Льготы чаэс ст 20
РАБОТАЮЩИЙ ЧЕРНОБЫЛЕЦ: что должен знать работодатель
Документы и сокращения статьи
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X .
НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.10 г. № 2755-VI .
КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г .
Закон № 796 — Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII.
Закон об отпусках — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР .
Закон № 2240 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.01 г. № 2240-III .
Порядок № 936 — Порядок использования средств государственного бюджета для выполнения программ, связанных с социальной защитой граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденный постановлением КМУ от 20.09.05 г. № 936 .
Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Госкомстата от 13.01.04 г. № 5 .
Порядок № 4 — Порядок формирования и предоставления страхователями отчетности по средствам общеобязательного государственного социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденный постановлением правления ФВПТ от 18.01.11 г. № 4 .
Порядок № 266 — Порядок использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для осуществления общественными организациями мер по социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, утвержденный постановлением КМУ от 17.03.11 г. № 266 .
ЕВС — единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
НДФЛ — налог на доходы физических лиц.
НСЛ — налоговая социальная льгота.
ФОТ — фонд оплаты труда.
ФВПТ — Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности.
Категории чернобыльцев
Статус граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, а также перечень льгот, на которые они имеют право, в частности, содержатся в Законе № 796 .
В ст. 14 Закона № 796 перечислены категории чернобыльцев и те, кто относится к этим категориям (см. рис. 1 на с. 34). Чернобыльцы разделены на категории неслучайно, размер льгот и компенсаций зависит от категории чернобыльца .
Статус чернобыльца подтверждается удостоверением « Учасник ліквідації наслідків аварії на Чорнобильській АЕС » или « Постраждалий від Чорнобильської катастрофи » . которые выдаются в порядке, утвержденном постановлением КМУ от 20.01.97 г. № 51 .
Льготы и компенсации для чернобыльцев, порядок возмещения работодателю чернобыльских выплат
Перечень льгот и компенсаций, на которые имеют право чернобыльцы по месту работы, предусмотрены в ст. 20 — 24 Закона № 796 . Для удобства мы представили их в табл. 2 на с. 38
Согласно п. 4 Порядка № 936 выплата компенсаций и помощи, предусмотренных Законом № 796 . проводится центрами по начислению и выплате социальных пособий, управлениями труда и социальной защиты населения районных (городских) госадминистраций, исполкомов городских, районных в городах советов (далее — органы соцзащиты) по месту регистрации граждан за счет средств государственного бюджета .
Выплаты, названные в пп. 5 — 13 п. 4 Порядка № 936, выплачивают работодатели, у которых чернобыльцы работают по основному месту работы, с последующей компенсацией их из бюджета ( п. 5 Порядка № 936 ). Порядок возмещения проиллюстрирован на рис. 2 ниже.
Поэтому, в общем чернобыльцы как категория работников, не будут «обузой» для работодателя. Такие люди должны быть желанными работниками, как и любые другие, потому что работодатель получит возмещение своих расходов на чернобыльские выплаты из бюджета.
Таким образом, для того чтобы получать возмещение чернобыльских выплат в 2012 году уже сегодня, но не позднее 31 октября 2011 года, работодателям необходимо подать соответствующие документы в органы соцзащиты (см. этап 1 на рис. 2, ниже).
Расходы, связанные с выплатой чернобыльцам пособия по временной нетрудоспособности, по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет, также пособия по беременности и родам и на санаторно-курортное лечение, осуществляются работодателями за счет ФВПТ. Работодатель должен обязательно отразить в соответствующих строках отчета по форме Ф4-ФСС з ТВП (колонки 5 и 6 таблицы II) данные о таких выплатах чернобыльцам. Напомним, что застрахованным лицам, отнесенным к 1 — 4 категорий лиц, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы одному из родителей или лицу, которое их заменяет и присматривает за больным ребенком в возрасте до 14 лет, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, пособие по временной нетрудоспособности выплачивают в размере 100 % средней зарплаты независимо от страхового стажа ( ст. 37 Закона № 2240 ). Эта же льгота прописана для чернобыльцев 1 категории в п. 8 части первой ст. 20 Закона № 796 . а для чернобыльцев 2, 3 и 4 категорий — соответственно в пунктах 1 частей первых ст. 21 , 22 и 23 Закона № 796 .
Статьей 24 Закона № 796 право на такую льготу предусмотрено и для лиц, которые имеют право на льготы, но они не отнесены к категориям 1 — 4 (см. рис. 1 на с. 34).
Еще скажем, что помимо других «чернобыльских» расходов государственный бюджет в 2011 году выделил 1 млн грн. на реализацию программы «Осуществление мероприятий общественными организациями по социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы». Теперь у граждан-чернобыльцев есть возможность получить от общественной организации возмещение расходов, связанных с лечением в государственных (коммунальных) учреждениях здравоохранения, приобретением лекарств, которых нет в этих учреждениях, протезов, кроме зубного протезирования драгоценными металлами и металлокерамикой. Механизм получения возмещения описан в Порядке № 266 . Для получения возмещения чернобылец должен обратиться в общественную организацию с заявлением, к которому приложить такие документы:
— копию удостоверения чернобыльца
— заключение медицинского учреждения о необходимости предоставления медицинской помощи и ее объем
— финансовые документы (сметы, счеты-фактуры, которые подтверждают оплату медицинской услуги).
