Налоговые льготы калининградской области

(ст. 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
В Особой экономической зоне действует таможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями:
1. товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности)
2. товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономической политики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговой деятельности)
3. товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а также на территорию таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности)
4. товары, ввозимые из других стран в Особую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза ( исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне, и считающиеся произведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товарам могут применяться меры экономической политики (меры по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности)
5. с товаров, ввозимых из других стран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как с переработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другие платежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения на ввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны
(ст. 8 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Транзит товаров через территорию Особой экономической зоны регулируется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Налог на добавленную стоимость с выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке, перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из Особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальной части таможенной территории Российской Федерации в Особую экономическую зону не взимается.
Валютное регулирование
(ст. 15 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Право собственности и иные права физических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в Особой экономической зоне в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
На поступления в иностранной валюте от экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности, созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяется порядок обязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Регулирование валютных операций осуществляется Центральным банком Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Перевод дивидендов и репатриация капитала
(ст. 16 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Перевод дивидендов и репатриация капитала иностранными инвесторами с территории Особой экономической зоны осуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории
(ст. 22 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Порядок въезда в Калининградскую область, выезда из Калининградской области и пребывания на ее территории иностранных граждан и лиц без гражданства определяется законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. На территории Калининградской области действует единый порядок регистрации граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Органам государственной власти Калининградской области в целях экономической безопасности предоставляется право самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорий иностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и места пребывания в Калининградской области. При этом данные ограничения не должны нарушать права и свободы человека, гарантированные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Для лиц, ранее состоявших в гражданстве Союза ССР, проживающих или находящихся на территории Литвы, Латвии или Эстонии, родным языком для которых является русский, органами государственной власти Калининградской области обеспечиваются льготные условия для переселения на территория Калининградской области и обустройства на этой территории.
Социально-трудовые отношения в Особой экономической зоне
(ст. 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Вопросы найма, увольнения, режима труды и отдыха, условий и нормирования труда, социальных гарантий и компенсаций регулируются коллективными договорами и индивидуальными контрактами в соответствия с законодательством Российской Федерации о труде.
Полученные иностранным работником доходы в иностранной валюте после уплаты налогов могут беспрепятственно переводиться за пределы территории Российской Федерации по желанию такого работника, а такие доходы, полученные Российским работником, могут переводиться за пределы территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле.
Льготы при уплате налогов:
а) на прибыль
(ст. 2,3 закона Калининградской области "Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области "СЭЗ "Янтарь")
Юридические лица, созданные в Калининградской области и осуществляющие свою деятельность на ее территории, далее именуемые "предприятия", привлекающие инвестиции как Российских, из-за пределов области, так и иностранных юридических и физических лиц освобождаются от уплаты налога на прибыль в части платежей в областной бюджет сроком на три года.
Льгота предоставляется в том случае, если выручка, полученная от осуществления производственной деятельности (за исключением торгово-закупочной и посреднической, туристической сферы деятельности, а также услуг связи, телекоммуникаций) составляет не менее 70% общей суммы выручки от реализации продукции, работ и услуг.
Льгота распространяется на :
Предприятия, зарегистрированные на территории области после 1 января 1995 года, кроме предприятий, подпадающих под категорию "малых", где привлеченная сумма инвестиций составляет не менее 250 тысяч американских долларов (или в рублевом эквиваленте на момент оплаты), а также предприятия, зарегистрированные до 1 января 1995 года, в которых оплаченная доля привлеченных после 1 января 1995 года инвестиций составляет не менее 500 тысяч американских долларов (или в рублевом эквиваленте на момент оплаты).
Под категорией "малых" предприятий понимаются предприятия со средней списочной численностью работающих, не превышающей 200 человек (в промышленности и строительстве - до 200 человек в науке и научном обслуживании - до 100 человек в других отраслях производственной сферы и розничной торговли - до 15 человек).
Малые предприятия, независимо от срока деятельности и момента регистрации, привлеченная сумма инвестиций в которых в уставном капитале должна быть не менее 100 тысяч американских долларов (или в рублевом эквиваленте на момент оплаты).
Указанные предприятия в четвертый и пятый год работы уплачивают налог на прибыль в областной бюджет в размере 25% и 50% от основной ставки соответственно:
если выручка от осуществления производственной деятельности составляет не менее 90% общей выручки от реализации продукции, работ и услуг или
если увеличение доли инвестиций в уставном капитале не менее чем в два раза от объявленного и сформированного уставного капитала.
б) на имущество
(ст. 4 закона Калининградской области "Об условиях стимулирования инвестиций в Калининградской области "СЭЗ "Янтарь")
Налог на имущество для юридических лиц, занимающихся производственной деятельностью, уплачивается в размере 50% от установленной законодательством ставки сроком на 5 лет при выполнении следующих условий в совокупности:
привлеченная сумма инвестиций составляет 500 тысяч американских долларов (в рублевом эквиваленте на момент оплаты)
выручка, полученная от осуществления производственной деятельности, составляет не менее 70% общей сумму выручки от реализации ими продукции (работ и услуг).
