Правовое регулирование льгот системе социального обеспечения
Купить дипломную работу. Тема: «Правовое регулирование льгот по системе социального обеспечения на примере жилищно-коммунального хоз»
Тип работы: Купить дипломную работу Направление подготовки: Юриспруденция Год сдачи: 2013 Количество страниц: 75Содержание работы
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Понятие социальных льгот и их отличие от социального обслуживания. 6
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЛЬГОТ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ. 30
2.1 Особенности правового регулирования социальных льгот жилищно-коммунального хозяйства и основные направления его совершенствования. 38
2.2 Категория граждан, имеющие льготы в жилищно-коммунальном хозяйстве. 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 61
studinfo.org
Правовое регулирование страховых пенсий в Украине
1. Понятие и виды страховых пенсий
Страховые пенсии - это ежемесячные денежные выплаты в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования. которую получает застрахованное лицо в случае достижения пенсионного возраста или признания его инвалидом. или получают члены его семьи в случаях. предусмотренных законом .
Различают следующие виды страховых пенсий :
- По возрасту
- По инвалидности
- В связи с потерей кормильца .
2. Пенсии по возрасту
Пенсия по возрасту как вид социального обеспечения имеет признаки, которые отличают ее от других социальных выплат. Во-первых. она назначается пожизненно. во-вторых. право на получение этой пенсии обусловливается страховым стажем. в-третьих. пенсия назначается лицам. которые достигли определенного возраста.
Пенсии по возрасту могут назначаться на общих и льготных основаниях.
По общему правилу. лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения мужчинами 60 лет. женщинами - 55 лет и наличии страхового стажа не менее пяти лет.
Действующим законодательством предусмотрено большое количество льготных оснований пенсионного обеспечения. с которым связано снижение пенсионного возраста и продолжительности страхового стажа.
Льготные условия пенсионного обеспечения можно объединить в несколько групп:
· В связи с особыми условиями труда и по определенным должностям .
Пенсионное обеспечение застрахованных лиц. работавших или работающих на подземных работах. на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку N 1 и на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда по списку N 2 производств. работ. профессий. должностей и показателей. утвержденных Кабинетом Министров Украины. и по результатам аттестации рабочих мест, на должностях, дающих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях или за выслугу лет. осуществляется согласно отдельному законодательному акту через профессиональные и корпоративные фонды. До введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды вышеуказанным лицам. пенсии назначаются по нормам закона " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа. предусмотренного Законом Украины " О пенсионном обеспечении ". В этом случае размеры пенсий определяются в соответствии с законом " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" .
· Женщинам :
Женщины, родившие пятерых или более детей и воспитали их до восьмилетнего возраста. а также матери инвалидов с детства, воспитавшие детей до восьмилетнего возраста. имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту. но не ранее чем за 5 лет до достижения пенсионного возраста. при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Женщины. которые работают в сельском хозяйстве и воспитали 5 и более детей до 14 -летнего возраста имеют право на льготную пенсию независимо от возраста и трудового стажа.
Женщины. работающие трактористами - машинистами. машинистами строительных. дорожных и погрузочно - разгрузочных машин. доярки. свинарки. при условии выполнения установленных норм обслуживания. занятые на выращивании. сборе и обработке табака. в текстильном производстве на работах. предусмотренных соответствующим списком .
· По состоянию здоровья
Лица. больные гипофизарным нанизмом (лилипуты ). диспропорциональные карлики имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту. но не ранее чем за 15 лет до достижения пенсионного возраста. при наличии у мужчин не менее 20 лет страхового стажа для мужчин. а для женщин не менее 15 лет страхового стажа.
Инвалиды по зрению I группы - слепые и инвалиды с детства I группы имеют право на назначение досрочной пенсии по возрасту. но не ранее чем за 10 лет для мужчин и с 15 лет для женщин до достижения пенсионного возраста. при наличии не менее 15 лет страхового стажа у мужчин и не менее 10 лет страхового стажа у женщин.
· За выслугу лет.
Законом " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" такого вида пенсий не предусмотрено. Такое пенсионное обеспечение должно осуществляться через профессиональные и корпоративные фонды. А до введения пенсионного обеспечения через профессиональные и корпоративные фонды. пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших на должностях. дающих право на назначение пенсии за выслугу лет. осуществляется в соответствии с законодательством. действовавшим ранее. то есть в случае достижения пенсионного возраста и наличия трудового стажа. предусмотренного Законом Украины " О пенсионном обеспечении ". Но. в этом случае размеры пенсий определяются в соответствии с законом " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" .
Право на получение таких пенсий имеют:
1. Работники гражданской авиации:
Работники летного и летно - испытательного состава работники. осуществляющие управление воздушным движением ( диспетчеры ). работники инженерно - технического состава. бортпроводники .
Для работников летного и летно - испытательного состава единственным условием назначения пенсии является наличие специального стажа ( мужчины 25. женщины 20 лет). Для авиадиспетчеров и работников инженерно - технического состава и бортпроводников - необходимо выполнение еще двух условий - достижения пенсионного возраста и наличие общего и специального трудового стажа
2. лица, осуществляющие организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене
3. водители грузовых автомобилей. непосредственно занятых в технологическом процессе на шахтах. в рудниках на вывозе угля. сланца. руды. породы
4. плавсостав морского. речного флота и флота рыбной промышленности
5. докеры. механизаторы на погрузочно - разгрузочных работах в портах
6. работники экспедиций. отрядов. участков. бригад. непосредственно занятых в поисковых. геологоразведочных. лесоустроительных. поисковых. геофизических работах
7. рабочие заняты на лесозаготовках и лесосплаве
8. спортсмены - заслуженные мастера спорта. мастера спорта международного класса. члены сборных команд
9. работникам образования. здравоохранения. социальной защиты и культуры
Размер пенсий по возрасту.
