Региональные налоговые льготы по налогу прибыль
Как применяется региональная льгота по налогу на прибыль?
Письмо ФНС от 19 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4560
В комментируемом письме чиновники напомнили, что регионы на основании статьи 284 Кодекса имеют право снижать ставку налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При установлении подобной льготы для отдельных категорий налогоплательщиков в соответствующем законе могут быть установлены условия и срок ее применения.
Так, если организация и часть ее обособленных подразделений находятся на территории региона, в котором введены пониженные ставки и организация соответствует условиям для применения пониженной ставки, то сумма налога, подлежащего уплате в бюджет этого субъекта РФ, исчисляется в Приложении № 5 к Листу 02 налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в следующем порядке.
Если налоговая база, приходящаяся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории указанного региона (строка 050 Приложения № 5 к Листу 02 налоговой декларации), не превышает прибыль, полученную от ведения льготной деятельности, то налог исчисляется по пониженной налоговой ставке (строка 060 Приложения № 5 к Листу 02) с указанной налоговой базы и отражается по строке 070 Приложения № 5 к Листу 02.
Если же налоговая база превышает прибыль, полученную от «льготной» деятельности, то налог с части налоговой базы, соответствующей сумме прибыли от «льготного» вида деятельности, исчисляется по пониженной налоговой ставке. С оставшейся части налоговой базы налог исчисляется по полной налоговой ставке. Сумма исчисленного налога по двум налоговым ставкам суммируется и указывается по строке 070 Приложения № 5 к Листу 02. По строке 060 Приложения № 5 к Листу 02 следует указать пониженную налоговую ставку.
Кроме того, налоговая база, с которой в Приложении № 5 к Листу 02 налог исчислен по пониженной ставке отражается в Листе 02 по строке 130.
Теги: налог на прибыль. декларацияСтатья: Прибыль - поправка на региональные льготы (Учет. Налоги.
Право, 2005, N 18)
"Учет. Налоги. Право", 2005, N 18
ПРИБЫЛЬ - ПОПРАВКА НА РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ
Недавно сданы декларации по налогу на прибыль за первый квартал. В самом разгаре проверка их правильности. В том числе налоговики проверят и то, насколько верно вы пользовались льготами. Как показывает практика, льготы по налогу на прибыль, зачисляемому в региональный бюджет, - весьма рискованная область.
Статья 284 НК РФ дает субъектам РФ право снижать ставку налога на прибыль, который зачисляют в их бюджеты. Максимальное различие ставок - на 4 пункта (то есть понизить ставку можно до 13,5 процента). Так как более выгодные условия разрешено создавать не конкретным плательщикам, а лишь отдельным их категориям, то фактически региональным законодателям разрешили устанавливать налоговую льготу по федеральному обязательному платежу (ст. 56 НК РФ). Но, к сожалению, правильно используют эту возможность далеко не все регионы. Страдают же от этого в первую очередь налогоплательщики. Поэтому, прежде чем применять региональную льготу, надо проверить правильность ее введения.
Субъектов много, правила одни
Первое, на что стоит обратить внимание, - региональную льготу может установить только представительный орган власти региона (например, дума). Передавать эти полномочия исполнительной ветви власти (например, губернатору или правительству), а также органам местного самоуправления (главам или законодательным собраниям городов) в данном случае нельзя. Вторым важным условием для признания региональной льготы действующей будет соблюдение общих принципов установления налоговых льгот. А именно: они не должны носить индивидуальный характер, зависеть от формы собственности или места происхождения капитала (п. 3 ст. 56 НК РФ). Поэтому в региональном законе должна быть не только указана сниженная ставка налога, но и четко прописаны категории льготников.
Кстати, налоговое законодательство не говорит, через какой именно критерий надо определять "отдельную категорию налогоплательщиков". По нашему мнению, под ней надо понимать индивидуально неопределенную группу налогоплательщиков, у которых есть какой-либо общий признак. Например, отраслевая принадлежность, численность работников, размер произведенных капитальных вложений и т.д. Подробнее о конкретных льготах, действующих в субъектах РФ, вы узнаете из таблицы на с. 14.
Региональный законодатель вправе устанавливать и различное снижение ставки налога на прибыль для каждой из категорий. Например, закон о налоговых льготах в Пермской области ранжирует размер льготы в зависимости от объема капитальных вложений, произведенных налогоплательщиками. Чем выше размер инвестиций, тем меньше региональная ставка налога на прибыль.
