Льготы на имущество физлиц
Налог на имущество физических лиц.
Читайте также:

Имущественные налоги - значение и принципы исчисления
Одним из распространенных местных налогов на территории муниципальных образований РФ является налог на имущество физических лиц.
В странах с развитой рыночной экономикой имущественные налоги являются основными источниками формирования доходов местных бюджетов. Налогообложение доходов физических лиц в налоговой системе РФ - наиболее слабо отрегулированная область налоговых отношений и как результат – крайне низкий уровень налоговых поступлений.
Реформирование данного налога предполагается вести в направлении значительного роста ставки, дифференциации ее в зависимости от вида строений, целей использования и исчисления объекта обложения в оценке рыночной стоимости. В будущем этот налог будет трансформирован в налог на недвижимость.
Плательщики налогов на имущество физических лиц - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории России в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения. Право собственности на различные виды имущества возникает чаще всего при совершении покупки, обмена, дарения, наследства, нового строительства. Факт владения имуществом (после соответствующей регистрации), отнесенным к объекту обложения, причисляет физических лиц независимо от гражданства к плательщикам налога.
Если имущество находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе.
Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом налогоплательщиком может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объектом налогообложения является находящееся в собственности физических лиц следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Налоговая база для исчисления налога определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации (в случае если она не определялась, то налог исчисляется от стоимости имущества, определяемой для расчета сумм по государственному обязательному страхованию).
Инвентаризационная стоимость рассчитывается как восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста ценна строительную продукцию, работы и услуги.
Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (но в пределах, определенных федеральным законодательством) дифференцированно в зависимости от величины налоговой базы и других критериев, например в зависимости от того, жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных или коммерческих нужд, кирпичные, блочные или деревянные строения, помещения и сооружения и т.п.
Льготы . От уплаты налога освобождаются:
- Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трех степеней
- инвалиды 1 и 11 групп, инвалиды с детства
- участники Гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
- лица вольнонаемного состава Вооруженных Сил, участвовавшие в боевых действиях
- граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастроф
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.
Представительные органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков.
В случае возникновения в течение года у плательщиков права на льготы по налогу на имущество они освобождаются от налога начиная с того месяца, в котором возникло право на льготу. Для получения льгот физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы по месту жительства.
При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
Порядок исчисления и уплаты. Налог на имущество физических лиц исчисляется налоговым органом по месту нахождения объектов налогообложения. В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по адресу его места жительства.
Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.
Если у налогоплательщика в собственности имеется несколько объектов налогообложения и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов. Если установлены различные ставки налога в зависимости от типа использования имущества (жилого или нежилого назначения, используемого для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы технической инвентаризации, осуществляющие оценку строений, помещений и сооружений, обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов на имущество физических лиц по состоянию на 1 января.
Органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества, являющегося объектом налогообложения, обязаны сообщать о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации имущества.
В соответствии с законодательством члены жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Физическое лицо уплачивает налог на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевой взнос, а по новым строениям, помещениям и сооружениям - с начала года, следующего за их возведением и сдачей в эксплуатацию.
За вновь возведенные гражданами строения, помещения и сооружения налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением.
Налоговые органы вручают гражданам платежные извещения на уплату налога по месту их жительства не позднее 1 августа. Уплата производится равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. По желанию плательщика налог может быть уплачен в полной сумме по первому сроку уплаты, т.е. не позднее 15 сентября.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Льготы по налогам на имущество физических лиц
Законом № 2003-1 предусмотрен ряд льгот по налогу на имущество физических лиц.
От уплаты налога полностью освобождаются следующие категории граждан:
· Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней
· инвалиды I и II групп, инвалиды с детства
· участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
· лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии
· лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
· военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более
· лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
· члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
· пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации
· гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации
· родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак
Для получения льгот по уплате налогов физические лица, имеющие право на них, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
При утрате в течение года права на льготу исчисление указанных налогов производится, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Закон о налогах на имущество физических лиц не затрагивает установленных в соответствии с общими нормами международного права, а также договорами бывшего СССР и Российской Федерации и законодательством Российской Федерации налоговых привилегий персонала иностранных дипломатических и консульских представительств, других приравненных к ним в отношении налоговых привилегий официальных представительств иностранных государств и международных организаций (Венская конвенция о дипломатических сношениях, совершена 18 апреля 1964 года, ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11.02.64 (Ведомости ВС СССР, 1964, N 18, ст. 221) Венская конвенция о консульских сношениях, совершена 24 апреля 1964 года, присоединение СССР, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16.02.89 N 10138-XI (Ведомости ВС СССР, 01.03.89, N 9, ст. 61)).
