Предоставление налоговых льгот зарубежный отечественный опыт
Контроль цен налоговыми органами: отечественный и зарубежный опыт
Проблема использования льготного налогового режима для легального ухода от налогообложения стала актуальной для нашей страны с переходом к рыночной экономике, либерализацией внешней торговли. Зарубежные государства столкнулись с этой проблемой значительно раньше. Следует также иметь в виду, что развитые страны, где налоговое бремя значительно, пытаются найти способы противодействия не только использованию офшорных зон для избежания налогообложения, но и стремлению транснациональных корпораций переносить часть своей деятельности в государства с более благоприятным налоговым режимом. Если транснациональные корпорации проводят такую политику, то при совершении внешнеэкономических сделок между юридическими лицами, подконтрольными этим корпорациям, используются так называемые трансфертные цены. В связи с этим законодательство, предоставляющее налоговым органам право корректировать в определенных случаях для исчисления налогов цены, применяемые налогоплательщиками, называют законодательством о трансфертном ценообразования.
Российское налоговое законодательство до 1.01.1999 г. обязывало налогоплательщиков корректировать налогооблагаемую базу для реализации продукции по ценам не выше фактической себестоимости. При такой реализации в исчислении налога на прибыль, НДС, а также отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы использовались рыночные цены на аналогичную продукцию. Кроме того, для исчисления НДС в случае реализации аналогичной продукции в течение предшествующих 30 дней по ценам выше себестоимости требовалось применять максимальную цену реализации за этот период.
Эти положения законодательства вызывали многочисленные нарекания налогоплательщиков, не соответствовали принципам налогового законодательства развитых стран и с введением в действие первой части Налогового кодекса РФ были отменены. Их заменили нормы, позволяющие налоговым органам в определенных случаях корректировать цены для целей налогообложения.
Ст. 40 Налогового кодекса РФ позволяет налоговым органам корректировать цены сделок в следующих случаях: при сделках между взаимозависимыми лицами по товарообменным (бартерным) операциям при отклонении цен сделок более чем на 20% (до 18.08.1999 г. - 30%) в сторону повышения или понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по однородным товарам в течение непродолжительного периода времени и совершения внешнеторговых сделок (с 18.08.1999 г.).
Если в этих случаях цены товаров, примененные сторонами сделки, отклоняются более чем на 20% (до 18.08.1999 г. - 30%) в сторону повышения или понижения от рыночной цены однородных товаров, то налоговый орган вправе вынести решение о доначислении налогов, исходя из рыночной цены, с взысканием с налогоплательщика пеня.
Для определения рыночной цены используется информация о сделках с однородными товарами между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Должны учитываться такие факторы, как величина сделки, сезонные скидки, качество и т.п. При отсутствии сделок с однородными товарами или недоступности информации о них применяются иные способы определения рыночной цены - метод цены последующей реализации и затратный метод. При применении первого из них рыночная цена определяется как разность цены, по которой рассматриваемые товары реализованы (перепроданы) покупателем, и обычных в подобных случаях затрат по реализации, понесенных этим покупателем, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя. Если невозможно применить этот метод, то применяется затратный метод, при котором рыночная цена товаров определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.
Решение налоговых органов о доначислении налога и пени может быть оспорено налогоплательщиком в суде, который при рассмотрении дела должен принять во внимание все факторы, используя информацию, полученную из любых источников.
Рассмотрим отличия ст. 40 Налогового кодекса РФ от соответствующих норм зарубежного законодательства. Законодательство, позволяющее налоговым органам корректировать в определенных случаях цены сделок при их отклонении от рыночных, возникло в США. Затем подобные нормы были введены в странах Европы. Впервые Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) обобщила международный опыт в этой области в своем отчете в 1979 г. В 1995 г. она издала документ «Принципы трансфертного ценообразования для транснациональных предприятий и налоговых администраций». Его положения используются налоговыми органами стран - членов ОЭСР.
Останні надходження
аспирант кафедры экономической теории и истории экономики НАГУ
В статье на основе анализа зарубежной практики хозяйствования определены основные средства государственной поддержки и стимулирования конкурентоспособности отрасли судостроения. Исследованы факторы и предложены конкретные меры для их эффективного осуществления в современных условиях Украины.
Ключевые слова: конкурентоспособность, государственное регулирование, судостроение, зарубежный опыт.
Based on the foreign practice managemant's analysis the leading facilities of state
support and stimulation of competitiveness in shipbuildingindustry are defined in the article. The factors of effective implementation of these facilities are investigatigated and concrete steps directed on their embedding in the modern Ukrainian reality are offered here.
Key words: competitiveness, government control, shipbuilding, foreign experience.
Постановка проблемы и ее связь с важнейшими научными и практическими задачами. Конкурентоспособность предприятий и отраслей экономики в значительной степени зависит от действенности применяемых государством средств их поддержки и стимулирования. Государство не только создает необходимые институциональные предпосылки для определения потенциально конкурентоспособных субъектов хозяйствования, но и придает им целенаправленную помощь с целью более полного использования преимуществ на внутреннем и мировом рынках. Это особенно важно в отраслях и секторах, конечный продукт которых аккумулирует результаты функционирования многих производств. В этом случае "точечная" государственная поддержка приобретает мультипликативного эффекта, то есть распространяется и на смежные сферы. К отраслям, обеспечения конкурентоспособности которых становится реальным толчком для развития национальной экономики в целом, безусловно, относится и судостроение.
