Правовое регулирование льгот области таможенного дела

8.1. Цели таможенного регулирования. Правовые основы таможенного дела
Таможенная система России имеет богатейший опыт защиты экономического суверенитета и безопасности государства, внутреннего рынка, отечественной торговли и промышленности. Осуществление этих стратегических мероприятий всегда было неразрывно связано с проводимой в стране таможенной политикой, являющейся составной частью как внешней, так и внутренней политики государства.
Таможенная политика государства играет решающую роль во внешнеэкономических отношениях России. Грамотно построенная система таможенного регулирования, структура таможенных органов, цели таможенной политики оказывают огромное положительное влияние и на функционирование экономики в целом, и на все макроэкономические показатели развития страны, и на предпринимательскую активность юридических и физических лиц.
Таможенная политика - это мощный рычаг, при помощи которого государство может стимулировать и рост отечественного производства, особенно в секторе производства экспортной продукции, и ввоз импортных товаров, призывая тем самым отечественных производителей к конкурентной борьбе.
Направленность целей таможенного регулирования на защиту Российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой Российского государства. Как составная часть внешней политики государства таможенное регулирование России призвано реализовывать внешнеэкономические интересы государства.
Основной целью таможенного регулирования любого государства является обеспечение его экономических интересов, а именно:
участие в реализации торгово-политических задач по защите Российского рынка, стимулированию развития национальной экономики
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории Российской Федерации и другие задачи экономической политики государства
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России
участие в реализации торгово-политических задач по защите Российского рынка
стимулирование развития национальной экономики и др.
В соответствии с указанными целями на таможенные органы РФ возложены следующие основные функции:
защита экономических интересов РФ
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ
принятие средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений
взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей
осуществление контроля над вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов
проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного регулирования, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области.
Предусмотрен блок функций международного характера:
участие в разработке и выполнении международных договоров РФ
сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного регулирования.
Термин таможенное регулирование в его современном понимании охватывает довольно сложный комплекс отношений, непосредственно связанный с внешней и внутренней политикой и деятельностью государства. В рамках проводимой в стране государственной политики таможенное регулирование носит многоцелевой характер и служит удовлетворению разнообразных интересов и потребностей современного Российского общества.
Таможенное регулирование в Российской Федерации составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь.
Конституция РФ относит таможенное регулирование к ведению Российской Федерации (п. ж ст. 71). Это означает исключительное право государства на выработку таможенной политики, инструментом практической реализации которой является таможенное дело, а также обеспечивает единство таможенной территории и централизацию таможенного дела в стране.
Единство таможенной территории и таможенного регулирования конкретизировано в ч. 1 ст. 74 Конституции РФ: На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Структуру современного таможенного регулирования в общем виде можно представить следующим образом:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств
2) таможенные режимы
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
4) таможенное оформление
5) таможенный контроль
6) предоставление таможенных льгот
7) ведение таможенной статистики и ТН ВЭД
8) правовая регламентация ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела.
Экономические цели таможенного регулирования достигаются посредством пополнения государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели достигаются посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем установления запретов и ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного регулирования заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, моральных устоев и культурных ценностей общества в охране животных, растений и окружающей природной среды в обеспечении интересов Российских потребителей в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т. д.
Принятая в июне 1998 г. новая редакция Киотской конвенции (полное название - Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур) поставила перед таможенными службами мира задачу в полной мере соответствовать требованиям современной международной торговли. Это подразумевает внедрение новейших технологий таможенного оформления и таможенного контроля, стандартизацию и упрощение таможенных процедур, а также установление партнерских отношений с деловыми кругами. Российская Федерация предпринимает активные усилия, чтобы стать членом ВТО и соответственно подводит свои стандарты таможенной политики к общепринятым международным стандартам.
Дубинина А.А. (ру) Основы таможенного дела в Украине (2004)
1.2. Источники таможенного дела
Источники таможенного дела - это исходящие от государства или признанные ею официально-документальные формы выражения и закрепления норм таможенного дела, предоставление им юридического, общеобязательного значения.
Отрасль таможенного дела имеет свои собственные источники, среди которых Конституция, Законы Украина, международно-правовые акты надлежащим образом ратифицированные и под законные акты, указы Президента Украины, постановления Кабинета Министров Украины, акты ГТСУ (Приказы, распоряжения, письма и др.). Совместные акты ГТСУ с другими министерствами и ведомствами, акты других министерств и ведомств. К источникам таможенного законодательства также можно отнести правовые обычаи (например, обычаи морских портов в части порядка и последовательности в прохождении судами таможенного контроля) и обычную таможенную практику.
