Налоговые льготы рк
Экономические науки/3.Финансовые отношения.
Магистрант Сарсембаева Ж.Е.
Академия Экономики и права им. У.А. Джолдасбекова,
Талдыкурган, Казахстан
Формирование системы налоговых льгот в Республике Казахстан
«Налоговые льготы» - эта тема, которая всегда будет актуальна, так как льготы это важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер, направленный на смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Цель налоговых льгот-сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Проблема функционирования налоговых льгот в Казахстанской экономике стоит достаточно остро. Формирование системы налоговых льгот, как известно, является важной частью налоговой политики государства.
Государство нуждается в эффективных рычагах регулирования экономического роста и инвестиционной деятельности. Для обеспечения достаточного уровня инвестиционной активности необходима поддержка инвестиционных процессов на всех уровнях управления. Эта поддержка может осуществляться посредством предоставления и обеспечения гарантий и прав инвесторов, а также создания льготного режима инвестиционной деятельности, в том числе в налоговой сфере. Несмотря на широкое использование в налоговой теории и практике понятия «налоговые льготы» до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к определению и видовому содержанию налоговых льгот в отечественной и зарубежной практике отсутствует развернутая классификация видов налогового льготирования. В экономической литературе не уделяется должного внимания проблемам воздействия налоговых льгот на деятельность хозяйствующих субъектов.
Cовременное государство освобождает от налогообложения, как правило, представителей социально уязвимых слоев населения: ветеранов войны и труда, инвалидов, малолетних и престарелых иждивенцев, многодетные семьи, учащихся. С помощью налоговых льгот государство также реализует в своей налоговой политике стимулирующую функцию налогообложения, обращенную к инвесторам, к предпринимателям, занятым в приоритетных секторах экономики, к субъектам малого и среднего бизнеса и другим категориям активной части населения с целью привлечения их внимания и инвестиций в поощряемые государством сферы производства и общественно полезной деятельности (наука, образование, здравоохранение, культура, спорт).
Соответственно, каждая категория налогоплательщиков всегда стремится доказать государству необходимость предоставления им налоговых льгот в целях государственной защиты и поддержки именно их интересов.
В целом же у всего общества отношение к налоговым льготам всегда было и по-прежнему остается неоднозначным: от одобрения до осуждения. И отношение к налоговым льготам всегда формировалось под влиянием господствовавших в обществе идей и течений. В большинстве случаев у остальных людей льготы всегда ассоциировались с необоснованным освобождением от налоговых тягот и лишений власть имущих, в создании им сословных привилегий, преимуществ и предпочтений.
Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях. Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей. Второй- подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели. Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот. Часто создается целый ряд льгот, в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д), предоставление налоговых освобождений, выделение налоговых кредитов. Важно закрепить категорический запрет на предоставление индивидуальных налоговых льгот с тем, чтобы исключить законодательное закрепление дискриминации плательщиков Нормы налогового законодательства, определяющие основы, порядок и условия применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Не допускается устанавливать правовую основу для применения правовой льготы таким образом, чтобы этой налоговой льготой мог пользоваться только один налогоплательщик.
Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.
Льготное налогообложение остро ставит проблему заявительного характера налоговых льгот, который сводится к следующему обязан ли налогоплательщик заявлять о намерении использовать (или отказаться от использования) налоговую льготу, в какой форме должно быть это заявление и в какие сроки предоставлено в налоговые органы. Налоговые органы настаивают на исключительно заявительном характере предоставления налоговых льгот. Напротив, неиспользование льготы при составлении налоговой декларации за конкретный налоговый период рассматривается ими как отказ от ее использования в данном периоде. Однако, видимо, более обоснованно под отказом понимать активные действия налогоплательщика-путем подачи соответствующего заявления. При этом не учет льготы при составлении налоговой отчетности не должен означать отказ от использования налоговой льготы в соответствующем налоговом периоде Считаться отказавшимся от использования льготы или приостановившим ее использование налогоплательщик может только в том случае, если он подал в налоговый орган соответствующее заявление. При этом очень важным является следующее уточнение: правомерно отказавшийся от применения льготы налогоплательщик не вправе требовать возврата из бюджета уплаченной суммы налога или ее части. В современном государстве принципы юридического равенства всех перед налоговым законом и социальной справедливости предъявляют особые требования к критериям определения категорий налогоплательщиков-льготников, к характеру и видам налоговых льгот и к порядку их установления и предоставления.