Перейти на страницу: 1 2
Новые авторы
Льготы по налогу на имущество физических лиц
Налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц предусмотрены ст. 4 «Льготы по налогам» Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 О налогах на имущество физических лиц (далее-Закон):
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан (в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 25-ФЗ):
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней
(в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 25-ФЗ)
инвалиды I и II групп, инвалиды с детства
(в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 25-ФЗ)
участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии
(в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 25-ФЗ)
лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС , в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 года N 175-ФЗ О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
(в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 45-ФЗ)
военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более
(абзац введен Федеральным законом от 01.01.2001 N 10-ФЗ)
лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
(абзац введен Федеральным законом от 01.01.2001 N 25-ФЗ)
члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
(абзац введен Федеральным законом от 01.01.2001 N 25-ФЗ).
В соответствии с п. 2. ст. 4 Закона налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:
пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации
гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом. воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации
родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак
со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье. студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период такого их использования
с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
(абзац введен Федеральным законом от 01.01.2001 N 168-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 01.01.2001 N 25-ФЗ).
Транспортный налог
Налоговые льготы по транспортному налогу для отдельных льготных категорий граждан, имеющих право на льготы, дополнительно введены с 01.01.2009 г. на территории г. Москвы в соответствии с нормами ст. 4 Закона города Москвы «О транспортном налоге»:
Статья 4. Налоговые льготы
1. От уплаты налога освобождаются:
1) организации, оказывающие услуги по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования, - по транспортным средствам, осуществляющим перевозки пассажиров (кроме такси)
2) резиденты особой экономической зоны технико-внедренческого типа Зеленоград - по транспортным средствам, зарегистрированным на них с момента включения в реестр резидентов особой экономической зоны. Льгота предоставляется сроком на пять лет, начиная с месяца регистрации транспортного средства. Право на льготу подтверждается выпиской из реестра резидентов особой экономической зоны, выданной органом управления особой экономической зоной
3) Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, граждане, награжденные орденом Славы трех степеней, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
4) ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
5) ветераны боевых действий, инвалиды боевых действий - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
6) инвалиды I и II групп - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
7) бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
8) один из родителей (усыновителей), опекун, попечитель ребенка-инвалида - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
9) лица, имеющие автомобили легковые с мощностью двигателя до 70 лошадиных сил (до 51,49 кВт) включительно, - за одно транспортное средство указанной категории, зарегистрированное на этих лиц
10) один из родителей (усыновителей) в многодетной семье - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
11) физические лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.01 года N 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральными законами от 01.01.01 года N 175-ФЗ О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и от 01.01.01 года N 2-ФЗ О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
12) физические лица, принимавшие в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий
13) физические лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь или ставшие инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику, - за одно транспортное средство, зарегистрированное на граждан указанных категорий.
2. Налогоплательщикам, являющимся физическими лицами, льготы, установленные частью 1 настоящей статьи, предоставляются по заявлению налогоплательщика на основании документа, подтверждающего право на льготу. При наличии у налогоплательщика права на получение льгот по нескольким основаниям льгота предоставляется по одному основанию по выбору налогоплательщика.
3. Льготы, установленные частью 1 настоящей статьи, не распространяются на водные, воздушные транспортные средства, снегоходы и мотосани.
4. При возникновении (утрате) права на льготы в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, предшествующих месяцу (следующих за месяцем) возникновения (утраты) права на льготы, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом коэффициент рассчитывается до трех знаков после запятой.
Для предоставления льготы по налогам необходимо представить в инспекцию заявление с приложением подтверждающих документов.
Налог на имущество физических лиц
ВВедение
Налог – обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета.