При этом если чернобылец будет лечиться самостоятельно, ему расходы возмещать по этой программе не будут.
Говоря о бюджетных средствах, нужно обязательно упомянуть об ответственности работодателей при использовании бюджетных средств . Согласно п. 16 Порядка № 936 . в частности, Минтруда и Госфининспекция (бывшая КРУ) могут осуществлять контроль за целевым использованием бюджетных средств. Работодатель (руководители предприятий и физлица-предприниматели) несут персональную ответственность за своевременность предоставления расчетных документов в органы соцзащиты, а также за правильность назначения и начисления компенсационных выплат и помощи чернобыльцам. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства описана в ст. 164 12 КоАП. Например, за нецелевое использование бюджетных средств может быть наложен штраф в размере от 1190 до 1445 грн. (за повторное нарушение в течение года — от 1445 до 1700 грн.).
Ну а если работодатель по какой-либо причине забудет о льготах и компенсациях для чернобыльцев или откажет в их предоставлении, то при проверке законодательства о труде его могут привлечь к ответственности по ст. 41 КоАП* (админштраф на должностных лиц предпринимателей и предпринимателя от 510 до 1700 грн.).
* Подробнее см. Тему недели «Проверки инспекций по труду» // «БН», 2010, № 38, с. 38.
Бухгалтерский учет выплат чернобыльцам
Средства, которые предприятие получает из бюджета, для целей учета считаются средствами целевого финансирования.
Недавно Минфин приказом от 31.05.11 г. № 664** утвердил изменения к некоторым нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету. В частности, введены четыре субсчета к счету 48 «Целевое финансирование и целевые поступления», среди которых субсчет 482 «Средства из бюджета и государственных целевых фондов» .
** См. ком. «Внесены изменения в План счетов и в некоторые П(С)БУ» // «БН», 2011, № 28, с. 3.
При получении средств из бюджета для выплаты чернобыльцам в учете делают запись: Дт 311 — Кт 482.
При начислении чернобыльцу денежных средств к выплате, включаемых в ФОТ, дебет субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» корреспондирует с кредитом субсчета 661 «Расчеты по оплате труда». Если на такие выплаты начисляется ЕВС, то делается это проводкой: дебет субсчета 949 — кредит субсчета 651 «По расчетам по общеобязательному государственному социальному страхованию».
Если предприятие получает компенсацию таких выплат из бюджета, то согласно п. 17 П(С)БУ 15 «Доход» такое финансирование признается доходом в течение тех периодов, в которых были понесены расходы, связанные с выполнением условий целевого финансирования.
Поэтому одновременно с начислением расходов по дебету субсчета 949 нужно отразить начисление дохода: Дт 482 — Кт 718.
В то же время считаем, что выплаты чернобыльцам, которые согласно п. 3.12 Инструкции № 5 не включаются в ФОТ, следует отражать в учете без начисления доходов и расходов, потому что такие выплаты являются доходом работника, а не предприятия. Для этого используем такие записи:
— на сумму начислений: Дт 482 — Кт 661 (663)
— при получении из бюджета компенсации чернобыльских выплат: Дт 311 — Кт 482.
Налогообложение выплат чернобыльцам
Для того чтобы правильно отразить в налоговом учете чернобыльские выплаты, в первую очередь нужно выяснить, включаются они в ФОТ согласно Инструкции № 5 или нет.
В ФОТ включаются такие выплаты чернобыльцам:
— надбавки и доплаты к тарифным ставкам (окладам, должностным окладам) в размерах, предусмотренных действующим законодательством ( п.п. 2.2.1 Инструкции № 5 )
— оплата дополнительных отпусков, предоставляемых согласно Закону № 796 ( п.п. 2.2.12 Инструкции № 5 ).
Все другие выплаты чернобыльцам на основании пп. 3.2 и 3.12 Инструкции № 5 не включаются в ФОТ.
В табл. 1 ниже мы опишем общие принципы взимания с чернобыльских выплат ЕВС, НДФЛ и их место при исчислении налога на прибыль, а в табл. 2 на с. 38 правила налогообложения расписаны по видам выплат.
Таблица 1. Налогообложение выплат чернобыльцам
Порядок Комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь от 30.04.1992 N 07/430 Применения отдельных положений Закона Республики Беларусь О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС
О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУТЕВКАМИ В САНАТОРНО-КУРОРТНЫЕ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, БЕСПЛАТНОМ ПРОЕЗДЕ, ВЫПЛАТЕ И РАЗМЕРАХ ЕЖЕГОДНОЙ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ПОСОБИЙ ПО ВРЕМЕННОЙ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
Работающие граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы, из числа участников ликвидации последствий катастрофы, инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, заболевших и перенесших лучевую болезнь, эвакуированных и переселенных, а также проживающих (работающих) в зонах радиоактивного загрязнения - имеющие право на льготы, предусмотренные статьями 18 - 20, 22 - 25 Закона, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или отдых, в том числе для детей, профсоюзными комитетами по месту основной работы. Путевки для детей выдаются по месту работы матери, а при отсутствии - по месту работы отца или лица, ее заменяющего.
