Льготы по доходам физических лиц

Налог на доходы физических лиц
Учитывается ли при проведении годового перерасчета налога на доходы физических лиц сумма дохода, начисленного работодателем физическому лицу за отработанный неполный календарный месяц?
Согласно пп. 169.4.2 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса работодатель плательщика налога обязан осуществить, в том числе по месту применения налоговой социальной льготы, с учетом положений абзаца третьего п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса, перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы:
При этом при перерасчете сумм доходов, начисленных в виде заработной платы физическому лицу, которое не пользовалось в течение календарного года правом на налоговую социальную льготу, определяется общий годовой налогооблагаемый доход физического лица, который рассчитывается путем прибавления месячных налогооблагаемых доходов.
Согласно пп. 164.1.2 п. 164.1 ст. 164 Налогового кодекса общий месячный налогооблагаемый доход состоит из суммы налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца.
Таким образом, при проведении годового перерасчета налога на доходы физических лиц учитываются суммы месячных доходов, в том числе начисленные работодателем физическому лицу за отработанный неполный календарный месяц.
Какая ответственность применяется к налоговому агенту за представление одновременно двух уточняющих налоговых расчетов по ф. № 1ДФ?
Пунктом 50.1 ст. 50 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации, он обязан прислать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.
Налогоплательщик имеет право не представлять такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.
В соответствии с п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн.
Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн.
Статьей 253 Гражданского кодекса определено, что истечение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.
Таким образом, в случае представления уточняющих расчетов по ф. № 1ДФ (одного или нескольких одновременно) к налогоплательщику применяется штраф в размере 510 грн. Если в течение года после наложения штрафа согласно п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса налогоплательщик представляет повторно уточняющий расчет по ф. № 1ДФ, то к такому налогоплательщику применяется штраф в размере 1020 грн.
Необходимо ли начислять налог на доходы физических лиц на стоимость вакцинации работников, если сроки проведения профилактических прививок не были определены уполномоченными органами?
В соответствии с пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный им как дополнительное благо, кроме случаев, предусмотренных ст. 165 этого Кодекса.
Подпунктом 165.1.19 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемой доход плательщика налога не включаются, в частности, денежные средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые как помощь на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога за счет денежных средств благотворительной организации или его работодателя, в том числе в части расходов работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону № 1645 и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий в соответствии с Законом № 4004 при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, компенсируемых выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования.
Статьей 27 Закона № 1645 и ст. 27 Закона № 4004 установлено, что в Украине обязательными являются профилактические прививки с целью предотвращения заболеваний туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, столбняком и корью.
Группы населения и категории работников, подлежащие профилактическим прививкам, в том числе обязательным, а также порядок и сроки их проведения определяются центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Приказом № 595 утвержден календарь профилактических прививок в Украине (далее - Календарь профилактических прививок).
Статьей 1 Закона № 1645 определено, что Календарь профилактических прививок - это нормативно-правовой акт специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения, которым устанавливаются перечень обязательных профилактических прививок и оптимальные сроки их проведения.
Таким образом, если профилактические прививки и сроки их проведения осуществляются согласно Календарю профилактических прививок, то израсходованные работодателем денежные средства на проведение прививки не включаются в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода работника при условии наличия соответствующих подтверждающих документов.
Каким образом профессиональные торговцы ценными бумагами, предоставляющие услуги налогоплательщикам, которые осуществляют операции с инвестиционными активами, выполняют функцию налогового агента с 01.01.2012 г.?
Порядок налогообложения инвестиционной прибыли установлен п. 170.2 ст. 170 Налогового кодекса, согласно пп. 170.2.9 которого налоговым агентом плательщика налога, который осуществляет операции с инвестиционными активами с использованием услуг профессионального торговца ценными бумагами, включая банк, является такой профессиональный торговец.
Методика определения инвестиционной прибыли профессиональным торговцем ценными бумагами при выполнении функций налогового агента устанавливается Минфином Украины совместно с центральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг.
В соответствии с пп. 170.2.2 п. 170.2 ст. 170 Налогового кодекса при применении плательщиком налога норм пп. 170.2.9 этого пункта налоговый агент - профессиональный торговец ценными бумагами, включая банк, с целью определения объекта налогообложения при выплате плательщику налога дохода за приобретенные у него инвестиционные активы учитывает документально подтвержденные расходы такого плательщика на приобретение этих активов.
