Льготы налог недвижимость Россия
Порядок расчета нового налога на недвижимость, особенности и льготы
Приближение 2015 года с каждым днем все больше беспокоит собственников недвижимости, поскольку он принесет им новый налог, который заменит прежний обязательный платеж за имущество. Полемики по вопросу введения нового налога на недвижимость достаточно много: одни эксперты считают, что это позволит более правильно рассредоточить налоговую нагрузку, другие – что увеличит давление на налогоплательщиков в 3-5 раз. Имеет смысл разобраться, что же в реальности принесет новый налог на недвижимость в 2015 году?
Основные положения
Думой РФ уже утверждена новая 32-я глава Налогового кодекса страны, которая подробно описывает налог на имущество физических лиц, а также обновленный порядок его расчета и взимания. Основными положениями нововведения можно считать:
Стоит отметить, что вопрос о введении нового налога на недвижимость обсуждался ещё в 2004 году. Однако на тот момент кадастровая стоимость большинства объектов недвижимости в РФ оставалась неизвестной, а ведь именно она в большей степени приближена к рыночной цене жилья.
Первые платежи гражданам придется осуществлять только в октябре 2016 года. В 2015 же году во всех регионах налог будет взиматься по старой системе. Кроме того, во многих регионах прежняя система налогообложения и вовсе будет действовать до 2020 года, поскольку именно этот срок считается крайним, а все остальное – на усмотрение муниципальных властей.
Налогом на недвижимость будут облагаться такие виды имущества, как:
Обязанность уплачивать налог будет возложена на собственников имущества. Процесс его взимания начнется с того момента, как региональные чиновники установят обновленный порядок расчета и взимания налога. Тем не менее, к 2020 году вся Россия должна перейти на новую систему.
Особенности расчета
Расчет суммы, как и ранее, будут осуществлять налоговые инспекторы на местном уровне, и рассылать уведомления налогоплательщикам. Что касается налоговых ставок, то в новом варианте они определились на следующем уровне:
Данные ставки считаются базовыми. В свою очередь, местные власти имеют право снижать их до нуля или повышать – но не более чем в 3 раза (например налоги на малый бизнес они могут повышать в 10 раз).
Предполагаются и некоторые обязательные вычеты из площади:
Очевидно, что если площадь жилья оказывается в пределах указанных вычетов, такой объект недвижимости и вовсе не облагается налогом. Кроме того, если на одного собственника оформлено срезу несколько объектов, то вычеты будут распространяться на каждый из них.
Пример расчета
В собственности у налогоплательщика имеется квартира, площадью 60 квадратных метров. Что касается кадастровой цены, то она составляет 5 миллионов рублей. Общая сумма обязательного платежа в казну по данному объекту недвижимости будет определяться следующим образом:
Получается, что в месяц владелец такой квартиры заплатит в казну всего 277 рублей, что немногим отличается от налога на имущество, рассчитываемого по инвентаризационной стоимости.
Льготы
Предполагается, что в льготах физические лица будут ограничены. К примеру, такие категории граждан, как пенсионеры, многодетные семьи и военные смогут рассчитывать на снижение налога только по одному объекту принадлежащей им недвижимости. Так, если у пенсионера имеется квартира и дачный участок, то льготы коснуться только одного из объектов.
В списки льготников попадут такие категории граждан, как:
Следует также отметить, что региональные власти вправе самостоятельно определять ставку налога и формировать дополнительные льготы по нему. Кроме того, в течение первых пяти лет предполагается поэтапное введение нового обязательного платежа в бюджет. В частности, в первый год налоговые инспектора обязаны вывести разницу между кадастровой и инвентаризационной стоимостью и умножить её на специальный коэффициент равный 0,2. В последующие годы он будет постепенно увеличиваться и составит 0,4, 0,6, 0,8 соответственно. Это обеспечит более мягкий переход к новой системе налогообложения.
Таким образом, к 2020 году будет реализован полный переход к взиманию нового налога на недвижимость. Ближайшие несколько лет покажут состоятельность и эффективность этого обязательного платежа. Главной же целью, которая должна быть достигнута реформой системы налогообложения в России должно стать формирование более эффективного механизма распределения налоговой нагрузки.
Налог на недвижимость в России в 2014 году
Все уплаты по налогу на недвижимое имущество исполняется в соответствии с НК РФ глава 2, ст. 375. Согласно закону налогом имеют право облагать такие виды недвижимого имущества:
В России, статья кодекса о налогах предусматривает, что максимальная ставка налогообложения недвижимости не может превышать отметки 2,2%. Так в Москве этот порог до 2016 года увеличиться с 1,5% до 2,0%, а для других субъектов – с 1,0% до 2,0%.
Текст будущего проекта
В новом законопроекте основную роль выделят кадастровой стоимости жилплощади, поэтому в каждом регионе сейчас идет массовая переоценка недвижимого имущества. Делается это для того, чтобы максимально приблизит оценочную стоимость к рыночной, ведь кадастровая оценка делается раз в пятилетку. Стоит отметить, что одна и та же категория недвижимости будет иметь разную стоимость в разных регионах, отсюда и разница в налоге.