Неработающие инвалиды и пенсионеры, имеющие право в соответствии со статьями 18, 19, 23 указанного Закона на ежегодное бесплатное санаторно-курортное лечение или отдых, обеспечиваются путевками органами социального обеспечения, а временно неработающие граждане - центрами занятости по месту жительства. Объединения профсоюзов областей выделяют путевки органам социального обеспечения и центрам занятости в соответствии с заявкой и списком нуждающихся в лечении инвалидов, пенсионеров и временно неработающих граждан. Дети неработающих граждан, заболевших и перенесших лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на ЧАЭС, а также инвалидов, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой (ст. 18, п. 10, 11), обеспечиваются вне очереди бесплатными путевками в оздоровительные лагеря и учреждения санаторного типа профсоюзными комитетами по последнему месту работы родителей.
Выдача путевок всем категориям граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, производится на основании личного заявления, а на санаторно-курортное лечение также при наличии медицинских показаний.
В случае невозможности предоставления профкомами. органами социального обеспечения и центрами занятости путевок на санаторно-курортное лечение или отдых, при условии обращения в эти органы, взрослое население республики, пострадавшее от чернобыльской катастрофы, пользующееся льготами в соответствии со статьями 19, 23 Закона, а также дети и подростки в соответствии со статьями 22/1, 23, 24 имеют право на денежную компенсацию в размере средней стоимости путевки. Лицам, пользующимися льготами по ст. 18 Закона, по их желанию предоставляется или путевка или компенсация.
Средняя стоимость путевки в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения ежегодно определяется Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и Советом Федерации профсоюзов Беларуси. Выплата компенсации работающим гражданам или их детям производится в конце календарного года предприятиями, организациями, учреждениями, колхозами, совхозами на основании решения профсоюзного комитета с возмещением связанных с этим затрат вышестоящими профорганами.
Выплата компенсации за детские путевки производится по месту работы матери, а при ее отсутствии по месту работы отца или лица, его заменяющего.
Неработающим инвалидам и пенсионерам выплата компенсации производится органами социального обеспечения, а временно неработающим гражданам - центрами занятости за счет средств, выделяемых объединениями профсоюзов областей.
Компенсация не выплачивается при отсутствии обращения или отказе от получения путевки, а на санаторно-курортное лечение, кроме того, при отсутствии медицинских показаний.
В случае непредоставления в соответствии со статьей 22/1, 23, 24 Закона, путевки на оздоровление детям, нуждающимся в сопровождении, компенсация лицам, их сопровождающим, не выплачивается. Детям и подросткам, имеющим право, в соответствии со статьями 23 и 24 Закона на ежегодное бесплатное обеспечение путевками на оздоровление сроком до двух месяцев, в случае невозможности их предоставления, компенсация выплачивается только за путевку на один срок.
Приобретение путевок профсоюзными органами и выплата компенсации в случае непредоставления путевок производится за счет средств, выделяемых Федерации профсоюзов Беларуси из республиканского бюджета на эти цели.
В соответствии со статьями 18, 22/1, 23, 24, 25 Закона инвалиды, а также больные (диспансерные) дети с сопровождающими имеют право на бесплатный проезд до места лечения (в т.ч. санаторно-курортного лечения) и обратно.
Оплата проезда производится предприятиями, организациями, учреждениями, колхозами, совхозами, органами социального обеспечения, центрами занятости, при выдаче путевок на санаторно-курортное лечение профкомами и органами здравоохранения, после предоставления проездных билетов, а также документов, подтверждающих нахождение на лечении (обратного талона к путевке или санаторной книжки).
Понесенные затраты в связи с предоставлением бесплатного проезда, возмещаются им областными объединениями профсоюзов за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на ликвидацию последствий катастрофы на ЧАЭС.
Материальная помощь на оздоровление, предусмотренная Законом "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", участникам ликвидации последствий катастрофы (ст. 19, 20), работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой (ст. 18), а также в соответствии со статьями 23 и 24 Закона проживающим (работающим) в зонах с уровнем радиоактивного загрязнения 5 и выше Ки/кв.км выплачивается по месту основной работы предприятиями, организациями, учреждениями, колхозами, совхозами.
Выплаты материальной помощи на оздоровление производятся как правило, к очередному отпуску, санаторно-курортному лечению или отдыху в оздоровительных учреждениях.
Неработающим пенсионерам - участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и инвалидам - единовременная материальная помощь на оздоровление выплачивается органами социального обеспечения.
Временно неработающим гражданам - центрами занятости по месту их жительства.
Расходы по выплате материальной помощи на оздоровление всем указанным категориям граждан производятся за счет любых имеющихся собственных источников предприятий, организаций, учреждений, колхозов, совхозов, органов социального обеспечения, центров занятости с последующим возмещением местными финансовыми органами, за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета на ликвидацию катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с принятием изменений и дополнений к Закону Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" сообщаем также, что во всех случаях, в соответствии со статьями 18, 19, 20, 22, 22/1, 23, 24, 25 Закона, предусматривающих выплату пособий по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больными детьми, в размере 100% заработной платы независимо от непрерывного трудового стажа, заработок, взятый для исчисления этих пособий не ограничивается двумя тарифными ставками (должностными окладами).
