Льготы в праве социального обеспечения шпаргалка

Шпаргалки по праву социального обеспечения
Шпаргалки Право социального обеспечения
Соц обеспечение — форма выражения социальной политики гос-ва, направленная на материальное обеспечен.
Индивидуальный (персонифицированный) учет - организация и ведение учета сведений о каждом застрахова.
ПСО – это самостоят. отрасль права, совокупность правовых норм, регул. пенсионные и некот. другие от.
Явл. руководящие начала, определяющие сущность, направления развития данной системы права, кот. долж.
Правоотношения по соц.обеспечению представляют собой возникающие на основании юр. фактов отношения п.
Источники ПСО – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспече.
Трудовой стаж – учитываемая при определении права на отдельные виды пенсий по государственному пенси.
Страховой стаж – учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность пе.
Право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют: 1) федеральные государственные с.
ПЕНСИЯ ТРУДОВАЯ — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или ин.
Трудовая пенсия по старости – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим уст.
Инвалид - лицо, кот имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленн.
Пенсия по случаю потери кормильца – это ежемесячная денежная выплата, которая назначается в размерах.
Пенсия по гос пенсионному обеспечению – ежемесячная гос денежная выплата, право на получение кот опр.
1. Фед гос служащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют право на пенсию з.
- граждане, пострадавшие в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других р.
Имеют - инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, неза.
Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, ставшим инвалидами, может быть назначена пенси.
1.Право на пенсию за выслугу лет имеют: а) выслугу 20 лет и более Пенсия- 50% соотв. сумм денежного.
Они выплачиваются в твердом размере за счет средств государственного бюджета, перечисляемых в ПФР.
Назначение, перерасчет размера, выплата пенсии по государственному пенсионному обеспечению производя.
ПВН - ден. выплата за счет средств фонда ГСС, компенсир-я утрач-й раб-м з/п при врем-м освобожд-ии о.
Пособие по беременности и родам выплачивается суммарно за весь отпуск продолжительностью 70+70 кален.
Федеральный закон РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливает единую сист.
Пособие по безработице - это еженедельная выплата, предоставляемая в качестве основного источника с.
Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения г.
Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального.
СО – Деятельность соц. служб по соц. поддержке, оказ-ю соц-быт, соц-мед, психолого-педагогич, соц-пр.
Инвалид - лицо, котор. имеет наруш-е здоровья со стойким растр-м функций организма, обусловл-е забол.
Шпаргалки по Праву социального обеспечения DOCX
МГЮА, 105 вопросов, 272 стр.
Право человека на социальное обеспечение в международных актах.
Российская система социального обеспечения: современное состояние, правовые проблемы дальнейшего развития.
Организационно-правовые формы социального обеспечения.
Обязательное социальное страхование и его виды. Понятие социальных рисков и страховых случаев. Единый социальный налог.
Обязательное пенсионное страхование.
Понятие права социального обеспечения как отрасли и научной дисциплины.
Предмет права социального обеспечения.
Метод правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения.
Система права социального обеспечения (как отрасли и научной дисциплины).
Принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
Право граждан на достойный уровень жизни и его реализация в сфере социального обеспечения. Прожиточный минимум.
Дифференциация условий и норм социального обеспечения.
Общая характеристика материальных правоотношений по социальному обеспечению.
Процедурные и процессуальные правоотношения в сфере социального обеспечения.
Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.
Источники права социального обеспечения.
Право граждан на социальное обеспечение в Российской Декларации прав и свобод человека и гражданина и в Конституции РФ.
Общая характеристика Федерального закона от 15 декабря 2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Общая характеристика Закона РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопо-жарной службе, по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Общая характеристика Федерального закона от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
Основы законодательства РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан».
Общая характеристика Федерального закона от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов».
Общая характеристика Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования».
Общая характеристика Федерального закона от 24 июля 1998 г. «О социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».
Общая характеристика актов, регулирующих социальное обеспечение семей с детьми.
Общая характеристика актов, регулирующих обеспечение граждан пособиями.
Общая характеристика актов, регулирующих социальное обслуживание пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми.
Локальные акты как источники права социального обеспечения.
Понятие трудового стажа и его классификация.
Страховой стаж и его юридическое значение.
Общий трудовой стаж: понятие, юридическое значение.
Специальный трудовой и специальный страховой стаж: понятие, юридическое значение.
Виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в общий и страховой трудовой стаж.
Исчисление общего, специального трудового стажа и специального страхового стажа.
Доказательства трудового стажа. Установление стажа по свидетельским показаниям.
