Льготы детям оставшимся без попечения родителей
Льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Подробности Категория: Общество Просмотров: 136
Как пояснили в областном комитете социального обеспечения, законодательством Российской Федерации установлен целый ряд льгот для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, находящиеся в интернатах, зачисляются на полное государственное обеспечение.
На содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в семьях. выплачиваются ежемесячно денежные средства в размере 6973 рубля.
В соответствии с действующим законодательством сироты, обучающиеся в госучреждениях среднего профобразования или высшего образования по очной форме обучения, зачисляются на полное государственное обеспечение. Им также выплачиваются стипендия, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, они получают одежду, обувь, постельные принадлежности. Выпускники техникумов и вузов обеспечиваются одеждой, обувью, постельными принадлежностями, оборудованием, а также им выплачивается единовременное денежное пособие.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатный проезд на городском, пригородном, а в сельской местности - на внутрирайонном транспорте. Также они могут воспользоваться бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Дети вышеуказанной категории получают бесплатно путевки в оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные организации (при наличии медицинских показаний), им также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.
Одной из значительных мер поддержки детей-сирот является предоставление им жилья в соответствии с законодательством.
Детям-сиротам, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы по области.
КурИнфо новости Курской области
Льготы, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся и студенты из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют соответственно льготы:
1) на внеочередное устройство в дошкольные образовательные учреждения и бесплатное пользование услугами этих учреждений
2) на бесплатное питание в общеобразовательных учреждениях
3) на бесплатное посещение учреждений культуры и спортивных учреждений города Москвы: музеев, выставочных залов, картинных галерей, театров, кинотеатров, парков культуры и отдыха, зоопарка, культурно-массовых мероприятий, спортивных секций, спортивных соревнований (при наличии свободных мест) и других аналогичных учреждений.
2. Детям, чьи родители являются лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке и на льготных условиях предоставляются места в дошкольных образовательных учреждениях. Данная льгота предоставляется также в случаях расторжения брака между указанными лицами, смерти одного из родителей, рождения ребенка одинокой матерью.
3. Реализация льгот, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы.
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться
Оставшихся без попечения родителей
Читайте также:
Ст.ст. 116-178 КоБС Республики Беларусь.
К детям, оставшимся без попечения родителей, относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в случаях:
1. смерти родителей, объявления их умершими или признания безвестно отсутствующими
2. лишения родителей родительских прав либо отобрания их у родителей без лишения родительских прав
3. признания родителей недееспособными (ограниченно дееспособными)
4. длительного отсутствия родителей (нахождения в лечебных учреждениях, отбывания наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождения в местах содержания под стражей в качестве подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений)
5. уклонения родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказа родителей взять своих детей из учебно-воспитательных, лечебно-профилактических учреждений, учреждений социальной зашиты населения и других аналогичных учреждений
6. иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
К формам устройства детей, оставшихся без попечения родителей относится:
1. усыновление (удочерение)
2. передача детей под опеку и попечительство
3. передача на воспитание в приёмную семью
4. устройство детей в государственные и негосударственные детские интернатные учреждение на патронатное воспитание.
Приёмная семья является формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приёмная семья образуется на основании договора о передаче ребёнка на воспитание в семью и трудового договора.
Приёмные родители обязаны воспитывать ребёнка, заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни.
На содержание каждого приёмного ребёнка приёмной семье выплачиваются ежемесячно денежные средства в размерах, установленных для воспитанников приёмных семей.
Приёмные родители имеют право на оплату их труда, связанного с воспитанием и содержание приёмных детей, а также право на льготы, установленные для приёмной семьи законодательством Республики Беларусь.
Договор о передаче ребёнка в приёмную семью прекращается:
n в связи с истечением срока его действия
n в связи с достижением приёмным ребёнком совершеннолетия.