П ланируется ввести некоторые налоговые льготы в отношении физических и юридических лиц. В частности есть намерения освободить от налогообложения доходов некоторые категории граждан. К ним относятся опекуны, попечители детей-инвалидов, а также лиц, которые получают социальные и именные государственные стипендии, учрежденные правительством и президентом. Такие меры необходимы для того, чтобы обеспечить социальную поддержку граждан указанных категорий. Кроме того, планируется обеспечить поддержку отечественных производителей и создать для них конкурентоспособные условия. Для этого планируется освободить от налогообложения деятельность по продаже отходов цветных и черных металлов и лома. Кроме того, снизятся ставки акциза на виноматериалы, которые реализуются для производства алкогольной продукции.
На территориях свободных экономических зон планируется ввести льготный порядок налогообложения. Также предусмотрены изменения ставок платы за размещение наружной рекламы вдоль автомобильных дорог. В частности теперь эти ставки будут снижены в три раза. Изменениями также предполагается исключение обязательство применения статьи 267 Налогового кодекса в отношении лиц и предприятий, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. Для того, чтобы упростить процедуру выполнения налоговых обязательств, законом предусматривается ряд норм по совершенствованию налогового администрирования.
Как правило, налоговые льготы должны быть обращены к действительно нуждающимся в них категориям налогоплательщиков. Налоговые льготы не должны создавать необоснованных привилегий для материально обеспеченных и социально благополучных слоев населения. Предоставление налоговых льгот не должно быть средством дискриминации налогоплательщиков. И тем более в государстве не должно быть никаких индивидуальных льгот для избранных.
Литератур:
1. аза стан Республикасыны аржы министрлігіні Салы Комитетіні м ліметтері // www. salyk. kz
3. Журнал «Налоги и финансы» 6 (55) июнь 2012г
Миннацэкономики РК оптимизировало налоговые льготы
При этом правительство рассчитывает на экономию более 200 млрд тенге
Фото: nalogikz.kz
- Правительством совместно с бизнес-сообществом, с учетом рекомендаций Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, завершена работа по ревизии действующих налоговых льгот и оценке их эффективности. По результатам проведенной ревизии налоговых льгот в законопроекте по налогообложению предлагается исключить льготы на сумму более 200 млрд тенге . - отметил в четверг, 16 октября, вице-министр национальной экономики РК Марат Кусаинов в ходе круглого стола Оптимизация налоговых льгот и повышение их эффективности в сенате.
При этом он отметил, что в первую очередь подлежали сокращению временные, индивидуальные льготы, а также льготы, противоречащие требованиям вступления в ВТО.
В частности, исключены такие льготы, как:
- уменьшение на 70% налога на землю в рамках специальных налоговых режимов для сельхозтоваропроизводителей
- освобождение от налога на имущество и землю для стратегических инвестиционных проектов
- льгота при передаче неработающих активов Банком развития Казахстана в Инвестиционный фонд Казахстана
- льготы по налогообложению дивидендов
- освобождение от КПН вознаграждения по финансовому лизингу
- временные льготы с конкретным сроком их завершения.
Сохранению же подлежат льготы, направленные на стимулирование инвестиционной деятельности, так как являются обоснованными и эффективными.
В Казахстане за последние 4 года, по данным Миннацэкономики, привлечено почти 50% от валового притока прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в страну за все годы независимости, а за годы реализации госпрограммы индустриально-инновационного развития в обрабатывающий сектор привлечено столько же ПИИ, сколько за все 16 лет до неё.
В текущем же году для привлечения инвестиций в Казахстан приняты нормы в Налоговый кодекс, предусматривающие стабильность налоговых ставок для инвестиционных контрактов на срок его действия, но не менее 10 лет с даты его заключения.
Бизнесмены, реализующие инвестиционные проекты, будут также освобождены от уплаты земельного, имущественного и корпоративного налога.
Отметим, что из всех 281 действующих в стране налоговых льгот 118 являются стандартными (то есть применяются и в других странах мира) и 163 - нестандартными. Ревизия проводилась именно по нестандартным налоговым льготам, среди которых 64 являются социальными, 67 - экономическими, 16 - внешнеэкономическими и еще 16 - инвестиционными.
В свою очередь, вице-министр финансов Ардак Тенгебаев отметил, что наличие льгот создает неравные условия для развития конкуренции.