Работающим инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, указанным в статье 18, пособия по трудоувечьям (профзаболеваниям) и уходу за больными детьми выплачиваются сверх сроков, установленных пунктом 5 данной статьи. При нахождении на санаторно-курортном лечении граждан, указанных в статье 18, а также одного из родителей сопровождающего детей или подростков в санатории (статьи 22/1, 23, 24, 25) пособие по больничному листку выплачивается им в размере 100% заработной платы после возвращения из санатория и предоставления по месту работы документа, подтверждающего срок нахождения на лечении (обратный талон к путевке или санаторную книжку).
Расходы, связанные с выплатой на льготных условиях пособий по временной нетрудоспособности, уходу за больным ребенком, в том числе нахождении с ним в санаторно-курортном учреждении, беременности и родам производятся из средств фонда социального страхования, а в случае превышения этих расходов над доходами, получаемыми от начислений сумм взносов государственное социальное страхование от доплат, производимых в соответствии со статьей 33 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", разница компенсируется Министерством финансов из средств, предусмотренных на выплату льгот и компенсаций населению, пострадавшему в результате аварии на Чернобыльской АЭС, согласно расчетам Фонда социального страхования.
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЬГОТ ПО МЕДИЦИНСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ
Граждане, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьями 18, 19, 22/1, 23, 24, 25 Закона "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" имеют право на бесплатное получение лекарств по рецептам врачей. Основанием для бесплатного получения лекарств является рецепт установленной формы 148-1/У-88, который выписывается врачом при предъявлении документа, подтверждающего право гражданина на получение данной льготы.
Граждане, которым предоставлены льготы по ст. 18, 19, 22/1, частью III статьи 23, частью IY статьи 24, частью III статьи 25 имеют право на бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов.
Основанием для предоставления данной льготы является удостоверение ликвидатора последствий аварии на ЧАЭС или справка установленного образца, подтверждающая право гражданина на льготы, установленные статьей 18 Закона.
Нормативные документы:
Приказ Министра здравоохранения N 31 от 14 февраля 1992 г. "Об объявлении постановлений Верховного Совета Республики Беларусь о порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Положение "О санатории для детей с родителями Министерства здравоохранения БССР" - утверждено Министерством здравоохранения БССР 08.06.91 г.
Решение коллегий Госкомчернобыля и Минздрава от 2.04.92 19.03.92 N 4/3 "О проведении специальной диспансеризации населения республики, подвергшегося радиоактивному воздействию в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".
О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ СТИПЕНДИИ В УВЕЛИЧЕННОМ НА 50 ПРОЦЕНТОВ РАЗМЕРЕ
Студентам ВУЗов и учащимся средних специальных и профессионально-технических учебных заведений из числа граждан, пользующихся льготами в соответствии со ст. 18, 19, 20, 23, 24, 25 Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", стипендии повышаются на 50 процентов по сравнению с размерами государственных стипендий, установленных для соответствующих категорий обучающихся.
Повышение стипендии производится вышеуказанным гражданам во всех учебных заведениях республики, независимо от их местонахождения. Основанием для повышения стипендии является для лиц, указанных: в ст. 18 Закона - удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС или справка установленной формы о предоставлении льгот по статье 18, в ст. 19 Закона - удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ст.ст. 23, 24, 25 - справка с места жительства.
Студентам, обучающимся за счет средств предприятий, учреждений и организаций, повышение стипендии производится этими предприятиями, учреждениями и организациями, но не выше, чем на 50 процентов по сравнению с размерами государственных стипендий, установленных для соответствующих категорий обучающихся.
Возмещение указанных расходов учебным заведениям, предприятиям, учреждениям, организациям, по их расчетам, производится местными финансовыми органами.
О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕСПЛАТНЫМ ПИТАНИЕМ ШКОЛЬНИКОВ, УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩ И ТЕХНИКУМОВ
Учащиеся дневных общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и техникумов, расположенных в зонах первоочередного отселения и последующего отселения, с правом на отселение и в зоне проживания с периодическим радиационным контролем обеспечиваются бесплатным питанием.
Денежные нормы расходов на питание в день на одного учащегося школы, профессионально-технического училища и техникума устанавливаются в следующих размерах:
- при организации трех - четырехразового питания - до 31 рубля
- при организации двухразового питания - до 23 рублей
- при организации одноразового питания - до 12 рублей
Исполкомы местных Советов народных депутатов, исходя из местных условий, устанавливают конкретные размеры денежных норм питания учащихся по видам учреждений в пределах вышеуказанных норм.
Расходы на организацию бесплатного питания учащихся возмещаются местными финансовыми органами за счет средств, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Нормативные документы: письмо Министерства финансов от 09.04.92 г. N 06-4/354 и Государственного комитета по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС от 09.04.92 г. N 14/463.
