Льготы больным туберкулезом в России
Туберкулез: болезнь социальных сумерек
В 2001 г. на каждые 100 тыс. человек Российского населения приходилось 88 больных туберкулезом, в 2002-м - 83. На сегодняшний день в стране официально зарегистрировано 370 тыс. туберкулезных больных, четверть этой статистики (95 тыс. больных) приходится на тюрьмы, СИЗО и колонии. Ежегодно от вредоносной палочки Коха гибнут примерно 30 тыс. Россиян и регистрируется около 130 тыс. новых случаев заболевания. Как заявляет Микко Виенонен, специальный представитель генерального директора ВОЗ в России, если к 2005 г. медикам (многих стран. - Авт.) удастся добиться выявления 70% новых больных туберкулезом и излечивать 85% этого числа пациентов, то к 2010 г. заболеваемость туберкулезом в мире снизится вполовину. Но Россия на эти показатели пока не выходит.
Первая причина - это&hellip
ВО-ПЕРВЫХ, по мнению Минздрава и Российского Красного Креста (РКК), среди населения уровень знаний о туберкулезе все еще недостаточно высок. Во-вторых, такие категории населения, как алкоголики, лица без определенного места жительства и т. п. обычно не попадают в поле зрения врачей, и медики уже задним числом диагностируют туберкулез в той или иной его форме. То же самое касается осужденных. Только в 2001 г. в учреждения ГУИН Минюста поступили 2000 больных туберкулезом в активной форме, 70% из которых даже не подозревали о своей болезни. А ведь в течение года один активный легочный больной способен заразить 10-15 человек! В-третьих, далеко не все больные, переведенные из стационара на амбулаторное лечение, строго придерживаются назначений врача, а социально слабо защищенные и наиболее уязвимые категории (инвалиды, одинокие пенсионеры, безработные и т. п.) - и не всегда могут. Начатое же лечение, по утверждению фтизиатров, нельзя самостоятельно прерывать, поскольку это может привести к развитию более сложной и опасной формы заболевания - туберкулеза, устойчивого к лекарствам.
Именно эта особенность заболевания легла в основу международно признанной стратегии борьбы с ним: непрерывного контроля лечения, а значительную часть работы по контролю за туберкулезными больными вне диспансеров, оказанию им медицинской и социальной, психологической и правовой помощи взяли на себя специально подготовленные сотрудники Российского Красного Креста.
На вопросы читателей отвечает Н. В. АНТОНОВА, зам. начальника отдела спецмедпомощи Департамента организации и развития медпомощи населению МЗ РФ.
Я слышал, что на борьбу со СПИДом и другими болезнями Всемирный банк выделяет нам деньги. Так ли это? Кто-нибудь еще нам помогает?
А. П а р а м о н о в, Тольятти
РЕЧЬ идет о предоставлении России займа Всемирного банка. В начале апреля на совете директоров банка будет рассмотрен пакет документов, подготовленных Минэкономразвития РФ, Минфином, Минсоцразвития, Минздравом и другими заинтересованными ведомствами, и вероятность того, что мы получим эти средства, весьма велика. Общая сумма заимствования составит 150 млн. долларов (100 млн. будет использовано на борьбу с туберкулезом, 50 млн. - на борьбу с ВИЧ-инфекцией). По линии Международной федерации Красного Креста и Красного Полумесяца на эти цели с 1999 г. в Россию привлечено около 10 млн. долларов.
Какие льготы положены больному туберкулезом?
В. А. Г р и ч е н к о, Псков
В СООТВЕТСТВИИ с Федеральным законом О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации больному туберкулезом гарантируется:
Я работаю в тубдиспансере. Положена ли мне надбавка за вредность работы?
О. Н и к о л а е в а, Москва
ФЕДЕРАЛЬНЫМ законодательством закреплено право медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно оказывающих противотуберкулезную помощь, на социальную защиту в связи с оказанием ими помощи больным туберкулезом. В частности, вы имеете право на:
Что способствует развитию туберкулеза?
Существуют какие либо льготы, пособия для больного туберкулезом?
Голосование за лучший ответ
Юрист Юрист Оракул (53529) 2 года назад
Статья 14. Социальная поддержка лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1. Утратил силу с 1 января 2009 года. - Федеральный закон от 23.07.2008 N 160-ФЗ.
2. За гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации.
3. За время отстранения от работы (должности) в связи с туберкулезом больным туберкулезом выдаются пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обеспечиваются бесплатными медикаментами для лечения туберкулеза в амбулаторных условиях в федеральных специализированных медицинских учреждениях в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
5. Больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Источник: Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации"
Этические и правовые особенности лечения туберкулёза
Больной фтизиатрического учреждения - особый пациент. Это не только больной, требующий медицинской помощи, но и инфекционный объект, представляющий опасность для своего окружения. Поэтому и подход к таким больным двоякий: как к пациенту лечебного учреждения, пользующемуся всеми правами человека и пациента, и как к объекту, требующему принятия противоэпидемических мер. В этой ситуации в РФ ныне действуют следующие основные нормативные документы: Конституция РФ, "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993 г.), закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.).
