Проблемы льготного лекарственного обеспечения субъектах рф
Проблемы лекарственного обеспечения населения, имеющего право на льготы Медицина. Курсовая
Выдержка
мбулаторной карте больного и направить информацию об утере рецепта в фармацевтическую организацию.
Можно ли получить бесплатно свои лекарственные средства во время лечения в стационаре? Лекарственное обеспечение в стационаре предоставляется в рамках Программы государственных гарантий в соответствии с вашим диагнозом. Поэтому дополнительно лекарственных средств, предусмотренных при амбулаторном лечении, Вам не понадобится.
Если нужного лекарства не будет в аптеке, дадут ли другое лекарство или нет? Вам предложат синоним лекарственного средства, с таким же фармакологическим действием.
При использовании лекарств на сумму не более 500 рублей в месяц. Можно ли ежемесячно получать деньгами разницу между суммой единовременной денежной выплаты и фактическими затратами на мои лекарства? Нет. Дополнительное лекарственное обеспечение организовано по страховому принципу: в федеральном бюджете предусмотрена определенная сумма средств, рассчитанная по среднему нормативу на одного человека. Фактические затраты на лекарственные средства для каждого льготника могут быть и 100 рублей, и 100000 рублей в месяц, в зависимости от заболевания. Возмещение денежных средств в данном случае не предусмотрено
Почему лекарственные средства по бесплатным рецептам отпускаются не всеми аптеками? Лекарственные средства по бесплатным рецептам отпускаются только теми аптечными учреждениями, которые включены в перечень, утвержденный Департаментом здравоохранения Вашего региона.
Почему рецепты на некоторые лекарственные средства ставятся на отсроченное обеспечение? В случае временного отсутствия лекарственного средства в аптеке фармацевтический работник обязан:
- принять меры для обеспечения гражданина через региональную аптечную базу
- организовать в течение срока, определенного нормативными документами и договором с федеральным поставщиком, отсроченное обслуживание гражданина. Период ожидания исполнения рецепта не может превышать 10 рабочих дней. В случае невозможности осуществления отсроченного отпуска лекарственного средства аптечное учреждение должно незамедлительно сообщить об этом гражданину.
Однако, несмотря на рост выделяемых средств на программу ДЛО-ОНЛС, к ней имелось много претензий как со стороны пациентов, так и со стороны властей, законодателей. За время реализации программа неоднократно претерпевала изменения, но самая значительная модернизация произошла в 2008 г.
- в отдельную группу были выделены 7 высокозатратных нозологий – заболеваний, требующих проведения дорогостоящей терапии
- с 2008 г. в соответствии с Федеральным законом от 18.10.2007 №230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» субъектам РФ переданы полномочия по проведению аукционов на размещение государственного заказа на поставку необходимых ЛС отдельным категориям граждан при предоставлении государственной социальной помощи и организации лекарственного обеспечения.
Кроме этого, к мероприятиям, связанным с модернизацией программы в 2008 г. можно отнести:
- внедрение методов стандартизации медицинской помощи, что позволит повысить прогнозируемость затрат на медицинскую помощь, оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан РФ
- совершенствование контрольно-надзорных мероприятий.
При этом модернизация предполагала не только передачу финансовых возможностей, но и передачу ответственности за лекарственное обеспечение в субъектах РФ.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в 2008 г. было разделено на две части:
- централизованные закупки – по 7 высокозатратным нозологиям
- региональные закупки.
Изменилась схема лекарственного обеспечения: полномочия по лекарственному обеспечению делегировались в субъект РФ, при этом объем средств не сокращался, а увеличивался (Федеральный закон от 18.10.2007 №230-ФЗ). Закупки (как централизованные, так и региональные) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществлялись методом аукциона.
Предполагается, что новая конфигурация программы ОНЛС позволит:
- закрепить границу прав и ответственности Федерального центра и региональных властей в части организации и контроля реализации программы ОНЛС
- повысить прозрачность и предсказуемость управленческих решений, касающихся реализации программы
- увеличить ресурс контроля над деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи.
Передача полномочий в субъекты РФ сыграла определенную роль в стабилизации лекарственного обеспечения, значительно снизилась доля отсроченного обеспечения.
В субъектах РФ стали уделять больше внимания администрированию программы. В то же время проблемы в реализации программы ОНЛС остаются, это:
1) снижение уровня финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за счет бюджетов субъектов РФ (в соответствии с ПП РФ № 890, целевыми программами)
2) проблема качества определения потребности (составления заявки) в ЛС, а также качества и эффективности проведения аукционных процедур в рамках закупок, производимых субъектами РФ
3) проблемы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми потоками, выпиской ЛС
4) проблемы информационного взаимодействия участников реализации программы ОНЛС
5) проблемы централизованных закупок:
• большое количество дополнительных заявок от субъектов РФ после проведения аукциона и подписания государственных контрактов, отсутствие четкого механизма определения потребности субъектов РФ в дорогостоящих ЛС
• отсутствие эпидемических расчетов (ожидаемое количество пациентов по каждой нозологии)
• некорректное ведение регистра пациентов субъектами РФ
• отставание в оформлении документации по приемке ЛС в рамках поставок по высокозатратным нозологиям (особенно в начале 2008 г.)
• недостаточно разработанная нормативно-правовая база
• наличие значительных остатков ЛС, возникших вследствие неправильного определения потребности
• проблемы с ограниченными сроками годности ЛС и др.
Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования лекарственного обеспечения.
