Льготы и компенсации на предприятии
Социальные льготы, выплаты, гарантии, компенсации
В 2009 году для обеспечения социальной защищенности работников управления, членов их семей и неработающих пенсионеров обществом представлены льготы, гарантии и компенсации согласно Коллективного договора о социально-трудовых отношениях в ООО Газпром добыча Оренбург.
Таблица 8 - Сведения об использовании средств на социальные льготы, гарантии и компенсации, установленные коллективным договором
1453,1
Предоставлялись дополнительные отпуска:
работникам, занятым на работах с вредными условиями труда-1144 чел.
уполномоченным профсоюза по охране труда, качественно выполняющим свои общественные обязанности (3 календарных дня) - 3 чел.
дополнительный отпуск при сдаче крови и ее компонентов - 36 чел.
дополнительный оплачиваемый отпуск в 2009 году предоставлялся:
женщинам, воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей (2 дня) - 2 чел.
рождение ребенка - 6 чел.
собственная свадьба - 11 чел.
свадьба детей - 12 чел
смерти родственников - 16 чел.
участникам ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС - 2 чел.
в день знаний одному из родителей, имеющих детей, учащихся 1-4 кл. (1 день) - 15 чел.
дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, совмещающим работу с успешным заочным обучением в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования - 278 чел.
отпуска без сохранения заработной платы - 28 чел. из них 16 учебных.
Производилась выплата ежемесячного пособия 14 студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, обучающимся по направлению Общества. Производилась оплата за обучение 6 работникам, совмещающим работу с обучением в РГУНГ им. И.М. Губкина, по направлению Общества (второе высшее образование).
К Новому году для детей работников управления выдано 1 187 подарков, 1090 билетов на Новогодние утренники.
Производилась компенсация расходов на содержание детей в муниципальных дошкольных учреждениях в размере 80%, а работникам, имеющим двух и более детей в размере 90%.
На учете по улучшению жилищных условий состоят 257 работников, из них 20 неработающих пенсионеров.
На улучшение жилищных условий под строительство индивидуальных жилых домов выделено 6 участков. Выделена финансовая помощь на улучшение жилищных условий 1 работнику предприятия в сумме 1 125 600 руб. Завершено строительство и получили квартиры 26 семей.
Обеспечение питанием работников предприятия
Довольно многие предприятия предоставляют бесплатное питание своим работникам в качестве одной из социальных гарантий, некоторые обязаны делать это согласно требованиям трудового законодательства. Рассмотрим, в каких случаях предоставление питания является обязательным, а в каких нет. И как такие операции оформить и отразить в учете.
Обязательное питание
Обязанность работодателя предоставлять бесплатное питание работникам, занятым на «вредном» производстве, обусловлена ст. 166 КЗоТ, а именно:
«На работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание».
Условия труда относятся к категории вредных и тяжелых на основании результатов аттестации рабочих мест, проведенной в соответствии с Порядком №442 и Рекомендациями №41.
Для проведения аттестации руководитель издает приказ по предприятию (п. 2.1 Рекомендаций №41). Периодичность аттестации устанавливается предприятием в коллективном договоре, но не реже одного раза в пять лет (п. 1.5 Рекомендаций №41).
Если аттестацией определено, что рабочее место относится к категории вредных, то на работах с такими условиями в соответствии с Порядком №731 и Перечнем №4430 работникам бесплатно выдаются по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты (далее — молоко). Молоко выдается по 0,5 л за смену в дни фактической занятости работника на работах, связанных с производством или применением химических веществ (пп. 1 «а» Порядка №731). Причем оплата стоимости молока деньгами, замена его другими продуктами, кроме равноценных, выдача молока за несколько смен вперед и за прошедшие смены, а также отпуск его на дом запрещаются (пп. 1 «в» Порядка №731). Молоко выдается также работникам, занятым на работах с применением радиоактивных веществ в открытом виде, используемых по первому и второму классу работ.
Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (далее — спецпитание) на работах с тяжелыми условиями труда установлены Постановлением №4. Спецпитание работникам не выдается: в нерабочие дни, в дни отпуска, служебных командировок, учебы с отрывом от производства, выполнения работ на других участках, где такое питание не установлено, в дни исполнения государственных и общественных обязанностей, в период временной нетрудоспособности при общих заболеваниях (п. 6 приложения 3 к Постановлению №4).
При разъездном характере работы работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение спецпитания, молока на условиях, предусмотренных колдоговором (ст. 7 Закона об охране труда). В остальных случаях выдавать денежные средства вместо спецпитания законодательством запрещено. Работникам, бесплатно получающим спецпитание в связи с тяжелыми условиями труда, молоко не выдается.