Согласно пп. б п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса лица, которые в соответствии с указанным Кодексом имеют статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные этим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного из них налога в орган государственной налоговой службы по месту своего расположения.
Таким образом, профессиональные торговцы ценными бумагами, предоставляющие услуги налогоплательщикам, которые осуществляют операции с инвестиционными активами, выполняют функцию налогового агента в части представления налоговым органам налогового расчета суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога.
Необходимо ли налогоплательщикам ежегодно подавать заявление о применении налоговой социальной льготы?
В соответствии с пп. 169.2.1 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).
Согласно пп. 169.2.2 этого пункта плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы (далее - заявление о применении льготы).
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отражает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения налоговой социальной льготы согласно полученным от плательщиков налога заявлениям о применении льготы, а также заявлениям об отказе от такой льготы.
Таким образом, нормами Налогового кодекса не предусмотрена ежегодная подача заявления о применении льготы.
При этом если у налогоплательщика возникает право на применение налоговой социальной льготы на других основаниях, нежели указанные в предыдущем заявлении, то такой плательщик должен подать новое заявление с соответствующими подтверждающими документами.
Имеют ли право на налоговую социальную льготу родители, имеющие двоих детей, один из которых является ребенком-инвалидом, и в каком размере?
В соответствии с подпунктами 169.2.1 и 169.2.2 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право.
Перечень таких документов и механизм их представления для применения налоговой социальной льготы утверждены Порядком № 1227.
Статьей 169 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщик налога, содержащий двоих или больше детей в возрасте до 18 лет, имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы (с учетом норм абзаца первого пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса), на сумму налоговой социальной льготы в размере, равном 100% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 этой статьи Кодекса (в 2012 г. - 536,50 грн.), в расчете на каждого такого ребенка.
На налоговую социальную льготу в размере, равном 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса (в 2012 г. - 804,75 грн.), имеют право плательщики налога, содержащие ребенка-инвалида, - в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.
В соответствии с пп. 169.3.1 п. 169.3 ст. 169 Налогового кодекса в случае, если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в п. 169.1 этой статьи, применяется одна налоговая минимальная льгота по основанию, предусматривающему ее наибольший размер, при условии соблюдения процедур, определенных пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, кроме случая, предусмотренного пп. б пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 указанного Кодекса, налоговая социальная льгота по которому прибавляется к льготе, определенной пп. 169.1.2 этого пункта в случае, если лицо содержит двоих и более детей, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов).
Таким образом, налогоплательщик при соблюдении всех требований ст. 169 Налогового кодекса имеет право на применение двух льгот: на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, который не является инвалидом, - по 100% льготы (в 2012 г. - 536,50 грн.), и на каждого ребенка-инвалида - по 150% (в 2012 г. - 804,75 грн.).
Кроме того, в порядке исключения, предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктами 169.1.2, а и б пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, определяется как произведение суммы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта, и соответствующего количества детей.
Какой документ должно предоставить органу ГНС физическое лицо - резидент, получившее иностранные доходы, если налог уплачивался за пределами Украины?
В соответствии с подпунктами 170.11.1 и 170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога - получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.
В случае если согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за рубежом, он определяет сумму такого уменьшения по указанным основаниям в годовой налоговой декларации.
Пунктом 13.3 ст. 13 Налогового кодекса установлено, что доходы, полученные физическим лицом - резидентом из источников происхождения за пределами Украины, включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода, кроме доходов, не подлежащих налогообложению в Украине в соответствии с положениями этого Кодекса или международного договора, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.
Суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, зачисляются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным этим Кодексом (п. 13.4 ст. 13 Налогового кодекса).
Согласно п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где получается такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.
Таким образом, физическое лицо - резидент, получившее иностранный доход и уплатившее налоги за пределами Украины, для получения права на зачисление уплаченных налогов должно предоставить справку от государственного органа страны, где получался такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.
Единая база налоговых знаний, www.st s .gov.ua
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
В соответствии со ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право на налоговую скидку по результатам отчетного налогового года. Основания для начисления налоговой скидки с указанием конкретных сумм отражаются им в годовой налоговой декларации об имущественном положении и доходах.
Рассмотрим, может ли физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, представить декларацию о доходах за первое полугодие.
Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за неуплату пени.
Налоговой реформой 2015 г. предусмотрено смещение фискального вектора административного вмешательства государства в сторону послабления налогового давления для добросовестных плательщиков, и наоборот.
При удержании налога на доходы физических лиц из доходов (компенсации) работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, налоговый агент имеет право.
Все материалы раздела: «Консультации »
Закон о налоге с доходов физических лиц
Статья 6. Налоговые социальные льготы
6.1. Перечень налоговых социальных льгот
С учетом норм пункта 6.5 этой статьи налогоплательщик имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого с Украинских источников происхождения от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в таких размерах:
6.1.1. в размере, равном 50 процентам одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной законом на 1 января отчетного налогового года, - для
любого налогоплательщика
6.1.2. в размере, который равняется 150 процентам суммы льготы, определенной по правилам подпункта 6.1.1 этого пункта, - для налогоплательщика, который:
6.1.3. в размере, который равняется 200 процентам суммы льготы, определенной по правилам подпункта 6.1.1 этого пункта, - для налогоплательщика, который является:
6.2. Порядок выбора налоговой социальной льготы, большей по размеру
В случае, если налогоплательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы на двух и больше основаниях, отмеченных в пункте 6.1 этой статьи, налоговая социальная льгота применяется один раз на основании, которое предусматривает ее наибольший размер, при соблюдении процедур, определенных подпунктом 6.4.1 пункта 6.4 этой статьи.
Нормы этого пункта не распространяются на случаи, предусмотренные во втором абзаце подпункту 6.5.1 пункта 6.5 этой статьи.
6.3. Выбор места получение (применение) налоговой социальной льготы
6.3.1. Налоговая социальная льгота применяется к начисленному месячному доходу налогоплательщику в виде заработной платы исключительно по одному месту начисления (выплаты).
6.3.2. Налогоплательщик подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применение налоговой социальной льготы (далее - заявление о применении льготы) по форме, определенной центральным налоговым органом.
Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления налогоплательщика о применении льготы. Льгота не применяется к доходу, начисленного к моменту получения такого заявления, кроме случаев, указанных в подпункте 6.3.3 этого пункта.
Налогоплательщик, который изменяет по самостоятельному решению место получения налоговой социальной льготы, обязан предоставить работодателю по предшествующему месту ее применения заявление об отказе от такой льготы (далее - заявление об отказе от льготы) по форме, определенной центральным налоговым органом. Такое заявление не подается, если налогоплательщик прекращает трудовые отношения с таким работодателем на любых основаниях, а также в случаях, определенных в подпункте 6.3.3 этого пункта.
Работодатель отображает в составе годовой налоговой отчетности все случаи получения заявлений налогоплательщиков о применении льготы и заявлений об отказе от такой льготы.
Налоговая социальная льгота применяется за местом получения плательщиком налога основного дохода (определенным в трудовой книжке) на дату вступления в силу этого пункта, без представления заявления о применении льготы.
Порядок предоставления таких документов и их состав определяется Кабинетом Министров Украины.
6.3.3. Налоговая социальная льгота не может быть применена к другим доходам налогоплательщика, если он получает на протяжении отчетного налогового месяца одновременно такие доходы, как:
Налоговая социальная льгота начинает применяться к доходам, определенных в подпунктах а - д этого подпункта при их начислении (выплате), и заканчивает применяться при завершении начисления таких доходов, без представления соответствующих заявлений, определенных подпунктом 6.3.2 этого пункта.
Налоговая социальная льгота не применяется к доходам, определенных подпунктом е этого подпункта.
6.3.4. Если в нарушение норм этого пункта плательщик налога подает заявление о применении льготы более чем одному работодателю или если плательщик налога при получении доходов, определенных в подпункте 6.3.3 этого пункта, подает такое заявление другому работодателю, в результате чего налоговая социальная льгота фактически применяется также при получении других доходов в течение любого отчетного налогового месяца, то такой налогоплательщик теряет право на получение налоговой социальной льготы по всеми местами получение дохода начиная из месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы восстанавливается.
Налогоплательщик может возобновить право на применение налоговой социальной льготы, если он подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего отдельный работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоимки налога и штраф в размере 100 процентов суммы такой недоимки за счет ближайшей выплаты доходу такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты - за счет следующих выплат.