Льготное лекарственное обеспечение в ХМАО (г.Мегион)
Положительный аспект
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в Югре льготная категория граждан будет обеспечена всеми необходимыми лекарственными препаратами. Об этом заявил начальник управления лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения автономного округа Андрей Попов.
–Каждый шестой из 1,5 миллиона жителей Югры имеет право на льготное лекарственное обеспечение по той или иной программе, – отметил он.
По информации «Центра медицинской профилактики», в автономном округе около 45 тысяч «федеральных» льготников, почти 215 тысяч «региональных» и более 500 человек состоит в Реестре по заболеваниям, лечение которых требует очень высоких материальных затрат. В перечне бесплатных лекарственных препаратов, которые используются для лечения льготной категории граждан, входят более 1000 торговых наименований лекарств.
По словам Андрея Попова, средств на обеспечение необходимыми лекарственными средствами льготной категории населения сегодня достаточно, осталось рационально их тратить. Однако могут возникнуть другие проблемы, связанные с отсутствием на фармацевтическом рынке и с задержкой регистрации препаратов, так как лекарственное обеспечение – это сложнейшая система с огромным количеством участников, каждый из которых имеет свой уровень подготовки и стиль работы. Ни одна аптека не может себе позволить держать весь ассортимент лекарств, поэтому пациент должен подойти в аптеку, предъявить рецепт, аптека закажет препарат и в течение 10 дней по закону получить препарат.
– Система, безусловно, далека от идеала. Совершенно очевидно, что не может каждый из 250 тысяч «льготников» быть полностью удовлетворён лекарственным обеспечением. Поэтому, наш регион выступил с инициативой стать пилотной территорией по внедрению системы лекарственного страхования, – отметил начальник управления. – Эта система проверена и эффективно работает во многих странах мира.
Данная система позволит привязать факт получения лекарств не к социальной услуге, как сейчас, наравне с оплатой проезда и правом на санаторий, а к процессу лечения: выписал врач рецепт, аптека отпустила лекарство и получила компенсацию за отпущенное лекарство. Законодательно будет определён перечень лекарств, импортные препараты будут максимально заменены на отечественные такого же качества, цена на них будет фиксирована и компенсация будет только на эту цену.
Таким образом, система лекарственного обеспечения льготных категорий постоянно совершенствуется, обеспечивая доступную и качественную медицинскую помощь жителям Ханты-Мансийского автономного округа.
Принят Закон Ханты-Мансийского АО от 23 июня 2000 г. N 59-оз "Об организации лекарственного обеспечения населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (с изменениями от 13 февраля, 17 апреля 2001 г. 8 октября, 31 декабря 2004 г.)
Решением Думы города Мегиона от 31.01.2008 № 402 принята Городская целевая программа «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории муниципального образования городской округ город Мегион на 2008-2010 годы».
Подписано Соглашение между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием о взаимодействии по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и совершенствования муниципальной системы здравоохранения в автономном округе на 2008 - 2010 годы №04 113-08 от 11 марта 2008 года.
Действующая городская целевая программа, принятая Решением Думы города Мегиона от 27.01.2006 г. №121 «Комплексные меры по противодействию распространению инфекционных заболеваний социального характера на 2006-2008 гг.».
Действующее Постановление главы города №791 принятое 20.11.2007 «О проведении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезоне 2007-2008 г. на территории города Мегиона».
Действующее Постановление главы города от 18.05.2006 № 230 «О координационном совете по исполнению программ реализации приоритетных национальных проектов на территории городского округа город Мегион».
Действующий Регламент взаимодействия участников программы по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО) за счёт средств федерального бюджета и лекарственного обеспечения за счёт средств регионального бюджета (РЛО) по г. Мегион утверждённый 02.04.2007.
Постановление главы города от 29.04.2008г. № 294 «Об организации и проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 – 2009 годах в городском округе город Мегион».
Приказами Управления здравоохранения утверждены графики проведения углублённых медицинских осмотров, дополнительной диспансеризации работающих граждан по муниципальным лечебным учреждениям, издан совместный приказ управления здравоохранения администрации города и территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Мегиону.
Издан приказ Департамента здравоохранения ХМАО № 420 от 15 сентября 2009 г «Об актуализации Регистра отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за счёт средств бюджета автономного округа и Регистра медицинских работников, полномочных осуществлять выписку льготных рецептов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Проводится еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный мониторинг исполнения проекта на уровне управления здравоохранения и заместителя главы города по социальной политике.
В рамках реализации программных мероприятий городской целевой программы «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории муниципального образования городской округ город Мегион на 2008–2010 годы» из бюджета города (текущее финансирование) поступило – 3 714,9 тыс. руб.
Доведенный лимит средств на дополнительное лекарственное обеспечение 1-го полугодия составляет 3 702,19 тыс. рублей, выписано 7177 рецепта на 3 095,6 тыс. руб. исполнение составило 83,6% от лимита.
Доведенный лимит на региональное лекарственное обеспечение составляет 11 429,07 тыс. руб. выписано 21394 рецепта на 9631,4 тыс. руб. исполнение лимита 84,3%. Остатки лимита по лекарственным средствам перешли на 2-ое полугодие. Федеральные поставки дорогостоящих лекарственных препаратов совершены на сумму 6 529,4 тыс. рублей (180 рецептов).
Работа в системе ДЛО осуществляется под контролем заместителей главных врачей ЛПУ, отдела управления здравоохранения администрации города. Практикуется индивидуальный подход при возникновении не стандартной ситуации, в некоторых случаях используются стационар замещающие технологии (дневной стационар). Отсроченных рецептов нет.
