Виды социальных льгот России

Социальные льготы на 2014 год
В 2014 году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, государство сохраняет большинство действовавших ранее социальных льгот. Основной категорией получателей социальных льгот являются пенсионеры, также льготы адресованы:
Виды социальных льгот
Все социальные льготы в 2014 году можно разделить на несколько категорий:
Жилищные льготы
Жилищные льготы социально незащищенным гражданам включают предоставление жилья и льготы по оплате жилищных и коммунальных услуг. Для получения жилья необходимо быть признанным нуждающимся в улучшении условий проживания и встать в очередь на получение жилья. При оплате жилищно-коммунальных услуг предоставляются льготы в размере 25-50 процентов. При этом льготы предоставляются как при оплате услуг в многоквартирных домах, так и при оплате печного топлива.
Медицинские льготы
Льготы в медицине предоставляются в виде бесплатного назначения лекарств по предписанию врача. Такие лекарства выписываются инвалидам. Чтобы лекарство было выписано бесплатно, оно должно входит в специальный перечень. Кроме лекарственного обеспечения льготникам могут предоставляться путевки на лечение в санатории.
Налоговые льготы
Льготным категориям граждан могут предоставляться вычеты по подоходному налогу, налог на имущество или на землю может начисляться по льготным ставкам, а в некоторых регионах льготные категории и вовсе освобождены от налогообложения.
Льготы по проезду
Почти везде льготные категории граждан пользуются льготами по оплате проезда в городских автобусах и троллейбусах и пригородном транспорте. Льготы могут предоставляться в разных видах. Либо это скидка на оплату проезда, либо билеты, которые выдаются бесплатно или за половину стоимости. Гражданам, проживающим в северных районах, раз в два года предлагается оплата проезда к месту отдыха.
Прочие социальные льготы
Социальные льготы назначаются и предоставляются органами социальной защиты, это региональные ведомства, которые руководствуются региональным законодательством.
Методы и средства эффективной мотивации персонала (5)
Руководство для желающих управлять персоналом
« Деньгами и добрым словом от работника можно добиться гораздо большего,
чем просто добрым словом»
Приписывается Г.Форду
5. Социальные льготы и выплаты
Ключевые слова раздела: социальные льготы (бенефиты), социальный пакет, смысл и содержание социальных льгот, механизм мотивации через бенефиты, сложности и ограничения при использовании социальных льгот.
Социальные льготы и выплаты, как и заработная плата, тоже является составной частью материального вознаграждения работника в обмен за его труд. При этом важно понимать, что значение социальных льгот и выплат, как сточки зрения мотивации работников, так и с точки зрения эффективного расходования средств организации на персонал, очень высоко. Социальные льготы и выплаты могут способствовать повышению уровня благосостояния работника и эффективности работы организации. Однако, к сожалению, это не достигается автоматически. В определенных условиях социальные выплаты могут не достигать желаемого эффекта, порождать иждивенческие настроения у работников, ухудшать экономическое положение организации.
Сегодня, само собой разумеется, что оплачиваемые отпуска, оплата больничных обязательное медицинское страхование, а также пенсионное обеспечение являются обязательной составной частью официальных льгот для каждого постоянного сотрудника любой компании.
Наряду с вышеперечисленными льготами, утвержденными законодательно на федеральном уровне, компании на основании правовых, тарифно-договорных или добровольно взятых на себя обязательств гарантируют многочисленные дополнительные льготы (обучение и повышение квалификации за счет компании, пособия на детей и оплата в детских садах пособия по квартплате и предоставление служебных квартир и т.д.).
Кроме того, многие организации осуществляют выплаты сотрудникам в связи с личными торжествами или праздниками (к рождеству, например, выплачиваются надбавки к заработной плате за долголетнюю непрерывную работу), выплачивают отпускные деньги сверх того, что положено по тарифному соглашению.
Помимо этого, большинство организаций устраивают для своих сотрудников (а не редко и для членов их семей) корпоративные праздники.
Совокупность социальных льгот . социальных выплат и корпоративных праздников, предоставляемых компанией своим сотрудником, принято называть социальный пакет.
При формировании социального пакета каждой организации необходимо учитывать действие внешних и внутренних факторов (рис 5.1.)