О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС ЖИЛОЙ ПЛОЩАДЬЮ
1. Право на внеочередное обеспечение жилой площадью имеют:
1.1. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа лиц, указанных в статьях 13 - 16 и 21 Закона РБ "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС".
1.2. Граждане, эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, а также самостоятельно покинувшие эти зоны после аварии, из числа лиц, указанных в п. 10 статьи 22 Закона.
2. Право на первоочередное обеспечение жилой площадью имеют граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.
3. Граждане, указанные в пункте 1.2, на которых не распространяется льгота, указанная в пункте 5 Положения, имеют право на первоочередное обеспечение жилой площадью в домах государственного и общественного жилищного фонда.
4. Граждане, указанные в пункте 1.1, право на внеочередное обеспечение жилой площадью (по отдельному списку), а также на дополнительную жилую площадь, могут реализовывать по месту жительства, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий.
5. Граждане, указанные в пункте 1.2, из числа нетрудоспособных, переселившихся (переселяющихся) по эвакуационным удостоверениям на жилую площадь близких родственников (родители, дети, внуки, родные братья, сестры) в качестве членов семьи для совместного проживания, право на внеочередное предоставление жилой площади могут реализовывать, если в результате переселения возникает необходимость в улучшении жилищных условий.
6. Граждане, указанные в пункте 2, право на первоочередное обеспечение жилой площадью могут реализовывать в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий по месту жительства или работы.
7. Льготы, указанные в данном разделе распространяются также на граждан Республики Беларусь, участвующих в ликвидации или пострадавших от аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения, а также пострадавших от этих аварий или в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие, перенесших лучевую болезнь, либо ставших инвалидами, что должно быть подтверждено соответствующими документами ведомств, в ведении которых находятся указанные объекты, а также на семьи погибших или умерших, на которых распространялись льготы, указанные в пунктах 3, 4, 5 и 6.
8. Граждане, имеющие льготы, указанные в пунктах 3, 4, 5 и 6 подают заявление на внеочередное получение жилой площади в исполкомы местных Советов народных депутатов по месту жительства.
9. При подаче заявления, к нему прилагаются: справка жилищно-эксплуатационной организации либо правления жилищно-строительного кооператива о занимаемом жилом помещении и составе семьи гражданина, выданная на основании данных лицевого счета или домовой книжки, документы, подтверждающие право на первоочередное вступление в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
10. Решение о принятии граждан на учет принимается исполкомами местных Советов народных депутатов в месячный срок со дня подачи заявления. В решении указывается дата принятия гражданина на учет.
11. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
12. Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления со всеми документами, представление которых возложено на гражданина.
Если заявления поданы несколькими гражданами в один и тот же день, место граждан в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется с учетом степени их обеспеченности жилой площадью, трудовой деятельности, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
13. Документами, подтверждающими право на предусмотренные льготы, являются установленного образца удостоверения, с указанием статей Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", указывающих на льготы гражданина и другие правоустанавливающие документы.
14. Отказ исполнительного комитета Совета народных депутатов в принятии граждан на учет может быть обжалован в исполнительный комитет вышестоящего Совета, а при несогласии с решением по жалобе - в народный суд.
Нормативный документ:
Приказ Министра жилищно-коммунального хозяйства N 24 от 31.03.92 (приложение N 1).
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, БЕЗВОЗМЕЗДНО В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ЗАНИМАЕМЫХ ИМИ КВАРТИР В ДОМАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА
1. Настоящий раздел определяет порядок и условия реализации права граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, на передачу безвозмездно в частную собственность занимаемых ими квартир в домах государственного жилищного фонда.
2. Право на безвозмездную передачу в частную собственность занимаемых гражданами квартир (жилых домов) в домах государственного жилищного фонда имеют участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и приравненные к ним лица, определенные ст. 18 и 19 Закона.
3. Квартиры (жилые дома), расположенные в зоне эвакуации (отчуждения) первоочередного и последующего отселения, передаче в частную собственность, не подлежат.
4. Документы, подтверждающим право на безвозмездную передачу в частную собственность гражданину квартиры (жилого дома) является удостоверение установленного образца либо справка, выданная семье умершего участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
5. Граждане, пользующиеся правом на безвозмездную передачу в собственность занимаемых ими квартир (жилых домов) с письменного согласия всех взрослых членов подают заявления в исполнительный комитет местных Советов народных депутатов, предприятие, объединение, в организацию, в ведении которых находится жилищный фонд.
К заявлению прилагаются:
справка о занимаемом жилом помещении и составе семьи гражданина (копия лицевого счета), выданная жилищно-эксплуатационной организацией
копия плана квартиры (жилого дома), выданная бюро технической инвентаризации после обследования в натуре
копия удостоверения участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, либо справка.
6. Решение о передаче гражданам занимаемых ими квартир в частную собственность принимают исполкомы местных Советов народных депутатов, предприятия, объединения, организации, в ведении которых находится жилфонд.
В решении указывается:
кому передается безвозмездно квартира (жилой дом) и наличие льгот
почтовый адрес квартиры (жилого дома), техническая характеристика (общая площадь, количество жилых комнат и др.)