По новому проекту законодательства, если недвижимость по кадастру оценивается не больше чем в 300 миллионов рублей, то размер ставки налога на такое жилье будет равно 0,1%. Это касается помещений жилых и недостроенных. Если же цена превышает показатель в 300 миллионов, ставка будет колебаться в пределах 0,5 – 1%.
Для владельцев дачной недвижимости приятная новость. Если общая квадратура не больше 20 квадратов, то ничего платить не нужно, в остальных случаях платить придется полпроцента от стоимости по кадастру. Для земель подсобного назначения, с\х назначения – ставка 0,3%, в остальных случаях полтора процента.
Уже весной этого 2014 года проект налога на недвижимость собираются поставить в очередь к рассмотрению правительства, ведь в планах осуществить условия проекта уже со следующего года. Как оговаривалось раньше, гражданам, во владении которых находится жилплощадь до 50 метров квадратных, налоговый вычет составлял 20 кв. м. и до 100 квадратов – 50 кв. м. Отменили, вернее, пока отложили кадастровую оценку недвижимости, а льготы отдали в распоряжение местных властей.
Многие специалисты нарекают на нововведения, ведь даже жилых домов, стоимостью свыше 300 миллионов не так уж много, а значит и в казну попадет мизер. А вот недвижимости стоимостью свыше 30 миллионов рублей несколько сот тысяч. Нарекают и на ошибки в технических паспортах граждан, когда неправильно указывается тип помещения или же дописывается не существующий объект.
Налог на роскошь – новое оружие правительства против не плательщиков. Установили порог для цены имущества, которая не считается роскошью, этот порог до 30 миллионов рублей. Многие переживают, что из-за инфляционных прыжков стоимость квартир может вырасти и под «роскошный порог» могут попасть те, которые не имеют больших доходов или же покупали недвижимость в кредит, или ипотеку на десятки лет.
Некоторые нюансы
По словам Светланы Бондарчук, куратора этого проекта закона, налог на недвижимость будет введен вместо налога на имущество для физических лиц (будет действителен до 2020 года) с нового 2015 года. Конечно, это будет зависеть и от готовности каждого региона. Как заявляет Светлана Леонидовна, вычеты остаются в пределах 20 кв. м. на все объекты и в пределах 50 кв. м. на жилые строения.
Министерство финансов в начале года выдало предложение обложить налогом с продажи тех покупателей, стоимость недвижимости которых была занижена при покупке. Заместитель главы Минфина, Сергей Шаталов, предложил установить некую преграду в 70-80% от стоимости по кадастру. Для того чтобы ниже этой цены квартиры не продавались.
Льготу на налог доходов физических лиц, которые продают недвижимость, которая 3 года была во владении, Министерство финансов также старается ограничить. Было выдвинуто предложение о выдаче такой льготы при продаже единственной квартире, но без трехлетнего ограничения.
В ситуации продажи жилплощади, которая была во владении до 3 лет или же в ситуации второй, третьей и так далее продажи в отчетном периоде (календарный год), налог составит 5 процентов суммы от продажи квартиры, но эта сумма не должна быть меньше, чем оценочный ценник жилплощади.
Ставка налога возрастает в три раза, если процесс покупки-продажи жилплощади произошел больше одного раза в отчетный год не резидентом РФ.
Квартира в подарок
Если человек получает недвижимость в подарок, по закону он должен уплатить налог на доход на всю стоимость квартиры (по договору или инвентаризации). Подоходный налог взымается в размере 13 процентов со всей стоимости, то есть при стоимости квартиры 1 миллион 950 тысяч рублей, следует заплатить 1950000*13% = 253 тысячи 500 рублей. Если человек, которому подарили квартиру, не является резидентом РФ, то налог на дарение недвижимости в этом 2014 году возрастает до 30 процентов.
При дарении квартиры близким родственником или не кровным близким родственником, одаряемый освобождается от уплаты налога.
Некоторые пытаются избегнуть уплаты налога при подарке недвижимости не от близкого родственника. Для этого они оформляют договор купли-продажи квартиры, но деньги на самом деле не передают. При этой сделке главным условием должно выступать количество лет в собственности дарителя-продавца.
Потому что после трехлетнего владения он не платит налоги, а до 3 лет владения квартирой – это те же 13% от суммы, которая превышает 1 млн. рублей, в конкретном случае это 13% от 950 тысяч рублей = 123 тысячи 500 рублей. Естественно, такая сделка считается не правомерной, поэтому перед получением таких дорогих подарков стоит задуматься.
Опыт других стран
Великобритания тоже облагает налогом недвижимость. При покупке особняка, стоимостью 250 тысяч фунтов, покупатель заплатит в казну 1 процент от стоимости недвижимости. Также у них есть налог, который платят покупатели недвижимости вторичного рынка, при смене хозяина. Плюс ко всему граждане Великобритании еще и облагаются налогом на прибыль.