Рис. 5.1. Формирование социального пакета
1. К внешним факторам относятся:
Национальное и местное законодательство. Организации обязаны предоставлять своим сотрудникам льготы, установленные законодательством. В данном случае задача руководителей - найти способы предоставления таких льгот с наименьшими для организации издержками
Рынок труда. Чтобы быть конкурентоспособным работодателем, организация должна предоставлять своим сотрудникам тот набор льгот, который является не менее, чем стандартным для данного рынка (естественно, учитывая специфику профессий)
Налоговый режим. Организации должны эффективно использовать специфику налогообложения для оптимизации своих издержек на рабочую силу. В странах с высокими ставками подоходного налога компании для привлечения высококвалифицированного персонала широко применяют такие льготы, как предоставление автомобиля, оплачиваемый отдых, субсидированное жилье и т.д.
Культурные традиции и особенности. Этот фактор необходимо учитывать, прежде всего, компаниям, открывающим филиалы в других государствах, чтобы не столкнуться с неприятными сюрпризами, например с массовыми прогулами в дни религиозных праздников и т.п.
2. К внутренним факторам относятся:
Цели компании. Социальный пакет должен быть сформирован исходя из целей компании
Возможности компании. Введение компанией дополнительных социальных льгот, сверх определенного законодательством набора обязательных, полностью зависит от наличия или отсутствия у компании необходимых для этого ресурсов. В случае серьезной нехватки ресурсов для формирования конкурентоспособного социального пакета для всего персонала компании задача руководителей - пытаться соблюсти баланс целей и возможностей (например, сформировать конкурентоспособный пакет хотя бы для ключевых сотрудников с целью их сохранения в сложной финансовой ситуации)
Потребности и ожидания персонала. При формировании социального пакета необходимо учитывать реальные потребности и ожидания персонала, относительно наполнения социального пакета. Для выявления этих потребностей и ожиданий необходимо провести исследование. Предоставление невостребованных льгот может привести к неудовлетворенности сотрудников и, как следствие, к понижению мотивации и неэффективному использованию ресурсов компании. Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Воспринимаемая ценность дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания и страхованием жизни, пожилые люди - льготами, предоставляемыми при выходе на пенсию, молодые работники - немедленным получением наличных денег. Увеличение числа семей, где работают оба супруга, привело к тому, что они имеют стандартный пакет социальных выплат и льгот, у них появилась потребность только в тех видах, которые бы соответствовали нуждам семьи в целом. Все это показывает, что немаловажным аспектом при формировании социального пакета, является его гибкость и учет потребностей определенных групп работников.
Таким образом, наполнение социального пакета каждой организации требует индивидуального подхода и зависит от влияния перечисленных выше факторов.
Залогом успешного применения такого важного инструмента управления персоналом, как социальный пакет, является четкое соблюдение правил его разработки, внедрения и сопровождения.
1. При разработке социального пакета важно выполнить 4 основных условия:
2. на этапе внедрения социального пакета важно выполнять следующие условия:
3. на этапе использования социального пакета важно выполнять следующие условия:
5.2. Социальные льготы и выплаты
По своей сути, социальные льготы являются материальным неденежным вознаграждением, которое компания предоставляет сотруднику в обмен за его труд, в то время как социальные выплаты, как и заработная плата, относятся к материальному денежному вознаграждению.
По принципу широты охвата различных групп персонала социальные льготы и выплаты можно разделить на 3 типа:
К числу социальных льгот относятся различные блага (именно блага, а не выплаты на приобретение этих благ), которые работник может получать от организации с целью повышения уровня его жизни. Они могут быть сгруппированы в зависимости от выполняемых функций следующим образом:
Социальные выплаты достаточно разнообразны. Но общей их чертой является то, что они выплачиваются в дополнение к заработной плате. Для того, чтобы социальные выплаты давали положительный эффект для работника и были выгодны организации, необходимо правильное понимание функций, которые выполняют эти выплаты, и механизмов воздействия основных элементов системы социальных выплат на трудовую мотивацию работника. Они могут быть сгруппированы в зависимости от выполняемых функций следующим образом:
Цели разработки и введения социальных льгот и выплат. Какие же цели преследует предприниматель, предоставляя своим работникам помимо основной заработной платы и определенный набор социальных льгот и выплат? Цели эти весьма многообразны: привлечение и закрепление квалифицированной рабочей силы в организации стимулирование высокопроизводительного труда создание благоприятного общественного мнения об организации улучшение социально- психологического климата в организации увеличение реальных доходов работников и их общего благосостояния.
