Назначение льготной пенсии по педагогическому стажу
Педагогический стаж для пенсии
Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации (ред. от 28.12.2013) предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для педагогических работников в виде назначения досрочной трудовой пенсии по старости независимо от их возраста. К данной категории граждан относятся лица, которые работают в определенных должностях в учреждениях для детей и имеют педагогический стаж продолжительностью не менее 25 лет. Обязательным является условие, чтобы работа имела место именно в учреждениях для детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста.
В Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (ред. от 26.05.2009) утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. По данным Правилам при определении стажа, дающего право на досрочную пенсию, могут применяться нормы как действующего в настоящее время пенсионного законодательства, так и нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в период выполнения работником конкретной работы. В связи с этим, если стаж работы педагогического работника приходится на период до 1 ноября 1999 года, применяется Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, при подтверждении периода с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года - Список должностей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067. При этом, если работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, выполнялась до 1 сентября 2000 года, то данный период засчитывается в стаж независимо от выполнения работником норм рабочего времени в этот период. Если же после 1 сентября 2000 года – то только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
В педагогический стаж включаются:
- периоды трудовой деятельности в должностях и учреждениях, предусмотренных Списками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (ред. от 26.05.2009)
- периоды временной нетрудоспособности
- периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные
- период нахождения женщины в декретном отпуске по беременности и родам
- до 6 октября 1992 года период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Периоды учебы ни в педагогическом институте, ни в педагогическом училище в стаж для досрочной пенсии не включаются.
Существуют определенные льготы при исчислении педагогического стажа для назначения досрочной пенсии. В частности, периоды работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных школ и гимназий, а также периоды работы в должности учителя в сельских общеобразовательных школах включаются в специальный стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Директорам образовательных учреждений в льготный стаж засчитывается работа в указанной должности до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы, а с 1 сентября 2000 года только при условии ведения ими преподавательской работы в объеме не менее 6 часов в неделю. Что касается заместителей, то правом на пенсию ранее установленного возраста имеют заместители, деятельность которых связана с образовательным или воспитательным процессом.
Литература:
1. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2013).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2009).
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» (ред. от 01.02.2001).
4. Постановление Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет».
Назначение пенсий по возрасту на льготных условиях
Законом № 3668, вступившим в силу 01.10.2011 г. внесены изменения в законодательные акты, регулирующие вопросы назначения пенсий. В числе прочих изменения коснулись и назначения пенсий по возрасту на льготных условиях. Рассмотрим ответы на вопросы граждан, которые выходят на пенсию.
Повысился ли пенсионный возраст для женщин, работавших на Крайнем Севере, после вступления в силу Закона № 3668?
В соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан граждане, проработавшие не меньше 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не меньше 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, независимо от места их постоянного жительства на территории обоих государств имеют право на пенсию по старости (по возрасту):
При этом гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, один год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, засчитывается как 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Таким образом, женщинам, работавшим в районах Крайнего Севера или местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и в соответствии с Соглашением о гарантиях прав граждан имеющим (имевшим) право на назначение пенсии по достижении 50 лет, пенсии будут назначаться по достижении 50-летнего возраста и после вступления в силу Закона № 3668.
Женщина работает учителем в школе. В декабре 2011 г. ее педагогический стаж составит 25 лет. Будет ли она иметь право на оформление пенсии за выслугу лет как педагогический работник?
Законом № 3668 не отменены пенсии за выслугу лет. Их будут назначать и в дальнейшем.
Пенсию за выслугу лет назначают независимо от возраста. Условием для назначения такой пенсии является наличие специального стажа работы на должностях и в учреждениях не меньше 25 лет (п. е ст. 55 Закона о пенсионном обеспечении).
Перечнем № 909 определены, в частности, заведения и учреждения образования, должности, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет.
Размер пенсии определяется по нормам Закона о пенсионном страховании и зависит от страхового стажа, заработка каждого лица.
Согласно ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначают при уходе с работы, дающей право на эту пенсию .
Вместе с тем после освобождения от должностей, дающих право на такую пенсию, и назначения пенсии за выслугу лет лицо может работать на других должностях (получать и заработную плату, и пенсию в полном размере).
Однако Законом № 3668 внесены изменения в ст. 42 Закона о пенсионном страховании, которыми, в частности, предусмотрено, что пенсионеры, которым назначена пенсия за выслугу лет на условиях, предусмотренных Законом о пенсионном обеспечении, и которые не достигли возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, не имеют права на перерасчет (через каждые 2 года) с учетом страхового стажа, приобретенного после назначения пенсии (предыдущего перерасчета, если такой уже состоялся), и с учетом заработка за этот же период.