В 2010 году проведено 2 социологических опроса населения. По результатам опроса (167 респондентов) в городском округе по вопросам реализации национального проекта в сфере здравоохранения, можно отметить улучшение показателей в плане знаний о национальных проектах, а также оценке качества оказываемых медицинских услуг в сравнении с проведённым опросом в мае 2009 года. Увеличился процент реципиентов твёрдо знающих о национальных проектах – 58,6%
Так же увеличилось количество удовлетворённых качеством оказываемых медицинских услуг:
в основном удовлетворены –74,6% (в мае 2009 года – 56,1%),
полностью удовлетворены – 24%,
всегда не удовлетворены – 1,4% (в мае 2007 год – 2,3%).
Проблемы
Данный раздел начнем с письма пенсионера Президенту Российской Федерации.
Май 28, 2009 – 21:34 – Бондаренко Юрий.
Уважаемый президент Российской Федерации Анатолий Дмитриевич! Простите меня, что я отрываю Вас от важных дел. Хочу поблагодарить Вас за Вашу заботу о нас пенсионерах и инвалидах, огромное Вам спасибо! Но чиновники от здравоохранения подрывают Ваши благородные помыслы и старания. Плохо снабжают льготными лекарствами на федеральном уровне. За май месяц 2009 года я, инвалид второй группы, получил одну коробочку таблеток, которые мне не нужн. а у меня давление 220/120, без таблеток, понижающих давление, я не могу жить. У меня аритмия, дважды запускали мне сердце. Не дают таблеток, которые держат ритм сердца. У меня был инфаркт. Моя жизнь без лекарств, поддерживающих мое нормальное состояние, не возможна. Лекарства в аптеке последнее время очень подорожали и приходится тратить большую часть пенсии многое еще можно написать и пожаловаться но я не хочу отнимать Ваше драгоценное время. Прошу ,Вас, Анатолий Дмитриевич помогите, только на Вас вся надежда. Заранее благодарен Вам инвалид второй группы Бондаренко Юрий Александрович.
С бесплатными лекарствами в Мегионе сложилась очень странная ситуация.
Возникли перебои с лекарственными препаратами по льготным рецептам, и люди не могут их получать.
Причин несколько. Во-первых, централизованные поставки медикаментов для лечения так называемых «федеральных» льготников (а это инвалиды, больные определенной группой заболеваний, требующих дорогостоящего лечения) начались не с начала года, а в апреле. Таким образом, практически три месяца больные обеспечивались льготными лекарствами за счёт региональных поставок. Что в свою очередь привело к дефициту некоторых видов медпрепаратов, поставляемых для «региональных» льготников.
Немаловажно то, что большое число льготников в этом году сделали выбор между соцпакетом и деньгами, отказались от федерального набора социальных услуг и из числа «федеральных» льготников перешли в региональные. Отказать им в льготном лекарственном обеспечении по окружному списку не имеют права.
Нельзя отрицать и ошибок в планировании лекарственных поставок со стороны МЛПУ №1. Сложилась абсурдная ситуация. Притом, что в городе есть остатки так называемых льготных лекарств на сумму свыше трёх миллионов рублей, нужных – сахароснижающих, гипотензивных, понижающих кровяное давление – не хватает! К сожалению, именно в этой больнице не выстроена чёткая система планирования снизу: от участкового врача, который должен знать потребность в препаратах для всех своих пациентов, до заместителя главного врача по клиническо-экспертной работе, формирующего годовой заказ, и который обязан организовать должное планирование заявок. Стоит заметить, жалоб от пациентов, закреплённых за аптеками, обслуживающими ПНБ имени св. Елизаветы и МЛПУ №2, не было.
Прилагается максимум усилий, чтобы как-то исправить положение. Проведена работа с аптеками, чтобы они закупали необходимые лекарства в больших объёмах, снизили торговые надбавки для льготных категорий.
Дано распоряжение максимально использовать возможности всех видов стационарного лечения: направлять больных на плановый курс лечения в профильные отделения больницы, в дневной стационар, для инвалидов и пожилых больных организовываем
Формирование системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта Российской Федерации
Дисциплина: Экономика
Тип работы: Диссертация
Тема: Формирование системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта Российской Федерации
Содержакше
4.1. Предложения по совершенствованию законодательных и других
нормативно-правовых актов в сфере лекарственного обеспечения. 125
4.2. Создание единого информационного пространства в сфере
лекарственного обращения и мониторинг лекарственного
обеспечения 133
4.3. Обеспечение качества лекарственных средств 144
Выводы и заключение 153
Список использованных литературных источников 159
Лекарственное обеспечение населения является неотъемлемой составляющей комплекса медицинских услуг, оказываемых населению системой здравоохранения. В связи с этим отметим, что доступность лекарственных средств напрямую влияет на эффективность функционирования системы здравоохранения и состояние здоровья населения.
Современное государственное устройство Российской Федерации пред
полагает значительную самостоятельность её субъектов, в том числе и в сфере
финансирования и управления здравоохранением и лекарственным обеспечени
ем. В контексте имеющихся проблем в системе здравоохранения в рамках всей
страны общей характеристикой для подавляющего большинства регионов явля
ется недостаточное удовлетворение потребности в лекарственных средствах.
Проблемы с лекарственным обеспечением испытывают как льготные категории
населения, так и лечебные учреждения, что значительно снижает качество и
-, доступность медицинской помощи в регионах.