Патронатное воспитание детей - это форма устройства воспитанников детских интернатных учреждений, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя, при этом происходит распределение обязанностей по защите законных прав и интересов ребёнка между патронатным воспитателем, органом опеки и попечительства и непосредственно учреждением, передающим ребёнка на патронатное воспитание.
Непосредственно опеку и попечительство на несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, до достижения детьми совершеннолетия осуществляют те детские интернатные учреждения, которые являлись опекунами или попечителями детей, на момент передачи их на патронатное воспитание.
В семью патронатного воспитателя ребёнок помещается на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребёнок. Обязанности патронатным воспитателем выполняются возмездно.
Опека устанавливается над лицами, не достигшими 14 лет (малолетними), а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.
Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами.
Основанием установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми является факт утраты ими родительского попечения в случаях:
а) смерти родителей или объявления их умершими в судебном порядке
б) лишения родителей родительских прав или ограничения в родительских правах
в) признания родителей недееспособными
г) признания родителей безвестно отсутствующими
д) болезни или длительного отсутствия родителей
е) уклонения родителей от воспитания детей либо отказа родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждений.
Для непосредственного осуществления обязанностей по опеке и попечительству орган опеки и попечительства назначает опекуна или попечителя.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Опекун или попечитель назначаются не позднее месячного срока с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки или попечительства На основании решения органа опеки и попечительства ему выдается опекунское удостоверение на право представления интересов подопечного.
Не могут быть назначены опекунами и попечителями:
- лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными
- лица которые по состоянию здоровья не могут осуществлять права и выполнять обязанности опекуна, попечителя
- лица, лишенные судом родительских прав
- лица, бывшие усыновителями, если усыновление было отменено вследствие ненадлежащего выполнения усыновителем своих обязанностей
- лица, отстраненные от обязанностей опекуна или попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Не назначаются опекуны и попечители над несовершеннолетними, воспитание которых осуществляется полностью детскими интернатными учреждениями. Обязанности опекунов и попечителей в этом случае выполняет администрация соответствующего учреждения.
Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством, создании этим лицам необходимых бытовых условий, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы.
Опекуны, попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их физическом развитии и обучении, готовить их к труду.
Опекуны, попечители вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой, попечительством, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства.
Опекуны и попечители должны лично выполнять своих обязанности, поэтому они не вправе передавать несовершеннолетних на воспитание другим лицам либо без разрешения органов опеки и попечительства передавать их в детские интернатные учреждения.
Для выполнения воспитательных функций опекуны и попечители обязаны проживать совместно со своими несовершеннолетними подопечными. В отдельных случаях органом опеки и попечительства может быть дано разрешение на раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим 14-летнего возраста, если такая необходимость связана с получением образования или работой.
Тема 9. Усыновление (удочерение)
Ст.ст. 116-178 КоБС Республики Беларусь
Усыновление - это юридический акт, основанный на судебном решении, в результате которого усыновлённые и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновлённым и их потомству во всех личных и имущественных правах и обязанностях приравниваются к родственникам по происхождению.
Усыновление влечёт за собой следующие правовые последствия:
а) установление правовой связи между усыновителем (усыновителями) и усыновлённым ребёнком, а также между усыновлённым ребёнком и родственниками усыновителя
б) прекращение правовой связи усыновлённого ребёнка с его родителями и другими родственниками по кровному происхождению.
Таким образом, усыновление одновременно является и правопрекращающим, и правообразующим юридическим фактом.
Перечень условий, при наличии которых возможно усыновление:

1. Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних (лица, достигшие 18 лет не могут быть усыновлены), утративших родительское попечение, и только в их интересах.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей, единственный или оба родителя которых:
б) лишены родительских прав
в) дали согласие на усыновление ребёнка
г) признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или объявлены умершими
2. Усыновителями могут стать совершеннолетние лица обоего пола, а также несовершеннолетние лица, которые приобрели полную дееспособность
Из числа будущих усыновителей исключены:
а) лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными
б) супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным
в) лица, лишённые судом родительских прав или ограниченные судом в родительских правах
г) лица, отстранённые от обязанностей опекуна, попечителя за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей
д) бывшие усыновители, если усыновление было отменено судом по их вине
е) лица, которые на момент усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребёнку прожиточный минимум, установленный на территории Республики Беларусь
ж) лица, не имеющие постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям
з) лица, имеющие на момент усыновления судимость за умышленное преступление
и) лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права и обязанности.