Понятие пенсии: трудовой и по государственному пенсионному обеспечению.
Круг лиц, обеспечиваемых государственными и трудовыми пенсиями. Виды пенсий. Право на одновременное получение двух пенсий.
Основные принципы определения размеров пенсий по федеральным законам: «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Структура трудовых пенсий: базовая, страховая и накопительная части трудовой пенсии.
Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных пенсионных прав и прав застрахованных.
Понятие пенсии по старости и общие основания ее назначения.
Досрочные пенсии по старости в связи с особыми условиями труда и определенными видами профессиональной деятельности.
Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости отдельным категориям граждан.
Пенсии по старости гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Размеры пенсии.
Размеры трудовой пенсии по старости и порядок их определения.
Понятие пенсии за выслугу лет и круг лиц, обеспечиваемых данной пенсией.
Условия назначения пенсий за выслугу лет: федеральным государственным служащим военнослужащим другим категориям служащих, приравненных в пенсионном обеспечении к воен-нослужащим.
Пенсионное обеспечение депутатов Федерального Собрания.
Пожизненное содержание судей, ушедших в отставку.
Размеры пенсий за выслугу лет и порядок их выплаты работающим пенсионерам.
Понятие инвалидности, ее степени, причины и их юридическое значение.
Условия, определяющие право на трудовую и государственную пенсию по инвалидности.
Размер трудовой и государственной пенсии по инвалидности и порядок его определения. Нормативная продолжительность страхового стажа инвалида.
Специальные правила обеспечения пенсией инвалидов: из числа военнослужащих участников Великой Отечественной войны граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф граждан, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Размеры пенсии.
Понятие пенсии по случаю потери кормильца. Условия назначения пенсии, относящиеся к кормильцу.
Условия назначения пенсии, относящиеся к членам семьи, потерявшей кормильца.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца и порядок определения ее размера. Выплата членам семьи застрахованного накопленных им средств, учтенных в специальной части его индиви-дуального лицевого счета.
Специальные правила обеспечения пенсией по случаю потери кормильца семей: военнослужащих граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф депутатов Федерального Собрания судей Конституционного Суда РФ. Размеры пенсии.
Выплата пенсий по случаю потери кормильца работающим пенсионерам.
Дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан.
Круг лиц, обеспечиваемых социальной пенсией. Условия назначения, размеры, порядок выплаты в период работы.
Порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсий индексация пенсий.
Сроки назначения пенсии.
Приостановление, возобновление, прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии.
Выплата пенсий лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ.
Ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии. Удержания из пенсии.
Разрешение споров по пенсионным вопросам.
Ответственность органов, назначающих и выплачивающих пенсии, по вине которых недополучена пенсия.
Круг лиц, обеспечиваемых страховыми выплатами в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Виды страхового возмещения и их размеры.
Порядок назначения и выплаты страхового возмещения.
Обеспечение страховыми выплатами лиц, имеющих право на их получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы РФ.
Понятие пособий и их классификация. Единовременные и ежемесячные пособия.
Пособия по временной нетрудоспособности: условия назначения, сроки выплаты.
Размеры пособия по временной нетрудоспособности.
Определение заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности.
Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Периоды, за которые пособие не назначается.
Пособие по беременности и родам.
Пособие на детей и по уходу за малолетними детьми. Пособие на ребенка, принятого в семью на воспитание.
Размеры пособий на детей и по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Материнский капитал.
Пособие по безработице.
Пособие супругу военнослужащего.
Социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы по уважительным причинам, но без права на пенсию.
Ежегодные пособия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в учебных заведениях про-фессионального образования.
Ежемесячные пособия детям военнослужащих погибших (умерших) вследствие военной травмы.
Государственные пособия лицам, у которых возникли поствакцинальные осложнения.
Единовременные денежные пособия лицам, пострадавшим в связи с привлечением их для борьбы с терроризмом.
Единовременное пособие потерпевшим, свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства.
Компенсационные выплаты: понятие и основания для их получения.
Государственная социальная помощь. ЕДВ.
Понятие социального обслуживания и его виды.
Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение. Виды медико-социальной помощи.
Бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь.
Полустационарное и полное стационарное социальное обслуживание пожилых граждан и инвалидов.
Медико-социальная помощь на дому. Срочная и консультативная социальная помощь.
Социальное обслуживание семей с детьми.
Содержание детей в детских учреждениях.
Общая характеристика системы льгот как одного из способов социальной поддержки населения. Классификация льгот по системе социального обеспечения.