Медико-социальную помощь лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями, заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (по перечню Правительства РФ), оказывают бесплатно, в специально предусмотренных лечебных учреждениях за отдельными категориями сохраняют даже место работы на время нетрудоспособности и устанавливают льготы ("Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", ст. 42). В России имеются туберкулёзные кабинеты, туберкулёзные отделения, больницы, госпитали, ПТД, дневные стационары, профилактории и санатории. Большую консультативную работу ведут сотрудники кафедр туберкулёза, фтизиатрии и фтизиопульмонологии медицинских университетов и академий. Сложные в плане лечения и диагностики больные могут получить помощь в НИИ фтизиопульмонологии ММА им. И.М. Сеченова и Центральном НИИ туберкулёза РАМН.
Так, больной туберкулёзом имеет льготы по первоочередному предоставлению жилья (согласно постановлению ВС РСФСР), кроме того, у фтизиатрического пациента есть право во время лечения находиться на больничном листе в течение года для максимально эффективного лечения. В случае необходимости больному может быть дана II группа инвалидности для завершения лечения с переосвидетельствованием через год. Все этапы лечения для этих больных бесплатны, включая лекарственное обеспечение при проведении амбулаторного лечения и химиопрофилактики, санаторное лечение.
Для детей больных туберкулёзом и инфицированных, кроме больниц, существуют специализированные санаторные детские сады и ясли, санаторные школы, лесные школы. Кроме того, мать (родственник) больного ребёнка при госпитализации в стационар для ухода за ним имеет право на получение больничного листа на всё время пребывания в больнице (инструкция по выдаче больничных листов 1994 г.).
С 1995 г. на базе ряда санаториев для больных туберкулёзом взрослых открыты отделения для санаторного лечения медицинских работников, имеющих профессиональный контакт с больными туберкулёзом и представляющих группу повышенного риска по заболеванию туберкулёзом.
Кроме перечисленного, пациент туберкулёзного учреждения пользуется всеми правами человека и пациента, узаконенными в нашей стране Конституцией РФ и главным медицинским правовым документом - "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (1993г.). Он имеет право на информацию о состоянии своего здоровья: в статье 31 чётко расшифровано, что каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ним риске, возможных результатах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведённого лечения. Разумеется, в случае неблагоприятного прогноза информация должна быть сообщена больному, а если он не запретил, то и его родственникам или опекуну в максимально деликатной форме. Больной может непосредственно знакомиться со своей медицинской документацией и получать консультации по ней у других специалистов, по его желанию может получить копии медицинской документации. Этим чётко снимается вопрос о сокрытии врачом диагноза заболевания от больного, недомолвки по поводу предполагаемого лечения и возможных его результатах, а также часто встречающийся факт недоступности медицинской документации (в частности, истории болезни стационарного больного) для пациента. Выборочный опрос медицинских работников показал, что они не готовы предоставить документацию пациенту, а при таких попытках пытаются применить административные меры к больному. В этих ситуациях в случае юридического разбора всегда прав будет пациент.
Врач должен строить свои отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности, предпочитая всем прочим моделям взаимоотношений модель терапевтического сотрудничества. Он не должен обещать невыполнимого и обязан выполнять обещанное (этический кодекс Российского врача, 1994, ст. 9). Если пациент не достиг возраста 15 лет или является недееспособным, то все сведения о состоянии его здоровья в том же объёме должны быть предоставлены законным представителям пациента (опекуну, родителям). Единственная оговорка заключается в том, что эта информация не может быть предоставлена больному без его желания, насильно.
Информированное согласие на любое медицинское вмешательство (статья 32 "Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан") обязательно исключение составляют только экстренные случаи, когда сам пациент не может выразить свою волю, тогда в его интересах решение принимает консилиум или лечащий (дежурный) врач. Например, если у больного туберкулёзом вследствие назначения стрептомицина резко снизился слух, а врач при назначении не получил на применение этого аминогликозида информированное согласие, пациент может подать на врача в суд. Пациент или его представитель всегда может отказаться от медицинского вмешательства (и это их право) или потребовать его приостановки. В этом случае врач обязан разъяснить им возможные последствия отказа, удостовериться, что пациент осознал эту информацию, и оформить отказ письменно, с подписями больного (или его представителя) и своей. Если речь идёт о малолетнем или недееспособном больном, то в случае отказа его представителя от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, медицинское учреждение может даже обратиться в суд для защиты интересов пациента.
Существуют, однако, исключения, когда возможно оказание медицинской помощи и без согласия пациента. Это касается лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих. В отношении этой категории больных действует закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.).
В отечественном этическом кодексе существует трактовка права пациента на получение медицинской помощи, не ограниченной посторонними влияниями, в частности: "..не может быть никаких ограничений права врача на выписку любых препаратов в назначении любого лечения, адекватного, с точки зрения врача, и не противоречащего современным медицинским стандартам. Если необходимый, с точки зрения врача, вид медицинской помощи в настоящий момент недоступен по каким-либо причинам, врач обязан известить об этом больного или его родственников, в обстановке "терапевтического сотрудничества" принять решение о дальнейшей лечебной тактике" (Этический кодекс Российского врача, 1994, ст. 10), Это один из аспектов реализации ответственности врача за ход лечебного процесса.