В налоговом учете, в соответствии с пп. 5.2.1, 5.4.1 Закона о прибыли, расходы на обеспечение наемных работников спецпитанием, молоком, а также газированной соленой водой включаются в состав валовых расходов предприятия (п. 6 Постановления №994). При приобретении молока и спецпитания, предусмотренных ст. 7 Закона об охране труда, предприятие имеет право на налоговый кредит по НДС (пп. 7.4.1 Закона о НДС).
Стоимость такого бесплатного питания и молока, предоставляемого работодателем налогоплательщику, не включается в общий налогооблагаемый доход работника (пп. 4.3.14 Закона о доходах). Исключение из общего налогооблагаемого дохода стоимости питания, бесплатно полученного налогоплательщиком согласно пп. 5.4.1 Закона о прибыли, оговорено также пп. 4.2.9 «б» Закона о доходах.
Взносы в соцстраховские фонды, включая и Пенсионный фонд, на стоимость молока и спецпитания не начисляются и из нее не удерживаются: согласно п. 3.19 Инструкции №5, стоимость молока и спецпитания, выданных в соответствии с действующими нормами, к фонду оплаты труда не относится.
Питание работников за счет работодателя
Во многих компаниях бесплатное питание — часть социального пакета, который работодатель предоставляет сотрудникам.
Работодатель может включить в коллективный договор (соглашение или трудовой договор) льготы и компенсации для работников, не предусмотренные законодательством (ст. 7 Закона об охране труда), в т. ч. и бесплатное или с частичной оплатой стоимости питание (далее — льготное питание).
Рассмотрим порядок оформления и налогообложения льготного питания, предоставляемого работникам предприятия, не занятым на вредных или тяжелых работах, т.е. когда льгота предоставляется по инициативе предприятия, а не по требованию законодательства. Еще раз напомним, что обеспечение льготным питанием работников должно быть предусмотрено в плане мероприятий, включенном в колдоговор, разработанном руководством предприятия при участии профсоюзной организации, профсоюзного представителя (ст. 161 КЗоТ).
Оформление льготного питания
Далеко не каждое предприятие может позволить себе содержать буфет или столовую, поэтому данную ситуацию мы не рассматриваем. Для предприятий и организаций с небольшим штатом выгоднее заказывать обеды в офис или выдавать сотрудникам талоны на питание в учреждение общепита, с которым заключен договор на обслуживание.
Рассмотрим более подробно налогообложение и учет бесплатного питания в зависимости от выбранного способа его предоставления. Так как действующим законодательством не предусмотрены нормы, регулирующие порядок начисления и выплаты таких льгот, кроме внесения соответствующего пункта в колдоговор. решение о выплате поощрительных и компенсационных выплат желательно оформить положением об условиях таких выплат в виде приложения к колдоговору. Утвержденное руководителем предприятия и согласованное с представителем профорганизации положение, как составная часть действующего на предприятии колдоговора, должно определять размеры таких льгот (или устанавливать порядок их определения), критерии дифференциации размеров и сам порядок выплаты. Механизм реализации предоставления работникам льготы по питанию можно подробно оговорить и в приказе по предприятию (поскольку от однозначности толкования положений приказа зависит порядок налогообложения предоставляемой льготы), с определением перечня всех тех документов, которыми такая льгота оформляется.
Приказ (положение) о предоставлении льготного питания должен содержать:
* В том случае, если питание предоставляется с частичной оплатой.
Во исполнение своего приказа руководитель назначает лиц, ответственных за выполнение каждого конкретного пункта данного приказа, которые разрабатывают порядок и условия питания работников на территории предприятия (например в специально оборудованном для приема пищи помещении), или заключают договор с предприятием общественного питания (далее — предприятие общепита) на обслуживание.
На предприятии должен быть разработан механизм предоставления питания. Это, например, могут быть талоны на питание, которые предприятие изготавливает самостоятельно либо заказывает сторонней организации. Талоны могут быть или номинальной стоимостью (например, талон на 30 грн), или на определенный вид питания (например, на комплексный обед либо на завтрак).
