Понятие виды льгот
Понятие и виды льготы в налоговом праве
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73,8 K], добавлена 02.12.2010
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46,4 K], добавлена 15.01.2015
Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.
дипломная работа [343,5 K], добавлена 09.03.2015
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46,1 K], добавлена 26.02.2010
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.
курсовая работа [33,7 K], добавлена 18.05.2011
Порядок предоставления льгот для налогоплательщика, установленный Налоговым кодексом РФ. Признаки правовых льгот и их виды по субъектному составу. Сущность, назначение и основные элементы налога на игорный бизнес, порядок его исчисления и базовые ставки.
контрольная работа [22,5 K], добавлена 13.11.2010
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков.
дипломная работа [104,2 K], добавлена 19.04.2015
Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.
контрольная работа [14,4 K], добавлена 26.01.2009
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166,1 K], добавлена 05.12.2014
Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.
курсовая работа [127,3 K], добавлена 22.10.2009
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
1. Понятие и функции налоговой льготы
2. Виды и классификация налоговых льгот
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льгот обусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современного финансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужить правильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговая льгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствием неразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность в подходах к классификации налоговых льгот в Российской правовой литературе.
Цель работы - изучение понятия и видов льготы в налоговом праве.
Задачи:
- определить понятие льготы в системе налогового права
- охарактеризовать подходы к классификации налоговых льгот в правовой литературе.
Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П.Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот.
Структура работы: введение, два пункта, заключение, список используемых источников.
1. Понятие и функции налоговой льготы
Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки
- во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов
- во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации
- в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах.
Правовая льгота - это юридическое средство, с помощью которого создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющих для последних компенсационное либо стимулирующее значение.
Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.
Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
Налоговая льгота - это разновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей
Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот - сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита).
В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю.А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:
а) возможности не уплачивать налог или сбор
б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса
Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.
Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.
Налоговые льготы - предмет острых дискуссий. С одной стороны, налоговые льготы являются рыночным методом регулирования экономики, помогающим решать отдельные социально-экономические вопросы. С другой стороны, налоговые льготы нарушают принцип справедливости, льготный режим для одних налогоплательщиков в условиях дефицита бюджета означает дополнительное бремя для других.
С одной стороны, они делают налоговую систему более гибкой по отношению к отдельным категориям налогоплательщиков. С другой стороны, усложняют технологию взимания налога, превращают контроль за соблюдением налогового законодательства в неоправданно сложную задачу.
Недостатки существующих льгот сосредоточены не в самой категории "льготы", а в том, что отсутствует научный подход к их предоставлению.
Разрабатывая систему налоговых послаблений, необходимо соблюдать баланс: ни стимулирующая, ни фискальная функции налогов не должны преобладать. Совершенно справедливо по этому поводу отмечает В.В. Гриценко, что налоговая система России представляет собой своеобразный баланс, где послабление в одной сфере влечет за собой ухудшение в другой
Воздействие, оказываемое на налогоплательщика для достижения какого-либо результата, не может быть основной целью налога. И если какие-либо налоговые платежи начинают выполнять регулирующие функции, не преследуя фискальные цели, то они перестают выступать налогами в строгом смысле слова Поэтому эффективность налоговых льгот (как составляющая часть регулирующей функции) должна опираться на потенциальную возможность пополнения бюджета как результата роста экономических показателей.
Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всеРоссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности.
2. Виды и классификация налоговых льгот
Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.
По мнению С.В. Барулина и А.В. Макрушина, все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:
- налоговые освобождения,
- налоговые скидки,
- налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога). Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц
2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков
3) безусловные и условные налоговые льготы
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.
Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения.
Налоговые льготы - это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.
Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Налоговые каникулы - это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита.
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.ст.66 и 67 НК РФ Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие «специальные налоговые режимы» (ст.18 НК РФ). Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.
К специальным налоговым режимам относятся:
- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства,
- система налогообложения в свободных экономических зонах,
- система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях,
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.
Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.
Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.

В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.
В более узком, конкретном, понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.