Размер пенсий по возрасту не ограничивается и зависит от размера заработка и продолжительности страхового стажа.
Лицу. которое приобрело право на пенсию по возрасту. но после достижения пенсионного возраста изъявили желание работать и получать пенсию с более позднего срока. пенсия по возрасту назначается в повышенном размере за каждый полный год страхового стажа после достижения пенсионного возраста в порядке. определенном ст.29 закона " Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" .
3. Пенсии по инвалидности
Пенсия по инвалидности назначается в случае наступления инвалидности. повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности вследствие общего заболевания ( в том числе увечья. не связанного с работой. инвалидности с детства ) при наличии страхового стажа соответствующей продолжительности .
Пенсия по инвалидности от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания назначается в соответствии с Законом Украины " Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. повлекших утрату трудоспособности" .
Причина. группа. время наступления инвалидности. срок. на который устанавливается инвалидность. определяются органом медико -социальной экспертизы согласно законодательству.
Пенсии по инвалидности вследствие общего заболевания назначаются при наличии такого страхового стажа на время наступления инвалидности :
до достижения лицом 23 лет включительно - 2 года
от 24 лет до достижения лицом 26 лет включительно - 3 года
от 27 лет до достижения лицом 31 года включительно - 4 года
для лиц 32 лет и старше - 5 лет .
Пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания назначается независимо от продолжительности трудового ( страхового) стажа.
Пенсия по инвалидности в зависимости от группы инвалидности назначается в таких размерах:
инвалидам I группы - 100 процентов пенсии по возрасту
инвалидам II группы - 90 процентов пенсии по возрасту
инвалидам III группы - 50 процентов пенсии по возрасту.
Пенсия по инвалидности назначается на весь срок установления инвалидности. Инвалидам - мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет пенсии по инвалидности назначаются пожизненно. Повторный осмотр этих инвалидов производится только по их заявлению .
4. Пенсии по случаю потери кормильца
Пенсия по случаю потери кормильца - это ежемесячная выплата нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца. которые были на его иждивении .
Семьи кормильца, умершего от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. а также семье умершего пенсионера пенсия назначается независимо от страхового стажа кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца, умершего от общего заболевания назначается. если кормилец ко дню смерти имел стаж. который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности .
Родители и муж (жена ) умершего, не состоявшие на его иждивении. имеют право на пенсию в связи с потерей кормильца. если утратили источник средств к существованию.
Детям пенсия назначается независимо от того. были ли они на иждивении .
Нетрудоспособными членами семьи считаются:
1 ) муж (жена). отец, мать. если они являются инвалидами или достигли пенсионного возраста
2) дети (в том числе дети. родившиеся до истечения 10 месяцев со дня смерти кормильца ) умершего кормильца, не достигшие 18 лет или старше этого возраста. если они стали инвалидами до достижения 18 лет
Дети. которые учатся на дневной форме обучения в высших учебных заведениях I - IV уровней аккредитации и профессионально - технических учебных заведениях. до окончания такими детьми учебных заведений. но не дольше чем до достижения ими 23 лет. и дети- сироты - до достижения ими 23 лет независимо от того. учатся они или нет
3 ) муж (жена). а в случае их отсутствия - один из родителей или брат или сестра. дедушка или бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности. если он ( она) не работают и заняты уходом за ребенком (детьми ) умершего кормильца до достижения им (ими ) 8 лет.
Усыновленные дети имеют право на пенсию в связи с потерей кормильца наравне с родными детьми .
Пенсии в связи с потерей кормильца. умершего вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания. назначаются в соответствии с Законом Украины " Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. повлекших утрату трудоспособности".
Работа, поиск работы, как найти работуПравовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию
Право социального обеспечения - сравнительно молодая отрасль в системе советского, а затем и Российского права. Э.Г. Тучкова отмечает, что вот уже около четырех десятилетий у ученых-юристов не возникает сомнений по поводу самостоятельности такой отрасли, как право социального обеспечения. Оно имеет все основные признаки отрасли: собственный предмет, метод, принципы правового регулирования. В предмет современного Российского права социального обеспечения включаются, как правило, социально-страховые правоотношения, охватывающие все виды обязательного социального страхования (пенсионного, по временной нетрудоспособности, медицинского страхования и страхования в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями). Кроме того, к предмету отрасли причисляют и отношения по оказанию государственных социальных услуг (трудоустройству) и выплате пособия по безработице лицам, ищущим работу (так называемое право занятости). Это теория права социального обеспечения, а законодательная практика выбирает иной путь. В действующем ТК РФ в первоначальной редакции были закреплены принцип обеспечения права на обязательное социальное страхование среди основных принципов трудового права (ст. 2), право работника на обязательное социальное страхование (ст. 21) и обязанность работодателя осуществить обязательное социальное страхование (ст. 22) в перечне прав и обязанностей сторон трудового правоотношения. В этой связи вполне закономерным смотрится решение законодателя о внесении дополнений в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, согласно которым перечень производных от трудовых отношений дополнен отношениями по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. Таким образом, названные отношения включены в предмет отрасли трудового права. При наличии уже сформировавшейся отрасли права социального обеспечения такое решение нашего законодателя вызывает вопросы. Еще одно предметное пересечение заслуживает нашего внимания. В содержание коллективных и индивидуальных трудовых договоров могут включаться условия о видах и условиях дополнительного (добровольного) страхования работников (ст. 41, 57 ТК РФ). В Генеральном соглашении между общеРоссийскими объединениями профсоюзов, общеРоссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2008-2010 гг. отмечается, что стороны принимают на себя обязательства по формированию современной и эффективной системы обязательного социального страхования работающих граждан на основе страховых принципов и созданию условий для развития добровольного страхования.
