Льготы предпринимателям принимающим на работу инвалидов
Адаптация инвалидов
Инвалидность - это специфическая особенность развития и состояния личности, часто сопровождающаяся ограничениями жизнедеятельности в самых разнообразных её сферах. Но в настоящее время инвалидность уже не является проблемой некого определённого круга якобы неполноценных людей - это проблема всего социума в целом. И эта проблема определяется на уровне правовых, экономических, производственных, коммуникативных и психологических особенностей взаимодействия инвалидов с окружающей действительностью.
В России насчитывается около 16 млн. инвалидов, т.е. более 10 процентов жителей страны. Инвалидность, увы, это проблема не одного человека, а проблема всего общества в целом.
Сожалению, в России, окружающие чаще всего относятся к людям, имеющим инвалидность, с чисто медицинской точки зрения, с позиции медицинской модели, и для них инвалидом считается тот человек, который ограничен в той или иной степени в возможности передвигаться, слышать, говорить, видеть, писать. Создается некая парадоксальная и нелепая, и очень обидная для инвалидов ситуация, при которой этот человек воспринимается как постоянно больной человек, как не соответствующий определенному стандарту, не позволяющему ему работать, учиться, вести обычный для здорового образ жизни. И, по сути, в нашем обществе культивируется и формируется мнение, что инвалид - обуза обществу, его иждивенец. Это попахивает мягко говоря превентивной генетикой
Вспомним, что с точки зрения превентивной евгеники, после прихода в Германии фашистов в 1933 году к власти, стала осуществляться Программа эвтаназии Т-4, которая в том числе предусматривала уничтожение инвалидов и больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
Проблемы инвалидов в России
Проблемы для инвалидов и России, и даже на Западе, связаны в первую очередь с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включиться в жизнь общества. Увы, данная ситуация - лишь следствие неверной социальной политики, ориентированной только на здоровое население и, в большинстве случаев, выражающей интересы именно этой категории общества.
Вспомним хотя скандалы с авиакомпаниями, и не только в России, но и на Западе, которые отказывались пускать на рейс инвалидов с инвалидными колясками! А в Росси и общественный транспорт, и подъезды домов ещё не в полной мере оборудованы спецподъемниками и иными средствами. А точнее - почти вообще не оборудованы..В Москве это еще встречается, да и то эти подъемники закрыт на некий ключ, как и в метро. А в небольших городах? А в домах без лифта? Инвалид, который не может передвигаться самостоятельно, ограничен в движении - вообще часто не может выйти из квартиры!
Получается, что инвалиды становятся особой социально-демографической группой с меньше возможностью передвижения (что, кстати, противоречит Конституции!), более низким уровнем дохода, меньшей возможностью получения образования и особенно, адаптации в производственной деятельности, и лишь небольшое число инвалидов имеет возможность полноценно работать и получать адекватную свою труду заработную плату.
Социальная и трудовая адаптация инвалидов
Важнейшим условием социальной и особенно трудовой адаптации является внедрение в общественное сознание идеи равных прав и возможностей для инвалидов. Именно нормальное взаимоотношение инвалидов и здоровых - мощнейший фактор адаптационного процесса.
Как показывает зарубежный и отечественный опыт, часто инвалиды даже имея определённые потенциальные возможности активно участвовать в жизни общества и тем более работать, не могут их реализовать.
Причина в том, что часть (и зачастую большая часть) нашего общества не хочет общаться с ними, а предприниматели опасаются принимать на работу инвалида в силу устоявшихся негативных стереотипов. И, в данном случае, даже меры по социальной адаптации инвалида не помогут до тех пор, пока не будут сломаны психологические стереотипы как со стороны здоровых, так и, что немаловажно, работодателей.
Отметим, что сама идея социальной адаптации инвалидов на словах поддерживается большинством, существует масса законов, однако всё же существует сложность и неоднозначность отношения здоровых к инвалидам, особенно к инвалидам с явно выраженными инвалидными признаками - не имеющими возможности самостоятельно передвигаться (т.н. колясочники), слепые и плохо видящие, глухие и плохо слышащие, больные ДЦП. больные ВИЧ. В России инвалиды воспринимаются обществом как якобы отличающиеся в худшую сторону, как лишённые многих возможностей, что порождает с одной стороны их неприятие как полноценных членов социума, а с другой - сочувствие по отношению к ним.
И, что немаловажно, отмечается неготовность многих здоровых к тесному контакту с инвалидами на рабочем месте, а также развитие ситуаций, когда инвалид не может, не имеет возможности реализоваться наравне со всеми.
К сожалению, одним из главных показателей социально-психологической адаптации инвалидов является их отношение к собственной жизни - практически половина из них оценивают качество своей жизни как неудовлетворительное. Причём само понятие удовлетворённости или неудовлетворённость жизнью чаще всего сводится к плохому или нестабильному материальному положению инвалида, и чем ниже доходы инвалида, тем пессимистичнее его взгляды на своё существование и ниже его самооценка.
Но, отмечено, что у работающих инвалидов самооценка и взгляды на жизнь намного выше, чем у безработных. С одной стороны, это связано с лучшим материальным положением работающих инвалидов, их большей их социальной и производственной адаптацией, большей возможностью общения.