Положения Закона «О таможенном деле в Украине» были развиты в других нормативных актах, главными из которых является Таможенный кодекс Украины (ТКУ) и Закона «О едином таможенном тарифе »и« О внешнеэкономической деятельности ». Три вышеперечисленных законодательные акты обеспечивают нормативно-правовое регулирование отдельных групп правовых отношений в таможенной сфере. Таможенный кодекс - направлен на регулирование таможенных процедур и деятельности таможенных органов, Закон «О едином таможенном тарифе» - основных положений тарифного регулирования, а Закон «О внешнеэкономической деятельности »- прав и обязанностей субъектов внешнеэкономических отношений и полномочии государства и его органов по регулированию таких отношений.
Таможенный кодекс Украины 12 декабря 1991 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. «. определяет принципы организации таможенного дела в Украине с целью создания условий для формирования рыночной экономики и рост активности внешнеэкономической деятельности на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Этот Кодекс направлен на обеспечение соблюдения таможенными и другими государственными органами, субъектами внешнеэкономической и хозяйственной деятельности, а также при-
мадян прав и обязанностей в области таможенного дела ». МКУ содержит в себе 164 статьи и состоит из 11 разделов.
Действующий на сегодня Таможенный кодекс Украины был принят в декабре 1991 p. В период, когда формировались основы государственности и независимости Украины в законодательном плане. И хотя введение в действие Таможенного кодекса в то время сыграло положительную роль, сегодня он уже не соответствует современному состоянию таможенного дела. Более того, он сдерживает развитие хозяйственной и финансово-банковской деятельности предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Действующим МКУ недостаточно обеспечиваются условия ВЭД Украинских товаропроизводителей. Все где потребовало принятия нового Таможенного кодекса.
Для подготовки новой редакции Таможенного кодекса правительством Украины от 12 июля 1995 г. была утверждена межведомственная группа, в которую вошли ответственные сотрудники Верховной Рады Украины, Кабинета Министров, ученые и специалисты Гостаможслужбы и таможен Украины. Вместе с тем специалистами было подготовлено и подано в Кабинету Министров Украины проект Закона «О внесении изменений и дополнений в действующего Таможенного кодекса Украины ».
Подготовка проекта нового Таможенного кодекса и его рассмотрение вызваны необходимостью приведение действующего таможенного законодательства в соответствие с Конституцией Украины, гармонизации и унификации с общепринятыми в европейской и мировой практике нормами и стандартами, а также приведения проекта Кодекса в соответствии с рыночной экономики.
Верховной Радой Украины четвертого созыва 11 июля 2002 года был принят новый Таможенный кодекс Украины, который вступает в действие с января 2004 года.
Новый Таможенный кодекс Украины состоит из 23 разделов, 81 главы и 645 статей. Он в полной мере соответствует европейским
и международным стандартам, высоким юридическим требованиям стран с рыночной экономикой нормативным документам такого уровня. Проект Кодекса содержит нормы, закрепляют созданную на сегодня структуру таможенных органов Украины, четко определяют статус и полномочия всех элементов этой структуры: от ГТСУ в таможен и специализированных организаций. Существенным, особенностью проекта является объединение в одном законодательном акте двух основных законов в области таможенного дела: Таможенного кодекса и Закона Украины «О едином таможенном тарифе». Это роднит его с аналогичными таможенными актами большинства стран мира, в которых содержатся нормы, определяющие принципы и порядок обложения пошлиной товаров, перемещаемых через таможенную границу. Впервые в таможенном законодательстве основательно рассматриваются особенности осуществления таможенных операций при перемещении граждан и грузов различными видами транспорта. Прогрессивным аспектом является также определение правового статуса таможенного брокера и таможенного перевозчика. Разработаны такие важны для таможенного дела проблемные положения, как критерии определения страны происхождения товаров, таможенные льготы и преференции и тому подобное.
Новшеством является положение, устанавливающие методы определения таможенной стоимости товаров. Заложенные здесь нормы базируются на современных международных документах по этому вопросу.
Кардинальные изменения и дополнения внесены в разделы проекта Кодекса, регламентирующих организацию борьбы с контрабандой и нарушениями таможенных правил. В частности, детализированы процессуальные нормы производства по делам о нарушении таможенных правил, конкретизированы виды таможенных нарушений.