Непререкаемо право пациента на конфиденциальность - сохранение информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья, диагнозе заболевания и других сведений, полученных в результате обследования и лечения больного и составляющих врачебную тайну. Из этого положения есть исключения: в частности, врач имеет право и обязан в случае выявления инфекционного заболевания информировать госсанэпиднадзор (заполнение экстренного извещения) без согласия пациента. То же относится к выявлению массовых отравлений и поражений, случаев, когда есть основания подозревать, что вред здоровью нанесён в результате противоправных действий или по запросу соответствующих органов, проводящих расследование или судебное разбирательство. Обязательно информируют родителей несовершеннолетних детей и опекунов недееспособных больных. Смерть больного не освобождает медицинского работника от обязанности хранить медицинскую тайну.
В рекомендациях Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и Совета международных медицинских ассоциаций (CIOMS) обращено особое внимание на проблему соблюдения морально-этических и правовых норм при организации и осуществлении противоэпидемических мероприятий. В этом вопросе постоянно имеется противоречие между интересами и правами пациента, с одной стороны, и интересами общества - с другой. В государствах с разным политическим строем - демократическим и тоталитарным - этот вопрос решают по-разному, В нашей стране во времена СССР существовал общественный (государственный) приоритет над личными интересами, в настоящее время в России правовые основы профилактической и противоэпидемической деятельности закреплены в Конституции РФ, "Основах законодательства РФ по охране здоровья граждан"(1993 г.), законах РФ "О защите прав потребителей" (1992 г.), "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (1993 г.), законе РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.). Поскольку инфекционные болезни, в отличие от соматических, представляют опасность не только для конкретного человека, но и для его окружения, профилактика и противоэпидемические мероприятия должны быть направлены на обеспечение эпидемиологического благополучия общества. По отношению к антропонозным заболеваниям, когда больной человек является источником заражения для окружающих, этично и оправдано проведение вакцинопрофилактики или принудительной изоляции больного в медицинском учреждении или по месту жительства с ограничением его права на свободу передвижения с эпидемиологической точки зрения. В этом случае государство в лице службы госсанэпиднадзора выполняет полицейские функции, ограничивая права и свободы больного, что предусмотрено Конституцией РФ (статья 55), согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Безусловно, контингент больных туберкулёзом по своему составу неоднороден, поэтому опасность таких больных по отношению к окружающим различна. Наиболее опасны больные с постоянным бактериовыделением их квартиру, дом, комнату в общежитии расценивают как очаг туберкулёзной инфекции, и в нём проводят все санитарно-профилактические мероприятия, а лиц, контактирующих с больным, ставят на учёт в ПТД для обследования и диспансерного наблюдения в группах риска. Тем не менее в РФ не существует законодательной основы для проведения принудительного лечения больных туберкулёзом, опасных в эпидемиологическом отношении, или их принудительной изоляции.
В "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" закреплено право каждого гражданина на отказ от медицинского вмешательства (статья 33), согласно которой этот гражданин должен быть информирован о последствиях такого отказа (оформляют в письменном виде, обязательно наличие подписей больного и медицинского работника). Так реализуется право гражданина на неприкосновенность его личности и свободу принятия решений в ситуациях, связанных с влиянием на здоровье, и ответственность за сделанный шаг. Одним из возможных последствий отказа от профилактических прививок может быть отстранение отказавшегося от выполнения профессиональных обязанностей (см. список "декретированных специальностей" Госсанэпиднадзора) или запрет на посещение детских дошкольных и школьных учреждений,
В "Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан" предусмотрены и такие случаи, когда медицинская помощь может быть оказана и без согласия гражданина (статья 34), если он страдает заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, что регламентируется санитарным законодательством, т.е. законом РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (1991 г.). К сожалению, (статья 24) этого закона недостаточно конкретна - она предусматривает медицинское наблюдение, а при необходимости лечение, обязательную госпитализацию и изоляцию (карантин) больных инфекционными заболеваниями, не уточняя понятия "необходимость". В случае заболевания туберкулёзом трактовка этого положения двусмысленна, и до выхода закона о туберкулёзе (находящегося пока в стадии разработки) принуждение пациента к лечению невозможно даже в случае его абсолютной опасности для окружающих. В связи с выполнением обязательств по соблюдению прав человека правовым государством ныне не существует стационаров для принудительного лечения больных данной нозологии. Более конкретно в этом документе говорится об обязательной вакцинопрофилактике туберкулёза (наряду с полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, корью и столбняком) и отстранении от работы носителей возбудителя инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты. В случае активного туберкулёза - отстранение от работы с выплатой пособия по социальному страхованию, ограничение в занятиях трудовой деятельностью при неактивном туберкулёзе в ряде специальностей, определённых списками Госсанэпиднадзора (инструкция о проведении обязательных профилактических медицинских осмотров на туберкулёз и порядке допуска к работе в некоторых профессиях лиц, больных туберкулёзом).