Об актуальности этой проблемы для нашей страны свидетельствует недавно принятый Указ Президента Украины, в котором задекларирована необходимость разработки комплекса мероприятий, направленных на развитие судостроения [1], ее актуальность также связывается с разработкой Государственной программы повышения конкурентоспособности национальной экономики на период до 2015
[2], введение которой приобретает особую значимость с учетом вступления Украины в ВТО. Чтобы принятия таких мер обеспечило желаемый результат, следует тщательно проанализировать опыт стран - лидеров на мировом рынке судостроения, для которых использование различных средств государственной поддержки и усиления конкурентных позиций соответствующих компаний уже давно рассматривается как неотъемлемый элемент правительственной политики.
Анализ научных исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы, выделение невиришенихранише частей общей проблемы. Вопрос об основных пути обеспечения конкурентоспособности экономики Украины в условиях глобализации мирохозяйственных связей, введение необходимых средств государственного влияния на эти процессы сейчас активно дискутируются отечественными учеными и практиками. Среди последних публикаций по этой проблематике следует выделить прежде всего коллективные монографии специалистов Национального института стратегических исследований [3], Института экономики и прогнозирования НАН Украины [4, 5], а также работы Л.И.Пиддубнои [6], С.И.Савчука [ 7] и др. Несмотря на достаточно широкий спектр затронутых вопросов и авторских позиций по их решению, приведены публикации основном базируются на определении предпосылок обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в целом. Однако вне вни
ем авторов большинства работ остались методические прикладные проблемы определения конкурентоспособности отдельных отраслей и отраслевых комплексов на мировом и внутреннем рынках, их потенциальных возможностей по занятию более эффективных конкурентных позиций. По этому поводу некоторые исследователи справедливо отмечают, что на сегодня в отечественной профессиональной литературе сложно найти даже четкие формулировки самого понятия "отраслевая конкурентоспособность" [7, c. 136]. Понятно, что это затрудняет определение целесообразных механизмов государственного регулирования и разработку мероприятий правительственной политики, ориентированных на воплощение конкурентных преимуществ различных отраслей экономики, в частности судостроения.
В зарубежных научных источниках проблемы обеспечения отраслевой конкурентоспособности и участия государства в этом процессе также пока не нашли адекватного отражения. Даже в фундаментальной работе М. Портера [8], в основу которой положен детальный анализ сравнительной конкурентоспособности многих отраслей экономик ведущих стран мира, собственно отраслевые сравнения не проводятся. Однако в последнее время опубликована ряд важных документов, подготовленных экспертами ЕС, ОЭСР и ВТО [10-12] по обобщения практики предоставления государственной помощи производителям промышленной продукции с целью поддержки их позиций на мировом рынке. В указанных источниках вопросы государственной поддержки производителей рассматриваются с разных позиций, в том числе в разрезе возможностей содействия отраслевой конкурентоспособности, при этом судостроению отводится приоритетная роль в ее обеспечении. Поэтому обращение к этим документам может стать полезным для решения многих вопросов, связанных с применением государственных средств поддержки и развития этой отрасли экономики в Украине.
Учитывая это целью статьи является анализ положительного зарубежного опыта государственных средств содействия развитию конкурентоспособности судостроения, определение на этой основе предпосылок и обоснование конкретных мер. Одо их воплощение в современных условиях Украины.
Изложение основного материала исследования. С целью содействия конкурентоспособности отдельных отраслей и компаний на мировом и внутреннем рынках государство использует довольно широкий перечень средств. Их конкретный состав определяется особенностями хозяйственного развития соответствующих структур и отражает приоритеты конкурентной, промышленной, инвестиционно-инновационной, внешнеторговой, налоговой политики в той или иной стране [4, c. 6-7, 6, c. 115]. Как средства государственного содействия конкурентоспособности различных субъект ведения хозяйства рассматриваются: формирование государственных заказов и на договорной основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для государственных нужд, предоставление инвестиционных, налоговых и других фискальных льгот и преференций, дотаций, компенсаций,
целевых кредитов и субсидий соответствующим субъектам, обеспечение надлежащего информационного сопровождения продвижения товаров и услуг на внешние рынки и т.д. [5, с.134]. По сути, применение указанных средств обеспечивает влияние государства не только на формирование факторных условий развития производства в отдельной хозяйственной сфере, но и на определение объемов спроса на продукцию отрасли, развитие поддерживающих секторов экономики, выбор стратегии компаний соответствующей отраслевой принадлежности и общую структуру рынка [8, с. 192].
Стоит заметить, что применение средств государственного содействия конкурентоспособности отраслей и предприятий со временем меняется. Так, в ведущих странах мира правительства постепенно отказываются от таких прямых способов стимулирования, как предоставление налоговых льгот и списание налоговых долгов, на противоположность этому все большее предпочтение отдается косвенным средствам субсидирования деятельности определенных субъект ведения хозяйства - путем установления более благоприятного порядка налогового учета, введение системы государственных закупок путем формирования государственных заказов и контрактов, государственные товарные и финансовые интервенции, кредитные субсидии и т.д. [3, с. 112]. Именно такой "обновленный экономический подход" был взят за основу государственной помощи и обеспечения конкурентоспособности экономик стран-членов в рамках ЕС. В соответствии с Планом действий по реформированию системы применения государственных средств в этой сфере отношений определено, что приоритет по применению должна принадлежать косвенным способам государственного воздействия на хозяйственное поведение соответствующих рыночных субъектов объектов [9].
Необходимо также обратить внимание на то, что Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) в своих документах, как правило, фиксирует единые для всех участников рынка определенной промышленной продукции нормы кредитования и субсидирования с целью создания примерно равных условий ведения конкурентной борьбы. В частности, по рынку судостроительной продукции этой организацией установлены следующие нормы: размер кредита не должен превышать 80% от цены судна, срок кредита - 10 лет, ставка - не меньше 8% годовых. Разрешается также государственная поддержка судостроения - частичное субсидирование стоимости строительства судна в размере 9% [10].