Круг лиц, пользующихся льготами по системе социального обеспечения. Виды льгот.
LITRUS .NET
Анна Анатольевна Рождествина
Шпаргалка по праву социального обеспечения
1. ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД
Право социального обеспечения – самостоятельная и важная отрасль права.
Под социальным обеспечением понимается система социально-экономических мер по борьбе с необеспеченностью граждан государства, осуществляемых в двух организационно-правовых формах: обязательного социального страхования и социального обеспечения.
Право социального обеспечения как отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся между гражданами и органами социального обеспечения.
Каждый вид социального обеспечения, выступающий объектом отношения, порождает свое отношение как элемент общего отношения по социальному обеспечению.
Общее отношение по социальному обеспечению состоит из пяти видов отношений.
1. Пенсионные отношения, возникающие между работником (гражданином) или семьей и органами социального обеспечения по поводу получения одной из пенсий.
Для возникновения этих отношений необходимо наступление определенных юридических фактов:
– возраста
– стажа работы или выслуги лет
– инвалидности
– потери кормильца и др.
2. Отношения по выплате различного рода пособий: по временной нетрудоспособности, семьям, имеющим детей и др.
3. Отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан, например, ветеранам, инвалидам, многодетным семьям, пострадавшим от радиации и др.
4. Процедурные отношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения.
5. Процессуальные отношения, связанные с рассмотрением споров при получении пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, в части, не относящейся к гражданскому процессу.
Указанные правоотношения составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
Метод права социального обеспечения отражает специфику правового регулирования отношений в области социального обеспечения и включает в себя следующие признаки.
1. Социальное обеспечение осуществляется государством в лице уполномоченных им органов управления или учреждений.
2. Дополнительное социальное обеспечение осуществляется за счет негосударственных фондов, в том числе фондов добровольного социального страхования.
3. Одним из субъектов отношений социального обеспечения выступает гражданин (или семья), а другим – органы, осуществляющие социальное обеспечение.
Нормы права, составляющие отрасль права социального обеспечения, образуют систему данной отрасли:
1) общая часть соджержит нормы, которые выражают общие положения, характеризуют отрасль в целом
2) особенная часть отрасли включает в себя правовые институты, нормы каждого из которых имеют свой предмет регулирования и составляют часть отрасли: это трудовой стаж и выслуга лет, пенсии, компенсации, льготы, социальное обслуживание и др.
Основными принципами права социального обеспечения являются:
1) всеобщность социального обеспечения
2) всесторонность и многообразие видов социального обеспечения
3) осуществление социального обеспечения за счет средств фондов социального страхования и средств государственного бюджета.
2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.
Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.
Система источников права социального обеспечения:
а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность
б) международные акты:
– Всеобщая декларация прав человека
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах
– Европейская конвенция о социальном обеспечении
– Конвенция «О правах ребенка»
– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.
в) Федеральные законы:
– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ
– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ
– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ
– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.
г) подзаконные акты:
1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности» «О Фонде социального страхования» «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан» «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.
2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ» «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.
3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций» Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РФ» КАК ИСТОЧНИК ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001 г.:
– устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
– регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования
– определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Федеральный закон состоит из 6 глав (31 статьи).
Глава 1 «Общие положения»:
1) определяет предмет регулирования закона
2) закрепляет, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из:
– Конституции Российской Федерации
– законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
– Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации
3) дает основные понятия, используемые в законе.
Глава 2 «Участники правоотношений по обязательному пенсионному страхованию» определяет, что субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.
Жанр: Прочая образовательная литература. Наука и Образование
Текущая страница: 6 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Правообладателям!
Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 15% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом .
51. Правосубъектность граждан
Начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению, например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.
Абсолютное большинство граждан – субъектов правоотношений по социальному обеспечению – это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.
Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на Российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.
Субъекты права социального обеспечения – это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.
Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны – гражданина, а по некоторым видам – семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.
52. Объекты правоотношений по социальному обеспечению
Объект правоотношения по социальному обеспечению – конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т. е. получения какого-либо блага.
В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта.
В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т. е. получение его деньгами или в натуральном виде.
В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.
Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только их права и обязанности субъектов (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения.
Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений – по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам – уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т. д.
53. Юридические факты в социальном обеспечении
Из общей теории права известно, что юридические факты – это жизненные обстоятельства, факты, закрепленные законом как имеющие определенное правовое последствие.
Юридические факты в социальном обеспечении – это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.
С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.
Большинство юридических фактов в социальном обеспечении – это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т. п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты – действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.