Более чётко по вопросу взаимоотношения врача и пациента и праву пациента на независимость личности говорится в Этическом кодексе Российского врача (документ Ассоциации врачей России, 1994 г.): "Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Врач должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы пациента, а в случаях, по медицинским показаниям требующих установления контроля за поведением пациента, строго ограничивать вмешательство рамками медицинской необходимости" (раздел 2, статья 8). Исходя из знания, что бацилловыделитель становится безопасным для окружающих максимум через 2 нед химиотерапии, должно определяться и максимальное время изоляции такого пациента, конечно, если нет других поводов для удлинения сроков его госпитализации (возникшие осложнения и др.), тем более что этический кодекс прямо указывает: "При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п. врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или его окружающим".
Знание этих законов, а также последнего Уголовного Кодекса РФ позволит врачам избежать ситуаций, в которых пациент предъявляет врачу обоснованные претензии к поведению и действиям. К сожалению, всё чаще возникают прецеденты, когда медицинский работник в этическом и правовом отношении действует безграмотно, за что ему приходится выплачивать немалые суммы на нанесённый моральный ущерб.
Поделитесь информацией в своем блоге, в соц. сети. со своими посетителями!
Инвалидность при туберкулезе
- 18.09.2014
Туберкулез – это болезнь, которая вызывается туберкулезными микобактериями. Чаще всего при заболевании туберкулезом поражаются органы дыхания.
Важной составляющей в лечении этого заболевания является превентивная профилактика. А по факту заболевания – комплексная реабилитация.
Законодательством предусмотрены меры социальной поддержки больных туберкулезом. К таковым относится и установление инвалидности больным с последующим оформлением пенсии.
Поскольку процедура получения инвалидности по данному заболеванию достаточно непростая, не лишним будет обращение за юридической консультацией к специалистам.
Конечно, в первую очередь необходимо пройти медицинское обследование, включающее ряд специальных исследований, таких как: рентгенография (флюорография), общие анализы, сдача мокроты на ПЦР, биопсия, иммунография, определения статуса функционирования органов дыхания и кровообращения и другие. Это направлено на установление степени нетрудоспособности больного, которая зависит от сложности заболевания, длительности протекания и т.д.
Поскольку процедура получения инвалидности по данному заболеванию достаточно непростая, не лишним будет обращение за юридической консультацией к специалистам, где специалист поможет определить предполагаемую группу инвалидности, на которую больной может рассчитывать. Визит адвокату лучше нанести после получения на руки результатов обследования.
Во время установления группы большое значение имеют возраст больного, пол, место и условия проживания, семейное и материальное положение, образование, условия труда у работающих, профессия, наличие стрессовой ситуации, пребывание в заключении.
Направление на МСЭ дают только тем гражданам, у которых наблюдаются следующие проявления:
Врачебная комиссия может установить больному статус временной нетрудоспособности или одну из трех групп инвалидности. Причем, при разных формах туберкулеза органов дыхания. На это существуют специальные инструкции.
Временная нетрудоспособность устанавливается на время лечения, после которого выписываются рекомендации по условиям трудовой деятельности.
2 группа устанавливается больным, у которых сохраняется активный характер болезни, требующей специального лечения наличие осложнений, которые повлекли за собой ограничение в трудовой деятельности 2,3 степени и в передвижении и самообслуживании – 1,2 степени.
3 группа дается больным с вялотекущем течением болезни, у которых имеются некоторые противопоказания в трудовой деятельности, ограничения в трудовой деятельности 1 степени, в передвижении и самообслуживании – 0-1 степени.
При наличии очагового туберкулеза присваивается только 3 группа.
Инвалидность присваивается болеющим этой формой после окончания успешного лечения, которые трудятся в противопоказанных условиях или видах труда, когда нет возможности трудоустроиться согласно рекомендациям комиссии.
Больные с умеренными нарушениями дыхательных функций с ограничениями в труде 1 степени, в самообслуживании и передвижении – 0-1 степени.
Если больной студент, то ему определяется 3 группа инвалидности на период получения образования и возможной для него профессии.
Таким же образом определяются группы и при других формах заболевания
Льготы больным туберкулезом
- Больничный лист от 9 до 12 месяцев с гарантией сохранения места работы.
- Пособие по соцстрахованию.
- Бесплатное лекарственное обеспечение согласно специальному перечню.
- Бесплатное лечение в специализированных санаториях с оплатой проезда к месту лечения и обратно, а также оплата проезда сопровождающего – раз в год.
- Если есть открытая форма туберкулеза – предоставление жилья вне очереди.
Пенсии больным туберкулезом
Пенсии больным туберкулезом начисляются согласно имеющейся группы. Это может быть как социальная, так и трудовая пенсия.
Напоминаем, что социальная пенсия на сегодняшний день составляет:
Трудовая пенсия по инвалидности - базовый размер (фиксированный)
Понравилось? Поделись с друзьями!
Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда»,
при содействии пресс-службы ВВ МВД Республики Беларусь.