Попытаемся выяснить причины наложения предметов правового регулирования двух смежных отраслей. Начнем с отношений по обязательному социальному страхованию.
На поверхности лежит причина, связанная с заинтересованностью законодателя на уровне кодифицированного акта легализовать право и обязанность на обязательное социальное страхование. При отсутствии кодифицированного акта о социальном обеспечении названные отношения, видимо, по причине опасения оказаться бесхозными или отнесенными к предметам гражданского и административного отраслей права оказались включенным в ТК РФ. Эти опасения имеют под собой основания. В современной науке гражданского права многие авторы обязательное социальное страхование включают в состав гражданского права. Они утверждают, что социальное страхование, несмотря на обилие регламентирующих его публично-правовых норм, не может быть исключено из сферы влияния гражданского права. В той части, в которой законодательство о социальном страховании (пенсионное обеспечение, обеспечение занятости и т.п.) включает нормы частного права, оно входит в состав гражданского права и тем самым подчиняется ГК РФ. Другие цивилисты занимают, на наш взгляд, более взвешенную позицию, ограничиваясь указанием на применение к социальному страхованию норм гражданского права в субсидиарном порядке, и не включают в предмет отрасли гражданского права.
Следующая группа причин, послуживших основанием пересечения (совпадения) отчасти предметов правового регулирования трудового права и права социального обеспечения, носит сущностный, глубинный характер. Они обусловлены исторически сложившейся генетической связью названных отраслей права в связи с социальной защитой наемных работников. Законодательство о социальном страховании работников развивалось в тесной взаимосвязи вначале с фабричнозаводским, а затем и с трудовым законодательством.
В настоящее время общепризнанной характеристикой социальностраховых отношений является их целевая направленность - компенсация последствий реализации социальных рисков. Появление таких понятий, как социальный риск, и его превращение в страховой случай, связано с этапом капиталистического способа производства, с появлением наемной рабочей силы, и соответственно, заработной платы как основного источника средств к существованию наемного работника. Для значительной части членов общества возникает и особый вид социальной незащищенности — высокая вероятность риска материальной необеспеченности вследствие утраты заработка. Причиной утраты заработка является либо потеря работником способности к труду (нетрудоспособность), либо отсутствие спроса на труд (безработица). Этот риск носит массовый общественный характер, т.е. социальный, поскольку во многом определяется социальными условиями жизни и не зависит или мало зависит от каждого человека. Как писал Н.А. Вигдорчик, социальное страхование обнимает трудящиеся массы, для которых заработная плата - единственный источник средств к существованию.
Общей закономерностью развития законодательства о социальном страховании являлось движение от добровольного страхования работников к обязательному. При этом обязательное социальное страхование работников формировалось как особый вид страхового законодательства, которое строится на принципах, отличных от гражданско-правовых принципов страхования. Особая правовая природа обязательного социального страхования получила теоретическое обоснование в работах ученых и практиков еще во второй половине XIX в.