Юридические факты являются необходимыми предпосылками правоотношений по социальному обеспечению. Только при наличии одновременно всех трех этих предпосылок может возникнуть и функционировать правоотношение по социальному обеспечению.
Все юридические факты по социальному обеспечению можно разделить по их значению в возникновении конкретного права на определенный вид социального обеспечения – на собственно юридический факт и на другие юридически значимые факты, когда они требуются в юридических составах для пенсионного обеспечения.
В обеспечении пенсией по старости основным юридическим фактом, определяющим и право на нее, и соответствующее пенсионное правоотношение, будет пенсионный возраст, а другим значимым юридическим фактом будет требуемый законом стаж работы.
Один и тот же юридический факт в социальном обеспечении может быть в одном случае правообразующим, в другом – правоизменяющим, а в третьем – равнопрекращающим в одном правоотношении он может быть основным, правообразующим, а в другом – правопрекращающим фактом.
54. Соотношение правоотношений и норм права социального обеспечения
Соотношение норм права и правоотношений по социальному обеспечению – самое прямое, так как никакие правоотношения, в том числе и процессуальные, не могут возникать без применения норм права социального обеспечения. Все нормы права социального обеспечения существуют и действуют лишь в правоотношениях по данному обеспечению. И нет этих правоотношений без норм права социального обеспечения.
Нормы права социального обеспечения являются определенным эталоном поведения субъектов правоотношений по социальному обеспечению, поскольку именно они определяют права и обязанности субъектов. Оба субъекта правоотношения должны действовать в их юридической связи в соответствии с нормами права социального обеспечения. Эта их юридическая связь не договорная, а прямо предусмотренная и урегулированная нормами права социального обеспечения.
Указанные нормы права принимаются в основном централизованным способом и лишь в некоторых случаях дополняются локальными, коллективно-договорными нормами. Такое соотношение норм права социального обеспечения и правоотношений сферы данной отрасли права прямо предусмотрено в законодательстве.
Нормы права социального обеспечения являются определяющим государственным регулятором важнейшей части экономических распределительных отношений по материальному обеспечению нетрудоспособных, социальной помощи семьям с детьми и иным нуждающимся гражданам, медицинскому и иному социальному обслуживанию граждан. Возникающие соответствующие правоотношения по социальному обеспечению направлены на материальное и культурно-бытовое обеспечение нетрудоспособных, безработных и их семей, вынужденных переселенцев, беженцев, на медицинское и санаторно-курортное обслуживание всех граждан России.
Все правоотношения по социальному обеспечению имеют распределительный сознательно-волевой характер, поскольку в них граждане вступают, как правило, по своей воле. Не может быть реализовано право гражданина на тот или иной вид социального обеспечения без его реализации в соответствующем правоотношении.
55. Содержание правоотношения по различным видам социального обеспечения
Содержание правоотношения по каждому виду социального обеспечения определяется нормами права социального обеспечения, а в процессуальных правоотношениях по спорам еще и нормами административно-процессуального или гражданско-процессуального права.
Юридическая связь субъектов во всех основных и процедурных правоотношениях по социальному обеспечению определяется только нормами права социального обеспечения. Оно же наделяет этих субъектов и соответствующими субъективными правами и обязанностями. Гражданин имеет право требовать назначения и выплаты полагающихся ему пенсии, пособия, компенсации или предоставления услуг, а другой субъект – орган социального обеспечения – обязан назначить и предоставить этот вид обеспечения. Поэтому в содержании правоотношения по социальному обеспечению права главным образом возникают у гражданина (семьи), а обязанности по их реализации – у органа социального обеспечения, хотя оба субъекта имеют и права, и обязанности в этой юридической связи.
Содержание основного материального правоотношения – субъективное право гражданина (семьи) требовать предоставления ему назначенных в определенном размере (объеме) пенсии, пособия, компенсации услуги и обязанность второго субъекта – соответствующего органа – предоставить данный вид обеспечения в установленном размере (объеме).
Содержание процедурного правоотношения – субъективное право гражданина (семьи) на процедуру проверки юридических фактов и установления его права на соответствующий вид социального обеспечения и вынесения решения о его назначении и обязанность второго субъекта – соответствующего органа – провести эту процедуру и назначить пенсию или другой вид обеспечения, являющийся объектом данного правоотношения.
Содержанием процессуального правоотношения являются процессуальные действия субъектов по рассмотрению спора о социальном обеспечении и вынесению решения о восстановлении нарушенного права гражданина на социальное обеспечение или отказе в этом, если нет правонарушения.
