Актуальность данной темы заключается в том, что НДС всеобщий налог на потребление который должны уплачивать все предприятия, участвующие процессе производства, и сбыта товаров. Действующим механизмом НДС является его исчисление и взимание. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения данным налогам.
Задачи:
Характеристика основных элементов НДС
Рассмотрение состава платежеспособности НДС, объектов обложения
Изучение особенностей начисления НДС по различным видам продукции
Изучение состава льгот, применяемых при исчислении и взиманию НДС
Цели:
Изучить теоретические основы и учет налогообложения НДС
Определить роль и место налога в доходах бюджета РФ
Рассмотрение проблемы совершенствования налогового законодательства
Предметом исследования является НДС
Основная часть
Глава 1 Налогоплательщики и объекты налогообложения
Налогоплательщики НДС:
Организации и индивидуальные предприниматели, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ.
Лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Таким образом, под действие норм главы 21 НК РФ подпадают практически все хозяйствующие субъекты, занятые предпринимательской деятельностью (деятельностью, которая предполагает создание и реализацию различных активов, как в материальной, так и нематериальной форме).
Не являются налогоплательщиками:
Лица, которые применяют специальные налоговые режимы (единый сельскохозяйственный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1. НК РФ), упрощенную систему налогообложения (глава 26.2 НК РФ), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ).
Объектом налогообложения является (ст. 146):
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Глава 2 Налоговая база, налоговый период и ставка по НДС
Общие принципы определения налоговой базы по НДС установлены ст. 153 НК РФ. Налоговая база определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации товаров, работ, услуг.
При применении налогоплательщиком при реализации товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам и суммарно по всем товарам при применении одинаковых ставок.
В соответствии с п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) и передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
Здесь в налоговую базу включаются только поступления, связанные с расчетами по оплате отгруженных товаров, переданных результатов работ или оказанных услуг. Суммы вне реализационных доходов при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) в общем случае определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов и без включения в них налога. Также она определяется как разница между рыночной ценой и ценой приобретения.
Налоговая база определяется с учетом требований ст. 40 Н К РФ также в иных случаях (п. 2 ст. 154 НК РФ):
• при реализации товаров (работ, услуг) по товарообменным (бартерным) операциям
• реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе
• передаче права собственности на предмет залога залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства
• передаче товаров (результатов выполненных работ, оказании услуг) при оплате труда в натуральной форме.
При реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 НК РФ, с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).
Налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья (материалов) определяется как стоимость их обработки, переработки или иной трансформации с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в нее налога.
Налоговый период (ст. 163)
С 2008 г. для всех налогоплательщиков налоговым периодом по НДС является календарный квартал. До указанной даты для значительной части налогоплательщиков (крупных и средних организаций) налоговым периодом являлся календарный месяц.
Установление отчетных периодов не предусмотрено.
--PAGE_BREAK--
Налог должен быть уплачен по итогам каждого налогового периода за истекший налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые ставки (ст. 164):
Статьей 164 НК РФ установлено три вида налоговых ставок по НДС: 0 процентов, 18 и 10 процентов.

В соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров.
3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита
4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории РФ, при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов
5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, а также комплекса подготовительных наземных работ (услуг), технологически обусловленного и неразрывно связанного с выполнением работ (оказанием услуг) непосредственно в космическом пространстве
6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов РФ, Центральному банку РФ, банкам
7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического или административно-технического персонала этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей
8) припасов, вывезенных с территории России в таможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасами признаются топливо и горюче-смазочные материалы, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река—море) плавания
9) выполняемых Российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров, а также связанных с такой перевозкой или транспортировкой работ (услуг), в том числе работ (услуг) по организации перевозок, сопровождению, погрузке, перегрузке.
По налоговой ставке 10 % налогообложение производится прИреализации:
• некоторых видов продовольственных товаров
• некоторых видов товаров для детей
• периодических печатных изданий, за исключением изданий рекламного характера. При этом к периодическим изданиям относятся издания, в которых реклама превышает 40 % объема одного номера периодического печатного издания
• некоторых видов медицинских товаров отечественного и зарубежного производства.
Во всех остальных случаях применяется налоговая ставка 18 %.
Глава 3 Порядок исчисления налога и сроки уплаты (ст. 166)
Основной особенностью исчисления НДС является то, что налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты. То есть сначала определяется общая сумма налога — как произведение налоговой базы на налоговую ставку, а затем полученная сумма уменьшается на размер налога, который предъявлен (при расчетах за товары, работы или услуги) продавцами или подрядчиками.
Общие правила исчисления налога установлены ст. 166 НК РФ.
В данной статье приводится порядок расчета налога в различных ситуациях. Как следствие этот порядок устанавливает общие принципы организации налогового учета по налогу на добавленную стоимость: сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных в соответствии с изложенным порядком.
Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
Таким образом, в том случае, когда организация осуществляет выпуск продукции, выполнение работ или оказание услуг, облагаемых по одной ставке, достаточно организовать учет таким образом, чтобы по окончании налогового периода могла быть определена общая сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), включаемая в налоговую базу. Если же товары, работы или услуги облагаются по разным ставкам, необходима уже организация раздельного учета налоговой базы. В случае, когда организация выполняет обязанности налогового агента (при налогообложении операций, осуществляемых иностранными организациями на территории Российской Федерации), либо осуществляются операции, облагаемые по нулевой ставке, налоговый учет должен обеспечить формирование налоговой базы по каждой совершенной операции.
Срок представления налоговых деклараций:
• для налогоплательщиков, уплачивающих налог ежеквартально, — в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом
• для прочих налогоплательщиков — в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Глава 4 Налоговые льготы по НДС
В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сбора* преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать в меньшем размере.
Таким образом, под определение налоговых льгот подпадают следующие статьи:
• регулирующие порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика (ст. 145 НК РФ)
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от уплаты НДС при малых объемах выручки. Освобождение выдается на 12 месяцев, в случае, когда за 3 последних месяца выручка (вся облагаемая и не облагаемая) не превысила 2 млн. руб. (около 660 000 руб. в месяц).
Налогоплательщик не в праве отказаться от права на освобождение, пока не пройдет 12 месяцев.
Если налогоплательщик осуществляет реализацию подакцизных товаров через таможню, то он не может пользоваться правом освобождения от уплаты НДС.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!