Но, как и все мы, инвалиды испытывают страх перед будущим, тревогу и неуверенность в завтрашнем дне, чувство напряжённости и дискомфорта, причем для них потеря работы - более сильный стрессовый фактор, чем для здорового человека. Малейшие изменения материального неблагополучия и малейшие затруднения на работе приводят к панике и сильнейшему стрессу.
Трудовое законодательство для инвалидов в России и в мире
В России существует практика трудоустройства инвалидов или как говорят людей с ограниченными физическими возможностями как на специализированные (например, для слепых и слабовидящих), так и на неспециализированные предприятия. Существует и законодательство, обязывающее крупные организации принимать к себе на работу инвалидов в соответствии с определенной квотой.
В 1995 году был принят закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации . В соответствии с его 21-й статьей, организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, устанавливается определенная квота для приема на работу инвалидов и работодатели обязаны, во-первых, выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов, а во-вторых, создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Квота считается выполненной, если на все выделенные рабочие места трудоустроены инвалиды в полном соответствии с трудовым законодательством РФ. При этом отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (статья 5.42 КоАП РФ).
Предприятия и работодатели, использующие труд инвалидов обязаны создавать специальные рабочие места для их трудоустройства, т.е. рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Тем не менее, большинство работодателей не проявляют энтузиазма при приёме на работу инвалидов, старясь оказывать им по самым различным причинам, и даже в случае приёма на работу, будут стараться избавиться от такого сотрудника как можно скорее. Главное, что их останавливает - это риск, связанный с возможностью выполнения работы на должном уровне человеком с ограниченными возможностями. И соответственно - а не понесу ли я убытки?.
Вопрос, связанный с риском а справится инвалид или нет с поставленной работай или задачей? вообще можно поставить относительно любого работника, тем более, что инвалид, скорее всего, будет более старательно выполнять свои обязанности.
Конечно, у работодателя возникнут дополнительные сложности и даже расходы, связанные с предоставлением сокращенного рабочего дня, созданием особых условия труда, создания адаптированного для инвалида, рабочего места и т. д. Да и сама адаптация инвалида в трудовом коллективе более сложнее, чем для нормального человека, его либо брезгливо обходят, либо жалеют, а видя его старание в работе, не исключено, что человек с ограниченным возможностями может быстро нажить себе врагов, а около него будут в полной мере создаваться и провоцироваться конфликтные ситуации и прямой моббинг. Но это уже дело администрации и руководителей коллектива, а также штатных психотерапевтов, протирающих штаны и юбки во многих крупных корпорациях.
Отметим, что во многих странах существует законы аналогичные закону О социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Например, в США в соответствии с законодательством предприятие, отказывающееся предоставить работу инвалиду, облагается значительным штрафом, а компании, принимающие инвалидов, имеют льготы по налогообложению. Тем не менее, в США отсутствует законодательство о квотировании рабочих мест для инвалидов, и каждое предприятие имеет возможность определить собственную политику в этом отношении.
Правительство Швеции стимулируют работодателей выплатой индивидуальных дотаций на каждого работающего инвалида, а биржи труда Германии выполняют профконсультационные и посреднические функции в трудоустройстве инвалидов.
В Канаде существует множество федеральных, региональных и локальных целевых программ по различным аспектам реабилитации инвалидов и специальные организации, оказывающие услуги по экспертизе трудоспособности, консультации, профориентации, реабилитации, информации, профподготовке и трудоустройству инвалидов.
Отметим, что люди с ограниченными возможностями в развитых странах работают не только швеями, библиотекарями, юристами и т. п. Можно встретить и слесарей-ремонтников большегрузных машин, передвигающихся на колясках, что для России пока просто нереально.
Рассмотрим вопрос о специальном рабочем месте для инвалидов. Например, Национальный Стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52874-2007 так определяет рабочее место для инвалидов по зрению (п. 3.3.1):
Это рабочее место, на котором осуществлены дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационное оснащения, дополнительное оснащение и обеспечение техническими средствами реабилитации с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.
Кроме того, определяется состав оптимальных или достаточных технических средств и реабилитационных мероприятий для создания и сопровождения специального рабочего места для инвалидов в условиях расширения и изменения сферы применения их труда с использованием новых технических средств реабилитации и реабилитационных мероприятий (п. 3.1.2).
Создание специального рабочего места для инвалидов включает в себя подбор, приобретение, установку и адаптацию необходимого оборудования (дополнительных приспособлений, оснастки и технических средств реабилитации), а также проведение реабилитационных мероприятий по обеспечению эффективной занятости инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей в условиях труда, соответствующих индивидуальной программе реабилитации инвалида к труду (п. 3.1.3.).
Так как Федеральный закон О социальной защите инвалидов в Российской Федерации от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ, предусматривает профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства, существует и Свод правил СП 35-104-2001 - Здания и помещения с местами труда для инвалидов разработанный по заказу Министерства труда и социального развития Российской Федерации. Здания и сооружения должны проектироваться с учетом доступности инвалидам и маломобильныхм групп населения (СП35-101-2001 Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения СП35-102-2001 Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам СП35-103-2001 Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям).
А что же на самом деле?