Очевидно, что ни одна организация не в состоянии решить все проблемы работника за свой собственный счет, поэтому она не может предоставить человеку весь перечень возможных социальных выплат и льгот в полном объеме. Да это и не является целью организации. Существует различие между целями, которые ставит перед собой организация, предоставляя своим сотрудникам тот или иной набор дополнительных социальных выплат и льгот, и целями повышения благосостояния работников.
В принципе одни и те же дополнительные социальные льготы и выплаты могут удовлетворить требованиям и организации, и требованиям занятых в ней работников. Поэтому основной задачей при разработке социального пакета является достижение сочетания интересов организации и работников, хотя их интересы никогда не могут совпасть полностью.
Конкретная направленность различных видов дополнительных социальных льгот и выплат достаточно разнообразна. Например, для борьбы с текучестью кадров некоторые организации вводят у себя системы пенсионного обеспечения, не требующие взносов от работников осуществляют выплаты за выслугу лет выдают долговременные займы и ссуды под низкие проценты. При этом они распространяют такие льготы на те категории работников, в закреплении которых на производстве они заинтересованы в наибольшей степени.
5.3 Современные тенденции в области социальных льгот и выплат
В настоящий момент, для привлечения и удержания квалифицированных специалистов в условиях их острого дефицита организация, действуя в условиях высокой конкуренции, должна предлагать своим сотрудникам не только достойную заработную плату, но и конкурентоспособный социальный пакет. Социальный пакет, в который входят различные социальные льготы и выплаты, составляет значительную часть общего пакета вознаграждений сотрудника.
Созданные компаниями системы льгот эволюционируют от предоставления простых (единичных) льгот организации переходят к сложной системе, требующей значительных ресурсов для управления ею. Данная тенденция особенно усилилась в последние годы ввиду того, что государство почти во всех странах начинает отказываться от политики предоставления централизованных льгот всем без исключения членам общества. Другими словами, происходит перераспределение функций управления социальными льготами между государством и частным сектором. В условиях сокращения государственных расходов на социальные цели наблюдается смещение акцента соответствующих программ на уровень организаций. Учитывая данные обстоятельства, государство должно всячески стимулировать развитие фондов социального потребления в организациях. Основным инструментом здесь является налоговая политика, которая должна предусматривать полное или частичное освобождение от налогов сумм, направляемых на развитие различных форм социального потребления.
В соответствии с данными, полученными в результате проведенного исследования по изучению содержания социального пакета крупных Российских компаний-лидеров, можно сделать следующие выводы:
Рассмотрим данные льготы (за исключением дотаций на питание) более подробно.
Обучение работников
Как отмечают сотрудники большинства компаний, в которых проводилось исследование, наиболее важной социальной льготой является предоставление им компанией возможности бесплатно или в несколько раз дешевле обучаться, повышать свою квалификацию, приобретать смежные профессии, проходить тренинги. Специалисты служб персонала этих компаний тоже выделяют эту льготу, как особо значимую и важную.
Чаще всего обучение сотрудников полностью оплачивает компания. При этом могут встречаться и варианты, когда оплата производится исходя из пропорции 50:50, 70:30 и т.д. В том случае, когда компания оплату обучения берет полностью на себя, сотрудник берет на себя обязательства проработать в этой компании в течение определенного периода времени после завершения обучения. Если сотрудник не выполняет это обязательство, то при увольнении он обязан вернуть компании стоимость обучения.
Обучение сотрудников можно разбить на 3 вида:
Планы обучения формируются линейными руководителями совместно со специалистами службы персонала.
Медицинское страхование и страхование жизни работников
Коллективное страхование - это метод предоставления определенных услуг (медицинское обслуживание, выплаты пособия в случае смерти или увечья и т.п.) на основе распределения риска между группой участников (и компаний). Первоначально рабочие объединялись и создавали собственные страховые союзы для организации медицинского обслуживания, оказания взаимной помощи и т.д. Впоследствии к ним присоединились работодатели, взяв на себя часть расходов по коллективному страхованию своих сотрудников. Сегодня страхование организациями своих сотрудников представляет собой сложную систему.
