Как правильно написать письмо 6 класс
Урок развития речи в 6-м классе по теме: "Как написать письмо?"
Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием “эпистолярный жанр”;
- учить правильному написанию письма: делового, официального, личного.
На доске записана тема урока: “Как написать письмо?”.
“Всякое письмо, кем бы оно написано не было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования и знания, так сказать, светской формалистики”. (Сазонов, Бельский. Полный письмовник.)
1. Объяснение нового материала учителем.
В жизни часто возникает необходимость обратиться к кому-либо с посланием, т.е. написать письмо. Существуют правила написания письма. Эпистолярная литература. Обратимся к словарю и почитаем, что же такое эпистолярная литература. (Л.И. Тимофеев и Н. Венгров “Краткий словарь литературоведческих терминов”. Учпедгиз. 1963г. Стр. 179.).
Эпистолярная литература (от греческого epistole – послание, письмо); переписка, изначально задуманная или позднее осмысленная как художественная или публицистическая проза, предполагающая широкий круг читателей. Такая переписка легко теряет двусторонний характер, превращаясь в серию писем к условному или номинальному адресату. Однако именно ориентация на адресата, пусть воображаемого, составляет важный опознавательный признак эпистолярной литературы, отличающий её от записок и дневника.
- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.
- В античности уже сочинялись письма. Известны письма Эпикура и Цицерона.
Естественная для писем дидактическая тенденция становится основной функцией в посланиях апостолов и “отцов церкви” (Киприана, Августина и др.)
В средние века в Европе межмонастырская переписка была средством публичной богословской полемики. Образцом русской средневековой публицистики служит переписка Ивана 4 с кн. Курбским и письма протопопа Аввакума.
В XVII-XVIII вв. форма эпистолярной литературы используется как способ придания непосредственности интеллектуальному общению. (“Письма провинциала” Б. Паскаля, переписка Вольтера, “Письма к сыну” Ф. Честерфилда). Известны очерково-документальные “Письма русского путешественника” Н.М. Карамзина и письма из Франции Д.И. Фонвизина П.И. Панину. Опыт и форма эпистолярной литературы использованы в художественной повести “Бедные люди” Ф.М. Достоевского.
В XX веке сохраняется многообразие видов эпистолярной литературы (“Опавшие листья” В. Розанова, “Неизвестный друг” И.А. Бунина и др.).
2. Представьте, что вы получили письмо. Вам интересно его содержание. Но ваш взгляд всё равно остановится на листе. Вы увидите красоту и четкость почерка, порядок в расположении абзацев, аккуратность оформления, качество бумаги и многие другие “мелочи” внешнего оформления письма. Значит пишущий проявил вежливость к читающему. Или же наоборот, в глаза адресату бросится обилие помарок, опечаток или исправлений, отсутствие формул вежливости, даты, подписи, некрасивое расположение текста (с очень большими полями или вообще без полей), отсутствие абзацев и т.д.
И вот перед глазами читающего встает образ пишущего. Заметьте, уже почти сформированный образ, когда ещё не прочитано ни строки, когда не осмыслено содержание письма.
Вывод напрашивается сам собой: аккуратно оформленное письмо производит впечатление о пашущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права. Ведь “встретив по одежке”, читающий уже формирует своё отношение к корреспонденту своего рода предвзятость, на основе которой и будет формироваться отношение к содержанию письма. В ваших интересах, чтобы форма письма помогла, или, по крайней мере, не помешала произвести благоприятное впечатление на вашего корреспондента. Во многих странах искусство оформления писем доведено почти до совершенства.
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”).
Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок ( грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.
Следует начинать не с “куда”, а с “кому”.
Композиция (построение) письма:
- Обращение.
- Текст письма.
- Заключительные формулы вежливости.
- Подпись отправителя.
- Дата.
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка. А если письмо за границу, то запятая или двоеточие).
Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости, подпись и дата.
Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.
Дату не следует обозначать цифрами (12.4.2005). Дело в том, что в США первая цифра обозначает месяц, а в Англии первая цифра обозначает число. Следует написать 12 апреля 2005г.
Заключительная формула вежливости (так же, как и обращение) зависит от того, в каких отношениях вы находитесь с адресатом. Здесь могут быть два варианта.
Первый – вы пишете другу или родственнику, хорошему знакомому. В этом случае можно закончить письмо следующим образом:
- Искренне твой (ваш).
- Преданный тебе (вам).
- Твой искренний друг.
- Твой любящий сын.
Второй. Недостаточно хорошо знакомым людям или официальным лицам обычно пишут:
Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.
3. Зачитываю образцы писем (Частные письма и деловые письма).
4. Д/з. Написать письмо по нижеследующим номинациям:
“Письмо моей семье”.
“Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее”.