Безусловно, как справедливо замечают многие исследователи, данная ситуация связана с общим низким уровнем финансирования здравоохранения, как из региональных и муниципальных бюджетов, так и из территориальных фондов ОМС, однако несовершенное управление процессом лекарственного обеспечения на региональном уровне зачастую приводит к нерациональному расходованию как выделяемых денежных средств, так и собственно медикаментов, что еще больше осложняет неблагополучную ситуацию.
Учитывая большую важность и социальную значимость проблем лекарственного обеспечения в комплексе услуг здравоохранения, многие аспекты организации и управления лекарственным обеспечением населения исследовались в трудах отечественных ученых. Среди них, прежде всего, следует выделить работы А.Д. Апазова, A.M. Афанасьева, В.Л. Багировой, А.И. Вялкова, В.Л. Гончаренко, В.И. Дорофеева, Н.Н. Каревой, А.А. Лина, П.В. Лопатина,
. Л.А. Лошакова, Л.В. Мошковой, В.П. Падалкина, К.Ф. Пузыни, В.Е. Рохчина,
A.M. Таранова, Р.У. Хабриева, А.Г. Чучалина и др. Высоко оценивая вклад пе-
речисленных выше авторов, нельзя не отметить, что вопросам формирования комплексной системы управления лекарственным обеспечением населения на уровне субъекта РФ в современных условиях уделено недостаточно внимания. Это и все вышесказанное обосновывает актуальность выбранной темы исследования.
Целью диссертационной работы является формирование системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ.
В соответствии с целью диссертации были поставлены следующие задачи:
® исследовать сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и
государственное регулирование лекарственного обеспечения населения в
России на современном этапе
© рассмотреть современное состояние сферы лекарственного обращения в
России и дать характеристику его участников
о изучить зарубежный опыт лекарственного обеспечения населения
^ © исследовать структуру лекарственного обеспечения населения на уровне
субъекта РФ, определить объект и субъект управления
© провести анализ действующих региональных систем управления лекарственным обеспечением населения и выявить имеющиеся недостатки © разработать концепцию формирования системы управления лекарственным
обеспечением населения субъекта РФ в условиях современной России © разработать содержание функций управления, формирующих систему
управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ ® сформировать предложения по совершенствованию нормативно-правового и информационного обеспечения функционирования системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ и разработать мероприятия по обеспечению качества лекарственных средств в региональной системе лекарственного обеспечения.
Объектом исследования является процесс лекарственного обеспечения
^ населения в системе здравоохранения субъекта РФ.
Предметом исследования является система управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по экономике здравоохранения, региональному управлению здравоохранением, экономике и организации фармации. Кроме того, в работе использованы материалы научно-практических конференций, законодательные и нормативно-правовые акты органов государственного управления федерального и регионального уровней.
В качестве конкретных методов исследования использованы: анализ содержания литературы по выбранной теме, логический, сравнительный и статистический анализ, положения системного подхода
Информационной базой исследования послужили статистические данные Минздрава РФ, Федерального фонда ОМС, Госкомстата РФ, Минфина РФ, данные, опубликованные в периодической печати, а также данные, представленные на медицинских и фармацевтических сайтах сети Интернет. Для анализа лекарственного обеспечения отдельных субъектов РФ были использованы данные территориальных органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.
Иаучная новизна результатов исследования заключается в следующем: ® определена сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и применяемые методы государственного регулирования лекарственного обеспечения установлена структура лекарственного обеспечения населения на уровне субъекта РФ проанализированы действующие региональные системы управления лекарственным обеспечением, выявлены и сформулированы их недостатки
® разработана концепция формирования системы управления лекарственным обеспечением населения субъекта РФ в условиях современной России, в рамках которой предложена модель лекарственного обеспечения населения в рамках региональной системы здравоохранения и сформулированы состав и содержание функций управления
о сформулирован алгоритм введения формулярной системы лекарственного обеспечения на уровне субъекта РФ, на основе которой разработан порядок планирования потребности в лекарственных средствах, необходимых для лекарственного обеспечения населения в рамках региональной системы здравоохранения
о предложены и обоснованы методы совершенствования закупок и распределения лекарственных средств на уровне субъекта РФ сформулированы функции и порядок взаимодействия субъектов лекарственного обеспечения в процессе закупок и распределения медикаментов
® разработан алгоритм построения и функционирования автоматизированных систем учета лекарственного обеспечения ЛПУ и льготного лекарственного обеспечения населения субъекта РФ, на основе которых будет производиться контроль лекарственного обеспечения
о сформулированы и обоснованы предложения по совершенствованию нормативно-правовых документов, регулирующих сферу лекарственного обеспечения населения субъекта РФ
© сформированы структура и порядок создания регионального единого информационного пространства в сфере лекарственного обращения разработаны и раскрыты основные направления мониторинга лекарственного обеспечения населения субъекта РФ
о разработан комплекс мероприятий по обеспечению качества лекарственных средств в системе лекарственного обеспечения населения субъекта РФ.
Практическая значимость диссертационной работы состоит в том, что сформулированные автором выводы и полученные результаты исследования могут служить основанием для формирования систем управления лекарственным обеспечением населения в субъектах РФ. Разработанные рекомендации могут быть использованы в работе территориальных органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС.
Материалы диссертационной работы использовались:
о Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академией в учебном процессе со студентами, аспирантами и слушателями факультета дополнительного профессионального образования, а также в научно-исследовательской работе (акт о внедрении)
о ЗАО «ЦМ ФАРМ» в маркетинговых исследованиях фармацевтического рынка (акт о внедрении).
