Налоговые льготы вычеты являются факультативным элементом любого налога
Вопрос 3 Факультативные элементы налоговой обязанности (правовой режим налоговых льгот)
Читайте также:
Налоговые льготы по правовому режиму являются факультативным элементом налогообложения, наличие которых в законе о налоге может и предусматриваться, и не предусматриваться.
Понятие налоговой льготы. В НК РФ (ст.56) впервые в налоговом законодательстве дано легальное определение налоговых льгот. Льготами по налогам и сборам признается предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Из указанного определения вытекают следующие квалифицирующие признаки налоговых льгот:
1. По своему содержанию налоговая льгота должна создавать преимущества одним категориям налогоплательщиков по сравнению с остальными налогоплательщиками в форме либо освобождения от уплаты налога, либо уплаты его в меньшем размере.
2. Налоговые льготы должны предусматриваться исключительно законодательством о налогах и сборах.
3. Налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, и по общему правилу, не могут носить индивидуальный характер.
Виды налоговых льгот. Прежнее налоговое законодательство содержало открытый перечень налоговых льгот. К таковым относились: необлагаемый минимум объекта налогообложения, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового оклада, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты и прочие налоговые льготы (ст.10 Закона ”Об основах налоговой системы в РФ”. Действующий НК РФ не содержит подобного перечня, хотя необходимость в таковом очевидна. Представляется, что налоговые льготы следует классифицировать, по крайней мере, по двум критериям: по порядку установления налоговых льгот и применительно к каждому необходимому элементу налогообложения.
В соответствии с первым критерием классификации можно выделить федеральные, региональные и местные налоговые льготы. Налоговые льготы по федеральным, региональным и местным налогам устанавливаются соответствующими представительными органами власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления. В соответствии с НК РФ на федеральном уровне законами РФ устанавливаются налоговые льготы по федеральным налогам. Представительные органы власти субъектов Федерации законом определяют налоговые льготы по региональным налогам. У нас - Закон Ярославской области от 24 февраля 1998 №2-з «Об условиях и порядке предоставления льгот по налогам и сборам. Аналогичными правами в отношении налоговых льгот по местным налогам наделены органы местного самоуправления.
Вторая из предлагаемых классификаций имеет также не сколько теоретическое, а сколько практическое значение в плане унификации терминологии по видам налоговых льгот и определения порядка использования каждого вида налоговых льгот. Например, если речь идет о вычетах и скидках, то они исчисляются применительно к базе налогообложения, если - об изъятиях, то - к объекту налогообложения и т.д. При этом следует учитывать, что в законах о налогах налоговые льготы зачастую объединяются по нескольким критериям, так, только льготным категориям налогоплательщиков предоставляются кратные необлагаемые минимумы по подоходному налогу. С учетом изложенного наша классификация налоговых льгот включает следующие:
1. Налоговые льготы по субъектному составу.
2. Налоговые льготы по объекту налогообложения - это изъятия из объекта обложения налогом.
3. Налоговые льготы по базе налогообложения - это необлагаемый минимум (налоговые скидки) и налоговые вычеты.
4. Налоговые льготы по ставкам налогообложения..
5. Налоговые льготы по порядку исчисления и уплаты налога.
Использование налоговых льгот.
1) Это право, а не обязанность налогоплательщика. Согласно НК РФ (ст.56) налоговые льготы применяются по усмотрению налогоплательщика.
2) Он вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Коль скоро налоговые льготы используются, а не предоставляются, то налогоплательщик вправе реализовать вышеназванные права, не сообщая о своем решении в налоговые органы, поскольку разрешения или согласия этих органов не требуется. Разъяснение Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 11.06.99 «О некоторых вопросах, связанных с введением ч.1 НК РФ» «сам факт неучета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении налоговой декларации за конкретный налоговый период не означает отказа от использования налоговой льготы в этом периоде.»
3) Порядок использования льготы зависит от порядка уплаты налога. В окладных налогах льгота используется в заявительном порядке. В неокладных налогах – самостоятельно налогоплательщиком при определении налоговой базы с учетом налоговых льгот. Конкретная процедура использования налоговой льготы устанавливается по отдельному налогу.