Наконец, при применении льгот надо обратить внимание и на величину ставки налога. Дело в том, что в 2004 г. регионам разрешали понизить ставку налога на прибыль, зачисляемого в соответствующий бюджет, до 13 процентов (а не до 13,5, как сейчас). Имеет ли право налогоплательщик применять льготу, если региональный законодатель не поправил закон и в нем по-прежнему фигурирует ставка 13 процентов? По нашему мнению, право на льготу не пропадает. Но при этом ставка регионального налога принимается равной 13,5 процента.
Время пошло
Еще один немаловажный момент - правильное определение начала применения льготы. Для региональных льготных законов действуют общие правила о вступлении в силу актов законодательства о налогах (ст. 5 НК РФ). Налоговые законы вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования акта и не ранее очередного налогового периода. Конституционный Суд в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П и Определении от 08.04.2003 N 159-О разъяснил, что последовательность выполнения этих двух условий не важна. Поэтому очередной налоговый период может начаться и во время течения месячного срока с момента опубликования акта. И тогда новый закон вступит в силу уже через месяц.
Таким образом, исходя из позиции КС РФ, существует "переходный период" для вступления в силу актов, которые опубликованы до начала налогового периода, но вступили в силу после. Это подтверждает и судебная практика (Постановления Федеральных арбитражных судов Дальневосточного от 14.05.2004 по делу N Ф03-А59/04-2/1356 и Западно-Сибирского от 09.11.2004 по делу N Ф04-7938/2004(6068-А46-27) округов).
Получается, что закон о льготе может вступить в силу и не с начала налогового (отчетного) периода. Но это не причина для его неприменения. Так, если льгота начинает действовать в течение отчетного периода, авансовый платеж по его итогам можно рассчитывать уже с учетом пониженной ставки. Причем новая ставка будет применяться к базе всего отчетного периода, даже если льгота начала действовать не с начала отчетного периода.
Все эти выводы можно распространить и на противоположный случай - когда действие льготы прекратилось в "переходный период". Это, кстати, может произойти не только в связи со вступлением в силу соответствующего закона. Налогоплательщик может потерять право на льготу, если перестал соответствовать определенным в законе критериям. В таких случаях, учитывая, что налог на прибыль считается в нарастающем порядке, плательщик не вправе применить льготу по итогам года. Но подавать уточненные декларации за предыдущие периоды не нужно, так как на тот момент сниженная ставка применялась правомерно.
Закон о льготе может прямо распространить ее действие на отношения, возникшие до его принятия. Но если изменения касаются ранее действующих льгот и при этом ухудшают положение налогоплательщиков, то обратной силы они иметь не могут (п. 2 ст. 5 НК РФ, ст. 57 Конституции).
Лучше поздно, чем никогда
На практике встречается и еще одна разновидность "льготных" проблем. Налогоплательщик может узнать о своем праве на льготу после того, как закончился соответствующий налоговый период. В этом случае исправить ситуацию достаточно просто - надо лишь внести изменения в налоговую отчетность. Ведь один только факт несвоевременного учета налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период не означает отказа от использования льготы (п. 16 Постановления Пленумов ВАС РФ и ВС РФ от 11.06.1999 N 41/9). Исправить декларацию и подать заявление о зачете (возврате) налога можно в течение трех лет с момента уплаты налога. Так как налог исчисляется по итогам года, то достаточно уточнения и заявления льготы в годовой декларации.
Ставки налога на прибыль,
перечисляемого в региональный бюджет
В таблицу не включены узкоспециализированные категории льготников, например предприятия органов исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, предприятия, основным видом деятельности которых является производство составных частей и принадлежностей протезов и ортопедических приспособлений.
С.А.Семенов
компании "Морган Финанс"
Об учете региональных льгот по налогу на прибыль
12.03.09, 06:41 Печать
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации письмом от 23 декабря 2008 г. N 03-03-06/4/99 разъясняет следующее.
Вопрос: Законом субъекта РФ предусмотрена пониженная ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в региональный бюджет, для отдельных категорий налогоплательщиков. Льготная ставка применяется только в отношении прибыли, полученной от осуществления определенных видов деятельности. Налогоплательщики определяют налоговую базу по этим видам деятельности отдельно. Как отражается данная налоговая база в налоговой декларации?
Ответ: Пунктом 1 ст. 284 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 процента.
В соответствии с п. 1 ст. 286 Кодекса налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со ст. 274 Кодекса.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 274 Кодекса отдельное определение налоговой базы предусмотрено только по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 Кодекса. Налогоплательщик ведет раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым в соответствии с гл. 25 Кодекса предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.
