Условия предоставления льготной пенсии
# OFFLINE Snap
Отправлено 24.01.2013 - 12:27
Здравствуйте Помогите пожалуйста разобраться с условиями предоставления компенсаций.
Для начала вопрос: льготная пенсия, молоко, доп. отпуск и сокр. рабочий день полагаются при отнесении условий труда по итогам АРМ к классу 3?
В Постановлении Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 в название Списка №1 упоминается понятие особые условия труда, это какие? И пенсия будет полагаться при условии, что работник занят в таких условиях постоянно. (Постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 г. N 29, п.5).
Что касается Списка №2, там говорится о вредных и тяжелых условиях труда, а вот об условиях предоставления ничего не нашла. Условия есть?
Дополнительный отпуск, сокращенный рабочий день по Списку от 25 октября 1974 г. предоставляются при условии работы в тяж или вредных УТ не менее половины смены, п. 12 в инструкции №273/П-20. И тоже с молоком, приказ №45н, п. 4.
Все верно? Может что то упустила, проконсультируйте и поправьте.
Заключения экспертов по условиям труда - не могут быть основанием для отказа в назначении пенсий
Решение суда: заключения экспертов по условиям труда - не могут быть основанием для отказа в назначении пенсий
Донецкая областная организация профсоюза работников здравоохранения Украины, защищая права и интересы членов профсоюза столкнулась с такой проблемой.
После проведенных проверок по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда специалистом-экспертом по условиям труда Государственной экспертизы условий труда на имя руководителя учреждения выдавались предписания, согласно которым на практике зачастую отменяли приказ об итогах аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждавший право работников на льготное пенсионное обеспечение. Одновременно, в управление Пенсионного фонда Украины, эксперт направлял заключение, запрещающее предоставлять данным работникам пенсию на льготных условиях. В дальнейшем, если работник, обращался в управление Пенсионного фонда Украины за назначением пенсии на льготных условиях, то со ссылкой на заключение эксперта по условиям труда в назначении такой пенсии отказывали.
В одном из случаев, наша организация с такими действиями эксперта по условиям труда не согласилась, обжаловала его предписание и заключение в административном суде, поддержав позицию и руководителя учреждения здравоохранения, не отменившего не смотря на полученное предписание свои приказы об аттестации рабочих мест. В результате было получено прецедентное решение Киевского апелляционного административного суда по делу № 2а-3610/12/2670 от 25 октября 2012 года (текст решения суда доступен в Едином государственном реестре судебных решений по адресу в интернете: http://reyestr.court.gov.ua/Review/27217583 ).
Действительно, согласно подпунктам б и в пункта 1 Положения о Государственной экспертизе условий труда, утвержденного постановлением Совета Министров УССР от 1 декабря 1990 г. N 357 (с изменениями и дополнениями к нему), основными задачами Государственной экспертизы условий труда наряду с подготовкой заключений об обоснованности предложений предприятий относительно изменений в списках производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение и дополнительные отпуска, является также и осуществление государственного контроля за:
- правильностью применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, по которым устанавливаются льготные пенсии и предоставляются дополнительные отпуска
- предоставлением работникам предприятий в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда
- качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и отнесением их к категории с вредными и тяжелыми условиями труда, особенно рабочих мест, где применяется труд женщин.
С этой целью, Государственная экспертиза условий труда имеет право .
- осуществлять экспертизу условий труда на предприятиях независимо от форм собственности и их ведомственной принадлежности и давать предписания об устранении выявленных нарушений
- проверять на предприятиях документацию об установлении работникам льготных пенсий и дополнительных отпусков на соответствие действующему законодательству
- вносить администрации предприятий представление о прекращении действия принятых на предприятии решений по вопросам льготного пенсионного обеспечения и предоставления дополнительных отпусков, которые не соответствуют действующему законодательству и др. (подробнее см. пункт 3 Положения).
Работники службы Государственной экспертизы условий труда обязаны предоставлять органам, которые назначают и выплачивают пенсии, заключения относительно подтверждения (отмены) права работников на пенсию на льготных условиях (п.5 Положения).