В странах с развитой рыночной экономикой налоги, кроме выполнения традиционных фискальных функций становятся все более активным инструментом государственной социальной и экономической политики. Налоги – это привычное слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением, как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки. Причина беспокойства, вероятно, заключается в том, что введение с начала 1992 года новой налоговой системы связано в сознании большинства граждан России с массой непонятных изменений по сравнению с привычным порядком налогообложения. Появление новых видов налогов означает для предприятий усложнение расчетов и отчетности по налогообложению, нынешний механизм взимания подоходного налога с граждан требует от налогоплательщиков строгого фиксирования всех полученных в течении года доходов и тщательного заполнения налоговой декларации. Еще одна проблема – соблюдение сроков, установленных для выплаты каждого вида налогов.
В настоящее время многие положения нового Российского законодательства о налогах дискутируется среди депутатов, предпринимателей, хозяйственных руководителей. При этом, как правило, предлагаются изменения и состава, и ставок, и порядка взимания налогов. Основные черты новой системы налогообложения России уже сейчас весьма близки к системам налогообложения стран с развитой рыночной экономикой.
Порядок исчисления
Исчисление налога на имущество юридических лиц производится налогоплательщиком - резидентом Республики Узбекистан исходя из налогооблагаемой базы, исчисленной в соответствии с частью первой статьи 267 настоящего Кодекса, и установленной ставки.
В течение налогового периода налогоплательщики ежемесячно уплачивают текущие платежи, за исключением микрофирм и малых предприятий. Сумма текущих платежей определяется в размере одной двенадцатой части годовой суммы налога на имущество юридических лиц, исчисленной исходя из среднегодовой остаточной стоимости (среднегодовой стоимости) имущества на соответствующий год и установленной ставки. Для исчисления размера текущих платежей налогоплательщик представляет до 20 января текущего года справку по установленной форме в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета.
Уплата текущих платежей в бюджет производится не позднее 25 числа каждого месяца.
Расчет налога на имущество юридических лиц представляется в орган государственной налоговой службы по месту налогового учета нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности.
Сумма налога на имущество юридических лиц, подлежащая уплате, вносится в бюджет не позднее дня, установленного для сдачи расчетов.
Пример: У предприятия стоимость основных средств составила 500 000,0 тысяч сумов.
Начислен износ в сумме 230 000,0 тыс.сум.
Остаточная стоимость составила:500 000,0 тыс.сум - 230 000,0 тыс.сум = 270 000,0 тыс.сум
Сумма налога на имущество составит:270 000,0 х 3,5% = 9 450,0 тыс.сум.
Налог на имущество юридических лиц
Оглавление
Введение………………………………………………………………..
1.Плательщики налога на имущество юридических лиц……………
2.Организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество полностью………………………………………………………………………….
3. Льготы для организаций по уплате налога на имущество…………………
4. Объекты налогообложения…………………………………………………
5. Порядок расчета и уплаты налога на имущество…………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………..
Введение
Для того чтобы понять механизм налогообложения в Российской Федерации, я выбрал тему для курсовой работы «Налог на имущество организаций».
В настоящее время эта тема очень актуальна. Образуется огромное количество предприятий, учреждений и организаций, одни становятся банкротами и закрываются, другие открываются вновь под другим наименованием как в таких меняющихся условиях происходит уплата налога на имущество юридических лиц?
Для того чтобы в этом разобраться, мне потребовалась изучить современное законодательство о налогах на имущество.
Имущество организаций облагается согласно статье 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» (в ред. от 08.01.98 № 1-ФЗ и в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ) также, как и другие юридические лица: предприятия, учреждения, в том числе с иностранными инвестициями.
Налог на имущество организаций относится к категории пря-мых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных эконо-мических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предприятий (субъектов предпринимательской деятельности) -- эф-фективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на имуще-ство юридических лиц отнесен к категории налогов республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (субъектов РФ)( статья 20).
Данный налог зачисляется в равных долях в бюджеты субъ-ектов РФ и местные (районные) бюджеты. Органы представительной власти субъектов РФ вправе корректировать ставку налога в пределах, установленных федеральным законом (максимальный размер 2 %) и вводить для отдельных категорий плательщиков дополнительные льго-ты (в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ). Однако введение и порядок взимания данного налога регулируется Федераль-ным Законом № 2030-1 от 13.12.91 г. «О налоге на имущество пред-приятий» (далее -- Закон РФ «О налоге на имущество») с учетом по-следующих изменений и дополнений. На его основании Инструкция № 33 от 08.06.95 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (далее Инструкция № 33), разъясняющая по-рядок исчисления и уплаты налога. По состоянию на 01.04.2002 г. в текст Закон РФ «О налоге на имущество» внесено 11 поправок, в Инст-рукцию № 33 -- 6 изменений.