Но, несмотря не принимаемые законы и социальные программы реабилитации, численность работающих инвалидов в России продолжает сокращаться и за последние три года уменьшилась почти на 10%, менее трети инвалидов трудоспособного возраста имеют работу, хотя на предприятиях многих отраслей промышленности, в различных учреждениях и организациях имеются профессии и специальности, соответствующие психофизиологическим особенностям инвалидов различных категорий.
Одним из основных направлений поддержки инвалидов является профессиональная реабилитация и адаптация на рабочем месте, которая является важнейшей составной частью государственной политики в области социальной защиты инвалидов и включающая следующие мероприятия: услуги и технические средства - профориентация (профинформирование профконсультирование профотбор профподбор) психологическая поддержка профессионального самоопределения обучение (переобучение) и повышение квалификации содействие трудоустройству (на временные работы, на постоянное место работы, самозанятости или предпринимательству) квотирование и создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.
Безусловно, что профессиональная реабилитация инвалидов с их последующим трудоустройством экономически выгодна для государства, так как средства, вложенные в реабилитацию инвалидов, будут возвращаться государству в виде налоговых поступлений, являющихся следствием трудоустройства инвалидов.
А вот в случае ограничения доступа инвалидов к занятиям профессиональной деятельностью, расходы на реабилитацию инвалидов лягут на плечи общества в еще большем размере.
Тем не менее, законодательство в отношении инвалидов не учитывает одного важнейшего факта - работодателю нужен всё же не инвалид, а работник А полноценная трудовая реабилитация и адаптация и состоит в том, чтобы сделать из инвалида работника, для чего сначала надо обучить, адаптировать, а уж потом его трудоустраивать, а не наоборот! Около 60 % инвалидов готовы участвовать в трудовом процессе после получения соответствующих специальностей и трудовой адаптации, и, соответственно, получения достойной заработной платы.
Сама по себе адаптация инвалида на рабочем месте определяется как логическая адаптация к определённой, выполняемой им работе или рабочему месту, которая и позволяет квалифицированному человеку с инвалидностью выполнять свои обязанности на занимаемой должности. То есть адаптация инвалида подразумевает нахождение способа, при помощи которого становится возможным преодоление препятствий, созданных недоступной средой, это преодоление барьеров на рабочем месте, которое достигается путём целенаправленного подхода к решению данной проблемы.
Несмотря на наличие соответствующего законодательства в Российской Федерации, системы квот и реабилитационной инфраструктуры, низкий уровень работающих инвалидов говорит о том, что в России присутствуют определенные факторы, мешающие их трудоустройству и хотя политика поощрения трудоустройства инвалидов существует, тем не менее, психологические, физические и социальные барьеры часто препятствуют её осуществлению.
До сих пор в России существует множество барьеров на пути к трудоустройству инвалидов: отсутствует физический доступ к рабочему месту и соответствующее оборудование, инвалидам платят минимальную заработную плату, не ожидая, что они будут достойно работать, что вообщем-то неверно, практически отсутствует доступный транспорт, а среди работодателей сохраняется множество стереотипов по отношению к инвалидам. Да и сами инвалиды, как мы уже отмечали выше, до сих пор страдают от заниженной самооценки, не готовы самостоятельно выходить на рынок труда, а когда они начинают работать, то часто не справляются с работой из-за отсутствия поддержки и даже прямого моббинга.
В США и Великобритании, например, основными видами трудовой адаптации являются: гибкость подхода к управлению трудовыми ресурсами, повышение доступности помещений, реструктурирование обязанностей (включая рабочее время), заключение с инвалидами срочных контрактов, а также приобретение или модификация оборудования. Отметим, что в западноевропейских странах работают около 40 - 45% инвалидов, а в России в лучшем случае - только 10 %, многие на дому, практически нелегально и за крайне низкую заработною плату.
Хотя трудовая адаптация может быть уникальной в каждом конкретном случае, для большинства Российских инвалидов главной необходимостью первоочередной адаптации на рабочем месте и в трудовом коллективе является расписание - например, гибкий график и регулярные перерывы, а также, в ряде случаев, снижение количества определённых действий.
Но наиболее серьезным барьером в России для возможности работы инвалида является потеря социальных льгот (надбавок) или даже самой пенсии по инвалидности. Отметим, что по существующему законодательству инвалиды в России имеют право на получение бесплатных лекарств, бесплатного проезда в городском транспорте и пригородных электричках, санаторно-курортного лечения, частичной оплаты услуг ЖКХ и т.д. И всего этого инвалид может лишиться, официально устроившись на работу! И часто именно это является основной причиной, по которой люди отказываются работать, тем более в том случае, если работа не сможет компенсировать потерю пенсии и всех льгот. Кроме того, инвалид, получающей надбавку к пенсии, вообще не имеет права где-либо подрабатывать, даже временно, органы социальной защиты тут же её снимут, да ещё и оштрафуют! Так имеет ли смысл инвалиду терять надбавку, утроившись на работу? Чаще всего нет, если заработная плата слишком низка и не компенсирует, или незначительно компенсирует эту надбавку.