- У субъектов бизнеса, которые имеют налоговые льготы, будет отсутствовать мотивация в совершенствовании технологии производства, так как они имеют большие конкурентные преимущества перед предпринимателями, у которых этих льгот нет&hellip Практика предоставления налоговых льгот приводит к дисбалансу экономических интересов, льготируемых и нельготируемых отраслей экономики, и льготы используются не как механизмы становления и развития бизнеса, что задумывалось изначально, а как легкий и при этом законный способ минимизации налогов . - сказал он.
Итоги ревизии налоговых льгот предусмотрены в проекте Закона О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения, который на сегодня находится на рассмотрении мажилиса.
Экономическая сущность налоговых льгот
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46,4 K], добавлен 15.01.2015
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73,8 K], добавлен 02.12.2010
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46,1 K], добавлен 26.02.2010
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.
дипломная работа [104,2 K], добавлен 19.04.2015
Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.
дипломная работа [343,5 K], добавлен 09.03.2015
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.
курсовая работа [33,7 K], добавлен 18.05.2011
Практика применения налоговых льгот в современных условиях хозяйствования РБ. Влияние льгот на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Управление льготированием в системе налогообложения с целью повышения его стимулирующей роли.
дипломная работа [590,0 K], добавлен 16.06.2013
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166,1 K], добавлен 05.12.2014
Общие условия применения налоговых льгот. Характерные признаки налогоплательщиков. Порядок исчисления налога на прибыль. Главные особенности налогообложения жилищно-коммунальных хозяйств. Основания полного освобождения от уплаты налога на имущество.
практическая работа [24,4 K], добавлен 21.09.2013
Порядок предоставления льгот для налогоплательщика, установленный Налоговым кодексом РФ. Признаки правовых льгот и их виды по субъектному составу. Сущность, назначение и основные элементы налога на игорный бизнес, порядок его исчисления и базовые ставки.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 13.11.2010
В Казахстане сократят налоговые льготы
Минэкономики РК определило налоговые льготы, подлежащие сокращению.
Министр бюджетного планирования и экономики Казахстана Ерболат Досаев во время обсуждения действующих в республике налоговых льгот с депутатами Сената заявил, что Министерство экономики определилось с налоговыми льготами, подлежащими сокращению в ближайшее время.
Сейчас в Казахстане действует 281 налоговая льгота. Первыми под сокращение попадут индивидуальные и временные льготы, а также льготы, противоречащие требованиям по вступлению Казахстана в ВТО. Поскольку в 2017 году в Казахстане предполагается введение всеобщего декларирования доходов, то будут сокращены и льготы, не соответствующие основам этого декларирования.
Законопроект о сокращении налоговых льгот планируется внести на рассмотрение парламента осенью текущего года. Будет пересмотрен ряд налоговых льгот, а также их реформирование. В частности, в отношении игорного бизнеса планируется заменить фиксированный налог учетом доходов и расходов в общем порядке.
Ерболат Досаев уточнил, что налоговые льготы распределяются на стандартные и нестандартные. И если стандартные льготы намерены сохранить, но нестандартные будут пересмотрены в первую очередь, так как они усложняют налоговое администрирование.
Подобные работы из Базы знаний:
Понятие и состав налоговой льготы. Виды льгот, предоставляемых государством населению страны: изъятия, вычеты, освобождения доходы, освобождаемые от налогообложения и зачеты налога. Льготы для населения по некоторым видам региональных и местных налогов.
курсовая работа [34.0 K], добавлена 07.03.2012
Доходы, не подлежащие налогообложению. Налоговые вычеты. Социальные налоговые вычеты. Профессиональные налоговые вычеты. Стандартные и частично профессиональные налоговые вычеты. Гражданско-правовой договор на оказание консультационных услуг.
контрольная работа [58.6 K], добавлена 11.09.2006
Понятие налогов и сборов: виды и функции налогообложения. Профессиональные вычеты и налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Особенности и принципы заполнения декларации по налогу на доходы физических лиц.
курсовая работа [59.0 K], добавлена 24.03.2013
Льготы по косвенным налогам. Лимитированная скидка и общая скидка, применяемая при исчислении налога на прибыль. Формы предоставления налоговых кредитов. Льготы, предоставляемые налогоплательщику с целью исчисления и уплаты налога на прибыль организаций.
курсовая работа [379.4 K], добавлена 09.12.2014
Права и обязанности налогоплательщиков и контролирующих налоговых органов. Налоговые правонарушения, условия привлечения и степень ответственности за них. Порядок расчета и уплаты предприятием налога на добавленную стоимость. Налоговые ставки и льготы.