Кроме того, следует учитывать и положения части I Налогового кодекса РФ, изменившие налоговый статус филиалов предприятий, которые имеют расчетный счет и самостоятельный баланс. До 01.01.99 г. (момента введения в действие части I Налогового кодекса РФ) они признавались самостоятельными налогоплательщиками, а с 01.01.99 г. выполняют обязанности головной организации по уплате налога.
В первой главе курсовой работы представлен круг плательщиков налога на имущество согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий».
Во второй и третьей главах курсовой работы рассмотрим, кому предоставляются льготы по уплате налога на имущество.
В четвертой главе курсовой работы конкретизируются объекты налогообложения.
В пятой главе - порядок расчета и уплаты налога на имущество.
I . Плательщики налога на имущество
юридических лиц
Круг плательщиков налога на имущество определен ст. I Закона РФ «О налоге на имущество предприятий», а также -- п. I Инструкции ГНС РФ № 33 от 08.06.95 г. «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий», изданной на основании Закона.
В соответствии с данными нормативными актами плательщика-ми налога на имущество предприятий являются юридические лица, а также их структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Плательщиками налога являются иностран-ные и международные организации и их подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в ис-ключительной экономической зоне РФ. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц регулируется Ин-струкцией ГНС РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Рос-сийской Федерации».
При этом отметим, что с момента вступления в действие ч.1 На-логового кодекса РФ, изменился налоговый статус структурных под-разделений организаций, которые имеют отдельный баланс и расчет-ный (текущий) счет. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признают-ся организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодек-сом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом установлено, что филиалы и иные обособленные под-разделения Российских организаций исполняют обязанности этих ор-ганизаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих фи-лиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно ст.5 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Фе-дерации» до введения в действие части второй Кодекса и признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налого-вой системы в Российской Федерации» ссылки в ст. 19 Кодекса на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Учитывая, что в силу ст. 19 Кодекса филиалы и иные обособлен-ные подразделения не являются налогоплательщиками, при рассмотре-нии вопроса о порядке уплаты налога на имущество предприятий орга-низациями, имеющими в своем составе филиалы, а также иные обо-собленные подразделения (как имеющие отдельный баланс и расчет-ный (текущий) счет, так и не имеющие отдельного баланса и расчетно-го (текущего) счета), необходимо руководствоваться нормами ст.7 За-кона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий».
В соответствии со ст.7 Закона организации, в состав которых входят филиалы и иные обособленные подразделения (в том числе с 01.01.2000 филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счета в банке), зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъ-екта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
Понятие обособленного подразделения в содержится в ст.11 На-логового кодекса РФ. Согласно данной норме под обособленным под-разделением организации понимается любое территориально обособ-ленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудо-ваны стационарные рабочие места. Признание обособленного подраз-деления организации таковым производится независимо от того, отра-жено или не отражено его создание в учредительных документах орга-низации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразде-ление. При этом рабочее место считается стационарным, если оно соз-дается на срок более одного месяца.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место -- место, в котором работник должен находиться или в которое ему необ-ходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, то налог на имущество предприятий должен уплачиваться по месту нахождения недвижимого имущества юридического лица (месту государственной регистрации).
Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со ст.83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогопла-тельщики подлежат постановке на учет в налоговых органах.
Организация, в состав которой входят обособленные подразде-ления, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого сво-его обособленного подразделения. Разъяснения по вопросу уплаты фи-лиалами и иными обособленными подразделениями Российских орга-низаций налогов и сборов в связи с введением Налогового кодекса РФ содержаться в письме МНС РФ от 02.03.1999 г. № ВГ-6-15/151.
2. Организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество полностью
Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1, от 06.03.93 № 4618-1, от 03.06.93 № 5093-1 Федеральных законов от 11.1 1.94 № 37-ФЗ, от 25.04.95 № 62-ФЗ, от 23.06.95 № 94-ФЗ, от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 08.01.98 № 1-ФЗ, от 10.02.99 № 32-ФЗ, от 04.05.99 № 95-ФЗ) статьи 4, данным налогом не облагается имущество:
а) бюджетных учреждений и организаций, органов законода-тельной (представительной) и исполнительной власти, органов местно-го самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования
коллегий адвокатов и их структурных подразделений (пп. "а" в Ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от продукции (работ, услуг) (в ред. Закона РФ от 16.07.92 № -1, Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ),
в) специализированных протезно-ортопедических предприятий
(в ред .Закона РФ от 1 6.07.92 №3317-1)
г) используемое исключительно для нужд образования и культуры (в ред. Закона РФ от 6.07.92 № 3317-1)
д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ
е) предприятий народных художественных промыслов (пп. V в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
ж) используемое для образования страхового и сезонного запа-сов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пп. "ж" в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ
общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержа-ние указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность (пп. "з" в ред. Фе-дерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
и) общественных организаций инвалидов, а также других пред-приятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1 Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и орга-низаций Российской академии наук, Российской академии медицин-ских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Россий-ской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспери-ментальную базу
государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспе-риментальные работы составляют не менее 70 процентов (пп. мкм в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет (в ред. Закона РФ от 03.06.93 № 5093-1 Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказа-ния в виде лишения свободы (пп. "м" введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
н) Российского фонда федерального имущества, фондов имуще-ства субъектов Российской Федерации, районов (за исключением рай-онов в городах), городов (за исключением городов районного подчине-ния) (пп. "н" введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
о) специализированных предприятий (по перечню, утверждае-мому Правительством Российской Федерации), производящих меди-цинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназна-ченные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (пп. "о" введен Фе-деральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
п) органов управления и подразделений Государственной про-тивопожарной службы при осуществлении ими своих функций, уста-новленных законодательством Российской Федерации (пп. ипм введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
р) иностранных и Российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и со-держания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предостав-ляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соот-ветствии с межправительственными и межгосударственными соглаше-ниями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правитель-ства Российской Федерации уполномоченными им органами государст-венного управления, (в ред. Федерального закона от 23.06.95 № 94-ФЗ).
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.11.94 № 37-ФЗ, от 25.04.95 № 62-ФЗ)
с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профес-сиональных аварийно-спасательных формирований (пп. "с" введен Федеральным законом от 22.08.95 № 151-ФЗ)
т) используемое исключительно для осуществления деятельно-сти, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, в случае, если такое имущество находится в собственности инвесторов в соот-ветствии с указанными соглашениями, а также в случае, если в соот-ветствии с условиями указанных соглашений такое имущество переда-но инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом, (пп. введен Федеральным законом от 10.02.99 № 32-ФЗ)
3. Льготы для организаций по уплате налога на имущество
Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» ( в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ), статьи 5, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогопла-тельщика
б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны (в ред. Закона РФ от 03.06.93 №5093-1)
в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и пе-реработки рыбы (в ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1)
г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания магистральных трубо-проводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооруже-ний, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоя-нии указанных объектов (пп. V1 в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
д) спутников связи
е) земли
ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, не-обходимых для использования не более трех месяцев в году для обес-печения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования (пп. "ж" введен Законом РФ от 16.07.92 № 3317-1)
з) эталонного и стендового оборудования территориальных ор-ганов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (пп. "з" введен Законом РФ от 22.12.92 №4178-1)
и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей (пп. "и" введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (со-действия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содейст-вия), на срок его использования в данных целях, (пп. "к" введен Феде-ральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ)
Законодательные (представительные) органы субъектов Россий-ской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, (часть 2 в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ).
Предоставление данных льгот основывается на нормах, закреп-ленных в п.5 Инструкции № 33. Показателями, которые дают право на применение данных льгот, могут быть: отраслевая принадлежность предприятия, показатели выручки от определенного вида деятельно-сти, состав работающих. Если предприятие по какому-либо из показа-телей имеет право воспользоваться льготой, то льготируется все его имущество, независимо от функционального назначения или фак-тического использования тех или иных единиц этого имущества.
Например, в соответствии с подп. "в" п.5 Инструкции № 33 льготированию подлежит все имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, в том числе, например, компьютер и легковой автомобиль, не используемые непосредственно для лечения и протезирования.
Предоставление льгот по определенному виду имущества осу-ществляется в соответствии с п.6 Инструкции № 33. При этом льгота предоставляется только при использовании имущества по целевому назначению. Такое имущество может принадлежать любому предпри-ятию, независимо от его отраслевой принадлежности, показателей вы-ручки или состава работающих. Так, например, имущество, используе-мое в целях пожарной безопасности, подлежит льготированию у любо-го его владельца - юридического лица.