В эти дни внутренние войска МВД Республики Беларусь отмечают 15-ю годовщину со дня своего образования. «Красная звезда» обратилась к заместителю министра внутренних дел – командующему внутренними войсками Республики Беларусь генерал-майору Валерию ГАЙДУКЕВИЧУ с просьбой рассказать о сегодняшнем дне внутренних войск, о том, чем и как живут стражи правопорядка.
- В марте 1992 года 43-я конвойная дивизия внутренних войск МВД СССР, дислоцировавшаяся на территории Белоруссии, была преобразована в Управление внутренних войск МВД Республики Беларусь. С тех пор прошло 15 лет…
- Действительно все так и было. А 3 июня 1993 года был принят закон Республики Беларусь «О внутренних войсках МВД Республики Беларусь». В ноябре 1994 года в него были внесены поправки в связи с введением в стране института президентства. Сегодня внутренние войска – это государственная военная организация, предназначенная для защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства, конституционного строя, безопасности и суверенитета Республики Беларусь от преступных и иных противоправных посягательств. Основными задачами внутренних войск являются:
- оказание содействия органам внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности, режима чрезвычайного положения, военного положения
- охрана исправительных колоний, лечебных исправительных учреждений, лечебно-трудовых профилакториев и осуществление совместно с их администрациями надзора за осужденными и лицами, содержащимися в лечебно-трудовых профилакториях
Визитная карточка
Гайдукевич Валерий Владимирович родился 19 января 1953 года в поселке Бегомль Минского района Минской области. В 1974 году окончил Рязанское высшее военное дважды Краснознаменное воздушно-десантное училище, в 1985 году - Военную академию имени М.В. Фрунзе, в 2000 году - факультет переподготовки и повышения квалификации Академии Генерального штаба ВС Российской Федерации, в 2005-м - Академию управления при президенте Республики Беларусь. С 1980 по 1982 год выполнял интернациональный долг в Республике Афганистан. Кавалер орденов Красная Звезда и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».
- конвоирование и охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей
- участие в розыске лиц, совершивших побег из-под охраны и надзора в исправительных учреждениях, от войсковых караулов при конвоировании
- охрана особо важных государственных объектов и специальных грузов
- обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся авиационных боеприпасов, других неразорвавшихся боеприпасов в населенных пунктах, проведение работ по проверке сообщений об установке взрывных устройств, их обнаружению, обезвреживанию и уничтожению на всей территории Республики Беларусь
- участие в территориальной обороне Республики Беларусь.
На современном этапе внутренние войска МВД Республики Беларусь представляют собой слаженную высокомобильную военную организацию, способную выполнить поставленные задачи согласно служебно-боевому применению.
- Товарищ командующий, на боевых знаменах подчиненных вам соединений и частей вышит девиз «Долг, Честь, Отечество!» Это символ и основа служебно-боевой деятельности войск правопорядка?
- Эти слова определяют военно-этические ценности военнослужащих внутренних войск, соответствующие военной присяге как клятве на верность служения своему Отечеству. Они стали девизом внутренних войск и лежат в основе воспитания у военнослужащих высоких боевых и морально-психологических качеств, которые традиционно присущи военнослужащим внутренних войск.
- Где и каким образом проходят подготовку будущие офицеры внутренних войск?
- Подготовку осуществляет факультет внутренних войск Военной академии Республики Беларусь. Он был создан в январе 1993 года при Минском высшем военном командном училище и за время своего существования подготовил более 600 высококвалифицированных офицеров. На протяжении всего существования факультет прочно удерживает в академии лидирующие позиции как по учебно-научной деятельности, так и по спортивно-массовой работе. В настоящее время выпускники факультета занимают практически все командные должности в звене «рота – батальон». Кроме этого подготовку офицеров-специалистов осуществляют и другие факультеты академии, такие как автомобильный, тыловой, связи и АСУ.
Высшее военное образование офицеры получают на командно-штабном факультете и с 2006 года – на факультете Генерального штаба Военной академии Республики Беларусь. С 1999 года подготовка будущих офицеров узких специальностей осуществляется в высших военных учебных заведениях Российской Федерации. Подготовка младших командиров и специалистов из числа военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, осуществляется в учебных подразделениях войск.
- Валерий Владимирович, в 1999 году сформирован СОБР внутренних войск. Что он представляет собой сегодня, какие задачи решает?
- В целях реализации декрета президента Республики Беларусь «О неотложных мерах по борьбе с терроризмом и иными особо опасными насильственными преступлениями» во внутренних войсках был создан специальный отряд быстрого реагирования. Отряд выполняет служебно-боевые задачи во взаимодействии с подразделениями министерства внутренних дел, комитетом по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, криминальной милицией, уголовным розыском, управлением нравов и незаконного оборота наркотиков, спецподразделением «Стрела» и органами прокуратуры. Являясь самым молодым спецподразделением в республике, СОБР уже успел занять достойное место в структуре министерства внутренних дел. На счету его бойцов более тысячи специальных операций, в результате которых задержаны более 1.300 человек по подозрению в совершении преступлений. Изъято 654 единицы холодного оружия, 130 единиц огнестрельного оружия, 83 килограмма взрывчатых веществ, более 32 килограммов различных наркотических веществ. В доход государства возвращено денег и имущества на сумму более 15 миллионов долларов США. За мужество и самоотверженность, проявленные при выполнении служебно-боевых задач, 12 военнослужащих СОБРа награждены высокими государственными наградами – орденами «За личное мужество» - 3 человека, «За службу Родине» - 1 человек, медалями «За отвагу» - 8 человек, «За отличие в охране общественного порядка» - 2 человека.