Но, при этом . согласно решению суда, заключения (висновки - укр. ) специалистов-экспертов по условиям труда Государственной экспертизы условий являются ничем иным как документом, который лишь утверждает факт проведения экспертизы условий труда и является исключительно носителем доказательственной информации при выявлении нарушений законодательства о труде. А представления (подання - укр. ) - ничем иным как предложением совершить определенные действия (например, отменить с момента получения представления действие приказа Об итогах аттестации рабочих мест по условиям труда в части предоставления льготного пенсионного обеспечения. При этом, представления не обязывают руководителей учреждений здравоохранения к совершению определенных действий, а носят лишь рекомендательный характер .
Заключение о проведенной экспертизе качества аттестации рабочих мест и правильности применения Списка № 2, о праве на дополнительные ежегодные отпуска за вредные и тяжелые условия труда или за особый характер работы и представление с предложением совершения определенных действий, - не являются актом государственного или иного органа в понимании Кодекса административного судопроизводства Украины, поскольку ни заключение, ни представление, - не порождают правовых последствий . которые направлены на регулирование тех или иных общественных отношений и не имеют обязательного характера для субъектов хозяйствования (в т.ч. и для руководителей учреждений здравоохранения), которые проверялись.
Согласно Порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда . утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.1992г. № 442 - основанием для назначения льготной пенсии лицам по спискам № 1 и № 2 являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, которые оформляются приказом соответствующего предприятия, учрежд ения и т.п. Выписки из приказа прилагаются к трудовой книжке работников, профессии и должности которых отнесены к Спискам 1 И 2.
Следовательно, исключительно приказ учреждения является основанием для назначения льготной пенсии лицам, а также льгот и компенсаций за счет предприятий и организаций.
Исходя из вышеизложенного, судом сделан прецедентный вывод, согласно которому требования об отмене заключений и представлений специалистов-экспертов по условиям труда Государственной экспертизы условий не подлежат рассмотрению ни в порядке административного, ни в порядке какого-либо иного судопроизводства.
Значит, если приказ о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда не отменен - управления ПФУ не вправе отказывать в назначении пенсий на льготных условиях по Спискам №1 и №2, даже при наличии заключения гос.эксперта по условиям труда, запрещающего назначать такую пенсию.
Текст письма ДОО профсоюза работников здравоохранения Украины О юридической силе предписаний и заключений государственных экспертов по условиям труда см. здесь .
#1 Black Wolf Отправлено 07 Январь 2012 - 14:04
Black WolfСтарожил
Указ № 13 О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений подписал 6 января Александр Лукашенко. В целях оптимизации льготного кредитования жилищного строительства и связанных с ним бюджетных расходов указом устанавливаются уточненные условия предоставления гражданам льготных кредитов, - говорится в сообщении пресс-службы президента.
Право на получение льготных кредитов сохраняется для граждан из числа имеющих многодетные семьи (внеочередное право) проживающих в жилых помещениях, признанных в установленном порядке непригодными для проживания (внеочередное право) проживающих в общежитиях не менее 10 лет, у которых, включая совместно проживающих членов семьи и отдельно проживающих супругов, не имеется в собственности жилых помещений, в том числе расположенных в иных населенных пунктах (внеочередное право) граждан, в составе семей которых имеются дети-инвалиды, а также инвалиды с детства I и II группы (внеочередное право) заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС (внеочередное право) имеющих право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда.
Право на получение льготных кредитов сохраняется для ветеранов боевых действий на территории других государств осуществляющих строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек трудоспособных совершеннолетних членов семьи нанимателя жилого помещения социального пользования государственного жилого фонда в случае его смерти или выезда на постоянное проживание в другое жилое помещение, не имеющих в пользовании жилого помещения государственного жилого фонда на основании договора найма либо в собственности другого жилого помещения в данном населенном пункте общей площадью 15 кв. м и более (в Минске 10 кв. м и более) на одного человека совершеннолетних членов семьи умершего (погибшего, признанного безвестно отсутствующим) нанимателя служебного жилого помещения государственного жилищного фонда совершеннолетних молодых граждан, являющихся лауреатами специального фонда президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов и (или) специального фонда президента по поддержке талантливой молодежи талантливых молодых ученых, которым были назначены стипендии президента судей и прокурорских работников молодых семей, имеющих двух несовершеннолетних детей.
