Все пособия компенсации льготы социальному обеспечению рф

Социология, Социальное обеспечение в России, Курсовая. числом таких получателей при адресной выплате пособий (семьям с доходом ниже прожиточного минимума ) при прожиточном минимуме . подсчитанном по методике.
составить 11,8 млрд. руб. в годовом исчислении в ценах 1998г. по сравнению с расходами на адресную выплату пособия семьям с детьми с доходом ниже
Социология, Социальные трансферты. Работа Курсовая. права на эти трансферты не имеют (см. таблицу 3). Таблица 4.4 Число членов домохозяйства . получающих льготы . в зависимости от уровня благосостояния.
и планирования расходов на предоставление социальных льгот и выплат является повышение качества информации о финансировании социальных выплат и льгот .
Экономическая теория, Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства, Курсовая. и предметов для личного потребления (9,1%) и в виде дотаций, льгот и субсидий (1,3%)). В первом квартале 2003 г. доля населения с душевыми доходами на.
социальной поддержки населения (замена натуральных льгот жилищными субсидиями ) -повышение защиты социально уязвимых домохозяйств . которые не имеют.
Экономика, Мониторинг качества жизни населения муниципального образования, Диплом. и бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из величины прожиточного минимума . установленного органами исполнительной власти субъекта Российской.
средств населения за счет оказания государственной поддержки в виде безвозмездных субсидий . кредитов, льгот по налогообложению предоставления
Экономическая теория, Социальная политика государства в переходной экономике, Курсовая. идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий и т.п. Вопрос упирается в источники финансирования служб.
В Белоруссии и республиках Прибалтики для расчета прожиточного минимума берется показатель социального прожиточного минимума . в России, Казахстане.
Экономическая теория, Социальная политика в России, Курсовая. идет о пособиях по безработице, выплате подъемных на новом месте жительства, выходных пособий и т.п.
заработная плата в последнем квартале 1998 г. была все же на 70 % выше прожиточного минимума трудоспособного, тогда как средняя пенсия не превышала 90.
Экономика, Доходы населения, Диплом. стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат . льгот . пособий . дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200.
при некоторых заболеваниях и т.п. В то же время сохранение значительной части системы социальных выплат и льгот в существующем виде, без перехода к.
Экономическая теория, Динамика и дифференциация доходов населения, Курсовая. стране в настоящее время существует более 100 видов социальных выплат . льгот . пособий . дотаций за счет бюджетных средств, охватывающих более чем 200.
при некоторых заболеваниях и т.п. В то же время сохранение значительной части системы социальных выплат и льгот в существующем виде, без перехода к.
Государство и право, Социальная защита, Реферат. обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям . компенсационным выплатам . стипендиям, а также к социальной поддержке граждан.
помощь домохозяйствам . фактические доходы или потребление которых ниже прожиточного минимума сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и.
Экономика, Трансфертные платежи в республике Молдова, Реферат. определенным слоям населения в форме пособий по безработице, выплат по социальному страхованию и обеспечению пособий ветеранам ( войны ), пенсий и т.д.
реализации с разделением ис-точников их финансирования - адресность социальной помощи путем выплаты пособия лишь тем категориям населения, которые в.
Система льгот и компенсаций работникам организаций (предприятий, фирм).
Читайте также:
Помимо заработной платы организации предоставляют своим работникам различные дополнительные льготы, составляющие значительную часть общего пакета вознаграждений сотрудника
Льготы - это дополнительные блага, повышающие уровень жизни работника При планировании системы льгот каждой организации необходимо учитывать действие следующих факторов:
· национальное и местное законодательство . Организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством.
· рынок труда. Чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам тот набор льгот, который является стандартным для данного рынка (естественно, учитывая различия между профессиями)
· налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу. В странах с высокими ставками подоходного налога компании для привлечения высококвалифицированного персонала широко применяют такие льготы, как предоставление автомобиля, оплачиваемый отдых, субсидированное жилье и т.д.
· культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать прежде всего компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами в дни религиозных праздников и т.п.
Сегодня само собой разумеется, что оплачиваемые отпуска, оплата больничных, страхование здоровья и жизни, а также пенсионное обеспечение являются обязательной составной частью официальных льгот для каждого постоянного сотрудника.
Наряду с зарплатой или окладом и вышеперечисленными льготами организации гарантируют на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взятых на себя обязательств многочисленные дополнительные услуги (услуги по социальному обеспечению, помощь в обучении и повышении квалификации, пособия на детей и оплата в детских садах, пособия по квартплате и предоставление служебных квартир и т.д.).
Услуги, аналогичные денежному вознаграждению, предоставляются в связи с личными торжествами или праздниками (к рождеству, например, выплачиваются надбавки к заработной плате за долголетнюю непрерывную работу) Услугами социального характера в отдельных организациях являются также отпускные деньги сверх того, что положено по тарифному соглашению.
Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Однако, это не достигается автоматически. В определенных условиях социальные выплаты могут не достигать желаемого эффекта, порождать иждивенческие настроения у работников, ухудшать экономическое положение организации вследствие того, что рост издержек на рабочую силу необязательно сопровождается должным уровнем отдачи.
Для того чтобы социальные выплаты давали положительный эффект для работника и были выгодны организации, необходимо правильное понимание функции, которые выполняют эти выплаты, и механизмов воздействия основных элементов системы социальных выплат на трудовую мотивацию работника.
Выплаты социального характера достаточно разнообразны. Но общей их чертой является то, что они выплачиваются в дополнение к заработной плате.
Они могут быть сгруппированы в зависимости от выполняемых функций:
выплаты за неотработанное время - надбавки к пенсиям, страховые платежи, оплачиваемое свободное от работы время в связи со свадьбой, смертью родственника, болезнью ребенка или его рождением
денежные подарки - выплаты, производимые через нерегулярные промежутки времени и отличающиеся от прямого вознаграждения за конкретные результаты работы, денежные премии или отсроченные выплаты, связанные с участием в прибылях предприятия
выплаты натурой . осуществляемые чаще всего в форме получения работниками продукции, выпускаемой организацией, по льготным цепам
оплата жилья может проявляться в таких формах, как предоставление служебного жилья бесплатно или за плату со скидкой оплата квартир выплата пособия и оказание содействия работникам в приобретении собственного жилья оплата расходов по содержанию и ремонту собственного жилья
пособия по социальному обеспечению - использование крупными компаниями частных систем пенсионного обеспечения по старости и инвалидности с низкими или определенными в зависимости от размеров заработка - ставками взносов возможность для семьи работника получить пособие в случае потери кормильца оплата страхования жизни и медицинского страхования работника и членов его семьи пособие на содержание семьи в денежной или натуральной форме пособия по безработице

оплата профессиональной подготовки работника выступает в форме бесплатного профессионального обучения работника на предприятии либо в форме оплаты обучения за его пределами полностью или частично
социально-бытовые выплаты - оплата завтраков, обедов, ужинов в течение рабочего дня оплата детских дошкольных учреждений и общего образования детей сотрудников создание условий для отдыха, в том числе семейного предоставление займов на личной основе под низкие проценты дотации кооперативным обществам и кредитным союзам персонала оплата юридических услуг предоставление транспорта для поездок на работу и с работы или оплата транспортных расходов обеспечение рабочей одеждой или денежные выплаты на ее приобретение.
Конкретная направленность различных видов дополнительных выплат достаточно разнообразна. Например, для борьбы с текучестью кадров некоторые организации вводят у себя системы пенсионного обеспечения, не требующие взносов от работников осуществляют выплаты за выслугу лет выдают долговременные займы и ссуды под низкие проценты. При этом они распространяют такие льготы на те категории работников, в закреплении которых на производстве они заинтересованы в наибольшей степени.
Структура выплат социального характера в России включает:
1. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.
2. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.
3. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.
4. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых pa6oтникам за счет средств предприятия.
5. Оплату путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, экскурсии, путешествия за счет средств предприятия.
6. Оплачу абонементов в группы здоровья, занятии в спортивных секциях, оплату расходов по протезированию и другие подобные расходы.
7. Возмещение платы родителей за детей в дошкольных учреждениях.
8. Компенсацию женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий но социальному страхованию).
9. Суммы, выплачиваемые за счет предприятия, в возмещение вреда, причиненного работнику увечьями, профессиональными заболеваниями либо иными повреждениями здоровья, связанными с исполнением им трудовых обязанностей.
10. Компенсацию работникам морального вреда, определяемую судом.
11. Выходное пособие при прекращении трудового договора.
12. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.
13. Оплату проезда к месту работы транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом.
14. Стоимость льгот по проезду для работников железнодорожного, морского, речного, автомобильного, авиатранспорта, городского электротранспорта, транспортного строительства.
15. Оплату стоимости проезда работников и членов их семей к месту отдыха и обратно (включая предприятия, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) и оплату стоимости багажа.
16. Материальную помощь, предоставленную отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.д.
17. Стипендии работникам, состоящим в списочном составе и направленным предприятиями на обучение в учебные заведения.
18. Выплаты (доплаты, компенсации, оплата путевок и т.п.) за счет средств бюджета в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
19. Компенсацию педагогическим работникам образовательных учреждений за приобретение книг, учебников и другой издательской продукции.
20. Расходы по возмещению ценовой разницы на продукцию, отпускаемую подсобными хозяйствами для общественного питания работников предприятия.
21. Расходы на погашение ссуд, выданных работникам предприятия.
22. Суммы, предоставленные работникам для первоначального взноса или на частичное (полное) погашение кредита на жилищное строительство.
Или вот еще:
Льготы и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда
Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является установление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Это закреплено Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 210).
Работникам предоставляются следующие льготы и компенсации:
• предоставляется ежегодный дополнительный отпуск (статья 117 ТК РФ). Сокращенный рабочий день и дополнительный отпуск предоставляются работникам в соответствии со списками производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день
• оплата труда работников производится в повышенном размере (статьи 146-148 ТК РФ). Размеры доплат и условия выплаты устанавливаются работодателем и фиксируются в коллективных договорах. При этом размеры доплат не могут быть ниже установленных законодательством
• льготное пенсионное обеспечение, которое выражается в предоставлении пенсии раньше (на 5. 10 лет), чем на общих основаниях, при меньшем стаже работы и в больших размерах, в соответствии со списками № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и особо вредными, тяжелыми и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (старости) на льготных условиях
• бесплатная выдача молока и лечебно-профилактического питания (статья 222 ТК РФ). Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, и Нормы бесплатной выдачи равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока, утверждены постановлением Минтруда России от 31.03.2003 № 13. Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от ее продолжительности. Молоко не выдается тем, кто получает бесплатно лечебно-профилактическое питание. На работах с особо вредными условиями труда бесплатно предоставляется по установленным нормам лечебно - профилактическое питание. Лечебно-профилактическое питание выдается в дни фактического выполнения работ, предусмотренных Перечнем, а также в дни болезни с временной утратой трудоспособности (без госпитализации), если заболевание является профессиональным. Льготы и компенсации не создают безопасных условии труда, не устраняют вредные факторы, а сокращают время их воздействия на работающих, увеличивают время отдыха, что способствует выведению из организма вредных веществ и восстановлению нормального функционирования физиологических систем организма. Система льгот и компенсаций не заменяет, а только дополняет используемый на предприятии комплекс мер по охране труда.
23. Социальное обслуживание населения: сущность, виды, субъекты.
Социальное обслуживание – социальная деятельность, направленная на удовлетворение социальных потребностей различных категорий населения. Это процесс предоставления социальных услуг населению.
из ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ»:
Социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Социальное обслуживание основывается на принципах:
1) адресности
2) доступности
3) добровольности
4) гуманности
5) приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации
6) конфиденциальности
7) профилактической направленности.
Виды социального обслуживания населения:
1. Материальная помощь, которая предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.
2. Социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иная.
3. Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
4. Предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним, детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта.
5. Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания. В учреждениях социального обслуживания в дневное время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.
6. Консультативная помощь. В учреждениях социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.
7. Реабилитационные услуги. Социальные службы оказывают помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
. Субъекты СО: Социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица Например: центры социального обслуживания населения центры социальной помощи семье и детям социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних специальные дома для одиноких престарелых центры экстренной психологической помощи по телефону и пр.
Объекты СО: граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую граждане не могут преодолеть самостоятельно: малоимущие, престарелые, инвалиды и т.д.
Право на выплаты/льготы при наличии временного убежища в России
Я с семьей беженцы из Украины у нас есть статус временного убежища, мы живем в Воронежской области, положены ли нам какие либо выплаты или льготы?
В силу п. 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2001 г. N 274, на лицо, получившее временное убежище, и прибывших с ним членов его семьи распространяются права и обязанности, установленные статьей 6 Федерального закона О беженцах , кроме права на получение единовременного денежного пособия.
А именно: 1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в соответствии с указанной статьей
2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
3) получение направления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в центр временного размещения
4) сопровождение представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и (или) территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями территориального органа федерального органа исполнительной власти по внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения безопасности данных лиц
5) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте временного содержания или центре временного размещения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации
6) получение медицинской и лекарственной помощи в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
7) получение содействия в направлении на профессиональное обучение в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
8) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.
Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами
Глава 4 Правоотношения по социальному обеспечению
Содержание принципов права социального обеспечения.
1. Всеобщность социального обеспечения. Конституция Российской Федерации. Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Устанавливают равную и одинаковую для каждого возможность при наступлении конкретных социально значимых обстоятельств получить определенные виды социального обеспечения. Независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
В целом право на социальное обеспечение по своей сущности является всеобщим, так как распространяется на всех. Законодательство не предусматривает ограничений в праве на получение тех или иных видов обеспечения, однако устанавливает условия, при которых они предоставляются. Этому не противоречит то обстоятельство, что право на отдельные виды обеспечения поставлено в зависимость от участия гражданина в прошлом или настоящем в трудовой или общественно полезной деятельности, уплаты страховых взносов, уровня индивидуального дохода, среднедушевого дохода семьи и т. д.
Наиболее полно принцип всеобщности воплощен в пенсионном обеспечении. Пенсии — это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, который представляет собой основу всей системы социального обеспечения. Все другие виды помощи и обслуживания престарелых и нетрудоспособных граждан предназначены для удовлетворения их специфических потребностей, как правило, сверх пенсии (протезирование, различные бесплатные либо со скидкой услуги и т. п.). В России 39 млн пенсионеров, т. е. каждый четвертый житель страны доходы в виде пенсий — второй по объему источник доходов населения после оплаты труда. _ Закон РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях В Российской Федерации» впервые предусмотрел наряду с трудовыми пенсиями (по старости, инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца) право на социальную пенсию любому гражданину независимо от его трудовой деятельности, ставшему нетрудоспособным в силу старости, наступления инвалидности.
По ранее действовавшему законодательству нетрудоспособным Гражданам, не имеющим права на пенсию в связи с трудовой деятельностью, назначалось ежемесячное пособие при условии, если Они не имели источника средств к существованию и родственников, обязанных по закону их содержать. Решение о предоставлении пособия сопровождалось проверкой материального и семейного положения человека.
В настоящее время в России введено подлинно всеобщее пенсионное обеспечение. Право на социальное обеспечение в виде пенсии признано за каждым человеком, и оно реализовано. Всеобщее пенсионное обеспечение полностью соответствует общепринятым принципам и нормам международного права.