На длительный период он будет выполнять свою задачу по обеспечению защиты экономических интересов Украины, создание благоприятных условий для развития ее экономики, защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности и граждан, а также обеспечение соблюдения законодательства Украины по вопросам таможенного дела.
Еще одним важным законодательным актом в сфере таможенного дела, является принятого 5 февраля 1992г. закон «О едином таможенном тарифе». Закон «О едином таможенном тарифе» создал нормативную базу для регулирования вопросов обложения специальным налогом - пошлиной товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Украина. Раздел I Закона содержит общие положения цели Закона, одного таможенного тарифа, таможенно-тарифного совета. В разделе II Закона «Пошлина и его виды» определяются понятия пошлины, его виды, порядок применения некоторых видов пошлин, порядок начисления и уплаты пошлины, понятие таможенной стоимости, порядок определения страны происхождения товаров. В разделе III настоящего Закона «Освобождение от уплаты пошлины, тарифные льготы и преференции »регулируются вопросы предоставления льгот физическим и юридическим лицам по обложению пошлиной товаров и других предметов, перемещаемых через таможенную границу, условно-беспошлинного ввоза и вывоза товаров с таможенной территории Украины, возврата излишне взысканного и взыскания недобранной пошлины. В разделе IV «Заключительные положения», ст. 26 устанавливает приоритетность обязательных для Украины международных норм по таможенным тарифам перед нормами национального законодательства.
Другим законодательным актом относительно таможенного дела является Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности ». В отличие от рассмотренных выше законодательных актов, устанавливающих правовые нормы, которыми в первую очередь руководствуются органы государственной власти, Закон «О внешнеэкономической деятельности» регулирует вопросы правового статуса, прав и обязанностей физических и юридических лиц - субъектов внешнеэкономической деятельности, порядка и субъектов их регистрации и лицензирование устанавливает правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности, надзора за соблюдением государственных интересов при осуществлении субъектами внешнеэкономической деятельности своей хозяйственной деятельности и компетенцию государственных органов по этим вопросам.
Также существует большое количество законов и подзаконных актов, которые регулируют отдельные виды общественных отношений в сфере таможенного права. Это могут быть или законодательные акты, регулирующие отдельные специфические виды предпринимательской деятельности, например, Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» или законодательные акты по отдельных видов товаров, например такие, как Законы Украины «О государственном регулирования импорта сельскохозяйственной продукции »,« О вывозе, ввозе и возвращении культурных ценностей »и многие другие.
Библиотека онлайн 2006-2014
Таможенное дело и право
Читайте также:
Содержание, цели и структура таможенного дела
Согласно действующему Таможенному кодексу таможенное дело в Российской Федерации составляет таможенная политика, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Цели таможенной политики направлены на регулирование товарообмена и стимулирование развития национальной экономики России.
Таможенное дело означает деятельность — специализированную, таможенную, связанную с порядком перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением таможенного контроля.
Структура современного таможенного дела — это:
1) принципы перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств
2) таможенные режимы
3) таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
4) таможенное оформление
5) таможенный контроль
6) предоставление таможенных льгот
7) ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
8) правовая регламентация ответственности в сфере таможенного дела
9) международное сотрудничество в сфере таможенного дела.
В целом представленная структура достаточно полно отражает содержание современного таможенного дела.
Цели таможенного дела в России можно подразделить на экономические, регулятивные и правоохранительные.
Экономические цели достигаются пополнением государственного бюджета путем взимания таможенных платежей при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации.
Регулятивные цели — посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации, а также путем запретов ограничений на ввоз и вывоз товаров, лицензирования, выдачи разрешений на ввоз и вывоз отдельных товаров и рядом иных мер.
Правоохранительные цели таможенного дела заключаются в защите государственной безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности и моральных устоев и культурных ценностей общества в охране животных, растений и окружающей природной среды в обеспечении интересов Российских потребителей ввозимых товаров в борьбе с незаконным оборотом через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, оружия, предметов художественного, исторического и археологического достояния и т.д.
5. Таможенная политика, пути ее осуществления
Таможенная политика является составной частью как внешней, так и внутренней политики государства. И хотя Таможенный кодекс не дает определения таможенной политики, в целом ее можно представить как систему государственных экономических и иных таможенно-правовых мер по регулированию внешней торговли, защите национальной экономики и решению фискальных задач.
