Какие льготы работникам мчс
1 ответ
Для правильного ответа на этот вопрос следует обратиться к истории Государственной Противопожарной службы в Современной России.
Начиная с 1990-х гг. ГПС относилась к ведению МВД. И только лишь 9 ноября 2001 года Указом Президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба МВД России преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В конце 2011 года был принят новый закон регулирующий вопросы службы в МВД - ФЗ О службе в органах внутренних дел Российской Федерации, который теперь распространяется только на сотрудников полиции. На остальных же (то есть на МЧСников и сотрудников ФМС за исключением сотрудников, выполняющих полицейские функции) пока будет действовать устаревше положение о службе в органах внутренних дел 1992 года
Еще 9. 09. 2011 года Замминистра внутренних дел Сергей Булавин, выступая на заседании комитета по безопасности Госдумы заявил: «МЧС необходимо принять собственный закон, регулирующий прохождение службы».
Но пока, такой закон не принят.
Смотрим его Величество.
ГЛАВА V Условия службы
В этой главе как раз и регламентированы основные положения, касающиеся льгот и социальных гарантий сотрудникам МЧС. + Муниципальными и региональными властями могут устанавливаться иные льготы (н-р первочередное предоставление мест в детских садах детям сотрудников МЧС).
Какие льготы имеются у работников пожарной охраны (МЧС)?
Оксана Гольдварт Ученик (117), закрыт 4 года назад
Дед Высший разум (105565) 4 года назад
Статья 8. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы
Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Комментарий ГАРАНТа
О гарантиях правовой и социальной защиты и льготах для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД России см.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"
постановление Правительства РФ от 16 марта 1996 г. N 280
Указ Президента РФ от 16 ноября 1996 г. N 1556
Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона.
Часть четвертая утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст части четвертой статьи 8
Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах.
Часть шестая утратила силу с 1 января 2005 г.
См. текст части шестой статьи 8
Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.
В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления имеют право устанавливать иные, не предусмотренные настоящим Федеральным законом гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.
Остальные ответы
Шамолюк И.А.юрист на сайте Шумихина Т.Я.
юрист на сайте Подгорнев С.А.
юрист на сайте Шандула А.А.
юрист на сайте Дышловая Е.В.
юрист на сайте Гаврилова А.Ю.
юрист на сайте Тимошенко А.Д.
юрист на сайте Искендеров Э.Э.
юрист на сайте Исаева К.Ю.
юрист на сайте Войналович А.В.
юрист на сайте Невская К.В.
юрист на сайте Гильманов В.А.
юрист на сайте Кадыров Р.О.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 31 юрист.
Какой у Вас вопрос?
Какой требуется стаж для выхода на пенсию сотрудникам МЧС Украины
Здравствуйте!
Подскажите правильно-ли поступает организация?
Мой муж служит 20 лет в МЧС Украины (пожарная охрана), в звании сержанта.
По срокам, пенсионный возраст наступил в марте этого года. Организация в связи с пенсионной реформой добавила ему ещё 6 месяцев.В сентябре должен был-бы уйти на пенсию,-но ещё добавили год работы,(получается полтора года доработки)
Присвоить VIP статус
Обратите внимание специалистов к своему вопросу, присвоив ему статусДействия
Статья 41. Льготы, гарантии и компенсации сотрудникам налоговой полиции и членам их семей
Сотрудникам налоговой полиции, обучающимся в учебных заведениях по заочной или вечерней форме, предоставляются льготы, установленные законодательством. Беременные женщины и матери из числа сотрудников налоговой полиции пользуются всеми правами и льготами, установленными законодательством для беременных женщин и матерей.
Льготы, предусмотренные для сотрудников - женщин налоговой полиции, распространяются на сотрудников - отцов, воспитывающих детей без матери (в случае ее смерти, лишения родительских прав и в других случаях отсутствия материнского попечения), в порядке, устанавливаемом директором Департамента налоговой полиции.
Сотрудники налоговой полиции в звании полковника налоговой полиции и выше, а также сотрудники, уволенные со службы в этом звании, имеют право на дополнительную жилую площадь в размере 15 квадратных метров. Таким правом обладают также сотрудники, имеющие ученую степень или ученое звание. Порядок предоставления дополнительной жилой площади устанавливается законодательством.
Сотрудники имеют право на бесплатное медицинское обеспечение (в том числе и лекарствами) в медицинских учреждениях системы Департамента налоговой полиции, а также в медицинских учреждениях других министерств и ведомств Российской Федерации за счет средств Департамента налоговой полиции.
В случае отсутствия по месту службы или месту жительства сотрудников налоговой полиции медицинских учреждений системы Департамента налоговой полиции медицинская помощь указанным сотрудникам оказывается беспрепятственно и бесплатно в медицинских учреждениях государственного здравоохранения независимо от ведомственной принадлежности этих учреждений.