4) Бремя доказывания права на налоговую льготу возлагается на налогоплательщика. В НК РФ (ст.23) содержится обязанность налогоплательщика предоставлять в налоговые органы в установленном порядке налоговые декларации, а в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налога. К последним и следует отнести документы, подтверждающие право на налоговые льготы. Поэтому данная обязанность увязывается с возложением бремени доказывания права на налоговую льготу на налогоплательщика. Именно такой позиции придерживается судебная практика. Если налогоплательщик ни в период проверки, проводимой налоговым органом, ни в ходе судебного разбирательства не представляет соответствующие документы, подтверждающие, что льгота была использована правомерно, оснований для признания решений налоговых органов о взыскании финансовых санкций за необоснованное применение льготы недействительным не будет.
Заявительный характер налоговой льготы означает, что налоговые льготы предоставляются с момента предъявления названных документов в налоговые органы при исчислении ими налогового оклада или при наличии у налогоплательщика подтверждающих документов при самостоятельном исчислении налога. При этом указанные налоговые льготы, которые налогоплательщик не использовал, не подлежат переносу с прошлых налоговых периодов на будущие налоговые периоды. налога.
Вопрос 4. Сроки в налоговом праве .
Квалификация сроков в налоговом праве – это определение правовой природы срока, порядка его исчисления и правовых последствий пропуска срока.
1) По степени определенности сроков выделяются:
· определенные сроки, имеющие указание в законе на их начало и окончание (например, ст.113, 115 НК РФ)
· неопределенные сроки, которые могут исчисляться приблизительно по усмотрению субъекта правоприменительной деятельности.
Например, в соответствии с НК РФ (ст.40 п.2) налоговые органы при осуществлении контроля вправе проверять правильность применения цен по сделкам в пределах непродолжительного периода времени. Отнесение срока к непродолжительному периоду времени находится в компетенции налогового органа или суда.
2) По порядку установления сроков можно назвать следующие:
· императивные - сроки, установленные законом и не подлежат изменению субъектами налоговых отношений
· диспозитивные - это сроки, которые устанавливаются налоговыми органами (например, ст.69 п.4 НК РФ), соглашением сторон налогового правоотношения (например, ст.65,67,73,74 НК РФ), назначаемые судебными органами (например, ст.68 п.7 НК РФ) и самим налогоплательщиком(например, в отношении досрочного исполнения налоговой обязанности по ст.45 п.1 НК РФ).
3) В зависимости от полноты правовой информации о сроке различаем сроки:
· информация о которых в полном объеме содержится в законе и не требует привлечения дополнительных источников для уяснения смысла соответствующей нормы (например, ст.140, 113,115 НК РФ)
· информация о сроке, требует обращение к дополнительным источникам, т.е. статья закона носит отсылочный характер (например, ст80 п.6 НК РФ)
4) Назначение сроков в процессе реализации прав и обязанностей субъектов налоговых отношений предполагает следующее деление сроков:
· сроки осуществления налоговых прав
· сроки исполнения обязанностей
· давностные сроки.
Особый интерес для нас представляют давностные сроки. Они подразделяются на сроки исковой давности и пресекательные сроки. Срок исковой давности - это предоставленные законом управомоченному лицу сроки для защиты своего нарушенного права. Например, защищая свое право на возврат сумм излишне взысканного налога, налогоплательщик может обратиться в суд с заявлением в течение 3 лет со дня когда он узнал или должен был узнать о названном факте (ст.79 НК РФ). При пропуске срока по уважительной причине, он может быть восстановлен судом. Сроками исковой давности являются и сроки судебного взыскания недоимки, пени за счет имущества физического лица (ст.48 НК), срок давности взыскания налоговых санкций (ст.115 НК РФ).
В то время как пресекательные сроки - это сроки, отведенные уполномоченным государственным органам для выполнения действий, связанных с фискальной функцией государства. Например, срок давности привлечения к налоговой ответственности (ст.113 НК РФ). Пресекательные сроки восстановлению в случае их пропуска не подлежат. Однако законодатель допускает возможность приостановления таких сроков (см. ст.113 НК РФ)
4.5.Налоговые льготы
К факультативным элементам налогообложения относятся налоговые льготы Налоговая лъгота — это предоставленнаяналоговым законодательствомисключительная возможность смягчения налогового бремени для налогоплательщика
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии со статьей 56 Налогового кодекса нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивиду альногохарактера
Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства юридических и физических лиц и для
отсрочки или рассрочки платежа В последних двух случаях кредит налогоплательщику предоставляется либо бесплатно, либо на льготных условиях. Налогоплательщик может отказаться от использования льготы, приостановить ее использование на один налоговый период или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они разделяются на три вида: изъятия, скидки, налоговые кредиты.