Основными требованиями, предъявляемые к имуществу, по ко-торому предприятие пользуется льготным порядком налогообложения, являются
-- раздельный учет льготируемого имущества (данное требова-ние содержится в абз. 18 п.6 Инструкции № 33),
-- использование имущества по целевому назначению.
Если, например, в подвале производственного корпуса находит-ся бомбоубежище, и предприятие намерено учитывать его при расчете льготы по налогу на имущество ( п.6 Инструкции № 33), то данный объект, по стоимости, пропорциональной его площади, должен быть учтен как отдельная инвентарная единица.
Перечень льгот по налогу на имущество содержится в п.5 и п.6 Инструкции № 33. Однако для правомерного использования льгот необходимо учитывать и положения ряда специ-альных документов. Это обусловлено тем, что возможность использо-вания льгот зависит от ряда факторов:
-- отраслевой принадлежностью предприятия (жилищно-строительные кооперативы, научно-исследовательские учреждения)
-- вида выпускаемой продукции и оказываемых услуг (сельско-хозяйственная продукция, образовательные услуги, медицинские услу-ги для детей в возрасте до 18 лет и др.)

-- функционального назначения того или иного объекта основ-ных фондов (объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объекты, используемые для пожарной безопасно-сти, линии связи и энергопередачи и др.).
Поэтому, при применении льгот по налогу на имущество следу-ет руководствоваться нормами, закрепленными в ряде специальных документах. К таким документам относятся:
-- Классификатор отраслей народного хозяйства № 1-75-018,
-- ОбщеРоссийский классификатор продукции ОК 005-93,
-- ОбщеРоссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.
Строго придерживаясь определений, содержащихся в названных документах, предприятие будет застраховано от ошибок при решении вопроса о применении конкретной льготы.
В некоторых случаях для применения льготы требуется решение го-сударственного органа власти или местного самоуправления. Так, согласно действующему налоговому законодательству предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы стоимости имущества, используемого для образо-вания запасов, созданных в соответствии с решениями соответствующих органов государственной власти и управления. К таким запасам относятся основные средства, другие материальные ценности, временно законсерви-рованные или выведенные в резерв в соответствии с решением органов государственной власти и органов местного самоуправления (подп. "ж" п.5 Закона). Основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по нало-гу на имущество являются следующие документы:
-- приказ руководителя о решении перевести на консервацию определенный перечень основных фондов
-- справка с точным перечнем имущества, переводимого на консервацию, стоимость, начисленный износ на определенную дату
-- решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе на консервацию именно этого перечня оборудования.
В тоже время распространенной ошибкой является льготирование по данному основанию законсервированных по приказу руководи-теля (в связи с простоями, отсутствием заказов и т.д.) без наличия со-ответствующего распоряжения органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, в некоторых случаях предприятиями включается в льготу балансовая стоимость производ-ственных и вспомогательных помещений, используемых для содержа-ния законсервированного имущества и оборудования. Такие операции являются нарушением действующего законодательства и ведут к зани-жению налогооблагаемой базы налога на имущество.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что в ряде случаев, если предприятие не может воспользоваться льготой в полном объеме, то можно применить иную льготу и уменьшить сумму налога частично.
Например:
Льгота, предусмотренной подпунктом 6 п.5 Инструкции № 33, ис-пользуется в том случае, если выручка от видов деятельности (произ-водство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции) составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализа-ции продукции (работ, услуг). Если выручка от указанных видов дея-тельности составляет менее 70 процентов, то использование вышеука-занной льготы неправомерно.
Однако сумму налога на имущество можно уменьшить, если воспользоваться другой льготой. Согласно подп. "в" п. 6 для целей на-логообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо учитывать, что к сельскохозяйственной продукции относится продук-ция, включенная в ОбщеРоссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года.
Таким образом, если предприятие имеет документальное под-тверждение того, что данное имущество используется для производст-ва, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, то его стоимость не будет учитываться при расчете налога.
При этом еще раз обращаем внимание на необходимость раздельного учета по льготирумому и нельготируемому имуществу.
Необходимость в раздельном учете возникает и в следующей достаточно типичной ситуации. Многие (особенно крупные) предпри-ятия имеют на балансе объекты основных фондов, которые использу-ются как в предусмотренных для льготирования целях, так и для иных нужд.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!