Сотрудники налоговой полиции и члены их семей имеют право на санаторно-курортное лечение в санаториях и организованный отдых в домах отдыха, пансионатах и на туристических базах Департамента налоговой полиции и других министерств и ведомств Российской Федерации за наличный расчет. При этом сотрудникам органов налоговой полиции ежегодно выплачивается денежная компенсация в размере средней стоимости путевки, а членам их семей - 50 процентов средней стоимости путевки.
Сотрудники налоговой полиции и члены их семей имеют право на проезд и перевозку собственного имущества железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом за счет средств Департамента налоговой полиции в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации для военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации.
Сотрудники оперативных подразделений и подразделений физической защиты органов налоговой полиции на территории Российской Федерации имеют право на бесплатное пользование всеми видами общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси), а также имеют право бесплатного проезда в поездах, на речных и морских судах в пределах обслуживаемых участков, а в сельской местности - на попутном транспорте.
Сотрудники налоговой полиции пользуются правом на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта при следовании в командировку, к новому месту службы, а также к месту проведения отпуска и обратно.
Сотрудникам налоговой полиции предоставляются льготы по налогам на недвижимость в размере 50 процентов.
В случае гибели (смерти) сотрудника налоговой полиции в связи с исполнением им служебных обязанностей за семьей погибшего (умершего) сохраняется право на получение жилой площади на тех же основаниях, которые имелись при постановке на учет при этом жилая площадь предоставляется не позднее одного года со дня гибели (смерти) этого сотрудника.
Сотрудникам налоговой полиции и членам их семей, проживающим с ними, предоставляется 50-процентная скидка в оплате жилой площади в домах независимо от вида жилищного фонда, коммунальных услуг (электроэнергия, отопление, водоснабжение и другие), за пользование телефоном.
Сотрудники, прослужившие в органах налоговой полиции 20 лет и более (в календарном исчислении), сотрудники налоговой полиции - участники войны, воины - интернационалисты, а также члены семей погибших сотрудников или сотрудников, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с осуществлением служебной деятельности, получают безвозмездно в собственность занимаемые ими жилые помещения независимо от их размеров в домах государственного и муниципального жилищного фонда.
Сотрудники налоговой полиции имеют право на получение беспроцентных ссуд на индивидуальное и кооперативное строительство, обзаведение домашним хозяйством, освоение садово-огородных участков, на компенсацию в размере 75 процентов за наем (поднаем) жилья, за затраты, произведенные ими при пользовании этим жильем, за использование в служебных целях личного транспорта и на иные льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством.
Сотрудникам, прослужившим в органах налоговой полиции 15 лет и более (в календарном исчислении), предоставляются безвозмездно земельные участки под строительство индивидуальных жилых домов и садово-огородные хозяйства в установленном законодательством порядке площадью 0,06 га - в городах, 0,10 га - в поселках городского типа и 0,25 га - в сельской местности.
Органы государственного управления предоставляют места детям сотрудников налоговой полиции в детских яслях и садах, школах - интернатах по месту жительства независимо от ведомственной принадлежности этих детских учреждений в течение трех месяцев после обращения сотрудника.
Лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, за счет ассигнований, выделяемых из республиканского бюджета Российской Федерации на содержание органов налоговой полиции, возмещается разница между стоимостью содержания детей в дошкольных учреждениях предприятий, учреждений и организаций и платой, взимаемой с родителей, в соответствии с законодательством.
Доходы, не подлежащие налогообложению (налоговые льготы)
Доходы, не подлежащие налогообложению (налоговые льготы)
- государственные пособия (по безработице, беременности и родам, и. т.п.) за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком)
- государственные пенсии
- компенсационные выплаты (возмещение вреда, выходное пособие при сокращении, натуральное довольствие, расходы на повышение профессионального уровня работников, суточные)
- вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную помощь
алименты
- научные гранты и премии в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства, средств массовой информации
- единовременная материальная помощь (в связи со стихийным бедствием и террористическими актами, членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена его семьи, в виде гуманитарной и благотворительной помощи, в виде адресной социальной помощи, работодателями работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении) ребенка не более 50 тыс. руб на одного ребенка
- суммы компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей стоимости приобретаемых санаторно-курортных путевок, за исключением туристских
- суммы, уплаченные работодателями из прибыли организаций за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей
- стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов
- доходы от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства
- доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства в течение 5 лет с года регистрации
- доходы, получаемые от реализации заготовленных дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов
- доходы от реализации пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой физическими лицами при осуществлении любительской и спортивной охоты
- доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физ. лиц в порядке наследования
- доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, долей, паев, если даритель и одаряемый являются членами семьи и (или) близкими родственниками (супругами, родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами)