Медицинское страхование . В тех странах, где государство не гарантирует бесплатного медицинского обслуживания всем гражданам, компании с помощью схем страхования предоставляют работникам возможность получить бесплатную медицинскую помощь. Российская специфика медицинского страхования, предоставляемого компанией в качестве социальной льготы, заключается в том, что уровень медицинских учреждений, предлагаемых в соответствии с программой добровольного медицинского страхования, на порядок выше, чем предоставляемых в соответствии с государственной программой обязательного медицинского страхования. Как правило, медицинское страхование финансируется и работодателем, и работниками (например, в соотношении 70. 30 страхового взноса). В последние годы в связи с быстрым ростом цен на медицинское обслуживание в ряде стран Запада, и в первую очередь в США, руководители многих организаций были вынуждены начать поиски способов контроля и сокращения издержек на медицинское страхование своих сотрудников. Среди таких способов - изменение условий получения медицинского обслуживания. Так, при обращении за консультацией к врачу работника обязывают заплатить определенный процент (10%) суммы непосредственно из своего кармана, что ведет к сокращению числа «лишних» визитов и заставляет работников выбирать более дешевых врачей. Еще один метод снижения издержек - определение списка врачей и медицинских учреждений, в которые могут обращаться сотрудники организации (при стандартной системе работник сам выбирает врача, который затем выставляет счет компании или страховому учреждению компании), или заключение прямых договоров на комплексное обслуживание с медицинскими учреждениями. И, наконец, один из наиболее противоречивых способов - выплата сотрудникам премии по итогам года за неиспользование медицинской страховки (премии за здоровый образ жизни).
Страхование жизни позволяет работнику обеспечить определенный доход для себя (своих наследников) в случае потери трудоспособности (смерти), происшедшей на рабочем месте. Величина страховых выплат, как правило, пропорциональна величине оклада работника (3-5 годовых окладов в случае смерти). Компания вносит основную часть страховых взносов, работник выплачивает остальное. Страхование жизни имеет особенное значение в тех странах с рыночной экономикой, где государственная поддержка малоимущих членов общества не обеспечивает приемлемого уровня жизни.
Спортивные программы
Немаловажной социальной льготой является предоставление компанией своим сотрудникам возможности бесплатно или за символические деньги заниматься спортом. Наиболее распространенными формами предоставления этой социальной льготы являются аренда для сотрудников компании спортивных залов, а также оплата членства в спортивных клубах.
Режим гибкого времени
Первой льготой, полученной или завоеванной наемными работниками, обычно считается ограничение продолжительности рабочего дня, впервые законодательно установленное в XVII в. в Англии. Сегодня практически во всех странах в законодательном порядке регламентируется не только продолжительность рабочего дня, но и количество рабочих дней в году, фиксируются выходные и праздничные дни и т.д. Однако именно в области режима рабочего времени организации имеют широкие возможности для творчества, направленного на оптимизацию его использования и улучшение условий труда своих работников. Концепция «гибкого рабочего времени», согласно которой работник должен отработать определенное количество часов в неделю или в месяц и может самостоятельно выбирать график работы (время начала и окончания, распределение по дням) приобрела широкую популярность в организациях, использующих труд клерков, административного персонала и т.д. Такая система дает работникам возможность лучше сочетать семейную жизнь и работу, учитывать свои индивидуальные особенности и т.п. Развитием идеи «гибкого рабочего времени» стала модель «безофисного предприятия», в соответствие с которой само понятие «работа» в смысле помещения, где собираются сотрудники одной организации, исчезает. Люди не приходят в офис, а работают там, где они могут: агенты по продажам - непосредственно с клиентами, снабженцы - с поставщиками, программисты и бухгалтеры - дома. Связь между сотрудниками осуществляется по телефону или с помощью электронной почты. Эта тенденция в организации рабочего времени и в организации труда вообще может привести к самым революционным изменениям в управлении персоналом.
Государство в большинстве стран устанавливает также минимальную продолжительность оплачиваемого отпуска для всех категорий, занятых в народном хозяйстве. Тем не менее, многие компании предоставляют своим сотрудникам дополнительные оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска. Продолжительность отпуска, как правило, связана со стажем работы в организации, хотя положение сотрудника в организационной иерархии также может влиять на число отпускных дней.