Если по каким либо причине сумма недоимки и штрафа не была удержана за счет дохода плательщика налога по истечению определенного срока, установленного законом для представления годовой декларации этого налога, то сумма такой недоимки и штрафа взимается налоговым органом в порядке, определенном законом. При этом право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога возобновляется с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоимки и штраф полностью погашаются.
Центральный налоговый орган устанавливает порядок периодического информирования налогоплательщиков о наличии нарушений ими норм подпункта 6.3.1 этого пункта, выявленных на основании данных налоговой отчетности или документальных проверок.
6.3.5. Работодатель, который на основании должным образом полученного заявления налогоплательщика о применении льготы применяет такую льготу, не несет никакой ответственности за нарушение таким налогоплательщиком требований подпункта 6.3.1 этого пункта, за исключением, когда такой работодатель и такой налогоплательщик является связанными лицами или когда суд устанавливает факт заговора между таким работодателем и таким налогоплательщиком, направленного на уклонение от налогообложения этим налогом.
6.4. Выбор налоговой социальной льготы по ее размеру и срок ее действия
6.4.1. Налогоплательщик, который имеет право на применение налоговой социальной льготы большей, чем предусмотрена подпунктом 6.1.1 пункта 6.1 этой статьи, отмечает о таком праве в заявлении о применении льготы и добавляет соответствующие подтверждающие документы по форме, определенной центральным налоговым органом.
6.4.2. Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктами А, б подпункта 6.1.2 и подпунктом е подпункта 6.1.3 пункта 6.1 настоящей статьи, предоставляется до конца года, в котором ребенок достигает восемнадцати лет, а в случае его смерти до достижения такого возраста, - до конца года, на который приходится такая смерть. Право на получение такой налоговой социальной льготы теряется в случае лишения налогоплательщика родительских прав или если он отказывается от ребенка или передает ребенка на государственное содержание, в том числе в дома малыша, ребенка, интерната, детского дома семейного типа, независимо от того, берется ли плата за такое содержание, или нет, а также если ребенок становится курсантом на условиях ее полного содержания начиная с налогового месяца, на который приходится соответствующее событие.
Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктом г подпункта 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, останавливается с налогового месяца, в котором такой вдовец или вдова вступает в следующий брак или подпадает под опеку других лиц.
Налоговая социальная льгота, предусмотренная подпунктами д - ж подпункта 6.1.2 пункта 6.1 этой статьи, останавливается с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик теряет статус, определенный в подпунктах д - ж.
6.4.3. Расчет размера налоговой социальной льготы осуществляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором налогоплательщик умирает ли признается судом умершим, безвестно отсутствующим или теряет статус резидента.
6.5. Перерасчет и ограничение
6.5.1. Налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в интересах налогоплательщика в течение отчетного налогового месяца как заработная плата (другие приравнены к ней в соответствии с законодательством выплаты, компенсации и возмещения), если его размер не превышает сумму, которая равняется сумме месячного прожиточного минимума, действующего для работоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного к ближайшим 10 гривнам.
При этом предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случаях и размерах, предусмотренных подпунктами а, б подпункта 6.1.2 и подпунктом е подпункта 6.1.3 пункта 6.1 настоящей статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом настоящего подпункта, и соответствующего количества детей.
Если налогоплательщик получает доходы в виде заработной платы за время отпуска, то с целью определения предельной суммы дохода, которая дает право на получение налоговой социальной льготы, такие доходы (их часть) относятся к соответствующим налоговым периодам их начисления.
6.5.2. Работодатель налогоплательщика по месту применения налоговой социальной льготы осуществляет перерасчет сумм доходов, начисленных такому налогоплательщику в виде заработной платы, а также сумм предоставленных налоговых социальных льгот:
6.5.3. Если вследствие осуществленного перерасчета возникает недоимка этого налога, то такая сумма взимается работодателем за счет суммы любого налогооблагаемого дохода (после его налогообложения) за соответствующий месяц, а при недостаточности суммы такого дохода - за счет налогообложения доходов следующих месяцев, к полному погашению суммы такой недоимки
Если вследствие проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма недоимки, которая превышает сумму налогооблагаемого дохода налогоплательщика за последний отчетный период, то непогашенная часть такой недоимки включается в состав налогового обязательства налогоплательщика по результатам отчетного налогового года.