3. Разница в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребёнком должна быть не менее 16 лет.
Введение данной нормы обусловлено стремлением законодателя придать отношениям между усыновителем и усыновляемым характер, максимально приближённый к отношениям между родителями и детьми, в том числе и по возрастным параметрам.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Полезные ссылки
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены особые условия постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нормативные правовые акты, устанавливающие такой порядок, - Закон Республики Беларусь О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 565 О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений (далее - Положение).
Так, согласно п.2 Положения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа таких детей (лица в возрасте от 18 до 23 лет) могут состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в семье родителей. Законодательством установлены случаи, когда сироты пользуются таким правом, а именно если они:
- не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений
- проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям признания нуждающимися в улучшении жилищных условий
- при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям
- не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом.
Нуждающимися в улучшении жилищных условий также признаются лица, которые на день вступления в силу Положения обучались в государственных учреждениях профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется местным исполнительным и распорядительным органом по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо местным исполнительным и распорядительным органом - по месту работы, предоставленному при распределении, направлении на работу на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей, а также подтверждающих наличие оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.63.1 Положения, дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на внеочередное получение жилых помещений социального пользования государственного жилищного фонда в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 6 месяцев после отчисления из учреждений профессионально- технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 6.01.2012 13 О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в отношении которых принято решение об эмансипации или которые вступили в брак, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют право на совместное использование льготного кредита и одноразовой субсидии на строительство жилых помещений. Льготный кредит предоставляется в размере 20% ставки рефинансирования Национального банка, действующей на дату утверждения списков на получение льготных кредитов, но не менее 5 процентов годовых.
"Льготники". Социальные бонусы для сирот: можно не служить в армии и пренебречь распределением после вуза
Видеоинженеру Денису Костюкевичу – 34 года. Он живет в социальной квартире в Каменной Горке и планирует строить дом на участке, который получил в собственность также благодаря статусу сироты. Денис согласился честно и откровенно рассказать о том, как в период взросления ему помогало государство и отдельные чиновники.
Белорусы живут в социально ориентированном государстве – что это значит для каждого из нас? Сироты, инвалиды, чиновники, пенсионеры, студенты, сотрудники правоохранительных органов, многодетные родители – на какие льготы мы имеем право и легко ли их получить? На TUT.BY стартует новый проект о том, какую поддержку мы получаем от государства. Первый выпуск "Льготников" посвящен правам взрослых сирот.
В законе о социальных гарантиях сирот (2005 года) прописаны их возрастные категории и положенные им льготы. До 18 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении. С 18 и до 23 лет их называют лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – государство наделяет их рядом преимуществ по сравнению с другими юношами и девушками. В 23 года статус сироты снимается, и он лишается большинства льгот. Для упрощения в тексте мы будем пользоваться общим термином "сироты" для всех возрастных категорий.
Поступление: минимальные баллы за ЦТ и не ниже 6 по этим предметам в аттестате
Герой нашего материала – "отказной". 24-летняя мать отказалась от него еще в роддоме, поэтому все детство и юность Денис провел в казенных домах. В 1997 году молодой человек окончил 9 классов в Мстиславской школе-интернате для детей-сирот. Возможности продолжить учебу в школе у него не было, поэтому пришлось думать, куда поступать. Денис попробовал прорваться в столицу – подал документы в Высший государственный колледж связи.