Согласно документам ЕС государственная помощь должна быть адресной, то есть четко ориентированной на определенные, заранее определенные производства. Средствами помощи могут быть дотации субсидирование капитала и инвестиций налоговые преимущества мягкое кредитования кредитные гарантии амортизация, льготы при уплате обязательных платежей и реструктуризация задолженности предприятия в капитал и в денежную форму [11, с. 22].
Установка указанных общих правил и норм предоставления государственной помощи развитию судостроительной отрасли не исключает специфику их применение
ния в каждой отдельной стране. Так, с целью стимулирования развития судостроения и поддержания конкурентоспособности отрасли в Японии, в частности, предусмотрена возможность предоставления национальным банком развития покупателям судна кредита на сумму до 60% от его стоимости со сроком погашения более 15 лет и фиксированной кредитной ставке в 5,1% годовых. Единственным обязательным условием такого кредитования является то, что судно должно быть построено на японской верфи. При этом производители - владельцы верфи также могут получить субсидию в размере до 30% от себестоимости суда для компенсации разницы между их расходами и рыночной ценой суда [12]. Использование таких субсидий позволяет сориентировать судостроительные компании на поиск резервов постоянного обновления производственной базы, внедрение новых технологий, и следовательно, снижение издержек производства. Стоит заметить, что в Японии возможность получения льготных кредитов (под 5% годовых) предусмотрена и для судовладельцев [12]. Разветвленная система предоставления государством различных льгот и преференций по всем звеньями цепи "производство - эксплуа - тация судов" становится определенной гарантией получения отраслью дополнительных конкурентных преимуществ на мировом рынке. В направлении развития такой системы сейчас активно работает Южная Корея. Здесь специально уполномоченный правительством банк предоставляет покупателям построенного в стране суда кредит на сумму до 8% годовых, при этом первые пять лет проценты по ним не выплачиваются [12].
Предоставление определенных государственных субсидий и преференций судостроительным компаниям предусмотрено также во многих европейских странах. Так, в Германии отечественным верфям предоставляются правительственные субсидии в размере до 30%, в Италии - до 13%, а в Испании - до 19% от себестоимости судна. Достаточно существенные льготы имеют также испанские судовладельцы, которым при покупке производимых в стране судов предоставляются кредиты в размере 85% от их цены [12].Понятно, что такие меры существенно влияют на возможности ведения судостроительными компаниями этих стран конкурентной борьбы на соответствующем рынке продукции. Их позиции усиливаются еще и благодаря рационализации хозяйственных связей и последовательном внедрению специализации производства. В частности, Германия ориентируется в основном на строительство крупнотоннажных скоростных контейнеровозов, Финляндия - на создание круизных лайнеров, Нидерланды - на строительство судов технического флота. Это позволяет сократить расходы на начальных стадиях производства судов и обеспечить высокое качество продукции, а следовательно, создает реальные возможности сохранения европейскими судостроительными компаниям лидирующих позиций в указанных секторах мирового рынка [13].
Комплексность государственной поддержки конкурентоспособности отрасли обеспечивается в случае надлежащего законодательного оформления, разработки и внедрения соответствующих государственных целевых программ. Достаточно показательным в этом смысле является опыт США, где в 1928 г. был принят закон Джо-
унса, согласно которому каботажные и внутренние перевозки могли осуществляться только на судах, плавающих под флагом этой страны, и построены в ней. В начале 80-х гг во время проведения реформ администрацией РРей-гана были отменены льготы судостроению, предусмотренные упомянутым законом. Вследствие этого гражданский сектор отрасли в этой стране практически прекратил существование. Для его возрождения в 1993 году правительство было вынуждено ввести десятилетнюю программу "Возрождение национального гражданского судостроения", которая, в частности, предусматривало возвращение практики предоставления льгот при кредитовании, а также прямое субсидирование бюджета отдельных работ. Благодаря этому целостность внутреннего рынка судостроительной промышленности в США была воссоздана и сегодня страна фактически восстановила свои лидирующие позиции на мировом рынке этой продукции [12].
Идеология комплексного применения средств государственной поддержки при решении проблемы обеспечения конкурентоспособности судостроения сейчас воплощается в Российской Федерации, где вводится долгосрочная Стратегия развития судостроительной промышленности, которая была принята в
2007 [14]. Приоритетами государственной политики в этой сфере отношений определены: создание конкурентоспособной морской техники в Российской Федерации и завоевания Российской судостроительной отраслью до 2016 г. значительной доли мирового рынка соответствующей продукции. Для выполнения этих задач необходимы осуществления структурных преобразований и оптимизация производственных мощностей отрасли. Это предполагает использование ряда средств государственного влияния, ориентированных на объединение финансовых, научных и материальных ресурсов, развитие научно-технического и производственного потенциала, комплексную модернизацию и техническое перевооружение отрасли, совершенствование внутриотраслевой кооперации, унификации, диверсификации, сертификации продукции, внедрение системы обеспечения ее качества.
Анализ зарубежного опыта применения государственных средств поддержки и стимулирования конкурентоспособности судостроительной отрасли показывает, что комплексность и последовательность их использования является залогом их успешности. На современном этапе рыночных преобразований в нашей стране выполнение этого условия предполагает прежде разработку и принятие Закона Украины "О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине". В этом документе, в частности, следует четко определить приоритеты применения государственных средств содействия развитию отечественного судостроения, определить правила и процедуры их введения.