в) субъектам малого предпринимательства
(ст. 8 закона Калининградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калининградской области")
Субъекты малого предпринимательства, имеющие долю выручки по видам деятельности, относящимся к сфере материального производства и бытового обслуживания, не менее 70% от общей выручки, в течении первых четырех лет с момента их государственной регистрации уплачивают 1\2 ставки налогов, поступающих в областной бюджет.
В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с условиями, действующими на момент государственной регистрации, то в последующие 4 года указанные субъекты подлежат налогообложению по ставкам, действовавшим на момент их регистрации.
Вновь создаваемые субъекты малого предпринимательства уплачивают регистрационные сборы в размере 50% от установленных ставок.
г) кредитно-финансовым учреждениям
(ст. 9 закона Калининградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калининградской области")
Кредитные учреждения уплачивают налог на прибыль по ставкам, уменьшенным на 5% пунктов за каждые 500 млн. рублей, выданных субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов в виде долгосрочных кредитов (на один год и более), либо гарантий по долгосрочным кредитам, но не более чем на 15%-х пунктов.
Льготы резидентам локальных свободных экономических зон
(ст. 21 закона Калининградской области "О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области")
1. На территории локальных СЭЗ действует таможенный режим свободной таможенной зоны, установленный федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области".
2. Резидентам любой локальной СЭЗ могут предоставляться следующие льготы:
а) установление льготных ставок налога на прибыль, зачисляемого в бюджет Калининградской области
б) освобождение от налога на имущество, в части поступающих в областной бюджет платежей, предприятий, являющихся резидентами локальных СЭЗ
в) предоставление в первоочередном порядке средств федерального бюджета, полученных администрацией области на возвратной и безвозвратной основах, ссуд за счет средств областного бюджета, а также средств налогового кредита.
3. К дополнительным льготам, установленным законом о конкретных локальных СЭЗ, могут относиться:
4. Конкретные виды налоговых льгот, их размеры и условия, на которых они предоставляются, устанавливаются для каждой локальной СЭЗ соответствующим законом Калининградской области.
5. Льготы предоставляются с момента подписания договора между резидентом локальной СЭЗ и администрацией Калининградской области, если в законе о создании локальной СЭЗ не установлено иное.
Гарантии стабильности режима хозяйственной деятельности в локальной свободной экономической зоне
(ст. 22 закона Калининградской области "О локальных свободных экономических зонах в Калининградской области")
Резидентам локальных СЭЗ в Калининградской области гарантируется стабильность введенного в них специального режима стимулирования хозяйственной деятельности.
Инвестиции в развитие локальных СЭЗ, принадлежащие их резидентам права собственности и другие вещные права подлежат защите в соответствии с действующими законодательством Российской Федерации и законодательством Калининградской области.
Установленный в законе о создании и условиях функционирования локальной СЭЗ срок ее существования не может быть в одностороннем порядке сокращен органами государственной власти Калининградской области.
Вносимые в закон о создании и условиях функционирования локальной СЭЗ до истечения установленного в нем срока ее существования изменения и дополнения, равно как принимаемые органами государственной власти Калининградской области после вступления данного Закона в силу иные нормативные правовые акты, не могут содержать положений и требований:
Договор о ведении хозяйственной деятельности на территории локальной СЭЗ, заключенный ее резидентом с администрацией Калининградской области и, в предусмотренных настоящим Законом случаях, администрацией (администрациями) соответствующего (соответствующих) муниципального образования (муниципальных образований), не может быть досрочно расторгнут в одностороннем порядке иначе как по установленным в самом договоре основаниям. Внесенные в него по согласию сторон последующие изменения и дополнения не могут содержать условий, обязательств и требований, не предусмотренных настоящим Законом, законом о создании и условиях функционирования соответствующей локальной СЭЗ.
Хозяйствующий субъект не может быть лишен предоставленного ему статуса резидента локальной СЭЗ иначе как в порядке, установленном настоящим Законом и законом о создании и условиях функционирования соответствующей локальной СЭЗ.
Льготы при лицензировании предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне
(ст. 23 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области")
Лицензирование предпринимательской деятельности в Особой экономической зоне не требуется за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с Администрацией могут передавать Администрации свои полномочия по лицензированию отдельных видов предпринимательской деятельности, за исключением деятельности в областях:
1) оборонной промышленности, производства оружия и военной техники, торговли оружием и военной техникой
2) производства расщепляющих материалов, отравляющих, взрывчатых ядовитых, психотропных и наркотических средств, биологически и генетически активных материалов и торговли указанными материалами и средствами
3) производства, передачи электроэнергии и торговли ею
4) добычи, переработки драгоценных металлов, драгоценных и полудрагоценных камней и торговли ими (переработка янтаря и торговля янтарем и изделиями из него регулируются соглашениями между Правительством Российской Федерации и Администрацией)
5) добычи нефти и газа на участках недр федерального значения
6) транспорта и связи
7) средств массовой информации, кинопроката и кинематографии.