1. СИСТЕМА ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ПОДСИСТЕМА КОМПЛЕКСА УСЛУГ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
1.1. Сущность фармацевтической подсистемы здравоохранения и государственное регулирование лекарственного обеспечения
населения в России на современном этапе
Под фармацевтической деятельностью понимается профессиональная деятельность в системе здравоохранения по оказанию фармацевтических услуг, которая заключается в обеспечении учреждений здравоохранения и населения необходимыми лекарствами.
Очевидно, что роль лекарства в процессе излечения больного человека чрезвычайно высока. Каким бы профессионалом своего дела не был врач, без необходимых лекарственных средств он будет бессилен помочь человеку спра- виться с болезнью. Соответственно, лекарственное обеспечение неразрывно связано с комплексом оказываемых системой здравоохранения услуг населению. Обеспечение лекарствами можно считать медицинской услугой особого рода, без которой невозможно нормальное функционирование всей системы здравоохранения. Лекарства необходимы при стационарном и амбулаторном лечении, при диагностике и профилактике заболеваний, при оказании скорой медицинской помощи и при борьбе с эпидемиями.
Резюмируя, следует сказать, что основной функцией фармацевтической подсистемы здравоохранения является обеспечение лекарственными средствами для проведения эффективного диагностического, лечебного и профилактического процесса.
Рассмотрим исторический аспект развития фармации. Первые дошедшие
до нас упоминания об аптеках и профессии фармацевта относятся к XIII столе
тию [75]. Слово «Apotheca» имеет греческое происхождение. Его первоначаль-
А> ное значение специализированный, либо общий, магазин или склад. Однако с
течением времени смысловая нагрузка изменялась, и теперь это слово в боль- шинстве языков обозначает учреждение здравоохранения, аптеку в современном понимании.
В XV веке впервые появляется термин «провизор» от латинского «provisor» предвидящий, предчувствующий, предугадывающий, что говорит о важной роли провизора в процессе лечения. Врач ставит диагноз, а провизор предвидит направление болезни и при помощи лекарств предопределяет, корректирует ее течение и дальнейшее развитие с целью излечения. Первые учебные заведения, готовящие провизоров, были открыты в Монпелье (юг Франции), Падуе, Барселоне (Испания) в середине XVI века.
Наиболее полные и регламентированные «методические рекомендации» по созданию аптек и тому, что сегодня называется «фармацевтическим менеджментом», были созданы в конце XVII начале XIX вв. В этот же период основываются и общественные ассоциации фармацевтов «Obercollegium Medicum et Sanitatis» в Берлине в 1796 г. «Societe libre des Pharmacients» в Париже и «Королевская аптекарская школа» в Лондоне в 1842 г. Для фармацевтов создаются специальные кафедры в университетах, в разных странах и городах формируются специальные своды законов и правил, регулирующие как их профессиональную подготовку, так и практическую деятельность.
В России первым законодательным документом по фармации стал Аптекарский устав (1789 г.), который предписывал аптекарю заниматься аптекарским делом и предъявлял к нему серьезные требования [50].
К началу XXI века облик Российской фармацевтической сферы определен прошедшим десятилетием экономических и политических реформ. За этот период существовавшая долгое время жестко централизованная система государственного обеспечения населения лекарственными средствами сменилась на децентрализованную с преобладанием рыночных механизмов и принципов страховой медицины.
Сегодня, согласно Федерального закона «О лекарственных средствах», под обращением лекарственных средств понимается деятельность, включаю-
щая «разработку, исследования, производство, изготовление, хранение, упаковку, перевозку, государственную регистрацию, стандартизацию и контроль качества, продажу, маркировку, рекламу, применение лекарственных средств, уничтожение лекарственных средств, пришедших в негодность, или лекарственных средств с истекшим сроком годности и иные действия в сфере обращения лекарственных средств» [4].
Основными субъектами фармацевтической подсистемы здравоохранения являются: организации-разработчики лекарственных средств, производители лекарственных средств, оптовые и розничные предприятия, ЛПУ, а также органы государственной власти, осуществляющие регламентацию и управление данной сферой.
В общем виде основные составляющие процесса лекарственного обеспечения населения представлены ниже на рис. 1.1.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ И НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТОВ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Актуальной проблемой организации лекарственного обеспечения остается адекватное правовое регулирование.
Законодательная и нормативно-методическая база по вопросам лекарственного обеспечения на сегодняшний день в РФ не в полной мере отвечает требованиям эффективного осуществления государственных гарантий лекарственного обеспечения населения.
Это объясняется, в первую очередь, отсутствием целенаправленной федеральной и территориальной политики в сфере лекарственного обеспечения.
В Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии была предпринята попытка разработки предложений по совершенствованию законодательной и нормативной базы организации лекарственного обеспечения на уровне субъектов РФ.
В контексте этой задачи первоначально был проведен анализ основных федеральных законодательных актов, касающихся вопросов лекарственного обеспечения населения, а именно:
- "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (с изменениями от 2 декабря 2000 г.) [1].
- "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. N 1499-1 (с изменениями от 1 июля 1994 г.) [2].
- "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 г.) [3].
Анализ показал, что на сегодняшний день на федеральном уровне законодательно не определен порядок, механизм и условия организации лекарственного обеспечения.
В ряде субъектов РФ вопросы лекарственного обеспечения населения регулируются в рамках законодательства об охране здоровья и здравоохранении в целом. Так, законы "Об охране здоровья граждан" приняты в 8 субъектах РФ, еще в 14 субъектах РФ действуют законы "Об охране здоровья населения". Законы "О здравоохранении" есть в 8 субъектах Российской Федерации. В Воронежской области действует закон "Об охране здоровья населения и здравоохранении". В этих документах есть ряд статей, регламентирующих отдельные аспекты лекарственного обеспечения населения.