По нашему мнению, важной составляющей этого законодательного акта должно стать подробное описание механизма внедрения системы государственных закупок путем заключения государственных заказов и контрактов. Необходимо в нем также четко зафиксировать положение по адресного предоставления льгот и преференций судостроительным компаниям. Так, следует предусмотреть, что льготный
налоговый режим должен распространяться только на предприятия государственного сектора экономики, а его введение включает освобождение от уплаты импортных пошлин, освобождение от НДС на импортируемые компоненты, нулевые ставки НДС на внутренние операции продажи на продукцию, произведенную за счет средств бюджета и т.д.
При этом следует опираться на ведущую тенденцию в решении этой проблемы, которая уже определилась в практике хозяйствования стран-лидеров мирового рынка судостроения. Речь идет о целесообразности постепенного отказа от прямых способов стимулирования конкурентоспособности предприятий отрасли и предоставления большего преимущества косвенным средствам их субсидирования. Учитывая это в Законе "О мерах по государственной поддержке судостроительной промышленности в Украине" целесообразно определить механизм предоставления национальным судостроительным заводам дешевых долгосрочных кредитов на строительство судов и финансирование научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ. Определенные финансовые преференции должны получить и те компании, которые активно внедряют инвестиционные проекты и проводят реструктуризацию своего производства.
Соблюдение требования о комплексности применения средств государственного содействия конкурентоспособности судостроительной отрасли предусматривает согласование норм указанного документа с положениями действующих нормативно-правовых актов и их учет при разработке перспективного законодательства. Так, предоставление финансовой помощи предприятиям судостроительной отрасли должно планироваться ежегодно,а ее определены объемы предусматриваться при принятии государственного бюджета на соответствующий период. Реализация мер содействия конкурентоспособности отечественной отрасли судостроения должна отражаться также во всех правительственных решениях, предусматривающих выполнение комплекса работ по строительству объектов Евро-Азиатского нефтетранспорт-ного коридора. Их следует учесть и при разработке и утверждении новых редакций Национальной государственной энергетической программы и Концепции развития транспортной системы Украины. Надлежащее отражение они должны получить и в Концепции Государственной программы повышения конкурентоспособности национальной экономики на 2007-2015 годы [2].
Зарубежный опыт применения средств государственной поддержки судостроения позволяет также выделить еще одну важную предпосылку действенности их воплощения. Это касается налаживания эффективного взаимодействия регулирующих органов государственной власти, специально созданных банковских структур, обеспечивающих кредитование производства судов и соответствующих компаний. Соблюдение этого требования в современных условиях Украины предусматривает прежде четкое определение полномочий Морской администрации, Правительственного комитета
по морской деятельности, а также специального подразделения в рамках Министерства промышленной политики Украины. Эти новые структуры были созданы отвечает
видно уже упомянутому в статье "О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства", Указа Президента "О решении Совета нацио - нальной безопасности и обороны Украины" от 16 мая 2008 [1], но до сих пор их статус круг полномочий остаются неопределенными. Такое положение дел не обеспечивает скоординированность и целенаправленность действий указанных правительственных структур, что, соответственно, негативно влияет на результаты государственной поддержки и активизации развития отечественного судостроения.
Выводы из данного исследования и перспективы дальнейших исследований в данном научном направлении. Как показал анализ, в зарубежной практике хозяйствования применяются различные средства обеспечения конкурентоспособности судостроительной отрасли на мировом и внутреннем рынках. Эффективность государственного влияния в этом случае определяется надлежащим законом - нодательного обеспечением, комплексностью и последовательностью принятия необходимых регулирующих мер, скоординированностью действий уполномоченных правительственных структур. Соблюдение этих требований является, по сути, предпосылкой для использования положительного зарубежного опыта в нашей стране. По мнению автора, в этом направлении целесообразно принять следующие меры: развитие системы предоставления таможенных льгот, формирование четкого порядка заключения государственных заказов на строитель - ство судов и разработка адекватных рыночным условиям программ финансирование их сооружения, внесение ряда изменений в действующее законодательство в соответствии с нормами ВТО и ЕС, привлечения инвестиционных и кредитных ресурсов и т.п.
Наиболее перспективными направлениями дальнейших исследований мы считаем анализ современного состояния конкурентоспособности судостроительного комплекса Украины и определения приоритетных направлений государственного влияния на его развитие на нынешнем этапе рыночной трансформации хозяйственных отношений.
Список литературы
О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 16 мая
2008 года "О мерах по обеспечению развития Украины как морского государства": Указ Президента Украины от 16 трав. 2008 г. № 463/2008. - Режим доступа: http://zakon.rada.gov.ua
2. Концепция Государственной программы повышения конкурентоспособности национальной экономики на 2007-2015 годы. - Режим доступа: http://industry.kmu.gov.ua /control /uk /publish /artide? Art_id = Май 7967 & ^ at_id = 57966
3. Жалило Я.А. БазилюкЯ.Б. БелинськаЯ.В. и др. Конкурентоспособность экономики Украины в условиях глобализации /Нац. ин-т стратег, исслед. - М. Украина, 2005. - 388 с.
4. Бабак А.В. Бикон С.Ф. Болховитинова А.А. и др. Конкурентоспособность национальной экономики /Ин-т экономики и прогнозирования НАН Украины Б.Е.Кваснюк (ред.). - М. Феникс, 2005. - 495 с.
5. Бородина А.Н. Бурлай Т.В. ГоршковаН.И. и др. Конкурентоспособность экономики Украины: состояние и перспективы повышения /Ин-т экономики и прогнозирования НАН Украины /И.В.Крючкова (ред.). - К. Основа, 2007. - 488 с.