Государственная поддержка малого предпринимательства в Калининградской области
(ст. 3-7 закона Калининградской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калининградской области")
Организационная структура поддержки малого предпринимательства включает в себя уполномоченный орган, ответственный за проведение единой политики, областной Фонд поддержки малого предпринимательства, областное агентство поддержки малого предпринимательства, областной информационно-аналитический центр поддержки малого предпринимательства, бизнес-центры, технологические парки, бизнес-инкубаторы.
В компетенцию уполномоченного органа входят:
координация деятельности организаций и структур, связанных с поддержкой малого предпринимательства и органов государственной власти и управления
анализ тенденций развития деятельности хозяйствующих субъектов в сфере малого бизнеса, эффективности мер, применяемых при его поддержке, формирования предложений и рекомендаций по приоритетным направлениям и формам его поддержки
разработка проекта Областной программы поддержки малого предпринимательства
разработка проектов нормативных актов, связанных с осуществлением единой политики в области поддержки малого предпринимательства
контроль за использование предоставленных бюджетных средств.
В компетенцию областного Фонда входит:
привлечение финансовых ресурсов для реализации Областной программы и финансирование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства
выработка механизмов льготного кредитования субъектов малого предпринимательства
финансирование инфраструктуры, необходимой для осуществления региональной политики в области малого предпринимательства, и инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства на льготных условиях за счет собственных и привлеченных ресурсов
организация конкурсных отборов проектов малого предпринимательства для их последующего финансирования.
В компетенцию Областного агентства входит:
оказание консультационной, организационно-методической помощи субъектам малого предпринимательства, проведение экспертных оценок при разработке программ, проектов, бизнес-планов
обучение и переподготовка руководителей и специалистов малых предприятий
проведение мероприятий, направленных на привлечение средств отечественных и иностранных инвесторов в сектор малого предпринимательства и их эффективное использование.
В компетенцию Областного информационно-аналитического центра поддержки малого предпринимательства входит:
формирование, развитие и эксплуатация информационной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Калининградской области
оказание информационных и консультационных услуг субъектам малого предпринимательства
информатизация субъектов малого предпринимательства.
Эволюция и особенности ОЭЗ в Калининградской области.
История создания и эволюция особой экономической зоны в Калининградской области во многом отражает перипетии экономической жизни России в 1990-х и в первой половине 2000-х гг. Противоречивость и нестабильность законодательства, борьба с различными льготами и попытки выстроить единые правила игры на всем Российском экономическом пространстве в середине 1990-х, глубокий экономический кризис 1998 г. упорядочение законодательной базы и усиление роли федерального центра в первой половине 2000-х годов, все эти этапы нашли свое особое отражение в развитии особой экономической зоны в Калининградской области.
Идея создания экономических зон, в пределах которых устанавливаются особые условия для хозяйственной деятельности, впервые возникла в нашей стране на рубеже 80-90-х годов ХХ века. Такие зоны рассматривались руководством регионов как способ борьбы с усиливающимся экономическим кризисом, возможность получить от Центра больше хозяйственной самостоятельности и прав на распоряжение собственностью и финансовыми ресурсами. В последующем, на волне суверенизации союзных республик, идея создания на территории РСФСР свободных зон была поддержана новым Российским правительством.
14 июля 1990 г. Верховный Совет РСФСР своим постановлением №106-1 «О создании зон свободного предпринимательства на территории России» объявил зонами свободного предпринимательства территории нескольких регионов России, в том числе, Калининградской области. Однако никаких документов, регламентирующих статус таких зон, принято не было – их должны были подготовить местные власти.
В 1990-1991 гг. по каждой зоне было принято отдельное положение, закреплявшее ее хозяйственно-правовой статус. В частности, постановлением Совета Министров РСФСР от 25 сентября 1991 года № 497 «О первоочередных мерах по развитию свободных экономических зон в Калининградской и Читинской областях» было утверждено «Положение о свободной экономической зоне в Калининградской области (СЭЗ «Янтарь»)». В соответствии с положением СЭЗ «Янтарь» создавалась на всей территории области, предусматривались значительные льготы:
- разрешалась розничная торговля и оказание услуг за иностранную валюту
- регистрация банков, в том числе иностранных, филиалов, представительств могло осуществляться ГУ ЦБ по Калининградской области
- экспортируемые и импортируемые в область товары освобождались от уплаты таможенных пошлин
- экспорт товаров произведенных в области освобождался от квотирования и лицензирования
- предоставлялось право взимания зональных налогов
- вводились ускоренные сроки амортизации основных фондов
- для предприятий с иностранными инвестициями устанавливались значительные налоговые льготы.
Положение также расширяло полномочия органов государственной власти области, в частности, в составе администрации Калининградской области был создан отдельный комитет по развитию СЭЗ «Янтарь» с правами юридического лица. Однако особенности хозяйственного режима СЭЗ, были определены крайне не четко, отсутствовала совместимость административно-правового статуса СЭЗ с действовавшим в то время законодательством.