5. Во второй половине дня веду детей на экскурсию в отделение связи (на почту), где работники почты рассказывают о своей работе и о том, как правильно вести переписку. Показывают образцы деловых бумаг.
После проделанной работы детям, на мой взгляд, легче справиться с написанием письма.
Методическая разработка урока письма для 6 класса. Зачем, о чем и как писать письма
«Пишите письма. Зачем, о чем и как писать письма»
Цель: Познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра, с видами писем, с правилами написания письма
• Расширение знаний об эпистолярном жанре
• Обогащение словарного запаса обучающихся
• Овладение умениями в производстве правильной речи
• Овладение приемами языкового анализа и синтеза
• Воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию
• Воспитание эстетического отношения к слову
• Воспитание творчески активной, духовно богатой личности
• Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности, исследовательских навыков, навыков творческого письма.
• Учебники по риторике Т.А.Ладыженской ( 6кл)
• Раздаточный материал ( памятки, образцы эпистолярного жанра, карточки )
• Записи на доске
• Мультимедийный проектор, доска
• Марки для рефлексии
Тип урока: Комбинированный
• Интегрирование с литературой
• Самостоятельная работа с дополнительной литературой по созданию текста.
• Наблюдение и анализ
• Работа в группах,
Формы работы (коллективная, индивидуальная, групповая)
-Здравствуйте, ребята! Сегодня мне на электронный ящик пришло непонятное послание, посмотрите его.
На доске с помощью мультимедийного проектора проецируется текст письма, скопированный из электронного ящика.
«Помагитемене срочьна умаего дедушки витеранавайны скороденьраждение и емунада написптьписьмо споздровлениеи благадарнастьюая немагу Научите писать писмо Вовка»
- Ребята, помогите мне, пожалуйста, разобраться, что хочет мальчик. ( Просит помочь в написании письма-поздравления дедушке).
-Скажите, сможем ли мы ему помочь. Понятен ли нам смысл всего текста. Почему?
(Нет. Мы не видим, кто именно написал письмо, не все мысли автора понятным из-за отсутствия границы слов и предложений, не ясно, в каких моментах затрудняется мальчик, кого именно он просит помочь, мы не знаем, когда человек просил о помощи, может, она ему уже не нужна).
- Приятно ли помогать человеку, который просит в такой форме? ( Нет. Послание небрежно написано, неправильно оформлено, нет конкретного обращения. Отсутствует вежливость в обращениях, напоминает требование, а не просьбу)
- Поднимите руки у кого дедушки или бабушки сражались на войне, были тружениками тыла, застали военные годы в детском возрасте, Как вы думаете, приятно ли им было бы получить красиво оформленное письмо с поздравлениями и пожеланиями.( Конечно)
- Тогда всё-таки постараемся помочь мальчику поздравить своего дедушку.
Что нам необходимо знать, чтобы правильно написать письмо.
(Что такое письмо, особенности эпистолярного жанра, требования к оформлению письма, структура письма, рассмотреть образцы писем)
3. Работа в группах. Актуализация ранее изученного.
- Вы сейчас разобьетесь по группам и попытаетесь отредактировать послание Вовы. Первая группа исправит все орфографические ошибки и объяснит правила написания этих слов, подберет проверочные слова. Вторая группа исправляет ошибки, не объясняя их, поработает с пунктуационными ошибками, определит границы предложений, расставит необходимые знаки препинания и объяснит их постановку. Вставит недостающие речевые обороты. А третья группа, исправит все ошибки, не объясняя их, и составит памятку « Правила оформления письма».
- На эту работу вам две минуты. У вас на столах карточки с посланием Вовы, в тетрадях записываете исправленные тексты.
Задания поободраны по интеллектуальному развитию учащихся. Задания первой группы основного уровня, задания второй группы - продвинутого, задания третьей- повышенной сложности.
После завершения работы представители группы зачитывают свои ответы, в конце на доске проецируется правильный ответ.
Здравствуйте, дорогие ребята! Помогите мне, пожалуйста, у моего дедушки – ветерана войны скоро день рождения. Ему надо написать письмо с поздравлением и благодарностью, а я не могу. Научите меня писать письма, пожалуйста. Вова Петров».
Схема «Правила оформления письма»
- Письмо должно быть написано чисто и аккуратно, без помарок и ошибок.
- Письма надо начинать с обращения: «Здравствуй…», «Добрый день…», «Дорогой….», «Милый…»
- Укажи, кому адресовано письмо.
- Используй вежливые слова.
- Непременно поставь дату написания.
-Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: « Счастливо!», «Всего доброго» «До свидания» и т.д.
- Обязательно поставь подпись.
-Учитывай, кому ты пишешь, выбери для своего письма верный тон.