Французские покупатели и продавцы недвижимости оплачивают налог на перепродажу, размер ставки 16-33,3% (смотря из какой страны владелец недвижимости). А при сдаче в аренду недвижимости французы выплачивают пятую часть дохода.
В России налог на недвижимость
В 2012 году в России новый единый налог на недвижимость. Этот сбор заменит земельный налог и налоги на имущество физических и юридических лиц. Нововведение будет опробовано в 12 пилотных регионах, где летом завершится массовая кадастровая оценка недвижимости, исходя из которой будет высчитываться новый налог.
Введение нового налога на недвижимость предварительно назначено на первое января 2013 года. Но уже сегодня очевидны не только плюсы, но и минусы этого нововведения. Платить этот новый налог на недвижимость будут все физические лица в собственности, которых находятся любые объекты недвижимости.
Исключение составит жилая недвижимость менее 50 кв.м. на которую новый налог на недвижимость не распространится. Каким же образом будет облагаться налогом не жилая или жилая недвижимость более 50 кв.м. пока не ясно.
Пока в стадии планирования находится окончательный размер ставки на новый налог на недвижимость . предполагается, что ставка по всей России не будет единой, и окончательно будет утверждаться местными органами государственной власти. На мой взгляд, это ошибка, тем более что уже имеется негативный опыт по регулированию тарифов на коммунальные услуги, когда в самых бедных регионах тарифы были установлены максимально допустимые.
Предполагается создание во всех администрациях России специализированных сертифицированных организаций, которые будут заниматься оценочными вопросами жилья. Кстати говоря, на сегодняшний день в нашей столице такая практика имеет место быть.
Конечно, новый налог на недвижимость может привести к развитию покупательской способности малообеспеченных слоев населения, что теоретически может привести к снижению цен на недвижимость.
Так же я думаю, застройщики переарентируют свои типовые проекты на квартиры площадью менее 50 кв.м. ведь такие квартиры будут освобождены от налогов. Кстати, сделать ставку налога предполагается на уровне 2% в год от рыночной стоимости жилья, а это, значит, что за каждый миллион придется выложить 20 000 рублей, не многовато ли?
Новый налог на недвижимость . все серьезней, чем казалось.
Государственная Дума Российской Федерации планирует ввести новый налог на недвижимость . который сейчас находится на стадии разработки. Ранее планировалось введение данного налога уже с января 2011 года, но потом это решение было отложено на 2 года. Об этом налоге сейчас ходит много легенд, так как официальных заявлений никто не делал, известно только, что начисляться он будет по процентной ставке от рыночной стоимости жилья.
Однако последствия от введения этого налога для налогоплательщиков не все понимают. Объясню почему.
Когда вы приобретаете недвижимость в собственность, налог в этом случае вроде бы логичен. Но логично ли платить новый налог на недвижимость каждый год? Если учесть тот факт, что мы приобретаем свои квартиры в частную собственность и ежемесячно оплачиваем коммунальные услуги. А если приобретенная недвижимость находится в ипотеке и фактически принадлежит банку до полного погашения всей суммы кредита, а это несколько лет и тут еще новый «сюрприз» немалый новый налог на недвижимость . Вообще в соответствии с Конституцией РФ, а именно статьи 35, где прописано следующее:
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Недвижимость относится к частной собственности, соответственно охраняется Законом. Отсюда возникает такой вопрос как: а не противоречит ли введение нового налога на недвижимость Конституции РФ? Ведь если квартира является частной собственностью, она только собственника и не чья больше, «с какого перепугу» мы еще должны платить за нее немалый налог? Ведь введение данного налога фактически ставит под сомнение понятия «частная собственность». И вот почему. Если вы не сможете оплачивать этот налог на протяжении какого-то времени, а это, несомненно, будет сложно для большей части населения, в этом случае государство в счет погашения налога может отобрать у вас эту самую частную собственность. А где же защита частной собственности?
Налог на имущество. Как обобрать страну.
М инистерство финансов РФ предложило при введении налога на недвижимость сохранить до 2018-2020гг. федеральные льготы, действующие сейчас для граждан по налогу на имущество. При этом Минфин РФ считает, что льготы по налогу на недвижимость должны ограничиться одним жилым объектом.
Опрошенные порталом РБК-Недвижимость эксперты рынка недвижимости согласились с Министерством финансов в том, что льготы по налогу на недвижимость должны ограничиться одним жилым объектом. При этом эксперты отметили, что предложение ведомства нуждается в коррекции, например, по размеру не облагаемой налогом площади жилья или его типу.
Мы предлагаем мягкий вариант. Те льготы, которые установлены на федеральном уровне, сохранить до 2018-2020гг. но несколько сократить их, - сказал замминистра финансов России Сергей Шаталов на конференции РСПП. - Если сегодня эти льготы предоставляются, например, пенсионерам независимо от количества объектов, которыми они владеют, то сократить эти льготы до одного объекта, который они выберут самостоятельно.
Налог на доходы физических лиц
Налог на доходы физических лиц в Налоговом кодексе регулируется разделом IV.