Начавшиеся в 1992 г. рыночные экономические реформы привели к тому, что главные экономические мотивы создания Российских СЭЗ (выборочная либерализация предпринимательского климата на отдельных территориях внутри централизованной плановой экономики, создание экспериментальных площадок для отработки новых методов хозяйствования) себя исчерпали. В новых условиях, по выражению Н. Смородинской, Российские СЭЗ «зависли» в законодательно-правовом вакууме. Принятые в конце 1991 – начале 1992 гг. нормативно-правовые документы, регулировавшие налоговый и таможенный режимы в РФ, не предусматривали каких-либо льгот для территорий, объявленных СЭЗ. И хотя формально решения о создании СЭЗ «Янтарь» никто не отменял, различные федеральные ведомства (Государственный таможенный комитет, Министерство экономики, Министерство внешнеэкономических связей, Государственная налоговая служба и т.п.) фактически действовали так, как если бы они утратили силу. Иностранные инвесторы также восприняли сложившуюся ситуацию как отказ правительства от создания зон и не спешили вкладывать свои средства ни в Калининград, ни в какие-либо другие Российские СЭЗ.
К этому времени Калининградская область, оказавшаяся после распада СССР, отделенной от остальной территории России двумя государствами – Литвой и Белоруссией – потребовала особого внимания со стороны руководства страны к проблемам своего экономического развития. В попытках решить эту проблему была издана целая серия указов Президента России по вопросам развития Калининградской области. Эти указы часто вступали в противоречие с действующим или вновь принимаемым законодательством и не предусматривали конкретных механизмов реализации предусматриваемых в них льгот.
Указ Президента России от 4 июня 1992 г. №548 «О некоторых мерах по развитию свободных экономических зон на территории РФ» закрепил статус области как СЭЗ «Янтарь», восстановил налоговые льготы для предприятий с иностранными инвестициями. В Указе был обозначен также ряд таможенных и бюджетных преференций. Однако в целом данный документ не оказал существенного влияния на развитие СЭЗ в области ввиду его несогласованности с ранее изданными различными ведомственными нормативными документами. Следующий Указ Президента РФ от 23 декабря 1992 г. №1625 «Об обеспечении внешнеэкономических условий для развития Калининградской области» подтвердил таможенные льготы, установленные для области. Однако принятый 21 мая 1993 г. Закон РФ «О таможенном тарифе» вновь отменил все таможенные льготы, в том числе и для Калининградской области. Одновременно Государственная налоговая служба и Министерство финансов РФ в своем письме от 29 июня 1993 г. «О налогообложении предприятий, расположенных в свободных экономических зонах» разъяснили неправомерность налоговых льгот, предусмотренных для предприятий СЭЗ по Закону «Об иностранных инвестициях в РФ» (т.е. фактически отменили эти льготы). Затем таможенные льготы были восстановлены Постановлением Верховного Совета (ВС) РФ от 7 июля 1993 г. «О внесении дополнений в Постановление ВС РФ «О введении в действие Закона РФ «О таможенном тарифе».
Наконец, Указ Президента России от 7 декабря 1993 г. №2117 «О Калининградской области» заложил основные контуры таможенного режима, реализованного затем в Законе РФ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». Указом был подтвержден беспошлинный режим импорта товаров на территорию СЭЗ в Калининградской области, восстановлен и расширен ряд налоговых и других льгот. Таким образом, только с момента принятия данного указа СЭЗ «Янтарь» получила возможность для нормальной работы.
К концу 1992 года на территории России существовало 11 экономических зон, в основном, созданных в рамках целого региона – субъекта Федерации. Однако в условиях законодательной неразберихи и отсутствия общего федерального закона о СЭЗ, который бы определял базовые правила создания и функционирования таких зон, калининградская СЭЗ «Янтарь» фактически была одной из немногих реально работающих Российских зон.
Основу механизма СЭЗ в Калининградской области составлял режим свободной таможенной зоны, действовавший на территории СЭЗ.Товары, импортируемые в область для внутреннего потребления, освобождались от ввозных таможенных пошлин и НДС, а экспортируемые товары, произведенные в области, освобождались от вывозных таможенных пошлин и регистрации в федеральных органах (за исключением нефти и нефтепродуктов). Между областью и остальной территорией страны обеспечивался свободный обмен товарами: произведенные в других регионах страны товары ввозились в область беспошлинно, как и товары, произведенные в СЭЗ «Янтарь» и ввозившиеся на основную территорию России. При этом товар определялся как произведенный в СЭЗ «Янтарь», если величина добавленной стоимости его обработки на территории СЭЗ составляла не менее 30%.
Вторым главным направлением механизма СЭЗ было определено стимулирование инвестиций (особенно иностранных) и хозяйственной деятельности. Для этого предусматривались льготное налогообложение предприятий – резидентов ОЭЗ, упрощенная процедура регистрации предприятий с участием иностранных инвестиций, свободный вывоз прибыли иностранными инвесторами, гарантии иностранным инвесторам, централизованное финансирование развития зональной инфраструктуры и предоставление налогового инвестиционного кредита. Впрочем, большинство из этих мер остались нереализованными.