Для военнослужащих сохраняется право на получение льготных кредитов на условиях, установленных указом президента от 3 апреля 2008 года № 195.
Предоставление льготных кредитов планируется осуществлять на 20 лет под процентную ставку, равную 20% от ставки рефинансирования Национального банка (в настоящее время 8%), но не менее 5% годовых (для граждан, проживающих и работающих в населенных пунктах с численностью населения до 20 тыс. человек, - 10% от ставки рефинансирования Нацбанка, но не менее 3% годовых).
Для молодых семей, имеющих двух несовершеннолетних детей, кредиты будут выдаваться на 20 лет под процентную ставку, равную 50% от ставки рефинансирования Нацбанка.
Для многодетных семей условия предоставления льготных кредитов остаются прежние - на 40 лет под 1% годовых. При этом субсидия выдаваться не будет, а размер кредита составит 100% стоимости норматива льготно кредитуемой площади.
Указом предусмотрено увеличение размеров оказываемой многодетным семьям финансовой помощи в погашении льготных кредитов: с 50% до 75% от остатка кредитной линии для семей, имеющих трех несовершеннолетних детей, и с 70% до 100% для семей, имеющих четырех детей, а также первоочередное включение в состав формируемых ЖСК многодетных семей, имеющих четырех и более детей.
Документ предоставляет отсрочку в погашении кредитов и уплате процентов по ним для семей, в которых один из родителей находится в отпуске по уходу за вторым и последующими детьми до 3 лет, на период нахождения в таком отпуске.
При расчете размера кредита в соответствии с новыми условиями будет вычитаться площадь имеющихся в собственности (отчужденных в течение 3 лет) кредитополучателя и членов его семьи жилых помещений не только в населенном пункте по месту проживания кредитополучателя и месту строительства жилья, но и во всех иных населенных пунктах. Снижен норматив льготно кредитуемой площади в Минске с 20 до 15 кв. м, за исключением многодетных семей, для которых данный норматив сохраняется в размере 20 кв. м.
В целях обеспечения завершения начатого строительства указ распространяет новые условия кредитования граждан только на вновь заключаемые кредитные договоры. Размер уже открытых кредитных линий для категорий граждан, утрачивающих право на получение льготных кредитов, пересматриваться не будет (независимо от увеличения стоимости строительства).
Ставка кредитования с учетом размера ставки рефинансирования Нацбанка будет определяться на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, что позволит уравнять условия для граждан-кредитополучателей, строящих жилые помещения в одном доме.
Нормы действующего указа № 185 на граждан, включенных в списки на получение льготных кредитов, но не успевших заключить кредитные договоры с банком, не распространяются.
belapan.com
#2 Sharm Отправлено 02 Февраль 2012 - 02:21
Что надо, чтобы получить льготный кредит на строительство жилья
Опубликовано Втр, 12/06/2011 - 16:42 by Administrator
На льготное кредитование строительства жилья в Беларуси в 2012 году из бюджета будет выделено 7,5 трлн. рублей. Списки лиц, которые получат эти кредиты, и домов, на строительство которых пойдут кредиты, сокращены до минимума. Об этом сообщил 30 ноября министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов, отвечая на вопросы депутатов в Палате представителей Национального собрания.
По словам А.Ничкасова, Министерство экономики, Министерство финансов и Минстройархитектуры рассчитали график стоимости 1 кв.м жилья от января до декабря будущего года. «График учитывает прогнозы инфляции, стоимость квадратного метра также связана с той базой, которую просчитали облисполкомы и Минский горисполком», – сказал министр.
А.Ничкасов уточнил, что в графике расписано точное количество граждан, которые получат кредитные ресурсы на 2012 год. И это впишется в сумму заявленных в бюджете средств.
Подготовлены и подписаны графики строительства жилья в четвертом квартале 2011 года и на 2012 год. В них по словам министра, внесены поименно все дома с указанием стоимости строительства и затрат на инфраструктуру. Эти графики переданы в Минфин и банки (Беларусбанк и Белагропромбанк) для того, чтобы в банках строго руководствовались ими при финансировании.