Организации, относящиеся к отдельным категориям налогоплательщиков, для которых законами субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 284 Кодекса снижена налоговая ставка в части сумм налога на прибыль, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, заполняют строки 130 и 170 листа 02 Расчет налога на прибыль организаций налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утв. Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н, зарегистрирован в Минюсте России 02.06.2008, регистрационный номер 11790), специально предназначенные для отражения налоговой базы и ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации.
Поскольку налог на прибыль является федеральным налогом и Кодексом установлены объект налогообложения, налоговые базы и ставки этого налога (ст. ст. 247, 274, 284 Кодекса), Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 02.03.2005 по делу N 33-Г05-2 указал, что субъектам Российской Федерации предоставлено лишь право понижать до определенного уровня ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не устанавливать особый порядок формирования налоговой базы.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
В Перми обсудили льготу по налогу на прибыль
На заседании комитета по экономической политике и налогам Законодательного собрания Пермского края правительство постаралось убедить депутатов в несомненной пользе региональной льготы по налогу на прибыль.
Сниженная ставка налога на прибыль 15,5 процента применяется в Прикамье с 2005 года по инициативе экс-губернатора Олега Чиркунова. (Базовая ставка в РФ - 20 процентов, 2 из которых перечисляются в федеральный бюджет, а 18 - в региональный). Виктор Басаргин не стал ее отменять.
Докладывал по вопросу заместитель председателя правительства края Алексей Чибисов. По его данным, в 2012 году хозяйствующие субъекты Прикамья в результате действия этой льготы сумели сэкономить для своего развития 11 миллиардов 727 миллионов рублей. Начиная с 2004 года, когда было принято решение об учреждении этой льготы, прибыль предприятий, особенно промышленных, неуклонно росла, - за исключением 2009 года, пика глобального экономического кризиса.

- В 2012 году по сравнению с 2005 годом (когда льгота начала действовать - ред.) прибыль утроилась, составив совокупно 197 миллиардов рублей, - отметил Чибисов.
Динамика инвестиций в основной капитал предприятий на протяжении лет действия льготы также увеличивалась, достигнув в 2012-м 126 миллиардов рублей. По этому показателю, по информации правительства, Пермский край постоянно занимает второе-третье место в Приволжском федеральном округе. Синергетический эффект, по словам вице-премьера, вполне достигнут: на каждый рубль, сэкономленный на налоге, предприниматель добавляет не менее рубля в виде инвестиций.

В крае существенно выросло число прибыльных предприятий: регион был 65-м в России, а дошел до 25-го места. Растет и среднемесячная начисленная зарплата. В интегральном рейтинге социально-экономического положения регионов, составляемом РИА Новости. за 2012 год край занял 11-е место в России против 14-го в прошлом году. Из территорий Приволжья выше только Татарстан.
- Словом, мы считаем, что льгота позволяет экономике края стабильно развиваться и позволяет очень неплохо выглядеть на фоне других регионов, - с удовлетворением констатировал Чибисов.
Важно также, что в ближайшем будущем льготы станут лишь составной частью экономической политики в Прикамье. По словам Чибисова, губернатор Виктор Басаргин поставил перед правительством задачу к сентябрю разработать инвестиционную стратегию Пермского края и проект программы промышленной политики. По мнению вице-премьера, законопроект о льготе Газпрому, дважды рассматривавшийся в ЗС и, кстати, вновь значащийся в повестке дня июньского заседания, - также лежит в русле поисков оптимальной региональной налоговой политики.
Несмотря на такие превосходные характеристики, у парламентариев остались разные точки зрения на льготу. Депутат Александр Лейфрид был однозначно за.
- Все говорят о создании условий для инвесторов, - отметил нефтяник. - Этой льготой мы их как раз и создали. Но потом бывает как с той льготой Газпрому: вроде даем, но тут же начинаем сомневаться и считать - не лишку ли дали и не забрать ли это обратно? Это неправильный подход к делу. Другое дело, как эта льгота работает, и что предпринять, чтобы она способствовала росту экономики края. А рассуждать, нужна льгота или нет, и не чересчур ли много позволяем, совсем не правильно.
Депутат Вадим Чебыкин, всегда относившийся к льготе критически, и сейчас остался при своем мнении.
- Нужно, чтобы льготу чувствовали обычные жители, - заявил парламентарий. - А то что сделано у нас, беспрецедентно: у нее никакой адресности. Гражданин приходит за кредитом по ипотеке - ставка такая же, как везде. То же самое в банке, страховой компании. Да что там, человек колбасу покупает - она дороже, чем в Екатеринбурге. Финансовые структуры и торговля работают, как везде, только еще получают дополнительную маржу. Поэтому призываю коллег поработать и в 2014 год войти с обновленной льготой, которая предусматривалась бы в случае развития производства и вложений в социальную сферу.