Режим свободной таможенной зоны с момента создания СЭЗ «Янтарь» и до настоящего времени, несмотря на все изменения правовой базы, остается основой хозяйственного режима в СЭЗ (ОЭЗ). Обоснованность выбора именно такой законодательной конструкция зоны неоднозначна. Так, если в начале 1990-х годов основным аргументом в пользу режима свободной таможенной зоны была необходимость насыщения потребительского рынка области недорогими импортными товарами и компенсация за счет этого дополнительных, связанных с эксклавностью региона, то позднее стали очевидны недостатки этого режима, приведшие к стагнации во многих отраслях местной промышленности и превращению области в один из центров контрабанды подакцизной продукции в Европу и на остальную территорию России. Негативная оценка этого периода делается во многих литературных источниках: область стала ассоциироваться с «черной дырой», где терялась значительная часть потенциальных доходов Российского бюджета (Смородинская, 2005 Хлопецкий, 2000) [97]. Дальнейшие изменения в особенностях функционирования режима СЭЗ в Калининградской области (введение квот на беспошлинный импорт, введение акцизов и НДС для подакцизных импортных товаров и т.д.) объяснялись стремлением властей исправить недостатки режима свободной таможенной зоны, но при этом сохранить его положительные моменты.
В середине 90-х годов одним из основных направлений экономической политики федерального правительства, отчасти под давлением МВФ, стала отмена всевозможных льгот, в том числе в сфере внешнеторговой деятельности. Свободные экономические зоны в России также стали одной из жертв этой компании. Отчасти это объяснялось отсутствием очевидного позитивного эффекта от их деятельности, а также сложностью контроля над использованием внешнеторговых льгот в СЭЗ из-за их больших размеров.
Вступивший в силу 1 января 1995 г. закон Российской Федерации «О финансировании государственных расходов из федерального бюджета в 1 квартале 1995 года» и последующий Указ Президента России от 8 февраля 1995 г. №266 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины при исполнении федерального бюджета» отменили для всех регионов, в том числе и для Калининградской области, не предусмотренные бюджетным законодательством налоговые льготы. В дополнение к этому законом Российской Федерации от 24 февраля 1995 г. №31-ФЗ «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности» и Указом Президента России от 6 марта 1995 г. №244 «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» были отменены все таможенные льготы для области. Вышедшее затем Постановление Правительства РФ №1009 от 13 октября 1995 г. закрепило фактическое лишение СЭЗ «Янтарь» таможенных льгот.
Столь серьезное изменение условий хозяйствование создавало реальную угрозу резкого ухудшения социально-экономической ситуации в Калининградской области. Поэтому федеральное правительство приняло решение за счет бюджета возмещать участникам внешнеторговой деятельности в СЭЗ 75% затрат по оплате таможенных пошлин. Однако эта мера не позволила в полном объеме компенсировать последствия принятых решений – масштабы сокращения экономики в регионе по большинству показателей превысили среднеРоссийский уровень. В 1995 году реальный объем ВРП области сократился на 16%, в то время как в среднем по России ВВП снизился всего на 3%.
Другим последствием фактической ликвидации СЭЗ стал подрыв доверия инвесторов как к политике проводимой федеральным Центром, так и к решениям, принимаемым на региональном уровне. Несмотря на частичное возмещение таможенных пошлин, из зонального механизма изымалось важнейшее звено, что ставило под угрозу всю конструкцию зоны.
В этих условиях руководство области решило добиваться принятия специального федерального закона, напрямую регулирующего деятельность СЭЗ в Калининградской области, что должно было обеспечить, прежде всего, правовую стабильность СЭЗ. Это стремление встретило понимание в Государственной Думе и, в конечном итоге, в правительстве. Федеральный закон «Об Особой экономической зоне в Калининградской области», принятый Государственной Думой 15 ноября 1995 г. и одобренный Советом Федерации 5 января 1996 г. вернул теперь уже Особой экономической зоне (ОЭЗ) льготный таможенный и налоговый режимы. В течение 10 лет, с 1996 по 2006 гг. этот закон выступал основным документом, определяющим условия хозяйственной деятельности в Калининградской области.
В экономическом плане Закон был призван, прежде всего, компенсировать дополнительные расходы, связанные с оторванностью области от основной территории России, а также создать благоприятный инвестиционный климат для ее развития. В соответствии с Законом, в Особой экономической зоне, созданной в пределах всей территории области, за исключением территорий объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение, а также объектов нефтегазовой отрасли добывающей промышленности на континентальном шельфе», устанавливался особый, льготный по сравнению с общим, режим предпринимательской, инвестиционной и внешнеэкономической деятельности.
ОЭЗ оставалась частью таможенной территории России, но в ней устанавливался таможенный режим свободной экономической зоны, суть которого сводилась к следующему.
1) Товары, произведенные на территории ОЭЗ (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и вывозимые в другие страны освобождаются от уплаты экспортных таможенных пошлин и других платежей, возникающих при таможенном оформлении товара (кроме таможенных сборов).
2) Товары, ввозимые на территорию ОЭЗ в Калининградской области из других стран (за исключением подакцизных товаров), освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей, возникающих при таможенном оформлении товара (кроме таможенных сборов). К отдельным видам товаров могут применяться меры по количественному ограничению.
3) Товары, произведенные в ОЭЗ в Калининградской области и вывозимые на остальную часть таможенной территории РФ, освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин и других платежей, возникающих при таможенном оформлении товара (кроме таможенных сборов).