В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.
Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер. Но при этом происходит подавление других сфер. Поэтому переоценка государством социально-экономического значения некоторых производств недопустима, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости. Следовательно, политика предоставления преференций должна способствовать реализации приоритетов, установленных государством в объективном порядке (имеется ввиду наличие четких критериев предоставления налоговых льгот, минимизирующих влияние групп специальных интересов).
Одна из главных проблем, связанных с результативностью льгот, - отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в деле предоставления и реализации льгот. Существуют и объективные причины. Противоречивость и нестабильность экономической ситуации и правовой системы не могут не оказывать влияния на противоречивость и нестабильность льгот, которые во многом не упорядочены.
Льготы - это не только инструмент государственной поддержки, но и предмет особого внимания лоббистов, с помощью которых конкретные слои и группы добиваются выгодных для себя управленческих решений.
Наличие большого количества льгот и послаблений неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает ее эффективность, лишает ее необходимой гибкости, поскольку налоговые льготы с трудом поддаются контролю.
Заключение
налоговый льгота кредит режим
В результате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можно сделать следующие выводы.
Определено, что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.
Выявлено, что благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, -- это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.
Таким образом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями в механизме своего действия, который зависит от того, на изменение какого элемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладной суммы) направлена льгота.
Особо следует отметить, что формирование множественности налоговых режимов, высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения от уплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихся преференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).
Список использованных источников
1.Конституция Российской Федерации от 13.12.1993. // Российская газета. - 20.12.1993. - №43.
2.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 19.07.2009) // Российская газета, № 148-149, 06.08.1998.
3.Артемьева С. Калинина А. Николаев И. Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика. - 2006. - №10. - с.122 - 136.
4.Барулин С.В. Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. С. 39 - 40.
5.Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2003. N 3. С. 16.
6.Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России. Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М. Норма, 2008. С. 62.
7.Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2003.
8.Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право, 2004, № 2. - С. 14-21.
9.Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. М. Юрист, 2003. С. 66.
10.Малько А.В. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве Матузов Н.И. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. М. Юрист, 2006. С. 484.
11.Матинов А.С. Специальные налоговые режимы (правовые аспекты) // Финансовое право. 2002. N 4. С. 48.
12.Налоговое право: Учебник / под ред. С.Г. Пепеляева. - М. 2009. - 591с.
13.Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. - М. 2008.- 123 с.
Реферат: Понятие и виды налоговых льгот в Украине
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 3
1. Понятие налоговых льгот. 4

2. Виды налоговых льгот в Украине. 8
Заключительные выводы… 13
Литература… 15
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства, развитие и изменение форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основной источник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
Современное налоговое законодательство Украины не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, а также наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.
Решение актуальных налоговых проблем современной экономики Украины (таких как рационализация системы налоговых льгот, оценка их объема и потерь бюджета, обусловленных их предоставлением) показывает актуальность теоретического исследования налоговых стимулов, в частности налоговых льгот, их понятии и видов.
1. Понятие налоговых льгот
Проанализируем современные определения категории «налоговые льготы». Анализируя определения налоговых льгот, которые встречаются в отечественной и Российской финансовой литературе, необходимо констатировать, что не все они отвечают поставленным требованиям. Например, определение налоговых льгот как снижения бремени налогообложения или уменьшения объема выплачиваемых налогов[1]. не отвечает требованиям исчерпывающей полноты характеристики описываемого явления. Такие определения разрешают отнести к налоговым льготам и то, что не может квалифицироваться как льгота. В частности, оптимизация налоговых платежей и уклонения от уплаты налогов также обеспечивают снижение налогового бремени, хотя не могут быть отнесенные к категории налоговых льгот.