Руководитель приказом также должен оговорить:
1) порядок предварительного расчета ежемесячной потребности работников в питании (например, по количеству работающих на предприятии за исключением находящихся в отпусках и прочих временно отсутствующих независимо от причины их отсутствия)
2) порядок заказа питания, например предприятию общепита предварительно перечисляется сумма за питание на месяц, а предприятие общепита на оплаченную ему сумму аванса проштамповывает предоставленное в соответствии с предварительной оплатой количество талонов (например, проставляя на талонах свою печать)
3) порядок ежедневного определения потребности в комплексных обедах на предприятии (например, работники предприятия ежедневно до 10 часов утра отмечаются в ведомости, которая затем сдается в бухгалтерию)
4) порядок ежедневного расчета за полученное питание (например, ответственное лицо предприятия при получении комплексных обедов передает предприятию общепита соответствующее количество проштампованных талонов)
5) порядок окончательного расчета работниками за питание (например, бухгалтерия предприятия составляет ведомость полученного работниками в отчетном месяце питания и подает на утверждение руководителю предприятия).
Налогообложение
Налог с доходов физлиц
Если работодатель предоставляет льготы и компенсации в соответствии с коллективным или трудовым договором (соглашением), то такие льготы и компенсации в составе других поощрительных и компенсационных выплат включаются в фонд оплаты труда (пп. 2.3.4 Инструкции №5). Следовательно, льготу по питанию, предоставленную работодателем работнику, для целей налогообложения необходимо рассматривать как зарплату. А это означает и обложение НДФЛ и удержание и начисление всех взносов в социальные фонды, включая Пенсионный фонд.
База начисления при бесплатно предоставляемом питании (или той части стоимости питания, которая предоставляется бесплатно) определяется исходя из обычной цены, увеличенной на сумму НДС (если предприятие — плательщик НДС). Пункт 1.21 Закона о доходах позволяет пользоваться термином «обычная цена», определенным Законом о прибыли. Ею, как правило, является отпускная, продажная цена.
Что касается «натурального» коэффициента, предусмотренного п. 3.4. Закона о доходах, то необходимо разграничивать льготу, получаемую в «натуральной» и в денежной форме. Если, например, работникам предоставляется льгота в виде комплексного обеда, то это «неденежная» форма и применение «натурального» коэффициента правомочно. Если же работнику выдаются талоны на питание номиналом, например, 30 грн, то это уже «денежная» форма, и «натуральный» коэффициент не применяется. Следует также иметь в виду, что льготное питание в «неденежном» виде попадает под начисление и выдачу зарплаты в натуральной форме — так называемая натуроплата. А осуществление натуроплаты четко регламентировано и имеет ограниченную сферу применения. В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона об оплате труда:
«Коллективным договором, в виде исключения, может быть предусмотрена частичная выплата заработной платы натурой (по ценам не выше себестоимости) в размере, не превышающем 30 процентов 1 начисленной за месяц, в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желаемой для работников, кроме товаров, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины». Некоторые специалисты считают, что доход в неденежной форме начислить невозможно — его можно только выплатить в неденежной форме, а начисление всегда происходит в денежной. См. также материал Т. Мойсеенко в «ДК» №44/2008.
1 С 10.03.2006 г. Законом Украины от 21.02.2006 г. №3448-IV уменьшен объем выплаты зарплаты в натуральной форме с 50% до 30% месячного размера начисленной зарплаты.
Если питание предоставляется в виде обедов, целесообразно определять совокупный налогооблагаемый доход работника, состоящий из заработной платы и стоимости бесплатного питания в соответствии с отчетом, предоставленным бухгалтерией предприятия, в конце месяца. НДФЛ в этом случае подлежит перечислению при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом (пп. 8.1.2 Закона о доходах).
При выдаче льготного питания предприятие — налоговый агент согласно пп. «б» п. 19.2 Закона о доходах отражает стоимость бесплатно предоставленного работнику питания в форме №1ДФ с признаком дохода «01». Это принципиальное замечание — если льготное питание выдается в соответствии со всеми перечисленными требованиями, то такая выплата приравнивается к заработной плате.
Взносы в соцфонды
В случае предоставления работникам льготного питания его стоимость (при бесплатном предоставлении питания) или стоимость его дотационной части (при частичной оплате питания работником) является базой для начисления и удержания взносов во все социальные фонды, в т. ч. в Пенсионный. Предоставленная работнику льгота на питание ничем не отличается от зарплаты. Это объясняется тем, что такие льготы в составе других поощрительных и компенсационных выплат облагаются НДФЛ. Здесь также следует помнить, что при начислении доходов в любой неденежной форме база для начисления страховых взносов определяется в соответствии с п. 3.4 Закона о доходах как стоимость такого начисления, определенная по обычным ценам, с применением коэффициента 1.