6. Поддубная Л.И. Конкурентоспособность экономических систем: теория, механизм регулирования и управления /Харьковский нац. экон. ун-т. - М. ХНЭУ, 2007. - 368 c.
7. Савчук С.И. Основы теории конкурентоспособности: Монография /НАН Украины Ин-т проблем рынка и экон.-эколог. исслед. - Мариуполь: Рената, 2007. - 520 с.
8. Портер М. Стратегия конкуренции: Методика анализа отраслей и деятельности конкурентов /А.Олейник (пер. с англ.), Р.Скильський (пер. с англ. ). - К. Основы, 1998. - 390 с.
9. State Aid Action plan: Presented by the Commission EU launches a comprehensive reform of state aid policy that will cover a five-year period (2005 - 2009). - Режим доступа: http ://europa.eu/scadplus/leg/en/lvb/l26115. Htm
10. Policy Statement on Substandard Shipping by the Maritime Transport Committee of the OECD: Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). - Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/18/37/2080990.pdf
11. Государственная помощь производителям в Украине: реформирование в соответствии с нормами ВТО и ЕС /Под ред. С.Касьянова. - К. Нора-Друк, 2004. - 85 с.
12. Гуреев В. Доходы - за борт? Что будет, если отказаться от поддержки судостроения. - Режим доступа: http://www.day.kiev.ua/134556/
13. ЗимовецГ. Развитие системы менеджмента качества на судостроительном предприятии (на примере ОАО "Херсонский судостроительный завод"). - Режим доступа: http://experts.in.ua/baza/analitic /index.php? ELEMENT _ID = 23447
14. Об утверждение Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: Приказ М-ва пром-ти и энергетики Рос. Федерации от 6 сент. 2007 г. № 3 54/2007. - Режим доступа: news.rosprom.org/docs/3754.doc
Пошук по ключовим словам схожих робіт:
Статья: Практика предоставления налоговых льгот в зарубежных странах (Калаков Р.Н.) ("Налоги и налогообложение", 2010, n 9)
"Налоги и налогообложение", 2010, N 9
ПРАКТИКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Налоговое законодательство зарубежных стран формируется длительное время, постоянно совершенствуется и адаптируется к новым экономическим реалиям и потребностям государства. В большинстве западных стран развитие налоговой мысли проходит эволюционно и находится под влиянием как социально-экономических, так и политических факторов.
Налоговое законодательство зарубежных стран характеризуется широким составом и сложной структурой налоговых льгот и преференций, применяющихся как в отношении организаций, так и физических лиц.
Налоговые льготы и преференции традиционно предоставляются в следующих формах:
- освобождение от уплаты каких-либо налогов и (или) сборов
- исключение из налоговой базы определенной части объекта и (или) отдельных видов объектов обложения
- уменьшение размера налоговых ставок
- налоговые вычеты из налоговой базы
- необлагаемый минимум по доходам и (или) стоимости имущества (капитала)
- скидка (изъятие) с налогового оклада
- изменение сроков уплаты налогов и (или) сборов
- налоговые каникулы (освобождение от уплаты налога на определенный период времени)
- зачет и (или) возврат уплаченных налогов
- упрощение порядка представления налоговой отчетности (изменение состава и (или) сроков).
С учетом приоритетов, стоящих перед обществом на каком-либо этапе развития, государство выбирает определенный состав налоговых льгот и преференций, формирующий тем самым систему налоговых льгот и преференций. На систему налоговых льгот и преференций также оказывает влияние исторический опыт развития налогообложения в стране, полномочия органов государственной власти, издержки применения льгот и преференций.
Среди множества налоговых преференций, предусмотренных налоговым законодательством зарубежных стран, необходимо выделить налоговые кредиты, применяющиеся в отношении всех категорий налогоплательщиков: организаций и физических лиц. Налоговые кредиты как инструменты стимулирования инвестиционной активности устанавливаются в процентах от понесенных затрат. Они достаточно часто встречаются в зарубежных нормативных актах и литературе. При этом отмечается, что наряду с налоговыми вычетами из налоговой базы по налогу на прибыль и ускоренной амортизации указанные методы являются основными механизмами налогового стимулирования в мировой практике .
Кизимов А.С. Международный опыт и Российская практика налогового стимулирования инновационной деятельности // Финансы. 2008. N 7. С. 33 - 38.
Понятие инвестиционного налогового кредита закреплено и в Налоговом кодексе Российской Федерации, под которым понимается такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в ст. 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу на прибыль с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (п. 1 ст. 66 НК РФ).
Налоговые кредиты в современном налоговом законодательстве России изначально были представлены: налоговым кредитом и инвестиционным налоговым кредитом. Предоставление налоговых кредитов прекращено с 1 января 2007 г. на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования".
Согласно п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Инвестиционный налоговый кредит предусматривает лишь возможность переноса срока уплаты налога на более поздний срок без каких-либо результативных финансовых послаблений для организаций.
Таким образом, инвестиционные налоговые кредиты, равно как и иные формы изменения сроков уплаты налогов и сборов (отсрочка и рассрочка), при буквальном толковании норм законодательства, налоговыми льготами не признаются. Это вносит неопределенность в их применении на практике.
Как справедливо отмечено некоторыми учеными, в России при переходе к современной системе законодательства о налогах и сборах англоязычному термину "налоговый кредит" (tax credit) придано неправильное значение, под которым фактически понимается кредитование налогоплательщиков государством (в лице налоговых органов) с соблюдением ряда условий (заключение договора, установление размера процентной ставки, суммы кредита, срока кредитования, вида обеспечения) .
Кашин В.А. Пономарева Н.В. Системный подход в налоговых отношениях // Финансы. 2009. N 12. С. 29 - 34.