В таблице 1 представлены сведения о законодательной базе субъектов РФ непосредственно в сфере организации лекарственного обеспечения на территориальном уровне.
Курсовая Проблемы лекарственного обеспечения населения, имеющего право на льготы - Медицина
Имя*
Ваш действительный Email* + телефон (7 цифр)*
Внимание! Данная работа НЕуникальна . ее уже сдавали другие студенты. Внимательно изучите всю информацию по данной работе! Для проверки на антиплагиат сервисом Antiplagiat.ru перейдите по ссылке. Работу можно будет скачать сразу после оплаты из Вашего личного кабинета
Выдержка
ией программы в 2008 г. можно отнести:
- внедрение методов стандартизации медицинской помощи, что позволит повысить прогнозируемость затрат на медицинскую помощь, оптимизировать лекарственное обеспечение и закрепить гарантии доступности качественной медицинской помощи для граждан РФ
- совершенствование контрольно-надзорных мероприятий.
При этом модернизация предполагала не только передачу финансовых возможностей, но и передачу ответственности за лекарственное обеспечение в субъектах РФ.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в 2008 г. было разделено на две части:
- централизованные закупки – по 7 высокозатратным нозологиям
- региональные закупки.
Изменилась схема лекарственного обеспечения: полномочия по лекарственному обеспечению делегировались в субъект РФ, при этом объем средств не сокращался, а увеличивался (Федеральный закон от 18.10.2007 №230-ФЗ). Закупки (как централизованные, так и региональные) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» осуществлялись методом аукциона.
Предполагается, что новая конфигурация программы ОНЛС позволит:
- закрепить границу прав и ответственности Федерального центра и региональных властей в части организации и контроля реализации программы ОНЛС
- повысить прозрачность и предсказуемость управленческих решений, касающихся реализации программы
- увеличить ресурс контроля над деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи.
Передача полномочий в субъекты РФ сыграла определенную роль в стабилизации лекарственного обеспечения, значительно снизилась доля отсроченного обеспечения.
В субъектах РФ стали уделять больше внимания администрированию программы. В то же время проблемы в реализации программы ОНЛС остаются, это:
1) снижение уровня финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за счет бюджетов субъектов РФ (в соответствии с ПП РФ № 890, целевыми программами)
2) проблема качества определения потребности (составления заявки) в ЛС, а также качества и эффективности проведения аукционных процедур в рамках закупок, производимых субъектами РФ
3) проблемы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми потоками, выпиской ЛС
4) проблемы информационного взаимодействия участников реализации программы ОНЛС
5) проблемы централизованных закупок:
• большое количество дополнительных заявок от субъектов РФ после проведения аукциона и подписания государственных контрактов, отсутствие четкого механизма определения потребности субъектов РФ в дорогостоящих ЛС
• отсутствие эпидемических расчетов (ожидаемое количество пациентов по каждой нозологии)
• некорректное ведение регистра пациентов субъектами РФ
• отставание в оформлении документации по приемке ЛС в рамках поставок по высокозатратным нозологиям (особенно в начале 2008 г.)
• недостаточно разработанная нормативно-правовая база
• наличие значительных остатков ЛС, возникших вследствие неправильного определения потребности
• проблемы с ограниченными сроками годности ЛС и др.
Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования лекарственного обеспечения.
Льготное лекарственное обеспечение в ХМАО (г.Мегион)
Положительный аспект
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, в Югре льготная категория граждан будет обеспечена всеми необходимыми лекарственными препаратами. Об этом заявил начальник управления лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения автономного округа Андрей Попов.
–Каждый шестой из 1,5 миллиона жителей Югры имеет право на льготное лекарственное обеспечение по той или иной программе, – отметил он.
По информации «Центра медицинской профилактики», в автономном округе около 45 тысяч «федеральных» льготников, почти 215 тысяч «региональных» и более 500 человек состоит в Реестре по заболеваниям, лечение которых требует очень высоких материальных затрат. В перечне бесплатных лекарственных препаратов, которые используются для лечения льготной категории граждан, входят более 1000 торговых наименований лекарств.
По словам Андрея Попова, средств на обеспечение необходимыми лекарственными средствами льготной категории населения сегодня достаточно, осталось рационально их тратить. Однако могут возникнуть другие проблемы, связанные с отсутствием на фармацевтическом рынке и с задержкой регистрации препаратов, так как лекарственное обеспечение – это сложнейшая система с огромным количеством участников, каждый из которых имеет свой уровень подготовки и стиль работы. Ни одна аптека не может себе позволить держать весь ассортимент лекарств, поэтому пациент должен подойти в аптеку, предъявить рецепт, аптека закажет препарат и в течение 10 дней по закону получить препарат.
– Система, безусловно, далека от идеала. Совершенно очевидно, что не может каждый из 250 тысяч «льготников» быть полностью удовлетворён лекарственным обеспечением. Поэтому, наш регион выступил с инициативой стать пилотной территорией по внедрению системы лекарственного страхования, – отметил начальник управления. – Эта система проверена и эффективно работает во многих странах мира.
Данная система позволит привязать факт получения лекарств не к социальной услуге, как сейчас, наравне с оплатой проезда и правом на санаторий, а к процессу лечения: выписал врач рецепт, аптека отпустила лекарство и получила компенсацию за отпущенное лекарство. Законодательно будет определён перечень лекарств, импортные препараты будут максимально заменены на отечественные такого же качества, цена на них будет фиксирована и компенсация будет только на эту цену.