1 На применении «натурального коэффициента» настаивают все социальные фонды — см. письмо Госцентра занятости от 05.07.2004 г. № ДЦ-09-2931, письмо ПФУ от 24.05.2004 г. № 4843/04, письмо ФСС по ВПТ от 06.07.2004 г. № 02-24-963.
Налог на прибыль
Налоговый учет расходов на оплату труда и обязательных отчислений на социальное страхование регулируется Законом о прибыли. Сумму льготного питания (всю, если питание предоставляется бесплатно) или его неоплачиваемую часть (если питание частично оплачивается работниками) предприятие включает в ВР согласно пп. 5.6.1 Закона о прибыли, который кроме начисленной суммы основной и дополнительной зарплаты разрешает включать в ВР также и «любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон (кроме сумм материальной помощи, которая не облагается налогом с доходов физических лиц)».
Основанием для этого служит то, что в соответствии с пп. 2.3.4 Инструкции №5 оплата (или дотация) питания работников, в т. ч. в столовых, буфетах, профилакториях, включается в состав других поощрительных и компенсационных выплат, которые формируют ФОТ. Еще раз напоминаем: во избежание «лишних» вопросов контролирующих органов нужно, чтобы в колдоговор было включено решение о предоставлении работникам питания (бесплатного или с частичной оплатой). ГНАУ не против включения в ВР предприятия льгот, предоставленных исключительно трудовым договором (контрактом), заключенным с каждым работником, а не коллективным договором («Вестник налоговой службы Украины» №8/2006, с. 45).
Стоимость льготного питания, выраженная в «неденежной» форме, которая включается в состав ВР предприятия, определяется с учетом «натурального» коэффициента, установленного п. 3.4 Закона о доходах.
Сумма начисленных взносов в соцфонды на стоимость такого питания (с учетом «натурального» коэффициента) также включается в состав ВР (пп. 5.7.1 Закона о прибыли).
Операции по безвозмездному предоставлению товаров в налоговом учете рассматриваются как операции по продаже таких товаров (п. 1.31 Закона о прибыли). Следовательно, стоимость бесплатного питания (вся, если питание предоставляется бесплатно) или его неоплачиваемая часть (если питание частично оплачивается работниками), предоставленного работникам, включается в ВД предприятия.
Налог на добавленную стоимость
В соответствии с пп. 3.1.1 Закона о НДС, объектом налогообложения являются операции по поставке товаров, к которым приравниваются и операции по бесплатной передаче (п. 1.4 Закона о НДС). При бесплатной передаче предприятие должно отразить налоговые обязательства исходя из обычных цен (п. 4.2 Закона о НДС). Базой обложения НДС будет та часть стоимости бесплатного питания, которую предприятие включило в свои ВД. Имеет ли право предприятие на налоговый кредит по НДС? По мнению автора — да (на основании пп. 7.4.1 Закона о НДС это можно связать с хозяйственной деятельностью предприятия, и такая операция подлежит обложению НДС).
Если предоставляемая льгота «неперсонифицированная»
Если в разделе коллективного договора «Оплата труда» есть положение об обеспечении работников бесплатным питанием и предоставлении такого питания неперсонифицированно (например, оплата предприятием за кофе и чай или питание работников по принципу «шведского» стола), то у предприятия, по мнению автора, нет возможности относить расходы на такое питание в состав ВР (здесь пп. 5.6.1 Закона о прибыли не применим, т.к. неперсонифицированное питание невозможно в составе других компенсационных выплат включить в ФОТ).
То же самое можно сказать и о НДС — при приобретении этих продуктов питания налоговый кредит по НДС не возникает из-за прямого запрета по пп. 7.4.4 Закона о НДС. В то же время передача этих продуктов для их использования работниками в непроизводственных целях облагается НДС по обычным ценам в соответствии с п. 4.2 Закона о НДС.
Так как суммы льготных выплат невозможно персонифицировать по каждому конкретному работнику, то они не включаются в их налогооблагаемый доход 1. Поэтому из суммы «неперсонифицированного» блага не удерживается НДФЛ, не начисляются и не удерживаются никакие соцвзносы.
1 Письмо ГНАУ от 19.04.2007 г. №3852/6/17-0716, см. «ДК» №25/2007.
Неудержание НДФЛ из расходов на бесплатное питание сотрудников чревато определенными налоговыми рисками — необходимостью доказывать контролирующим органам, что вы действительно не могли определить доход каждого сотрудника, что опять же достигается правильностью документального оформления такого бесплатного питания.