В школе-интернате отпускать парня в столицу не хотели, настаивали на том, чтобы он остался в Могилевской области. Он был единственным в классе, кто настоял на своем, но экзамены провалил. Как сейчас вспоминает, набрать нужно было минимальные баллы, но в тот момент он был подготовлен плохо.
В итоге молодого человека отправили в училище, где он получил специальность токаря-фрезеровщика. Кормили в столовой там бесплатно, место в общежитии предполагалось само собой.
На деньги от государства купил стиральную машину
Поскольку на момент учебы в училище нашему герою еще не было 18 лет, он продолжал находиться на полном государственном обеспечении. Но в отличие от детского дома, теперь ему давали на руки ежемесячное пособие, а в конце года выделяли деньги на одежду. По словам Дениса, сумма была неплохой: можно было купить куртку, костюм, джинсы, кофту, несколько рубашек, то есть одеться без проблем.
Благодаря тому, что Денис каждый год, начиная с 5 класса, ездил в Англию по специальной программе, одежду ему всегда покупали "иностранные родители". А деньги, полученные от государства во время учебы, он мог потратить на что-то другое. Например, купил стиральную машину "Малютка" и даже зарабатывал на ней: однокурсники платили за возможность постирать. Помогала в быту и покупка швейной машинки: еще во время учебы в школе-интернате Денис научился шить.
Что касается поездок за границу, то в школьные годы парень успел повидать мир. Первый раз он съездил в Польшу – почти сразу после развала Советского Союза. Потом каждое лето на месяц отправлялся в Англию (и продолжает ездить до сих пор). Остаток каникул ребята проводили то в Молдове, то в России – в различных лагерях, и в белорусских домах отдыха, например, на Нарочи.
В армию – по собственному желанию
После окончания училища Денис снова попробовал покорить "вышку". Поступал в БГУ на физический факультет, но недобрал 3 балла. Пришлось пойти в армию. Сегодня сирот от обязанности служить освобождают. То есть они могут пойти в армию только по собственному желанию, причем ограничение "до 23 лет" в данном случае не работает.
Собеседник считает, что "некоторых сирот надо обязательно брать в армию: а то или сопьются, или еще что-то произойдет". Во время службы Денис каждый месяц получал денежное пособие. Кроме того, ему начисляли небольшую сумму за должность прапорщика. Поэтому жил в этот период он относительно сытно: полученные от государства деньги тратил в "чайной" на конфеты и пирожные.
После окончания службы у Дениса наступили непростые времена: ему негде было жить. Дело в том, что молодой человек не отказался от идеи учиться в вузе. Но социальная служба ПТУ, которое он закончил, не занималась абитуриентами. Их задача была устроить своих выпускников (пусть даже после армии) на работу и закрепить за ними место в общежитии от предприятия. Те, кто поступал, оказались без жилья.
Бесплатное общежитие и ежегодная матпомощь
Дениса на время подготовки к поступлению приютил бывший мастер из ПТУ. Несколько месяцев молодой человек ходил к репетитору, которого нашел еще до службы в армии (тогда деньгами помогли англичане). На этот раз репетитор помогала ему бесплатно: ей очень хотелось, чтобы парень учился в вузе. Третья попытка оказалась удачной: Денис стал студентом факультета радиофизики и компьютерных технологий БГУ.
В университете парню сразу же предоставили бесплатное место в общежитии. Как и во время учебы в училище, ему ежемесячно платили пособие и раз в год давали деньги на одежду. По словам Дениса, он чувствовал себя не беднее других студентов, питался нормально.
Во время учебы Денис Костюкевич ездил в общественном транспорте бесплатно - раньше единый билет давал такую возможность. Сейчас оплата проезда обязательна уже после 18 лет.
После 23 лет сироты теряют поддержку государства
23-летие в финансовом плане для Дениса стало не самым приятным событием. Когда в 2005 году был принят соответствующий закон (о социальных гарантиях детей-сирот), он учился на 2 курсе. Узнав о том, что теряет статус сироты, Денис был в шоке. Пришлось совмещать учебу с работой столяром в общежитии и жить на одну зарплату. В непростой ситуации тогда оказался не только наш герой: вместе с другими ребятами он писал обращения в различные инстанции.