Плательщики налога
Согласно ст. 162 Налогового кодекса плательщиками налога являются:
Не является плательщиком налога нерезидент, получающий доходы с источника их происхождения в Украине и имеющий дипломатические привилегии и иммунитет, установленные действующим международным договором Украины, по отношению к доходам, которые он получает непосредственно от проведения дипломатической или приравненной к ней таким международным договором деятельности.
В случае смерти плательщика налога или объявления его судом умершим либо признания без вести пропавшим или утраты им статуса резидента (при отсутствии налоговых обязательств как нерезидента согласно этому Кодексу) налог за последний налоговый период взимается с начисленных в его пользу доходов. В соответствии с этим последним налоговым периодом считается период, заканчивающийся днем, на который соответственно приходится смерть такого плательщика налога, вынесение такого судебного решения или утрата им статуса резидента. При отсутствии начисленных доходов налог уплате не подлежит.
Если физическое лицо - плательщик налога впервые получает налогооблагаемые доходы в середине налогового периода, то первый налоговый период начинается со дня получения таких доходов.
&diams Налоговый агент - юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента - юридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог, предусмотренный разделом IV Налогового кодекса, в бюджет от имени и за счет физического лица из доходов, выплачиваемых такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность в налоговые органы и нести ответственность за нарушение его норм в порядке, предусмотренном ст. 18 и разделом IV этого Кодекса.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения резидента являются:
Объектом налогообложения нерезидента являются:
База налогообложения
В ст. 165 Налогового кодекса определены доходы, которые не включаются в расчет общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода.
Заработная плата для целей раздела ІV Налогового кодекса - это основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону.
При начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии (п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса).

При определении базы налогообложения учитываются все доходы плательщика налога, полученные им как в денежной, так и неденежной форме (п. 164.3 этой статьи).
При начислении (предоставлении) доходов в любой неденежной форме базой налогообложения является стоимость такого дохода, рассчитанная по обычным ценам, правила определения которых установлены согласно этому Кодексу, умноженная на коэффициент, исчисляемый (п. 164.5 этой статьи) по формуле
К = 100. (100 - Сн),
где К - коэффициент Сн - ставка налога, установленная для таких доходов на момент их начисления.
При удержании налога из начисленной суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, превышающего установленный размер (в 2011 г. - 9410 грн.), налоговый агент должен провести отдельное налогообложение сумм, определенных в абзацах первом и втором п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса. Сумма налога на доходы физических лиц с общего месячного налогооблагаемого дохода будет равна сумме налогов, удержанных по правилам и ставкам, определенным в абзацах первом и втором этого пункта.
При налогообложении дохода, подпадающего под налогообложение по ставке, определенной в абзаце втором этого пункта, следует учитывать, что максимальная сумма дохода, с которого удерживаются суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в 2011 г. составляет 14 115 грн. (пятнадцать размеров минимальной заработной платы, установленной на 01.01.2011 г.).
В случае если в состав общего месячного налогооблагаемого дохода кроме заработной платы входят другие виды доходов, относительно которых установлены разные правила и/или ставки налогообложения, то с целью соблюдения требований п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса нужно в первую очередь рассматривать вопрос налогообложения доходов, входящих в состав заработной платы, а потом формировать налогооблагаемый доход по мере возникновения у плательщика налога каждого из видов налогооблагаемого дохода (на основании подтверждения факта/даты возникновения дохода первичными документами, в частности приказами о выплате/предоставлении определенных видов доходов).
Реализацию вышеуказанных норм Налогового кодекса можно рассмотреть на конкретном примере.
Например, общий месячный налогооблагаемый доход плательщика налога от одного налогового агента за январь 2011 г. составляет 11 000 грн. из которых:
заработная плата - 5000 грн.,
доход (в неденежной форме) - 6000 грн.
Поскольку 11 000 грн. > 9410 грн. то в целях налогообложения эта сумма должна быть распределена на части, подпадающие под налогообложение по ставке 15% (до 9410 грн.) и с превышения (1590 грн.) - 17%.
Алгоритм налогообложения
Высчитываем НДФЛ из зарплаты :
5000 грн. < 9410 грн. поэтому зарплата подпадает под налогообложение по ставке 15%.
НДФЛ = ((5000 грн. - (5000 грн. х 3,6%)) х 15% = 723 грн. ,
где 3,6% - единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование.
Находим отдельные доли стоимости (суммы) неденежного дохода, подпадающие под налогообложение по ставкам 15% и 17% :
9410 грн. - 5000 грн. = 4410 грн. (подпадает под налогообложение по ставке 15%)
6000 грн. - 4410 грн. = 1590 грн. (подпадает под налогообложение по ставке 17%).
Применяем для налогообложения повышающий коэффициент к стоимости (сумме) неденежного дохода :
К = 1,17 - для доходов, которые облагаются налогом по ставке 15%
К = 1,2 - для доходов, которые облагаются налогом по ставке 17%
НДФЛ с подарка = 4410 грн. х 1,17 х 15% + 1590 грн. х 1,2 х 17% = 774 грн. + 324,36 грн. = 1098,36 грн.