Льготное питание как дополнительное благо
В соответствии со ст. 15 Закона об оплате труда: «В случае когда коллективный договор на предприятии не заключен, собственник или уполномоченный им орган обязан согласовать эти вопросы (формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат) с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), которая представляет интересы большинства работников, а в случае его отсутствия — с другим уполномоченным на представительство органом».
Никто и не спорит, что и не заключая колдоговор, предприятие может предоставить льготы своим работникам, не занятым на вредных и тяжелых работах, в т.ч. и в виде бесплатного или с частичной оплатой питания. Но для целей налогового учета такое льготное питание будет приравниваться уже не к заработной плате, а к дополнительному благу (пп. 4.2.9 Закона о доходах), в соответствии с п. 1.1 которого «дополнительные блага — это денежные средства, материальные или нематериальные ценности, услуги, другие виды дохода, которые выплачиваются (предоставляются) налогоплательщику его работодателем (самозанятым лицом), если такой доход не является заработной платой или выплатой, возмещением или компенсацией по гражданско-правовым соглашениям, заключенным с таким налогоплательщиком».
Это означает, что затраты, связанные с предоставлением такого дополнительного блага, не предусмотренного в коллективном (трудовом) договоре (соглашении), работодателю будет сложно включить в состав ВР, т. к. сложно связать их с хозяйственной деятельностью (пп. 5.3.1 Закона о прибыли).
Поскольку получение таких льгот и компенсаций для работника является доходом в виде дополнительного блага, то из них удерживается НДФЛ в размере 15%. В случае предоставления предприятием-работодателем подобных компенсаций и льгот в неденежной форме налогооблагаемый доход работника, получившего такое благо, увеличивается на «натуральный» коэффициент К = 100. (100 - 15) = 1,17647. Взносы в соцфонды, включая и Пенсионный, на дополнительное благо не начисляются. Относительно НДС — так же как и при «неперсонифицированном» питании — у предприятия возникают НО по обычным ценам без права на НК.
В заключение приведем сводную таблицу налогообложения расходов предприятия на льготное питание в зависимости от избранного метода по сравнению с просто повышением зарплаты своим работникам (см. таблицу 1).
Таблица 1
Налогообложение расходов предприятия на льготное питание в зависимости от метода его предоставления
Льготы И Компенсации Высвобождаемым Работникам
Льготы И Компенсации Высвобождаемым Работникам установлены КЗоТ и некоторыми другими нормативными правовыми актами.В соответствии со ст.403 КЗоТ работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора (контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата: 1) выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка 2) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия 3) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, в порядке исключения, и в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа по вопросам занятости при условии, если работник заблаговременно (в 2-недельный срок после увольнения) обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы. За указанными работниками сохраняется непрерывный трудовой стаж. если перерыв в работе после увольнения не превысил 3 месяцев. При реорганизации и ликвидации организаций за высвобождаемыми работниками сохраняется на период трудоустройства, но не более чем на 3 месяца, средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. На основании ст.7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. ""О закрытом административно-территориальном образовании"" за работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией указанных предприятий, а также при сокращении численности или штата указанных работников, на период трудоустройства (но не более чем на 6 месяцев) сохраняются средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия и непрерывный трудовой стаж. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории закрытого административно-территориального образования, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не ранее чем за 2 года) выход на пенсию. В силу ст.4 Основ законодательства РФ об охране труда от 6 августа 1993 г. работник имеет право на профессиональную подготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия вследствие неудовлетворительных условий труда. Согласно ст.9 Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. ""О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"" работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимым профессиональным обучением с последующим их трудоустройством в данной или другой организации. О льготах и компенсациях, предоставляемых при высвобождении: государственных служащих в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением его штата - см. Условия труда государственных служащих работников ликвидируемых организаций по добыче (переработке) угля - см. Условия труда работников угольной промышленности работников организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с их ликвидацией и реорганизацией - см. Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях работников организаций-банкротов - см. Гарантии для работников в связи с банкротством предприятия сезонных работников - см. Сезонные работы временных работников - см. Временные работники. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам предоставляются также в соответствии с заключаемыми коллективными договорами (соглашениями), например, сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям - детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации, оказание материальной помощи в период поиска работы. Выплата высвобожденному работнику выходного пособия, сохраняемого среднего заработка на период трудоустройства, не учитывается органом по вопросам занятости при присвоении гражданину статуса безработного. На основании ст.32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. ""О занятости населения в Российской Федерации"" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.) по предложению органов по вопросам занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за 2 года до установленного законодательством срока выхода на пенсию. В соответствии со ст.6,8,13 Федерального закона от 19 мая 1995 г. ""О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"", женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации, в течение 12 месяцев, предшествующих дню признания их в установленном порядке безработными, имеют право на пособие по беременности и родам в размере минимального размера оплаты труда. Матери, уволенные в период беременности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в связи с ликвидацией организации, в том числе и из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, имеют право на получение ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет в размере двух минимальных размеров оплаты труда. При этом матери, одновременно имеющие право на ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и на пособие по безработице. имеют право на одно из этих пособий по их выбору.