Развитие социально-страхового законодательства и правовой теории социального страхования (XIX — начало XXв.). С середины XVIII в. в наиболее экономически развитых странах получило развитие добровольное страхование рабочих, имевшее характер взаимопомощи (дружественные общества и др.). Первоначально оно осуществлялось на случай болезни или смерти работников. Несколько позднее к этой деятельности подключились профессиональные союзы. Особенно впечатляет разнообразие страховых касс английских профсоюзов. С. Вебб и Б. Вебб отмечали, что в известном смысле можно рассматривать все виды деятельности тред-юнионов как формы взаимного страхования. Но взаимное страхование - только составление из общих взносов фонда с целью обеспечения членов в разного рода случаях, когда они лишаются средств к существованию вследствие причин, не зависящих ни от них, ни от союза. В отечественной литературе деятельность этих касс оценивалась в основном положительно. С начала XIX в. широкое развитие получили рабочие товарищества самопомощи и взаимопомощи. Частично они выполняли потребительские цели, прежде всего обеспечение рабочих жильем и снабжение продуктами. Но начали появляться и страховые кассы (на случай болезни, инвалидности). Это было проявлением рабочей солидарности. В большинстве развитых стран принимаются специальные законы, регламентирующие деятельность касс рабочей взаимопомощи. Во Франции это произошло в 1852 г. в Германии - в 1876 г. в Италии - в 1883 г. в Дании - 1892 г. Но деятельность страховых касс и страховых обществ строилась на гражданско-правовых началах. В России Временные правила о профессиональных обществах (4 марта 1906 г.) позволяли создавать рабочие организации путем уведомительной регистрации, но со значительными ограничениями политического характера. Цель профессиональных обществ обозначалась как выяснение и согласование экономических интересов, улучшение условий труда своих членов или поднятие производительности принадлежащих им предприятий. Профсоюзы могли ставить целью в том числе: выдачу пособий своим членам устройство касс похоронных, приданых, взаимопомощи и иных оказание содействия по приисканию работы или рабочих рук оказание юридической помощи своим членам. Таким образом, практически все страны начали с системы добровольного социального страхования. Но в силу его ограниченности многие государства вынуждены были перейти либо на обязательное социальное страхование (Германия, Франция, Италия и др.), либо на государственное пенсионирование (обеспечение) (англосаксонские страны). Обязательное страхование первоначально коснулось отдельных категорий работников, для которых профессиональные риски, связанные с возможностью смерти или увечья, были наиболее вероятны. Речь идет о горнорабочих, для которых в ряде стран на уровне закона была закреплена обязанность устройства касс страхования. Первоначально это произошло в Австрии и Пруссии (1854 г.), Бельгии (1868 г.) и др. Во Франции такое страхование началось с рабочих-судостроителей (1881 г.). На этом фоне Россия внешне смотрелась вполне достойно, так как согласно Закону 1861 г. учреждались обязательные вспомогательные товарищества при казенных горных заводах. Настоящий прорыв совершило Правительство Германии под руководством канцлера О. Бисмарка, которое ввело обязательную систему страхования для работников промышленности. Эта система включала обеспечение по болезни (1883 г.), при несчастных случаях на производстве (по трудовому увечью) (1884 г.), по инвалидности и старости (1889 г.). Взносы в больничные кассы и страховые фонды делали и работодатели и работники. Эта система была настолько удачной, что она функционирует, с модификациями, в Германии по сей день. Подчеркнем, что в России достаточно активно изучалось социальное законодательство Франции, Бельгии, США и ряда других стран. Но число публикаций, посвященных германскому страховому законодательству, было наибольшим.
Русский ученый И.И. Чистяков в начале ХХ в. выделил два исторических типа (модели) социального страхования. Во-первых, это германский тип, где внесение вкладов и управление страховыми средствами осуществляют работники и работодатели при участии государства. Во-вторых, это англо-романский тип, имеющий добровольное начало и преимущественное участие работников в формировании страховых фондов. Такое деление уже тогда было несколько устаревшим, так как германская обязательность все более проникала в системы социального страхования других стран. Благодаря германскому опыту в Англии в 1911 г. а во Франции в 1928 г. были приняты одновременно законы, регулирующие почти все виды обязательного социального страхования. То же самое произошло в США в 1935 г.
В России этот процесс шел с некоторым опозданием по сравнению с западным опытом. Российское законодательство о социальном обеспечении до второй половины XIX в. связано с отдельными, фрагментарными актами. В начале ХХ в. и в России были осуществлены первые попытки страховой защиты отдельных категорий работников: Закон от 15 мая 1901 г. ввел в действие Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утратившим работоспособность на заводских и рудничных работах и Закон от 2 июня 1903 г. О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семей в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности. По мнению русского юриста М.М. Винавера, принятие Закона 2 июня 1903 г. стало следствием того, что правосознание общества в вопросах, касающихся вознаграждения за потерю трудоспособности, сделало уже громадный шаг вперед от теории вины к теории профессионального риска.. Принятие данного Закона означало переход к системе обязательного страхования профессиональных рисков. В.М. Догадов отмечал, что это означало признание принципа профессионального риска, при наступлении которого работодатель обязан возместить ущерб работнику независимо от своей вины. Один из разработчиков Закона 1903 г. и один из авторов страховых законов 1912 г. В.П. Литвинов-Фалинский (1868-1929) рассматривал Закон 1903 г. как предтечу государственного страхования рабочих. Многие Российские ученые и политические деятели отстаивали идею обязательного или государственного социального страхования, в том числе А.С. Гольденвейзер, И.Х. Озеров, А.А. Пресс. Но при этом их позиции не совпадали по вопросам: за чей счет должно осуществляться такое страхование в какой степени государство должно вмешиваться в систему обязательного страхования. Одни ученые, отстаивая идею обязательного социального страхования, считали, что оно должно осуществляться за счет самих рабочих (Ф.Г. Тернер, П.А. Никольский). Другие ученые, придерживались иного подхода к распределению бремени расходов на страхование. Они настаивали на том, что социальное страхование рабочих должно осуществляться за счет средств работодателей, в ряде случаев и с участием государства. Так,