Кроме того, Законом № 3668 для таких лиц предусмотрена льгота. А именно: лицам, которые на день достижения пенсионного возраста . предусмотренного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, работали в заведениях и учреждениях государственной или коммунальной формы собственности на должностях, работа на которых дает право на назначение пенсии за выслугу лет, и имеют страховой стаж (для мужчин - 35 лет, для женщин - 30 лет) на таких должностях, а также если они до этого не получали какую-либо пенсию, то при назначении пенсии по возрасту выплачивается денежная помощь . не подлежащая налогообложению, в размере их десяти месячных пенсий по состоянию на день ее назначения.
Выплата указанной денежной помощи осуществляется за счет средств Госбюджета Украины.
Порядок исчисления стажа, дающего право на назначение денежной помощи, и механизм выплаты этой помощи устанавливает Кабинет Министров Украины.
В данном случае имеется в виду достижение женщинами повышенного пенсионного возраста (в том числе с учетом его постепенного повышения).
Следовательно, право на назначение пенсии за выслугу лет остается . однако педагогический работник должен все взвесить и принять правильное решение.
Женщине, работающей учителем в школе, 31.01.2012 г. исполнится 55 лет, а ее мужу, врачу районной больницы, в феврале 2012 г. исполнится 60 лет. В каком возрасте они будут иметь право на пенсию по возрасту?
Законом № 3668 внесены изменения в ст. 26 Закона о пенсионном страховании. В частности, пенсионный возраст женщинам, родившимся после 1 октября 1956 г. повышен. То есть новый пенсионный возраст женщины, родившейся 31 января 1957 г. - 55 лет 6 месяцев.
Таким образом, право на пенсию по возрасту она приобретет после 31.07.2012 г.
Что касается мужа (врача районной больницы), то по достижении 60-летнего возраста он будет иметь право на назначение пенсии по возрасту.
В случае если раньше ему не назначали никакую пенсию (за выслугу лет, по инвалидности и т. п.) и он на день достижения пенсионного возраста продолжает работать в заведении или учреждении государственной или коммунальной формы собственности на должности, работа на которой дает право на назначение пенсии за выслугу лет, и имеет страховой стаж на таких должностях не меньше 35 лет, то при назначении пенсии по возрасту ему будет выплачена денежная помощь, не подлежащая налогообложению, в размере десяти его месячных пенсий по состоянию на день ее назначения.
Следует отметить, что и женщина по достижении 55 лет 6 месяцев и при условии соблюдения всех вышеуказанных требований также приобретет право на денежную помощь. При этом как женщине ей необходимо иметь страховой стаж на таких должностях и в таких учреждениях не меньше 30 лет.
Женщина работает лаборантом в школе, получает пенсию за выслугу лет как учитель. Не уменьшится ли размер ее пенсии в связи с тем, что она будет продолжать работать и получать заработную плату?
Согласно ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении пенсии за выслугу лет назначают в случае ухода с работы, дающей право на эту пенсию.
Должность лаборанта общеобразовательных учебных заведений в Перечне № 909 отсутствует, то есть эта должность не дает право на пенсию за выслугу лет.
Поэтому в дальнейшем женщина будет иметь право работать на этой должности и получать пенсию в полном размере.
Мужчина в возрасте 58 лет работает врачом в районной больнице. Какой страховой стаж он должен иметь для получения пенсии по возрасту?
По нормам ст. 26 Закона о пенсионном страховании лица имеют право на назначение пенсии по возрасту по достижении 60 лет и при наличии страхового стажа не меньше 15 лет.
Вместе с тем в соответствии со ст. 28 этого Закона минимальный размер пенсии по возрасту на уровне определенного законом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, устанавливается, в частности, при наличии 35 лет страхового стажа для мужчин .
За каждый полный год страхового стажа свыше 35 лет для мужчин пенсия по возрасту увеличивается на 1% размера пенсии, исчисленной в соответствии со ст. 27 Закона о пенсионном страховании, но не более чем на 1% минимального размера пенсии по возрасту.
При наличии страхового стажа меньшей продолжительности, чем предусмотрено выше, пенсия по возрасту устанавливается в размере, пропорциональном страховому стажу, исходя из минимального размера пенсии по возрасту .