При этом нужно иметь в виду, что из стоимости неденежных доходов единый социальный взнос не удерживается.
Находим итоговую сумму НДФЛ, которая подлежит удержанию из общего месячного налогооблагаемого дохода плательщика налога :
НДФЛ с зарплаты + НДФЛ с неденежного дохода = 723 грн. + 1098,36 грн. = 1821,36 грн.
Таким образом, из общего месячного налогооблагаемого дохода плательщика налога - 11 000 грн. состоящего из зарплаты 5000 грн. и стоимости неденежного дохода 6000 грн. налоговый агент должен удержать налог на доход в сумме 1821,36 грн.
Выплата аванса
Данный вопрос возник в связи с внесением Законом № 2559-VІ изменений в ст. 115 КЗоТ и ст. 24 Закона об оплате труда относительно выплаты заработной платы работникам не реже двух раз в месяц, и при этом размер заработной платы за первую половину месяца должен определяться, в частности, коллективным договором. То есть вместо термина аванс, к которому все привыкли и знали порядок уплаты налога в бюджет из сумм, выплачиваемых в качестве аванса, возникло понятие заработная плата за первую половину месяца.
Порядок (алгоритм) налогообложения заработной платы налогом на доходы физических лиц установлен п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, согласно которому при начислении доходов в форме заработной платы база налогообложения определяется как начисленная заработная плата, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых взносов в Накопительный фонд, а в случаях, предусмотренных законом, - обязательных страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд, которые в соответствии с законом уплачиваются за счет заработной платы работника, а также на сумму налоговой социальной льготы при ее наличии.
При этом в соответствии со ст. 163 этого Кодекса объектом налогообложения как у резидента, так и у нерезидента является общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход.
То есть отдельные суммы, начисленные (выплаченные) в течение отчетного налогового месяца, не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц в порядке, установленном п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса.
Вместе с тем поскольку согласно пп. 168.1.2 п. 168.1 ст. 168 этого Кодекса налог должен уплачиваться (перечисляться) налоговым агентом в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом, а банки могут принимать платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет, то налоговые агенты при получении в банке какого-либо дохода для выплаты физическим лицам, в том числе и заработной платы за первую половину месяца (аванса), должны перечислить в бюджет налог, рассчитанный не по алгоритму, определенному в п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса, а в условно рассчитанном проценте к сумме, подлежащей выплате.
Полное налогообложение согласно этому пункту (с предоставлением налоговой социальной льготы) должно применяться к общему месячному налогооблагаемому доходу - сумме всех доходов, начисленных (выплаченных) в течение отчетного налогового месяца.
Налоговая скидка
Право плательщика налога на налоговую скидку, перечень расходов, разрешенных ко включению в налоговую скидку, и ограничение права на начисление налоговой скидки определены ст. 166 Налогового кодекса.
Налоговая скидка дает право на уменьшение годового налогооблагаемого дохода на сумму подтвержденных расходов.
В соответствии с нормами Налогового кодекса такими могут быть: часть суммы процентов, уплаченных по ипотечному кредиту, пожертвования неприбыльным организациям, плата за образование и лечение, дополнительные страховые и пенсионные взносы, расходы на переоборудование транспорта на биоэтанол или газ, приобретение или возведение доступного жилья.
Общая сумма налоговой скидки не может превышать сумму годового общего налогооблагаемого дохода плательщика налога.
Если плательщик налога не воспользовался правом на начисление налоговой скидки по результатам отчетного налогового года, такое право на последующие налоговые годы не переносится.
Ставки налога
Ставка налога согласно п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса составляет 15% базы налогообложения относительно доходов, полученных (кроме случаев, определенных в пунктах 167.2 - 167.4 этой статьи) в том числе, но не исключительно, в форме заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, которые выплачиваются (предоставляются) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам выигрышей в государственную и негосударственную денежные лотереи, выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры.
В случае если общая сумма полученных плательщиком налога в отчетном налоговом месяце вышеуказанных доходов превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного налогового года (в 2011 г. - 9410 грн.), ставка налога составляет 17% суммы превышения с учетом налога, уплаченного по ставке 15%.
Для некоторых видов доходов установлены следующие налоги (см. табл.):
Ставка налога составляет 5% базы налогообложения относительно дохода, начисленного как:
процент на текущий или депозитный (вкладной) банковский счет (вступает в силу 01.01.2015 г.)
процентный или дисконтный доход по именному сберегательному (депозитному) сертификату (вступает в силу 01.01.2015 г.)
процент на вклад (депозит) члена кредитного союза в кредитном союзе (вступает в силу 01.01.2015 г.)