В.Г. Яроцкий считал, что социальное страхование должно носить обязательный характер и состояние в трудовых отношениях должно определять положение работника как застрахованного лица. В качестве страховщика должен выступать государственный орган, заинтересованный не столько в получении прибыли, сколько в своевременной выплате установленных сумм застрахованным лицам. В.Г. Яроцкий первым из Российских ученых обосновал концепцию о возложении бремени страховых выплат по возмещению вреда жизни и здоровью работников, полученного на производстве, на работодателей. Он выдвинул идею о взаимодействии двух начал в социальном страховании: социального обеспечения рабочих и экономической ответственности предпринимателей. В этой части несколько слов следует сказать о понятии правовое состояние - быть застрахованным. Другой Российский ученый А.Ю. Вегнер присоединился и поддержал позицию немецкого профессора Г. Розена. Последний пришел к заключению о том, что рабочее страхование не является договором, так как рабочий, поступая на завод, eo ipso подлежит правилам страхования. Это не двустороннее правоотношение, а не более как два односторонних обязательства, возникающих ipso jure на основании одного и того же юридического факта. Этим фактом создается известное правовое состояние лица, последствием которого является для такого лица право требовать вспомоществования при наступлении известных случайностей.После 1903 г. появились первые издания, которые можно назвать комментариями страхового законодательства. Большинство из них отличалось хорошей и полной подборкой всего нормативного материала, обширными обобщениями судебной практики и взвешенными суждениями. Усиленно изучался опыт социального страхования на Западе, особенно в Германии. В последнем случае особого внимания достойны работы, анализирующие возможность применения германского опыта в России. Ряд ученых считали этот опыт неприемлемым для России. Так, И.И. Чистяков утверждал: При приложении к Российской действительности выработанных практикой Запада общих положений о страховании рабочих приходится констатировать. что это страхование не может реализовываться в России. Прежде всего в силу экономических причин: большинство пролетариата сохраняет связь с землей, или, точнее, с деревней. Между тем он не исключал появления в будущем в России народного (социального) страхования, отмечая, что распространение страхования не только на рабочих, но и на пролетаризирующие средние классы (мелкие ремесленники, кустари, торговцы) видоизменяет страхование рабочих в народное (социальное) страхование. По мнению И.И. Чистякова, все-таки может появиться и страхование рабочих, но при условии значительного увеличения пролетарских масс и политической воли правительства овладеть движением пролетариата. Если И.И. Чистяков полагал, что еще не настало в России время для рецепции германского опыта обязательного страхования рабочих, то другой ученый А.Ю. Вегнер выдвигал возражения по существу. Он писал, что хвалебные оды по поводу германской системы социального страхования вряд ли следует поддерживать. Он предлагает обратиться к английской теории и опыту государственного социального обеспечения, государственных пенсий престарелым, бесплатной медицинской помощи, финансируемой за счет общей системы налогообложения.
Большинство же дореволюционных исследователей, занимавшихся проблемами социального страхования, были сторонниками рецепции западной обязательной (государственной) системы страхования рабочих. Так, А.В. Скопинский дал развернутый анализ действующего Российского гражданского законодательства в части ответственности за вред и смерть, происшедшие в связи с фабричной работой, и судебную практику его применения. Он пришел к однозначному выводу о том, что единственным средством решения этой проблемы может стать обязательное страхование рабочих на случай несчастья или потери способности к труду, и высказал пожелание о том, чтобы в России с изменением уголовной и гражданской ответственности предпринимателей за увечья и смерть рабочих было введено правительственное обязательное и всеобщее страхование рабочих.
Многие исследователи проблем социального страхования рабочих, как правило, были социалистами той или иной направленности - от народников до умеренных социал-демократов, сторонников экономизма и легальных марксистов. Так, П.И. Астров предлагал содержание фабричной медицины переложить преимущественно на работодателей, ибо здоровье рабочих есть первичная издержка производства, которую производство и должно покрывать. Он справедливо полагал, что здоровье не может быть предметом договора, заработок является только эквивалентом труда, а не трудоспособности. Анализируя действующее Российское гражданское законодательство, П.И. Астров обосновывал возможность решения проблемы защиты работников от профессиональных рисков имеющимися гражданско-правовыми средствами. При этом он писал о том, что в силу действующего гражданского законодательства недействительны соглашения предпринимателей с рабочими об отказе от вознаграждения (возмещения) в случае утраты трудоспособности. Несмотря на то что он оценивал право на вознаграждение в случае утраты трудоспособности как гражданское право, тем не менее считал необходимым в будущем отказаться от индивидуальной ответственности предпринимателей за ущерб, причиненный здоровью работников, и заменить его коллективной ответственностью предпринимателей. Под коллективной ответственностью предпринимателей он подразумевал организацию государственного страхования рабочих. Это страхование должно быть, во-первых, принудительным, так как только государство властно сообщает страхованию обязательность. Во-вторых, оно должно полностью падать на предпринимателей.
Для рассмотрения рабочего вопроса с целью восполнения пробелов в правовом регулировании стало утверждение в июне 1912 г. пакета страховых законов, который известен под общим наименованием Страховой закон 1912 г. Этот Закон включал три основных раздела, посвященных страхованию на случай болезни, несчастных случаев на производстве, медицинскому лечению за счет работодателя. Для своего времени страховое законодательство России было прогрессивным. Однако его реализация шла с большим трудом и нередко саботировалась предпринимателями. Внутренние пороки этого законодательства, охват всего около 25% наемных работников, нестабильность социально-политической ситуации и Первая мировая война с последующими революционными катаклизмами свели к минимуму, а затем и вовсе прекратили первые в стране масштабные социально-обеспечительные преобразования. Закон 1912 г. стал исходным пунктом для дальнейших реформ в сфере социального страхования. При всех своих недостатках он представлял собой крупное прогрессивное общественное явление, что признавалось всеми беспристрастными наблюдателями.