Галина Мастюгина . начальник отдела по вопросам назначения пенсий Пенсионного фонда Украины
Перечень использованных документов
Льготная пенсия по педагогическому стажу
Здравствуйте! В1998 году окончил педучилище и стал работать в школе, в 1990 году был призван в ряды С А на два года (1990-1992), сразу после демобилизации вернулся в школу и работаю до сих пор без перерыва, мой общий трудовой стаж 24 года и 7 месяцев (1998-2014). Входит ли в моём случае армия в педстаж? Могу ли я в 2014 году оформить льготную педагогическую пенсию?
пробуйте но скорее всего придется обращаться в суд что бы зачли льготный стаж 90-92 — цитата решения суда
, положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года №2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года №8-П и Определение от 5 ноября 2002 года №320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Из военного билета С. В.А. следует, что прохождение службы в Вооруженных Силах СССР имело место с 26 мая 1982 года по 14 июня 1985 года (л.д.10-11).
В указанный спорный период времени действовало утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
Период службы С. В.А. в рядах Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года . то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, период службы С. В.А. в рядах Советской Армии с 26 мая 1982 года по 14 июня 1985 года подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Отделом Пенсионного фонда РФ по Шарангскому району Нижегородской области С. В.А. в назначении льготной пенсии в связи с педагогической деятельностью было отказано. Суд находит данный отказ необоснованным.
Решая вопрос в части иска о времени назначения досрочной пенсии по старости, суд исходит из того, что вопрос о назначении пенсии носит заявительный характер. Как установлено в судебном заседании, Смирнов В.А. обратился в ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Шарангскому району Нижегородской области с вопросом о назначении ему пенсии ДД.ММ.ГГГГ. Стаж педагогической работы С. В.А. на день его обращения в Отдел Пенсионного фонда для назначения пенсии составлял 26 лет 01 месяц 09 дней, он складывается из установленного пенсионным фондом специального стажа — 23 года 00 месяцев 21 день и периода службы в рядах Советской Армии по призыву (с 26 мая 1982 года по 14 июня 1985 года) — 3 года 00 месяцев 18 дней, что более требуемого стажа — 25 лет и является достаточным для назначения ему льготной пенсии при зачете один день военной службы за один день работы. Досрочная пенсия в связи с осуществлением педагогической деятельности С. В.А. должная быть назначена с момента его обращения в ГУ Отдел Пенсионного фонда РФ по Шарангскому району Нижегородской области — т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования С. В.А. о зачете периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР с 26 мая 1982 года по 14 июня 1985 года в стаж работы, связанной с педагогической деятельностью, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.
WWW.SPRAVKOVED.RU
Пенсия по педагогическому стажу
Я работаю учителем в школе. Каким образом происходит начисление пенсии по педагогическому стажу?
Назначение трудовых пенсий регулирует Федеральный закон от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" :
Статья 7. Условия назначения трудовой пенсии по старости
1. Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
2. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
Пункт 1 Статьи 27 закона "О трудовых пенсиях в РФ" содержит перечень категорий работников, которым данный закон предусматривает досрочное назначение трудовых пенсий по старости . О педагогах речь идёт в пп. 19:
Статья 27. Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии
1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:
19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста
(пп. 19 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
То есть педагогам, педагогический стаж которых составляет 25 лет, в целях материального обеспечения, положена ежемесячная денежная выплата, или досрочное предоставление трудовой пенсии по старости.
Но есть ещё один важный момент. Существует утверждённый Правительством Российской Федерации Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждён постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781). И только работая в соответствии с данным Списком, можно рассчитывать на то, что годы труда зачтутся в педагогический стаж. Если педагог работал в учреждении, наименование которого не включено в Список должностей и учреждений, или его должность не предусмотрена Списком, то данный период работы не будет защитан в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.
Ссылка на Списки содержится в пункте 2 Статьи 27 закона "О трудовых пенсиях в РФ":
2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. (О чём и шла речь выше.)
Ответ на вопрос о начислении пенсии находим в том же законе "О трудовых пенсиях":
Статья 14. Размеры трудовых пенсий по старости (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т + Б . где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица ("статья 29.1" настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев)
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
как применять списки №1 и №2
(комментарий специалиста)
Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 “О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет” введены в действие с 1 января 1992 г. на территории Российской Федерации новые Списки № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991г. № 10.
Встречающиеся на практике ошибки в применении Списков № 1 и № 2 обусловлены не только их сложностью, многообразием видов производств и перечнем профессий и должностей, но и отсутствием у работников, связанных с назначением льготных пенсий, правовых навыков их толкования и применения.