56. Пенсионное правоотношение: понятие, субъекты, объект, содержание
Пенсионное правоотношение – это урегулированное нормами права социального обеспечения отношение гражданина (семьи) с органом социального обеспечения, возникающее на основании решения комиссии по назначению пенсий, по которому гражданин (семья) имеет право регулярно в определенные сроки получать назначенную пенсию в установленном размере, а орган соответственно обязан ее выплачивать.
В зависимости от видов выплачиваемой пенсии существуют следующие пенсионные правоотношения:
а) по старости
б) за выслугу лет
в) по инвалидности
г) по случаю потери кормильца
д) по поводу социальной пенсии.
Все эти виды правоотношений, как указывалось, определяются основным юридическим фактом, устанавливаемым в предшествующем пенсионному соответствующем процедурном правоотношении правом гражданина (семьи) на определенный вид и размер пенсии.
Именно в пенсионном правоотношении фактически реализуется право на пенсию, а предшествующее ему процедурное правоотношение лишь устанавливает наличие у гражданина (семьи) этого права и назначает пенсию. При этом выплата назначенной пенсии производится с момента фактического появления у гражданина (семьи) такого права, если он обратился за назначением пенсии со всеми необходимыми документами не позднее трех месяцев со дня возникновения этого права.
Если же он обратился позднее, то выплата пенсии производится со дня обращения за ее назначением.
Правоспособность гражданина быть субъектом пенсионного правоотношения возникает у него вместе с появлением права на определенный вид пенсии. Иногда гражданин имеет одновременно права по двум или трем видам пенсии (по старости, за выслугу лет и по инвалидности). Но в пенсионное правоотношение он может вступить лишь по одному виду пенсии по его выбору. Даже в тех случаях, когда фактически реализуется право на два вида пенсии, пенсионное правоотношение по выплате пенсии возникает одно, так как комиссия, назначая пенсию, определяет ее размер с учетом размера и второй пенсии.
57. Объект и содержание пенсионного правоотношения
С назначением пенсии процедурное правоотношение трансформируется в пенсионное, а гражданин называется пенсионером. В пенсионных правоотношениях правомочные субъекты – пенсионеры различаются в зависимости от вида получаемой ими пенсии, т. е. в правоотношении о пенсии по старости правомочным субъектом является пенсионер по возрасту, о пенсии по инвалидности – пенсионер по инвалидности одной из трех групп инвалидности и ее причин. В правоотношении о пенсии за выслугу лет правомочным субъектом получения этой пенсии является пенсионер, имеющий установленный стаж выслуги лет на определенных работах, или пенсионер-военнослужащий, имеющий установленный законом стаж выслуги военной службы.
В правоотношении о пенсии по случаю потери кормильца правомочным субъектом на получение этой пенсии является семья, имеющая нетрудоспособных иждивенцев умершего кормильца.
В правоотношении о социальной пенсии правомочным субъектом является престарелый пенсионер или инвалид от общего заболевания, не имеющий трудового стажа, или семья при смерти такого кормильца. Вторым субъектом во всех указанных пяти видах пенсионных правоотношений является обязанный выплачивать назначенную пенсию орган социального обеспечения, а для военнослужащих – соответствующий орган Министерства обороны (МВД, ФСБ).
Содержание пенсионного правоотношения – это комплекс прав и обязанностей его субъектов, установленных законодательством о социальном обеспечении. В общей теории права принято содержание правоотношений раскрывать через обязанности его субъектов, имея в виду, что им соответствуют права другого субъекта данного правоотношения. Обязанностью пенсионера в пенсионном правоотношении является своевременное извещение органа социального обеспечения о появлении новых иждивенцев или о смерти, достижении совершеннолетия теми, на кого он получал надбавки к пенсии. Обязанностью органа социального обеспечения является регулярная ежемесячная выплата пенсионеру назначенной ему пенсии.
58. Основания возникновения, изменения и прекращения разных видов пенсионных правоотношений
Началом возникновения пенсионного правоотношения является дата принятия комиссией по назначению пенсий, органом социального обеспечения решения о назначении такой пенсии. Но начало возникновения правоотношения надо отличать от фактической реализации права на пенсию, т. е. ее выплаты, поскольку пенсия выплачивается с момента появления основного юридического факта для этой пенсии (инвалидности, достижения пенсионного возраста, выслуги лет и т. д.), но при условии, что гражданин не позднее трех месяцев обратился за ней со всеми необходимыми документами, а если позднее – то со дня обращения за ней со всеми необходимыми документами, доказывающими наличие всех юридических фактов сложного состава возникновения права на пенсию.