Цели таможенной политики сформулированы в Таможенном кодексе:
обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории России
участие в реализации торгово-политических задач по защите Российского рынка
стимулирование развития национальной экономики

содействие проведению структурной перестройки и реализации других задач экономической политики России
иные цели, определяемые Президентом, Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — протекционизм и фритредерство.
Протекционизм — это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Для протекционистской таможенной политики характерны высокие таможенные тарифы и ограничение импорта.
Фритредерство — это политика свободной торговли, которая устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к росту товарооборота и способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка.
6. Таможенные правоотношения: понятия и виды
Таможенные правоотношения — это отношения его участников, урегулированные нормами таможенного права. В ходе таможенных отношений между их участниками возникают самые разнообразные отношения, которые, однако, не все становятся таможенными правоотношениями. Таможенные правоотношения имеют свою специфику, которая предопределяется особенностью объекта регулирования — общественными отношениями, обусловленными перемещениями товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Специфика таможенных правоотношений заключается в особом положении одного из его участников — таможенного органа, который является специальным субъектом таможенного права, наделенным специальными полномочиями в области таможенного дела. От имени таможенного органа таможенную деятельность в рамках таможенного права осуществляют государственные служащие таможенных органов.
Особенность таможенных правоотношений состоит и в том, что здесь взаимодействуют различные виды субъектов, цели и интересы которых могут не совпадать, а иногда они вовсе противоположны.
Таможенные правоотношения можно подразделить на активные, пассивные, вспомогательные таможенные действия, посредническую, организационную таможенную деятельность.
Как любые управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру, т.е. составные части. Такими частями являются субъекты таможенного права, объекты таможенно-правовых отношений и содержание этих правоотношений.
7. Понятие таможенной территории и таможенной границы
Это основные понятия, характеризующие территориальные аспекты таможенного регулирования.
Под таможенной территорией попинают территорию, на которой в полном объеме действует законодательство данной страны. Такая формулировка содержится в документах Совета таможенного сотрудничества. Однако Таможенный кодекс при определении таможенной территории опирается на понятие государственной территории.
Понятие «единая таможенная территория Российской Федерации» помимо государственной территории Российской Федерации включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия обладает исключительной юрисдикцией в отношении таможенного дела. Это положение ранее уже нашло свое развитие в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации». Россия на континентальном шельфе осуществляет исключительное право сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию, использование искусственных островов, установок и сооружений, осуществлять юрисдикцию над этими искусственными островами, установками и сооружениями в отношении таможенных, фискальных, санитарных и иммиграционных законов и правил.
Более четкое определение единой таможенной территории дано в Федеральном законе от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации». Исключительная экономическая зона Российской Федерации — это морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и нормами международного права. Российская Федерация осуществляет также юрисдикцию в отношении таможенных, фискальных и иных законов и правил над искусственными островами, установками и сооружениями, созданными в исключительной экономической зоне.
Конвенцией ООН по морскому праву в 1982 г. установлен статус прилежащей зоны к территориальному морю (24 морских мили от исходных линий), где прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря, а также осуществлять наказание за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.
Для определения пространственных пределов действия таможенно-правовой нормы используется понятие «таможенная граница» — воображаемая (условная) линия, ограничивающая таможенную территорию. Таможенная граница очерчивает пространственные пределы действия таможенного законодательства данного государства и разделяет таможенные территории сопредельных стран. Иными словами, таможенная граница устанавливает область действия таможенного суверенитета. Она практически может как совпадать, так и не совпадать с государственной границей страны.
Различают понятия внешней и внутренней таможенных границ. Внешняя таможенная граница разделяет таможенные территории смежных государств и, как правило, совпадает с государственной границей.
На внешней таможенной границе действует административно-таможенный режим, устанавливаемый законодательством о государственной границе.
Внутренние таможенные границы проходят в глубине таможенной территории страны. По своему административно-правовому статусу внутренняя таможенная граница приравнена к внешней. Существенное влияние на определение таможенной территории оказывает практика создания таможенных союзов, которая призвана служить интересам развития и укрепления международной экономической интеграции. Таможенные территории государств, составивших таможенный союз, теряют самостоятельное значение. Их объединение дает новое качество — союзную общую таможенную территорию. В настоящее время реализуются планы создания таможенных союзов в рамках СНГ.