Например, человек с заболеванием сердечно-сосудистой или эндокринной системы, чаще всего получивший инвалидность, уже имея колоссальный опыт научной или преподавательской деятельности вполне может выполнять обычную для него работу, но. органы социальной защиты, призванные именно защищать инвалида, тем не менее, наоборот, лишают его возможности работать, или хотя подрабатывать на полставки или временно, например, по договору, в том же университет, вузе, НИИ или иной организации.
Ещё одним барьером к трудовой адаптации инвалида является физическое окружение, в котором живут люди, и которое мешает им посещать работу, около 30 % людей с инвалидностью в качестве серьёзной проблемы указывают отсутствие адекватного транспорта.
Существует понятие барьеры физической среды, включающие в себя множество факторов: от недоступности транспорта до отсутствия гибкого графика и сокращения физического труда на рабочем месте. Понятно, что необходимость в гибком графике объясняется тем, что в течение дня инвалид сталкивается с множеством проблем вне работы или готовясь к ней, в частности добираясь на работу и с работы, да и на самой работе он может быть менее мобилен - даже обыкновенное посещение туалета занимает у инвалида-колясочника в несколько раз больше времени.
При приеме на работу человека с ограниченными возможностями, работодателям следует давать для выполнения определённые основные действия, необходимые на рабочем месте, и использовать творческие вспомогательные технологии. Например, инвалиды, не способные самостоятельно передвигаться, тем менее прекрасно могут выполнять работу, связанную с компьютерами.
Подумаем, а ведь это расточительство - поручать здоровому человеку работу, которая под силу инвалиду! А инвалиды ощущают свою трудовую изоляцию как полную ненужность обществу. Для них важно не просто существовать получая нищенскую пенсию, а полноценно жить и работать, необходимо быть востребованным обществом, иметь возможность самореализоваться!
В развитых странах один доллар, вложенный в решение проблем инвалидов, приносит 35 долларов прибыли!
Не сама инвалидность - беда человека, а испытания, которые переносит он в связи с тем, что окружающее общество ограничивает свободу выбора в трудоустройстве. Теоретически инвалид обладает всеми конституционными правами, а на практике подавляющее большинство из них не может получить образование, устроиться на работу, тем более достойно оплачиваемую.
И самое главное, самому обществу помощь в адаптации и нормальной работе инвалида даже важнее, чем для самого инвалида. Человек должен видеть, что если с ним что-то случится, он не будет выброшен на обочину жизни, и надо помнить, что как бы ни повернулась жизнь (а она, увы, не предсказуема), эта проблема может коснуться каждого.
Принимаем на работу инвалида
Министерством здравоохранения был принят закон об увеличении размера выплаты работодателю за оборудование рабочего места для инвалида с 30 до 50 тысяч рублей. Как эти изменения повлияют на жизнь людей с ограниченными возможностями?
Сегодня любое крупное предприятие в России, если численность его работников больше ста, обязано иметь места для инвалидов и принимать их на работу. Теоретически отказать инвалиду в трудоустройстве предприниматель не имеет права, а практически это происходит сплошь и рядом. Правда такова: труд штатников-инвалидов не пользуется спросом у отечественных работодателей.
Во-первых, для такого сотрудника необходимо оборудовать специально оформленное рабочее место, и стоимость его может доходить до шестисот тысяч рублей, а подобную сумму правительство пока не готово компенсировать. Рабочее место должно соответствовать санитарным правилам, находиться не в цокольном или подвальном этаже, иметь хорошую вентиляцию, быть просторным. Полы, например, желательно иметь теплые и не скользкие, окнам полагается выходить на соответствующую сторону. Если быть точными, работодателю следует отталкиваться от того, каким недугом страдает работник. Если у того больное сердце, ему предлагают исполнять трудовые обязанности в комнате, где отсутствует солнечная сторона, а если он переболел туберкулезом, то наоборот. В здании обязательно должна быть столовая, где готовят горячую еду, а также кабинет врача на всякий случай. А теперь давайте спросим у себя: много ли современных офисов могут предоставить работнику с ограниченными возможностями такие условия?
Рассказывает Марина Евсикова . генеральный директор полиграфической компании:
«Это сегодня компания обязана предоставить места для инвалидов, если количество штатных единиц превышает сотню, а раньше все было совсем иначе. От нас требовали трудоустраивать инвалидов, хотя численность организации была в среднем сорок человек. К тому же эта социальная нагрузка сопряжена с рядом сложностей: мы готовы, допустим, посадить инвалида работать в просторную комнату, с соответствующими столами, полами, лампами и диванами для отдыха, как и призывают санитарные нормы. А что дальше? Если человек, имеющий группу инвалидности, в состоянии нормально передвигаться, то он, скорее всего, трудиться сможет. А если, например, речь идет об инвалиде-колясочнике? Что делать с ним? Ведь ему надо как-никак доехать до работы, каким-то образом попасть в здание. Да что там. даже выбраться из метро или спуститься туда самостоятельно для него целая проблема. В нашей стране почти ничего не предусмотрено для нормального передвижения в зданиях, на улицах и в транспорте людей в инвалидных колясках. Инвалид вынужден работать исключительно удаленно, даже если бы он и хотел приезжать в офис. К счастью, в нашей компании имеются вакансии, которые позволяют нам брать таких людей, - дизайнеры, программисты, операторы ПК. Это выгодно и работодателю и инвалиду».