- 3-я отдельная Краснознаменная бригада специального назначения ВВ МВД – единственное соединение в силовых структурах Республики Беларусь, на базе которого военнослужащие удостаиваются чести пройти квалификационные испытания на право ношения крапового берета. Не могли бы вы более подробно рассказать об элите спецназа?
- На современном этапе бригада специального назначения по праву считается авангардом внутренних войск. Символом мужества, чести и достоинства бойцов спецназа является краповый берет. Пройти серьезные квалификационные испытания и получить этот знак отличия для военнослужащих – способ самоутвердиться, доказать в первую очередь себе, что ты можешь практически все, способен достичь невозможного. Традиционно испытания на право ношения крапового берета проходят дважды в год в 4 этапа. На первом этапе оценивается общефизическая подготовка (подтягивание на перекладине, акробатические упражнения — сальто с разбега, прыжок в кувырке через окно — боевые приемы и броски, бег на 100 и 3.000 метров). На второй день военнослужащие в ходе 50-километрового марш-броска выполняют различные служебно-боевые задачи. Третий этап, который проходит в учебном центре внутренних войск, – один из самых сложных. На пути испытуемых болото, колючая проволока, барьеры, деревянные стены, бетонные щиты, «зараженный» участок с капканами, натянутой проволокой, огненно-штурмовая полоса, канатная переправа. Преодолев все эти преграды, претенденты выполняют упражнения учебных стрельб из гранатомета, пулемета, автомата, снайперской винтовки, пистолета, десантируются на ходу из автомобиля. Заключительным этапом является четвертый. Все, кто остался в строю, должны выдержать 12-минутный спарринг с четырьмя сменяющими друг друга через три минуты «противниками», в роли которых выступают обладатели краповых беретов.
Кроме военнослужащих соединений и воинских частей внутренних войск, пройти квалификационные испытания по решению Совета краповых беретов могут и сотрудники органов внутренних дел, а также представители других подразделений специального назначения Республики Беларусь.
- Валерий Владимирович, не последнюю роль в вопросе боеготовности подразделений внутренних войск играют аспекты материально-технического обеспечения. Чем вооружены и экипированы сегодня военнослужащие, какую технику используют при выполнении поставленных задач? Каким образом решаются вопросы поставки в войска современных образцов ВВТ?
- Важность задач, выполняемых внутренними войсками, их весомый вклад в обеспечение внутренней безопасности страны предопределили появление в 2004 году государственной программы перевооружения внутренних войск, утвержденной главой государства. Целью программы является оснащение частей и подразделений современными образцами вооружения и специальной техники, обеспечивающими выполнение служебно-боевых задач, повышение боевой готовности войск.
Необходимо отметить, что безопасность военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач является приоритетным направлением в работе командования. Большое внимание уделяется экипировке военнослужащих современными средствами защиты. В 2006 году соединения и воинские части закупили более 1.400 бронежилетов различных классов защиты, 900 противоударных шлемов и 1.900 комплектов противоударных щитков для защиты конечностей, что позволило укомплектовать подразделения средствами защиты и активной обороны и значительно снизить степень травматизма.
- Не менее важны и вопросы социально-правовой защищенности военнослужащих, их бытовой обеспеченности. Насколько уверенно офицеры внутренних войск чувствуют себя сегодня в повседневной жизни? Удовлетворены ли они уровнем денежного содержания, обеспеченностью благоустроенным жильем? Существуют ли у вас какие-либо дополнительные льготы для военнослужащих внутренних войск?
- Военнослужащие внутренних войск имеют одинаковые льготы с военнослужащими вооруженных сил, других войск и воинских формирований, которые определены законодательными актами Республики Беларусь. Каких-либо дополнительных социальных льгот не предусмотрено. Мы понимаем, какие бы важные задачи ни решали внутренние войска, главным всегда был и остается человек – его здоровье, благополучие, жилье, комфортные условия в местах несения службы. Решение жилищной проблемы является одним из главных направлений в деятельности командования внутренних войск. В войсках существует и успешно выполняется на практике программа «Жилье». В рамках ее реализации с 1999 года на территории военных городков соединений и воинских частей внутренних войск построено 10 служебных домов. Начато строительство 102-квартирного дома на территории бригады специального назначения в Минске. Военнослужащие, не имеющие своего жилья, получают денежную компенсацию за поднаем жилых помещений. Что же касается денежного довольствия, то с улучшением экономического положения в стране растет и заработная плата военнослужащих.
- Не так давно вы находились с рабочим визитом в Москве, где решали вопросы дальнейшего развития сотрудничества с Российскими коллегами. Вы остались довольны поездкой? Какие аспекты двустороннего сотрудничества развиваются наиболее успешно, а чему вам хотелось бы уделить более пристальное внимание?