Сложный состав возникновения права на пенсию, т. е. наличие пенсионного возраста и требуемого общего или специального стажа работы, надо отличать от сложного состава возникновения пенсионного правоотношения. Последний гораздо шире, поскольку кроме юридических фактов права на пенсию он включает и юридические факты – действия субъектов по реализации данного права.
Таким образом, основанием возникновения пенсионного правоотношения любого его вида является сложный состав, состоящий из комплекса следующих юридических фактов:
1) заявления гражданина (семьи) о назначении и выплате пенсии определенного вида. Оно доказывает его волеизъявление реализовать свое право на пенсию
2) наличия у гражданина (семьи) всех юридических фактов для права на данный вид пенсии. Такие факты по каждому виду пенсии разные и их количество тоже различно
3) вынесения решения о назначении пенсии соответствующего вида и размера.
По каждому виду пенсионного правоотношения сложный состав возникновения имеет разные юридические факты в разном их количестве.
Таким образом, для права на пенсию различных ее видов требуются разные юридические факты.
59. Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями и льготами
Правоотношения по обеспечению пособиями, социальными компенсациями, льготами – это урегулированные нормами права социального обеспечения отношения граждан, их семей с органами социального обеспечения, по которым граждане, имеющие право на определенный вид пособия, компенсации или льгот и изъявившие желание это право реализовать, обязаны представить соответствующие документы в доказательство данного права, а орган социального обеспечения, проверив это право своим решением о назначении определенного вида пособия, компенсации, льгот обязан его в установленном законом размере и сроки выплачивать, а по льготам – документально обеспечить пользование ими.
Субъектами данных правоотношений, как видно из указанного понятия, являются в зависимости от вида пособия, компенсации и льготы граждане и семьи с детьми, имеющие право на определенный вид пособия, компенсаций и льгот. Другим субъектом в этих правоотношениях выступают соответствующий орган социального обеспечения, социальной защиты населения и другие органы.
Объектом указанных правоотношений являются определенного вида пособие, компенсация или льгота (имущественного характера).
Пособие – это ежемесячная, периодическая или разовая выплата, заменяющая потерянный гражданином заработок или дополняющая его при повышенных расходах, производимая из государственных и муниципальных средств, фондов государственного социального страхования, занятости и других в размере и порядке, установленных законодательством.
Компенсация по социальному обеспечению – это выплата социально-обеспечительного характера как помощь при потере заработка женщиной, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста или ребенком-инвалидом до 14-летнего возраста, а также работникам, находящимся в вынужденных неоплачиваемых отпусках из-за остановки производства, и гражданам, пострадавшим от аварии на ЧАЭС, беженцам, вынужденным переселенцам.
60. Льготы
Льготы – это социально-обеспечительные блага имущественного характера, предоставляемые определенным заслуженным гражданам или инвалидам по сокращению их расходов по транспорту, по оплате жилищно-коммунальных услуг, по протезированию и в других случаях. Все пособия и компенсации, а также льготы по социальному обеспечению имеют строго целевое назначение, определяемое уже в их названии.
Все правоотношения по предоставлению пособий, компенсаций и льгот надо классифицировать по срокам длительности их выплаты или предоставления.
При классификации по срокам их длительности различаются следующие виды правоотношений по выплате пособий:
1) периодические правоотношения, т. е. возникающие периодически в зависимости от периода появления основного юридического факта:
а) по пособию по временной нетрудоспособности
б) по пособию по уходу за больным ребенком или членом семьи
в) по пособию по беременности и родам
2) длящиеся (несколько лет или месяцев) правоотношения по ежемесячному:
а) пособию семье на детей до 16-летнего возраста
б) пособию по безработице
в) пособию женам военнослужащих по контракту, если в месте службы мужа они не могут быть трудоустроены
г) пособию матери (отцу) за время отпуска по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста
3) разовые правоотношения по единовременным пособиям:
а) в случае рождения ребенка
б) на погребение
в) нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения и др.
Правоотношения по компенсациям, заменяющим потерянный заработок, различаются следующим образом:
а) по компенсации женщине, находящейся в неоплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до трехлетнего возраста
б) по компенсации работнику, находящемуся в вынужденном неоплачиваемом отпуске из-за остановки производства
в) по компенсации жене военнослужащего в связи с отсутствием для нее работы по специальности в месте службы супруга
г) по компенсации студенту, аспиранту, находящемуся в академическом отпуске по медицинским показаниям.
Правообладателям!