стоимость передаваемой квартиры (жилого дома), определенная по следующей методике:
по домам, построенным до 1.01.84 г. остаточная стоимость умножается на коэффициент 1,18 (в связи с переходом на новые сметные цены и нормы с 1.01.84 г.) и 1,99 или 1,86 КПД (в связи с переходом на новые сметные цены и нормы с 1.01.91 г.) по домам, построенным после 1.01.84 года, остаточная стоимость увеличивается в 1,99 или 1,86 для КПД (ценовой коэффициент с 1.01.91 г. постановление СМ РБ от 17 января 1991 г. N 18). По домам, введенным в эксплуатацию в 1991 году и позднее, в расчет принимается балансовая стоимость.
7. Льготы, предусмотренные Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" (статьи 18 и 19) распространяются на перечисленных в них граждан независимо от того, являются ли они сами нанимателями жилых помещений или относятся к членам семьи нанимателя.
8. На основании решения исполнительного комитета местных Советов народных депутатов, предприятий, объединений, организаций о безвозмездной передаче гражданам, имеющим на это право, занимаемых ими квартир (жилых домов)
собственники жилых помещений не в полностью приватизированных домах заключают договоры на эксплуатацию и ремонт жилья с жилищно-эксплуатационными организациями местных Советов народных депутатов, предприятий, объединений и организаций, являющимися владельцами жилищного фонда и ежемесячно участвуют в финансировании затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом мест общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем, содержанием придомовых территорий соразмерно занимаемой ими общей площади проводится правовая регистрация в бюро технической инвентаризации.
Владельцу частной квартиры (жилого дома) выдается технический паспорт, домовая книга и регистрационное удостоверение.
9. Отчисление средств на капитальный ремонт мест общего пользования дома осуществляется ежемесячно по нормам амортизационных отчислений на капитальный ремонт жилищного фонда.
10. Частная квартира (жилой дом) в установленном порядке исключается из государственного жилищного фонда и включается в состав индивидуального жилищного фонда.
11. Споры, связанные в передачей в частную собственность граждан занимаемых ими квартир (жилых домов), при наличии установленных Законом льгот, разрешаются вышестоящим в порядке подчиненности органом (в зависимости от принадлежности жилищного фонда), а при несогласии с решением по жалобе - судом.
Нормативный документ:
Приказ Министра жилищно-коммунального хозяйства N 24 от 31.03.92 (Приложение N 4).
О ПОРЯДКЕ ВСТУПЛЕНИЯ ГРАЖДАН, ПОСТРАДАВШИХ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, В ЖИЛИЩНЫЕ ИЛИ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ
1. Настоящий раздел определяет порядок и условия реализации права граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, на внеочередное и первоочередное вступление в жилищные или жилищно-строительные кооперативы.
2. Право на внеочередное вступление в жилищные или жилищно-строительные кооперативы имеют граждане, эвакуированные и отселенные из зон эвакуации (отчуждения), первоочередного отселения и последующего отселения, а также самостоятельно покинувшие эти зоны после аварии.
3. Право на первоочередное вступление в жилищный, жилищно-строительный кооператив имеют:
3.1. Граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалиды, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа лиц, указанных в статьях 13 - 16 и 21 указанного Закона.
3.2. Граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.
3.3. Граждане, принимавшие в 1986 - 1989 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на указанной станции (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной аварии.
3.4. Граждане, принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по дезактивации, строительству, по жизнеобеспечению населения в зонах первоочередного отселения и последующего отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ.
4. Граждане, указанные в пунктах 3.1 и 3.2, право на первоочередное вступление в жилищный или жилищно-строительный кооператив могут реализовать по месту жительства, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий. Эти граждане имеют право на получение беспроцентной ссуды за счет бюджета. Погашение ссуды осуществляется в течение 40 лет, начиная со следующего года после ее получения.
5. Граждане, указанные в пункте 3.3 и 3.4, право на первоочередное вступление в жилищные или жилищно-строительные кооперативы (в городе Минске и областных центрах - при наличии прописки), могут реализовать, в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий, по месту жительства. Эти граждане имеют право на получение беспроцентной ссуды на строительство кооперативной квартиры. Погашение ссуды осуществляется в течение 40 лет, начиная со следующего года после ее получения.
6. Граждане, указанные в пункте 2, право на внеочередное вступление в жилищные жилищные-строительные кооперативы реализуют по новому месту жительства, независимо от наличия прописки в избранном для проживания населенном пункте (кроме города Минска и областных центров). Эти граждане имеют право на получение беспроцентной ссуды на строительство кооперативной квартиры с погашением ее в течение 40 лет, начиная со следующего года после получения ссуды.
7. Граждане, указанные в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подают заявление о вступлении в жилищные или жилищно-строительные кооперативы в исполкомы местных Советов народных депутатов по месту жительства, а граждане, указанные в пункте 2 - по избранному месту жительства.