контрольная работа [17.5 K], добавлена 01.07.2009
Обзор прав налогоплательщиков в соответствии с действующим законодательством, на примере конкретного плательщика налога. Случаи их нарушения. Обобщение льгот, представляемых плательщикам НДС. Налоговые льготы как фактор стимулирования предпринимательства.
контрольная работа [19.3 K], добавлена 22.03.2012
История возникновения налога на доходы физических лиц. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Налоговые ставки. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями. Декларирование доходов. Льготы при исчислении налога на доходы.
курсовая работа [52.5 K], добавлена 12.04.2006
Налоговая система, в ее обобщенном понимании. Главные элементы налоговой системы - система налогов и налоговый механизм. Административная система. Налогооблагаемый доход. Налоговые льготы. Амортизационные льготы.
реферат [18.3 K], добавлена 17.06.2007
Специальное и общее налоговое законодательство. Специфика нормативно-правовых актов о налогах и сборах. Соотношение актов налогового законодательства и иных законов, устанавливающих налоговые льготы.
курсовая работа [36.1 K], добавлена 11.01.2004
История налога на доходы физических лиц. Порядок уплаты налога, его плательщики, объект, налоговые ставки. Исчисление и уплата налога предпринимателями и налоговыми агентами. Льготы при исчислении налога и освобождение от него, налоговые вычеты.
курсовая работа [60.5 K], добавлена 04.08.2009
Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.
курсовая работа [127.3 K], добавлена 22.10.2009
Специфика и проблемы взаимодействия налоговых органов с органами государственной власти. Представление информации в налоговые органы. Налоговые льготы для органов государственной власти, методика расчета налога на имущество, пополнение бюджета.
курсовая работа [106.3 K], добавлена 03.01.2012
История возникновения налога. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц. Плательщики налога. Объект налогообложения. Налоговые ставки. Особенности исчисления и уплаты налога предпринимателями, налоговыми агентами. Декларирование доходов.
курсовая работа [61.9 K], добавлена 29.03.2003
Общая характеристика налоговых освобождений, предоставляемых физическим лицам законодательством о налогах и сборах. Льготы по налогу на добавленную стоимость. Освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Нулевая ставка НДС.
курсовая работа [30.8 K], добавлена 11.09.2006
Цель налоговых льгот, их социально-экономическое значение. Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия). Сумма НДС по реализованным товарам, начисленная в пользу бюджета. Определение налоговой суммы с доходов (прибыли) налогоплательщика.
курсовая работа [23.0 K], добавлена 23.12.2014
Акциз и таможенная пошлина. Нормы Таможенного кодекса РФ. Дифференцированные ставки налогов и сборов. Налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Акцизы и НДС.
реферат [11.8 K], добавлена 19.09.2006
Характеристика государственных пошлин. Единый сельскохозяйственный налог. Определение налогооблагаемой базы по налогу от фактической прибыли. Основные правила расчета налога на доходы физических лиц. Налоговые льготы при уплате государственной пошлины.
контрольная работа [46.3 K], добавлена 02.05.2015
Операции, освобождаемые от налогообложения акцизами. четкие правила по организации и ведению раздельного учета при налогообложении акцизами. Налоговые вычеты. Механизм расчета сумм акцизов, реально подлежащих уплате в бюджет.
контрольная работа [17.2 K], добавлена 11.09.2006
Структура и экономические характеристики налоговой системы РФ, методика исчисления налоговой нагрузки. Периодичность и сроки уплаты в бюджет НДС. Налоговые льготы и определение налоговой базы по единому социальному налогу. Расчет суммы акцизного сбора.
контрольная работа [25.3 K], добавлена 25.02.2011
Особые экономические зоны как инструмент налогового планирования. Международное налоговое планирование. Налоговые льготы и преимущества для резидентов. Применение механизма ускоренной амортизации. Основные преимущества и недостатки экономических зон.