О том, кому посчастливится в следующем году получить льготный кредит на строительство жилья, рассказал во время прямой линии в газете "Рэспублiка" и во время посещения ОАО "Стройтрест №7" заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин. Перечень претендентов установит проект указа, который вот-вот, как пообещал вице-премьер, подпишет глава государства.
По словам вице-премьера, в проекте, который прошел одобрение правительства, список льготников сокращен до 15 позиций. В него включены самые значимые случаи, где государство действительно должно помочь гражданам, подчеркнул А.Калинин.
В первую очередь в список очередников, имеющих право на льготные кредиты, войдут многодетные семьи, в которых четверо и более детей. Они получат кредиты под 1% на 40 лет. Семьи с тремя детьми, как следует из комментариев вице-премьера, попадают во вторую очередь, где льгот меньше.
По-прежнему на господдержку смогут рассчитывать военнослужащие. "Для них предусмотрены льготные условия, однако тут возможны некоторые коррективы", – цитирует А. Калинина БЕЛТА.
Семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалидов с детства I и II групп, семьи, проживающие в ветхом жилье, в общежитиях более 10 лет, тоже будут строить квартиры с господдержкой. Жители сельских регионов, для которых характерен меньший уровень доходов, также отнесены к льготной категории.
Льготы получат молодые семьи с двумя и более детьми.
"Города-спутники попадают в категорию до 20 тыс. жителей, поэтому в новом указе они станут более привлекательными для кредитования. Это касается Смолевичей, которые определены городом-спутником столицы", – сказал вице-премьер. Очередники, желающие строить жилье в городе-спутнике, смогут рассчитывать на кредит под 3% годовых, как в населенных пунктах численностью до 20 тыс. человек.
Оставить без изменений для всех регионов, кроме Минска, решено нормы кредитования – 20 кв.м на одного члена семьи. Для минчан же максимальная кредитуемая площадь уменьшена до 15 кв.м в расчете на одного члена семьи.
Внесены предложения по поддержке граждан, которые строят жилье. Если в семье есть один работающий, а жена находится в декретном отпуске по уходу за ребенком, то семья получает отсрочку в погашении кредита до момента ее выхода на работу.
При этом решено сохранить прежние условия кредитования и льготы для тех очередников, "которые приступили к строительству, или тех, кто еще не начинал строительство, но заключил договоры с банками". "Их договорные отношения будут исполнены", – уточнил вице-премьер. Если же договора с банком еще нет, то придется заключать его уже на новых условиях, которые предусмотрены проектом указа.
По словам А.Калинина, в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий числится сегодня 866 тыс. семей и одиноких граждан. Чтобы обеспечить всех очередников льготными кредитами, нужно 74 трлн.руб.
"У нас же сегодня выделено из всех источников финансирования 7,5 трлн. руб. Еще 1 трлн. руб. соберут местные бюджеты. Такой суммой мы располагаем, поэтому всех включить на прежних условиях не сможем", – пояснил вице-премьер. Для сравнения: на текущий год было предусмотрено 11,5 трлн.руб. льготных кредитов.
Ранее сообщалось, что в следующем году стоимость строительства квадратного метра для очередников составит около 4-4,5 млн.руб. Из этого следует, что выделенных на господдержку денег хватит на то, чтобы построить не более 2 млн.кв.м жилья. Между тем годовой программой предусмотрено возвести в 2012 году 5,7 млн.кв.м. Выходит, что остальные 3,7 млн.кв.м, или примерно 2/3 ввода предстоит профинансировать самим гражданам за счет собственных средств и банковских кредитов, предоставляемых на общих условиях.
Что сегодня представляют собой общие условия? Это 40-50% годовых, это ежемесячные выплаты по кредиту от 3-4 млн. руб. и более, это необходимость иметь ежемесячный доход не ниже 8-10 млн. руб. который может гарантировать банку возврат кредита.
В частности по состоянию на 21 ноября кредиты на строительство и приобретение жилья предоставляли: Беларусбанк (под 31% годовых для очередников и под 49% – для неочередников). Белинвестбанк (под 45,5 и 48% соответственно), БПС-Сбербанк (под 47 и 49%). Белагропромбанк (под 51 и 53% на строительство, на покупку – только в Гомельской области).