8. При подаче заявления, к нему прилагаются: справка жилищно-эксплуатационной организации либо правления жилищно-строительного кооператива о занимаемом жилом помещении и составе семьи гражданина, выданная на основании данных лицевого счета или долговой книжки, документы, подтверждающие право на первоочередное вступление в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
9. Решение о принятии граждан на учет принимается исполкомами местных Советов народных депутатов в месячный срок со дня подачи заявления. В решении указывается дата принятия гражданина на учет.
10. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
11. Граждане считаются принятыми на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий со дня подачи заявления со всеми документами, представление которых возложено на гражданина.
Если заявления поданы несколькими гражданами в один и тот же день, место граждан в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий определяется с учетом степени их обеспеченности жилой площадью, трудовой деятельности, состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
12. Документами, подтверждающими право на предусмотренные льготы, являются установленного образца удостоверения, с указанием статей Закона Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС", указывающих на льготы гражданина и другие правоустанавливающие документы.
13. Отказ исполнительного комитета Совета народных депутатов в принятии граждан на учет может быть обжалован в исполнительный комитет вышестоящего Совета, а при несогласии с решением по жалобе - в народный суд.
Нормативный документ: Приказ Министра жилищно-коммунального хозяйства N 24 от 31.03.92 г. (приложение 2).
О ПОРЯДКЕ ПЕРЕДАЧИ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС, ЖИЛЫХ ДОМОВ (КВАРТИР) В ЧАСТНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ПО НОВОМУ МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА
1. Настоящий раздел определяет порядок и условия передачи в частную собственность одноквартирного жилого дома (квартиры) по новому месту жительства.
2. Гражданам, переселяемым в соответствии со статьей 22 настоящего Закона, взамен оставляемых жилых домов (квартир) и строений, принадлежащих им на праве собственности, как правило, предоставляются в частную собственность жилые дома (квартиры) по новому месту жительства. При этом денежная компенсация за утраченные жилые дома и строения им не выплачивается. Если размер компенсации за утраченный жилой дом и строения превышает стоимость предоставленного в частную собственность дома (квартиры), то этим гражданам выплачивается разница в стоимости. В случае выезда граждан за пределы республики им выплачивается компенсация за утраченный жилой дом и строения в полном размере по оценке, определяемой страховыми документами.
3. Граждане, на добровольной основе не получившие компенсации за утраченное имущество (жилые дома, квартиры, строения и др.), подают заявление в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов по новому месту жительства, с согласия всех взрослых членов семьи, о передаче в частную собственность предоставленного им жилого дома (квартиры).
К заявлению прилагаются:
- эвакуационное удостоверение (копия)
- справка (выписка из решения) исполкома местного Совета народных депутатов по прежнему месту жительства об оценочной стоимости утраченного жилого дома (квартиры) и строений
- справка финансового органа по прежнему месту жительства о том, что денежная компенсация не выплачивалась
- копия плана квартиры по новому месту жительства, выданная бюро технической инвентаризации
- выписка из лицевого счета о занимаемой площади предоставленного жилого дома (квартиры) и составе семьи.
4. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов по новому месту жительства рассматривает представленные документы и принимает решение.
В решении указывается:
- кому предоставляется и наличие льгот
- почтовый адрес предоставляемого жилого дома (квартиры)
- техническая характеристика предоставляемого жилья (вид строения, материал стен, количество жилых комнат, общая площадь, стоимость за вычетом износа и т.п.)
- в случае превышения стоимости утраченного гражданином жилья в загрязненной зоне над предоставленным указывается разница в стоимости.
5. Стоимость передаваемого жилого дома (квартиры), принятого в эксплуатацию до 31 декабря 1991 г. определяется исходя из балансовой стоимости жилого дома, пересчитанной с учетом индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, за вычетом стоимости износа, в ценах 1991 года.
По домам, введенным в эксплуатацию в 1992 году и позднее, в расчет принимается балансовая стоимость.
6. Согласно выписки из решения исполкома местного Совета народных депутатов по новому месту жительства (справки исполкома) с указанием размера стоимости, превышающей утраченное жилье над представленным, если она имеется, гражданин вправе получить эту разницу в финансовом органе исполкома по прежнему месту жительства.
7. На основании решения исполкома местного Совета народных депутатов о передаче жилого помещения в частную собственность бюро технической инвентаризации проводит техническую инвентаризацию и правовую регистрацию переданного жилого дома (квартиры).
8. Владельцу выдается технический паспорт, регистрационное удостоверение, в паспортном отделении исполкома - домовая книга.
9. Граждане, получившие компенсацию за утраченный жилой дом и строения в полном размере и получившие жилье на новом месте жительства, приобретают его в частную собственность на общих основаниях.
10. Собственники жилых помещений не в полностью приватизированных домах заключают договоры на эксплуатацию и ремонт жилья с жилищно-эксплуатационными организациями местных Советов народных депутатов, предприятий, объединений, организаций, являющихся владельцами жилищного фонда и ежемесячно участвуют в финансировании затрат, связанных с эксплуатацией и ремонтом мест общего пользования, конструктивных элементов, инженерных систем, содержанием придомовых территорий соразмерно занимаемой общей площадью.
11. Отчисление средств на капитальный ремонт мест общего пользования дома осуществляется ежемесячно по нормам амортизационных отчислений на капитальный ремонт жилищного фонда.