- К взрослому человеку обращайся по имени отчеству и только на ВЫ
4.Этап погружения в историю эпистолярного жанра
-Зачем люди пишут письма? ( Чтобы передать какую-либо информацию)
Какие способы передачи информации вам известны? (Телевизор, телефон, скайп, телеграммы, Интернет)
-А знаете, как передавалась информация в давние времена, сейчас сотрудники нашего «Справочного бюро» нас с этим познакомят. Некоторые учащиеся зачитывают заранее приготовленные небольшие исторические сведения.
1.Жители африканской деревни сообщали своим соседям, что у них удачно прошла охота и потому объявляется пир горой. Передать это надо быстро, пока мясо не испортилось под жарким африканским солнцем. Придумали. Застучали тамтамы (барабаны), далеко разнесся их рокот, докатился до ближайшей деревни. Там послушали, разобрались в условных сигналах, своих барабанщиков вызвали и дальше передают.
2.Племена индейцев «переписывались» дымом. Поднимались над холмами столбы дыма– выше, ниже, светлее, темнее. Если столбы дыма поднимаются высоко, то необходимо собираться к ущелью, прятать детей и женщин.
Для того, чтобы передать какое-нибудь сообще¬ние или информацию, как принято говорить сейчас, посылались гонцы с устными сообщениями. Такой вестник, заучив "письмо" со слов отправителя, потом пересказывал его адресату.
3. Потом появились предметные письма, т.е. с помощью предметов сообщались какие – то факты. Так, например, в древнике времена существовало узелковое письмо-кипу, оно представляло собой резную палочку или шнур, с которого сви¬сали бахромой тоненькие веревочки разных цветов с завязанными узлами. Весь секрет был в том, какого цвета и как был завязан узе¬лок. Чтобы читать такие письма, нужно было держать в памяти сотни вариантов узлов и сплетений. Отсюда и пошло выражение "завязать узелок на память".
4. У индейских племен Северной Америки было в обиходе письмо-вампум. Вместо узелков индейцы использовали раковины, окрашенные в разные цвета. Весь набор раковин нанизывали на шнур и носили как пояс. Эти же раковины служили одновременно и как украшения, и как деньги.
Поскольку с помощью предметов можно было передать маленькую часть информации, люди придумали писать письма в виде рисунков.
5. Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции.
6.В нашей стране пересылка вестей осуществлялась с древнейших времён.
885 год принято считать началом истории русской почты. Но доставка писем на Руси была упорядочена впервые в 984г. В Х веке на Киевской Руси существовал "повоз" для перевозки княжеских гонцов, клади и грамот в различные населённые пункты страны.
Государственную почту в России организовал в 1665г. боярин Афанасий Ордин-Нащокин, который говорил, что государственная почта – "это великое государственное дело впредь к умножению всякого добра царству Московскому будет".
Самыми "эпистолярными" считаются ХVШ-Х1Х. века. В это время эпистолярный жанр приобрел необычайную популярность. По свидетельству современников, ни одно собрание, ни один званый обед не обходился без общего разговора о почтовых делах
- В наш век Интернета и мобильной связи так много способов передачи информации остается ли необходимость писать письма? Почему же до сих пор письма не умерли, а продолжают существовать?
(Необходимости нет, но письма, написанные рукой, передают душевную теплоту, располагают к доверительному общению, они более объемны, в написании их более тщательно подбираем слова и следим за грамотностью и правильностью речи, а звонки и SMS носят более сдержанный и деловой характер).
-Действительно, письмо, написанное твоей рукой, на бумаге передает частичку твоей души, почерк отражает твое внутреннее переживание, твое состояние. Недаром в 18-19 веках письмам придавалось особое значение, их тщательно писали, подбирая красивые слова, выписывая, буквально вырисовывая каждую букву. А женщины капали на листы свои духи, чтобы как можно дольше сохранить свой образ в памяти любимого. Письма трепетно хранили, причитывали по многу раз.
-Какого содержания бывают письма?( Они бывают официальными и дружескими, деловыми и частными)
- Письма и послания относятся к эпистолярному жанру. Прочитайте в словарях определение этого понятия.
Эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание) – текст, имеющий форму письма, открытки, телеграммы, посылаемый адресату для сообщения определенных сведений.
Эпистолярный жанр - это жанр литературного произведения, который характеризуется тем, что повествование преподносится читателю в форме переписки. Не стоит путать эпистолярный жанр и дневниковые записи, так как первый характеризуется обязательным наличием адресата и получателя письма, а для второго это совсем не характерно. Послание может быть как прозаическое, так и стихотворное.
- В определении встретилось слово адресат, выясним его значение.
Найдите в словарях значение слова адресат и адресант в чем их различие
Адресат-Тот, кому адресовано письмо.
