Льготы и преференции малому бизнесу
Льготы малому бизнесу
1. Субъекты малого бизнеса
Прежде всего, нужно знать какие юридические и физические лица относятся к субъектам малого бизнеса (предпринимательства). Согласно части первой статьи 5 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях свободы предпринимательской деятельности»,
Субъектами малого предпринимательства являются:
1) индивидуальные предприниматели
2) микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, - не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях - не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании - не более пяти человек
3) малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях:
легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности, промышленности строительных материалов, а также прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, - не более ста человек
машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы, предусмотренной законодательством, - не более пятидесяти человек
науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы - не более двадцати пяти человек.
2. Льготы и преференции
На сегодняшний день законодательством установлены следующие льготы и преференции для субъектов малого предпринимательства:
Плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства осуществляются не чаще одного раза в четыре года . Финансово-хозяйственная деятельность вновь созданных субъектов малого предпринимательства не подлежит плановым проверкам в течение первых трех лет с момента их государственной регистрации, кроме вновь созданных субъектов малого предпринимательства, выпускающих подакцизные товары, а также финансово-хозяйственная деятельность которых связана с целевым использованием бюджетных и централизованных средств и ресурсов.осуществляющие производство подакцизной продукции и добычу полезных ископаемых, облагаемых налогом за пользование недрами, за исключением микрофирм и малых предприятий, производящих жженый кирпич на основе современных энергосберегающих технологий с использованием специальных печей
в рамках деятельности, по которой предусматривается уплата единого земельного налога в соответствии с главой 57 НК РУз и фиксированного налога в соответствии с главой 58 НК РУз
участники соглашений о разделе продукции.
При обращении в суды в рамках осуществляемой предпринимательской деятельности субъекты малого бизнеса и частного предпринимательства уплачивают государственную пошлину в размере 50 процентов от установленной ставки.Кроме того, законодательством страны установлены следующие гарантии для субъектов малого бизнеса:
первоочередному финансированию за счет средств привлекаемых иностранных кредитов подлежат преимущественно инвестиционные проекты, предусматривающие выпуск конкурентоспособной и экспортоориентированной продукции и услуг, путем дальнейшего развития действующих и создания новых малых совместных предприятий по производству товаров народного потребления, глубокой переработке сельскохозяйственной продукции, а также развитию инфраструктуры, прежде всего в сельской местности совокупный размер комиссионных сборов уполномоченных банков Республики Узбекистан при перераспределении иностранных кредитных линий под инвестиционные проекты предприятий малого бизнеса, включая дехканские и фермерские хозяйства, не должен превышать 0,15 процента годовых от суммы субкредита срок погашения кредитов, полученных по иностранным кредитным линиям, не может быть сокращен более чем на 3 месяца при их перераспределении в субзаем.Льготы малому бизнесу
С 2011 года вместо 14% выплат по социальным налогам стали взимать 34%. Для некоторых организаций малого бизнеса этот налог составляет 24%. Это и есть льготы малому бизнесу . Остальные 80% малого бизнеса, по мнению правительства, в льготах не нуждаются.
Предприятия, попавшие под смягченную процентную ставку: производственники газированной воды, швейные и текстильные предприятия, обувщики и производители игрушек. То есть все те, кому и так не долго осталось, учитывая засилье дешевых аналогов китайского производства.
Если отвлечься от официальных воззваний, в сухом остатке видим, что малый бизнес России не нужен. Малые предприятия, основа любой экономики, любой страны, в России только мешает владельцам крупного бизнеса, путаясь под ногами. "Малышей" сложнее контролировать, они слишком свободно хотят двигаться на своем пути. А, следовательно, они не нужны, как класс.
Если вы - владелец малого бизнеса, не стоит надеяться на государство и его "льготы", надейтесь только на себя. Любые провозглашенные обещания помощи малому бизнесу, по факту, в самом лучшем случае, просто не мешают ему.
Малые льготы малому бизнесу
Татьяна Голикова и Эльвира Набиуллина (на фото)
Минздрав разослал на согласование в ведомства спешно подготовленный по заданию Дмитрия Медведева законопроект о более щадящем повышении страховых взносов для малого бизнеса, занятого в производственной и социальной сферах. Как следует из имеющегося у Ъ проекта, льготу предполагается предоставлять по закрытому перечню из 17 видов экономической деятельности, вне которого оказалось большинство предприятий, оказывающих услуги населению, в том числе общественное питание и перевозка пассажиров. Как предприятия будут доказывать, что занимаются именно тем видом бизнеса, а не иным, и кто это будет, в конечном счете, определять проект не объясняет.