Другие банки льготы по процентам для очередников не предлагали. Банк ВТБ (Беларусь) кредитовал всех под 48,9-50,9% годовых, при приобретении квартир в миниполисе "Каскад" – под 46,9-48,9%. Белвнешэкономбанк предлагал кредиты на покупку и строительство жилья под 44-45%. Франсабанк выдавал кредиты только на приобретение построенного жилья по ставке 50%.
В декабре, как уже было заявлено, ставка рефинансирования снова увеличится. А значит, процентные ставки по кредитам на общих основаниях станут еще больше.
К тому же не факт, что в следующем году некоторые банки вообще будут предоставлять кредиты на строительство жилья на общих условиях. На сегодня уже три банка – Белгазпромбанк, Белросбанк и Приорбанк – приостановили прием заявлений от физлиц на получение кредитов на строительство и покупку жилья. И список этот, вероятнее всего, будет увеличиваться.
Жильё-2015: Минчане не смогут построиться на льготных условиях в городах-спутниках
14.01.2012
Андрей САКОВИЧ
Указ об уточнении условий предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья практически в три раза сократил количество имеющих право на «льготку». Однако и те, кто остался в рядах претендентов на социальное жилье, судя по всему, получат долгожданную квартиру нескоро. Как выяснил корреспондент ««Завтра твоей страны», в районных администрациях Минска пока не получали никаких указаний по реализации указа № 13.
Указ об уточнении условий предоставления гражданам льготных кредитов на строительство жилья вступил в силу 6 января 2012 года. Видимо, для столичных чиновников он был неожиданным – новые списки нуждающихся пока не составлены. Оказалось также, что несмотря на широко разрекламированную перспективную кампанию по переселению минчан-очередников в города-спутники, записаться на строительство жилья в Заславле и Смолевичах тоже пока нельзя.
– Указаний по реализации указа не получали, и сроки, когда можно будет записываться на строительство «по льготке» или в городах-спутниках, назвать не можем, – таков был стандартный ответ, который получил журналист у чиновников.
Никто не знает, сколько денег получат на «льготку»
Государственные органы до сих пор не определились с финансированием, хотя бюджет уже утвержден и там четко все расписано. Местные исполкомы пока не получили сведений о том, сколько денег им перечислят.
– Тем не менее, объем строительства жилья с господдержкой действительно надо было урезать, – отмечает экономист Леонил Злотников . – Пусть даже сейчас пишут много жалоб по этому поводу, в том числе и коллективных.
Но даже в сокращенном виде выполнить планы будет сложно, считает эксперт.
– Экономическая ситуация в Беларуси по сравнению с прошлым годом такая, что государство никаким образом не сможет обеспечить не только уровень социальной поддержки 2011 года, но и заявленный на 2012 год. В лучшем случае, оно сможет обеспечить максимум лишь треть от того, что было, – прогнозирует Леонид Злотников.
По его мнению, и многие из тех, кто начал строить жилье, не смогут закончить строительство из-за отсутствия финансовых средств.
Дефолт или социальное жилье
Эксперт полагает, что страна в этом году неизбежно столкнется с острым дефицитом финансовых средств, что создаст большие проблемы, в том числе и для инвестирования в строительство.
– Планы поступления валюты на миллиарды долларов меньше тех сумм, которые предстоит отдать, – поясняет эксперт. – За счет кредитов, в лучшем случае, получим не более одного миллиарда долларов. МВФ и другие потенциальные кредиторы денег не дадут. Трудно ожидать, что доходов от приватизации хватит на поддержку социальных проектов, особенно льготных. Придется выбирать – дефолт либо социальное жилье.
По прогнозам эксперта, ситуация в экономике ухудшится уже в начале или середине лета.
Минчане в города-спутники – за свой счет!