См. также в других словарях:
ГАРАНТИИ РАБОТНИКАМ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЬГОТЫ И КОМПЕНСАЦИИ ВЫСВОБОЖДАЕМЫМ РАБОТНИКАМ — установлены КЗоТ и некоторыми другими нормативными правовыми актами. В соответствии со ст.403 КЗоТ работникам, высвобождаемым из организаций при расторжении трудового договора (контракта) в связи с осуществлением мероприятий по сокращению … Энциклопедия трудового права
Гарантии Работникам При Ликвидации Организации — См. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
Высвобождение Массовое — основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся: 1. … Словарь бизнес-терминов
ВЫСВОБОЖДЕНИЕ МАССОВОЕ — основными критериями массового высвобождения являются показатели численности увольняемых работников в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников за определенный календарный период. К ним относятся: 1. … Энциклопедия трудового права
Высвобождаемые Работники — См. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР — нормативный акт, регулирующий трудовые. социальнно экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии. в учреждении, организации (ст. 7 КЗоТ). Впервые К.д. стали заключать в Англии в конце XVIII в. В конце … Энциклопедия юриста
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные … Энциклопедия инвестора
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка … Энциклопедия инвестора
Льготы при ликвидации предприятия
Согласно Трудовому Кодексу РФ и другим нормативно-правовым актам существуют некоторые гарантии, льготы при ликвидации предприятия, а также компенсации сотрудникам ликвидируемых организаций.
Основным правом работника при ликвидации предприятия является получение выходного пособия в размере среднего месячного заработка, отпускные выплаты, если работник не брал их течении календарного года, начиная с января. Заработная плата сохраняется также на период трудоустройства со дня увольнения, но не превышает 2 среднемесячных показателей. В иных случаях, в порядке исключения, если сотрудник в сроки обратился в соответствующие органы занятости населения, но не был трудоустроен, то за ним остается право получить заработную плату за третий месяц после увольнения. Все выплаты производятся по месту работы. За работниками остается трудовой стаж. В некоторых случаях, связанных с ликвидацией компании, работники досрочно имеют право получать пенсионные выплаты, но не раньше, чем за 2 года до пенсионного возраста.
Принимая во внимание 4 статью законодательства РФ об охране труда, вследствие неблагоприятных условий, работник получает гарантию профессиональной подготовки, оплаченной работодателем при закрытии предприятия.
В связи с ликвидацией предприятия, бывшие работодатели либо их правопреемники должны предоставить возможность профессионального обучения с последующим трудоустройством детей-сирот, а также детей без попечения родителей, работавших на предприятии. Соответствующие льготы при прекращении деятельности также зависят от условий труда работников. Примерами такого распределения будут работники отрасли угольной промышленности, государственные работники, работники организаций в районах Крайнего Севера, сезонные и временные работники.
В соответствии с заключенными договорами за работниками остаются права на некоторые льготы и компенсации при их увольнении. Например, такие как, сохранение за работниками очереди на получение жилья либо улучшения условий за счет организации ремонта, льготы и скидки на лечение в муниципальных медицинских учреждениях, а для детей работников льготы в детских дошкольных учреждениях, а также материальная помощь бывшим сотрудникам в период действия статуса безработных.
Особая материальная компенсация предоставляется сотрудникам, получившим во время работы физический вред, работникам, ставшим недееспособными в случае травм при исполнении своих трудовых обязательств, инвалидам. В некоторых случаях компенсация выдается за причиненный моральный вред.
Также по закону РФ существуют льготы при ликвидации предприятия для беременных женщин и матерей маленьких детей. Согласно статье 6,8,13 Федерального закона от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», беременные женщины, уволенные с предприятия по причине ликвидации, в течение года имеют право получать пособие по беременности и родам соответствующее минимальной зарплате. Матерям предоставляется ежемесячное пособие во время отпуска по уходу за ребенком, который длится до тех пор, пока ребенку не исполнится полтора года. Пособие равняется двум минимальным размерам заработной платы.