Главным отличием в понимании термина "налоговый кредит" в налоговом законодательстве зарубежных стран от аналогичного термина в налоговом законодательстве России является то, что в первом случае "налоговый кредит" понимается как налоговая льгота в форме различных вычетов, скидок и изъятий для налогоплательщиков.
По мнению В.А. Кашина, англоязычный термин "налоговый кредит" (tax credit) следует отождествлять с понятием "кредит", применяющимся в учетной деятельности (против также бухгалтерского понятия "дебет"). Действительно, в зарубежных странах к термину "tax credit", которым характеризуются множество налоговых льгот, более употребительны выражения "налоговая скидка" или "налоговый вычет", хотя последний часто обозначается термином "tax deduction".
Кашин В.А. НК РФ: Налоговые отношения и модели подоходного налогообложения // Налоговая политика и практика. 2009. N 3.
Практика применения законодательства о налогах и сборах в зарубежных странах подразумевает под термином "налоговый вычет", как правило, уменьшение налоговой базы (например, по расходам на обучение физических лиц, расходам на НИОКР организаций, доходам в виде дивидендов), а под налоговой скидкой - уменьшение (изъятие) налогового оклада (по налогам на доходы физических лиц).
Напомним, что с учетом определения, имеющегося в отечественной литературе. налоговой оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта обложения, например дохода, прибыли, имущества.
Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М. Финансы и статистика. 2008. С. 26.
В отечественной науке встречаются классификации налоговых льгот, сопоставимые с зарубежной практикой. По мнению С.Г. Пепеляева, налоговые льготы классифицируются на изъятия, скидки и освобождения. А.В. Брызгалин, рассматривая формы налоговых льгот, выделяет два вида вычетов: вычет из налогооблагаемой базы определенных сумм (как правило, расходов плательщика) и вычет из налогового оклада, который он считает самой эффективной налоговой льготой .
Налоговое право: учеб. пособие // Под ред. С.Г. Пепеляева. М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2000. С. 106.
Налоги и налоговое право: учеб. пособие // Под ред. А.В. Брызгалина. М. Аналитика-Пресс, 1998. С. 302 - 303.
Применительно к зарубежному опыту термином "tax credit" обозначаются налоговые льготы, отличающиеся по регулирующим возможностям и механизмам действия. Поэтому, по нашему мнению, данный термин в отношении прямых налогов следует понимать в трех аспектах:
1) налоговые вычеты (изъятия), предоставляемые в целях стимулирования инвестиционной активности, поощрения определенных научных проектов, исследований, перспективных видов деятельности, применяющиеся по налогу на прибыль (доходы) организаций и налогу на имущество. Льготы предоставляются в форме уменьшения налоговой базы (а в некоторых случаях, в основном в США, - и суммы налога) на определенную заранее установленную величину
2) налоговые скидки, предоставляемые в целях социальной поддержки и экономического стимулирования населения в форме освобождения от уплаты налога на доходы, уплаты его в меньшем размере или получения необлагаемого дохода от государства (аналогично пособиям), предоставляются путем уменьшения (изъятия) налогового оклада. Скидки, как правило, разработаны таким образом, что устойчиво уменьшаются по мере увеличения дохода, подлежащего налогообложению.
При этом отечественное налоговое законодательство не содержит понятия "налоговая скидка". Исходя из определения, данного в словаре русского языка С.И. Ожегова, скидка - это ". пониженное требование к кому-нибудь (чему-нибудь), послабление, оправдываемое чем-нибудь". В связи с распространенной практикой за рубежом считаем возможным к термину "tax credit" в отношении физических лиц использовать термин "налоговая скидка", определяемый как некоторое послабление, выражающееся в уменьшении размера налоговых обязательств. В литературе встречаются и иные переводы данного термина. В США, как отмечает Д.В. Корф, термин "налоговый кредит" фактически эквивалентен термину "налоговая скидка"
3) налоговые вычеты, предоставляемые в целях стимулирования притока иностранных инвестиций и исключения двойного налогообложения по налогам на доходы в виде дивидендов. Предоставляются в форме вычета сумм налогов, уплаченных в других налоговых юрисдикциях и (или) освобождения некоторых видов доходов (например, дивидендов, процентов, роялти) от налогообложения.
Ожегов С.И. Словарь русского языка // Под ред. Н.Ю. Шведовой. М. Русский язык, 1990. С. 720.
Корф Д.В. Налогообложение в сфере образования: опыт США // Налоги и налогообложение. 2009. N 12. С. 59 - 67.
Согласно сложившейся практике в целях недопущения двойного налогообложения налогоплательщики - получатели дивидендов вправе получить налоговый вычет (зачет) по налогу, подлежащему уплате по месту своего нахождения, на сумму налога, уплаченного в других налоговых юрисдикциях. Вычет применяется к налогам, которые по своей экономической природе соответствуют налогам на доходы организаций и физических лиц, и, как правило, ограничивается суммой налога, уплаченного у источника. В случае если указанные доходы облагаются по более высокой ставке, чем в стране происхождения, разница подлежит доплате.
Однако в целях стимулирования зарубежных инвестиций международные соглашения об избежании двойного налогообложения могут предусматривать, что некоторые виды доходов (например, дивиденды, роялти, проценты) облагаются по пониженной ставке либо исключаются из налогообложения в стране получателя доходов посредством применения специального налогового освобождения, часто именуемого "Tax Sparing Credit". Данная льгота заключается в том, что организации одной юрисдикции принимают к вычету налоги, подлежащие удержанию у источника выплаты в другой юрисдикции, однако так и неудержанные (или удержанные в меньшем размере). Разница между величиной удержанного налога и налога, подлежащего удержанию, составляет величину освобождения. В настоящее время льготы такого рода встречаются редко.