В соответствии с ст. 56 Налогового кодекса России, льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества (в том числе возможность не платить налог или сбор или платить их в меньшем размере), которые предоставляются отдельным категориям плательщиков налогов и сборов сравнительно с другими[2]. Фактически такое определение отождествляет налоговые льготы с преференциями и имеет весьма общий характер, разрешая трактовать как льготу любое из преимуществ, к которым, в частности, можно отнести списания и реструктуризацию налоговой задолженности. Одновременно оно не охватывает всех видов льгот (в частности, общих льгот, которые предоставляются всем категориям плательщиков и не могут трактоваться как преимущества, предоставляющиеся одним плательщикам сравнительно с другими).
Более удачными можно назвать такие определения:
«налоговые льготы — полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также другое смягчение налогового бремени для налогоплательщика»[3]
«налоговые льготы — это предоставления преимущества, частичное или полное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий выполнения их. Налоговые льготы — это освобождение от налогов в соответствии с действующим законодательством»[4]
«льгота — освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога»[5].
Все эти определения характеризуются общими чертами:
· содержат указание на способ снижения налогового бремени, характерный лишь для налоговых льгот, — путем полного или частичного освобождения от уплаты налогов
· акцентируют внимание (кроме приведенного М. Кучерявенко) на том, что такое освобождение может считаться льготой, если предполагается и регламентируется действующим налоговым законодательством.
Основное отличие приведенных определений коренится в разном толковании понятия «полное или частичное освобождение от уплаты налогов». В частности, по мнению М. Кучерявенко, полное освобождение имеет место, «если плательщик полностью освобождается от уплаты налога», а частичное – «если сокращается налоговое бремя за счет уменьшения объекта (предмета и т.п.) или рассрочки уплаты налога»[6]. Итак, все виды и формы налоговых льгот он рассматривает как разнообразные формы проявления полного или частичного освобождения от уплаты налога: снижение налоговой ставки — частичное освобождение от уплаты налога, отсрочка платежа — освобождение от налогообложения на определенный срок с обязательством уплатить налог после его окончания и т.д.
Характер других определений свидетельствует о том, что освобождение от уплаты налога фактически рассматривается как одна из форм налоговых льгот, тогда как тот эффект, который оказывается предоставлением налоговых льгот в других формах (уменьшение объекта, налоговой базы, налоговой ставки, отсрочка (рассрочка) выполнения налоговых обязательств), точнее передают такие выражения, как «другое смягчение налогового бремени», «освобождение от выполнения установленных правил и обязанностей или облегчение условий их выполнения».
Сказанное позволяет сделать вывод, что адекватное определение категории «налоговая льгота» должно иметь несколько основных признаков.
Наиболее общей и вместе с тем существенной характеристикой налоговых льгот, которая должна учитываться в определении этой категории, является их трактовка как облегчения налоговой погрузки на налогоплательщиков.
Следующим важным признаком налоговых льгот является то, что к ним можно относить лишь облегчения налогового бремени, предусмотренное и регламентированное нормами действующего налогового законодательства при наличии объекта налогообложения[7].
Необходимо подчеркнуть не только то, что льготы предоставляются законами, но и то, что лишь освобождение от налогообложения операций, которые являются объектом налогообложения, может квалифицироваться как льгота.
Однако и эти характеристики являются недостаточными для идентификации налоговых льгот, поскольку не позволяют отмежевать налоговые льготы от «налоговых лазеек», используя которые налогоплательщики добиваются уменьшения налогового бремени, не нарушая налогового законодательства.
Уточнить определение понятия «налоговая льгота» можно, указав в нем, каким именно путем происходит облегчение налогового бремени, которое может квалифицироваться как налоговая льгота. По мнению большинства ученых, под определение категории «налоговая льгота» подпадает такое снижение налогового бремени, которое осуществляется путем полного или частичного освобождения налогоплательщиков от его уплаты.
Другим важным моментом, который не получил отражения в определениях, приведенных в монографической и учебной литературе, выданной в Украине и в России, является то, что в качествен налоговых льгот могут пониматься не все освобождения от налогообложения. Среди них есть такие, которые необходимы с точки зрения соблюдения нормативных требований налогообложения и его фундаментальных принципов. Они рассматриваются как неотъемлемый элемент (составная часть) механизма пересчета и взыскания налога. Вместе с тем льгота — это отклонение от нормативных требований, или (как на этом акцентируется внимание в словаре Ожегова) исключение из общих правил.