Полный рабочий день
К рабочему месту сотрудника-инвалида предъявляются особые требования, которые прописаны в санитарных нормах но едва ли кто-нибудь из работодателей их выполняет. Если инвалида принимают на работу конкретно за его опыт и знания, а не потому, что предприятию это предписано по закону, то он работает на общих основаниях.
Рассказывает Светлана Брылина . юрист консалтинговой компании:
«В нашей организации работает молодой человек со зрением минус пятнадцать, у него есть группа инвалидности. Он юрист. Работает, как всем мы – по восемь часов в день проводит за компьютером. Начальство в курсе его недуга – соответствующие справки он представил при приеме на работу, однако ему не дают ни малейших поблажек. Да что вы! Никакого специально оборудованного места! Он рад, что его взяли на работу, поэтому ничего особенно не требует, не жалуется, хотя не исключаю, что ему нелегко весь день сидеть за компьютером».
Есть инвалиды, категорически не желающие смириться со своим полубеспомощным состоянием. Они предпочитают считать себя полноценными людьми и не стремятся воспользоваться предоставляемыми им льготами.
Без вины виноватый
Что бы там ни говорилось законниками, но на деле многие работодатели, заслышав, что к ним устраивается инвалид, не слишком довольны подобной перспективой. Да, те, кому невыгодно действовать в обход закона – владельцы крупных предприятий – все-таки берут их на работу а остальные стараются этого по возможности избегать.
А если человек стал инвалидом по вине работодателя? Рассказывает юрист Светлана Брылина .
«В нашей стране инвалидов не просто не хотят брать на работу (если только это не чревато какими-то выгодами), но еще и плохо поступают с теми, кто заработал инвалидность, выполняя трудовые обязанности. Вот представьте: работал человек в какой-либо компании на износ – и вдруг у него в связи с этим испортилось зрение (либо еще какая-то неприятность со здоровьем случилась). И что вы думаете? Его запросто могут уволить! Не подходит больше этот человек для занимаемой должности. А то, что его инвалидность обусловлена профессиональным заболеванием, никого не интересует. Вероятней всего, такого сотрудника попросят написать заявление по собственному желанию».
Куда пойти инвалиду?
Чтобы выяснить, насколько велики у инвалидов шансы устроиться на подходящую для них работу, мы связались с кадровым агентством в Москве. Оказалось, что у них имеются всевозможные вакансии, в том числе для студентов, а вот для инвалидов, увы, пока ничего не придумано. Услышав мой вопрос, девушка на том конце провода даже растерялась и дала следующий совет: «Для инвалидов, наверное, есть специализированные агентства. Посмотрите, пожалуйста, в Интернете!»
Нам удалось дозвониться на биржу труда в подмосковном городе Химки. Приветливый женский голос сразу же расположил к себе. Однако узнав, что нас интересуют вакансии для инвалидов, девушка на другом конце провода тоже слегка растерялась. В итоге выяснилось, что желающий работать инвалид может получить работу, так что подъехать к ним стоит, но они «ничего не обещают». И добавили: «Сейчас здоровым-то проблематично устроиться».
Страхи работодателей
В начале 1990-х годов в России работали более 55 % инвалидов. Сейчас эта цифра, по разным данным, колеблется в пределах 15 %. При этом 80 % инвалидов хотят работать.
Итак, взяв на работу инвалида, работодатель может рассчитывать на определенные льготы. Так почему же людей с ограниченными возможностями так неохотно принимают на работу? Инвалидам часто отказывают в трудоустройстве, а по каким причинам это может происходить, рассказывает генеральный директор туристической компании Людмила Смирнова .
«У меня хотя и меньше ста сотрудников в фирме, тем не менее я готова высказаться на эту тему, поскольку когда-то не отказала в приеме на работу инвалиду второй группы. Так вот, могу сказать, что это очень и очень сложно – держать в штате человека с ограниченными возможностями. Такой работник может постоянно сидеть на больничном, уходить – раньше, приходить – позже, и это ему будет легко сходить с рук. Уволить инвалида очень непросто! Он либо должен уйти по собственному желанию, либо надо проводить ежегодную аттестацию с целью подтвердить его профнепригодность. Не берусь утверждать, что все инвалиды непременно помногу сидят на больничном и качают права, но, увы, те, с кем довелось встретиться, были именно такими. Своей инвалидностью они чуть ли не гордились, постоянно это подчеркивали. И иногда мне было неловко просить такого человека о чем-то дополнительно. Ну и зачем это все нужно работодателю? Совершенно не нужно! Некоторые делают это ради льгот или потому что необходима такая штатная единица».
Выйти из положения
Если владелец крупного бизнеса, где работает более ста сотрудников, не хочет брать на работу инвалидов, ему предстоит платить штрафы. Из положения выходят по-разному.
Рассказывает Елена Куликова . генеральный директор продуктового магазина в Москве:
«Я знаю, что в тех же торговых центрах, где численность сотрудников превышает сотню, начальство, чтобы не нанимать инвалидов на работу легально, делает это лишь на бумаге. Я работала в одном из таких торговых центров бухгалтером и потому с этой схемой знакома неплохо. Подобного инвалида официально устраивают на работу и предлагают ему заработную плату в пределах пять тысяч рублей – по Москве. На деле он сидит дома или занимается чем-то, но на работе не появляется. При таком раскладе хорошо и ему, и работодателю, который соблюдает необходимые нормы».