Особенность перечня профессий (должностей) Списков № 1 и № 2 состоит в том, что их полное значение в ряде случаев определяется не только наименованием профессии (должности), но и точным указанием трудовой функции, производственной операции. Иногда трудовая функция зависит от непосредственной занятости работника в предусмотренных Списками технологических подразделениях производства: основном или вспомогательном.
Часто профессия работника определяется не только ее наименованием, но и указанием названия управляемых или обслуживаемых работником машин, механизмов, агрегатов, а также характера выполняемых на них работ.
Важным является также требования к тем профессиям или должностям, которые обусловлены местом (объектом), структурным подразделением работы, характеризующим условия производственной сферы.
Правильность назначения льготных пенсий зависит не только от анализа соответствующих разделов, подразделов Списков № 1 и № 2, но и умением правильно их толковать в сочетании с основными правилами применения льготного пенсионного обеспечения.
Следует иметь в виду, что основным документом для назначения льготных пенсий рабочим и служащим является трудовая книжка. Если в нее внесены все сведения о работе: полное наименование предприятия, учреждения, организации, цеха, участка или другого структурного подразделения профессии или должности дата приема, перевода и увольнения работника. То есть, если в трудовую книжку в соответствии с Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (для служащих в соответствии с наименованиями должностей, указанных в Единой номенклатуре должностей служащих или в соответствии со штатным расписанием и другими документами) внесены все сведения, которыми определяется право на льготное пенсионное обеспечение, то нет необходимости в выдаче предприятиями и организациями других документов.
Например: “ Принят завальщиком шихты в печи и вагранки плавильного отделения литейного участка механического завода” или “Переведен мастером кокильно-заливочного участка литейного цеха завода”.
В тех случаях, когда в трудовойкнижке нет всех необходимых сведений, администрация предприятия, организации выдает работнику уточняющую справку о характере выполняемой им работы, в которой указывается, на основании каких документов она выдана, при этом учитываются документы того периода, когда обратившийся за пенсией был занят на работах, предусмотренных Списками № 1 и № 2.
Например: за назначением льготной пенсии по Списку № 1 (разделXI, подраздел 3) обращается мастер термического цеха инструментального завода. В данном случае администрация завода должна подтвердить документами наличие в термическом цехе структурно обособленных подразделений, предусмотренных указанным подразделом, и занятость работника в этом подразделении.
Таким образом в стаж для назначения пенсий время работы, дающей право на льготы по Спискам № 1 и № 2, может включаться на основании документов о трудовом стаже, а в необходимых случаях - при условии подтверждения стажа уточняющими справками за подписью руководителя предприятия (организации), начальника отдела кадров, начальника отдела труда и заработной платы и председателя комитета профсоюза.
Руководители предприятий, организаций при выдаче уточняющих справок должны строго руководствоваться вышеуказанными Списками № 1 и № 2.
Предприятие (организация, гражданин) несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выданных для назначения и выплаты пенсии.
В случаях, когда содержащиеся в документах сведения неверны и на их основании произведена выплата пенсии, предприятие возмещает соответствующему органу социального обеспечения причиненный ущерб.
Назначение льготных пенсий как особого вида пенсионного обеспечения обусловлено не только своевременностью и правильностью назначения пенсионных льгот, но и осуществлением законного права работника на льготную пенсию. Представить работника к назначению льготной пенсии в соответствии со Списками № 1 и № 2 - значит, установить на основании имеющихся документов, полное соответствие между фактически выполняемой работой и работой, предусмотренной указанными списками.
Списки № 1 и № 2 составлены по видам производства, т.е. по производственному признаку. Поэтому необходимо определить производство, к которому относится выполняемая работа.
В некоторых случаях при рассмотрении вопроса о льготном пенсионном обеспечении так же требуется установить, в каком структурном подразделении занят работник. Льготные пенсии назначаются работникам только определенных профессий и должностей. Необходимо установить соответствуют ли наименования профессий рабочих и должностей руководителей и специалистов в их трудовых документах, тем которые предусмотрены в списках.
Большинству трудящихся льготные пенсии могут быть назначены только при вы полнении ими определенных работ или при занятости на работах с особыми условиями труда. Поэтому необходимо подтвердить характер выполняемой работы или условия труда, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, уточняющими справками на основании имеющихся документов.
Анализ необоснованных представлений со стороны администрации предприятий и организаций и незаконных назначений льготных пенсий показывает, что наибольшее количество ошибок допускается за счет неправильного подтверждения всех тех случаев особого характера работы или условий труда, которые предусмотрены Списками № 1 и № 2.