Учитывая сказанное, можно дать такое определение налоговой льготы — это предусмотренное и регламентированное нормами налогового законодательства (при наличии объекта налогообложения) отклонение от нормативных требований налогообложения, которое происходит в форме полного или частичного освобождения плательщиков налога от его уплаты с целью облегчения налогового бремени.
2. Виды налоговых льгот в Украине
Налоговые льготы, предусмотренные отечественным налоговым законодательством, рассматриваются в формах[8].
Необлагаемый налогами минимум объекта налога, предусматривает в условиях инфляционной экономики утверждение парламентом величины денежной суммы, кратной минимальной заработной плате, которая может автоматически увеличиваться в случае изменения минимальной зарплаты.
Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения ради интереса налогоплательщиками вопросами охраны природы, энергосбережения, ипотечного кредитования, благотворительности и т.п.
Освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, которое предусматривает увеличение реальных доходов отдельных категорий налогоплательщиков (инвалиды, малообеспеченные, ученики, студенты, аспиранты, ординаторы, адъюнкты, пострадавшие от следствий ЧАЭС и т.д.), требующих социальной защиты со стороны государства. Таким образом государство поддерживает таких плательщиков, избегая лишнего движения денежных средств в бюджет и назад к их плательщикам. Более того, снижается себестоимость налоговых поступлений и вероятность злоупотреблений с ними, как со стороны плательщиков, так и со стороны налоговых и социальных органов.
Снижение налоговых ставок, направленное на стимулирование государством отдельных видов финансово-хозяйственной деятельности, в которых наиболее проявляется его интерес. Так, нулевую ставку по налогу на добавленную стоимость применяют относительно операций по продаже товаров, вывезенные (экспортированные) налогоплательщиком за границы таможенной территории Украины.
Отчисление из налогового состава, предусматривает взыскание из налогового состава, осуществленное за определенный расчетный период.
Целевые налоговые льготы, предусматривают разные формы отсрочки взыскание налогов и собрания. В качестве примера — механизм использования налогового кредита[9].
Другие налоговые льготы, предоставляющие право, в частности, субъектам малого предпринимательства перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при условиях определенных Указом Президента «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства». В Украине снова рассматриваются вопросы внедрения налоговой амнистии относительно полученных соотечественниками в прошлом доходов, из которых не уплачены налоги. Такие мероприятия часто используют европейские государства, что позволяет обеспечить значительные дополнительные доходы в бюджет.
Кроме вышеупомянутой классификации налоговых льгот, существует еще следующее их деление на основе отнесения льгот на прибыль или затраты плательщика, влияния на элементы налогового механизма. Соответственно эти льготы делятся на три основные вида: изъятие, скидка, налоговый кредит.
Изъятие (отчисление) — вид налоговой льготы, при которой происходит изъятие отдельных составных частей из общей базы налогообложения с целью его уменьшения. Механизм предоставления такого вида льгот непосредственно проектируется на объект налогообложения. Подобные уменьшения можно классифицировать следующим образом[10].
· по видам плательщиков: полные (предоставляются всем плательщикам) или частичные (предоставляются определенным категориям плательщиков)
· по срокам действия: постоянные (которые действуют постоянно на протяжении продолжительного времени) или временные (которые действуют на протяжении определенного заранее, ограниченного периода)
· по видам объекта: имущественные (отчисление определенной части имущества, облагаемого налогами) и прибыльные отчисления (применяются к части прибыли плательщика)
· по видам деятельности.
Скидка — это вид налоговой льготы, которая уменьшает налоговую базу или сумму налога на определенные размеры. Величина этой скидки определяется суммой затрат плательщика, законодательно выводящейся из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную величину налоговой базы. Путем предоставления такого вида льгот государство стимулирует развитие приоритетных для общества направлений деятельности хозяйничающих субъектов. Выделяются такие виды скидок[11].