Инвалидам сложно работать на производстве, где весь день приходится простаивать на ногах. Но при сидячем умственном труде они могут выполнять свои обязанности не хуже любого другого сотрудника. Своими мыслями на этот счет делится Елена Кучеренко, бухгалтер крупного торгового центра в Подмосковье: «У нас большой коллектив, вот почему мы обязаны предоставлять места и для инвалидов тоже. Они работают у нас кассирами, охранниками, уборщиками, упаковщиками. Но специально оборудованных рабочих мест, которые соответствовали бы нормам, у нас для этих людей нет. Нормы эти порой очень странные и выполнить их все просто не представляется возможным! И для трудовой инспекции – мы лакомый кусок в этом отношении. Как поступать? Вы знаете, в чем-то проще откупиться, чем действительно полностью подготавливать рабочее место для инвалида, согласно всем правилам».
Купить инвалидность
Возникают и такая ситуация, когда здоровый человек по собственному желанию пытается причислить себя к инвалидам. Рассказывает Марина Якубова . юрист:
«Кто-то стесняется своей инвалидности, а кто-то, наоборот, стремиться оформить правдами и неправдами группу, потому что им полагаются различные льготы и выплаты. Инвалидность «стоит» около тридцати-сорока тысяч рублей, и в наше время добыть ее себе не так уж сложно. А получив заветную группу инвалидности можно засесть дома, брать бесконечные больничные и иметь массу льгот для себя, потому что ты инвалид. Знаю, что иные работодатели увольняют тех, кто стал инвалидом, получив профессиональную травму или заболевание, но часто их на производстве оставляют. На это и рассчитано. Для работника подобная афера не представляет никакого риска: если что – он может уйти на другую работу и не афишировать липовую инвалидность, ведь со здоровьем все хорошо! А может очень выгодно ею распорядиться. Я заметила, что если тот или иной человек действительно инвалид и его незаконно увольняют, он не будет обивать пороги инстанций, требуя, чтобы бывшего работодателя наказали и справедливость была восстановлена. А вот если какой-нибудь ловкач как бык здоров и инвалидность себе всего-навсего купил, то – пожалуйста, тут он уже не пожалеет времени, потому что изначально рассчитывал на выгоду».
О похожей ситуации нам рассказала бухгалтер заводского предприятия в Подмосковье Галина Гладкова .
«У нас работает 5 процентов инвалидов от общего числа работников, они имеют сокращенный рабочий день, дополнительные дни отпуска. Но есть и такие, которые приносят справку об инвалидности, уже отработав на нашем заводе порядочное количество времени. Иногда эти справки кажутся мне откровенно липовыми. Нет, с точки зрения бланков и печатей – все легально, я стараюсь это проверять но при виде человека складывается именно такое ощущение, после чего начинаются бесконечные больничные, претензии, жалобы, прогулы со ссылкой на плохое самочувствие. Все это очень неприятно. Кстати, те кто действительно стали инвалидами, а не числятся таковыми на бумаге, как раз сильно своим положением не злоупотребляют».
Больничные и поблажки
Итак, получается, что несмотря на некоторые льготы и выплаты, которые полагаются тем работодателям, кто принимает на работу инвалидов, делают они это пока крайне неохотно. Есть замечательные примеры, когда инвалиды сами открывают свой бизнес и он процветает, но, увы, случаи эти носят единичный характер. В основном руководитель заранее настроен против приема такого сотрудника, так как предвидит череду бесконечных больничных и поблажек, которые будет требовать для себя инвалид. А что касается инвалидов-колясочников или слепых, то для них труд в офисе – дело практически невозможное. Государство пока слишком мало заботиться об этих людях – для их удобства ничего толком не оборудовано в общественных местах, поэтому основные затруднения, которые выпадают на их долю, связаны с поездками на работу и обратно. Руководители считают, что начинать надо именно с создания комфортных условий в общественных местах для людей с ограниченными возможностями. В этом направлении уже делаются первые шаги, и, возможно, в дальнейшем ситуация действительно изменится к лучшему.
Светлана Кузина, эксперт журнала Расчет
Относительно выполнения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УкраиНЫ
ФОНД СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ
ПИСЬМО
от 03.08.2009 г. N 1/6-377/06
(Извлечение)
Фонд социальной защиты инвалидов рассмотрел <. > обращение <. > и на поставленные <. > вопросы сообщает.
1. Необходимо ли бюджетному учреждению, которое полностью финансируется из бюджета, становиться на учет в Фонде социальной защиты инвалидов, осуществлять трудоустройство инвалидов, представлять отчеты об их численности? Могут ли быть применены к такому учреждению финансовые санкции за невыполнение норматива по трудоустройству?
2. Каков размер штрафа для предприятия, где количество работающих по итогам года составляет 15 работников?
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" для предприятий, учреждений, организаций ,в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд ,установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов средне-учетной численности штатных работников учетного состава в год, а если работает от 8 до 25 человек, - в количестве одного рабочего места.