4) Товары, ввозимые из других стран в ОЭЗ в Калининградской области и затем вывозимые на остальную часть таможенной территории РФ (исключая товары, считающиеся произведенными в ОЭЗ) облагаются ввозными таможенными пошлинами и другими платежами, возникающими при таможенном оформлении товара. К этим товарам могут также применяться меры экономической политики.
Критерии и правила определения товаров, произведенных в ОЭЗ в Калининградской области, устанавливались Порядком определения происхождения товара из ОЭЗ, разрабатываемым администрацией области совместно с ГТК России[6].
Таможенные льготы стали стержневой составляющей механизма ОЭЗ и, по существу, оказали определяющее влияние на формирование современной экономической специализации Калининградской области.
Кроме таможенных преференций Закон также предусматривал ряд других льгот для участников ОЭЗ. В частности, отменялась обязательная продажа валютной выручки, полученной предприятиями-резидентами ОЭЗ от экспорта товаров или услуг операции по погрузке/разгрузке грузов в ОЭЗ освобождались от НДС. В тоже время, в отличие от предыдущих документов, Законом не предусматривались какие-либо специальные меры по стимулированию инвестиций.
Особенностью Закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» стала возможность ограничения объемов беспошлинного ввоза товаров в целях защиты местных товаропроизводителей. Для реализации этой возможности в июле 1996 г. было принято Распоряжение Правительства Российской Федерации №1121-р, вводящее количественные ограничения на импорт отдельных товаров в режиме свободной таможенной зоны, действующей на территории ОЭЗ в Калининградской области. Эти ограничения были установлены по 29 наименованиям товаров, определенным исходя из возможностей местного производства и потребностей внутреннего рынка области. При этом система квотирования ограничивала ввоз импортных товаров только в режиме свободной таможенной зоны (т.е. беспошлинно).
Первоначально квотирование не было эффективным. Номенклатура квотируемых товаров и размеры квот вызывали у многих специалистов большие сомнения. Поэтому порядок квотирования был несколько изменен Постановлением Правительства РФ от 5 марта 1998 г. №281 «Об установлении на 1998 год количественных ограничений на отдельные виды товаров, ввозимых из других стран на территорию ОЭЗ в Калининградской области». Это постановление затем было дополнено Постановлениями Правительства Российской Федерации, продляющими действие квот на 1998-2000 и 2000-2005 гг.[7] Теперь квотирование охватывало больший перечень товаров, а объемы квот существенно снизились. С другой стороны, квоты были определены сразу на несколько лет вперед, что в значительной степени повысило предсказуемость данного механизма защиты рынка и возможность планирования своей деятельности предприятиями, находящимися в ОЭЗ. Были разработаны процедуры и правила, регламентирующие технические вопросы распределения квот[8]. Квоты должны были продаваться на специальных аукционах, устраиваемых администрацией области. Определялось, что средства, полученные от аукционной продажи квот в рамках установленных количественных ограничений, будут направлены на финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию области и поддержку местных товаропроизводителей.
Практика продажи квот выявила ряд проблем серьезных проблем, связанных с организацией аукционов. В частности, обычным явлением было произвольное установление чиновниками сроков проведения аукционов и объемов выставляемых на торги товаров. Отдельные виды товаров без какого-либо обоснования годами не выставлялись на аукционы. Размеры минимальных лотов, продаваемых на аукционах, часто менялись и устанавливались на очень высоком уровне, что отсекало многих потенциальных покупателей и тем самым ограничивало конкуренцию небольшим кругом самых крупных предприятий. Применяемая в Калининградской ОЭЗ модель квотирования, даже по признанию руководителей администрации области того времени, являлась мало эффективной. Высказывались мнения, что механизм квотирования не защищает интересы местных товаропроизводителей, а введение квот на импорт в область сельскохозяйственных товаров не привело к сколько-либо ощутимым результатам (Винокуров Е.Ю. Кузин В.И. 2004). Кроме того, непрозрачность механизма квотирования в Калининградской ОЭЗ создавала благоприятную среду для коррупции, в частности, в получении взятки при организации аукционов был уличен один из заместителей губернатора области.
Принятие специального федерального закона об ОЭЗ в Калининградской области хотя и повысило правовую стабильность условий экономической деятельности в регионе, но отнюдь не стало гарантией неизменности правовых норм ОЭЗ. Тому было несколько причин. Одна из них заключалась в том, что действующий в то время закон об ОЭЗ не был интегрирован в общее налоговое и таможенное законодательство России. Поэтому принятие новых федеральных законов в этих сферах часто вступало в противоречие с положениями закона об ОЭЗ в Калининградской области. Федеральные ведомства (ГТК и др.) могли издавать нормативные акты и предписания, зачастую не соответствующие закону об ОЭЗ. Другая причина состояла в принципиально разных взглядах внутри правительства РФ на целесообразность создания особых экономических зон в России. Эта правительственная дискуссия завершилась только летом 2005 г. с принятием рамочного Российского закона об ОЭЗ. И наконец, еще одной причиной правовой нестабильности Калининградской ОЭЗ стало стремление Минфина любыми путями повысить доходы бюджета в условиях бюджетного кризиса, что было особенно актуально в период до 2000 года.