В ряде стран дивиденды, полученные от нерезидентов, освобождаются от налогообложения. Так, на основании пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 г. "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" при перечислении дивидендов из России компания - резидент Кипра уплачивает налог по ставке 5% (удерживается у источника в России). Дивиденды, полученные в связи с деятельностью своего представительства в России и перечисленные на Кипр, у компании - резидента Кипра освобождаются от налогообложения на основании Закона Кипра "О налогообложении доходов" от 2002 г. с изменениями от 2004 г. (Cyprus Income Tax Law, 2002) .
По данным группы Focus Business Services [сайт] URL: http://www.fbscyprus.com/assets/mainmenu/133/editor/INCOME%20TAX%20LAW.pdf (дата обращения: 03.08.2010).
Тем не менее указанные дивиденды облагаются специальным взносом на оборону согласно Закону "О специальном взносе на оборону" от 2002 г. с изменениями от 2003 г. (Special Contribution for the Defense of the Republic Law, 2002).
В целом зарубежный опыт налогового администрирования классифицирует все налоговые скидки (вычеты) на две группы: возмещаемые (refundable) и невозмещаемые (non-refundable) или, соответственно, неутрачиваемые (non-wastable) и утрачиваемые (wastable).
Возмещаемые скидки позволяют уменьшать налоги на доходы налогоплательщика на сумму скидки, превышающую размер таких налогов, таким образом, налогоплательщик может получить необлагаемый доход от государства. Примерами возмещаемых налоговых скидок являются налоговая скидка на заработанный доход, налоговая скидка на детей (в США), налоговая скидка работника, налоговая скидка на детей (в Великобритании).
Невозмещаемые налоговые скидки не могут доводить размер налогового оклада до отрицательной величины. Таким образом, налогоплательщики не могут получить доходы сверх своих платежей в налоговую систему. Примером невозмещаемых налоговых скидок являются налоговая скидка на пенсионные взносы в США и ранее действующая налоговая скидка на детей в Великобритании. Среди зарубежных стран есть такие, в которых все скидки являются невозмещаемыми (Ирландия).
В зарубежных странах налоговые скидки, выплачиваемые людям с невысокими доходами ниже определенного гарантированного минимума, являются продолжением развития так называемой концепции "отрицательного подоходного налогообложения" (Negative Income Tax), которая представляет собой прогрессивную систему налогообложения, при которой люди, зарабатывающие ниже установленного размера, вместо уплаты налогов получают пособия от государства.
Например, при пропорциональной ставке 25% и гарантированном выплачиваемом минимуме 10 тыс. долл. в год налогоплательщик платит налог только с дохода, превышающего 40 тыс. долл. в год (25% x 40 000 = 10 000). При годовом доходе 20 тыс. долл. налогоплательщик уплачивает 5 тыс. долл. налога и получает 10 тыс. долл. гарантированного пособия.
Концепция отрицательного подоходного налогообложения впервые была предложена английской политической писательницей Джульеттой Райс-Уильямс (Juliet Rhys-Williams) в 40-х гг. XX в. Популярность концепции возросла после выхода в 1962 г. книги "Капитализм и свобода" (Capitalism and Freedom) известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии 1976 г. по экономике Милтона Фридмана. Однако эта концепция так и не была реализована.
Milton Friedman. Capitalism and Freedom: Fortieth Anniversary Edition // University of Chicago Press. 2002. P. 192 - 194.
Далее рассмотрим подробнее льготы, применяющиеся организациями и физическими лицами по налогам на доходы.
Налоговые вычеты (изъятия), применяющиеся по налогу на прибыль (доходы) организаций и налогу на имущество. В этом аспекте к налоговому вычету относится налоговый вычет на НИОКР (Research and Development Relief for Corporation Tax), применяющийся по налогу на прибыль в Великобритании, который позволяет организации уменьшить размер налоговой базы на сумму, превышающую фактические затраты на НИОКР .
По данным Управления внутренних доходов и таможенных сборов [сайт] URL: http://www.hmrc.gov.uk/ct/forms-rates/claims/randd.htm (дата обращения: 12.08.2010).
Предприятия малого и среднего бизнеса по расходам на НИОКР вправе получить возмещение в виде денежных средств, перечисляемых на расчетный счет Управлением внутренних доходов и таможенных сборов (Her Majesty's Revenue and Customs). Для них действует наиболее льготный вычет, составляющий с 1 августа 2008 г. 175% от фактических затрат на НИОКР, т.е. на каждые 100 фунт. стерл. затрат на НИОКР организации могут дополнительно уменьшить налоговую базу на 75 фунт. стерл.
Для получения налогового вычета на НИОКР необходимо, чтобы организация расходовала на финансирование НИОКР не менее 10 тыс. фунт. стерл. в отчетном периоде. С 1 апреля 2008 г. налоговый вычет для крупных компаний составляет 130% от фактических затрат на НИОКР, но не более 7,5 млн фунт. стерл. по каждому проекту НИОКР. Рассчитаем на примере сумму налогового вычета для малого предприятия:
1. По итогам отчетного периода получена прибыль, в составе которой:
- расходы на НИОКР: 20 000
- налоговый вычет: 20 000 x 75% = 15 000
- прибыль до применения вычета: 20 000
- прибыль с учетом применения вычета (налоговая база): 20 000 - 15 000 = 5000.
По итогам отчетного периода получен убыток:
- расходы на НИОКР: 20 000
- налоговый вычет: 20 000 x 75% = 15 000
- убыток до применения вычета: 10 000
- убыток с учетом применения вычета (налоговая база): 10 000 + 15 000 = 25 000.