8. Действие таможенного права в пространстве, во времени и по кругу лиц
Нормы таможенного права применяются на определенном территориальном пространстве, в течение определенного времени и по отношению к конкретным лицам. Территориальное пространство действия таможенных норм распространяется на таможенную территорию Российской Федерации и ограничено ее таможенной границей. Нормы таможенного права действуют в течение определенного времени, которое обозначено Таможенным кодексом.
Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, если соответствующие положения этих актов, на основании и во исполнение которых издаются иные правовые акты, направленные на обеспечение соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с Российским законодательством о государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, прямо предусматривают введение их действия в более короткие сроки.
Действие таможенного права по кругу лиц состоит в том, что его нормы распространяются на всех лиц, находящихся на таможенной территории РФ. Исключение из общего правила допускается для лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями или иммунитетами.
Вопросы семинарских занятий:
Понятие таможенного дела
Содержание и структура таможенного дела.
Таможенная политика и таможенное законодательство.
Развитие отечественного таможенного дела и законодательства о нем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Особенности таможенной политики России:
- содержание таможенной политики
- связь таможенной политики и таможенного дела
- место и роль таможенной политики в развитии таможенного дела.
2. Содержание, происхождение и сущность таможни:
- содержание таможенной территории
- понятие таможенная граница
- сущность таможенной системы
- система таможенного управления.
4. История таможенного дела в России:
- возникновение таможенного дела
Правовое регулирование предоставления льгот и преференций при уплате таможенных платежей
(Свинухов В. Г. Сенотрусова С. В.)
("Право и экономика", 2012, N 8)
Текст документа
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТ
И ПРЕФЕРЕНЦИЙ ПРИ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В. Г. СВИНУХОВ, С. В. СЕНОТРУСОВА
Свинухов Владимир Геннадьевич, профессор кафедры административного права ВсеРоссийской государственной налоговой академии Минфина России. Специалист в области таможенного дела, таможенно-тарифных и нетарифных методов регулирования внешнеэкономической деятельности.
Родился 25 октября 1958 г. в г. Владивостоке. В 1980 г. окончил Дальневосточный государственный университет.
Автор работ, посвященных вопросам таможенного дела и регулирования внешнеэкономической деятельности: учебников "Таможенное дело" (2005), "Таможенно-тарифное регулирование ВЭД и таможенная стоимость" (2005), "Таможенное право" (2006, 2008, 2010, 2012), "Налогообложение участников ВЭД" (2008, 2010, 2012) монографий "Таможенное регулирование и борьба с контрабандой в международном обороте объектов СИТЕС" (2005), "Правовое регулирование уплаты таможенных сборов" (2010), "Таможенный контроль в РФ" (2010), а также статей в журналах "Право и экономика", "Современное право", "Законы России: опыт, анализ, практика", "Российский внешнеэкономический вестник" и др.
Сенотрусова Светлана Валентиновна, ведущий научный сотрудник МГУ имени М. В. Ломоносова, профессор кафедры таможенного контроля Российской таможенной академии, профессор кафедры товароведения и таможенной экспертизы Российской таможенной академии. Специалист в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, таможенного контроля, таможенной экспертизы биоресурсов, товаров специального назначения, состояния окружающей среды и влияния на здоровье человека. Доктор биологических наук, кандидат медицинских наук.
Окончила Владивостокский государственный медицинский университет, лечебный факультет, ВсеРоссийскую государственную налоговую академию, юридический факультет.
Автор ряда работ: учебных пособий "Основы глобальной экологии" (2005), "Таможенный контроль и классификация лесных товаров" (2012) монографий "Загрязнение атмосферы и состояние здоровья населения промышленных городов" (2004), "Загрязнение поверхностных вод и заболеваемость населения промышленных городов" (2005), "Таможенный контроль в РФ" (2009), "Правовое регулирование уплаты таможенных сборов" (2010), "Таможенный контроль и таможенные платежи" (2010), "Таможенный контроль" (2012) и многочисленных статей в журналах.
В работе рассматриваются вопросы применения тарифных льгот и преференций при уплате таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Показано, что Единая система тарифных преференций Таможенного союза может применяться к товарам, происходящим из развивающихся, наименее развитых стран и стран зоны свободной торговли только при выполнении определенных условий.
Ключевые слова: таможенные платежи, перемещение товаров через таможенную границу, таможенные льготы, таможенные преференции.
Legal regulation of benefits and preferences for payment of customs charges
V. G. Svinukhov, S. V. Senotrusova
The paper considers the issues of application of tariff benefits and preferential treatment in the payment of customs duties when importing goods to the customs territory of the Customs Union. It is shown that the uniform system of tariff preferences of the Customs Union may be applied to goods originating from developing countries, least developed countries and the countries of the free trade zone only when certain conditions are met.