Всеобщность социального обеспечения проявляется в законодательстве, регулирующем государственную помощь в содержании и воспитании детей. Согласно ст. 38, 39 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, каждому гарантируется социальное обеспечение для воспитания детей. Руководствуясь данной конституционной нормой, Государственная Дума 19 мая 1995 г. приняла Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно преамбуле Закона устанавливается единая система государственных пособий гражданам в связи с рождением и воспитанием детей, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Российским законодательством каждая семья независимо от ее социального положения, количества воспитываемых детей, материального достатка имеет право при рождении ребенка на материальную помощь в виде пособий, компенсационных выплат, социальных услуг, льгот по системе социального обеспсчения.
Принцип всеобщности социального обеспечения закреплен так же в законодательстве, касающемся медицинской помощи и лечения (ст. 41 Конституции РФ, ст. 17, 18 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 1 Закона о медицинском страховании граждан в Российской Федерации). В пределах федеральной и территориальных программ обязательно го медицинского страхования медицинская помощь и лечение пре- доставляются всем гражданам РФ, при определенных условиях иностранным гражданам, лицам без гражданства, беженцам.
2. Осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета. Конституционное право граждан на социальное обеспечение гарантируется системой обязательного социального страхования. Как показывает опыт стран с рыночной экономикой, практика Российской Федерации, социальное страхование является наиболее рациональной, проверенной временем формой социального обеспечения работников при наступлении страховых рисков.
Обязательное социальное страхование — это основной организационно-правовой и финансовый механизм, посредством которого происходит перераспределение общественных доходов в пользу нетрудоспособной части общества.
Система обязательного социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование. Каждый из этих видов страхования обеспечивает защиту застрахованным и членам их семей от определенного вида социального риска.
Финансовую базу указанных видов страхования составляют государственные внебюджетные страховые фонды — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды обеспечивают накопление обязательных к уплате страховых взносов — основного источника средств, за счет которого финансируются денежные выплаты и услуги, предоставляемые работникам по системе обязательного социального страхования.
Социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированное реализации прав застрахованных.
Все работники подлежат обязательному социальному страхованию. На них распространяются все виды социального страхования Независимо от каких-либо условий, и, следовательно, они имеют Право на получение всех видов обеспечения по социальному страхованию на условиях и в размерах, установленных законодательством. Взносы на социальное страхование работников в виде единого социального налога уплачиваются работодателями.
Средства обязательного социального страхования расходуются на выплаты трудовых пенсий, различных пособий работающим (пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ритуальных пособий и др.), медицинскую помощь и лечение и т. д. По Российскому законодательству многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно системой обязательного социального страхования существуют и видысоциального обеспечения, которые непосредственно финансируются за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения, транспортными средствами, протезно-ортопедическая помощь и др.).
По мере развития рыночных отношений все большее место в источниках финансирования социального обеспечения занимают страховые платежи работодателей.
3. Дифференциация видов, условий и уровня обеспечения в зависимости от трудового вклада, причин нуждаемости и иных социально значимых обстоятельств. Данный принцип раскрывается через правовые нормы, которые устанавливают виды социального обеспечения, условия выплаты, размеры.
Критерии дифференциации могут носить объективный характер (природно-климатические условия, вредные, тяжелые и особо вредные условия труда) либо зависеть от субъективных свойств участников правоотношений, например физиологических особенностей, состояния здоровья (женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
Дифференциация в социальном обеспечении предусмотрена в зависимости от целого ряда социально значимых обстоятельств. Наибольшее значение придается такому критерию дифференциации, как трудовая деятельность. В преамбуле Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации» было закреплено, что основными критериями дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признаются труд и его результаты.
В настоящее время с определенной продолжительностью трудового стажа связано право на трудовую пенсию по старости. Длительная работа в неблагоприятных условиях дает право на досрочное получение пенсионного обеспечения. Определенная длительная профессиональная деятельность является основанием для получения особого вида пенсии — пенсии за выслугу лет. Продолжительность трудовой деятельности при определенных условиях влияет на размер пенсионного обеспечения.