- Если раньше мы смотрели на льготу относительно спокойно, то в условиях дефицита бюджета необходимо посмотреть на нее очень внимательно, - подытожил депутат Алексей Луканин. - Есть сомнения, что льгота на сто процентов эффективна для предприятий всех отраслей. Если не доказано, что льгота работает, ее надо или отменять, или менять условия.
Ранее комитет ЗС по бюджету рекомендовал правительству разработать и к августу представить Законодательному собранию методику оценки эффективности этой льготы. Экономический комитет согласился со своими коллегами.
Справка РГ
Те или иные налоговые льготы применяются в большинстве регионов Приволжского федерального округа. Нередко они там даже ниже, чем в Пермском крае, но на определенных условиях. Так, в Башкирии ставка налога на прибыль 13,5 процента, но предоставляется только сроком до пяти лет. В Татарстане она предоставляется резидентам особой экономической зоны Алабуга - тоже 13,5 процента, сроком на 10 лет. В Нижегородской области ставки предоставляются дифференцированно - от 13,5 до 17,5 процента - в зависимости от вида деятельности, объемов инвестиций и производства.
Нашли ошибку? Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. чтобы сообщить нам о ней.
Транспортный налог, всё о нём.
Транспортный налог относится к региональным налогам. Величина налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы исполнительной власти субъектов РФ. Федеральное законодательство определяет объект налогообложения, порядок определения налоговой базы, налоговый период, порядок исчисления налога и пределы налоговых ставок.
Поправки налогового кодекса: новые ставки транспортного налога 2011
Государственная дума приняла решение уменьшить транспортного налог на автомобили в два раза. Поправки приняты в налоговый кодекс. Многие автомобилисты теперь не знают радоваться или нет, ведь светлые головы нашего государства наверняка примут поднятие цен в другом сегменте растратат рядового автомобилиста, а именно подрастет цена на бензин. По предварительным данным - на 3 рубля в течение трех лет.
базовая ставка для авто 100 л.с - 2,5 за 1л.с (раньше было 5 л.с)
при мощности авто 150-200 л.с - 5 за 1 л.с
при мощности авто 200-250 л.с - 7,5 за 1 л.с
при мощности автомобиля свыше 250 л.с - 15 за 1 л.с
Для регионов: местные власти могут устанавливать более низкие ставки транспортного налога для своего региона. Это положенеие действует для авто до 150 л.с. Для автомобилей свыше 150 л.с ставку налога сменить нельзя.
ГосДума ранее хотела пойти намного дальше. а именно полность отменить ставки транспортного налога. В таком случае автомобилисты платили только за эксплуатацию дорог в своем регионе. Препятствием является то, что в таком случае отмены транспортного налога региональные бюджеты не будут получать необходимые деньги на нужды транспортной системы региона.
Региональным законодательством расширен перечень льгот по транспортному налогу
30 Астраханская область
Дата публикации: 21.01.2014 10:20
Управление ФНС России по Астраханской области сообщает, что Законом Астраханской области от 19.12.2013 80/2013-ОЗ О внесении изменения в статью 3 Закона Астраханской области О транспортном налоге , принятым Думой Астраханской области 10.12.2013, добавлены льготы по транспортному налогу.
К действующим категориям налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога, - ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам всех категорий и пенсионерам, получающим трудовую пенсию по старости, добавлены общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных общественных организаций, использующие транспортные средства для осуществления своей уставной деятельности.
Следует отметить, что новая льгота предоставляется в отношении легковых автомобилей и автобусов с мощностью двигателя до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Изменения в законодательство вступают в силу для правоотношений с 1 января 2014 года.
Обращаем внимание налогоплательщиков, что с налоговыми ставками и льготами по имущественным налогам можно ознакомиться в Интернет-сервисе ФНС России Имущественные налоги: ставки и льготы .
Цели и основные элементы налога
Транспортный налог
Основные элементы налога
Налог на игорный бизнес для самост.изучения
Транспортный налог относится к прямым, поимущественным налогам, он вместе с налогом на имущество организаций, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом составляет подсистему поимущественных налогов, основной функцией которых является налогообложение права владения имуществом.
Налогообложение транспорта имеет свои исторические корни и берет начало от налогообложения имущества граждан как материально овеществленного дохода. Налоги на средства передвижения возникли гораздо позже налогов на недвижимое имущество, поэтому механизм их взимания не отличается высокой степенью сложности. Появление этого вида имущественных налогов связано с обнаружением дифференциации в доходах граждан, когда приобретение простейшего автоматического транспорта (налог на велосипеды) требовало от владельца значительных первоначальных денежных вложений, что косвенно свидетельствовало о достатке хозяина, а льготы имели лишь отдельные граждане в зависимости от профессии (почтальоны, врачи).