Устав о промышленном труде (УПТ, изд. 1913 г.) включал специальный раздел 4 Виды обеспечения рабочих и служащих в промышленных предприятиях и соответствующую главу, посвященную вознаграждению потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств на фабрично-заводских, горных и горнозаводских предприятиях. Это были специальные правила выплаты пенсий, пособий потерпевшим и их семьям, отличные от общегражданских правил возмещения ущерба и убытков. Страховые законы 1912 г. активно обсуждались на страницах журнала Вопросы страхования, который издавался в Санкт-Петербурге на базе отдела страхования газеты Правда еженедельно с октября 1913 г. В журнале отстаивалась идея развития страхового движения, расширения сети больничных касс и другие проблемы. В его редколлегию входил один из видных большевистских теоретиков А.Н. Винокуров, а направление редакционной работы во многом определял В.И. Ленин. На VI (Пражской) ВсеРоссийской конференции РСДРП (1912 г.) партия большевиков приняла программу, которая вошла в историю под названием Ленинская страховая рабочая программа. В.И. Ленин писал о государственном страховании, построенном на следующих принципах: 1) оно должно обеспечивать рабочих во всех случаях утраты ими трудоспособности или в случае потери заработка вследствие безработицы 2) страхование должно охватывать всех лиц наемного труда и их семейств 3) все застрахованные должны вознаграждаться по принципу возмещения полного заработка, причем все расходы по страхованию должны падать на предпринимателей и государство 4) всеми видами страхования должны ведать единые страховые организации, построенные по территориальному типу и на началах полного самоуправления застрахованных. Эта программа была достаточно утопичной в применении к социально-политическим реалиям России. Подчеркнем, что даже по официальным советским данным черновик этой программы подготовил врач-большевик Н.А. Семашко (1874-1949), впоследствии известный ученый, государственный деятель и Народный комиссар здравоохранения РСФСР в 1918-1930 гг.
B. И. Ленин эту программу отредактировал и обнародовал. Впрочем, ничего принципиально нового в ней не было, а все ее пункты горячо обсуждались на страницах печати и в большевистских партийных организациях. После Февральской революции 1917 г. социальное страхование переживало невиданный ранее подъем и по своей правовой базе и общественному характеру было одним из самых прогрессивных в мире.
Особый интерес представляет собой социальная реформа Временного правительства. За считанные месяцы в Закон 1912 г. были внесены изменения, исправляющие основные его недостатки и удовлетворяющие главные требования работников. Даже при критическом отношении к деятельности Временного правительства можно констатировать, что за столь короткие сроки оно сделало максимум возможного в данных исторических условиях. Многие положения этой реформы даже после формальной отмены в советский период продолжали действовать, а их влияние на советскую систему социального страхования не вызывает сомнения. К этому можно добавить, что еще при Временном правительстве начались централизация и укрупнение больничных касс, а медицинская помощь во многих городах фактически перешла из ведения работодателей в ведение вышеназванных касс. В данном случае мы можем присоединиться к мнению Н.А. Вигдорчика: Подводя последний итог страховой реформе Временного Правительства, мы скажем, что во всякое другое время эта была бы крупная и смелая реформа но октябрьский переворот, сместивший русскую жизнь в совершенно новое русло, отнял у этой реформы почву под ногами и свел к минимуму ее историческое значение. Даже критически настроенный советский исследователь Б.А. Любимов впоследствии косвенно признавал масштабность проведенных Временным правительством преобразований. В советский период страхование по болезни оставалось таковым только по форме, а не по существу.
Таким образом, к началу XX в. наметилось обособление изучения не только круга определенных социальных проблем, но и предмета правового регулирования будущей отрасли права социального обеспечения. Российские ученые ратовали за особый правовой режим регулирования обязательного социального страхования работников, отличный от гражданско-правового.
Развитие советского законодательства о социальном страховании и советской теории права социального обеспечения. После Октябрьской революции 1917 г. партия большевиков приступила к реализации страховой программы, принятой на VI Пражской конференции РСДРП (б), которая вошла в историю под названием Ленинской страховой программы. Первые же мероприятия Советской власти в анализируемой сфере носили довольно прогрессивный характер, было принято немало декретов по отдельным видам социального страхования. Но жесткие условия Гражданской войны и разрухи предопределили переход и от социального страхования (система которого так и не сложилось) к государственному социальному обеспечению трудящихся. Это выразилось в принятии Положения о социальном обеспечении трудящихся от 31 октября 1918 г. которым учреждалась система социального обеспечения всех нуждающихся лиц, не эксплуатировавших чужой труд. Как уже указывалось, если в Декрете от 22 декабря 1917 г. О страховании на случай болезни предусматривалось обеспечение только застрахованных лиц и членов их семей, то в рассматриваемом Положении от 31 октября 1918 г. - всех трудящихся. В литературе можно встретить констатацию чисто декларативного характера Положения 1918 г. Переход к нэпу продиктовал возрождение социального страхования для лиц наемного труда, появление новой формы обеспечения крестьянства (комитеты взаимопомощи) и государственное обеспечение в учреждениях социального обеспечения. Декретом СНК от 15 ноября 1921 г. О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом система социального страхования распространялась на наемных работников в случае временной и постоянной утраты трудоспособности, в случае безработицы, а также в случае смерти за счет предприятий, организаций и частных лиц, использующих наемный труд. В КЗоТ 1922 г. впервые появилась специальная глава О социальном страховании.