Адресант — Тот, кто посылает почтовое или телеграфное отправление (лицо или учреждение).
- Как называются слова схожие по звучанию, но разные по написанию и значению? (Паронимы)
- О чем можно писать в письмах? (проинформировать о событии, благодарить за что-то, поздравить с каким-либо праздником, попросить о чем-либо, признаться в любви)
-Как вы думаете, какое письмо мы должны написать дедушке Вовы.
-Я буду называть вам часто употребляемые в письмах формулы, а вы попробуйте догадаться, в каких письмах они употребляются. Если в официальных – разводите руки в стороны, если в личных - хлопайте в ладоши.
Разрешите мне поздравить Вас…, Ты не представляешь,…. Посылаю Вам искренние и наилучшие пожелания…., Хочу рассказать тебе о…, У меня к вам (к тебе) большая просьба…, Позвольте пожелать…, Прощай, дорогая тетенька.
7. Исследовательская работа
-Мы многое уже узнали из истории эпистолярного жанра, познакомились с разными видами письма, но остается самое главное, научиться правильно писать письма. Узнать из каких частей состоит письмо.
У вас на партах лежат листочки с образцами писем известных людей. Ознакомьтесь с ними, определите общие композиционные части для всех писем, какие обращения чаще принято употреблять в письмах? Определите вид писем. В вашей работе вам поможет алгоритм рассуждения, который вы видите на доске ( проецируется слайд)
1. Оформление. Особенности построения текста, особенности расположения компонентов письма. Формулы приветствия и прощания.
2. Содержание. Из скольких частей состоит тест? Что в них описано?
3. Способы введения дополнительной информации
Работаем в парах, на эту работу у вас 3 минуты.
Учащиеся по очереди высказывают свои наблюдения.
1.По первому пункту - Письма оформлены красиво, аккуратно и грамотно, все предложения связаны между собой. Нет речевых ошибок. Обращение вежливое и уважительно. В правом верхнем углу обычно ставится дата, в нижнем левом углу подпись.
Формулы приветствия – «Здравствуй», «добрый день», «привет», «салют»
Формулы прощания – «До свидания», «всего хорошего», «пока», «счастливо», «всего доброго», «прощайте», «целую». ( Объясните правописание этих слов)
Обращение- «Уважаемый…», «многоуважаемый…», «дорогой…», «любимый..», «милая»
Формулы, «украшающие» письмо: «от всей души», «от всего сердца», «сердечно», «горячо»
«Если бы Вы(ты) знали(знал,-а)…..»
«Вы (ты) не представляете (ешь),….»
«Вы (ты) не можете ( ешь) себе представить,…. »
«Как я благодарен (-рна) Вам (тебе) за….»
« Посылаю Вам искренние и наилучшие пожелания…»
2 Строение письма
1. Приветствие, обращение - название того, кому предназначено письмо.
Выражение различных чувств (извинение, благодарности, сожаления, радости и т.д.), вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. Формулировка цели письма или объяснение причины его написания
3. Основная часть
Изложение информации, интересующей адресата. (Сведения о родных, близких, времяпрепровождении (свободном или рабочем), впечатлениях, мыслях, воспоминаниях).
4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, почтения. Пожелание успехов, формулы прощания. Подпись.
3. Если ты что-то забыл написать можно, дописав ниже, оформив знаком P.S. (post scriptum) «после написанного». (Дополнительная информация, если необходимо).
Учитель дополняет и корректирует выступления учащихся, информация по наблюдениям схематически отражается на слайдах
-Вот и подходит наш урок к концу мы узнали достаточно информации, чтобы помочь Вове написать письмо его дедушке.
У меня на парте лежат разноцветные марки. Подойдите и выберете ту, которая отражает уровень вашего понимания сегодняшней темы. Зеленая – вам полностью понятна тема и никаких трудностей не возникло, Желтая - тема в основном понятна, но возникли затруднения. И красная – очень много трудностей, тема практически не понята.
Оцените, пожалуйста, сегодня работу в группах, чьи выступления, вам понравились больше всего? Как информация, полученная на уроке, вам кажется наиболее значимой? Какую информацию по данной теме вы хотели бы получить еще?
В заключение мы разобьемся на три команды и составим письмо-ответ Вове на его просьбу. Первая группа составляет приветствие и вступление, Вторая команда основную часть третья- заключение и post scriptum. Алгоритм составления письма и слова–подсказки есть у вас в тетрадях.
В конце работы представители каждой группы, зачитывают сои отрывки, объединяя их в общий текст. Анализируются и исправляются недочеты, корректируют текст.