курсовая работа [52.0 K], добавлена 18.06.2008
Другие работы из коллекции:
Реферат: Налогообложение в России
Содержание
Введение. 3
1. Понятия налогов. 4
1.1. Элементы налогов. 4
1.2. Функции налогов. 8
1.3. Классификация налогов. 10
2. Система налогов Российской Федерации. 13
2.1. Налоги, взимаемые на территории России. 13
2.2. Общие сведения об основных видах налогов. 14
2.3. Возможности минимизации налоговых платежей. 26
Приложения. 38
Приложение А. Субъекты налоговых правоотношений. 38
Приложение Б. Объекты налогообложения. 39
Приложение В. Классификация налогов. 40
Приложение Г. Налоги и сборы, установленные в Российской Федерации. 41
Приложение Д. Элементы налогов, взимаемых с физических лиц. 42
Приложение Е. Элементы налогов, взимаемых с предприятий и организаций. 43
Приложение Ж. Тарифы страховых взносов на социальные нужды. 44
Изучение налогов и Российского налогообложения — неотъемлемая составная часть современного экономического образования.
Налоги — необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.
Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги — это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.
Общие принципы построения налоговых систем воплощаются при их формировании через элементы налогов, которые включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.
Субъект налога, или налогоплательщик. Налогоплательщик — это то лицо (юридическое или физическое), на которое по закону возложена обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимании косвенных налогов. Если налог непереложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.
Субъекты налога и другие участники налоговых правоотношений изображены в Приложении А.
Объект налогообложения. Объектом налогообложения может быть действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают:
· имущество
· операции по реализации товаров (работ, услуг)
· стоимость реализованных товаров (работ, услуг)
· прибыль
· доход (в виде процентов и дивидендов)
· иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику (Приложение Б).
Нередко название налога вытекает из объекта налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником налога — валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источника уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.
Единица обложения. Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа по земельному налогу — сотая часть гектара, гектар по подоходному налогу — рубль.
Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выраженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база — это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Например, объектом обложения налогом на прибыль является прибыль предприятия, но налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются налоговым законодательством Российской Федерации.
Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.
Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка — это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В Российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.
Процентные ставки устанавливаются к стоимости объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.
Пропорциональные ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные Российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.
Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в Российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разделена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12 % вторая (от 50000 до 150000 руб.) — по ставке 20% третья (более 150000 руб.) — по ставке 30%.
Регрессивные ставки налогов уменьшаются с увеличением дохода. В Российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.
Налоговые ставки в России по федеральным налогам установлены по отдельным налогам второй частью Налогового кодекса РФ, а по большинству налогов — соответствующими федеральными законами. Ставки региональных и местных налогов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом ставки региональных и местных налогов могут быть установлены этими органами лишь в пределах, зафиксированных в соответствующем федеральном законе по каждому виду налогов.
Налоговые льготы. Это полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта налогообложения, освобожденная от налога.
Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшения ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.
Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру.
Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимания налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляет и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.
Взимание налога по декларации представляет собой изъятие части дохода после его получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации — официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение этого способа взимания налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников.
Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), при уплате акцизов.
Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемых по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.
Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из выполняемых налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.
Выделяют три важнейшие функции налогов:
1) фискальную (финансирование государственных расходов)
2) регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики)
3) социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).
Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.
Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.
Фискальная функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой системы любого государства. И это естественно, так как главное предназначение налога — образование государственного денежного фонда путем изъятия части доходов предприятий и граждан для создания материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций — обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создания и поддержания единой коммуникационной структуры.
Наиболее тесно связана с фискальной функцией налога его регулирующая, или распределительная, функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание малоимущих. В этом заключена социальная функция налогов.
Налоги оказывают существенное воздействие и на сам процесс воспроизводства. Здесь проявляется стимулирующая функция налогов. Ее практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок и льгот, налоговых вычетов и налоговых кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Немаловажное значение в реализации этой функции имеет и налоговая система сама по себе: вводя одни налоги и отменяя другие, государство стимулирует развитие определенных производств, регионов и отраслей одновременно сдерживая развитие других. С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, на структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала. При этом проявляется тесная связь стимулирующей функции налогов с распределительной.
С регулирующей и фискальной функциями тесно связана контрольная функция налогов. Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой — в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику.
Группировка налогов по разным классификационным признакам представлена в Приложении В. Классификация нужна для упорядочения знаний о различных видах налогов. Основными классификационными признаками являются: субъект налога объект налогообложения вид ставки способ обложения источник уплаты назначение принадлежность к уровням власти и управления право использования сумм налоговых поступлений возможность переложения.
Наиболее популярной является классификация налогов по принадлежности к уровням власти и управления: федеральные региональные местные.
Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 16 федеральных, 7 региональных и 4 местных (Приложение Г).
Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым законодательством и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов (но в пределах, определенных федеральным законодательством), налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.
В зависимости от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи с этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в Российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налоги на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владение и пользование доходами и имуществом.
Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т. е. в процессе движения доходов или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Субъектом налога в данном случае является продавец товара, выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.
Для государства косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства еще и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.
Согласно ст. 12 Кодекса предусмотрена трехуровневая система взимания налогов:
• федеральныеналоги и сборы
• налоги и сборы субъектов Российской Федерации (далее — региональные)
• местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России:
1. Налог на добавленную стоимость
2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья
3. Налог на прибыль (доход) организаций
4. Налог па доходы от капитала
5. Подоходный налог физических лиц
6. Взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
7. Таможенная пошлина и таможенные сборы
8. Государственная пошлина
9. Налог на пользование недрами
10. Налог па воспроизводство минерально-сырьевойбазы
11. Налог па дополнительный доход от добычи углеводородов
12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
14. Водный налог
15. Экологический налог
16. Федеральные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся:
1. Налог на имущество организаций
2. Налог на недвижимость
4. Транспортный налог
5. Налог с продаж
6. Налог на игорный бизнес
7. Региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги и сборы — это:
1. Земельный налог

2. Налог на имущество физических лиц
3. Налог на рекламу
4. Налог на наследование и дарение
5. Местные лицензионные сборы.
Входящие в систему налогов платежи можно условно разделить на группы по субъектам платежа. К ним относятся налоги с физических лиц, налоги с предприятий, смежные и социальные налоги.
Налоги с физических лиц. Элементы налогов, взимаемых с физических лиц, приведены в Приложении Д.
Подоходный налог с физических лиц взимается по всей территории страны и построен на резидентском принципе. Налогообложению подлежит доход, полученный в денежной и натуральной формах. Совокупный доход облагается налогом по единым ставкам, использующим метод сложной прогрессии. Учет налогооблагаемой базы производится по кассовому методу. Источники уплаты — начисленная оплата труда по всем основаниям, при этом предусматриваются разнообразные и многочисленные льготы. Расчет и взимание налога производятся по кумулятивной системе. Плательщик предоставляет декларацию о совокупном доходе за отчетный год.
Налог на наследование или дарение — местный налог. Его уплачивает новый собственник. Оценка имущества осуществляется на момент открытия наследства или заключения сделки дарения. Льготы по налогу есть в формах изъятий и налоговых кредитов. Не облагаются налогом: стоимость имущества, переходящего от одного супруга к другому стоимость домов и паев ЖСК. передаваемых между совместно проживающими липами наследство лиц. погибших при защите нашей Родины: жилые дома и транспортные средства, переходящие в порядке наследования инвалидам и др. Ставки налога зависят от степени родства наследников и дарополучателей. В России доля этого налога в доходах бюджета не достигает даже 1 %.
Налог на имущество физических лиц основывается на территориальном принципе. Налогообложению подлежит недвижимое имущество (дома, квартиры, дачи, пропорциональный, шедулярный. Обязанность исчислить налог возлагается на налоговые органы. Уплата налога производится два раза в год. От налога полностью освобождаются инвалиды, ветераны войны, лица, подвергшиеся радиации, военнослужащие и военные пенсионеры. Налог также не уплачивают пенсионеры, воины-интернационалисты и др.
Налоги с организаций.
Основными являются:
• налог на прибыль (доход) организаций

• НДС
• акцизы
• налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
• налог на имущество организаций.
Элементы некоторых видов налогов приведены в Приложении Е.
Налог на прибыль (доход) организаций - прямой, пропорциональный и регулирующий налог. Основное предназначение налога на прибыль - обеспечивание эффективности инвестиционных процессов, а также юридически обоснованное наращивание капитала хозяйствующих субъектов. Фискальная функция данного налога вторична.
Налог на прибыль занимает ведущее место среди доходных источников бюджетов после косвенных налогов. В период с 1994 по 1997 г. наблюдается тенденция к уменьшению его доли в доходах бюджета с 19,8 до 17,5 %. Объектом обложения этим налогом является «валовая прибыль», под которой понимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. По разным ставкам облагается прибыль (доходы): от основной деятельности (35 %) от посреднической деятельности (43 %) от капитала (дивиденды, проценты - 15%)от видеопоказа, видеопроката (70 %) от игрового бизнеса (90 %).