Но уже в 30-е годы ситуация стала кардинально меняться. В этот период в стране решались задачи индустриализации, коллективизации сельского хозяйства и культурной революции. С учетом названных задач развивается и социальное обеспечение в русле его централизации и унификации. В 1929 г. принимается решение о создании единого бюджета социального страхования СССР. В этот период принимается также ряд нормативных актов об отдельных видах социального страхования. Но уже намечались контуры постепенного замещения социального страхования государственным социальным обеспечением. В конце 20-х годов ХХ в. В.Н. Дурденевский писал о социальном страховании при социализме как форме преходящей, отмечая, что в последнее время рабочие стали выходить из круга страхователей, так дело обстоит у нас и на том же положении настаивает передовая теория Запада. По его словам, это показывает, что социальное страхование начинает приближаться к обеспечению. и с переходом в руки государства станет социальным обеспечением.
Наиболее ярким представителем первой генерации советских ученых - специалистов в области права социального обеспечения был
Н.А. Вигдорчик (1874 - после 1948). Он занимался проблемами социального страхования с позиций теории и практики. Однако итогом исследования этого института был вывод ученого о неизбежной кончине социального страхования, превращении его в государственное обеспечение трудящихся. В 1917 г. он писал: Чем шире распространяется социализм. тем все резче и резче выясняется, что будущее социального страхования лежит именно в дальнейшем ослаблении страхового начала и постепенном превращении его в чисто государственный институт, в одну из нормальных отраслей государственной деятельности. Но поскольку это дело будущего, средством достижения этой цели должен быть совершенный институт социального страхования, который и обосновывает Н.А. Вигдорчик. Этот институт получил в его трудах теоретическое обоснование. Н.А. Вигдорчик дал четкую классификацию видов социального страхования по видам социальных рисков:
1) при отсутствии спроса на труд - страхование на случай безработицы
2) при потере работоспособности - страхование на случай болезни, несчастного случая, инвалидности, старости, материнства и смерти. Следует отметить, что многие положения совершенного института социального страхования были возрождены в ходе социальных реформ в России 90-х годов прошлого века. Это принципы социального партнерства в управлении фондами социального страхования и финансирования фондов, широкий круг застрахованных (в том числе и самозанятое население). Н.А. Вигдорчик, предсказывая перерождение социального страхования в государственное социальное обеспечение, рассчитывал на определенный временной интервал переходного периода, в течение которого будет реализован на практике совершенный институт социального страхования. Однако Нарком социального обеспечения РСФСР А.Н. Винокуров наметил иной путь, путь революционных преобразований социального обеспечения. Он писал, что прежде всего следует отказаться от старого названия страхование, так как оно буржуазное, и заменить его правильным термином социальное обеспечение. При этом, по его мнению, новое социалистическое понимание обеспечения предполагает изменение круга лиц, имеющих право на обеспечение. Если по буржуазному страхованию, кто делал взносы и за кого делали взносы, тот и получает страховое возмещение, то Социалистическое государство встает на иную точку зрения и обеспечивает тех, кто нетрудоспособен и лишен источников существования. Он ратовал за огосударствление дела социального обеспечения и за движение по направлению к коммунистическому социальному обеспечению по потребностям.
Вопросами социального страхования в этот период также занималась З.Р. Теттенборн. Она рассматривала этот институт как часть трудового права, проводила отграничение социального страхования от других форм обеспечения. Однако следует отметить, что З.Р. Теттенборн в этом случае не отождествляла социальное страхование и социальное обеспечение, подчеркивая, что в отличие от социального страхования государственное социальное обеспечение осуществляется в общебюджетном порядке и охватывает всех нуждающихся.
Развитие социального страхования в период с 30-х до начала 90-х годов прошлого века можно назвать периодом формирования развития единой государственной системы социального обеспечения. Сначала Конституция СССР 1936 г. возвела в ранг конституционного право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Как отмечалось в литературе, к принятию Конституции СССР 1936 г. в нашей стране в основном сложилась система социального обеспечения, охватывающая всех трудящихся. Долгое время в советской науке права социального обеспечения господствовали позиции, согласно которым нормы о социальном обеспечении были распределены между различными отраслями права. Социальное страхование рабочих и служащих за счет средств государственного социального страхования включалось в предмет трудового права, социальное обеспечение граждан за счет прямых бюджетных ассигнований (образование, здравоохранение и др.) - в предмет административного права, социальное обеспечение кооперированных крестьян (колхозников) - в предмет колхозного (сельскохозяйственного права), возмещение вреда жизни и здоровью работников - в предмет гражданского права. Отношения по государственному социальному страхованию включались в предмет отрасли трудового права в силу их взаимообусловленности с трудовыми и колхозными отношениями. Так, К.С. Батыгин считал, что необходимым юридическим фактом для возникновения правоотношения по государственному социальному страхованию является трудовой договор. По его мнению, гражданин, вступающий в трудовое или колхозное правоотношение, одновременно становится субъектом правоотношения по социальному страхованию, таким образом, возникает единое сложное правоотношение по социальному страхованию с трехсубъектным составом (работник, страхователь, орган, осуществляющий страхование). В.И. Смолярчук включал эти отношения в предмет отрасли трудового права, так как они непосредственно связаны с трудом и нормы этого института находятся в КЗоТ 1971 г.