В 2006 году было принято постановление Совета министров, согласно которому учащимся, которые уже получали государственное обеспечение до вступления закона в силу, по достижении 23 лет всю помощь сохраняли – до окончания обучения. Денису тогда не только восстановили гособеспечение, но даже возместили выплаты за те полгода, когда он не считался сиротой.
В тот момент наш герой впервые всерьез задумался о том, как быть с жильем. Изучил закон и пришел к неутешительному выводу, что на социальную квартиру после 23 лет теперь он рассчитывать не мог (а раньше ограничений по возрасту не было). В администрации Московского района в постановке на очередь ему отказали. Предложили сначала определиться с работой, а потом уже решать вопрос с жильем.
"Подъемные" по окончании учебы и возможность не отрабатывать распределение
На пятом курсе для Дениса пришло время распределения. В Могилеве, откуда он приехал, рабочих мест по специальности не было, поэтому парня хотели отправить в Пинск. Он не согласился: "Вы хотите меня бросить туда, где я никого не знаю" и попросил оставить его в Минске. Молодому человеку пошли навстречу, но работу в столице он искал самостоятельно.
Поскольку еще во время учебы Денис научился монтировать видеоролики, он решил попытать счастья на телевидении – и его сразу приняли на СТВ. Туда же распределился. Началась по-настоящему взрослая жизнь. От университета молодой человек получил "подъемные" и начал снимать квартиру вместе с друзьями по общежитию.
Социальное жилье получить не всегда просто
С невозможностью получить свое жилье Денис Костюкевич смириться не мог. Он снова попытался стать в социальную очередь на улучшение жилищных условий уже в Центральном районе Минска, но у него в очередной раз отказались принимать документы, ссылаясь на новый закон и утраченный им статус сироты. Денис признается: он побывал на личном приеме у многих чиновников и даже успел поругаться с некоторыми из них. Молодой человек настаивал на том, что в 23 года он учился в вузе, и согласно постановлению Совета министров имеет полное право на все льготы от государства, в том числе социальное жилье.
В итоге молодого человека сначала поставили на очередь, потом сняли, а затем снова восстановили со словами: "Если снимем еще раз, не обижайтесь" . Параллельно Денис встал на очередь нуждающихся от работы, а также по месту прописки в Колодищах – там ему обещали дать бесплатный участок для строительства жилья. Несколько лет наш герой стоял в трех очередях, и ни в одной из них не было подвижек.
Пока Денис ждал своей очереди на жилье, он не терял времени. Поступил в Академию искусств, где решил получить специальность режиссера. Учился на платном отделении, как и другие студенты, получающие второе высшее образование после учебы на бюджете.
Квартира и участок в Колодищах: "Надо хорошо знать законы"
В один день Денису позвонили с предложением построить квартиру или взять социальное жилье, а также предложили бесплатный участок площадью 14 соток. От строительства квартиры с привлечением льготного кредита наш герой отказался сразу: решил, что не потянет. И через полгода после звонка из Мингорисполкома с удовольствием заселился в 1-комнатную социальную квартиру в Каменной Горке. Через год Денису также дали участок.
По словам Дениса, получение сразу двух "плюшек" от государства не противоречит закону: он имел право стоять в разных очередях. На участке наш герой хочет построить 2-этажный деревянный дом, где сможет в тишине монтировать свои видеопроекты и никому не мешать. Проект дома уже готов.