доход, который выплачивается компанией, управляющей активами института совместного инвестирования, на размещенные активы в соответствии с законом
доход по ипотечным ценным бумагам (ипотечным облигациям и сертификатам) в соответствии с законом
доход в виде процентов (дисконта), полученный собственником облигаций от их эмитента в соответствии с законом
доход по сертификату фонда операций с недвижимостью и доход, полученный плательщиком налога вследствие выкупа (погашения) управляющим сертификатов фонда операций с недвижимостью в порядке, определенном в проспекте эмиссии сертификатов
доходы в виде дивидендов (раньше применялась ставка 15%)
10% базы налогообложения относительно дохода
в виде выигрыша или приза (кроме выигрышей в государственной и негосударственной денежных лотереях и выигрыша игрока (участника), полученного от организатора азартной игры) в пользу резидентов или нерезидентов
Налоговым кодексом установлен и другой размер ставок, определенный разделом IV Налогового кодекса (0%, 1%).
Налоговые социальные льготы
Плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемой от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы. С принятием Налогового кодекса условия применения налоговой социальной льготы не изменились.
Согласно пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (других приравненных к ней в соответствии с законодательством выплат, компенсаций и вознаграждений), если его размер не превышает сумму, равную размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (в 2011 г. - 1320 грн.).
Налоговая социальная льгота будет применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о праве на применение льготы и документов, подтверждающих такое право.
Если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы большей, чем предусмотрено пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса (общая 100-процентная льгота), он указывает это в заявлении о применении льготы, к которому прилагает соответствующие подтверждающие документы. Перечень таких документов и порядок их представления определены постановлением № 1227.
Единственное исключение в общем правиле применения налоговой социальной льготы - это госслужащие. Так, применение налоговой социальной льготы к их заработной плате Налоговым кодексом предусмотрено в начале начисления зарплаты и до его завершения без подачи соответствующих заявлений, но с представлением подтверждающих документов для установления размера льготы.
Таким образом, с 01.01.2011 г. всем (кроме госслужащих) физическим лицам - плательщикам налога, имеющим основания и желающим воспользоваться правом на налоговую социальную льготу, то есть работающим с получением заработной платы, размер которой не превышает 1320 грн. необходимо подать работодателю (только по одному месту получения заработной платы) заявление на получение налоговой социальной льготы.
Что касается формы заявления на получение налоговой социальной льготы, которое нужно подать работодателю, то Налоговым кодексом не предусмотрено установление единой формы. Вместе с тем п. 2 постановления № 1227 определено, что плательщик налога подает заявление по установленной ГНС Украины форме.
При этом со вступлением в силу Налогового кодекса приказ № 461 утратил силу, поэтому применять утвержденное им заявление в 2011 г. невозможно, поскольку его реквизиты не соответствуют нормам Налогового кодекса.
Однако до установления ГНС Украины новой формы заявления для обеспечения реализации плательщиками налога в 2011 г. права на налоговую социальную льготу считаем, что такое заявление плательщик налога может подавать в произвольной форме. При этом в качестве образца при оформлении такого заявления может служить форма заявления, установленная приказом № 461.

Отметим, что перечень плательщиков налога, которым предоставляется налоговая социальная льгота, несколько изменился.
В целях материальной поддержки малообеспеченных лиц, а также лиц, у которых на содержании находится двое детей и больше, с 2011 г. государством вводится налоговая социальная льгота (50% размера, определенного в п. 169.1 ст.169 Налогового кодекса) на каждого ребенка, к тому же в размере 150% - для лица, являющегося участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, и 200% - для инвалидов І и ІІ групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны.
Рассмотрим вопрос о применении налоговых социальных льгот, действующих с 01.01.2011 г. для плательщиков налога, у которых на содержании находятся трое детей, при том, что один из них инвалид.
Согласно ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы (с учетом норм абзаца первого пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи), на сумму налоговой социальной льготы в размере, равном 100% суммы льготы для плательщика налога, у которого на содержании находятся двое детей или больше в возрасте до 18 лет, в расчете на каждого такого ребенка.
На налоговую социальную льготу в размере, равном 150% суммы льготы, имеют право плательщики налога, у которых на содержании находится ребенок-инвалид, в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.
Если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум основаниям и больше, применяется одна налоговая социальная льгота на основании, предусматривающем ее наибольший размер, кроме случая, по которому налоговая социальная льгота добавляется к льготе, определенной пп. 169.1.2 п. 169.1 Кодекса в случае, если у лица на содержании двое детей и больше, один (несколько) из которых - ребенок-инвалид (дети-инвалиды).
Таким образом, в приведенном примере оба родителя при соблюдении всех других требований ст. 169 Налогового кодекса имеют право на применение двух льгот: на детей в возрасте до 18 лет - по 100% (на тех, кто не является инвалидом) и 150% (на каждого ребенка-инвалида).
Как исключение, предельный размер дохода, дающий право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных пп. 169.1.2 п. 169.1 этой статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей.
Налоговый кодекс сохранил и даже расширил объем льгот для социально уязвимых и малообеспеченных слоев общества.
Так, в соответствии с пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса с 01.01.2011 г. в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога на доходы физических лиц не включаются суммы государственной и социальной материальной помощи, государственной помощи в виде адресных выплат и предоставления социальных и реабилитационных услуг в соответствии с законом, жилищных и других субсидий или дотаций, компенсаций (включая денежные компенсации, в частности инвалидам), вознаграждений и страховых выплат, которые получает плательщик налога из бюджетов и фондов общеобязательного государственного социального страхования, и в форме финансовой помощи инвалидам из Фонда социальной защиты инвалидов, в том числе сумма ежегодного единовременного денежного пособия, которое предоставляется согласно Закону № 3551-ХІІ (пп. з пп.165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса).