Согласно части 1 статьи 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, где среднеучетная численность работающих инвалидов меньше ,нежели установлено нормативом, предусмотренным статьей 19 данного Закона. ежегодно уплачивают соответствующим отделениям Фонда социальной защиты инвалидов административно-хозяйственные санкции ,сумма которых определяется в размере среднегодовой заработной платы на соответствующем предприятии, [в] учреждении, организации, в том числе предприятии, организации общественных организаций инвалидов, [у] физического лица, использующего наемный труд, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом. Для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, на которых работает от 8 до 15 человек ,размер административно-хозяйственных санкций за рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом, определяется в размере половины средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии, в учреждении, организации, в том числе предприятии, организации общественных организаций инвалидов, у физического лица, использующего наемный труд.
Положения данной части не распространяются на предприятия, учреждения и организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов .
Уплату административно-хозяйственных санкций и пени предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, производят в соответствии с законом за счет прибыли ,остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей).
По содержанию части второй статьи 19 Закона предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с нормативом, установленным частью первой данной статьи, и обеспечивают трудоустройство инвалидов ,о чем представляют в соответствующее территориальное отделение Фонда социальной защиты инвалидов форму отчетности N 10-ПI "Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов". утвержденную приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 N 42 изарегистрированную в Министерстве юстиции Украины 13.02.2007 г. за N 117/13384 (далее - Приказ N 42 ).
Данный отчет представляется или направляется заказным письмом работодателями не позднее 1 марта после отчетного периода ( п. 2.1 Приказа N 42 )в соответствующие региональные отделения Фонда социальной защиты инвалидов, в которых они зарегистрированы.
Так, статья 19 Закона предусматривает, что работодатели, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек, регистрируются в соответствующих отделениях Фонда социальной защиты инвалидов по своему местонахождению.
Порядок регистрации работодателей определен постановлением [КМУ от 31.01.2007 г. ] N 70 .Работодатели регистрируются в отделениях Фонда по месту их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц - предпринимателей.
Для регистрации работодатели подают (направляют заказным письмом) отделению Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.2007 N 98 ,зарегистрированным в Минюсте от 29.03.2007 за N 290/13557, и копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя (далее - свидетельство ).
Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов ,представляют (направляют) также копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений ,выданной органом государственной налоговой службы (далее - справка ).
Вновь созданные работодатели представляют (направляют) заявление, копии свидетельства и справки не позднее чем в течение десяти рабочих дней после их государственной регистрации в качестве юридических лиц или физических лиц - предпринимателей.
Работодатель, у которого количество работающих, для которых данное место работы является основным, увеличилось до восьми и более человек либо изменилось название или местонахождение юридического лица либо фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица - предпринимателя, представляет заявление, копии свидетельства и справки в срок, определенный для вновь созданных работодателей.
<. >
Если работодатель не зарегистрирован в соответствующем отделении Фонда, но принес отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, то он может перед представлением отчета зарегистрироваться .
Документы, направленные или представленные работодателем для проведения регистрации, хранятся в отделении Фонда в течение трех лет после ликвидации либо смены местонахождения юридического лица или места регистрации проживания физического лица - предпринимателя.
Согласно части второй статьи 188 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (далее - КУоАП ) невыполнение должностным лицом, пользующимся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов, влекут наложение штрафа от десяти до двадцати не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
В первом случае штраф будет налагаться за невыполнение норматива на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также физическое лицо, использующее наемный труд.
Во втором случае - на должностное лицо предприятия, обязанное представлять Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов N 10-ПІ .
Статьей 255 указанного Кодекса определено, что Министерство труда и социальной политики Украины и его органы при выявлении правонарушения составляют протокол об административном правонарушении, являющийся юридическим основанием для обращения в суд.
Таким образом, бюджетные учреждения, полностью содержащиеся за счет местных бюджетов, согласно части первой статьи 19 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" не освобождаются от исполнения требований данной статьи и должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а в случае его невыполнения на должностное лицо, пользующееся правом принимать на работу и увольнять с работы, физическое лицо, использующее наемный труд, налагается административный штраф .
3. Уплачивается ли штраф, если инвалид работает на неаттестованном рабочем месте? Постановлением Кабинета Министров Украины от 31.01.2007 N 70 "О реализации статей 19 и 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" " отменено постановление Кабинета Министров Украины от 03.05.95 N 314 "Об организации рабочих мест и трудоустройстве инвалидов" .
Таким образом, аттестация рабочих мест по условиям труда проводится на общих основаниях согласно Порядку, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины от 01.08.92 N 442 ,и предусматривает, прежде всего, определение и подтверждение права работников на пенсию по возрасту на льготных условиях по Спискам N 1 и N 2. ежегодные дополнительные отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда, сокращенную рабочую неделю за работу с вредными условиями труда, повышенную оплату труда за работу с вредными условиями труда, другие льготы и компенсации ,предусмотренные законодательством.
В то же время информируем, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины "Об охране труда" работодатель обязан создавать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в сфере охраны труда.