Пенсионные планы
Пенсионные планы компаний получили наибольшее развитие в странах, где государственная система пенсионного обеспечения отсутствует или недостаточно развита. Достаточно интенсивно такая форма социальных льгот развивается и в России. Пенсионный план представляет собой систему частного пенсионного обеспечения, при которой компания и сотрудник делают периодические (в моменты выплаты заработной платы) отчисления в специальный фонд, средства которого в дальнейшем инвестируются с целью максимизации дохода на вложенный капитал в долгосрочной перспективе. Приносимый фондом доход служит источником выплаты пенсий бывшим сотрудникам компании. Обычно условиями получения пенсий являются:
Величина пенсии зависит от двух параметров - размера заработной платы сотрудника и стажа работы в организации. Ввиду того, что государственное пенсионное обеспечение испытывает все большие трудности, пенсионные планы компаний становятся значительно привлекательнее для наемных работников. В то же время управление пенсионными планами требует все большего искусства и компетентности от служб управления персоналом и финансовых служб, которые вынуждены чаще прибегать к помощи компаний, профильным бизнесом которых является управление пенсионными фондами.
***
Потребность организаций в контроле расходов на дополнительные выплаты привела к необходимости постепенного отказа от четко регламентированных систем предоставления социальных льгот, в соответствии с которыми льготы предоставлялись в соответствии с положением в иерархии компании. Постепенно стали возникать и сейчас становятся все более востребованными гибкие социальные пакеты . Смысл «гибкости» в том, что широкий набор дополнительных выплат позволяет работникам выбрать те из них, которые больше нужны. Таким образом, социальный пакет в значительной степени учитывает текущие нужды работников. Такой подход нашел свое отражение в системе формирования социального пакета сотрудника по принципу кафетерия ». Работнику разрешается самому отобрать в установленных пределах тот пакет льгот, который наиболее его устраивает.
Система «кафетерия» - это концепция создания систем гибкого материального вознаграждения, согласно которой сотрудники организации выбирают для себя различные формы стимулов (например, заработная плата сверх норм тарифного договора, социальные услуги, различные варианты рабочего времени и т.д.). Система гибких выплат и льгот действует следующим образом. На каждого работника администрация организации заводит специальный счет и резервирует определенную сумму денег для оплаты установленного объема социальных льгот. Кроме того, сами работники из своей заработной платы могут на этот же счет по договоренности с администрацией перечислять определенные взносы, что расширяет возможности получения дополнительных видов социальной помощи.
Это обеспечивает работнику возможность приобретения более предпочтительных для пего льгот, а предпринимателю - строго контролировать расходы на социальные выплаты. Предприниматель также выигрывает от организации системы дополнительных выплат и за счет того, что фонды социального развития освобождаются от налогов и могут быть использованы для самофинансирования предприятия.
Система «кафетерия» может предполагать, например, следующие варианты:
Конкретное же наполнение зависит от политики компании в области социальных льгот и выплат. Построение социального пакета по принципу кафетерия не накладывает на его наполнение никаких ограничений по сравнению построением социального пакета по классическому варианту.
Хотя система выбора вознаграждения по принципу «кафетерия» имеет явные достоинства, она не свободна и от некоторых недостатков. Общая стоимость льгот при этом повышается, поскольку влечет за собой снижение скидок провайдеров услуг (сложно предположить, что все сотрудники компании выберут одну и туже льготу в качестве необходимой, в то время как по классической системе льгота, востребованная абсолютным большинством, предоставлялась всем) и дополнительные административные накладные расходы на администрирование системы построенной по принципу кафетерия. Другая проблема заключается в необходимости просвещения работников в вопросах наличного набора льгот и потенциального значения этих льгот для них в будущем и настоящем.
***
В организациях, где существуют развитые конкурентоспособные социальные пакеты, низки показатели текучести кадров, работники более лояльны к администрации, стимулируется более производительный труд, хороший социально - психологический климат, об организации создается благоприятное общественное мнение.
Управление льготами в целом превратилось в последние десятилетия в важнейшую составляющую эффективного управления персоналом, требующую особого внимания со стороны линейных руководителей и специальной квалификации специалистов по персоналу.