· лимитированные, размер которых прямо ограничен
· нелимитированные, при которых итоговая база налогообложения может уменьшаться на всю сумму затрат налогоплательщика.
Налоговый кредит — вид льгот, при котором освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленного для уплаты. По формам предоставления налоговые кредиты делятся на[12].
· снижение ставки налога
· сокращение налогооблагаемой суммы
· перенесение срока уплаты или уплата налога частями
· возвращение прежде уплаченного налога (части налога)
· зачисление прежде уплаченного налога в счет будущих платежей.
В Украине налоговый кредит применяется в виде перенесения срока уплаты налогового платежа субъекта хозяйствования в бюджет соответствующего уровня, предоставленного органом налоговой службы в форме кредитного соглашения, при условии использования налогоплательщиком освобожденных средств на законодательно определенные цели.
Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения соответствующих оснований для их применения и в период всего срока их действия самостоятельно, без предшествующего сообщения налоговых органов.
Налоговая политика Украины содержит мероприятия по стимулированию отечественного товаропроизводителя с целью повышения покупательного спроса и конкурентоспособности отдельных видов товаров посредством предоставления налогоплательщикам льгот и других преференций. Именно системой налоговых льгот государство реализует стимулирующую функцию налогов, исходя из общеобязательной конституционной обязанности платить налоги и сборы в порядке и размерах, установленных законом.
Стимулирующая функция налогов обнаруживается и в развитом рыночном отношении, поскольку возникает необходимость стимулирования повышения именно эффективности производства.
Как свидетельствует опыт западных стран, в условиях полного обеспечения спроса населения продуктами питания и предприятий сырьем отечественного производства, исключительно стимулирующая функция налогов обеспечивает ограничение производства.
Итак, фискальная и стимулирующая функции являются определяющими, а, кроме того, система налогообложения должна оказывать содействие формированию бюджета, но не быть производной от него. Именно на таких основах должна формироваться налоговая система и адекватный ей налоговый механизм.
Таким образом, система налоговых льгот выступает необходимой предпосылкой для активного использования всех налоговых инструментов с целью экономического и правового регулирования социальных процессов, стимулирование развития товаропроизводства и т.п. Виды, формы и размер налоговых льгот, предусмотренных действующим налоговым законодательством, определяются особенностями объектов и субъектов налогообложения, их значимостью для экономики государства, а также состоянием финансовой безопасности страны.
Заключительные выводы
Налоговые льготы — это инструменты налогового регулирования, которые закреплены в нормативных актах как исключения из общей схемы исчисления конкретного вида налога и касаются объекта, ставки или других составных частей налогообложения. Также налоговой льготой определяется освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины. Наиболее частый случай — это полное или частичное освобождение от налога.
Налоговые льготы являются альтернативой субсидий, дотаций и других отдельных инструментов льготного кредитования. Поэтому для внедрения налоговых льгот следует придерживаться системного подхода, который может обеспечивать связь всех этих инструментов в единый комплекс. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических или физических лиц во время выбора ними сферы деятельности, формы получения доходов.
Возможности применения налоговых льгот в Украине регламентируются соответствующими налоговыми законами. Правовое регулирование льгот осуществляется, во-первых, на уровне налоговых законов, которые устанавливают основные принципы предоставления льгот определенным категориям плательщиков, во-вторых, на уровне подзаконных актов, определяющих конкретные льготы для конкретных субъектов налогообложения.
В соответствии с действующим налоговым законодательством Украины предусмотренные следующие формы предоставления налоговых льгот: установление необлагаемого налогами минимума изъятие из налогообложения определенных элементов объекта налогообложения освобождение от налогообложения отдельных лиц или категорий налогоплательщиков уменьшение налоговых ставок применение целевых налоговых льгот, в т. ч. налоговых кредитов.