Примерный вариант письма 15.05.2014
«Здравствуй, дорогой Вова. Мы поучили, твое письмо по электронной почте. Ты просишь, помочь тебе, составить письмо для дедушки. Мы с радостью тебе поможем. Специально для тебя мы разработали опорные схемы для составления письма, подобрали слова-помощники для «украшения» текста. Если ты еще нуждаешься в помощи, напиши, мы, с удовольствием, вышлем свою информации. Удачи тебе, здоровья дедушке. Обращайся за помощью.
С уважением, ученики 6 класса МБОУ;Мокро-Соленовская ООШ».
Используя памятки и слова-подсказки, дома самостоятельно напишите письма–поздравления или благодарственные письма ветеранам Великой Отечественной войны, посвященные 70-летию со дня Победы.
Как написать личное письмо? ( 5-6 класс).
Как написать личное письмо?
С 5 класса ученики учатся писать личное письмо, так как на ОГЭ в письменной работе ученики пишут личное письмо. Я разработала методическое пособие (презентацию) "Рекомендация написания личного письма 5-6 класс" на основе своей методической разработки для 9-11 классов и "Памятки" для ленивых учеников. Применяя мою методическую разработку и "Памятки" ученики научатся выражать благодарность, употреблять формы речевого этикета, принятые в Англии. Я выбрала самые простые фразы-клише. Подобрала несколько заданий из архива МЦКО и образцы писем написала.
Эта страница сайта будет полезна учителям, ученикам и их родителям.
1. Методическая разработка (презентация) "Рекомендация написания личного письма 5-6 класс).
2. "Памятка 5 класс ", "Памятка 6 класс".
3. Задания из архива МЦКО.
4. Образцы писем.
5. Письма учеников.
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ К СОСТАВЛЕНИЮ ЛИЧНОГО ПИСЬМА Нехорошева Н.В. ГБОУ Школа №657 г. Москва
Рекомендации к письму Обязательно подсчитайте количество написанных вами слов. Помните, что адрес и дата, предлоги и артикли входят в общее количество слов. Очень важно уложиться в заданный объем 40-50 слов -5 класс, 50—60 слов-6 класс , так как при превышении объема на 10% будет проверяться и учитываться только та часть письма , которая укладывается в 50-60 слов .
Схема письма Адрес пишущего (указывается в правом верхнем углу) Дата письма ( под адресом) Обращение, В начале письма автор обычно а) благодарит адресата за ранее полученную корреспонденцию; б) извиняется, что не писал раньше (используются фразы-клише). Основная часть письма –новый абзац. Отвечаете на заданные вопросы по порядку. В конце письма (новый абзац) автор обычно упоминает о причине окончания письма, а также о дальнейших контактах (используются фразы-клише). Завершающая фраза , Подпись автора (имя)
Адрес При написании личного письма необходимо придерживаться следующих правил. 1. Не забудьте указать свой адрес в правом верхнем углу . Адрес записывается в следующем порядке: • Город • Страна Допускается указывать адрес в кратком виде, например: Moscow Russia
Дата 2 . Под адресом , пропустив строку , необходимо написать дату письма: 8 February 20 1 7 February 8 th 201 7 February, 8, 2017
ОБРАЩЕНИЯ 3. Письмо начинается с неофициального обращения. Представьте, что вы пишете настоящему другу, а друзей обычно называют по имени. Если в задании не указано имя друга по переписке, вам следует его придумать. Начните свое письмо с дружеского обращения: Dear Tim, или Dear Rebecca, После обращения обязательно ставится запятая !
Начало письма Текст письма делиться на несколько логических абзацев. Каждый абзац должен начинаться с красной строки, или между абзацами должна быть пропущена строка. В первом абзаце вам следует поблагодарить своего друга за его письмо, используя фразы-клише : 1. Thank ( s ) you (a lot) for your letter. It was great to hear from you again! 2. I was glad to get your letter.
Основная часть письма (2 абзац). Внимательно прочитайте вопросы, заданные в письме, и постарайтесь дать на них развернутые ответы.
Заключительная часть Вам следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо: Well, I'd better go now as I have to do my homework. I've got to go now! It's time for my favourite TV show. (используя фразы-клише) И упомянуть о дальнейших контактах(используя фразы-клише) Write (back) soon! Keep in touch! Hope to hear from you soon. Hope to get your answer soon! Фразы-клише надо выучить.
В конце письма В конце письма на отдельной строке ( с красной строки) указывается завершающая фраза-клише. После нее всегда ставится запятая! 1) All the best, 2) Best wishes, 3) With best wishes, На следующей строке ( с красной строки) под завершающей фразой указывается имя автора (без фамилии!). Точка не ставиться. Например: Andrew или Kate
Задание You have 30 minutes to do this task. You have received a letter from your English-speaking pen friend, Ben. … I am very busy now preparing for my exams but yesterday I went to the cinema with my friends. We saw a new film about Sherlock Holmes. You’ve probably seen it too. … What kinds of films do you like? Where do you prefer watching films – in the cinema or at home and why? What would you make a film about if you had a chance?… Write him a letter and answer his 3 questions. Write 50 – 60 words. Remember the rules of letter writing.