Так, например, представляют к назначению льготной пенсии по списку № 1 слесарей, электрослесарей, электромонтеров, как занятых полный рабочий день на подземных работах по добыче угля, руды и других полезных ископаемых, хотя отсутствуют документы о такой занятости.
Представляют и назначают льготные пенсии по списку № 1 машинистам кранов, огнеупорщикам и рабочим других профессий, хотя нет достаточных оснований, что они заняты, на горячих участках работ.
Представляют к назначению льготной пенсии по списку № 2 маляров, не имея документов об их работе с применением вредных веществ не ниже класса опасности.
Имеются случаи необоснованного представления к назначению льготных пенсий рабочих и мастеров, специализированных цехов и организаций, занятых на ремонте оборудования, хотя нет учета по отработанному времени в тех производствах, где они могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение.
За работу в неблагоприятных условиях труда могут предоставляться различные льготы и компенсации. К ним относятся:
дополнительный отпуск, повышенные тарифные ставки, сокращенный рабочий день, лечебно-профилактическое питание, молоко и другие.
Некоторые факторы условий труда положены в основу для предоставления льготного пенсионного обеспечения. Надо только знать, что не любая работа с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда дает право на льготное пенсионное обеспечение, а только та, которая предусмотрена списками № 1 и № 2.
В зависимости от того, воздействуют ли указанные выше факторы на работника, занятого в той или иной профессии или должности, списками определено его право на льготную пенсию по достижении определенного возраста, общего и специального стажа работы.
Занятость работника на работах, предусмотренных списками должна быть постоянной.
Как это следует понимать?
В тех случаях, когда списками предусмотрена профессия так как она значится а Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий, льготное пенсионное обеспечение рабочим в таких профессиях предоставляется без всяких дополнительных обоснований и уточняющих справок. При этом имеется в виду, что все они выполняют весь тот перечень работ, который предусмотрен для них тарифно-квалификационной характеристикой. К таким профессиям относятся горновые в доменном производстве, аспираторщики а производстве цемента, кварцедувы а производстве стекла и т.д.
Вопрос об отказе в назначении им льготной пенсии может возникнуть только в том случае, если органы социального обеспечения располагают документами о том, что эти работники выполняют работы рабочих других профессий, не перечисленные списками. Так, например, довольно часто возникает вопрос по кузнецам совхозов. Как кузнецу ручной ковки ему положена льготная пенсия по списку № 1 и нет необходимости доказывать, что он занят только на кузнечных работах. Но если в нарядах или других документах имеются данные о том, что кузнец выполняет слесарные работы, то льготная пенсия такому кузнецу не может быть назначена.
Другие работники могут быть заняты на выполнении определенных работ и только при соответствующем подтверждении на основании документов они могут представляться к назначению льготных пенсий, и им после проверки этих документов органами социальной защиты могут назначаться льготные пенсии.
Что же нужно подтвердить работникам при определении права на льготную пенсию по списку № 1 и № 2 Условия труда, в которых они работают (на горячих участках работ, на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих измерений, с ядовитыми и сильнодействующими веществами и т.д.)
особый характер работы (на подаче, уборке и перемещении металла, на варке флюсов, на пропитке, на зарядке аккумуляторов и т.д.)
место работы (в тоннелях, в подбункерных помещениях, у плавильных печей, у гальванических ванн и др.)
занятость на определенном оборудовании (на литейных машинах, штамповочных молотах, отжигательных печах, запарных аппаратах)
работах с определенными материалами, сырьем и топливом (цианистые растворы, медные порошки, сплавы, содержащие свинец, анилиновые красители)
занятость в определенных структурных подразделениях (котельные цехи, производственные участки, плавильные участки)
технологический процесс (на закалке и отжиге, на дроблении, измельчении и помоле ископаемых)
виды работ (на подаче материалов, на разделке лома, на приготовлении шихты)
виды продукции (разливка химической продукции, бумага для кинофотопромышленности, химическая продукция для отрасли химико-фармацевтической промышленности)
занятость на подземных работах
занятость на ремонте и обслуживании оборудования
абсолютные величины (телефонные станции емкостью 300 номеров и выше).
Вопрос усугубляется еще тем, что все первичные документы находятся на предприятии или в организации. Никто не может заранее сказать, какими документами располагает предприятие, поэтому бывает трудно что-либо посоветовать и помочь для правильного решения вопроса в подтверждении льготного стажа. В результате, часто бывают случаи отказов в назначении льготной пенсии при первичном рассмотрении и лишь при более внимательном подходе к этому вопросу, с участием более опытных работников, совместными усилиями находятся необходимые документы и трудящимся назначают положенные им льготные пенсии.