- доходы, полученные от организаций в результате переоценки основных фондов (средств) в виде дополнительно полученных ими акций (долей, паев), либо в виде разницы между новой и первоначальной номинальной стоимостью акций или их имущественной доли в уставном капитале, а также при реорганизации
- призы в денежной и (или) натуральной формах, полученные спортсменами
- суммы, выплачиваемые организациями и (или) физическими лицами детям-сиротам в возрасте до 24 лет на обучение
- суммы оплаты за инвалидов организациями или индивидуальными предпринимателями технических средств профилактики инвалидности и реабилитацию инвалидов
- вознаграждения, выплачиваемые за передачу в государственную собственность кладов
- доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от осуществления ими тех видов деятельности, по которым они являются плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, а также при налогообложении которых применяется упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог
- суммы процентов по государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам
- доходы, получаемые детьми-сиротами и детьми, являющимися членами семей, доходы которых на одного члена не превышают прожиточного минимума, от благотворительных фондов, зарегистрированных в установленном порядке, и религиозных организаций
- доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, ставка не превышает 9 процентов годовых в иностранной валюте
- доходы, не превышающие 4000 рублей, полученные по каждому из следующих оснований: стоимость подарков, суммы материальной помощи работодателей, возмещение (оплата) работодателями приобретенных ими (для них) медикаментов, стоимость выигрышей и призов в целях рекламы
- доходы солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, а также лиц, призванных на военные сборы
- выплаты, производимые профсоюзными комитетами (в том числе материальная помощь) членам профсоюзов за счет членских взносов, за исключением вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей
- выигрыши по облигациям государственных займов РФ и суммы, получаемые в погашение указанных облигаций
- помощь (в денежной и натуральной формах), получаемая ветеранами и инвалидами войн, а также узниками лагерей в части, не превышающей 10 000 рублей за налоговый период
- средства материнского (семейного) капитала, направляемые для обеспечения реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей
- суммы, получаемые налогоплательщиками за счет средств бюджетов РФ на возмещение затрат на уплату процентов по займам или кредитам (с 1 января 2006 года)
- суммы выплат на приобретение и (или) строительство жилого помещения, предоставленные за счет средств бюджетов РФ (с 1 января 2008 года)
- в виде сумм дохода от инвестирования, использованных для приобретения (строительства) жилых помещений участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (с 1 января 2008 года).
Поделитесь ссылкой на наc
Документ. Налоговики пишут, что если налоговому агенту стало известно о зарегистрированности отдельных работников в качестве СПД, то он должен перестать применять к их доходам НСЛ и сделать перерасчет НДФЛ
Налоговики пишут, что если налоговому агенту стало известно
о зарегистрированности отдельных работников в качестве СПД,
то он должен перестать применять к их доходам НСЛ
и сделать перерасчет НДФЛ
ВОПРОС: Налоговики на нашем предприятии обнаружили лиц, занимающихся предпринимательством и пользующихся налоговой социальной льготой. Причем среди таких лиц имеются как работающие на нашем предприятии, так и уже уволившиеся. В направленном в наш адрес письме налоговой инспекции содержится требование пересчитать таким лицам налог за два года, а также удержать с них 100%-й штраф и перечислить полученные денежные средства в бюджет.
Правы ли в данном случае налоговики и каковы должны быть наши действия?
ОТВЕТ: В соответствии с п/п. 6.3.1 Закона Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV “О налоге с доходов физических лиц” (далее - Закон) налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу плательщика налога в виде заработной платы исключительно по одному месту его начисления (выплаты). Плательщик налога может самостоятельно избрать место применения льготы, подав соответствующему работодателю заявление о применении льготы по форме, установленной Государственной налоговой администрацией Украины.
Однако если плательщик налога получает в течение отчетного налогового месяца одновременно доходы, перечисленные в п/п. 6.3.3 Закона, налоговая социальная льгота не может быть применена к другим его доходам.
В составе перечисленных в п/п. 6.3.3 доходов упомянуты также (см. подпункт “е” этой нормы) доходы самозанятого лица от предпринимательской деятельности (а также другой независимой профессиональной деятельности).
Первое, о чем мы хотели бы напомнить: в п/п. 6.3.3 Закона (применительно к нашему случаю) буквально речь идет о том, что плательщик в течение отчетного налогового месяца одновременно должен получать доходы как по месту работы, так и от предпринимательской (или другой независимой профессиональной) деятельности. Из этого следует, что в п/п. 6.3.3 Закона авторы данной нормы во главу угла ставят факт получения гражданином в отчетном месяце (также и) доходов от предпринимательской деятельности, а не просто факт наличия у него свидетельства ФОПа (то есть его регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности). В дополнение к имеющейся буквальной формулировке заметим, что Закон не должен дискриминировать граждан из-за одного только факта наличия у них предпринимательского свидетельства и ставить их в неравные условия с обычными гражданами (иначе будет нарушен такой принцип системы укрналогообложения, как равенство, - см. действующую редакцию ст. 3 Закона “О системе налогообложения” от 25.06.91 г. № 1251-ХII). Аналогичное понимание данной нормы было неоднократно высказано Госкомпредпринимательства в письмах от 24.09.2004 г. № 6511, от 12.12.2006 г. № 8941 и от 18.04.2007 г. № 2804.