Основными видами налоговых льгот являются: освобождение, изъятие, скидки и налоговый кредит. Освобождение от налога — это законодательное определение конкретных физических и юридических лиц, освобожденных от уплаты определенных видов налогов. Изъятие — это исключения из налогооблагаемого дохода, то есть ситуация, когда отдельные виды доходов не учитываются для определения объекта налогообложения. Скидки — это форма налоговых льгот, связанные с затратами плательщика. Налоговый кредит — это вид льготы, объектом которой является исчисленная сумма налога, а не доходы или затраты плательщика. Этот вид льгот используется в формах: уменьшение налогового оклада, уменьшение ставки налога, отсрочки платежа, уменьшение налоговой ставки для части доходов и т.п.
Налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения соответствующих оснований для их применения и в период всего срока их действия самостоятельно, без предшествующего сообщения налоговых органов.
Литература
1. Про податок на додану вартість Закон України вiд 03.04. 1997 № 168/97-ВР (ред. вiд 04.06. 2008) // Відомості Верховної Ради, 1997, № 21. Ст.156.
2. Про оподаткування прибутку підприємств. Закон України вiд 28.12. 1994 № 334/94-вр (ред. вiд 04.06. 2008) // Відомості Верховної Ради 1995, № 4. Ст.28.
3. Стоян В.І. Удосконалення податкової системи України // Фінанси України, № 7, 2001, С.115-118.
4. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. — М. Соцэкгиз, 1962.
5. Попович В.М. Реформування податкової системи — підґрунтя для зміцнення дохідної частини держбюджету // Фінанси України, № 6, 2003, С.22-26
6. Загорський В.С. Благун І.Г. Принципи функціонування податкової системи ринкового типу // Фінанси України, № 10, 2003, С.92-99.
7. Соколовська А. Луніна І. — Визначення категорії «податкова пільга» та його практичне значення // Економіка України, 2005. С.21-30.
[1] Глухов В.В. Дольдз И.В. Налоги: Теория и практика. Учебное пособие. — СПб. «Специальная литература», 1996. с. 279.
[2] Соколовська А. Луніна І. — Визначення категорії «податкова пільга» та його практичне значення // Економіка України, 2005. С. 22.
[3] Алексеев М.Ю. Балакина А.П. Воронков В.А. Дадашев А.3. Демяшова О.П. Налоги: Словарь-справочник. М. 2000. С. 110.
[4] Гега П.Т. Доля Л.М. Основи податкового права. Навчальний посібник. — К. «Знання», 2003. С. 29-30.
[5] Кучерявенко Н.П. Налоговое право. Учебник. — Харків, «Консум», 1998. С. 178.
[6] Там само. С. 179.
[7] Соколовська А. Луніна І. — Визначення категорії «податкова пільга» та його практичне значення // Економіка України, 2005. С. 23.
[8] Берлач А.І. Податкове право України: Навч. пос. — К. України, 2006. С. 78-79.
[9] Бех Г.В. Дмитрик О.О. Кобильнік Д.А. Податкове право: Навч. посіб. — К. Юрінком Інтер, 2003. — С. 89-91.
[10] Гега П.Т. Доля Л.М. Основи податкового права. Навчальний посібник. — К. «Знання», 2003. С. 221.
[11] Соколовська А. Луніна І. — Визначення категорії «податкова пільга» та його практичне значення // Економіка України, 2005. С. 25.
[12] Мельник П.В. Розвиток податкової системи в перехідній економіці. – Ірпінь: Академія державної податкової служби України, 2001. С. 229.
Понятие и виды налоговых льгот в Украине
Чтобы скачать работу бесплатно нужно подписаться на нашу группу ВКонтакте! Просто подпишитесь, нажав на кнопку внизу .
Через несколько секунд после проверки подписки появится ссылка на продолжение загрузки работы.
РЕФ-Мастер - уникальная программа для самостоятельного написания рефератов, курсовых, контрольных и дипломных работ. При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы - Понятие и виды налоговых льгот в Украине.
10.11.2010/курсовая работа
Теоретические проблемы определения понятия налоговых правоотношений и их классификации. Юридическое и фактическое содержание налогового правоотношения. Правовой статус и классификация субъектов налоговых правоотношений. Объекты налоговых правоотношений.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!