12. Собственники жилых помещений в полностью приватизированном доме вправе самостоятельно определять организации для эксплуатации и ремонта, включая государственные жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные организации.
13. Указанный жилой дом (квартира) в установленном порядке исключается из государственного жилищного фонда и включается в состав индивидуального жилищного фонда.
14. Споры, связанные с передачей в частную собственность граждан занимаемых ими квартир (жилых домов), при наличии установленных Законом льгот, разрешаются вышестоящим в порядке подчиненности органом (в зависимости от принадлежности жилищного фонда), а при несогласии с решением по жалобе - судом.
Нормативный документ: Приказ Министра жилищно-коммунального хозяйства N 30 от 16.04.92. Приложение 1.
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛОЙ ПЛОЩАДИ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС
1. Настоящий раздел определяет порядок предоставления льгот по оплате жилой площади, услуг водопровода и отопления граждан, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Он распространяется на все объединения, предприятия, организации и учреждения Республики Беларусь, предоставляющие вышеуказанные услуги населению, проживающему в домах государственного и общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов и индивидуального жилищного фонда.
2. Льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг в соответствии с Законом Республики Беларусь "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляются:
2.1. На основании статьи 18 Закона - гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой, из числа лиц, указанных в статьях 13 - 16 и 21.
2.2. На основании статьи 19 Закона - гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны эвакуации или занятых в этот период на эксплуатации или других работах на указанный станции (в том числе временно направленным и командированным), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы.
3. Указанная в пункте 2 категория граждан имеет право на:
3.1. Оплату жилой площади в домах государственного жилищного фонда в пределах норм, предусмотренных законодательством (12 кв.м на каждого проживающего), занимаемой этими гражданами - и проживающими совместно с ними членами их семей, а также семьями, получающими пенсии по случаю потери кормильца вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере 50 процентов квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих.
3.2. Скидку в размере 50 процентов с установленной платы за пользование отоплением и водопроводом в домах государственного и общественного жилищных фондов, фонда жилищно-строительных кооперативов и индивидуального фонда.
4. Льготы по оплате жилой площади и коммунальных услуг, предусмотренные пунктом 3 настоящего положения, распространяются на семьи погибших или умерших, на которые распространяются льготы статей Закона 18 и 19.
5. Основанием для предоставления гражданам вышеуказанных льгот является удостоверение образца, установленного Государственным комитетом Республики Беларусь по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, с указанием в нем статей Закона, предусматривающих соответствующие льготы для семей умерших - справка установленного образца.
6. Льготы по оплате жилой площади, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего положения, предоставляются гражданам со времени ввода в действие Закона и по получению ими соответствующих удостоверений.
7. Для получения соответствующих льгот по оплате жилой площади и коммунальных услуг гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, необходимо представить в жилищные органы заявление и предъявить удостоверение и справку, дающие им право на эти льготы.
8. Потери доходов объединений, предприятий и организаций, связанные с предоставлением льгот по оплате жилой площади, услуг водопровода и отопления гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС и проживающим в домах государственного и общественного жилищных фондов, фонда жилищно-строительных кооперативов и индивидуального жилищного фонда, возмещаются районными (городскими) финансовыми управлениями (отделами) за счет средств республиканского бюджета по представлению ими данных о фактически полученных убытках в связи с предоставлением указанных льгот. Сроки и порядок выплаты возмещения определяются на местах.
Нормативный документ: Приказ Министра жилищно-коммунального хозяйства N 24 от 31.03.92 г. Приложение 3.
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СКИДКИ В РАЗМЕРЕ 50 ПРОЦЕНТОВ С УСТАНОВЛЕННОЙ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ГАЗОМ
Гражданам, получающим льготы в соответствии со ст.ст. 18, 19 Закона "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" предоставляется 50-процентная скидка с установленной платы за пользование газом для пищеприготовления и отопления жилых помещений в пределах действующих норм отпуска.
Основанием для получения льгот служит удостоверение, справка установленной формы, с указанием статьи, согласно которой предоставляется льгота.
Указанная льгота распространяется на граждан, проживающих в городской и сельской местностях, независимо от принадлежности их жилого фонда (государственный, кооперативный, индивидуальный) и предоставляется только одному из членом семьи, имеющему на нее право, и не предоставляется, если гражданин имеет льготу за пользование газом на других основаниях, чем предусмотрено данным Законом.
В организациях газового хозяйства ведется учет выпадающих доходов по данной категории льготников.
Возмещение выпадающих доходов предприятиям газового хозяйства, по их расчетам, производят местные финансовые органы за счет средств, выделяемых на ликвидацию последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ 50-ПРОЦЕНТНОЙ СКИДКИ СО СТОИМОСТИ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА ЛИЦАМ, ПРОЖИВАЮЩИМ В ДОМАХ, НЕ ИМЕЮЩИХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ОТОПЛЕНИЯ
Гражданам, получающим льготы в соответствии со ст.ст. 18, 19 Закона "О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС" и проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, предоставляется 50-процентная скидка со стоимости твердого топлива (дрова, каменный уголь и торфяной брикет), приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!