Поэтому если “подпольные” предприниматели в какие-то месяцы в течение упомянутых в вопросе двух лет не получали предпринимательских доходов, то у них (и у вас как у налогового агента) есть основания утверждать, что на такие (“безСПДдоходные”) месяцы ограничение из п/п. 6.3.3 Закона не распространяется.
При этом предусмотрительный налоговый агент запасется еще и документальным подтверждением факта отсутствия у работника-ФОПа предпринимательских доходов (на наш взгляд, здесь достаточно письменных заявлений от работника, хотя более осторожные в данном случае запасутся копиями его предпринимательских квартальных деклараций с прочерками, или - когда не все месяцы в квартале были бездоходными - копиями соответствующих страниц его Книги учета доходов по форме № 10).
Правда, по данному поводу возникновение споров с налоговиками весьма вероятно. Поскольку, по мнению ГНАУ (см. ее письма от 21.05.2007 г. № 6194/5/17-0716 и от 15.06.2007 г. № 12131/7/17-0717), не имеет значения фактический результат деятельности предпринимателя за соответствующий период и регистрация работника в качестве предпринимателя является достаточным условием для невозможности применения НСЛ к его доходам в виде заработной платы.
Причем ГНАУ в данном письме, критикуя позицию Госкомпредпринимательства, оправдывает свою фискальность тем, что, мол, порядок и механизм информирования ФОПом своего работодателя об отсутствии у него в конкретном периоде предпринимательских доходов не предусмотрен.
(Ну так предусмотрите! Кто же, как не ГНАУ, должен издавать нормативы для правильного функционирования налоговых законов. Тем не менее незаконно переложить проблему с больной головы на здоровую, да еще и пожав при этом фискальные плоды, - это они пожалуйста, это у них классический почерк работы.)
Кстати, ссылка налоговиков на то, что у ФОПа отчетность квартальная, а НСЛ к его зарплатным доходам применяется помесячно, тоже не выдерживает критики: ведь законопослушный работник-ФОП в конце конкретного месяца, в котором им были получены также и доходы от предпринимательства, вполне может письменно известить об этом работодателя, чтобы тот к его зарплате в конкретном месяце НСЛ не применял. И поскольку конкретную форму налоговики не предусмотрели, делать это он может в любом удобном для сторон виде.
Если же предпринимательских доходов не было, то, по идее, и извещать работодателя не нужно: права на НСЛ подпункт 6.3.3 в этом случае не лишает.
Хотя для подтверждения отсутствия у такого работника “ ФОПовских” доходов налоговому агенту безопаснее будет запастись определенными бумаженциями, о чем мы уже выше упомянули.
Обратим также внимание на то, что в письме от 05.02.2008 г. № 2021/с/17-0714 ГНАУ уже достаточно уклончиво отвечала на вопрос насчет применения НСЛ к получаемым работниками-ФОПами доходов в виде заработной платы. (Может, на этот счет уже наметился нефискальный сдвиг. )
Второе, о чем хотелось бы сказать.
Если работники-ФОПы из “черного списка”, поступившего к вам из ГНАУ, пользовались НСЛ и при этом таки получали предпринимательские доходы, однако (будучи плательщиками недобросовестными или, возможно, неграмотными) об этом работодателя не известили, то тогда действительно имело место нарушение п/п. 6.3.3 Закона.
Причем здесь возможны разные ситуации:
а) когда такие работники-ФОПы ранее подавали вам заявления на применение НСЛ
б) когда они, находясь у вас в штате по состоянию на 01.01.2004 г. попали под льготу автоматически - на основании пятого абзаца п/п. 6.3.2 Закона.
Впрочем, о какой бы из разновидностей ни шла речь, необходимо отметить, что в Законе весьма
нечетко описаны последствия такого нарушения как для работодателя (налогового агента), так и для самого плательщика. Поэтому, чтобы определиться с вопросом о правомерности предъявляемых к зам налоговиками требований, дополнительно обратимся к отдельным нормам Закона, имеющим отношение к данной проблеме:
“6.3.4. Если в нарушение норм настоящего пункта плательщик налога подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю либо если плательщик налога при получении доходов, определенных в подпункте 6.3.3 настоящего пункта, подает такое заявление другому работодателю, вследствие чего налоговая социальная льгота фактически применяется также при получении других доходов в течение любого отчетного налогового месяца, то такой плательщик налога утрачивает право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.
Плательщик налога может восстановить право на применение налоговой социальной льготы, если он подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего отдельный работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты - за счет следующих выплат. Если по каким-либо основаниям сумма недоплаты и штрафа не была удержана за счет дохода плательщика налога до истечения предельного срока, установленного законом для представления годовой декларации по данному налогу, то сумма такой недоплаты и штрафа взыскивается налоговым органом в порядке, определенном законом. При этом право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога восстанавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются.