Законом № 2756-VІ внесены изменения в Закон № 3551-ХІІ, то есть лицам, на которых распространяется действие этого Закона, предоставляются льготы по уплате налогов, сборов, пошлины и других платежей в бюджет в соответствии с налоговым и таможенным законодательством.
Согласно пп. е пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, являющийся участником боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которого распространяется действие Закона № 3551-ХІІ, кроме лиц, определенных в пп.б пп. 169.1.4 этого пункта, имеет право на получение 150% налоговой социальной льготы.
Лица, определенные в этом подпункте, а именно участники боевых действий в период Второй мировой войны, или лица, работавшие в то время в тылу, и инвалиды І и ІІ групп из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона № 3551-ХІІ, имеют право на максимальный размер налоговой социальной льготы - 200%.
Перерасчет налога
Подпунктом 169.4.2 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса установлено, что работодатель плательщика налога обязан осуществить (в том числе по месту применения налоговой социальной льготы) перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы:
Кроме того, работодатель и/или налоговый агент имеет право осуществлять перерасчет сумм начисленных доходов, удержанного налога за любой период и в любых случаях для определения правильности налогообложения, независимо от того, имеет ли плательщик налога право на применение налоговой социальной льготы (пп. 169.4.3 п. 169.4 этой статьи).
Если плательщик налога увольняется с места работы, то налоговая социальная льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором он был уволен (пп. 169.3.4 п. 169.3 этой статьи).
Поскольку согласно п. 163.1 ст. 163 Налогового кодекса объектом налогообложения плательщика налога (как резидента, так и нерезидента) является, в частности, общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход, состоящий из суммы налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца, то целью проведения таких перерасчетов является обеспечение выполнения определенного Налоговым кодексом условия об ограничении предельного размера заработной платы отчетного налогового месяца, который дает право плательщику налога применить налоговую социальную льготу, и проверке (уточнении) наличия оснований у плательщика налога для применения налоговой социальной льготы и, как следствие, уточнении правильности начисления налога с доходов физических лиц за каждый отдельный налоговый период (месяц).
Перерасчет, в том числе при увольнении, состоит, в частности, в уточнении (перепроверке) сумм, начисленных плательщику налога в течение определенного календарного периода, доходов в виде заработной платы отдельно за каждый месяц такого периода и предоставленных налоговых социальных льгот.
Налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).
Отчетность
Одной из новаций Налогового кодекса является введение нормы по представлению налоговым агентом в орган ГНС по месту его регистрации налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц за базовый налоговый период, равный календарному месяцу, по форме, установленной центральным налоговым органом.
Декларации представляются отдельно за каждый месяц (налоговый период) в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца. Отдельно налоговая декларация за календарный год не представляется.
Следует отметить, что в условиях действия Налогового кодекса необходимо представлять налоговый расчет по ф. № 1ДФ. То есть налоговые агенты должны представлять два расчета: о начисленных (выплаченных) физическим лицам доходах и начисленных (уплаченных в бюджет) суммах налога на доходы физических лиц (один месячный сжатый и ежеквартальный развернутый и персонифицированный по отношению к плательщикам). Порядок и сроки представления расчета по ф. № 1ДФ остается таким же, как и в условиях действия Закона об НДФЛ.
Срок представления декларации физическими лицами - не предпринимателями в 2011 году за 2010 год, в том числе при реализации права на налоговый кредит
В соответствии с п. 46.1 ст. 46 Налогового кодекса налоговая декларация, расчет (далее - налоговая декларация) - это документ, который представляется налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных этим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков - физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога. Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью.
Порядок представления физическими лицами годовой декларации об имущественном положении и доходах (налоговой декларации) регламентируется ст. 179 Налогового кодекса, согласно которой плательщик налога обязан подавать годовую декларацию об имущественном положении и доходах (налоговую декларацию) в соответствии с этим Кодексом или другими законами Украины.
Согласно пп. 49.18.4 п. 49.18 ст. 49 Налогового кодекса с учетом того, что отчетным налоговым периодом у физических лиц является календарный год, для плательщиков налога на доходы физических лиц установлен срок представления налоговой декларации до 1 мая года, наступающего за отчетным.
Основанием для начисления налоговой скидки плательщиком налога - физическим лицом является представление в налоговый орган годовой налоговой декларации.
Налоговый кодекс не содержит прямых норм относительно исключений по срокам представления декларации на получение налоговой скидки.
Учитывая приведенное, физические лица - не предприниматели должны представить налоговую декларацию по результатам отчетного 2010 г. в том числе при реализации права на налоговый кредит, до 1 мая 2011 г.