Анализ системы льгот в сфере пенсионного обеспечения
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Общая характеристика льгот в системе социального обеспечения: особенности правового регулирования. Сущность социальных льгот пенсионерам, студентам, малоимущим. Проблемы монетизации льгот и пути их решения: содержание реформы, ее достоинства и недостатки.
дипломная работа [80,5 K], добавлен 22.08.2012
Теоретический анализ социальных льгот в социально-культурной сфере. Изучение сущности и дифференциации социальных льгот. Особенности таких льгот в здравоохранении, сфере образования, бытового обслуживания. Описание видов социальных льгот детей-сирот.
курсовая работа [49,5 K], добавлен 31.05.2010
Понятие гарантий, социальных льгот, муниципального служащего. Значимость льгот и преимуществ в системе социального обеспечения. Гарантии и льготы для муниципальных работников. Проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы.
курсовая работа [40,3 K], добавлен 11.03.2014
Исследование системы льгот как способа социальной защиты населения. Основные предпосылки и сущность системы замены социальных льгот денежными выплатами и компенсациями. Изменения действующего законодательства в области льгот по социальному обеспечению.
курсовая работа [94,5 K], добавлен 28.05.2015
Тема работы - налоговая система. Понятие налоговых льгот. Виды налоговых льгот в Украине. Налоговая политика Украины. Налоговые льготы как инструменты налогового регулирования. Виды налоговых льгот: освобождение, изъятие, скидки и налоговый кредит.
контрольная работа [22,5 K], добавлен 18.01.2009
Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения в Республике Беларусь, круг лиц, пользующихся ими. Предоставление инвалидам средств передвижения и компенсация расходов на их транспортное обслуживание. Права и льготы, предоставляемые ветеранам.
реферат [21,4 K], добавлен 04.12.2010
Этапы формирования системы пенсионного страхования в России, его понятие и принципы реализации. Анализ реформы пенсионного обеспечения, периоды ее внедрения, исторические и социальные предпосылки, оценка практических результатов, перспективы развития.
курсовая работа [41,6 K], добавлен 17.10.2011
Распределение населения по возрастам согласно переписи 2010 г. История пенсионного обеспечения в Китае. Его состояние в настоящее время. Принципы формирования, средний размер пенсионного пособия. Мероприятия по оптимизации системы пенсионного обеспечения.
презентация [3,0 M], добавлен 08.06.2014
Юридическое понятие специального трудового стажа. Дифференциация условий пенсионного обеспечения по старости. Проблемы специального трудового стажа в судебной практике. Сохранение пенсионных льгот. Исчисление периодов работы с особыми условиями труда.
курсовая работа [41,0 K], добавлен 04.04.2009
Теоретические основы социального страхования и пенсионного обеспечения. Механизмы социальной защиты. Развитие пенсионного обеспечения. Тенденция пенсионных выплат. Индексация пенсий в Российской Федерации. Перспективы развития пенсионного обеспечения.
курсовая работа [323,5 K], добавлен 15.10.2014
Права на льготное пенсионное обеспечение
Тяжести и напряженности трудового процесса для подтверждения
Показатели факторов производственной среды,
1 Право на пенсию по возрасту на льготных условиях подтверждается при наличии на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов III класса условий и характера труда:
3) четырех, факторов 2-й степени отклонения от норм,
или
4) наличия в воздухе рабочей зоныхимических веществ остронаправленного действия 1-го или 2-го класса опасности.
По списку № 2:
1) одного фактора 3-й степени отклонения от норм
или
2) трех факторов 1-й, 2-й степени отклонения от норм
или
3) четырех факторов 1-й степени отклонения от норм.
2. Ориентировочные показатели могут быть использованы при установлении досрочных пенсий за счет средств предприятий.
Другие льготы и компенсации, в зависимости от условий труда, определяются по действующим ныне законодательным актам.
За оценку условий труда руководителей и специалистов берется оценка условий труда управляемыхими работников, если они заняты выполнением работ в условиях, предусмотренных в списках № 1 и 2 для их подчиненных в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим дням следует понимать выполнение работ, предусмотренных списками, в течение не меньше 80 процентов рабочего времени, которое должно подтверждаться соответствующими документами.
По результатам аттестации определяются неотложные меры по улучшению условий и безопасности труда, для разработки и внедрения которых не нужной привлекать сторонние организации и специалистов (раздел IV Карты).
С результатами аттестации ознакомляют работников, занятых на аттестуемом рабочем месте. Карту подписывают председатель и члены комиссии.