Директор консалтинговой компании ViVa Invest Вадим Тачкин отмечает, что указ № 13 не предусматривает возможность выделения льготных кредитов на строительство жилья в Заславле или Смолевичах для жителей Минска, находящихся на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
– Там речь идет просто о малых городах. Как и раньше, получить льготный кредит на строительство может лишь человек, поставленный на учет нуждающихся по месту жительства именно в этом городе. Минчан это не касается, – говорит Вадим Тачкин.
Льготное кредитование действует по своим принципам. Оно находится в ведении исполкома той территориальной единицы, где проживает гражданин.
– Так, решение о предоставлении кредита на строительство жилья в Заславле, например, может принять только Минский райисполком и Минский облисполком, – поясняет эксперт.
Все просто – улучшать жилищные условия можно где угодно, но господдержку можно получить только по месту жительства. Минчане, которые захотят переехать в города-спутники, будут строиться за свой счет.
Кредит в 5% – это благотворительность
Исполкомы не торопятся формировать списки на получение льготных кредитов по указу №13, а ждут распоряжений вышестоящих организаций и будут самыми последними в цепочке принятия решений, считает Вадим Тачкин. Но, по его мнению, это не принципиально.
– Указ – это не принцип постановки граждан на очередь. Это принцип государственной поддержки. Нуждающихся ставили на очередь, так и ставят. Льготный кредит кому надо предоставят, как только очередь подойдет. Государство обозначило свою позицию: мы улучшаем жилищные условия населения за счет государственного жилищного строительства, но больше не улучшаем жилищные условия населения за счет льготных кредитов.
По мнению директора консалтинговой компании, государство больше не хочет помогать дважды. Хорошо еще, что пока останется жилищное строительство, ориентированное на нуждающихся, с минимальной прибылью застройщика, с низкой себестоимостью, с удержанием цены на заявленном уровне.
– Два раза помогать неправильно. Кредит в 5% – это не кредит, а, скорее, благотворительность, – подчеркивает Вадим Тачкин. – С точки зрения экономики это очень правильный указ. Сколько можно печатать деньги и всем помогать! По мнению эксперта, строить недвижимость надо только за свои деньги.
Условия льготного кредитования строительства жилья просто шокируют
Не менее 14-15 млн. BYR в месяц надо зарабатывать, чтобы получить нельготный кредит на покупку самой дешевой столичной квартиры.
Отмена в июне решения Мингорисполкома № 101, которое разрешало получать без очереди льготные кредиты на строительство коммерческого жилья, вызвала неправильные толкования и в прессе, и среди населения, пишут Белорусы и рынок. Отмена этого решения была преподнесена некоторыми СМИ и интернет-изданиями как отмена льготного кредитования вообще.
На самом деле льготные кредиты как предоставлялись по Указу № 185 от 14.04.2000 г. так и предоставляются. И порядок предоставления кредитов по этому указу тоже никто не отменял и не пересматривал. Вне очереди льготные кредиты получают очередники из числа многодетных семей, детей-сирот и некоторых других категорий граждан. Остальным людям, состоящим на квартирном учете, льготные кредиты предоставляются в порядке очередности.
Но в последующем политика льготного кредитования изменится, о чем в последние полгода неоднократно заявлял президент. И объемы льготного кредитования тоже будут сокращаться, что обусловлено сложной экономической ситуацией.
Льготы - уже не панацея.
Первым шагом на пути реализации новой кредитной политики как раз и стала отмена решения Мингорисполкома № 101. Далее должна последовать корректировка Указа № 185, по которому выдаются льготные кредиты, и иных законодательных и нормативных актов. Но до того, как новые правила льготного кредитования будут узаконены, чиновники и представители банковской системы активно убеждают население в том, что льготные кредиты - это плохо для экономики, и поэтому их могут получать только те, кто без них не сможет обойтись.
Никто не собирается отменять льготное кредитование, оно будет, и ставки не планируется пересматривать, они останутся на прежнем уровне. Однако такие кредиты должны получать те люди, которые действительно в них нуждаются. Льготный кредит должен получить тот человек, которому действительно он необходим, который ни при каких условиях другим способом не сможет решить свои жилищные проблемы. Это многодетные семьи, инвалиды. Эти категории будут обеспечены льготными кредитами , - рассказал журналистам 6 сентября заместитель председателя правления ОАО АСБ Беларусбанк Илья Шаланки .