Сейчас налоги на движимое имущество носят целевой характер и выполняют фискально-экономическую задачу — аккумулирование бюджетных средств в виде дорожных фондов для строительства дорог общего пользования и транспортных коммуникаций. Однако с помощью этого вида налогов региональные органы власти могут осуществлять еще и регулирование экономических процессов. например поддерживать региональных автопроизводителей, стимулируя покупку недорогих в эксплуатации автосредств, а также решать проблемы экологии, направляя средства на создание нового безопасных для природы двигателей.
Существующий транспортный налог пришел на смену налогов, поступавших в дорожные фонды (налог на реализацию ГСМ, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на пользователей автодорог и налог на приобретение автотранспортных средств), налога на имущество физических лиц в части налогообложения транспортных средств, а также одноименного налога от фонда оплаты труда. Транспортный налог стал единым налогом для юридических и физических лиц. Он является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, где он введен соответствующим законом. Порядок исчисления и уплаты регулируется главой 28 НК РФ (налогоплательщики, объект обложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления) и законодательными актами субъектов РФ (ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, льготы, отчетный период и сроки уплаты, формы отчетности).
Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные на территории РФ в установленном порядке. Регистрация транспортных средств (постановка на учет и снятие с учета) является ключевым моментом для целей налогообложения. От регистрации зависит признание плательщиком налога, величина налога в бюджет за время владения транспортным средством, место уплаты налога и представления налоговой отчетности.
Плательщиками транспортного налога выступают лица, на которые в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства — организации и физические лица, Российские и иностранные. Транспортные средства по общему правилу регистрируются за собственниками. но есть и исключения: передача имущества в лизинг (лизингополучатель), временная аренда водных транспортных средств без экипажа (фрахтователь) или государственных водных транспортных средств (лицо по договору оперативного управления), эксплуатация арендованных воздушных транспортных средств (эксплуатант). Налогоплательщики подлежат постановке на учет по местонахождению транспортных средств: место государственной регистрации, место нахождения собственника (при отсутствии места государственной регистрации), место фактического нахождения имущества.
Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству на основании технической документации или регистрационных документов (табл. 4.2).
Таблица 4.2. Налоговая база по видам транспортных средств
Вид транспортного средства
Регионы вольны «управлять» льготами по транспортному налогу
Источник: http://www.b-doka.ru/news_content.php?id_news=2742
Конституционный Суд подтвердил право регионального законодателя регулировать льготы пенсионерам на транспортный налог. Об этом сообщает пресс-служба КС.
Отметим, что КС проверял на конституционность пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области «О транспортном налоге». Дело в том, что ранее многодетные и пенсионеры уплачивали транспортный налог по льготной ставке 1 рубль за «лошадь» вне зависимости от мощности принадлежащего им автомобиля. А упомянутый закон ограничил право на применение льготы – льготные категории граждан могли ею воспользоваться только в отношении ТС, мощность которых не превышает 150 л. с. По мнению заявителя, указанный закон противоречит Конституции.
Между тем представители КС с этим не согласились. Они указали, что согласно Налоговому кодексу транспортный налог является региональным. Законодатель субъекта сам определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Конституционный Суд неоднократно указывал, что законодатель вправе проводить налоговую политику, ориентированную на достижение конституционно значимых целей.
Закон Челябинской области о транспортном налоге для отдельных категорий граждан и организаций предусматривает налоговые льготы как в виде освобождения от уплаты транспортного налога, так и в виде пониженной налоговой ставки. В частности, пониженная налоговая ставка при уплате транспортного налога установлена для пенсионеров. Последующие изменения в условия предоставления пенсионерам ранее установленной для них льготы были внесены в закон с целью усиления адресности получения льготы.
Осуществленное законодателем Челябинской области в пределах его дискреционных полномочий изменение правового регулирования отношений по льготному налогообложению не может расцениваться как снижающее конституционно обусловленный уровень социальной защиты пенсионеров и нарушающее их имущественные права. Таким образом, оспариваемая норма не может рассматриваться как нарушающая предписание Конституции о законном установлении налогов и сборов и не противоречит Конституции.
Источники:
Следующие статьи:
- Налоговые льготы для пенсионеров по транспортному налогу красноярский край
- Кому отменили льготы на проезд в харькове
Комментариев пока нет!