Key words: customs duties, movement of goods across customs border, customs benefits, customs preferences.
В настоящее время в условиях Таможенного союза особенно актуальными становятся вопросы предоставления льгот и преференций участникам внешнеэкономической деятельности при уплате таможенных платежей [1].
При ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза (ТС) при уплате таможенных платежей могут применяться тарифные льготы и тарифные преференции, которые регулируются Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г. Протоколом о предоставлении тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.
При ввозе товаров на таможенную территорию государств ТС в ряде случаев при уплате таможенных платежей применяются тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер и предоставляются вне зависимости от страны происхождения товаров, что отличает их от тарифных преференций.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
- ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством
- ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала
- ввозимых в рамках международного сотрудничества государств ТС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией ТС.
При ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств ТС от уплаты ввозной таможенной пошлины освобождаются:
- транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжение, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств
- продукция морского промысла судов государств ТС, а также судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств ТС
- товары, ввозимые для официального или личного пользования представителями третьих стран, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных договоров государств ТС или их законодательства
- валюта государств ТС, валюта третьих стран (кроме используемой для нумизматических целей), ценные бумаги в соответствии с законодательством государств ТС
- товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и (или) в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий
- товары, кроме подакцизных (за исключением легковых автомобилей, специально предназначенных для медицинских целей), ввозимые в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также в благотворительных целях по линии третьих стран, международных организаций, правительств, в том числе для оказания технической помощи (содействия)
- товары, ввозимые в рамках таможенных процедур, предусматривающих освобождение от обложения ввозными таможенными пошлинами
- товары, ввозимые физическими лицами, за исключением запрещенных к ввозу, не предназначенные для производственной или иной предпринимательской деятельности, в соответствии с правовыми актами в области таможенного регулирования
- товары, подлежащие обращению в собственность государств ТС, в случаях, предусмотренных их законодательством.
Кроме указанных тарифных льгот, решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации" от ввозной таможенной пошлины освобождаются:
1. Моторные транспортные средства товарной позиции 8703 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников ТС с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении одного из следующих критериев:
а) наличие производства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 25 тыс. штук в год, выполнение операций по сварке, сборке и окраске кузова, осуществление ввоза автокомпонентов, происходящих из государств, не являющихся участниками ТС, по позициям Единого таможенного тарифа для промышленной сборки моторных транспортных средств товарных позиций 8701 - 8705, их узлов и агрегатов в объеме не более 70% от общей стоимости автокомпонентов, используемых для производства, с учетом стоимости кузова, классифицируемого в товарной позиции 8707 ТН ВЭД ТС
б) наличие по состоянию на 1 октября 2009 г. производства моторного транспортного средства проектной мощностью при двусменном режиме работы не менее 5 тыс. штук в год. Перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство моторных транспортных средств, удовлетворяющее этим критериям, утверждается Комиссией ТС.
2. Моторные транспортные средства товарных позиций 8701, 8702, 8704, 8705 ТН ВЭД ТС, произведенные хозяйствующими субъектами государств - участников ТС с применением понятия "промышленная сборка", при выполнении условий, определяемых отдельным решением Комиссии ТС.
3. Предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы территории ТС для обеспечения деятельности судов государств - участников ТС и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими лицами и физическими лицами государств - участников ТС, осуществляющих рыболовство.
4. Оборудование, включая машины, механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств - участников ТС.
5. Приобретенное за счет целевых средств бюджетов государств - участников ТС оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся на территории ТС, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных иностранными государствами или правительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввозимого на единую таможенную территорию в целях реализации действующих социально-значимых программ, реализуемых государствами - участниками ТС.
6. Плавучие суда, регистрируемые в международных реестрах судов, установленных законодательством государств - участников ТС. Для предоставления этой льготы в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в международном реестре судов, а также иные документы, установленные законодательством государств - участников ТС.
7. Товары, за исключением подакцизных, по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации, ввозимые в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи, при условии представления в таможенные органы подтверждения Организационного комитета XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, согласованного с Международным олимпийским комитетом и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
8. Товары, за исключением подакцизных, ввозимые в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 г. в городе Минске, при условии предоставления в таможенные органы подтверждения Организационного Комитета по подготовке и проведению указанного чемпионата и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз таких товаров.