Фразы-клише надо выучить.
Образец письма Moscow Russia 16 May 2016 Dear Ben, Thank you for your letter. I must apologize for not writing earlier, but I was busy getting ready for my exams. I’m happy to answer your questions. I have seen the film about Sherlock Holmes too. You know, I’m fond of detective stories, that’s why I went to the cinema to watch it. I enjoy watching the films in the cinema with my friends because watching films together is much more exciting. Besides, I like the atmosphere at the cinema. If I had a chance, I would make a film about animals because I love them and want to share my feelings with others. Hope to hear from you soon. Best wishes, Anya
Образец письма Moscow Russia June 8 th 201 6 Dear Emily, Thank you for your letter. It was great to hear about your new house! As for my new school, it's very big! It has three computer rooms and wonderful sports facilities. Actually, it seems a nice place and I enjoy studying there. The kids in my class are very friendly. I've already made some new friends and we often meet after classes. I've got only one new subject this year. It's Economics and I'm beginning to think that it's not difficult, after all! By the way, what music styles do you enjoy? Have you got any favourite bands? Would you like to go to their concert? As for me, I prefer Radiohead. They are cool I'd better go now. Mum wants me to help with the housework. Keep in touch! Lots of love, Ann
Образец письма Moscow Russia May 30 th 2016 Dear Gloria, Thanks a lot for your letter. Sorry I haven't answered earlier but I was really busy with my school. I'm glad you are going to visit Moscow. We can go wherever you want but I think you'd like the Kremlin and the Tretyakov Gallery. I've also got some ideas for our nightlife! And if you fancy going to the theatre in the evening, you should bring an evening dress. I'll be delighted if you could get me a T-shirt with views of London. Well, Mum wants to know what kinds of food you enjoy eating. Do you eat meat and fish? What do you usually have for breakfast? Are there any kinds of food you don't like Now I've got to do my homework. Please write soon. Can't wait to meet you! Love, Kate
План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме:
Письмо. Как писать письма?
Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма.
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 6 классе.
Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания письма
Образовательная. знакомить учащихся с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания;
Развивающая. Развивать орфографические и пунктуационные навыки, развивать интерес к эпистолярному жанру
Воспитательные . Воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку, правила вежливого обращения, письменную монологическую и диалогическую речь.
Оборудование : Приложения; раздаточный материал карточки-задания;
презентация на тему «История письма»
1.Организационный момент- приветствие учащихся, сообщение темы, целей( 1-2слайд) и задач урока
2.Вступительное слово учителя:
XXI век – век современных технологий: компьютеры, Интернет, мобильные телефоны… Как популярны стали электронные сообщения и как жаль, что уходит в прошлое такой замечательный жанр, как письмо. Когда-то этот жанр был столь популярным.
Сегодня на уроке мы рассмотрим структуру, культуру написания письма; познакомимся с историей письма, будем учиться писать письма и правильно оформлять конверт.
3. Объяснение нового материала учителем.
Учитель: Ребята, а что же такое письмо? Обратимся к выдержке из «Словарю русского языка» Ожегова С.И. и узнаем лексическое значение слова «письмо».
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. (Ожегов С.И.)
Письмо- это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.
- Что такое эпистолярный жанр? (Это жанр письма).
- Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.
- Зачем нам знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?
-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком)
- Какие виды писем вы знаете? СЛАЙД ( Письма бывают разные: дружеские, личные, официальные, деловые, поздравительные, благодарственные, письма в газету)
- Зачем и кому пишут письма? (Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями).
4. Страничка истории
- Как вы думаете, какими были первые письма? Прослушаем краткое сообщение
5. Композиция письма. (Записать в тетрадь)
- Из каких частей состоит любой текст? (вступление, основная часть, заключение) дальше СЛАЙДЫ
Посмотрите ПРИЛОЖЕНИЕ 3
- Что такое обращение?
Обращение пишется с новой строки, включает в себя имя получателя или его фамилию. (После обращения ставится восклицательный знак или точка).
- Расскажите о знаках препинания при обращении.
Текст письма начинается с красной строки и естественно с заглавной буквы. После текста письма идет заключительная формула вежливости , подпись и дата . Заключительную формулу вежливости и подпись лучше написать справа, внизу.
9. Словарная работа
- Сейчас посмотрим, знаете ли вы слова, связанные с созданием письма.
б) бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.
в). Пункт назначения письма, местонахождения лица, кому оно предназначено.
г). Цифровое, условное обозначение населённого пункта.
д)Краткое, быстрое, экстренное сообщение о чем-то.
е). Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.
конверт, адрес, индекс, телеграмма, почтальон.
10. Творческая работа учащихся.
Написать интересное письмо – настоящее искусство. Сегодня мы учимся правильно писать письма. И для этого есть определённые правила.
11. Правила написания письма. (приложение 1)
13. Правила оформления конверта (приложение 2)
- Чтобы письмо дошло до получателя, нужно на конверте чётко и разборчиво написать адрес. Ученики рассматривают образец заполнения и подписывают конверты .
-Почему сейчас люди все реже пишут письма? ( Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.)
- Несомненно, когда есть быстрая связь - это удобно, хорошо. Но, как вы считаете, могут ли телефоны и компьютеры заменить общение через письма? (Ответы учащихся)
15.Подведение итогов. Рефлексия
Подошёл к концу наш урок.
- Для чего нужны письма?
- Как называется жанр письма?
-Какие виды писем вы знаете?
-Какие композиционные части выделяются в письме?
Вывод: Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это твор ческий процесс . Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.
17. Домашнее задание. Красиво оформить конверт
Предварительный просмотр:
История обмена информацией.
История обмена известиями начинается с каменного века. Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
Доисторические люди использовали для передачи важной информации голос, что способствовало появлению членораздельной речи. Однако устная передача вестей была несовершенна, так как человеческий голос слышен лишь на близком расстоянии. Для усиления передаваемого звука тысячелетия назад стали использовать стволы деревьев и позднее барабаны. С помощью условных ударных сигналов новости передавались от одного поселения к другому. Барабаны до сих пор используются для связи на большие расстояния африканскими племенами.
Древнеегипетская почта была основана преимущественно на использовании многочисленных пеших гонцов, Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
Почтовые перевозки осуществлялись на суше с помощью лошадей, по морю - на кораблях. В более крупных центрах были учреждены станции летучек почты, которые служили для отдыха и ночёвки путешествующих всадников. Здесь стояли наготове верховые и вьючные животные и, на случай нужды, повозки.
Предварительный просмотр:
Правила написания письма.
Правила написания письма.
урок русского языка "Личное письмо как разновидность текста" 6 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная Хетовская средняя школа»
Виноградовского района Архангельской области
Конспект урока по русскому языку
учитель русского языка и литературы
Выручаева Ирина Сергеевна
Тема: «Личное письмо как разновидность текста»
раскрыть назначение письма в жизни человечества;
познакомить учащихся с разновидностями письма, его композицией и правильным оформлением; познакомить с правилами и вежливыми формами переписки.
воспитывать языковую культуру учащихся, доброжелательное отношение к окружающим.
Беседа по вопросам: Любите ли получать письма? Часто ли пишите письма сами? Почему? Какие интересные письма вы получали? Откуда вы можете получить письмо?
Как вы думаете, чем мы с вами сегодня на уроке будем заниматься? ( Учащиеся говорят свои предположения)
Мы с вами сегодня вспомним, как писать самое простое письмо, которое отправляется по почте и которое очень приятно получать всем людям.
Сообщения учащихся о письме (информация, которую они подготовили самостоятельно из разных источников):
Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо) Письмо - второе важнейшее средство общения после звукового языка. Это жанр письменной формы разговорной речи.
В письмах мы о чем-то сообщаем, за что-то извиняемся, выражаем просьбу, утешаем, даем советы.
Письма бывают поздравительные, благодарственные, письма-просьбы. Обязательное условие этого жанра письменной речи - искренность, непринужденность отношений участников переписки; В конце письма могут быть дополнения, часто после стандартной концовки.
Мы пишем письма не только друзьям и близким, а и официальным лицам. Такие письма требуют особого внимания.
Вспомните, в каких художественных произведениях вы встречали письма?
Сейчас мы познакомимся с текстами писем и внимательно изучив их, сделаем вывод о том, в чем сходство и отличие их .
Чтение отрывков писем учителем: 1. А. П. Чехов «Ванька». 2.Письмо А. С. Пушкина Н. И. Гончаровой. 3. Письмо подруге.(см. приложение)
- Итак, ребята, кем может быть написано письмо? (Родственниками, близкими, друзьями)
Объявление темы урока – «Личное письмо как разновидность текста»
На доске примерный план построения письма:
1.Приветствие и (или) обращение - название того, кому предназначено письмо. (Дорогой друг! Любимая моя бабушка. )
2.Вступление - извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.
3. Основная часть - изложение информации, интересующей адресата.
4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, почтения, прощания и т.д.
Функция – дать информацию. Обучающиеся находят примеры, что письма отличаются стилем, лексикой, экспрессивностью, окраской.
Мы будем учиться писать личное письмо.
Работа со словарями.
Находим в словарях значение слов АДРЕСАНТ и АДРЕСАТ.