Представленный фрагмент книги размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО "ЛитРес" (не более 15% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает ваши или чьи-либо права, то сообщите нам об этом .
THE LAST FEEDBACK
title:Введение. 3
1. Социальная справедливость - идейно-нравственная основа правового
регулирования льгот. 15
1.1. Понятие и сущность социальной справедливости. 15
it 1.2. Формы и принципы социальной справедливости. 26
1.3. Соотношение социальной справедливости и права социального обеспечения. 37
2. Понятие и виды льгот в праве. 48
2.1. История законодательства о правовом регулировании льгот. 48
2.2. Понятие, признаки и правовая природа льгот. 61
3.2. Цель и функции льгот в социальном обеспечении. 131
<% 3.3. Виды социально-обеспечительных льгот и проблемы их
реализации. 140
Заключение. 169
Список использованных источников и литературы. 172
Введение
ВВЕДЕНИЕ
Среди проблем, которые являются межотраслевыми, особое место занимает проблема льгот, поскольку она имеет юридический, политический, нравственный, социологический, экономический аспекты. Отсутствие гибкой и целенаправленной государственной политики в сфере установления и реализации льгот - одна из основных проблем в текущий период в России. Прежняя система социальных выплат и льгот, построенная на уравнительных принципах, доказала свою неэффективность. Однако и действующая система социальных выплат и льгот также не позволяет справедливо перераспределять ресурсы в пользу наиболее нуждающихся в помощи государства граждан. Льготы предоставляются чаще всего по категориальному принципу, независимо от материального положения и потребностей их получателей. Отсутствует четкое разграничение полномочий и источников финансирования предоставления льгот между различными уровнями бюджетной системы страны, что приводит к размыванию ответственности и дисбалансу между обязательными социальными расходами и возможностями их финансирования: региональные и местные бюджеты перегружены установленными федеральным законодательством социальными обязательствами, на погашение которых хронически не хватает средств. Нестабильность и противоречивость жизни в России, а соответственно и правовой системы, несомненно сказываются и на системе льгот, которые во многом не упорядочены, противоречивы, не согласованы друг с другом. Такая политика в сфере льгот является следствием политики государства в целом.
Развитая система льгот в России создает впечатление о повышенном внимании общества, государства к тем гражданам, которые в силу ряда объективных причин нуждаются в особой заботе. Однако это не совсем так
4 на самом деле потому, что система льгот практически восполняет (хотя
далеко не в полной мере) крайне низкий реальный уровень пенсий, социальных пособий, оплаты труда. Гораздо дешевле для государства предоставить право на бесплатный проезд на городском транспорте всем пенсионерам, чем повысить пенсию до уровня, позволяющего им безболезненно оплачивать проезд за счет пенсии.
Реальная ситуация в России в настоящее время такова, что положение граждан старшего поколения и всех тех, кто живет только за счет социальных выплат, поистине плачевное. За 10 лет рыночных преобразований количество бедных в России выросло с 6 до 33%. Сегодня каждый третий Россиянин, имея доход ниже прожиточного минимума, находится за чертой бедности. Самой представительной группой среди бедного населения являются так называемые «новые бедные», т.е. люди, которые имеют работу, но их зарплата ниже прожиточного минимума. Специалисты МОТ отмечают, что таких в России - 42,3%, а 10% и вовсе безработные.1 За последние годы неуклонно увеличивается численность инвалидов. В 1992 году их число составляло 3,98 млн. человек, к 2002 году оно возросло до 10,5 млн. человек. Особую озабоченность вызывает непрерывное увеличение численности детей-инвалидов: в 1992 году - 268,5 тыс. в 2002 - уже 675 тысяч. В сравнении с остальным населением доход инвалидов ниже в 1,7 раза, трудовая занятость - в 5,5 раза. Только 14,8% инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, не более 15% могут удовлетворить свои потребности в профессиональном обучении, более 100 тысяч нуждаются в средствах передвижения. Финансирование закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» составляет всего 15% от требуемого2.
Доклад Московского бюро МОТ «Стратегия содействия сокращению бедности в России: анализ и рекомендации» // Социальное обеспечение. 2002. №1. С. 15. 2 Из доклада председателя ВсеРоссийского общества инвалидов// Социальное обеспечение. 2002. №1. С. 23.
5 Наиболее социально уязвимые слои населения стали заложниками
экономических реформ в стране в связи с низким уровнем пенсионного обеспечения, который не гарантирует даже необходимого физиологического минимума для выживания, ничтожным размером многих пособий и компенсационных выплат, убогим уровнем социального обслуживания. Положение усугубляется еще и тем, что на фоне обнищания населения существуют многообразные льготы для представителей структур власти независимо от уровня дохода, реализуемые через систему социального обеспечения, что делает эту систему слишком дорогой для государства (например, бесплатный проезд, льготное санаторно-курортное лечение, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые по профессиональному признаку).