Связь социального обеспечения с трудом прослеживается в нормах по обеспечению отдельными видами пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и т. д.).
К социально значимым факторам дифференциации относятся причины утраты трудоспособности (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание, военная травма). На содержание права гражданина в сфере социального обеспечения влияют многочисленные социально значимые обстоятельства: возраст, со стояние здоровья, семейное положение, наличие иждивенцев, многодетностъ, воспитание детей в неполной семье, проживание на он
определенных территориях и в регионах, приобретение статуса безработного, пребывание в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком и т. д.
4. Обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума. Принцип зависимости уровня обеспечения от прожиточного минимума означает, что пенсии, пособия, компенсационные выплаты, различные виды социального обслуживания должны поддерживать уровень жизни нуждающихся в социальной помощи не ниже установленного законом прожиточного минимума.
В настоящее время данный принцип не реализован, поскольку ни одна из выплат но системе социального обеспечения, назначаемая в фиксированном размере либо соизмеряемая с минимальной оплатой труда, такого уровня не достигает. Однако это не означает, что государство освобождается от обязанности гарантировать человеку достойный уровень жизни. Такая обязанность вытекает как из международных актов в области социального обеспечения, так и из ст. 7 Конституции РФ, ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина, где закреплено, что пенсии, пособия и другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Поскольку правовые принципы не только пронизывают содержание норм, но и определяют направление развития права, рассматриваемый принцип не снимается с повестки дня, и по мере укрепления экономики государство юридически обязано гарантировать гражданину прожиточный минимум.
24 октября 1997 г. был принят Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», которым установлена Правовая основа для определения прожиточного минимума в России и его учета при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан.
Прожиточный минимум определяется в Законе как стоимостная Оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы. Потребительская корзина должна включать минимальный Наборпродуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, Необходимых для сохранения здоровья человека и поддержания его Жизнедеятельности.
Согласно Закону прожиточный минимум в целом по России предназначен для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимальных размеров оплаты труда, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат. При этом предусматривается поэтапное повышение минимальных размеров оплаты труда и пенсии до величины прожиточного минимума.
Постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2004 года» определена величина прожиточного минимума в целом по России за IV квартал 2004 г. в расчете на душу населения — 2451 руб. для трудоспособного населения — 2690 руб. пенсионеров — 1849 руб. детей — 2394 руб.
В 2005 г. Правительством РФ величина прожиточного минимума не устанавливалась в связи с истечением срока действия Федерального закона 1999 г. «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Поэтому в новом Федеральном законе от 31 марта 2006 г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» специально оговаривается, что его действие будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Новая корзина несколько подняла минимальные жизненные стандарты. Норма потребления мяса выросла в среднем на 22%, рыбы — на 15, свежих фруктов — на 31, молока — на 10%. Одновременно уменьшена норма потребления хлеба, макаронных изделий. муки, крупы и бобовых. Утверждается, что такой набор продуктов соответствует рекомендациям диетологов. Энергетическая ценность одного минимального набора продуктов в среднем на одного человека составляет 2268 ккал в сутки.
Второй раздел Закона — непродовольственные товары — не изменился. В нем предусмотрено такое же количество одежды, обуви, постельного белья, хозяйственных товаров, предметов первой необходимости и санитарии, как и в послекризисном 1999 г. Разработчики документа аргументируют это тем, что за шесть лет сроки износа непродовольственных товаров не изменились.
Изменился третий раздел — услуги. В Законе впервые учтено, что людям нужны еще театры, кинотеатры, музеи и выставки. По поручению президента РФ в потребительскую корзину отдельном строкой включены услуги культуры. Правда, заложенные нормативы скромны: на услуги культуры один человек должен тратить 45,5 руб. в месяц. По мнению авторов закона, этих денег должно хватить на шесть посещений в год театров, кино, музеев. Появилась в законе и графа «транспортные услуги» для пенсионеров, которые могут теперь ежегодно совершать 150 поездок па общественном транспорте.