Адресат, а, м., одуш. [нем. Adressat]. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление, получатель.
Адресант, а, м., одуш. [нем. Adressant]. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель.
Как правильно подписывать конверт?
В левом верхнем углу заполняется строка от кого это письмо, ниже указывается адрес отправителя и индекс почтового отделения.
А вы знаете индекс своего почтового отделения? Это своего рода цифровой код, которому соответствует определенный населенный пункт.
В правом нижнем углу вы должны написать, кому адресуете письмо, а ниже - куда, в какой населенный пункт, указав при этом его индекс. В каждом почтовом отделении есть справочник, где можно уточнить индекс каждого населенного пункта России.
Правильно сокращать слова: обл., р-н, ул., д., корп., г., п.г.т., кв. (это на конверте)
Если вы правильно всё заполните, то ваше письмо обязательно дойдет до адресата.
(работа по оформлению конверта)
Практическая исследовательская работа.
ПАМЯТКА О КУЛЬТУРЕ НАПИСАНИЯ ПИСЬМА:
Письмо должно быть грамотным.
Бумага для письма должна быть чистая, не мятая.
3.Не пользоваться штампами; никогда не употребляйте шаблонные, безвкусные выражения: «Лети с приветом — вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Найдёте ошибку – примите за улыбку».
4.Письмо должно быть интересным, содержательным, в письме надо писать о самом важном.
5.Обращаясь в письме к человеку, нужно представлять его, как будто с ним разговариваешь.
6.Если в письме вы обращаетесь к человеку старше вас, слово Вы лучше написать с большой буквы; следует уважительно обращаться к адресату, если это не ровесник, лучше обращаться по имени и отчеству.
7.В письме неприлично делать сокращения типа «Ув. Мария Ивановна!»
8..Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы Р. S, от латинского post skriptum, что обозначает «после написанного». Если вы написали письмо, а потом решили что-то добавить, в таких случаях принято в конце ставить буквы
«Милый дедушка, Константин Макарыч! - писал он. - И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Теперь, наверно, дед стоит у ворот, щурит глаза на ярко-красные окна деревенской церкви и, притопывая валенками, балагурит с дворней. Колотушка его подвязана к поясу. Он всплескивает руками, пожимается от холода и, старчески хихикая, щиплет то горничную, то кухарку.
- Табачку нешто нам понюхать? - говорит он, подставляя бабам свою табакерку.
Бабы нюхают и чихают. Дед приходит в неописанный восторг, заливается веселым смехом и кричит:
Дают понюхать табаку и собакам. Каштанка чихает, крутит мордой и, обиженная, отходит в сторону. Вьюн же из почтительности не чихает и вертит хвостом. А погода великолепная. Воздух тих, прозрачен и свеж. Ночь темна, но видно всю деревню с ее белыми крышами и струйками дыма, идущими из труб, деревья, посребренные инеем, сугробы. Всё небо усыпано весело мигающими звездами, и Млечный Путь вырисовывается так ясно, как будто его перед праздником помыли и потерли снегом.
Письмо А. С. Пушкина Н. И. Гончаровой
Милостивая государыня матушка
Целую ручки Ваши и поручаю себя и всю семью мою Вашему благорасположению.
причудливый паутинный узор. Осеннее небо на картине скрыто облаками. Для него художник выбрал нежные краски: голубые, серые и розовые. Эти тона делают план картины прозрачным и пронизанным воздухом. Справа на картине можно увидеть часть белой беседки полускрытой деревьями. Аркообразные окна и ажурные перила придают ей лёгкость и воздушность.
В дали, ближе к горизонту, можно увидеть небольшие фигурки людей, которые не спеша прогуливаются по аллее. Дети и взрослые пришли насладиться прощальной красотой природы, перед долгой и суровой зимой. Картина мне очень понравилась. Художник сумел показать нам всю красоту и очарование осени. Прозрачность, нежность красок картины передаёт нам ощущение покоя и радости. У зрителей появляется желание прогуляться по опавшей листве, среди тонких стволов деревьев.
Дорогая моя подруга! Мне бы хотелось, чтобы ты тоже увидела эту картину. Жду от тебя письма. Твоя подруга Рита.
Список использованной литературы
1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. – 4-е изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. – 1632 с., ил.
2. Музиянова Л. Учимся писать письма /ж. «Воспитание школьников»,№1, 2008.
3. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. М.:Рус.яз.,1994.-816 с.
4.А. П. Чехов. Избранные рассказы. М.: Детская литература, 1987.
5.Собрание сочинений в десяти томах. А. С. Пушкин. Библиотека «Огонёк»Отечественная классика. М.:Правда,1981.
Источники:
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai ped-kopilka.ru nsportal.ru nsportal.ru globuss24.ruКомментариев пока нет!