Центральный налоговый орган устанавливает порядок периодического информирования плательщиков налога о наличии нарушений ими норм подпункта 6.3.1 настоящего пункта, выявленных на основании данных налоговой отчетности или документальных проверок”.
Здесь же напомним, что согласно п/п. 6.3.5 Закона налоговый агент при условии получения надлежащим образом оформленного заявления от работника не несет ответственности за нарушение таким работником нормы п/п. 6.3.1 Закона и как следствие за применение НСЛ к доходам такого работника (за исключением случая, когда работодатель и плательщик налога являются связанными лицами или суд устанавливает факт сговора между ними). Теперь попробуем высказать некоторые мысли по поводу данной ситуации, оговорившись, что упомянутые конкретные нормы прописаны совершенно “непрактично”: речь в основном идет о нарушении норм п/п. 6.3.1 (и “а”-“д” п/п. 6.3.3), то есть когда НСЛ применяется более чем в одном месте работы, не касаясь подпункта п/п. “е” п/п. 6.3.3. Так что в наших рассуждениях в основном придется “идти на ощупь”, периодически прибегая к аналогии.

Итак, оговорим конкретные моменты.
1. Отметим, что согласно первому абзацу п/п. 6.3.4 работник-ФОП, фактически получающий доходы от предпринимательства, право на НСЛ, по идее, утрачивает.
Однако поскольку в тексте этого абзаца с привязкой к п/п. 6.3.3 написано: “подает такое заявление другому работодателю”, можно сослаться на то, что здесь подразумеваются лишь случаи, когда работодателей несколько, то есть под эту норму явно подпадают только случаи из подпунктов “а”-“д” п/п. 6.3.3. Что же касается “предпринимательского” подпункта “е”, то вследствие такой формулировки из-под нормы п/п. 63.4 выпадают случаи, когда у работника- ФОПа работодатель только один.
2. Даже если не брать в расчет то, на что в п. 1 мы обратили внимание, заметьте, в п/п. 6.3.4 речь идет о тех работниках-ФОПах, которые подавали заявление на применение НСЛ. Таким образом, по формальным основаниям из-под нормы п/п. 6.3.4 вообще выпадают те плательщики, которых прольготировали с 01.01.2004 г. автоматически.
3. В отношении упомянутых в вопросе требований налоговой инспекции пересчитать таким работникам налог за два года и удержать с них штраф необходимо отметить следующее.
Даже если согласиться с тем, что норма п/п, 6.3.4 распространяется и на данные случаи (из вопроса), то это все равно не значит, что налоговый агент должен производить пересчет НДФЛ.
Для начала напомним, что помимо 6.3.4 (о котором - ниже) в п/п. 6.5.2 Закона приведены общие случаи, в которых работодатель плательщика налога по месту применения НСЛ осуществляет перерасчет сумм доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также сумм предоставленных налоговых льгот. В соответствии с данной нормой работодатель обязан выполнять перерасчет в следующих случаях: во-первых, при подведении итогов каждого отчетного налогового года во-вторых, при проведении расчета за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных в п/п. 6.3.3 Закона (имеется в виду предпоследний абзац этого подпункта, в котором речь идет о завершении начисления доходов, упомянутых в п/п. “а”-“д”) в-третьих, при проведении окончательного расчета с плательщиком налога.
Данный подпункт не содержит требования выполнять перерасчет при выявлении нарушения плательщиком налога п/п. 6.3.3 Закона. Но, по мнению ГНАУ (см. ее письмо от 28.12.2007 г. № 26662/7/17-0117), получение налоговым агентом - работодателем информации о нарушении плательщиком налога норм Закона, связанной с потерей последним права на получение НСЛ, тоже является основанием для проведения перерасчета. (Заметим, что в данном письме это написано применительно к нарушению п/п. 6.3.1.)
Прямое же указание на проведение перерасчета при нарушении нормы подпункта 6.3.3 содержится в п/п. 6.3.4 Закона: в случае, когда работник подает заявление об отказе от льготы с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, работодатель на основании такого заявления рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты и штраф в размере 100% суммы недоплаты.
Однако данный подпункт регулирует ситуацию, когда плательщик налога, утративший право на получение налоговой социальной льготы вследствие нарушения п/п. 6.3.3 (и 6.3.1) Закона, желает восстановить право на применение НСЛ, то есть это может касаться только случаев из п/п. “а”- “д” п/п. 6.3.3. В нашей ситуации у работников, имеющих предпринимательский статус (и доходы), права на льготу нет в принципе (согласно упомянутому подпункту “е” п/п. 6.3.3 Закона).
Поэтому о восстановлении права на льготу речь идти не может и норма из 6.3.4 о подаче заявления, перерасчете, удержании недоимки и штрафа к предпринимательскому случаю как-то совсем уж не клеится.
Как нам кажется, для данного случая необходимость проведения перерасчета и удержания недоплаты и 100%-го штрафа может возникнуть у налогового агента лишь по аналогии, да и то в случае добровольной подачи заявления работником-ФОПом об отказе от льготы. Но кто ж захочет добровольно сдаваться.