В общем и целом стоимостное содержание потребительской корзины в расчете на душу населения выросло на 84 руб. или 3,3%. Для трудоспособного населения оно увеличилось на 72 руб. для пенсионеров — на 100 руб. для детей — на 117 руб. По мнению экспертов, новая потребительская корзина Россиянам нужна, однако ее состав очень спорный, изменения, которые были внесены в новый закон, далеко не радикальные.
5. Гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми. Содержание данного принципа выражается в том, что к числу оснований, признаваемых государством социально значимыми и влекущими его обязанность предоставить социальную помощь, относятся различные события, которые могут сопровождать человека в течение всей его жизни. Это — достижение определенного возраста потеря трудоспособности временно либо постоянно, полностью или частично утрата кормильца семьей длительная профессиональная деятельность в определенных сферах беременность и роды наличие детей в семье нуждаемость в медицинской помощи и лечении, постороннем уходе, средствах передвижения протезирование вынужденное переселение смерть близких и т. д.
Данные обстоятельства выполняют роль юридических фактов, влекущих определенные правовые последствия, связанные с возникновением права на тот или иной вид обеспечения. Государственная помощь оказывается, когда лицо объективно уже или еще не способно трудиться, зарабатывать средства к существованию, нуждается в дополнительных расходах, удовлетворении специфических потребностей, вызванных болезнью, инвалидностью, старостью и т. д.
Представление о нуждаемости в социальном обеспечении не остается неизменным, оно со временем трансформируется. Законодательство последних лет расширило перечень социальных рисков, при наступлении которых гражданин подлежит защите (например, заражение вирусом иммунодефицита человека медицинским работничком при исполнении своих служебных обязанностей, утрата трудоспособности в связи с участием в борьбе с терроризмом, возникновение поствакцинальных осложнений и др.)- Чем полнее проводится в законодательстве всесторонность материального обеспечения и социального обслуживания граждан, попавших в затруднительную жизненную ситуацию по не зависящим от них причинам, тем ближе стоит государство к выполнению своей социальной функции, закрепленной в Конституции РФ.
6. Многообразие видов социального обеспечения. Данный принцип находит свое выражение в том, что в случае наступления того или иного социального риска государство оказывает социальную поддержку, помощь различными способами (денежные выплаты, социальные услуги и др.).
В денежной форме выплачиваются пенсии, пособия, компенсации, виды которых постоянно расширяются. Так, наряду с традиционными пенсиями по старости, инвалидности, по случаю потерн кормильца, за выслугу лет Российским законодательством предусмотрены социальные пенсии, досрочные пенсии безработным.
Заново сформировалась система социальных пособий на детей. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» предусмотрел следующие виды государственных социальных выплат:
пособие по беременности и родам
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
единовременное пособие при рождении ребенка
ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
ежемесячное пособие на ребенка.
Отдельными нормативными актами предусмотрены: пособие по временной нетрудоспособности по безработице единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений социальное пособие на погребение и др.
Система компенсационных выплат — новое явление для Российского социального обеспечения. Они предоставляются работникам за время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста
С 1 января 2005 г. размер, порядок назначения и выплаты ежемесячною пособия устанавливаются субъектами РФ.
трех лет студентам, аспирантам за время академического отпуска неработающим женам служащих органов внутренних дел трудоспособным неработающим гражданам, занятым уходом за инвалидом I группы, престарелым, ребенком-инвалидом на детей, находящихся под опекой и попечительством инвалидам на обслуживание транспортных средств.