Таким образом, система лекарственного обеспечения льготных категорий постоянно совершенствуется, обеспечивая доступную и качественную медицинскую помощь жителям Ханты-Мансийского автономного округа.
Принят Закон Ханты-Мансийского АО от 23 июня 2000 г. N 59-оз "Об организации лекарственного обеспечения населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре (с изменениями от 13 февраля, 17 апреля 2001 г. 8 октября, 31 декабря 2004 г.)
Решением Думы города Мегиона от 31.01.2008 № 402 принята Городская целевая программа «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории муниципального образования городской округ город Мегион на 2008-2010 годы».
Подписано Соглашение между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием о взаимодействии по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и совершенствования муниципальной системы здравоохранения в автономном округе на 2008 - 2010 годы №04 113-08 от 11 марта 2008 года.
Действующая городская целевая программа, принятая Решением Думы города Мегиона от 27.01.2006 г. №121 «Комплексные меры по противодействию распространению инфекционных заболеваний социального характера на 2006-2008 гг.».
Действующее Постановление главы города №791 принятое 20.11.2007 «О проведении мероприятий по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций в эпидсезоне 2007-2008 г. на территории города Мегиона».
Действующее Постановление главы города от 18.05.2006 № 230 «О координационном совете по исполнению программ реализации приоритетных национальных проектов на территории городского округа город Мегион».
Действующий Регламент взаимодействия участников программы по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО) за счёт средств федерального бюджета и лекарственного обеспечения за счёт средств регионального бюджета (РЛО) по г. Мегион утверждённый 02.04.2007.
Постановление главы города от 29.04.2008г. № 294 «Об организации и проведении дополнительной диспансеризации работающих граждан в 2008 – 2009 годах в городском округе город Мегион».
Приказами Управления здравоохранения утверждены графики проведения углублённых медицинских осмотров, дополнительной диспансеризации работающих граждан по муниципальным лечебным учреждениям, издан совместный приказ управления здравоохранения администрации города и территориального отдела территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Мегиону.
Издан приказ Департамента здравоохранения ХМАО № 420 от 15 сентября 2009 г «Об актуализации Регистра отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за счёт средств бюджета автономного округа и Регистра медицинских работников, полномочных осуществлять выписку льготных рецептов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»
Проводится еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный мониторинг исполнения проекта на уровне управления здравоохранения и заместителя главы города по социальной политике.
В рамках реализации программных мероприятий городской целевой программы «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории муниципального образования городской округ город Мегион на 2008–2010 годы» из бюджета города (текущее финансирование) поступило – 3 714,9 тыс. руб.
Доведенный лимит средств на дополнительное лекарственное обеспечение 1-го полугодия составляет 3 702,19 тыс. рублей, выписано 7177 рецепта на 3 095,6 тыс. руб. исполнение составило 83,6% от лимита.
Доведенный лимит на региональное лекарственное обеспечение составляет 11 429,07 тыс. руб. выписано 21394 рецепта на 9631,4 тыс. руб. исполнение лимита 84,3%. Остатки лимита по лекарственным средствам перешли на 2-ое полугодие. Федеральные поставки дорогостоящих лекарственных препаратов совершены на сумму 6 529,4 тыс. рублей (180 рецептов).
Работа в системе ДЛО осуществляется под контролем заместителей главных врачей ЛПУ, отдела управления здравоохранения администрации города. Практикуется индивидуальный подход при возникновении не стандартной ситуации, в некоторых случаях используются стационар замещающие технологии (дневной стационар). Отсроченных рецептов нет.
В 2010 году проведено 2 социологических опроса населения. По результатам опроса (167 респондентов) в городском округе по вопросам реализации национального проекта в сфере здравоохранения, можно отметить улучшение показателей в плане знаний о национальных проектах, а также оценке качества оказываемых медицинских услуг в сравнении с проведённым опросом в мае 2009 года. Увеличился процент реципиентов твёрдо знающих о национальных проектах – 58,6%
Так же увеличилось количество удовлетворённых качеством оказываемых медицинских услуг:
в основном удовлетворены –74,6% (в мае 2009 года – 56,1%),
полностью удовлетворены – 24%,
всегда не удовлетворены – 1,4% (в мае 2007 год – 2,3%).
Проблемы
Данный раздел начнем с письма пенсионера Президенту Российской Федерации.
Май 28, 2009 – 21:34 – Бондаренко Юрий.
Уважаемый президент Российской Федерации Анатолий Дмитриевич! Простите меня, что я отрываю Вас от важных дел. Хочу поблагодарить Вас за Вашу заботу о нас пенсионерах и инвалидах, огромное Вам спасибо! Но чиновники от здравоохранения подрывают Ваши благородные помыслы и старания. Плохо снабжают льготными лекарствами на федеральном уровне. За май месяц 2009 года я, инвалид второй группы, получил одну коробочку таблеток, которые мне не нужн. а у меня давление 220/120, без таблеток, понижающих давление, я не могу жить. У меня аритмия, дважды запускали мне сердце. Не дают таблеток, которые держат ритм сердца. У меня был инфаркт. Моя жизнь без лекарств, поддерживающих мое нормальное состояние, не возможна. Лекарства в аптеке последнее время очень подорожали и приходится тратить большую часть пенсии многое еще можно написать и пожаловаться но я не хочу отнимать Ваше драгоценное время. Прошу ,Вас, Анатолий Дмитриевич помогите, только на Вас вся надежда. Заранее благодарен Вам инвалид второй группы Бондаренко Юрий Александрович.