Кроме того, подать такое заявление может лишь работник, продолжающий работать на данном предприятии. Что же касается работников, уже уволившихся с данного предприятия, то никаких даже полузаконных оснований для проведения им перерасчета у налогового агента нет.
Отметим также, что согласно п/п. 6.3.4 (см. выше) о нарушении плательщиком норм п/п. 6.3.1 налоговики должны уведомлять плательщиков, а не налоговых агентов (порядок такого уведомления регулируется даже специальным приказом ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461). Мы считаем, что при нарушении плательщиком норм п/п. 6.3.3 налоговики должны действовать аналогично, то есть донимать по этому поводу плательщика, а не его налогового(ых) агента(ов). А плательщик уже после получения такого уведомления должен (если захочет) подать работодателю заявление о лишении себя льготы.
4. Насчет ответственности.
Согласно п/п. 6.3.5 Закона работодатель, получивший от работника надлежащим образом оформленное заявление и применяющий НСЛ, не несет какой-либо ответственности за нарушение работником требований п/п. 6.3.1 Закона (то есть за нарушение, связанное с подачей заявления о применении льготы более чем по одному месту начисления дохода). Однако аналогичный “безответственный” подход по отношению к работодателю должен быть применен и в ситуации, когда работник нарушает требования п/п. “е” п/п. 6.3.3 Закона. Подтверждение этому можно также извлечь из текста уже упоминавшихся нами писем ГНАУ от 15.06.2007 г. и от 05.02.2008 г. а также из п. 8 письма ГНАУ от 30.10.2007 г. № 22095/7/25-0017, касающегося результатов анализа работы по рассмотрению жалоб плательщиков налогов в январе - сентябре 2007 года*.
Поэтому санкции, предусмотренные Законом (включая и норму п/п. 20.3.2, касающуюся доходов в том числе и уволившихся работников), и двукратный штраф из п/п. 17.1.9 Закона “О порядке погашения. ” налоговики в данной ситуации к вам (налоговому агенту) применить не смогут**.
Правда, определенная проблема с ответственностью работодателя может возникнуть также в отношении случаев, когда льгота стала применяться автоматически с 01.01.2004 г. (поскольку в п/п. 6.3.5 прямо упоминается подача плательщиком заявления). Хотя и здесь за неприменение к вам санкций вполне можно побороться, апеллируя к тому, что вы (налоговый агент) никаких норм Закона (в отличие от плательщика) не нарушали.
5. По нашему мнению, налоговики в данном случае могут (а точнее, должны) пытаться на основании п/п. 6.3.4 взыскивать недоплату и штраф с плательщика самостоятельно, но лишь по истечении срока, установленного для представления годовой декларации.
Подведем итоги.
Считаем, что для уверенного в себе налогового агента Закон дает достаточно (см. выше) оснований, чтобы в подобной ситуации претензии налоговиков отклонить.
Можно вообще плюнуть на их требования (ведь, поскольку таковые незаконны, никаких сроков для их исполнения быть не может и ответственности для налогового агента тоже нет).
Но лучше (если вы слывете лицом культурным) написать в свою ГНИ ответное письмецо, поблагодарив ее за информацию и сообщив, что вы сразу же - с месяца получения письма – перестали применять НСЛ к работникам-ФОПам, получающим предпринимательские доходы, а также вежливо (со ссылкой на приведенные выше аргументы) указав, что не имеете права согласно нормам Закона в данном случае осуществлять перерасчет и удерживать с работников недоплату НДФЛ и штраф.
Ну а как в данной ситуации поступит осторожный плательщик - всем и так понятно. (Из-за манеры сограждан постоянно осторожничать, законы в нашей стране никак работать-то и не начнут. )
И еще. Осторожный бухгалтер может попытаться, чтобы не попасть в подобную “халепку”, либо опросить всех работников насчет наличия у них свидетельства ФОШ (и наличия доходов от такой деятельности), либо - если он сам себе и людям враг - послать на этот счет запрос в местную ГНИ с общим списком штатных работников предприятия.
_______________________
* Приводим данный пункт письма:
“8. Решением ГНАУ от 12.09.2007 г. принятым по рассмотрению повторной жалобы ЧП, отменено налоговое уведомление-решение Верхнеднепровской ОГНИ от 15.05.2007 г. № 0003311700/0 об уплате НДФЛ и примененной штрафной санкции. Проверяющими указанной ГНИ сделан безосновательный вывод о неправомерности уменьшения предприятием суммы общего месячного налогооблагаемого дохода работника, зарегистрированного в качестве СПД, на основании его заявления о применении налоговой социальной льготы. При проведении проверки, принятии налогового уведомления-решения, рассмотрении указанной ГНИ и ГНА в Днепропетровской области первичной и повторной жалоб не учтено, что согласно п/п. 6.3.5 ст. 6 Закона Украины “О налоге с доходов физических лиц” (далее - Закон об НДФЛ) работодатель, который на основании надлежащим образом полученного заявления плательщика налога о применении социальной льготы применяет такую льготу, не несет ответственности за нарушение таким плательщиком налога требований Закона (об НДФЛ)”.