Уплата налогов физическими лицами, осуществляющими в 2011 году предпринимательскую деятельность с уплатой единого налога
Подразделом 8 раздела ХХ Переходных положений Налогового кодекса предусмотрены особенности взимания единого налога. Так, с 01.01.2011 г. до внесения изменений в раздел XIV Налогового кодекса в части налогообложения субъектов малого предпринимательства действует Указ № 727/98 с учетом нижеприведенных особенностей.
Плательщики единого налога не являются плательщиками следующих определенных Налоговым кодексом налогов и сборов:
На 2011 г. остается действующим приказ № 599, которым определен порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога (далее - Свидетельство).
Основанием для выдачи Свидетельства является представление субъектом предпринимательской деятельности - физическим лицом письменного заявления и платежного документа об уплате единого налога не менее чем за календарный месяц. Заявление подается не позднее чем за 15 дней до начала квартала, с которого такой субъект избирает способ налогообложения доходов по единому налогу.
При личной подаче заявления датой подачи считается дата регистрации его в органе ГНС, а при отправлении заявления по почте - дата отправления, указанная в уведомлении о вручении почтового отправления и на конверте в соответствии со штампом отделения связи.
После получения заявления и при наличии платежного документа об уплате единого налога орган ГНС обязан в течение 10 дней бесплатно выдать Свидетельство или предоставить письменный мотивированный отказ.
Предприниматели - физические лица в 2011 г. могут работать с уплатой фиксированного размера налога на доходы физических лиц путем приобретения фиксированного патента.
Глава 1 раздела XIV Специальные налоговые режимы, которая предусматривала унификацию упрощенной системы налогообложения субъектов хозяйствования с отменой уплаты фиксированного налога, из Налогового кодекса исключена. Также в Налоговом кодексе отсутствуют нормы об утрате силы раздела четвертого Декрета № 13-92 в части взимания фиксированного налога. То есть со вступлением в силу Налогового кодекса предприниматели не утрачивают право осуществления предпринимательской деятельности с уплатой фиксированного налога.
Декретом № 13-92 (п. 1 ст. 14) предусмотрено, что обязательным условием осуществления предпринимательской деятельности по продаже товаров и предоставлению сопутствующих такой продаже услуг с уплатой фиксированного размера налога путем приобретения патента является, в частности, осуществление предпринимателями такой деятельности на рынках и уплата ими рыночного сбора согласно законодательству.
Статьей 1 Налогового кодекса определен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, плательщиков этих налогов и сборов, их права и обязанности, а также ответственность за нарушение налогового законодательства. Поскольку согласно Заключительным положениям Налогового кодекса Декрет № 56-93 утратил силу 01.01.2011 г. то рыночный сбор с 2011 г. не уплачивается и его неуплата не должна быть препятствием для приобретения (продления) предпринимателями фиксированных патентов на этот год.
Однако условие Декрета № 13-92 относительно осуществления предпринимательской деятельности с уплатой фиксированного налога исключительно на рынках продолжает действовать в Налоговом кодексе.
При осуществлении торговой деятельности не на рынке предприниматели имеют право самостоятельно избрать способ осуществления предпринимательской деятельности и налогообложения полученных от нее доходов: либо согласно ст. 177 Налогового кодекса (по общей системе), либо согласно Указу № 727/98.
Налогообложение операций с недвижимостью
Статьей 172 Налогового кодекса определен порядок налогообложения операций по продаже (обмену) объектов недвижимого имущества.
&diams Часть доходов от операций с имуществом, размер которой определяется согласно положениям статей 172 и 173 Налогового кодекса, включается в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода плательщика налога и является базой обложения налогом на доходы физических лиц.
Доход, полученный плательщиком налога от продажи (обмена) не чаще одного раза в течение отчетного налогового года жилого дома, квартиры или их части, комнаты, садового (дачного) дома (включая земельный участок, на котором расположены такие объекты, хозяйственно-бытовые сооружения и здания, расположенные на таком земельном участке), а также земельного участка, не превышающий норму бесплатной передачи, определенной ст. 121 Земельного кодекса в зависимости от ее назначения, при условии нахождения такого имущества в собственности плательщика налога более трех лет налогом не облагается .
Доход от отчуждения хозяйственно-бытовых сооружений, расположенных на одном участке с жилым или садовым (дачным) домом, которые продаются вместе с ним, для целей налогообложения отдельно не определяется.
Доход, полученный плательщиком налога от продажи в течение отчетного налогового года более одного из объектов недвижимости . указанных в п. 172.1 ст. 172 Налогового кодекса, или от продажи объекта недвижимости, не указанного в этом пункте, подлежит налогообложению по ставке 5%.
При проведении операций по продаже (обмену) объектов недвижимости между физическими лицами нотариус удостоверяет соответствующий договор при наличии оценочной стоимости такого недвижимого имущества и документа об уплате налога в бюджет стороной (сторонами) договора и ежеквартально представляет в орган ГНС по месту расположения государственной нотариальной конторы или рабочего места частного нотариуса информацию о таком договоре, в том числе информацию о его стоимости и сумме уплаченного налога.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!