По результатам аттестации составляется перечень:
рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные законодательством
рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых предлагается установить льготы и компенсации за счет средств предприятия согласно ст. 26 Закона Украины О предприятиях и ст. 13 Закона Украины О пенсионном обеспечении
рабочих мест с неблагоприятными условиями труда, на которых необходимо осуществить первоочередные меры по их улучшению.
Перечень рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, в частности на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством, подписывает председатель комиссии по согласованию с профсоюзным комитетом. Он утверждается приказом по предприятию, организации и хранится в течение 50 лет. Извлечения из приказа прилагаются к трудовой книжке работников, профессии и должности которых внесены в перечень.
Материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятии в течение 50 лет.
[1] Не отнесенные к профессиональным.
[2] М етодические рекомендации для проведения аттестациирабочих мест по условиям труда.
Пенсионные льготы
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо тяжелыми и особо вредными условиями труда (Список № 1), пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год мужчинам и на 1 год 4 месяца женщинам за каждый полный год такой работы.
Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда (Список № 2), пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года женщинам.
Список № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях и Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины № 36 от 16 января 2003 г. Цель ее принятия - избежать различных подходов к практическому применению этих списков органами, которые назначают и выплачивают пенсии по возрасту на льготных условиях, специалистами предприятий, организаций и отдельными гражданами, усовершенствовать порядок предоставления этих пенсий.
Структуру списков и названия предусмотренных ими производств, работ, цехов, профессий и должностей приведены в соответствие с государственными классификаторами Украины ДК 009-96 Классификатор видов экономической деятельности и ДК 003-95 Классификатор профессий, утвержденных и введенных в действие приказами Госстандарта Украины соответственно № 441 от 22 октября 1996 и № 257 от 27 июля 1995 г. что позволит обеспечить удобство списков на предприятиях, в учреждениях и организациях .
Одним из необходимых условий назначения пенсий по возрасту на льготных условиях по спискам № 1 и № 2 результаты проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Постановлением Кабинета Министров Украины № 442 от 1 августа 1992 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Основная цель аттестации состоит в регулировании отношений между собственником или уполномоченным им органом и работниками в целях реализации прав на здоровые и безопасные условия труда, льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации за работу в неблагоприятных условиях.
Аттестация проводится на предприятиях и в организациях независимо от форм хозяйствования, где технологический процесс, используемое оборудование, сырье и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных производственных факторов. которые могут неблагоприятно влиять на состояние здоровья работников, а также на их потомков как теперь, так и в будущем. Аттестацию проводит аттестационная комиссия. состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации в сроки. предусмотренные коллективным договором, но не реже одного раза в 5 лет.
Лицам, работавшим на работах с вредными и тяжелыми условиями труда и имели или будут иметь право на пенсию в соответствии со статьей 100 Закона Украины О пенсионном обеспечении, пенсии назначаются по нормам Закона Украины Об общеобязательном государственном пенсионном страховании, исходя из требований возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством.
Работникам других производств, профессий и должностей досрочные пенсии в зависимости от условий труда (но не ранее, чем по достижении 55 лет мужчинами и 50 лет женщинами) могут устанавливаться по результатам аттестации рабочих мест за счет средств предприятия, организации, предназначенных на оплату труда, которые перечисляются в Пенсионный фонд Украины на выплату пенсий до достижения работником пенсионного возраста.
Согласно статье 100 Закона Украины О пенсионном обеспечении лицам, которые работали до введения в действие этого Закона (до 1 января 1992 года) на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, предусмотренных ранее действующим законодательством, пенсии по возрасту назначаются на таких условиях:
а) лицам, имеющим на день введения в действие данного Закона полный стаж на указанных работах, дававший право на пенсию на льготных условиях, пенсии в размерах, предусмотренных настоящим Законом, назначаются в соответствии с требованиями по возрасту и стажу, установленными ранее действующим законодательством
б) лицам, которые не имеют полного стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, возраст, необходимый для назначения пенсии в соответствии со статьей 12 настоящего Закона (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), снижается пропорционально имеющемуся стажу в порядке, предусмотренном статьями 13-14 этого Закона, исходя из требований к этому стажа, установленных ранее действующим законодательством.
Актуальные новости
Современная Украинская семья: разводимся из-за немытой посуды
Источники:
Следующие статьи:
- Какие льготы положены пенсионерам 3 детьми
- Льготы пенсионерам на проезд в общественном транспорте новокузнецке
Комментариев пока нет!