Социальное обслуживание является неотъемлемым элементом системы социального обеспечения, в рамках которого предусматривается социальная помощь не в денежной форме, а в виде социальных услуг. В настоящее время социальное обслуживание охватывает многообразные виды социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой, адресованных гражданам для удовлетворения их специфических потребностей, обусловленных болезнью, инвалидностью, старостью, многодетностью. Это — медицинская помощь и лечение лекарственная помощь санаторно-курортное лечение социальная помощь на дому содержание в учреждениях социального обслуживания содержание детей в детских учреждениях обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, профессионального обучения и трудоустройства инвалидов предоставление льгот по системе социального обеспечения.
Многообразие видов социального обеспечения позволяет полнее осуществлять заботу о тех, кто в ней нуждается.
В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» предусматривается оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, которые по не зависящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ, в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты) и натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Кроме того, данный Закон с 1 января 2005 г. в связи с монетизацией льгот предусматривает предоставление государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в натуральной форме отдельным категориям льготников.
В связи с введением в действие Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в Российской Федерации установлены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях.
Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является особым видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахован но го при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях, путем предоставления за страхованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
Статья 8 данного Закона устанавливает перечень видов обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Обеспечение осуществляете-! в виде пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем и выплачиваемого за счет средств па обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной, ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного, на его медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, включая расходы на дополнительную медицинскую помощь (сверх предусмотренной но обязательному медицинскому страхованию), в том числе на дополнительное питание и приобретение лекарств посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, стоимость проезда застрахованного, а в необходимых случаях также стоимость проезда сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания протезирование, а также на обеспечение приспособлениями, необходимыми застрахованном. лицу для трудовой деятельности и в быту обеспечение специальными транспортными средствами, их текущий и капитальный ремонтом
И оплату расходов на горюче-смазочные материалы профессиональное обучение (переобучение). Дополнительные расходы производятся страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в указанных видах помощи, обеспечения или уходе.
7. Участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав. Общеправовой принцип о праве каждого на объединение для защиты своих интересов и гарантированное™ свободы деятельности общественных объединений находит свое преломление в названном выше отраслевом принципе. Укреплению правового статуса лиц, охватываемых сферой социального обеспечения, способствует их активная позиция в отстаивании своих интересов. Объединения ветеранов, инвалидов, солдатских матерей стали инициаторами ряда законов: «О ветеранах», «О пенсионном обеспечении родителей погибших военнослужащих», «О социальной защите инвалидов».
Для усиления общественной инициативы в сфере социального обеспечения появляется законодательная база. Так, ст. 33 Закона РФ «О социальной защите инвалидов» предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые снарушением этой нормы, могут быть признаны недействительнымив судебном порядке.
4.1 Понятие правоотношений по социальному обеспечению их классификация и виды
Правоотношения по социальному обеспечению это урегулированное нормами права социального обеспечения отношения гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающего на основе решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.
В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:
а) по старости
б) за выслугу лет или военной службы
в) по инвалидности
г) по случаю потери кормильца
д) по поводу социальной пенсии.
Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении, — правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии. И здесь мы разделяем такую точку зрения А. Д. Зайкина и В. А. Тарасовой. Однако В. С. Андреев в ранее указанном учебнике считает, что «назначение пенсии имеет место только в случае, если у лица возникло пенсионное правоотношение». Здесь он смешивает возникновение права на пенсию с возникновением пенсионного правоотношения. Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пси сии производится с момента фактического появления у гражданина (семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права. Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.
Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно пpaво на два или три вида пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях когда фактически реализуется право на два вида пенсии (для инвалидов войны, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по инвалидности, а также для родителей погибшего от военных действий, которые могут получать пенсию по старости и минимальную пенсию по случаю потери кормильца), пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.
назначением пенсии комиссией по назначению пенсии процедурное правоотношение, как ранее указывалось, трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером. И пенсионных правоотношениях правомочные субъекты — пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии т. е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности- пенсионер по инвалидности одной из трех степеней инвалидности и в зависимости от ее причин (от трудового увечья, или от иной травмы, или от общего заболевания).
Главная Обзоры законодательства Вступление в наследство. Кто имеет право на наследство.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!