Налоги и налогообложение
Обязательные и факультативные элементы налога
Как уже неоднократно подчеркивалось, налог — это сложная экономико-правовая категория, и как любая комплексная категория налог имеет свою логику построения, определяемую совокупностью взаимосвязанных между собой обязательных элементов. Такие элементы, по меткому выражению А. Козырина, раскрывают «анатомию» налога, его внутреннее строение.
Выделение самостоятельных элементов налога крайне необходимо для участников налоговых правоотношений, ведь именно эти элементы определяют конкретные характеристики любого налогового обязательства, а их законодательная формализация является непременным условием легитимности требования об уплате налога со стороны государства и существования адекватной обязанности налогоплательщика.
Непреходящее значение имеет тот факт, что обязательность формализации всех элементов налога ныне закреплена в Налоговом кодексе РФ. В ст. 3 НК сказано, что «при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения».
А в ст. 17 НК говорится, что налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:
Таким образом, следует совершенно однозначный вывод: только при определении всей совокупности обязательных элементов налогообложения обязанность налогоплательщика по уплате налога может считаться установленной. В противном случае при неопределении хотя бы одного обязательного элемента налог не может считаться установленным, следовательно, у налогоплательщика не возникает обязанности по уплате такого налога в соответствии с п. 1 ст. 23 НК, где сказано, что он обязан уплачивать лишь законно установленные налоги.
Группу обязательных элементов налогообложения отличает их универсальность и императивность. В силу последнего признака и объективного процесса совершенствования налогового законодательства состав обязательных элементов не остается неизменным. Так, в ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г. были определены следующие обязательные элементы: налогоплательщик (субъект налога) объект и источник налога единица налогообложения налоговая ставка срок уплаты бюджет или внебюджетный фонд, в который зачисляется налоговый оклад. Как видно, эти обязательные элементы по сравнению с действующими ныне имеют как сходства, так и достаточно существенные различия.
Группу обязательных элементов дополняет группа факультативных элементов, раскрытие которых при установлении налога не обязательно, а возможно. Соответственно отсутствие факультативных элементов не может приводить к ситуации, когда налог будет считаться неустановленным.
К факультативным элементам следует отнести:
Каждый налог характеризуется своей совокупностью этих факультативных элементов, которые дополняют обязательные элементы, позволяя тем самым лучше раскрыть внутреннее устройство налога и сделать его более понятным для налогоплательщиков.
Следует заметить, что и эти две группы не исчерпывают всего многообразия элементов налога. Есть еще третья группа элементов, которые условно можно назвать вспомогательными. Они не являются ни обязательными, ни факультативными при установлении налога, но в той или иной форме применяются при разработке конструкции налога и, что самое главное, используются при установлении налогового обязательства налогоплательщика. Они чаще всего приводятся в законодательном акте, но без терминологии, характеризующей данные элементы. По всей видимости, это делается для того, чтобы вспомогательные элементы не усложняли восприятие налога, не отодвигали на задний план и не затушевывали обязательные (основные) элементы.
К вспомогательным надо отнести следующие элементы:
В каждой стране наблюдаются свои особенности наполнения данных групп элементов. Поэтому логичным, по нашему мнению, будет утверждение, что источником формирования различных групп элементов является совокупность универсальных элементов, разработанных мировой теорией и практикой налогообложения. Именно в своей совокупности все эти три группы элементов раскрывают в полной мере внутреннее устройство налога и раскрывают структуру налогового обязательства.
Заметим, что взаимосвязь различных элементов определяется также тем, что каждый элемент из данных трех групп несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для упрощения налогового процесса. Кроме того, игнорирование законодателем каких-либо элементов может существенно затруднить формализацию процедуры определения налогового обязательства и усложнить процесс налогового администрирования, поэтому в идеале любой налоговый закон должен содержать всю совокупность универсальных элементов налогообложения.