** Кроме случаев, когда работодатель и плательщик налога являются связанными лицами или суд установит факт сговора между ними (п/п. 6.3.5). В этой ситуации могут попытаться взыскать с работодателя и недоимку, и двукратный штраф по 17.1.9 Закона “О порядке погашения. ” (см. об этом упомянутое письмо ГНАУ от 28.12.2007 г. хотя там речь шла о нарушении п/п. 6.3.1).
“Бухгалтер” № 20, май (IV) 2008 г.
Налог с доходов физических лиц — Налоговая социальная льгота
Налоговая социальная льгота применяется только по одному месту работы
Обязательно ли писать заявление о применении налоговой социальной льготы при устройстве на работу (основное место работы)?
Предоставление налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) предусмотрено ст. 6 Закона о доходах.
Согласно пп. 6.3.1 Закона о доходах, НСЛ применяется к начисленной заработной плате работника только по одному месту его начисления (выплаты).
Для этого налогоплательщик подает работодателю заявление типовой формы (Приказ ГНАУ от 30.09.2003 г. №461 «Об утверждении форм заявлений и уведомления по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования налогоплательщиков») о самостоятельном избрании места применения НСЛ.
При этом не имеет значения, будет это основное место работы или совместительство. Ведь физическое лицо самостоятельно принимает решение, где оно может воспользоваться правом на НСЛ.
После подачи заявления у работника возникает право на льготу, но это право будет реализовано в том случае, если его зарплата не будет превышать 890 грн (в 2008 г.). Если зарплата превышает 890 грн, налоговая льгота не предоставляется (но право на нее у работника остается и используется во всех следующих месяцах 2008 г. в которых зарплата не превышает 890 грн).
Например, по основному месту работы работнику ежемесячно начисляют 2000 грн. В соответствии с такой зарплатой НСЛ не применяется (хотя заявление было подано ранее), а по совместительству этому же физлицу начисляют 600 грн. Следовательно, оно имеет право подать по основному месту работы заявление об отказе в применении НСЛ, а по совместительству — заявление о применении НСЛ.
Действующим законодательством (в т. ч. Законом о доходах) не установлено, что физлицо при трудоустройстве на работу по основному месту обязано писать заявление о применении НСЛ.
Татьяна МОЙСЕЕНКО, «Дебет-Кредит»
НСЛ применяется с налогового месяца, в котором работодатель получил заявление о применении льготы
Работник устроился на работу с 1-го числа. Имеет ли он право на соцльготу с первого месяца работы?
Согласно ст. 6 Закона о доходах налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы.
Налоговая социальная льгота (далее — НСЛ) применяется исключительно к доходу, начисленному в пользу налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (прочие приравненные к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает сумму, равную сумме прожиточного минимума, установленного для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 грн.
Так, на 1 января 2008 г. прожиточный минимум на трудоспособное лицо составлял 633 грн, размер заработной платы, дающей право на применение НСЛ, — 890 грн в месяц (633 грн х 1,4). При этом следующие в течение 2008 г. увеличения размера прожиточного минимума не будут влиять на предельный размер заработной платы, дающей право на социальную льготу.
Налогоплательщик самостоятельно избирает место применения НСЛ, основанием для которой является поданное работодателю заявление по форме, утвержденной Приказом №461.
И если налогоплательщик работал по месту получения основного дохода (определенному в трудовой книжке) на дату вступления в силу Закона о доходах (01.01.2004 г.), то НСЛ (100%) применяется к его зарплате без подачи заявления. А если налогоплательщик трудоустраивается (изменяет место работы) после 01.01.2004 г. то НСЛ начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы с налогового месяца, в котором работодатель получил заявление налогоплательщика о применении льготы, и ее применение прекращается с месяца, в котором плательщик подал заявление о прекращении применения данной льготы или уволился. То есть в месяце, в котором работник принят (в т. ч. и 1-го числа месяца) и получено соответствующее заявление на НСЛ, такая льгота предоставляется работнику с учетом размера полученного дохода (не превышающего 890 грн).
Татьяна МОЙСЕЕНКО, «Дебет-Кредит»
Если работник подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю, он утрачивает право на НСЛ вообще
Работник предприятия пользовался налоговой соцльготой на нашем предприятии и по совместительству — на другом предприятии. ГНИ обнаружила нарушение и отправила работнику письмо об этом. После консультации с инспектором бухгалтеры нашего предприятия и предприятия по совместительству удерживают налог с доходов физических лиц и 100% штраф. Правомерны ли такие действия?
Согласно пп. 6.3.1 Закона о доходах, налоговая социальная льгота (далее — НСЛ) применяется к начисленному месячному доходу налогоплательщика в виде заработной платы лишь по одному месту его начисления (выплаты). Для этого налогоплательщик подает работодателю заявление типовой формы (Приказ №461) о самостоятельном избрании места применения НСЛ.