Государственная социальная помощь в связи монетизацией льгот
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Как уже говорилось выше, Законом «О государственной социальной помощи» регулируются также отношения по предоставлению государственной социальной помощи, введенной в России в 2005 г. в связи с монетизацией льгот, которыми пользовались миллионы граждан по системе социального обеспечения. Данная помощь предоставляется в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) либо частично в виде ЕДВ и набора социальных услуг .
Основной целью введения ежемесячных денежных выплат была замена «натуральных» видов социального обеспечения, предоставляемых гражданам в виде различного рода социальных льгот, их денежной формой. При этом законодатель не собирался гарантировать отменяемые льготы их адекватной стоимостью в денежном выражении. Такой вопрос даже не рассматривался при обсуждении и принятии закона о монетизации (Федерального закона от 22.08.2004г. № 122-ФЗ).
Ежемесячными денежными выплатами заменялисьследующие льготы :
- бесплатный проезд на городском транспорте
- бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов
- льготный или бесплатный проезд на междугородном транспорте
- льгота по оплате за телефон
- скидка по оплате радиоточки
- скидка по оплате телевизионной антенны
- выплата компенсации на эксплуатацию транспортных средств и транспортное обслуживание
- выплата компенсации за неиспользованную путевку на санаторно-курортное лечение
- скидка на услуги вневедомственной охраны
- бесплатная установка телефонов и т.д.
Была сохранена лишь льгота (кроме доноров) по оплате жилья и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления (в форме предоставления соответствующей денежной субсидии).
Федеральный законодатель в целях определения источников финансирования средств на выплату ЕДВ разделил«льготников» на федеральных (16,7 млн. чел.) и региональных (более 15 млн. чел.).
За счет средств федерального бюджета ЕДВ назначается отдельным категориям граждан по основаниям, определенным в соответствии с федеральными законами:
- О ветеранах
- О социальной защите инвалидов в РФ
- О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
- О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
- О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
- Постановлением Верховного Совета РФ О распространении действия закона РСФСР О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на граждан из подразделений особого риска и т.д.
За счет средств бюджетов субъектов РФ меры социальной поддержки предоставляются реабилитированным гражданам лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий ветеранам Великой Отечественной войны из числа тружеников тыла, а также ветеранам труда. Регионы должны были сохранить ранее предоставленные льготы и иным категориям граждан (например, бесплатный проезд пенсионеров на городском транспорте, если они им ранее пользовались).
В качестве примера регионального законодательства, реализующего идею монетизации, можно назвать Закон города Москвы №70 от 03.11.2004 г. О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей города Москвы (с последующими изменениями и дополнениями), который предусматривает установление ежемесячных городских денежных выплат (ЕГДВ), а также сохранение большинства ранее действовавших «натуральных» льгот, которыми пользовались жители региона.
За счет средств московского городского бюджета предусмотрены дополнительные меры социальной поддержки и для граждан, относящихся к федеральным льготным категориям. Если гражданин имеет одновременно право на получение федеральных и городских мер социальной поддержки (в том числе ежемесячной денежной выплаты) по нескольким основаниям, то указанные меры предоставляются по одному из них.
Размеры ЕДВ предусмотрены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122 – ФЗ и составляют с учетом индексации на 01.11. 2013 г.:
1) инвалидам 1 группы – 2832,41 рубля
2) инвалидам 2 группы и детям-инвалидам – 2022,78 рублей
3) инвалидам 3 группы – 1619,27 рублей.
Ежемесячная денежная выплата ветеранам устанавливается в размере:
1) инвалидам войны – 4045,56 рублей
2) участникам Великой Отечественной войны – 3034,16 рублей
3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», лицам, награжденным знаком Жителю блокадного Ленинграда, - 2225,84 рублей
4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда – 1214,45 рублей.
Федеральный закон от 23 июля 2005 г. № 122-ФЗ О внесении изменений в Закон Российской Федерации О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы также ввел с 01 января 2006 года монетизацию льгот для указанных категорий. Героям или полным кавалерам ордена Славы по их заявлению вместо определенных льгот устанавливается ежемесячная денежная выплата в размере 25 000 рублей (с последующей ежегодной индексацией).
Федеральным законом от 09.05.2006 № 67-ФЗ О внесении изменений в федеральный закон О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена трудовой славы предусмотрено, что указанным категориям граждан, по их заявлению, устанавливается как и Героям Советского Союза и Героям Российской Федерации, ежемесячная денежная выплата, в размере 20 000 рублей (с последующей ежегодной индексацией).