Разберем элементы налога. Особое внимание обратим на трактовку обязательных элементов, так как в соответствии с п. 3 ст. 11 НК эти понятия следует использовать только в тех значениях, которые определены в соответствующих статьях Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщик (субъект налога) — обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Точная трактовка ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Носитель налога — вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель — это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении — в основном разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога — разные лица, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Итак, обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике. Кодекс запрещает использование различного рода налоговых оговорок, в соответствии с которыми она перекладывается на иное лицо. Например, в НДФЛ работодатель (налоговый агент) не имеет права принимать на себя обязанности по несению расходов, связанных с уплатой НДФЛ за своего работника (налогоплательщика).
Предмет налогообложения — вспомогательный элемент, характеризующий имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридически значимые действия, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий. Налоговые обязательства возникают при определенном юридическом состоянии субъекта к предмету налогообложения.
Например, земельный участок является предметом, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности субъекта на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства. Нередко название налога формулируется исходя из предмета налогообложения, например: земельный налог, транспортный налог, налог на имущество и т.д.
Объект налогообложения — обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обуславливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридическому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или события, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д. Крайне важным положением является то, что каждый налог имеет свой самостоятельный объект налогообложения.
Прежняя законодательная трактовка объекта, формулируя предмет налогообложения и единственное юридическое состояние — наличие его у налогоплательщика, выглядела не совсем удачной. Но изменения, внесенные с 1 января 2007 г. формулирующие объект налогообложения как некое обстоятельство, а не объект, как было ранее, все более приближают нас к адекватной формулировке. Итак, сейчас в соответствии с п. 1 ст. 38 НК «объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».
Масштаб налога — вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды, при использовании физической характеристики — крепость напитков, характеристика бензина.
Единица налога — вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости — 1 руб. при обложении транспортных средств — 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли — 1 га, при обложении напитков — 1 л, при обложении бензина — 1 т.
Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу. Налоговая база — обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, это только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к ней применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, например, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частности, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложения на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК, по нашему мнению, дается не совсем полное определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». В ней не показана привязка к налоговой ставке.
Для обеспечения временной определенности размера налогового обязательства устанавливается в обязательном порядке налоговый период, состоящий, в свою очередь, из одного или нескольких отчетных периодов.
Налоговый период — обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства. В ст. 55 НК дается вполне удовлетворительная трактовка этого понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».
Отчетный период — факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых — различаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).
Исчисление налогового обязательства немыслимо без определения налоговой ставки, или, как ее еще характеризуют, нормы налогового обложения. Налоговая ставка — обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу налогообложения. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодексом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно- правовыми актами органов местного самоуправления.
Порядок исчисления налога — обязательный элемент, характеризующий методику исчисления налогового оклада. Есть две основные методики исчисления, встречающиеся в Российской практике: некумулятивная (обложение налоговой базы предусматривается по частям) и кумулятивная (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала налогового периода с определением итоговой суммы по его окончанию). В свою очередь, эти методики представляют собой совокупность законодательно установленных приемов и способов расчета налогового оклада.
Прием — это формализованное действие (формула), связывающее определенным законом образом налоговую базу, налоговую ставку и налоговые льготы с результатом исчисления (налоговым окладом). Кто и каким образом реализует установленные приемы, устанавливается в соответствующем способе исчисления: «по декларации», «у источника» и «по кадастру». Наиболее распространен способ самостоятельного исчисления налогового оклада — по декларации. Его превалирование подтверждается ст. 52 НК, где дается законодательное определение порядка исчисления налога: «Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот».
Налоговая льгота — факультативный элемент, характеризующий предоставление налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков (плательщикам сборов) исключительных преимуществ, включая возможность не уплачивать налог (сбор) или уплачивать в меньшем размере, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика (плательщика сбора). Подробнее данный элемент будет разобран в следующем параграфе. Здесь лишь заметим, что налоговые льготы могут уменьшать налоговую базу, налоговую ставку, налоговый оклад и производить отсрочку или рассрочку уплаты налога.
Налоговый оклад — вспомогательный элемент, характеризующий сумму налога, причитающуюся к уплате налогоплательщиком с одного объекта налогообложения.
Порядок и сроки уплаты налога — обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безналичной формах.
Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:
При расчете налоговой базы налоговым органом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам: транспортному (для физических лиц), земельному, на имущество физических лиц.
Конкретный порядок и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным — Налоговым кодексом РФ, по региональным — законами субъектов РФ, по местным — нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.
Со срочностью налоговых платежей тесно связано понятие недоимки — суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции в виде пени. Данные понятия крайне важны для всех сторон налоговых правоотношений, но при этом возникает вопрос: являются ли они элементами налога? Думается, что к самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.
Источник налога — факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.
Получатель налога — факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.
Дипломная. Налоговые льготы и порядок их применения в России и зарубежом. 2014 54%
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
ВВЕДЕНИЕ
Построение рациональной налоговой системы с целью интеграции в мировое сообщество является одной из актуальных и важных проблем государственного регулирования. Нельзя забывать, что одна из основных функций налогов - стимулирующая. Поэтому в настоящем исследовании поставлена проблема разграничения понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция», посредством которых и реализуется стимулирующая функция налогов.
Важнейшим инструментом участия государства в регулировании и поддержке отраслей народного хозяйства является система налогообложения. Применяя систему налоговых льгот и санкций, государство целенаправленно воздействует на процессы структурно-технологической перестройки реального сектора экономики. Налоговая политика в современных условиях призвана стимулировать инвестиционное и инновационное развитие Российской экономики.
Для оценки целесообразности применения тех или иных льгот необходимо введение критерия эффективности налоговых льгот. Налоговые льготы эффективны, если их предоставление организациям:
-способствует достижению поставленных макроэкономических задач, вытекающих из конкретной социально-экономической и политической ситуации в России
-приводит к увеличению объемов инвестиций, выпуску прогрессивной и конкурентоспособной продукции
-способствует улучшению социально-экономической ситуации в организациях и в регионе.
Чтобы достичь этой цели, необходимо задействовать налоговые механизмы, с одной стороны, стимулирования модернизации Российской экономики, с другой - пресечения пока еще многочисленных возможностей ухода от налогообложения. В первую очередь необходимо создать экономические условия для ускорения инвестиционных и инновационных процессов в Российской экономике, повышения заинтересованности Российского товаропроизводителя в обновлении производственного потенциала. Для этого требуются эффективные инструменты налогового регулирования и стимулирования. Необходимо, чтобы налоговый режим целенаправленно и активно побуждал налогоплательщика энергично проводить модернизацию и обновление производства. Эффективность применения в налоговой политике той или иной формы стимулирования зависит, правда, и от условий, на которых данная поддержка предоставляется, и от уровня сознательности налогоплательщиков и их готовности направить дополнительно полученные финансовые ресурсы именно на инновационные или иные определенные государством цели.
Актуальность дипломной работы обусловлена недостаточной изученностью механизма применения и реформирования института налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации.
Целью дипломной работы является изучение особенностей применения налоговых льгот в Российской Федерации, а также в некоторых зарубежных странах.
Предметом дипломной работы является совокупность теоретических и практических аспектов механизма применения налоговых льгот в налоговой системе Российской Федерации.
Объектом дипломной работы являются налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации.
Задачами дипломной работы является:
- рассмотрение теоретических основ применения налоговых льгот в налоговых системах России и зарубежных стран
- исследование роли налоговых льгот в стимулировании деятельности малого бизнеса
- изучение роли и значения налоговых льгот в зарубежных странах
- анализ механизма применения налоговых льгот в России и зарубежных странах
- изучение механизма применения налоговых льгот для предприятий и их влияние на экономическое развитие России
- исследование направления совершенствования применения налоговых льгот в Российской Федерации.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе дипломной работы исследуются основные теоретические вопросы применения налоговых льгот в Российской Федерации и зарубежных странах. Кроме того, в данной главе представлена классификация налоговых льгот.
Во второй главе анализируется порядок и условия предоставления налоговых льгот как в Российской Федерации, так и развитых странах мира, таких как США, Великобритания, Германия и Канада.
В третьей главе исследуются основные пути развития рационального использования налоговых льгот.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев А.А. «О порядке применения налоговых льгот на примере налоговых льгот по налогу на прибыль организаций ». «Налоги», М. 2012.
2. Баландина А.С. Анализ теоретических аспектов налоговых льгот и налоговых преференций. М. 2013.