6.5.4. Если работодатель по любой причин не осуществляет пересчет, отмеченный в подпункте 6.5.2 пункта 6.5 этой статьи, и/или не удерживает сумму недоимки или ее часть (кроме случая, отмеченного в абзаце второму подпункта 6.5.3 этого пункта) в установленные этим пунктом сроки, то такая сумма взимается налоговым органом за счет такого работодателя и не включается в состав его валовых расходов.
6.5.5. Если в результате осуществленного пересчета возникает переплата этого налога, то на ее сумму уменьшается сумма начисленного налогового обязательства плательщика налога за соответствующий месяц, а при недостаточности такой суммы - сумма налоговых обязательств следующих налоговых периодов, к полному возвращению суммы такой переплаты.
Если вследствие проведения окончательного расчета с налогоплательщиком, который прекращает трудовые отношения с работодателем, возникает сумма переплаты, которая превышает сумму налогового обязательства, начисленного за последний отчетный период, то такая сумма подлежит возмещению из бюджета в установленном порядке.
Глава 16. Льготы по налогу на доходы физических лиц
Статья 58. Доходы физических лиц, не подлежащие налогообложению
В облагаемый налогом доход физических лиц не включаются:
а) выходное пособие, выплачиваемое при прекращении трудового договора, в пределах двенадцатикратного размера минимальной заработной платы, пособия по государственному социальному страхованию и государственному социальному обеспечению, пособия по безработице, пособия по беременности и родам, кроме пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособий по уходу за больным членом семьи), а также пособия и другие виды помощи в денежной и натуральной формах, оказываемые гражданам из средств благотворительных и экологических фондов
б) получаемые алименты
в) стипендии студентов высших учебных заведений и учащихся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и созданных на их базе бизнес-школ, включая высшие и средние духовные учебные заведения, назначаемые им этими учебными заведениями, а также стипендии, учреждаемые из средств фондов, указанных в подпункте "а" настоящей статьи
г) Исключен
д) государственные пенсии, а также надбавки к ним
е) суммы, получаемые лицами за сдачу ими крови, от других видов донорства, за сдачу грудного молока, а также суммы, получаемые работниками медицинских учреждений за сбор крови
ж) суммы, получаемые в возмещение вреда, связанного с увечьем или иным повреждением здоровья, а также в связи со смертью кормильца
з) суммы заработной платы и другие суммы в иностранной валюте, получаемые гражданами от финансируемых из государственного бюджета учреждений и организаций в связи с направлением их на работу за границу, в пределах сумм, установленных законодательством
и) суммы, получаемые от продажи имущества, принадлежащего физическим лицам на праве частной собственности, кроме доходов от продажи имущества, осуществляемой в рамках предпринимательской деятельности
к) суммы доходов лиц от продажи выращенных в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, рыбы, птицы как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром и переработанном виде, а также продукции пчеловодства и выращенной в этом хозяйстве продукции растениеводства в натуральном или переработанном виде. Наличие у гражданина личного подсобного хозяйства подтверждается справкой местных органов государственной власти или органов самоуправления граждан
л) стоимость ценных подарков, полученных от юридических лиц, в сумме до шестикратного размера минимальной заработной платы в течение одного года, а также суммы стоимости вещевых призов, полученных на международных и республиканских конкурсах и соревнованиях
м) суммы и стоимость имущества, получаемые в результате наследования и дарения, за исключением сумм авторского вознаграждения, получаемых наследниками (правопреемниками) авторов произведений науки, литературы и искусства
н) выигрыши по облигациям государственных займов и лотереям, а также проценты по государственным ценным бумагам Республики Узбекистан
о) суммы, получаемые гражданами по страхованию
п) суммы материальной помощи, оказываемой в течение одного года:
в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами - полностью
членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью членов его семьи - до десятикратного размера минимальной заработной платы
в других случаях - до двенадцатикратного размера минимальной заработной платы
р) доходы по депозитным сертификатам, проценты и выигрыши по вкладам в банках и по государственным казначейским обязательствам

с) суммы заработной платы и других доходов граждан, подлежащие налогообложению, направляемые на выкуп имущества государственных предприятий, приобретение акций приватизируемых предприятий, а также доходы, полученные в виде дивидендов и направленные в уставный фонд (капитал) юридического лица, от которого получены дивиденды. При продаже указанного имущества доходы, ранее освобожденные от налогообложения, подлежат обложению налогом на общих основаниях
т) сумма дохода, полученная физическим лицом-патентообладателем (лицензиаром) от использования объектов промышленной собственности в собственном производстве или от продажи на них лицензий с даты начала использования в пределах срока действия, а также лицензиатом от использования объектов промышленной собственности с даты начала использования:
изобретения и селекционного достижения - в течение пяти лет
промышленного образца - в течение трех лет
полезной модели - в течение двух лет
у) суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями своим работникам или за них в порядке полной или частичной компенсации стоимости путевок для детей и подростков в детские и другие оздоровительные лагеря, санаторно-курортные учреждения, специально предназначенные для отдыха родителей с детьми, а также стоимости амбулаторного или стационарного медицинского обслуживания своих работников. К указанным выплатам относятся также суммы, уплаченные предприятиями, учреждениями и организациями в порядке полной или частичной оплаты инвалидам путевок в оздоровительные и санаторно-курортные учреждения, расходов на лечение и медицинское обслуживание, приобретение технических средств профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов
ф) компенсационные выплаты в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск при прекращении трудового договора
х) доходы, полученные от выполнения временных разовых работ в случае, если найм на такие работы осуществляется при содействии Центров обеспечения временной разовой работой
ц) поступающая в распоряжение собственника частного предприятия сумма прибыли, после уплаты частным предприятием налогов и других обязательных платежей
ч) единовременные денежные вознаграждения или стоимость равноценных памятных подарков, полученные физическими лицами, удостоенными государственных, наград и государственных премий Республики Узбекистан
ш) единовременные денежные вознаграждения, полученные спортсменами за призовые места на Олимпийских играх и других международных спортивных соревнованиях
э) обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы по ним, накопительные пенсионные выплаты.
Статья 59. Освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц
От уплаты налога на доходы освобождаются физические лица:
1) полностью:
а) главы и члены персонала дипломатических представительств и должностные лица консульских учреждений иностранных государств, члены их семей, проживающие совместно с ними, если они не являются гражданами Республики Узбекистан, - по всем доходам, кроме доходов, извлекаемых из источников в Республике Узбекистан, не связанных с дипломатической и консульской службой
б) члены административно-технического персонала дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и члены их семей, проживающие совместно с ними, если они не являются гражданами Республики Узбекистан или не проживают в Республике Узбекистан постоянно, - по всем доходам, кроме доходов из источников в Республике Узбекистан, не связанных с дипломатической и консульской службой
в) лица, входящие в состав обслуживающего персонала дипломатических представительств, консульских учреждений иностранных государств, если они не являются гражданами Республики Узбекистан или не проживают в Республике Узбекистан постоянно, - по всем доходам, полученным ими по своей службе
г) домашние работники сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств, если они не являются гражданами Республики Узбекистан или не проживают в Республике Узбекистан постоянно, - по всем доходам, полученным ими по своей службе
д) должностные лица международных неправительственных организаций - по доходам, полученным ими в этих организациях, если они не являются гражданами Республики Узбекистан
е) военнослужащие министерств обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям, Службы национальной безопасности, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также призванные на учебные или поверочные сборы военнообязанные - по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей)
ж) лица, имеющие лицензию на право занятия гастрольно-концертной деятельностью, - по доходам, полученным от гастрольно-концертной деятельности
з) работники органов прокуратуры, имеющие классные чины.
2) частично, в четырехкратном размере минимальной заработной платы за каждый полный месяц:
а) лица, удостоенные звания "Узбекистон Кахрамони", Героя Советского Союза, Героя Труда, лица, награжденные орденом Славы трех степеней, инвалиды войны либо другие инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в период войны 1941-1945 годов либо при исполнении иных обязанностей военной службы или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, инвалиды из числа бывших партизан, а также другие инвалиды, приравненные по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих
б) участники гражданской войны и войны 1941-1945 годов, других боевых операций по защите бывшего СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, бывших партизан, ветераны трудового фронта периода войны 1941-1945 годов и бывшие малолетние узники концентрационных лагерей
в) граждане, работавшие в городе Ленинграде в период его блокады с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года
г) инвалиды из числа лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при исполнении служебных обязанностей
д) инвалиды с детства, а также инвалиды I и II групп
е) матери-героини, женщины, имеющие десять и более детей
ж) родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите бывшего СССР либо при исполнении других обязанностей военной службы, или вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте
з) военнослужащие и призванные на учебные и поверочные сборы военнообязанные, проходившие службу в составе ограниченного контингента войск, временно находившихся в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия
и) лица, пострадавшие вследствие аварии на Чернобыльской АЭС
к) одинокие матери, имеющие двух и более детей до шестнадцати лет
л) вдовы и вдовцы, имеющие двух и более детей и не получающие пенсию по случаю потери кормильца
м) один из родителей, воспитывающий проживающего с ним инвалида с детства, требующего постоянного ухода
н) граждане, направленные предприятиями, учреждениями, организациями и учебными заведениями на сельскохозяйственные работы, - по доходам, полученным за выполнение этих работ.