Таким образом, главная задача заключается в том, чтобы найти на предприятии или в организации именно тот документ или несколько документов, на основании которых можно подтвердить особый характер работы или условии труда, предусмотренные в списках.
Каждому ясно, что штатным расписанием невозможно подтвердить занятость работника на горячих участках работы, также как с помощью технологической инструкции нельзя сказать, в каком структурном подразделении занят работник.
С практической стороны лучше всего классифицировать документы по месту их нахождения, т.е. там где они создаются и, как правило, хранятся. Хотя в ряде случаев документы могут храниться и не в тех отделах или подразделениях, где они были созданы.
Необходимые документы могут находиться:
в отделе кадров (трудовая книжка, приказы, распоряжения, записки о приеме и увольнении)
в отделе организации труда и заработной платы (штатные расписания, штатная расстановка, тарифно-квалификационные справочники, должностные инструкции, данные по отпускам, сокращенному рабочему дню)
в отделе охраны труда (анализы условий труда, книги по учету инструктажа по технике безопасности, личные книжки по технике безопасности, данные о полученной спецодежде
в бухгалтерии и финансовом отделе (лицевые счета, расчетно-платежные ведомости, списки основных средств, путевые листы, лимитные карты по расходам основных и вспомогательных материалов, накладные на отпуск материалов)
в техническом отделе (чертежи, планировки цеха, планы горных работ)
В отделах главного механика, главного электрика, главного энергетика (приказы, распоряжения о закреплении за определенным оборудованием, графики проведения ремонтов, технические паспорта на оборудование, журналы осмотра оборудования)
в отделе главного технолога (технологические инструкции, регламенты, режимы работы)
в табельной (табель учета рабочего времени)
у руководителей подразделений - начальники цехов, участков, главный врач (графики работы, дежурств, журналы учета отработанного времени, журналы дозиметрического контроля, учет работы с ионизирующими источниками, приказы о создании бригады)
у мастеров (наряды, нормированные задания)
у бригадиров (журналы заданий, рабочие книги)
в лабораториях (журналы лабораторных анализов по условиям труда)
в диспетчерских (путевые листы) и т.д.
Необходимо также знать следующее:
Каждый документ должен иметь дату его издания или составления, поскольку занятость на определенных работах должна подтверждаться документами того периода, когда эти работы проводились. Так, например, если меднику необходимо подтвердить его занятость на лужении и пайке за 1960-1970 годы, то подтверждающие документы должны быть изданы в эти годы.
Не могут являться основанием для подтверждения характера работ и условий труда: свидетельские показания одного или группы работников, в том числе и должностных лиц, акты, составленные без ссылки на документы, имеющиеся на предприятиях и в организациях
справки должностных лиц без документальных обоснований.
В ряде случаев, когда на предприятиях и организациях не сохранились необходимые документы, но на протяжении ряда лет не менялась технология производства и оборудования, не изменялся характер работы и условия труда работников, для подтверждения стажа на льготную пенсию можно использовать документы, действующие на предприятии в данный период времени. Однако неизменность технологии, оборудования и т.д. требует дополнительного подтверждения. В этих случаях определить право оценки возможности принятия таких документов принадлежит органам социальной защиты.
Много затруднений в использовании документов связано со сроками их хранения. у Такие документы, как наряды, путевые листы, журналы (табели) спуска в шахту хранятся всего три года, тогда как имеющиеся в них данные могут понадобиться через десятки лет. Как быть в этом случае? Самое простое продлить их срок хранения на предприятии. Кроме того можно вести журнал учета отработанного времени или других данных из нарядов, табелей и т.д. необходимых для подтверждения стажа. Нужно только проследить, чтобы форма этих журналов утверждалась руководителем предприятия, велась ответственными лицами, с обеспечением контроля за достоверностью внесенных в журнал данных.
Следует учитывать, что все документы (их наличие, подлинность) должны проверяться работниками органов социальной защиты. Это обязывает лиц, ответственных за оформление пенсий на предприятиях и в организациях тщательно подходить к отбору необходимых документов.