– В итоге я многим своим одноклассникам помог, которые никак не могли получить квартиру, хотя уже давно стояли в очереди. Им предлагали строительство и льготный кредит, а я объяснял, что с обычной зарплатой такой кредит выплатить сложно, лучше брать социальное жилье. У одного вообще получилось так, что он не отказывался от родительского жилья, а в итоге нашлась записка, что он якобы отказался (о происхождении этого документа он не знал. - Прим. TUT.BY ). Такие ситуации происходят постоянно, но с этим можно бороться, если знать законы. Еще часто делают так, что распределяют на работу людей по месту их рождения. И в итоге закрепляют за ними родительское жилье, которое непригодно для жизни. У меня есть знакомый, которому отремонтировали одну комнату, а вся остальная квартира осталась асоциальной…
Помощь ощутима, но зависит от чиновников на местах
Денис Костюкевич считает, что поддержка сирот в Беларуси зависит от конкретных чиновников. По законам все выглядит красиво, но реальность зависит от того человека, который занимается твоими документами. В целом, считает собеседник, для него помощь от государства была ощутимой.
– На мой взгляд, сирот нужно лучше готовить к самостоятельности. Когда им все время говорят, что государство "должно", они привыкают к этому, становятся эгоистами, считают, что для них все должно быть бесплатно. Ведь если вы воспитываете своего сына, вы же не даете ему все и сразу? Я знаю людей, которые получили жилье и угробили его. Здесь нужна "золотая середина" в воспитании.
Юрист Владимир Климов когда-то тоже имел статус сироты, а сейчас помогает ребятам, выросшим без родителей, защищать свои права. Он соглашается с Денисом в том, что государство неплохо поддерживает сирот. Все описанные выше льготы, по его мнению, действительно работают на практике. Главное – самому человеку иметь желание их получить.
– По моему опыту, все сироты знают об этих льготах, потому что это обязанность каждого учреждения образования – обеспечить государственным пособием, выдать единый билет, рассказать о льготах, а пользоваться этими преимуществами или нет – это уже решает сам сирота.
Владимир Климов поступал на юрфак БГУ по общему конкурсу (одна из специальностей, которая закрыта для плохо успевающих сирот). Он считает, что попасть в вуз сиротам сегодня не составляет труда, как, впрочем, и другим абитуриентам, поскольку на многие специальности (к примеру, педагогические) берут ребят с откровенно низкими баллами.
Что касается гособеспечения во время учебы, то, по мнению юриста, сумма рассчитана правильно. В противном случае легко породить иждивенчество.
Юрист Владимир Климов
– Размер пособия подразумевает, что человек на него не будет покупать спиртное, сигареты, посещать какие-то клубы. Этих денег должно хватать на питание, одежду, конечно, не "Дольче Габбана", а белорусскую "Калинку", например. Если взять ребенка, у которого есть родители, они ведь не тратят на него всю зарплату? Ведь тоже получается какая-то часть, в пределах 2 миллионов, наверное. А если учесть компенсацию по оплате общежития, бесплатные мероприятия, материальную помощь раз в год, стипендию, получается очень неплохая сумма. Если еще и пойти подрабатывать, вполне можно неплохо жить.
Единственное, что не помешало бы сиротам во время учебы, считает специалист, это бесплатный проезд в общественном транспорте. "Насколько мне известно, когда принималось соответствующее решение, Министерство образования выступало за сохранение этой льготы, но тогда его не поддержали".
Что касается необычной льготы, связанной с распределением, по информации юриста Владимира Климова, такие прецеденты случаются. Ребят действительно освобождают от возмещения затрат на их обучение, если они не отрабатывают положенный срок. "Тут работает такой принцип: что с него взять?"
Помощь в трудоустройстве, рассказывает Владимир, сиротам получить легко, но только если речь идет о рабочих специальностях. Когда льготник, к примеру, оканчивает юридический факультет, никто не обязуется ему предоставить работу юристом. А вот направить в маляры и штукатуры – всегда пожалуйста. Впрочем, широкий выбор вакансий по рабочим специальностям сегодня есть у всех белорусов, не только у сирот.
Самый распространенный вопрос, с которым сироты сегодня обращаются за консультацией к Владимиру Климову, касается получения социального жилья. В основном сложности возникают со сбором необходимого пакета документов, а также с несоблюдением сроков предоставления жилья.