С этой целью работодатель обеспечивает функционирование системы управления охраной труда ,а именно:
- создает соответствующие службы и назначает должностных лиц ,которые обеспечивают решение конкретных вопросов охраны труда, утверждает инструкции об их обязанностях, правах и ответственности за выполнение возложенных на них функций, а также контролирует их соблюдение
- разрабатывает при участии сторон коллективного договора и реализует комплексные меры для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня охраны труда
- обеспечивает выполнение необходимых профилактических мероприятий в соответствии с изменяющимися обстоятельствами
- внедряет прогрессивные технологии ,достижения науки и техники, средства механизации и автоматизации производства, требования эргономики, положительный опыт по охране труда и т. п.
- обеспечивает надлежащее содержание зданий и сооружений, производственного оборудования и оснащения, мониторинг за их техническим состоянием
- обеспечивает устранение причин ,приводящих к несчастным случаям, профессиональным заболеваниям, и осуществление профилактических мероприятий, определенных комиссиями по результатам расследования этих причин
- организует проведение аудита охраны труда ,лабораторных исследований условий труда, оценку технического состояния производственного оборудования и оснащения, аттестаций рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда в порядке и сроки, определяемые законодательством, и по их результатам принимает меры по устранению опасных и вредных для здоровья производственных факторов
- разрабатывает и утверждает положения, инструкции, другие акты по охране труда ,действующие в пределах предприятия (далее - акты предприятия )и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда, обеспечивает бесплатно работников нормативно-правовым актами и актами предприятия по охране труда
- осуществляет контроль за соблюдением работником технологических процессов, правил обращения с машинами, механизмами, оснащением и другими средствами производства, использованием средств коллективной и индивидуальной защиты, выполнением работ в соответствии с требованиями по охране труда
- организует пропаганду безопасных методов труда и сотрудничество с работниками в отрасли охраны труда
- принимает срочные меры для помощи пострадавшим ,привлекает при необходимости профессиональные аварийно-спасательные формирования в случае возникновения на предприятии аварий и несчастных случаев.
Работодатель несет непосредственную ответственность за нарушение указанных требований .
4. Освобождается ли от штрафа предприятие, если инвалиды в него не направлялись и самостоятельно не обращались?
5. Считаете ли вы правильной позицию Высшего хозяйственного суда Украины по данному вопросу, занятую в деле N 2-23/11349-2005?
В соответствии с действующим законодательством Украины важнейшим аспектом адаптации и интеграции лица с инвалидностью в общественную жизнь является соответствующее обеспечение условий для получения образования, профессиональной подготовки и достойного труда в соответствии с его возможностями.
В соответствии со ст. 24 Конституции Украины граждане имеют равные конституционные права и свободы и равны перед законом.
Не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, по языковым или другим признакам.
В соответствии со ст. 43 Конституции Украины каждый человек имеет право на труд, включающее возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается.
Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными нуждами.
Согласно статье 17 Закона N 875-XII предприятия, в том числе предприятия общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд (далее - работодатели ), обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов ,среди них специальные рабочие места, осуществляя для этого адаптацию основного и дополнительного оборудования, технического оснащения и приспособлений и т. п. с учетом ограниченных возможностей инвалида, создавать для инвалидов условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.
Частью первой статьи 18 данного Закона (в редакции до 23.02.2006 г. ) трудоустройство инвалидов осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов .
Однако учитывая, что указанные государственные органы не могут непосредственно осуществлять трудоустройство инвалидов на предприятиях, поскольку согласно ст. 21 КЗоТ фактом трудоустройства является заключение трудового договора между работником, в данном случае инвалидом, и собственником или уполномоченным органом предприятия, перечисленные в ст. 18 Закона субъекты в соответствии с действующим законодательством ( пп. 12 п. б ст. 34 Закона Украины "О местном самоуправлении" , п. 4 ст. 23 Закона Украины "О местных государственных администрациях" ,ч. 3 п. 2 ст. 19 Закона Украины "О занятости" )имеют полномочия на обеспечение бронирования мест для инвалидов и направления их для трудоустройства на предприятия, [в] учреждения, организации, но непосредственное трудоустройство осуществляет само предприятие .При этом предприятия обязаны принимать все зависящие от них меры по выполнению установленного норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. Административно-хозяйственные санкции в соответствии со статьей 20 Закона N 875-XII работодатели обязаны уплачивать независимо от положений, изложенных в статье 18 Закона N 875-XII .
В соответствии с положениями Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов N 159 ,ратифицированной Законом Украины "О ратификации Конвенции о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов N 159" <. >,органы государственной власти должны содействовать трудоустройству путем:
- содействия возможности занятости инвалидов на открытом рынке труда ( статья 3 )
- проведения консультаций с представительскими организациями предпринимателей и трудящихся относительно осуществления указанной политики, в том числе мер, которые следует принять с целью содействия сотрудничеству и координации государственных и частных органов, занимающихся профессиональной реабилитацией, консультаций с представительскими организациями инвалидов и по делам инвалидов ( статья 5 )
только для жителей Москвы и МО Степанов Ю.В.
юрист на сайте Беляев М.Ю.
юрист на сайте Сафронова Валерия Валерьевна
юрист на сайте Кирюников А.В.
юрист на сайте Лапина Т.Б.
юрист на сайте Стрикун Г.В.
юрист на сайте Невская К.В.
юрист на сайте Центр содействия бизнесу "СТЭНЛИ"
юрист на сайте Волков В.Р.
юрист на сайте Титова А.В.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!