Система льгот по налогу на прибыль включает: инвестиционные (инновационные), социальные, благотворительные и другие виды льгот. Однако полный перечень льгот никакая организация использовать не может, ибо утвержден предельный размер налогооблагаемой прибыли при применении льгот. Так, льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без их учета, более чем на 50 %.
Общепринятая форма оплаты налога на прибыль предусматривает авансовые платежи. Однако организации могут перейти на ежемесячную уплату налога исходя из суммы фактической прибыли, полученной за предшествующий месяц.
Налог на прибыль исчисляется на основании годового бухгалтерского отчета не позднее 15 марта следующего за отчетным года. Уплата налоговых платежей производится в десятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета.
Существуют особенности налогообложения совместной деятельности (простое товарищество), некоммерческих организаций и фондов, субъектов малого бизнеса, крестьянских и фермерских хозяйств, банков и страховых фирм, а также иностранных юридических лиц.
Налог на добавленную стоимость — косвенный многоступенчатый налог, обложение которым охватывает товарооборот внутреннего рынка и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговых операций.
Данный налог играет наиболее существенную роль в составе и косвенных налогов, и доходных источников бюджета[1]. За период с 1994 по 1997 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 39,5 %. Налоговые платежи в 1999 г. распределились следующим образом: 85 % НДС поступает в федеральный бюджет, а 15 % — в бюджеты субъектов РФ.
Плательщиками НДС являются субъекты хозяйствования, производящие товары (работы, услуги), и сфера розничной торговли, общественного питания, аукционная торговля.
Объект налогообложения при уплате НДС — выручка от реализации. Существуют две ставки налога: стандартная (20 %) и пониженная (10 %). Расчетные ставки, применяемые к сумме реализованных ценностей, содержащей НДС, определяются следующим образом: 16,67% (20-100:120) и 9,09% (10 • 100: 110).
Имеется ряд особенностей формирования облагаемого НДС оборота с учетом применяемых цен, когда они больше или меньше фактической себестоимости, а также содержания финансово-хозяйственных операций (например, товарообменные операции, безвозмездная передача на сторону).
Освобождаются от обложения НДС продажа некоторых товаров, реализация работ и услуг и денежные взносы. В частности, это:
а) товары на экспорт, для пользования иностранными представительствами, продукция школьных столовых и детских учреждений, бюджетные научные исследования, конфискованное имущество, товары народных промыслов и др.
б) банковские, страховые и патентно-лицензионные операции, услуги пассажирского транспорта, ритуальные услуги, услуги вневедомственной охраны и др.
в) квартирная плата, пошлинные и лицензионные сборы, платные медицинские услуги, плата за содержание и обучение детей в кружках и секциях и др.
Для расчета НДС с 1 января 1997 г. в налоговое производство было введено применение счетов-фактур. Это приблизило отечественную практику налогообложения к инвойсному методу (методу зачета по счетам). При этом установлены достаточно жесткие требования, предъявляемые к оформлению счетов-фактур, для контроля за правильностью исчисления НДС (обязательные реквизиты, количество экземпляров, сроки оформления и доставки).
Методика формирования сумм налога такова: НДС для уплаты в бюджет равен НДС от покупателей минус НДС, уплаченный поставщикам. Условиями возмещения из бюджета уплаченных поставщикам сумм НДС являются:
1) документальное оформление операций (наличие счетов-фактур по установленной форме, выделение в них сумм НДС, регистрация счетов-фактур книгах покупок-продаж)
2) учет полученных от поставщиков ценностей (оприходование ценностей и отнесение их стоимости на издержки производства и обращения).
Существуют отраслевые особенности применения порядка ведения счетов фактур, а также особенности определения НДС в сфере внешнеэкономической деятельности.
Акцизы — вид косвенных налогов на ограниченный перечень товаров преимущественно массового потребления. В отличие от НДС акцизы уплачиваются один раз производителем подакцизного товара и фактически оплачиваются его потребителем. Акцизы выполняют двоякую роль: во-первых, они — один из важных источников дохода бюджета во-вторых, это средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Наблюдается устойчивая тенденция к росту сумм акцизных поступлений. Так, за период с 1994 по 1997 г. они увеличивались с 5,2 до 17,4 %.
Акцизом облагаются:
а) товары народного потребления (продукты, алкоголь, табачные изделия, драгоценности, золотые слитки, автомобили)
б) природно-минеральное сырье и продукты переработки (природный газ, нефть, уголь, бензин, ГСМ)
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!