С бесплатными лекарствами в Мегионе сложилась очень странная ситуация.
Возникли перебои с лекарственными препаратами по льготным рецептам, и люди не могут их получать.
Причин несколько. Во-первых, централизованные поставки медикаментов для лечения так называемых «федеральных» льготников (а это инвалиды, больные определенной группой заболеваний, требующих дорогостоящего лечения) начались не с начала года, а в апреле. Таким образом, практически три месяца больные обеспечивались льготными лекарствами за счёт региональных поставок. Что в свою очередь привело к дефициту некоторых видов медпрепаратов, поставляемых для «региональных» льготников.
Немаловажно то, что большое число льготников в этом году сделали выбор между соцпакетом и деньгами, отказались от федерального набора социальных услуг и из числа «федеральных» льготников перешли в региональные. Отказать им в льготном лекарственном обеспечении по окружному списку не имеют права.
Нельзя отрицать и ошибок в планировании лекарственных поставок со стороны МЛПУ №1. Сложилась абсурдная ситуация. Притом, что в городе есть остатки так называемых льготных лекарств на сумму свыше трёх миллионов рублей, нужных – сахароснижающих, гипотензивных, понижающих кровяное давление – не хватает! К сожалению, именно в этой больнице не выстроена чёткая система планирования снизу: от участкового врача, который должен знать потребность в препаратах для всех своих пациентов, до заместителя главного врача по клиническо-экспертной работе, формирующего годовой заказ, и который обязан организовать должное планирование заявок. Стоит заметить, жалоб от пациентов, закреплённых за аптеками, обслуживающими ПНБ имени св. Елизаветы и МЛПУ №2, не было.
Прилагается максимум усилий, чтобы как-то исправить положение. Проведена работа с аптеками, чтобы они закупали необходимые лекарства в больших объёмах, снизили торговые надбавки для льготных категорий.
Дано распоряжение максимально использовать возможности всех видов стационарного лечения: направлять больных на плановый курс лечения в профильные отделения больницы, в дневной стационар, для инвалидов и пожилых больных организовываем домашние стационары. Для лечения в стационаре все необходимые препараты есть в нужных объёмах. И если кому-то будет предложено приобрести какие-либо лекарства за свой счёт, можете смело обращаться в управление с жалобой.
Нужно отдать должное специалистам, которые правильно просчитали потребность в нужных препаратах, что позволило избежать проблем в медикаментозном обеспечении ВИЧ-инфицированных, больных туберкулёзом и страдающих онкологическими заболеваниями. Скорректировать потребность в препаратах для них было проще. Были сделаны дополнительные заявки на поставку современных препаратов для химиотерапии онкобольных.
Другие нарушения.
Прокуратура ХМАО-Югры провела проверку исполнения требований законодательства в сфере обеспечения детей ЛС, отпускаемыми бесплатно и с 50%-ной скидкой за счет средств бюджета округа.
По сообщению пресс-службы окружной прокуратуры, проверка выявила многочисленные нарушения требований закона со стороны медицинских работников окружных и муниципальных медучреждений.Так, в Кондинском р-не установлены факты отсутствия организационных документов в отношении врачей, которые имеют право выписывать льготные рецепты на получение ЛС.
В Березовском р-не, нарушая требования закона, врачи г.Урая оформляют рецептурные бланки, не имеющие серии и номера рецепта. Кроме того, не указывается дозировка примирения лекарственных препаратов.
Медицинскими работниками г.Лангепаса, Нижневартовского и Березовского р-нов в амбулаторные карты детей не вносятся сведения о выдаче рецептов на получение лекарств в льготном порядке.Прокуратурой г.Мегиона установлено, что медицинскими работниками детской поликлиники муниципального учреждения «Городская больница» не выписаны рецепты на получение в льготном порядке препаратов 25 несовершеннолетним.
По результатам проверки прокурорами городов и районов округа внесено 9 представлений об устранении нарушений федерального законодательства и привлечении виновных лиц к ответственности.
Выводы
Основными направлениями разрабатываемой в настоящее время лекарственной политики в Российской Федерации должны быть:
- в амбулаторных условиях: перевод лекарственной помощи из разряда мер государственной социальной поддержки в разряд оказания медицинской помощи в рамках системы обязательного медицинского страхования
- замена процедуры государственных закупок ЛС на возмещение стоимости ЛС, отпущенных гражданам в аптечных учреждениях по назначению врача.
Для прогнозирования и контроля расходов в рамках системы лекарственного обеспечения пациентов в амбулаторных условиях предлагается:
- Выбор основных ЛС с учетом фармакоэкономических особенностей, создание перечня основных ЛС, предоставляемых населению в рамках программы обязательного медицинского страхования.
- Рациональное использование ЛС в рамках утвержденных стандартов, разработка стандартов оказания медицинской помощи, устанавливающих наиболее эффективные терапевтические схемы.
- Государственное регулирование ценообразования, определение размера возмещения государством частным лицам или аптечным учреждениям стоимости реализуемых ими препаратов.
- Выбор механизма сооплаты.
Необходимо отметить, что в Минздравсоцразвития в настоящее время уделяется особое внимание разработке стандартов. После утверждения стандартов можно будет приступать к разработке нового перечня ЛС, основываясь на данных фармакоэкономики и доказательной медицины.
Проблемы реформирования льготных пенсий
• максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда ценных бумаг
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!