9. Суда рыбопромыслового флота, плавающие под флагом одного из государств - участников ТС, в отношении которых за пределами таможенной территории государства - участника ТС были выполнены работы по капитальному ремонту и (или) модернизации, при условии, если указанные работы были завершены до 1 сентября 2008 г. и которые ранее были вывезены с указанной территории.
10. Технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства - участника ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника ТС в соответствии с законодательством этого государства - участника ТС.
Указанная льгота предоставляется в отношении сырья или материалов, если такое сырье и материалы не производятся в государствах - участниках ТС, или если производимые в государствах - участниках ТС сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.
Комиссия ТС составляет и обновляет на основании предложений государства - участника ТС перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля над целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.
Государства - участники ТС обеспечивают контроль над целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин.
11. Золото в слитках с содержанием химически чистого золота не ниже 995 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,5%), серебро в слитках с содержанием химически чистого серебра не ниже 999 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,9%) и платина в слитках с содержанием химически чистого металла не ниже 999,5 долей на 1000 долей лигатурной массы (проба не менее 99,95%), ввозимые центральными (национальными) банками государств - участников ТС.
12. Предоставляются льготы по уплате таможенных пошлин, установленные международными договорами государств - участников ТС, подписанными до 1 января 2010 г. до унификации и (или) прекращения действия этих международных договоров в соответствии с их заключительными положениями.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников ТС.
Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - участник ТС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, это государство - участник ТС вносит в Комиссию ТС предложение по механизму контроля над использованием ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - участников ТС.
Льгота применяется государством - участником ТС в случае согласия Комиссии ТС с предложенным механизмом таможенного контроля над использованием ввозимых товаров [2].
Тарифные льготы при вывозе товаров с территории Российской Федерации регулируются Законом РФ "О таможенном тарифе" (ред. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 409-ФЗ).
Статья 35 регламентирует то, что от таможенных пошлин освобождаются:
1) предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности Российских и арендованных (зафрахтованных) Российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство
2) товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства Российской Федерации в страны, не являющиеся государствами - членами ТС, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия)
3) товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов
4) товары (продукция), вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции.
По решению Правительства Российской Федерации могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации
2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов ТС, международными договорами Российской Федерации.
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций ТС.
Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. определена единая система тарифных преференций ТС.
Единая система тарифных преференций ТС применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран и включает:
перечень развивающихся стран - пользователей системой тарифных преференций ТС
перечень наименее развитых стран - пользователей системой тарифных преференций ТС
перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств ТС предоставляются тарифные преференции
в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ТС и ввозимых на единую таможенную территорию государств ТС, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин единой таможенной территории
в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин
предоставление тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли, либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны.
Перечни стран - пользователей системой тарифных преференций ТС, а также перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых предоставляются тарифные преференции, утверждены решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 18 и Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130.
Количество позиций перечня товаров не может превышать 20% общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
При необходимости Комиссия Таможенного союза утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Однако количество позиций не может превышать 5% общего количества подсубпозиций Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В указанный перечень включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.
Тем не менее страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный Перечень либо исключена из него в следующих случаях:
- достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий
- объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран - пользователей системы преференций
- недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств ТС либо физических и (или) юридических лиц государств ТС
- серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотиков
- несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.
Тарифные преференции в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, предоставляются при выполнении следующих условий [3]: товар происходит из страны, входящей в Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ТС
- товар происходит из страны, входящей в Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций ТС
- товар попадает в Перечень товаров, происходящих из развивающихся стран и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на единую таможенную территорию государств ТС предоставляются тарифные преференции
- выполняется правило прямой закупки и непосредственной отгрузки. Так, согласно Правилам определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран при предоставлении тарифных преференций товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в установленном порядке в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Прямой поставкой считается поставка товаров, транспортируемых из развивающейся страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, в страну, предоставившую тарифные преференции без провоза через территорию другого государства. Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем
- на товар представлен сертификат о стране происхождения товаров по форме "А". В соответствии со ст. 62 ТК ТС при ввозе товаров на таможенную территорию ТС документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется в случае, если стране происхождения этих товаров на территории ТС предоставляются тарифные преференции в соответствии с таможенным законодательством и (или) международными договорами государств - членов ТС. В этом случае документ, подтверждающий страну происхождения товаров, предоставляется таможенному органу одновременно с предоставлением таможенной декларации.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!