Результатом этого стали постоянные угрозы изменения базовых положений закона об ОЭЗ в Калининградской области, которые стали возникать буквально сразу же после его принятия. Так, уже в январе 1997 года (спустя год после принятия закона) Министерством финансов был подготовлен проект закона, который предусматривал отмену таможенных льгот на территории области, т.е. фактическое прекращение работы ОЭЗ. Однако данный законопроект не нашел поддержки в правительстве. Тем не менее Минфин еще несколько лет не оставлял попыток отменить таможенные льготы при импорте товаров в ОЭЗ. Другим примером подобного рода стало одно из распоряжений ГТК России в связи с принятием второй части Налогового кодекса РФ, фактически выводящее калининградские предприятия, использующие механизм ОЭЗ, за пределы таможенной территории России. Хотя эти угрозы не были реализованы, нестабильность и спонтанные попытки отмены льгот отпугивали потенциальных инвесторов, видящих в этом нарушение одного из основных принципов, без которых не может успешно функционировать свободная зона – стабильности правовых основ ее деятельности.
Опыт, приобретенный за годы функционирования ОЭЗ в Калининградской области, выявил значительные недостатки механизма зоны. Несмотря внешнюю эффективность модели развития, основанной на импортозамещении, качество и устойчивость роста региональной экономики вызывали большие сомнения. Можно выделить ряд наиболее серьезных недостатков существовавшего в то время механизма ОЭЗ и, впоследствии, обусловивших необходимость модернизации зонального законодательства.
Во-первых, лежащая в основе механизма ОЭЗ система налогообложения импорта[9] означает, что Российское государство косвенно субсидирует импорт в область путем предоставления для него более льготных условий налогообложения в сравнении с отечественными товарами (импортируемые товары не облагаются НДС). Этот порядок прямо дискриминирует отечественные предприятия – при прочих равных условиях, продукция, произведенная в России, для калининградского предприятия оказывается дороже, чем импортная. Хотя подобный режим используется во многих свободных экономических зонах мира, конечное потребление на территории этих зон либо отсутствует вообще, либо ограниченно. В Калининградской области, где проживает почти 1 миллион человек, подобное субсидирование импорта приводит к тому, что предприятия промышленности и сельского хозяйства, работающие на внутренний рынок области, вынуждены конкурировать с субсидируемым импортом. При этом механизм квотирования беспошлинного ввоза импортных товаров на территорию области, введенный для защиты региональных товаропроизводителей, показал свою неэффективность и был отменен.
Во-вторых, низкие требования к величине добавленной стоимости, необходимой для продажи переработанного импорта на остальной территории России, не создают стимулов для долгосрочных инвестиций, поскольку ориентируют предприятия, выпускающие импортозамещающую продукцию, фокусироваться на простых операциях с низкой долей добавленной стоимости. Так, например, в 2004-2005 гг. доля машиностроения (одна из основных импортозамещающих отраслей) в общем объеме промышленного производства в области превышала 37%, в то время как в объеме капитальных вложений составляла всего 7%.
Оба указанных выше фактора (субсидирование импорта и низкие требования к добавленной стоимости) привели к ускоренному росту импорта в область. За период с 1996 по 2004 гг. доля области в общем объеме импорта в Россию возросла в 2 раза. При этом в 2005 г. объемы импорта в регион на душу населения превышали общеРоссийский уровень в 4,5 раза, а доля области в объеме Российского импорта – долю области в промышленном производстве в России в 6,4 раза.
В-третьих, ОЭЗ модели 1996 года так и не смогла стать инструментом привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в область. Накопленные ПИИ в Польше и странах Балтии в 2004-2005 гг. превышали соответствующий показатель для Калининградской области на порядок и более (например, в Литве они были выше в 28 раз). Приток ПИИ в регион, начиная с 1997 года, был значительно ниже общеРоссийского уровня (рис. 3). Больше того, в период с 1995 по 2004 гг. чистый годовой приток ПИИ в область был отрицательным (т.е. иностранные инвесторы репатриировали больше капитала, чем инвестировали) в пяти годах из восьми. Правовая нестабильность ОЭЗ, административные барьеры и отсутствие серьезной работы областной администрации по привлечению инвесторов, несомненно, оказали негативное влияние на приток иностранных инвестиций.
В-четвертых, режим ОЭЗ так и не дал толчок развитию конкурентоспособного экспортного сектора в регионе, хотя это было одной из целей создания ОЭЗ. Основу калининградского экспорта по-прежнему составляли сырье и продукты его первичной переработки – нефть и нефтепродукты, древесина и пиломатериалы, целлюлоза, сырая рыба, рапс.
Наконец, Закон не смог обеспечить реальную законодательную стабильность для резидентов ОЭЗ – с момента принятия закона об ОЭЗ в 1996 году было множество попыток изменения режима. Фактически режим ОЭЗ и объем льгот изменялся каждый раз с принятием других законодательных актов (ежегодных Законов о бюджете, Налогового и Таможенного кодексов).