Процедура выплаты данной компенсации урегулирована Постановлением Правительства РФ от 24.08.2006 N 518 Об утверждении правил осуществления ежемесячной денежной выплаты Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена трудовой славы.
ЕДВ установлены также и иным льготным категориям («чернобыльцам» и т.д.). Однако, например, почетным донорам ввели не ежемесячную, а ежегодную денежную выплату в размере 6000 рублей[163] (с последующей ежегодной индексацией).
Гражданину, имеющему одновременно право на ЕДВ, предусмотренную несколькими федеральными законами, независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом РФ О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), предоставляется одна ежемесячная денежная выплата по выбору гражданина .
Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы ЕДВ устанавливается и выплачивается независимо от предоставления Герою или полному кавалеру ордена Славы ежемесячной денежной выплаты в соответствии с другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ЕДВ по нескольким основаниям, предусмотренным в одном федеральном законе, ежемесячная денежная выплата устанавливается территориальным органом Пенсионного фонда РФ по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
Пунктом 7 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона сумма ежемесячной денежной выплаты не учитывается при исчислении размера совокупного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) для оценки их нуждаемости при определении права на получение субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг.
Вопрос Международные акты о праве человека на социальное обеспечение
^ 18. Понятие и дифференциация льгот в ПСО . Льготы – это предоставление особого преимущества или предпочтения отдельным категориям граждан или семьям в связи с тем, что им необходима особая защита со стороны общества, позволяющая в какой-то степени устранить неблагоприятные последствия и обстоятельства, в силу которых они были признаны нуждающимися в особой социальной защите.
Прежде всего различают социальные льготы, которые предоставляются по соц. основаниям ( старость, болезнь, многодетность, инвалидность) и льготы, которые предоставляются в силу иных обстоятельств (род деятельности, служебное положение - судьи, депутаты, военнослужащие .
Соц. льготы могут предоставляться по двум основаниям: малообеспеченность (пенсионеры, многодетные. инвалиды) и особые заслуги (Герои, инвалиды и участники ВОВ и т.д.)
По форме принято различать два вида льгот: материальные (получатель льготы освобождается от общепринятой платы за тот или иной товар или услугу, либо оплачивает по специальной, льготной цене (50%) и нематериальные (заключается в праве внеочередного или первоочередного обслуживания там, где предполагается определенная очередность либо в преимущественной возможности воспользоваться тем или иным правом.
^ Вопрос 19. Содержание правоотношений в сфере социального обеспечения .
Правоотношения в сфере соц. обеспечения – это урегулированные нормами ПСО общественные отношения между государственными органами и гражданами по поводу предоставления последним пенсий, пособий, льгот, соц. услуг, компенсаций.
Классификация: 1) по видам соцобеспечения (пенсионные, по выплате пособий, по предоставлению услуг, по выплате компенсаций, по предоставлению льгот) 2) по срокам (единовременные, периодические, ежемесячные) 3) по характеру (материальные, процессуальные, процедурные).
Элементы правоотношений в сфере соцобеспечения: 1) субъекты – физ. лица (граждане РФ, иностранцы, апатриды) и гос. органы (органы соц. защиты, служба занятости, органы здравоохранения, органы образования, пенс. службы министерств – Минобороны, МВД, ФСБ, МЧС и др.), участвующие в отношениях по соцобеспечению и обладающие правосубъектностью по законодательству о соцобеспечении 2) объекты – это конкретное соц. благо, отд. вид соц обеспечения по поводу предоставления которого возникают данные отношения 3) содержание – это совокупность прав и обязанностей субъектов данных правоотношений 4) юр. факты – это объективные жизненные обстоятельства с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение отношений по соцобеспечению 5) действия участников соц. правоотношений по назначению и предоставлению пенсий, пособий и т.д. 6) события (инвалидность, достижение пенсионного возраста, нетрудоспособность, смерть).
Соц. правоотношения возникают, изменяются, прекращаются в ПСО, как правило, на основании сложных составов, т.е. таких составов, которые образованы из нескольких юридических фактов.
^ 20. Понятие, цели и виды государственной социальной помощи . Государственная социальная помощь – это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Законе о социальной помощи, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Закон предусматривает различные виды государственной социальной помощи:
1.Социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.