3. Барулин С.В. Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики / /Финансы. – 2013.
4. Глухов В.В. Дольдэ И.В. Налоги: Теория и практика: Учебное пособие. - СПб. Спец. литер.,2011.
5. Гриценко В.В. Налоговые льготы как институт налогового права РФ // Финансовое право. 2009.
6. Дуканич Л. Налоги и налогообложение. Ростов-на-Дону. ФЕНИКС. 2009.
7. Дымченко В.И. Правовое значение налоговых льгот // Журнал Российского права. 2012. №4-5.
8. Калаков Р. Н. О налоговых льготах и преференциях / Р. Н. Калаков // Международный бухгалтерский учет.- 2013.
9. Калаков Р.Н. Практика предоставления налоговых льгот в зарубежных странах. М. 2013.
10. Кучерявенко Н.П. Налоговые льготы. Основы налогового права. Учебное пособие. Харьков: Легас, 2012.
11. Майданская А.Н. Налоговые льготы как инструмент финансового регулирования малого предпринимательства: региональный аспект. Нижневартовский экономико-правовой институт филиал ТюмГУ, г. Нижневартовск, 2012.
12. Малинина Т. А. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и Российская практика / Т. А. Малинина. - М. Ин-т Гайдара, 2013.
13. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М. Закон и право, ЮНИТИ, 2012.
14. Налоговый кодекс Российской Федерации в последней редакции . М. 2013.
15. Николаев И. Шульга И. Экономика льгот. Статья 2 // Общество и экономика. 2012. № 10.

16. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годы.
17. Павленко С. П. Правовая природа вычетов и освобождений по налогу на доходы физических лиц / С. П. Павленко // Налоги и налогообложение.- 2013.
18. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому праву России. – М. 2011.
19. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.-5-е изд. перераб. и доп.-М. 2009.
20. Тумаева Н. Е. Исследование влияния налоговых льгот и освобождений на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов и качество жизни населения. М. 2014.
21. Тютюрюков Н.Н. Тернопольская Г.Б. Тютюрюков В.Н. Налоговые льготы и преференции: цель - одна, а механизм - разный // Налоговая политика и практика. 2009. № 10 82 . Октябрь.
22. http://mosi .ru /ru/conf/articles/problemy-ocenki-socialno-ekonomicheskoy-effektivnosti-nalogovyh-lgot
Подобные работы из Базы знаний:
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46.1 K], добавлена 26.02.2010
Понятие, классификация и виды налоговых льгот. Значимость льгот для налоговой системы РФ. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Оценка эффективности применения инвестиционных налоговых льгот.
курсовая работа [46.4 K], добавлена 15.01.2015
Понятие, классификация, виды налоговых льгот. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ. Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования. Проблемы применения льгот по НДС. Порядок исчисления льгот.
курсовая работа [73.8 K], добавлена 02.12.2010
Понятие налоговых льгот и вычетов. Оценка налогового бремени и его влияния на благосостояние налогоплательщиков. Инвестиционная льгота как способ стимулирования экономической активности. Система инвестиционных налоговых льгот в зарубежных странах.
дипломная работа [104.2 K], добавлена 19.04.2015
Направления совершенствования механизма налогового стимулирования. Обязательные виды учета и отчетности налогообложения. Определение природы налоговой льготы и вычета, их роли, порядка предоставления на современном этапе развития налоговой системы.
курсовая работа [271.5 K], добавлена 12.09.2014
Порядок предоставления льгот для налогоплательщика, установленный Налоговым кодексом РФ. Признаки правовых льгот и их виды по субъектному составу. Сущность, назначение и основные элементы налога на игорный бизнес, порядок его исчисления и базовые ставки.
контрольная работа [22.5 K], добавлена 13.11.2010
Инвентаризация налоговых льгот, направленных на поддержку инвестиций, предусмотренных федеральным и региональным законодательством. Выявление льгот, которые будут наиболее востребованы в целях модернизации производства и поддержки инвестиций организаций.
дипломная работа [343.5 K], добавлена 09.03.2015
Типы и порядок применения стандартных налоговых вычетов. Особенности применения стандартных налоговых вычетов в настоящее время. Влияние увеличения стандартного налогового вычета по НДФЛ на благосостояние низкооплачиваемых категорий работников.