Для преодоления нарастающих недостатков старого Закона в 2002-2005 гг. была разработана новая редакции закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области». 23 декабря 2005 г. законопроект был утвержден Государственной Думой, а 10 января 2006 года – подписан Президентом РФ. С 1 апреля 2006 года новый закон об ОЭЗ в Калининградской области вступил в силу.
Основная идея нового закона об ОЭЗ в Калининградской области заключается в создании значительных налоговых льгот для крупных инвесторов. Основная цель Закона – стимулирование создания современных и конкурентоспособных производств со значительной долей экспортоориентированного сектора, что в свою очередь, должно способствовать ускорению социально-экономического развития области.
1. Законом введено понятие «резидента ОЭЗ». Резидентом ОЭЗ может стать юридическое лицо, зарегистрированное в Калининградской области и осуществляющее производственную деятельность исключительно на территории области. Для получения статуса резидента юридическое лицо должно представить в администрацию ОЭЗ инвестиционную декларацию, предусматривающую реализацию на территории области (ОЭЗ) инвестиционного проекта с объемом капитальных вложений не менее 150 млн. рублей в срок не более трех лет. Инвестиционный проект не может быть направлен на добычу нефти и природного газа, производство подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов), оптовой и розничной торговлей, ремонтом автомобилей, бытовой техники, финансовой деятельностью. Исключение из числа резидентов ОЭЗ возможно либо по собственному желанию юридического лица, либо по решению суда при невыполнении требований, предъявляемых к резидентам ОЭЗ.
2. Резиденты ОЭЗ получают следующие налоговые льготы:
а) по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в ОЭЗ – ставка налога на период с 1-го по 6-й год (с момента получения статуса резидента ОЭЗ) устанавливается на уровне 0%, на период с 7-го по 12-й год – на уровне ½ от действующей ставки налога
б) по налогу на имущество в отношении имущества, созданного или приобретенного в рамках инвестиционного проекта – ставка налога составляет 0% с 1-го по 6-й год и ½ от ставки налога с 7-го по 12-й год.
Налоговые льготы ОЭЗ распространяются только на резидентов ОЭЗ. В правовом отношении, налоговые льготы закреплены путем добавления двух отдельных статей в Налоговый кодекс РФ.

3. На территории ОЭЗ действует режим свободной таможенной зоны, т.е. все юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области, имеют право беспошлинного ввоза иностранных товаров в область. Допускается продажа и использование ввезенных в режиме свободной таможенной зоны товаров на территории ОЭЗ. Согласно ст. 202 ТК ТС и ст. 9, п. 2 Соглашения по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории Таможенного союза [12], ОЭЗ является частью таможенной территории ТС, которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (СТЗ).
Калининградская область – территория России
Калининградская область как Европейский оффшор
Для Резидентов Особой экономической зоны Калининградской области применяется особый порядок уплаты налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Первые 6 лет - по ставке 0%, с 7 по 12 годы - 50% от установленной ставки в Российской Федерации на соответствующий период.
Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Необходимо подчеркнуть, что указанные льготы предоставляются не всем юридическим лицам и/или Предпринимателям, зарегистрированным на территории Калининградской области, а лишь тем, кто получит официальный статус Резидента.
Свободная таможенная зона в Калининградской области
Режим свободной таможенной зоны (СТЗ) позволяет зарегистрированным на территории Калининградской области юридическим лицам, включая индивидуальных предпринимателей, при совершении импортных сделок, осуществлять ввоз иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов и без применения к ним мер нетарифного регулирования.
Исключением являются подакцизные товары, а также товары, помещенные в специальный перечень, установленный Правительством РФ от 31 марта 2006 г. N 186.
Ввезенные товары могут быть потреблены/использованы на территории СТЗ без взимания дополнительных таможенных платежей, налогов и сборов. Кроме того, допускается возможность беспрепятственного отчуждения таких товаров, а также передача в аренду в рамках Калининградской области.
Итак, пользоваться (СТЗ) может любое предприятие или ИП, зарегистрированный в Области, для этого нет необходимости получать статус Резидента. В случае вывоза товаров с территории СТЗ на территорию Российской Федерации, он подлежат таможенному оформлению в обычном порядке (с уплатой всех платежей, и что немаловажно - на дату ввоза!). При этом уплачиваются таможенные пошлины, налоги и сборы, рассчитанные от стоимости ввезенных деталей и помещенных под таможенный режим СТЗ (а не от стоимости готовой продукции, если таковая появится в результате производства). Если же осуществлять вывоз товаров (готовой продукции) заграницу, то данная операция также будет освобождена от уплаты таможенных пошлин.
Резиденты ОЭЗ Калининградской области
Юридическое лицо подлежит включению в реестр в случае соответствия следующим требованиям:
- юридическое лицо создано в соответствии с законодательством Российской Федерации
- государственная регистрация юридического лица осуществлена в Калининградской области
- производство товаров осуществляется юридическим лицом исключительно на территории Калининградской области
- инвестиции осуществляются юридическим лицом на территории Калининградской области
- инвестиционный проект, представленный юридическим лицом, отвечает установленным настоящим Федеральным законом требованиям.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!