Убыток для целей расчета налога может быть перенесен на будущие периоды или частично возмещен налогоплательщику. Размер такого возмещения ограничивается суммой платежей по подоходному налогу и взносам в фонд социального страхования, уплаченным за тот же период. Процентная ставка установлена в размере 14% от величины убытка, который получен с учетом применения вычета.
Допустим, если убыток с учетом применения вычета составил 25 тыс. фунт. стерл. то налогоплательщик вправе получить 3,5 тыс. фунт. стерл. (25 000 x 14%), но при этом налогоплательщик лишается права переноса убытка на будущие отчетные периоды.
Налогоплательщик вправе получить налоговый вычет только в том случае, если НИОКР направлены на решение научной или технологической проблемы, а также если они направлены на достижение научных открытий.
К затратам на НИОКР разрешено относить следующие виды расходов: расходы на оплату труда, приобретение материалов, основных средств, программного обеспечения, платежи добровольцам, участвующим в клинических исследованиях, расходы на услуги субподрядчика, привлеченного для осуществления НИОКР, и т.д.
В США аналогичная льгота предусмотрена разд. 41 Налогового кодекса США и известна как налоговый вычет при увеличении объемов научно-исследовательской деятельности (Credit for Increasing Research Activities).
Вычет непосредственно применяется к сумме налога на прибыль организаций, т.е. позволяет уменьшать налоговые обязательства, при этом величина прибыли остается неизменной, что обусловлено особенностями ведения бухгалтерского учета в США. Льгота является невозмещаемой, предоставляется на срок до 20 лет. Годовой размер льготы не может превышать 100 тыс. долл.
Главной целью льготы является стимулирование проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, имеющих прикладной и инновационный характер, т.е. направленных на создание новой продукции, улучшение качества выпускаемой продукции, технологии производства, безопасности.
Вычет установлен в размере 20% от суммы превышения расходов на квалифицированные исследования над базовой величиной расходов (расходы за базовый отчетный период). Налогоплательщики вправе также обратиться за получением альтернативной налоговой скидки на базовые исследования.
Налоговые скидки, предоставляемые физическим лицам. Наиболее распространенными видами налоговых скидок, которые применяются в отношении физических лиц в зарубежных странах, являются:
- налоговая скидка на детей (Child Tax Credit)
- налоговая скидка на заработанный доход (Earned Income Tax Credit)
- налоговая скидка работника (Working Tax Credit)
- налоговая скидка на содержание ребенка или лиц, находящихся на иждивении (Child and Dependent Care Credit)
- налоговая скидка, предоставляемая в период отпуска по уходу за ребенком (Tax Credit for Parental Leave/Parental Tax Credit)
- налоговая скидка, предоставляемая в связи с уходом за определенными категориями людей (Home Carer's Tax Credit)
- стандартная налоговая скидка (General Tax Credit)
- налоговая скидка по старости (Age Tax Credit)
- налоговая скидка по инвалидности для слепых (Blind Tax Credit)
- налоговая скидка для супругов (Married Tax Credit)
- налоговая скидка для детей-инвалидов (Incapacitated Child Tax Credit)
- налоговая скидка при осуществлении инвестиций социального характера (Tax Credit for Socially Responsible Investments)
- налоговая скидка при осуществлении прямых инвестиций в рисковый капитал (Tax Credit for Direct Investments in Venture Capital)
- налоговая скидка для держателей облигаций (Credit to Holders of Tax Credit Bonds)
- налоговая скидка на проценты по закладной (Mortgage Interest Credit)
- налоговая скидка на сумму взносов по договорам страхования жизни и здоровья (Health Coverage Tax Credit)
- налоговая скидка на пенсионные взносы (Credit for Retirement Savings Contributions).
Основная идея налоговых скидок за рубежом - регулировать доходы определенных групп населения и стимулировать граждан к трудовой деятельности. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные налоговые скидки на примере некоторых стран.
Налоговая скидка работника (Working Tax Credit) - введена в действие в Великобритании в 2003 г. с целью социальной поддержки населения с низкими доходами. Налоговая скидка на детей и налоговая скидка работника в Великобритании являются выплачиваемыми, т.е. перечисляются напрямую налогоплательщику на банковский счет (счет почтового отделения) или путем выдачи чека.
По данным Управления внутренних доходов и таможенных сборов [сайт] URL: http://www.hmrc.gov.uk/manuals/tctmanual/index.htm (дата обращения: 12.08.2010).
Налоговая скидка работника выплачивается лицам старше 25 лет и работающим не менее 30 часов в неделю. Налоговая скидка также предоставляется супругам, не имеющим детей, если хотя бы один из супругов старше 25 лет, и работающим в совокупности не менее 30 часов в неделю (или если один из супругов работает не менее 16 часов в неделю). Супругам, имеющим детей, налоговая скидка предоставляется, если ребенок старше 16 лет и один из супругов работает не менее 16 часов в неделю. Минимальный уровень налоговых скидок на детей обеспечивается всем лицам (супругам) до достижения определенного уровня дохода.
Налоговая скидка представляет собой разность суммы элементов скидки (например, базовой скидки и дополнительной скидки для нетрудоспособных граждан) и изъятий из налоговой скидки. Налоговая скидка работника и налоговая скидка на ребенка в расчете учитываются суммировано.
Базовая часть налоговой скидки работника в 2010 г. составляет 1920 фунт. стерл. в год (5,27 фунт. стерл. в день).
Государство предоставляет налоговые льготы частным инвесторам
Доброго времени суток.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!