Кризисные явления в экономике последних лет обусловили устойчивый рост числа граждан, нуждающихся в социальной поддержке и защите со стороны государства, что и привело к непомерному расширению количества льгот и числа льготных категорий граждан. По оценкам Минтруда, численность получателей льгот составляет около 100 млн. человек, что требует более 250 - 300 млрд. рублей в год. Более 32 млн. граждан России пользуются льготами, установленными ФЗ «О ветеранах» из них: свыше 800 тыс. - инвалиды ВОВ, более 1 млн. - участники войны, 9,8 млн. - труженики тыла, 904 тыс. членов семей погибших военнослужащих, 20 млн. ветеранов труда.3 Однако дальнейшее расширение количества льгот, как показывает практика их правового регулирования, не только не решает социальных проблем, но и, напротив, усугубляет положение в силу несоответствия между системой социальной поддержки населения и социально-экономическими условиями ее реализации.
Одна из ключевых проблем реформирования социальной сферы заключается в наличии значительного объема обязательств, вытекающих из
Социальное обеспечение. 2002. № 4. С.28.
действующего законодательства, но не финансируемых за счет средств государственного бюджета. Существующий дисбаланс обязательств и выделенных финансовых средств может быть проиллюстрирован следующим образом. По прогнозам Министерства труда, всего на реализацию закона « О ветеранах» в 2002 необходимо около 140 млрд. рублей, в том числе 13,9 млрд. руб. по федеральным полномочиям, а в федеральном бюджете на 2002 год общий объем финансовых расходов на ветеранские льготы составил 6,5 млрд. рублей. Потребность в средствах из федерального бюджета на реализацию этого закона в 2003 году составляет около 18,5 млрд. рублей.
В различных правовых актах льготы именуются по-разному: льгота, субсидия, компенсация, социальная выплата, гарантия, привилегия и социальное пособие. В законодательной практике нет четкого разграничения социального обслуживания и льгот.
Существующая неоднородность правовой базы, устанавливающей право на получение льгот, также является одной из проблем права социального обеспечения, так как нормативные акты во многом противоречат друг другу. Нет единых критериев в предоставлении льгот: они предоставляются по принципу формальной принадлежности к той или иной социальной группе и профессии, некоторыми льготами пользуются и члены семей, зачастую трудоспособные, что приводит к неэффективному расходованию средств.
Кроме того, и внутри одной социальной группы прослеживается неравенство по предоставлению льгот. Некоторые категории граждан, которые должны бы быть отнесены к имеющим право на льготы, таковыми не являются. Так, не все участники локальных военных конфликтов на территории бывшего СССР до настоящего времени имеют статус
7 участников войны и в силу этого пользуются небольшим объемом
льгот, установленных на уровне субъектов Федерации4.
Проблемой также является неопределенность порядка финансирования расходов по предоставлению тех или иных льгот. В результате остаются неурегулированными отношения между гражданами, получающими услуги от организаций, этими организациями и бюджетами всех уровней. К примеру, в соответствии со ст. 34 Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», пенсионеры и инвалиды, проживающие в этих районах, имеют право бесплатного проезда 1 раз в 2 года к месту отдыха и обратно по территории Российской Федерации. Однако указанная льгота на территории России зачастую не предоставляется, так как отсутствует механизм предоставления этой льготы. За истекший после принятия закона период ни федеральный бюджет, ни Пенсионный фонд не выделяли средств на реализацию льготы. Тем не менее, судебные органы разрешают иски пенсионеров в пользу последних, взыскивая суммы, требуемые истцами, с департаментов социальной защиты населения5.
При всей социальной значимости льгот, практически отсутствуют теоретические исследования по данному вопросу тем более на монографическом уровне, а в тех немногочисленных работах, в которых эта проблема затрагивается, не сложилось единого понимания льгот. В том или ином объеме данная проблема затрагивалась учеными-юристами (Н.Г. Александровым, B.C. Андреевым, Е.Г. Азаровой, И.В. Гущиным, А.Д. Зайкиным, Р.И. Ивановой, Р.З. Лившицем, Г.В. Мальцевым, В.А. Тарасовой, ЯМ. Фогелем, В.Ш. Шайхатдиновым и др.) при анализе иных проблем, в частности, системы, видов социального обеспечения.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!