В 60-е годы ХХ в. в СССР была провозглашена политика построения развитого социализма. Эта политика включала в том числе ориентацию на консолидацию общественных отношений в сфере социального обеспечения, стирание граней между социальным обеспечением рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозниками - с другой унификацию социального обеспечения всех граждан за счет средств фондов общественного потребления. Особенно это четко проявлялось в развитии пенсионного законодательства в связи с принятием Закона о государственных пенсиях от 14 июля 1956 г. и Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов от 15 июля 1964 г. которые сблизили пенсионные отношения колхозников с пенсионными отношениями рабочих и служащих и привели к созданию компактного предмета правового регулирования. Именно пенсионное законодательство стало ядром формирования будущей отрасли права социального обеспечения.
К моменту принятия Конституции СССР 1977 г. были сформированы государственная система социального обеспечения, включавшая две организационно-правовых формы: государственное социальное обеспечение рабочих и служащих и социальное обеспечение членов колхозов, а также государственная система здравоохранения. Как отмечал В.С. Андреев, с середины 60-х годов в законодательстве нашла свое полное выражение единая система пенсионного обеспечения, сложилась единая система пособий по социальному страхованию для рабочих, служащих и колхозников, единство в обеспечении проявлялось и в нормах, закрепляющих иные виды обеспечения, услуг и обслуживания. Все это дало возможность сделать вывод об обособлении комплекса однородных отношений, которые образуют предмет новой отрасли права - права социального обеспечения. В 1975 г. В.С. Андреев констатировал, что в отраслевой науке права социального обеспечения было создано учение о предмете отрасли, наметился подход к определению специфики метода права социального обеспечения, раскрыта объективная система данной отрасли, в основных чертах создано учение о правоотношениях по социальному обеспечению и т.д. Социально-обеспечительные правоотношения подразделялись в зависимости от объекта на пенсионные правоотношения, правоотношения по обеспечению пособиями, правоотношения по поводу оказания гражданам услуг и натуральных видов социального обеспечения, процедурные (процессуальные) правоотношения. Н.Г. Александров по этому поводу писал, что отношения по социальной алиментации граждан в связи с возрастом, болезнью или инвалидностью развились в СССР в предмет особой отрасли - советского права социального обеспечения, которое в широком смысле охватывает и отношения по государственному социальному страхованию. В 80-е годы прошлого века огосударствление всех сфер социального обеспечения стало основой единой государственной системы социального обеспечения. Как писал В.С. Андреев, она имела единую социалистическую сущность и являлась государственной потому, что регулировалась им, финансировалась главным образом за счет государственных и частично колхозно-кооперативных средств без вычетов из заработка трудящихся. Таким образом, полностью нивелировалось различие между социально-страховыми по своей природе отношениями и отношениями по государственному обеспечению. Как справедливо отмечают М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова, формально в советский период пенсионное обеспечение трудящихся осуществлялось в порядке государственного социального страхования (что, в частности, было закреплено в КЗоТ РСФСР), однако целевых страховых платежей никто не вносил - ни работодатели, ни застрахованные. Средства социального страхования практически сливались с обязательными отчислениями предприятий и аккумулировались в государственном бюджете. Аналогичная ситуация складывалась и с социальным страхованием временной нетрудоспособности и с социальным страхованием колхозников. Экономическую основу Советского государства в этот период времени составляло единство государственной и колхозной форм собственности. Таким образом, по сути выделение государственного социального страхования в качестве самостоятельной формы социального обеспечения было весьма формально и условно. Отношения по государственному социальному страхованию имели только наименование страховых, а были по сути социально-обеспечительными отношениями. Как уже отмечалось, общепризнанным в науке советского трудового права и права социального обеспечения было их включение в предмет отрасли права социального обеспечения.
Социально-страховое законодательство в постсоветский период и социально-страховые правоотношения: в поисках образа. Развитие социально-страхового законодательства началось с возрождения страховых формы социального обеспечения. В России были созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре социальностраховых фонда: Пенсионный фонд РФ (1990 г.) Фонд социального страхования (1992 г.) фонды обязательного медицинского страхования (1993 г.) Государственный фонд занятости населения в РФ (1991 г. в 2001 г. упразднен). Соответственно, формируется нормативная база обязательного социального страхования по видам социальных рисков. Наконец, общие принципы обязательного социального страхования нашли закрепление в рамочном Федеральном законе от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ Об основах обязательного социального страхования, которые соответствуют в целом международно-правовым стандартам.Таким образом, в настоящее время в основе законодательства о социальном страховании лежат рамочные федеральные законы (частичная кодификация), регулирующие отдельные его формы. Следующим этапом развития социально-обеспечительного законодательства является разработка и принятие соответствующего кодекса. В науке права социального обеспечения предлагалась примерная структура Кодекса социального обеспечения, включающая разделы, посвященные государственному социальному страхованию и государственной социальной помощи. Обеспечение особых субъектов (военнослужащих, государственных служащих и др.) за счет ассигнований из федерального бюджета в силу их особой специфики выносится за рамки Кодекса. Отметим, что в нашей истории развития социально-обеспечительного законодательства подобного акта не принималось. Следовательно, о традициях и преемственности говорить не приходится. В этой связи весьма плодотворным видится предложение ряда авторов о рецепции международного опыта, взяв за ориентир Европейский кодекс социального обеспечения, его структуру. Таким образом, отношения по обязательному социальному страхованию сохраняют свое определенное место в структуре предмета современного права социального обеспечения.
Новый облик права социального обеспечения обусловлен, на наш взгляд, модификацией природы этой отрасли.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!