3. Набор соц. услуг – перечень соц. услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законом о соц. помощи.
4. Социальная доплата к пенсии – состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
^ Вопрос 21. Предпосылки возникновения, изменения, прекращения социально-обеспечительных правоотношений.
В науке ПСО предпосылки принято делить на общие и юридические. К общим относят предпосылки в широком и в узком смысле. В широком смысле под общими предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, политических, духовных и культурных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных социально-обеспечительных отношений.
К общим предпосылкам в узком смысле относятся:
1) наличие не менее двух субъектов, ибо лицо не может состоять в каком-либо отношении с самим собой 2) интересы и потребности субъектов, под влиянием которых они вступают в социально-обеспечительные правоотношения 3) наличие социального блага.
Формально-юридические предпосылки: а) норма права б)правосубъектность участников правоотношений в)юридический факт
Социально-обеспечительное правовое отношение есть результат регулирующего воздействия нормы права социального обеспечения на обеспечительное общественное отношение.
Правосубъектность участников является важной юридической предпосылкой социально-обеспечительных правоотношений. Участник этих отношений должен обладать отраслевой и специальной правоспособностью и дееспособностью. Без наличия указанных свойств субъект правоотношения не будет иметь ни физической, ни юридической возможности участвовать в нём.
Юридические факты в социально-обеспечительных правоотношениях - это определенные жизненные обстоятельства (факты, условия, ситуации), с которыми нормы права социального обеспечения связывают возникновение, прекращение или изменение названных правоотношений.
Установленные законом юридические факты и их составы являются основаниями возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных правоотношений. По волевому признаку юридические факты делятся на события, действия и состояния. Факты-события - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания человека. Например, болезнь, рождение ребёнка, наступление старости, Для возникновения и прекращения процедурных правоотношений значение имеют и факты-действия. Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Все факты-действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные (подача заявления, жалоба) и неправомерные (все виды правонарушений: предоставление ложных сведений). Среди юридических фактов выделяются также правовые состояния (нахождение на воинской службе, в браке).
По характеру юридических последствий различают правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие факты.

Например, смерть кормильца – пенсионера, получающего трудовую пенсию по старости, является основным правообразующим юридическим фактом в праве его семьи на пенсию по случаю потери кормильца и возникновении соответствующего пенсионного правоотношения. А в пенсионном правоотношении по обеспечению трудовой пенсией по старости данного пенсионера его смерть является правопрекращающим юридическим фактом.
Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного социально-обеспечительного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).
^ 22,24.Социальное обслуживание населения – это деятельность социальных служб по соц. поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению соц. адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Соц. обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Основные виды:
1.материальная помощь 2.социальное обслуживание на дому 3. соц. обсл. в стационарных учреждениях 4.предоставление временного приюта 5. организация дневного пребывания в учреждениях соц. Обслуживания 6.консультативная помощь 7.реабилитационные услуги.
Вопрос 23.Система ПСО как отрасли права. Система права социального обеспечения - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права. Социальное обеспечение можно разделить на общую, особенную и специальную части. В соответствии с положениями теории права общая часть охватывает положения и нормы, регулирующие все отношения по социальному обеспечению, и состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику данной отрасли права и являются основополагающими для всех общественных отношений, входящих в предмет отрасли. К Общей части отрасли ПСО относятся правовые нормы, главным образом содержащие указание на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы данного права:
- понятие, предмет, метод, система ПСО - принципы ПСО - источники ПСО - правоотношения по социальному обеспечению. К Особенной части отрасли ПСО относятся все другие нормы законодательства о социальном обеспечении. Они детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения. Данные нормы объединяются в институты, которые регулируют отдельный вид пенсионных отношений или отдельные виды иных отношений, являющихся предметом этой отрасли права. В системе ПСО выделяется Специальная часть, в которую включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения. Большинство норм ПСО имеет управомочивающий характер и является дозволениями. При этом используется разрешительное регулирование: субъектам дозволяется только то, что прямо предусмотрено законом.
^ 25. Источники права социального обеспечения — это различные нормативные правовые акты, регулирующие комплекс общественных отношений, составляющий предмет отрасли права социального обеспечения. Классификация по различным основаниям:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!