В случае если начисленная за месяц зарплата превышает 890 грн (показатель для 2008 г.), НСЛ не применяется. Но если заявление на применение социальной льготы уже подано одному работодателю, работник не может подавать такое заявление по другому месту работы.
Как известно, заработная плата может начисляться как по основному месту работы, так и по совместительству. Если работник видит, что его зарплата по основному месту работы превышает 890 грн, а по совместительству — не превышает 890 грн, он может подать по основному месту работы заявление об отказе от НСЛ типовой формы (Приказ №461) и соответственно подать заявление о применении НСЛ у работодателя по совместительству. Этим он по самостоятельному решению осуществит замену места получения НСЛ.
Согласно пп. 6.3.4 Закона о доходах, если налогоплательщик подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю, такой налогоплательщик утрачивает право на НСЛ по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение НСЛ возобновляется.
А поскольку все работодатели отражают в составе отчетности по ф. №1ДФ все случаи получения заявлений налогоплательщиков о применении льготы и заявлений об отказе от такой льготы, налоговая на основании полученных данных ведет электронную базу данных, по которой проверяет получение доходов физлицами и применение ими НСЛ по местам получения доходов.
Если налоговая обнаруживает нарушение порядка получения (применения) НСЛ, она составляет уведомление по установленной форме «ФП», которое заносится в Реестр нарушений, регистрирует его и отсылает письмом с уведомлением физлицу по месту его регистрации (жительства).
Физлицо после получения такого письма от налоговой должно подать всем своим работодателям заявление (!) об отказе от льготы с указанием месяца, в котором имело место нарушение, для расчета и удержания работодателем суммы недоплаты налога и штрафа. Без этого заявления бухгалтер предприятия не имеет права самостоятельно производить удержания и расчеты (такими действиями нарушаются нормы трудового законодательства относительно работника). Понятно, что только в том случае, если работник сознательно обратится ко всем своим работодателям, нормы Закона о доходах будут выполнены. Поэтому чтобы работник «не потерял» такое уведомление, налоговая направляет соответствующие письма (не уведомление!) работодателям либо инспектор лично звонит по телефону, чтобы последние самостоятельно произвели перерасчет и удержали штраф с такого работника.
Но ни в Приказе №461, ни в Законе о доходах не предусмотрено, что подобные консультации или уведомление о наличии нарушений применения НСЛ должны отсылаться работодателю! Поэтому, по нашему мнению, в случае настойчивых консультаций или получения от налоговой письма о проведении перерасчета и взыскании штрафа с работника, которому неправомерно была предоставлена налоговая льгота, прежде всего нужно поговорить с работником и получить от него соответствующее заявление.
Если физлицо после переговоров или получения уведомления обратилось ко всем своим работодателям с заявлением об отказе от льготы с указанием месяца, в котором имело место нарушение, то такой работник может возобновить право на применение НСЛ после того, как отдельный работодатель рассчитает и удержит соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100% такой недоплаты за счет ближайшей выплаты работника.
Советуем бухгалтеру составить бухгалтерскую справку с указанием в ней расчетов и хозяйственных операций произведенного перерасчета и получения штрафа.
Поскольку ответственность за недоплату налога с доходов физических лиц в рассмотренной ситуации возлагается не на работодателя, а на его работника, то первый освобождается от обязанности погашать такую недоплату за свой счет.
При этом стоит помнить, что трудовым законодательством Украины установлен предельный размер отчислений из зарплаты работников. Так, согласно ст. 128 КЗоТ при каждой выплате зарплаты общий размер всех отчислений не может превышать 20%, а в случаях, отдельно предусмотренных законодательством Украины, — 50% зарплаты, подлежащей выплате работнику.
Штраф вместе с суммой налога должен перечисляться на счет налога с доходов физических лиц и быть персонифицирован по конкретному лицу в налоговом расчете по ф. №1ДФ.
Подавать уточняющие налоговые расчеты в этом случае не нужно. Доначисленная сумма налога с доходов, а также, по нашему мнению, и сумма штрафа, должны быть учтены в общей сумме налога за отчетный квартал.
И напоследок заметим, что пп. 6.3.5 Закона о доходах предусматривает определенную ответственность и для работодателей. Так, работодатель, который на основании должным образом полученного заявления работника о применении льготы применяет такую льготу, не несет никакой ответственности за нарушение таким работником порядка применения НСЛ, за исключением, когда:
1) такой работодатель и такой налогоплательщик являются связанными лицами
2) суд устанавливает факт сговора между таким работодателем и таким налогоплательщиком, направленного на уклонение от обложения этим налогом.
Татьяна МОЙСЕЕНКО, «Дебет-Кредит»
Источники:
Следующие статьи:
- Работа компенсации льготы макдональдс
- Какие социальные льготы предусмотрены для педагогических работников
Комментариев пока нет!