Право физических лиц на льготы возникает на отчетный год при представлении соответствующих документов.
Льготы по единому социальному налогу
Читайте также:
В ст. 238 НК РФ перечислены виды доходов, не подлежащих обложению ЕСН, а в ст. 239 предусмотрен достаточно широкий перечень льгот по данному налогу для различных категорий налогоплательщиков. Здесь предусмотрены меры, как ужесточающего характера, так и предоставление дополнительных льгот по уплате социального налога в отношении сумм, не подлежащих налогообложению.
От уплаты ЕСН освобождаются:
1. организации любых организационно- правовых форм – с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. руб. на каждого работника, являющегося инвалидом I, II, III групп
2. следующие категории налогоплательщиков - работодателей (за исключением налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, другие виды полезных ископаемых, а также товаров по перечню, утверждённому постановлением Правительства РФ), если суммы на каждого работника не превышают 100 тыс. руб. в год:
· общественные организации инвалидов, их региональные и местные отделения, если инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%
· организации, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда составляет не менее 25%
· учреждения социально-культурной сферы, включая учреждения для оказания правовой и иной помощи инвалидам, если эти организации инвалидов являются единственными собственниками имущества.
Не платят ЕСН Российские фонды образования и науки с суммы выплат гражданам РФ грантов, предоставляемым учителям, преподавателям, школьникам, студентам, аспирантам государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, в частности:
— государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам
— все виды компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации)
— суммы единовременной материальной помощи, оказываемой работодателями: работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, решений представительных органов местного самоуправления
— стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании
— стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников.
Наблюдается более широкая социальная направленность действующих законодательных норм. Так, в состав подлежащих налогообложению доходов не включаются суммы, выплаченные работодателями за счет средств, остающихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:
— суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно-курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок)
— суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание
— суммы страховых платежей (пенсионных взносов), выплачиваемых организацией по договорам добровольного страхования (договорам добровольного пенсионного обеспечения) своих работников, заключенным со страховщиками и (или) негосударственными пенсионными фондами
— оплата расходов на содержание детей своих работников в детских дошкольных учреждениях и оздоровительных лагерях, являющихся Российскими юридическими лицами, и лагерях, находящихся на балансе работодателей.
На материальную помощь, оказываемую работодателями бывшим работникам, которые уволились в связи с выходом на пенсию по возрасту или инвалидности, в состав доходов не включаются суммы, превышающие в год 2000 руб.
Существует довольно широкий перечень иных льгот для организаций инвалидов, лечебно-оздоровительных, научных, культурных учреждений по данному налогу.
Льготы по единому социальному налогу:
• Организации любых организационно-правовых форм освобождаются от уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 тыс. рублей на каждого работника, являющегося инвалидом I, II или III группы
• От уплаты налога с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 тыс. рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника освобождаются следующие категории налогоплательщиков-работодателей:
1. общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, их региональные и местные отделения
2. организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25
3. учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказа
274
ния правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
Указанные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов.
• От уплаты налога освобождаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, члены крестьянского (фермерского) хозяйства, являющиеся инвалидами I, II или III группы, в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 тыс. рублей в течение налогового периода
• Российские фонды поддержки образования и науки освобождаются от уплаты налога с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.
Ставки единого социального налога установлены ст. 241 НК РФ. Принципиальным является то, что ставки дифференцированы, во-первых, в зависимости от категории налогоплательщика, во-вторых, в зависимости от величины налоговой базы. До 2005 года максимальная ставка налога была установлена в размере 35,6%.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!