- Я скажу так. У нас сложились уважительные отношения с внутренними войсками Российской Федерации. Помимо встречи с главнокомандующим внутренними войсками я провел встречу с командованием Московского округа внутренних войск, где было решено разработать и провести совместное учение на территории Смоленской области в этом году. Пользуясь случаем, хотел бы поздравить военнослужащих внутренних войск Российской Федерации, ветеранов с профессиональным праздником - Днем внутренних войск. Пожелать добра, мира, счастья и благополучия.
Отдельные льготы и порядок их предоставления военнослужащим внутренней и пограничной охраны НКВД СССР в 30-х годах XX в
(Волков Д. В. Мартимьянов К. И.) ("Военно-юридический журнал", 2009, N 12) Текст документа
ОТДЕЛЬНЫЕ ЛЬГОТЫ И ПОРЯДОК ИХ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИМ ВНУТРЕННЕЙ И ПОГРАНИЧНОЙ ОХРАНЫ НКВД СССР В 30-Х ГОДАХ XX В.
Д. В. ВОЛКОВ, К. И. МАРТИМЬЯНОВ
Волков Д. В. начальник кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, доцент, кандидат юридических наук.
Мартимьянов К. И. помощник начальника Пермского военного института внутренних войск МВД России по правовой работе - начальник юридической службы, адъюнкт.
Вопрос предоставления военнослужащим льгот (социальных гарантий и компенсаций) на всех этапах развития внутренних войск МВД России оставался и остается актуальным. В данной статье мы рассмотрим отдельные льготы, которые были предусмотрены в 30-х годах XX в. для военнослужащих внутренней и пограничной охраны НКВД СССР. Прежде всего хотелось бы сказать, что под льготами понимается предоставление кому-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения. -------------------------------- Словарь справочной правовой системы.
В 1933 г. старший помощник прокурора Верховного Суда СССР - военный прокурор РККА С. Н. Орловский отметил: "Вопрос укрепления революционной законности имеет большое политическое значение для боеспособности Рабоче-крестьянской Красной армии. Призванному в армию рабочему и крестьянину правительство предоставляет ряд льгот. Эти льготы предоставляются в целях поддержки семьи призванного военнослужащего на время его пребывания в рядах РККА и имеют для него большое значение. Исполнение на местах законов о льготах дает военнослужащему полную уверенность в том, что советская власть, в то время как он выполняет свой долг перед социалистическим отечеством, заботится о его семье, помогает ей". -------------------------------- Виноградов Н. А. Юрковский Е. П. Сычев Б. А. Справочник по льготам военнослужащим и военнообязанным и их семьям. Государственное издательство "Советское законодательство", 1933. С. 4.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим порядок предоставления льгот военнослужащим, являлся Кодекс о льготах для военнослужащих и военнообязанных Рабоче-крестьянской Красной армии и их семей (далее - Кодекс о льготах). В соответствии со ст. 1 Кодекса о льготах к военнослужащим РККА относились и военнослужащие войск ОГПУ и конвойных войск. -------------------------------- Свод законов СССР. 1930. N 23. Ст. 253. Свод законов СССР. 1930. N 48. Ст. 497.
Чтобы поставить военнослужащих и членов их семей в наиболее благоприятные жилищно-бытовые условия, были установлены особые жилищные льготы. За военнослужащими кадрового рядового состава срочной службы в течение первых трех месяцев службы сохранялась жилая площадь, которую они занимали до поступления на службу. В дальнейшем до возвращения их со службы эта площадь использовалась местными Советами в порядке, устанавливаемом законодательством союзных республик. По возвращении со службы эти военнослужащие имели право занять жилую площадь, которую они занимали до поступления на службу. Лица, проживающие на этой площади во время нахождения военнослужащего на службе, обязаны были ее освободить не позднее двухнедельного срока. Эта льгота могла быть использована в течение шести месяцев со дня увольнения военнослужащего (ст. 93 Кодекса о льготах). Это право предоставлялось также и кадровому младшему начальствующему составу срочной службы. При оставлении на сверхсрочную службу кадрового рядового и младшего начальствующего состава это право утрачивалось. На территории РСФСР эта льгота применялась в соответствии с Инструкцией, утвержденной Народным комиссариатом коммунального хозяйства РСФСР от 29 декабря 1932 г. Параграфы 7 и 8 данной Инструкции предусматривали: "В случае отказа вселенных по временным ордерам лиц добровольно освободить занимаемую ими жилую площадь по требованию демобилизованных, лица эти подлежат в любое время года выселению в административном порядке без предоставления другой жилой площади, транспортных средств и отсрочки. Выселение производится органами милиции по требованию демобилизованных. К требованию о выселении демобилизованный прилагает справку подлежащего жилищно-коммунального органа, содержащую необходимые сведения, подтверждающие право демобилизованного на сохраняемую за ним жилую площадь. В тех случаях, когда дом, в котором жили лица, призванные в РККА, к моменту их возвращения окажется уничтоженным пожаром, демобилизованному предоставляется безусловное право на получение от жилищно-коммунального органа вне всякой очереди другой жилой площади, если требование об этом будет заявлено в течение шести месяцев со времени возвращения демобилизованного из РККА". Военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего начальствующего состава срочной службы) имели право на сохранение жилой площади на все время прохождения ими курса в военно-учебных заведениях, нахождения в лагере, в длительной командировке или на стажировке при условии, что за ними сохранены штатные должности. Если в указанных случаях военнослужащие не сохраняли своих штатных должностей, то жилая площадь за ними не сохранялась (ст. 97 Кодекса о льготах). Статья 92 Кодекса о льготах предусматривала: "Военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы), а также военнослужащие рядового состава сверхсрочной службы имеют право получить для себя и совместно с ними проживающих членов семьи жилую площадь из общего жилищного фонда местных Советов наравне с рабочими. Кроме того, военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего) имеют право получить для себя и совместно проживающих с ними членов семьи жилую площадь из особого жилищного фонда, бронируемого для этой цели местными Советами". Как правило, такой фонд местными Советами не создавался, а вся жилая площадь, предназначенная для начальствующего состава кадра РККА, передавалась местными Советами квартирно-жилищным органам, которые и распределяли эту жилую площадь между лицами начальствующего состава. -------------------------------- Виноградов Н. А. Юрковский Е. П. Сычев Б. А. Справочник по льготам военнослужащим и военнообязанным и их семьям. Государственное издательство "Советское законодательство", 1933. С. 83.