– В 6-месячный срок далеко не все получают квартиры. Проблема в том, что в небольших городах вводится в эксплуатацию мало жилья. Обычно ждать квартиру приходится больше полугода. Социальное жилье сейчас дают чаще всего в новостройках. Я вообще не могу назвать случаев, чтобы кому-то дали "хрущевку" или полуразрушенную квартиру - только новое жилье.
Строить жилье с привлечением кредитов, говорит Владимир, из сирот сейчас мало кто берется, потому что "народ в последнее время не хочет работать" . При этом сдавать социальное жилье сиротам запрещено под страхом изъятия квартиры, но Владимир не припомнит подобных примеров.
Иногда сирота не может добиться полагающегося ему по закону жилья, но проблемы в таких случаях связаны, скорее, не с общим законодательством, а с беззаконием на местах, считает юрист. Например, по решению суда за сиротой закрепляют жилье в доме по конкретному адресу, а по факту его нет, поскольку дом снесли. Или, допустим, сироту незаконно выселяют из родительской квартиры – такие случаи разбираются в частном порядке.
Что касается отмены большинства льгот в 23 года, по мнению Владимира, в этом нет ничего странного. Как правило, в этом возрасте студент заканчивает вуз и обязан начать осознанную, самостоятельную жизнь. "Государство ведь не может его содержать до пенсии?" – задается вопросом юрист.
Основные положения о льготах, которые имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содержатся в Законе "О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (2005 г. в ред. 2014 г.).
Кроме того, при подготовке материала были использованы следующие документы:
Постановление Совета министров от 06.07.2006 № 840 (в ред. 2014 г.) "О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также содержании детей в социально-педагогических центрах, специальных учебно-воспитательных учреждениях, специальных лечебно-воспитательных учреждениях, приемниках-распределителях для несовершеннолетних".
Указ Президента Республики Беларусь от 06.09.2011 № 398 "О социальной поддержке обучающихся".
Жилищный кодекс Республики Беларусь от 28.08.2012 г. (ранее 1999 г.).
Указ Президента Республики Беларусь от 16.12.2013 № 563 "О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений".
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13.01.2011.
Закон Республики Беларусь "О воинской обязанности и воинской службе" от 5.11.1992 г.
Указ Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 "О правилах приема в высшие и средние специальные учебные заведения" (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.2014 г. №130)
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 17.11.2006 № 1549 "Об утверждении положений о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета и о порядке и условиях оказания материальной помощи безработному и членам его семьи, а также гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации".
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 14.06.2006 № 748 "Об утверждении Положения о порядке выдачи единого билета, условиях и сроках пользования им".
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 16.04.2008 № 565 "О взимании платы за прием и оформление документов для участия абитуриентов в централизованном тестировании и внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета министров Республики Беларусь".
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 26.05.2006 № 665 "Об утверждении Положения о порядке предоставления скидок со сформированной стоимости обучения студентам и учащимся, получающим среднее специальное образование, в государственных учреждениях образования и размерах этих скидок".
Постановление Совета министров Республики Беларусь от 31.05.2013 № 433 "Об утверждении Положения о постинтернатном сопровождении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Статья 29. Закона РБ О Правах Ребенка
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на особую заботу государства. В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, им предоставляются государственное обеспечение и иные гарантии по социальной защите.
Органы опеки и попечительства, иные организации, уполномоченные законодательством Республики Беларусь осуществлять защиту прав и законных интересов детей, должны предпринимать все меры по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью. При этом дети с учетом их интересов подлежат преимущественному устройству в семьи родственников детей либо в семьи граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих на территории Республики Беларусь.
В порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, усыновление (удочерение) являющихся гражданами Республики Беларусь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установление опеки (попечительства) над являющимися гражданами Республики Беларусь детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, допускаются гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающими на территории иностранного государства, иностранными гражданами и лицами без гражданства. В этом случае за детьми сохраняются права на гражданство, имущество, жилье, иные личные неимущественные и имущественные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при невозможности устройства их на воспитание в семью подлежат устройству в детские интернатные учреждения.
В целях полноценного физического, интеллектуального и духовного развития, подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на государственном обеспечении в опекунских семьях, приемных семьях, детских домах семейного типа, детских интернатных учреждениях, создаются все необходимые условия, приближенные к семейным, обеспечивается сохранение их родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций.
Другие статьи закона
Статья 19. Право на имущество
Статья 20. Право на имя
Статья 21. Социальная защита семьи государством
Статья 22. Приобщение к национальной и мировой культуре. Право на защиту от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка
Статья 23. Право на образование
Статья 24. Право на труд
Статья 25. Право на отдых
Статья 26. Право на свободу объединений
Статья 27. Право на защиту чести и достоинства
Статья 28. Право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, от посягательства на тайну корреспонденции
Статья 30. Исключена.
Статья 31. Права детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития
Статья 32. Обеспечение безопасности детей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций
Статья 33. Запрещение участия детей в военных действиях
Статья 34. Права детей-беженцев
Расскажите о льготах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при решении их жилищных вопросов
В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены особые условия постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Нормативные правовые акты, устанавливающие такой порядок, - Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) и Положение о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 29.11.2005 № 565 «О некоторых мерах по регулированию жилищных отношений» (далее - Положение).
Так, согласно п.2 Положения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа таких детей (лица в возрасте от 18 до 23 лет) могут состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с даты первоначального приобретения статуса детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а в случае смерти родителей, состоявших на таком учете, - с даты их постановки на учет в семье родителей. Законодательством установлены случаи, когда сироты пользуются таким правом, а именно если они:
- не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений
- проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям признания нуждающимися в улучшении жилищных условий
- при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по общим основаниям
- не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.
Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (3 и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в этом жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом.
С 01.01.2011 учет граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях, входящих в пространственные пределы сельсоветов (за исключением поселков городского типа и городов районного подчинения), осуществляется соответствующими сельскими исполнительными комитетами, а учет граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования (в том числе дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа), - районными исполнительными комитетами.
Статьей 12 Закона для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены следующие гарантии:
- право на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда. Так, лицам указанной категории жилые помещения социального пользования государственного жилищного фонда предоставляются в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение 6 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования, по окончании срочной военной службы
- право на получение льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством. Согласно подпунктам 1.10 и 1.11 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.04.2000 № 185 «О предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений» граждане данной категории имеют право на внеочередное получение льготного кредита, а также на совместное использование льготного кредита и безвозмездной субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения
- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли.
Порядок сохранения права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда, из которого они выбыли, определен ст.12 Закона, нормами Указа Президента Республики Беларусь от 09.08.2007 № 378 «О некоторых вопросах обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В силу п.2 ст.12 Закона в течение 2 месяцев после приобретения детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, дееспособности в полном объеме либо по их желанию в течение 2 месяцев после прекращения обучения в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования, по окончании срочной военной службы местный исполнительный и распорядительный орган (другой государственный орган, иная государственная организация, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находятся жилые помещения государственного жилищного фонда) обязан предоставить им ранее занимаемое жилое помещение государственного жилищного фонда, соответствующее установленным для проживания санитарным и техническим требованиям.
Согласно п.1 ч.3 ст.12 Закона и п.11 Положения гарантии права на получение жилого помещения социального пользования государственного жилищного фонда, льготных кредитов, одноразовых безвозмездных субсидий и иных форм государственной поддержки для строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения в соответствии с законодательством предоставляются детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местными исполнительными и распорядительными органами по месту первоначального приобретения статуса детей-сирот или статуса детей, оставшихся без попечения родителей, либо по месту предоставления им первого рабочего места.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!