Совет Министров РСФСР вышеуказанным постановлением от 2 октября 1991 г. № 517 обязал руководителей предприятий и организаций совместно с профсоюзными органами определить Перечень рабочих мест, наименования профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками № 1 и № 2 установлено льготное пенсионное обеспечение установить порядок в их ведении и хранении
систематически проводить работу по предварительной подготовке документов о трудовом стаже и заработку работников, которые в ближайшие два, три года, приобретают право на льготную пенсию.
Таким образом, все вопросы о подтверждении документами права на льготное пенсионное обеспечение работников с особым характером работы и условиями труда решаются только на предприятиях и в организации.
Только они располагают всеми документальными обоснованиями, необходимыми для назначения льготных пенсий.

Поэтому каждый трудящийся при возникновении вопросов о его праве на льготную пенсию, прежде чем обращаться в вышестоящие организации, должен получить исчерпывающие ответы у себя на предприятии, заводе, фабрике, поликлинике, стройке. Первейший долг администрации и профсоюзной организации помочь каждому работнику разобраться в этом трудном и сложном вопросе.
А долг работников органов социальной защиты населения усилить организационно-методическую работу по оказанию помощи предприятиям и организациям при решении вопросов льготного пенсионного обеспечения.
Е.Б.АНИКАНОВ,
Начальник отдела льготного пенсионного обеспечения Министерства социальной защиты РФ
Информация
Назначение пенсии на льготных условиях по списку №1, №2
Подробности Категория: Пенсионный фонд информирует Опубликовано 24.07.2013 04:38
Первое основание – это наличие по Списку № 1 стажа работы, дающего право на эту пенсию, для мужчин не менее 10 лет, а для женщин – не менее 7 лет 6 месяцев, а также наличие по Списку № 2 стажа работы, дающего право на эту пенсию, для мужчин не менее 12 лет 6 месяцев, а для женщин – не менее 10 лет. Трудовая пенсия по старости по Списку № 1 мужчинам в этом случае назначается досрочно в возрасте 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет, женщинам – в возрасте 45 лет при наличии страхового стажа не менее 15 лет, а по Списку № 2 мужчинам – в возрасте 55 лет при наличии страхового стажа не менее 25 лет и женщинам – в возрасте 50 лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет.
Второе основание – это наличие стажа на соответствующих видах работ по Спискам № 1 и № 2 в количестве, недостаточном для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в порядке, указанном выше, но превышающем половину стажа, требуемого абз. 1 подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях. В этом случае трудовая пенсия по старости в соответствии со Списками № 1 и № 2 может назначаться со снижением общеустановленного пенсионного возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ.
Так, в соответствии с абз. 2 подп. 1 и 2 п. 1 ст. 27 Закона о трудовых пенсиях трудовая пенсия по старости может назначаться со снижением возраста пропорционально отработанному стажу на соответствующих видах работ тем лицам, которые не выработали этого стажа в количестве, предусмотренном абз. 1 подп. 1 и 2 п. 1 указанной статьи, но имеют его не менее половины требуемого.
ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВА НА ДОСРОЧНУЮ ПЕНСИЮ
Обратите внимание!Наименование профессии рабочему должно устанавливаться в строгом соответствии с ЕТКС с учетом фактически выполняемой работы в конкретном производстве
В Списке № 1и №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список № 1) и Списке № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список № 2), утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, а также в Списках № 1 и 2, утв. постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, в соответствии с которыми досрочно назначается трудовая пенсия по старости, предусмотрены профессии и должности работников, а также рабочие, руководители и специалисты (независимо от наименования профессий и должностей) без указания дополнительных факторов, определяющих право застрахованного лица на досрочное пенсионное обеспечение.
Одним из условий, определяющих право работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со Списками № 1 и 2, является соответствие их профессий тем, которые предусмотрены в соответствующих разделах и подразделах этих Списков.
Основным документом, подтверждающим работу по профессии или должности, дающую право на досрочное пенсионное обеспечение, является трудовая книжка установленного образца, в которой содержатся сведения о наименовании профессии и должности работника, а также сведения о названии производства в виде одноименного цеха или его структурного подразделения.
В трудовую книжку работника на основании соответствующих приказов вносятся записи:
• о приеме на работу по профессии, специальности в определенное структурное подразделение (производство)
• о переводах на другую постоянную работу по другой профессии, специальности и (или) в другое структурное подразделение
• о присвоении нового разряда, об установлении второй и последующей профессий.
НА № 11‘2006Во всех перечисленных случаях, если работник имеет право на досрочное назначение пенсии, наименование профессии, специальности должно указываться в соответствии с ЕТКС.