По словам банкира, система льготного кредитования не может быть локомотивом строительной индустрии. Льготные кредиты - это не панацея для решения жилищной проблемы, а инструмент для обеспечения жильем самых незащищенных слоев населения. Так происходит в цивилизованных странах, Беларусь не исключение , - подчеркнул И. Шаланки .
Совмин готовит проект указа.
Только 40% запланированного на следующий год жилья будет строиться за счет льготного кредитования, остальное - на общих коммерческих условиях, заявил 6 сентября заместитель премьер-министра Анатолий Калинин на торжественной церемонии открытия Международной специализированной строительной выставки Будпрагрэс-2011. В Минске, по словам вице-премьера, сегодня 50% жилья строится на коммерческих условиях, и этот показатель будет увеличиваться.
Всего же в следующем году в стране будет построено около 5,8 млн. кв. м жилья. Это примерно на 30% меньше, чем планировалось ранее.
Прежний план по жилищному строительству в нынешнем году тоже не будет выполнен. В этом году есть отставание по вводу жилья в эксплуатацию по сравнению с 2010 годом. На 2011 год запланировано построить 7,28 млн. кв. м жилья, но с учетом инфляционных процессов и других изменений в экономике нашей страны мы планируем к концу года приблизиться к показателю 7 млн. кв. м жилья , - сообщил А. Калинин .
По словам вице-премьера, правительство выносит на рассмотрение главе государства предложение изменить условия выдачи льготных кредитов на строительство жилья.
Я пока не могу сказать, чем эти изменения будут отличаться от предыдущих, но прежними останутся условия кредитования для многодетных семей и для категорий социально незащищенных слоев населения, которые прописаны в Указе № 185. Для них мы предлагаем кредит под 5% на 20 лет , - отметил вице-премьер. Остальные нуждающиеся, которые не входят в прописанную в указе категорию, будут строить жилье на общих основаниях, согласно условиям банка.
Условия шокируют.
Корреспондент БР поинтересовался, на каких условиях банки страны предоставляют нельготные кредиты очередникам.
Беларусбанк предоставляет кредиты на покупку и строительство квартир и домов на 20 лет под 27% годовых на сумму до 75% стоимости квартиры. Это самые щадящие условия для граждан, состоящих на квартирном учете, которые предлагают сегодня банки. Но даже эти условия оказываются непосильными для большинства жителей Беларуси.
Например, самая дешевая однокомнатная квартира в Минске предлагается за 40 тыс. USD, что по курсу 9 тыс. BYR/USD соответствует 360 млн. BYR.
Беларусбанк может предоставить кредит в размере не более 75% стоимости квартиры, то есть 270 млн. BYR. В этом случае среднемесячный чистый доход кредитополучателя (включая членов его семьи) должен составлять не менее 14.518.420 BYR. Чистый среднемесячный доход - доход за вычетом среднемесячных расходов (налогов, удержаний, коммунальных платежей и других). Аналогичный доход должны иметь и поручители. При этом максимальная сумма ежемесячного платежа по выданному кредиту составит около 7 млн. BYR.
Для сравнения: два года назад Беларусбанк предоставлял кредиты очередникам под 17% годовых на 15 лет. А для получения кредита на 75% стоимости квартиры при ее цене 40 тыс. USD надо было иметь среднемесячный чистый доход около 2,5 млн. BYR. При этом ежемесячные платежи по кредиту ограничивались суммой около 1,5-1,4 млн. BYR.
Таким образом, предложив очередникам впредь получать кредиты исключительно на банковских условиях, как сказал А. Калинин . правительство фактически лишило население возможности улучшать жилищные условия, не прибегая к помощи государства.
Что касается граждан, которые не состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, то они могут получить кредит в Беларусбанке под 33% на 15 лет.
В других банках проценты по кредитам еще выше - 40% и более.
Если такие условия кредитования сохранятся хотя бы до Нового года, то частным застройщикам придется заморозить свои проекты, а властям - вдвое урезать программу жилищного строительства. Для вторичного рынка удорожание кредитов и, как следствие, падение покупательского спроса может обернуться обвалом цен.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!