Если военнослужащий кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы) вселился на жилую площадь своей семьи, проживающей отдельно от него, то он имел право получить для себя жилую площадь в первую очередь перед всеми другими жильцами того же дома (жакта, треста), в случае освобождения в нем площади (ст. 94 Кодекса о льготах). В соответствии со ст. 99 Кодекса о льготах семьи военнослужащих кадрового рядового и младшего начальствующего состава срочной службы, если в составе семьи нет лиц, имеющих самостоятельный постоянный заработок, платят квартирную плату наравне с рабочими, имеющими наименьший месячный заработок, т. е. по наименьшей ставке, установленной для данного города или местности. Циркуляром НККХ РСФСР от 25 октября 1933 г. и Циркуляром НКВМ 1933 г. N 41 было определено: "В случае, когда в результате призыва у семьи призванного образовались внутрикомнатные (не подлежащие изъятию) излишки, последние оплачиваются в ординарном размере в течение всего времени прохождения призванным срочной службы и сверх того в течение шести месяцев со дня его демобилизации или досрочного увольнения". Военнослужащие кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы), военнослужащие рядового состава сверхсрочной службы и семьи этих военнослужащих, находящиеся на их иждивении, приравнивались в отношении квартплаты к рабочим. При этом квартирная плата исчислялась только с основного оклада жалованья военнослужащего (ст. 98 Кодекса о льготах). Постоянное содержание военнослужащих среднего, старшего и высшего начальствующего составов состояло из категорного (основного и должностного окладов). Если военнослужащий кадрового начальствующего состава (кроме младшего срочной службы) был направлен для прохождения курса в военно-учебное заведение или находился в лагере, в длительной командировке или на стажировке, то за жилую площадь в домах, где квартирная плата взималась по ставкам местных Советов, занимаемую им как в месте постоянного жительства, так и в месте временного пребывания, он оплачивал лишь половину квартплаты. Эта льгота предоставлялась только при условии, если военнослужащему не было отведено жилой площади бесплатно в месте временного пребывания (ст. 100 Кодекса о льготах). Льготы в области образования устанавливались в целях наибольшего содействия получению образования военнослужащими. Военнослужащие кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) принимались в высшие учебные заведения, в школы и на курсы для взрослых и на рабочие факультеты на одинаковых основаниях с рабочими. При этом для приема на рабочие факультеты время пребывания на военной службе приравнивалось к стажу физического труда. Эта льгота могла быть использована до истечения одного года со времени увольнения в долгосрочный отпуск, запас или вовсе от службы (ст. 113 Кодекса о льготах). На основании Циркуляра НКВМ 1930 г. N 34/2 поступление военнослужащего кадрового состава в гражданское учебное заведение допускалось только при условии разрешения командира отдельной части или учреждения. Посещение занятий разрешалось в свободное от службы и нарядов время. Обучение военнослужащего в том или ином гражданском учебном заведении не могло служить препятствием к служебному переводу к новому месту службы. В соответствии со ст. 114 Кодекса о льготах военнослужащие кадрового рядового и начальствующего состава (кроме долгосрочно-отпускных) освобождались от платы за обучение в учебных заведениях. Льготы в области здравоохранения. Как правило, военнослужащие пользовались всеми видами медицинской помощи в военно-санитарных учреждениях. В соответствии со ст. 102 Кодекса о льготах военнослужащие и военнообязанные, которые должны обслуживаться военно-санитарными учреждениями, пользовались всеми видами медицинской помощи, включая отпуск лекарств, в учреждениях гражданских органов здравоохранения, на одинаковых основаниях с застрахованными рабочими, если в данной местности не было соответствующих военно-санитарных учреждений или если в них не было соответствующих отделений, либо специального оборудования.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!