Сведений о наименовании профессии или должности, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для подтверждения занятости работника на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий (факторов), определяющих право на указанную пенсию.
Сведений в трудовой книжке достаточно для подтверждения права на досрочное пенсионное обеспечение сталевара мартеновских печей в сталеплавильном производстве (Список № 1, разд. III, подразд. 2), для аспира-торщика в производстве цемента (Список № 1, разд. XIV, подразд. 1).
Обратите внимание! Для приобретения права на досрочную пенсию работник должен подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на работах по соответствующей профессии или в определенном производстве
В большинстве случаев право на пенсионные льготы устанавливается на основании критериев оценки занятости на работах, дающих такое право. Для приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на работах по профессии или должности, предусмотренной в указанных Списках, или постоянную занятость в течение полного рабочего дня в определенном производстве (для работников, которые указаны в Списках независимо от наименования профессии или должности). Для подтверждения этих сведений наряду с трудовой книжкой могут быть использованы и другие документы того периода, когда производились работы.
При подготовке справок, уточняющих продолжительность и характер работы, работодателю следует использовать следующие документы:
• штатное расписание
• трудовую книжку работника
• приказы по личному составу (о приеме на работу, о переводах на другую работу, об изменении условий труда, о присвоении разряда, о повышении квалификации, об увольнении и др.)
• лицевые счета и расчетно-платежные ведомости
• табель учета рабочего времени
• описание технологического процесса и иные документы, подтверждающие производственный характер работы (наряды, гигиенические сертификаты и др.)
• должностные инструкции и инструкции на рабочие места
• инструкции по охране труда и технике безопасности
• карты аттестации рабочих мест по условиям труда
• иные документы, подтверждающие характер выполняемой работы и постоянную занятость в течение полного рабочего дня на определенных видах работ.
Ст.специалист УПФ Мухоршибирского района Иванова И.В.
Список № 2 или как воспользоваться своим правом выйти на пенсию раньше
Поводом для написания этой статьи стали участившиеся случаи отказов управлений Пенсионного фонда назначать пенсию по так называемому списку № 2. Более детально остановимся на основание назначения пенсии, основных причинах отказа и способах восстановления своего права на пенсию.
– Закон Украины «Об пенсионном обеспечении»
– Приказ Министерства труда и социальной политики Украины № 383 от 18.11.2005 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях »
– Постановление Кабинета Министров Украины от 16 января 2003 года № 36 «Об утверждении Порядка применения, Списков № 1 и № 2 производств, работ и профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях »
– Постановление Кабинета Министров Украины от 12 августа 1993 года № 637 «Об утверждении Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней».
Условия назначения пенсии по списку 2
1. Правом получить пенсию по возрасту на льготных условиях (то бишь выйти на пенсию раньше ) наделены работники, который отработали полный рабочий день на работах с вредными и тяжелыми условиями труда – по списку № 2 и по результату аттестации рабочего места
– Мужчины, после 55 лет при наличии общего стажа не менее 25 лет из него не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах
– Женщины, после достижения 50 лет и при наличии общего стажа работы не менее 20 лет из него не менее 10 лет на указанных работах.
Основные причины отказа в назначении льготной пенсии по списку № 2
1. Работа одновременно на должности по списку № 2 и совместительство
Основанием для назначения пенсии на льготных условиях является наличие стажа работы полный рабочий день. Под определение полного рабочего дня следует понимать выполнение работ в условиях, предусмотренных Списками, в течении не меньше 80% рабочего времени, установленного для работников этого производства, профессии или должности, с учетом подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, связанных с выполнением работником его трудовых обязанностей.
Практика оформления пенсии при условии наличия совместительства практически всегда означает отказ в назначении пенсии так как предприятия очень редко дают подтверждающие документы. что работник работал 80 процентов своего времени на работах по списку № 2.
Вывод: если Вы знаете о факте Вашей работы по совместительству, то не обходимо предварительно проконсультироваться у юриста или адвоката. Юрист или адвокат сможет предупредить возможный отказ пенсионного фонда на этом основании. Если же отказ все же получен, то необходимо обращаться в суд для восстановления нарушенного права на получения пенсии.
2. Отсутствие данных об аттестации рабочего мести либо отсутствие аттестации вообще
Условием назначения пенсии на льготных условиях согласно положений статьи 13 Закона Украины «Об пенсионном обеспечении» для зачисления стажа, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определенного пятилетнего периода работы с вредными и тяжелыми условиями труда после 21.08.1992 года соответствующее право должно быть подтверждено результатами аттестации.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!