курсовая работа [35.9 K], добавлена 07.05.2011
Суть налоговых льгот, которые представляют собой один из основных инструментов налоговой политики, способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Изъятия, скидки, налоговые кредиты. Категории граждан, пользующихся налоговыми льготами.
курсовая работа [33.7 K], добавлена 18.05.2011
Понятие, способы выражения, классификация и назначение налоговых льгот. Основные задачи налогового планирования. Варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих льгот по начислению налогов.
контрольная работа [14.4 K], добавлена 26.01.2009
Налоговые льготы как инструмент налогового стимулирования модернизации экономики. Их сущность и группы: (инвестиционные, на поддержку и развитие бизнеса, социальные освобождения, скидки и кредиты). Инвентаризация льгот по региональным и местным налогам.
курсовая работа [166.1 K], добавлена 05.12.2014
Экономическое содержание налоговых льгот. Практика использования инвестиционных налоговых скидок и кредитов. Амортизационные отчисления как источник собственных ресурсов организаций. Роль специальных налоговых режимов в развитии национального хозяйства.
реферат [22.3 K], добавлена 25.12.2014
Основные понятие и функции налоговых льгот и льготного налогообложения в Российской Федерации. Порядок и условия предоставления льготного налогообложения. Проблема и эффективность применения специальных налоговых режимов на примере ООО Аризон.
курсовая работа [410.5 K], добавлена 19.03.2015
Право плательщиков на получение социальных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога с физических лиц. Анализ особенностей определения размера налоговой базы подоходного налога. Исследование видов расходов, на которые предоставляется вычет.
статья [35.7 K], добавлена 17.03.2013
Практика применения налоговых льгот в современных условиях хозяйствования РБ. Влияние льгот на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации. Управление льготированием в системе налогообложения с целью повышения его стимулирующей роли.
дипломная работа [590.0 K], добавлена 16.06.2013
Особенности налогового риска предпринимателя, который связан с возможными изменениями налоговой политики (появление новых налогов, ликвидация или сокращение налоговых льгот), а также с изменением величины налоговых ставок. Управление налоговыми рисками.
контрольная работа [22.0 K], добавлена 22.10.2010
Понятие, признаки и применение льгот, характеристика их функций. Особенности системы предоставления социальных выплат и льгот в России. Экономический смысл, причина и задачи проведения реформы по монетизации льгот, анализ ее реализации и результатов.
курсовая работа [49.5 K], добавлена 22.12.2010
Территория применения льгот и категории плательщиков в соответствии с Декретом Президента РБ N 6. Виды предоставляемых льгот, период и условия их применения. Особенности льготирования в части прибыли, применения освобождения от налога на недвижимость.
реферат [143.9 K], добавлена 17.02.2013
Цель налоговых льгот, их социально-экономическое значение. Освобождение от уплаты налога (налоговая привилегия). Сумма НДС по реализованным товарам, начисленная в пользу бюджета. Определение налоговой суммы с доходов (прибыли) налогоплательщика.
курсовая работа [23.0 K], добавлена 23.12.2014
Особенности местного налогообложения, связанного с исчислением и взиманием земельного налога и налога на имущество физических лиц. Экономическая сущность и значение налогов. Понятие налоговой системы страны. Сущность налоговых льгот, категории льготников.
курсовая работа [41.7 K], добавлена 13.02.2010
Другие работы из коллекции:
Налоговые льготы: теория и практика применения
68 стр.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНСТИТУТ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6
1.1 Налоговые льготы – общая характеристика понятия 6
1.2. Налоговые льготы: отличительные признаки и принципы установления……………………………………………………………………11
1.3. Налоговая льгота как элемент правового статуса налогоплательщика 17
2. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ: ПРАКТИКА И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ 27
2.1. Налоговые льготы в действующей системе налогообложения 27
2.2. Анализ проблем правового регулирования налоговых льгот на современном этапе и предложения совершенствования 34
2.3. Проблема разграничения понятий «налоговая льгота» и «налоговая преференция», посредством которых и реализуется стимулирующая функция налогов 37
3. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ 41
3.1. Налоговые льготы как инструмент стимулирования инвестиционной деятельности предприятий 41
3.2.Анализ бюджетной эффективности инновационно-ориентированных налоговых льгот 48
3.3. Предложения по совершенствованию организации, контроля, отчетности и использования налоговых льгот в Российской налоговой системе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК СПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Налоговые льготы: теория и практика применения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определена тем, что в настоящее время налоговые льготы являются одним из основных инструментов налогового регулирования со стороны государства. Анализ норм налогового законодательства и имеющейся практики их применения свидетельствует о том, что не всегда установленные преимущества являются налоговыми льготами. С другой стороны, преимущества могут не иметь статуса льготы, фактически ими являясь.
Налоговый кодекс РФ содержит большое количество новшеств Так, в статье 56 впервые дано определение налоговой льготы, а термин «налоговый вычет» вообще не был известен ранее действовавшему законодательству Однако, введя и неоднократно используя новый термин, законодатель не дает его определения Анализ норм Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод о том, что налоговые вычеты по разным налогам представляют собой неодинаковые по своему характеру и источнику формирования суммы, предусмотренные в отношении принципиально различных категорий налогоплательщиков и реализуемые в различном порядке
Исследование научной и учебной литературы также не дает ответа на вопрос, что же представляют собой налоговые вычеты. Ряд авторов относят налоговые вычеты к разновидности налоговых льгот, другие - к порядку исчисления налога. Существуют научные работы, посвященные исследованию налоговых льгот Появляются работы о налоговых вычетах Однако, учитывая смешение понятий «налоговая льгота» и «налоговый вычет» в теории налогового права, отсутствуют комплексные исследования соотношения налоговых льгот и налоговых вычетов. Этим, прежде всего, и определяется актуальность избранной темы исследования.
1. ИНСТИТУТ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ, КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
1.1 Налоговые льготы – общая характеристика понятия
Составной частью процесса государственного регулирования экономики выступает налоговое регулирование, представляющее собой целенаправленное воздействие государства на поведение экономических агентов .
Целью этого регулирования выступает решение ряда задач, связанных со стимулированием производства, инвестиций и инноваций в стране (регионе) поощрением деловой активности в отдельных сферах или регионах регулированием объема потребительского спроса созданием новых рабочих мест рациональным использованием ресурсов сдерживанием производства вредных товаров. При этом для достижения желаемых социально-экономических результатов могут использоваться различные методы и инструменты налоговой политики. Основным инструментом налогового регулирования со стороны государства выступают налоговые льготы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В условиях развития институтов и механизмов рыночной экономики господствующими в государственном управлении становятся отнюдь не административные, а экономические методы, основными из которых являются налоги. Роль льгот резко возрастает. Развитие практически всех сфер и областей напрямую зависит от количества и качества налоговых льгот, которые направлены напрямую для их стимулирования. Наиболее ярко это проявляется в таких сферах, как предпринимательская, благотворительная, научно-техническая деятельность т.д.
В теории налогового права налоговые льготы признаются одним из важнейших инструментов налоговой политики, эффективность действия которых оказывает непосредственное влияние на успешность реализации всей налоговой доктрины, поэтому теоретическая проработка данного термина чрезвычайно важна.
Налоговый кодекс РФ признал налоговую льготу в качестве самостоятельного элемента налогообложения и впервые в ст. 56 закрепил законодательное определение налоговой льготы как предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Данная работа является авторской, и проверена с использованием системы " «антиплагиат» ". Индексация, даже сокращенного варианта работы, увеличивает процент плагиата, поэтому на страницах сайта опубликована быть не может. Для ознакомления с особенностями данной работы, Вы можете скачать сокращенную версию, воспользовавшись соответствующей кнопкой в нижней части страницы.
Для адаптации данной работы в соответствии с Вашими требованиями или приобретении ее полной версии, воспользуйтесь кнопкой: "оставить заявку " в нижней части сайта.
Со всеми нашими работами можно ознакомится здесь. В данном разделе сайта, представлены платные авторские работы, скачивание возможно только для личного ознакомления. Любая публикация скачанного материала запрещена т. к. нарушает авторские права.Для написания собственных работ, воспользуйтесь соответствующими разделами в главном меню сайта:
Благодарим за понимание.
Источники:
Следующие статьи:
- Вакансии для пенсионеров Санкт Петербурге от прямых работодателей
- Подтверждение льготного стажа свидетельскими показаниями
Комментариев пока нет!