Более плавное увеличение налогов для части малого бизнеса стало одной из главных новостей прозвучавшего на прошлой неделе послания Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Президент объявил, что в 2011 и 2012 годах малые предприятия в производственной и социальной сферах вместо 14% будут платить взносы по ставке 26% (остальной бизнес — по 34%). Объединение Опора России сразу же подсчитало, что под льготу подпадет лишь 15-17% предприятий малого бизнеса — основная часть мелких предпринимателей (по разным оценкам, от 50 до 80%) работают в торговле, которую власти признали не нуждающейся в поддержке.
Премьер Владимир Путин 1 декабря поручил Минздраву в ускоренном порядке подготовить законопроект, разъясняющий, какие именно предприятия смогут воспользоваться льготным периодом. Еще до появления этих критериев вице-премьер Алексей Кудрин заявил, что льгота должна достаться только компаниям, использующим упрощенную систему налогообложения. Поясним, что часть малого бизнеса находится на общем режиме уплаты налогов и платит взносы по ставке 26%, а не 14%, как упрощенцы и плательщики вмененного налога (ЕНВД).
Исходя из такой трактовки президентского заявления, Алексей Кудрин оценил потери бюджета от льготы в 41 млрд руб. за два года.
Совещание по концепции проекта у помощника президента Аркадия Дворковича прошло в минувшую пятницу, 3 декабря, и уже вчера Минздрав разослал документ на согласование ведомствам. В Минздраве вчера отказались комментировать проект, однако Ъ удалось ознакомиться с его содержанием. В тексте возобладал подход Минфина к трактовке президентского обещания: под малым бизнесом была понята лишь малая его часть — организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенку. Между тем, по данным Опоры, упрощенную систему используют лишь 35% всех малых предпринимателей, еще 55% платят ЕНВД, а 10% вносят все стандартные налоги.
Урезав таким образом малый бизнес на две трети, Минздрав предложил закрытый перечень из 17 подпадающих под льготу видов деятельности — он составлен в соответствии с ОбщеРоссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД). Среди них производство пищевых продуктов, производство минеральных вод и других безалкогольных напитков, текстильное и швейное производство, производство изделий из кожи и обуви, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство мебели, спортивных товаров и игрушек, научные исследования и разработки, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, деятельность в области спорта.
На один из главных вопросов, как именно будет определяться принадлежность того или иного предприятия к этим видам деятельности, проект не отвечает. В нем лишь сказано, что порядок такого подтверждения утвердит правительство. В пояснительной записке к проекту отмечается, что расширение сферы применения льгот возможно только при условии создания эффективного механизма идентификации плательщиков страховых взносов — тем самым Минздрав признает сложности отделения льготников от остальных предпринимателей. В финансово-экономическом обосновании к проекту сообщается, что на компенсацию потерь от льготы федеральный бюджет должен будет перечислить Пенсионному фонду 25,9 млрд руб. в 2011 году и 28,98 млрд руб.— в 2012-м.
В Минфине Ъ сообщили, что пока законопроект в это ведомство не поступал. В Минэкономики документ получили и уже начали дискутировать по нему с Минздравом — в экономическом ведомстве хотят по возможности расширить круг льготников. Отметим, в списке Минздрава не нашлось места ни общепиту, ни гостиницам, ни транспортным компаниям, оказывающим услуги населению. Наша позиция заключается в том, что под льготу не подпадают только предприятия, работающие в торговле, в сфере предоставления финансовых услуг и операций с недвижимостью. Все остальные должны подпадать,— заявила вчера глава Минэкономики Эльвира Набиуллина . По ее словам, отдельно следует обсудить аптеки — это пограничная зона, хотя формально они торговые предприятия, но у них есть большая социальная функция. Оспаривает Минэкономики и проведенное Минздравом усечение малого бизнеса по принципу режима налогообложения. Мы считаем, что льгота должна быть распространена на весь малый бизнес — вне зависимости от того, работает ли он на общем или на специальном налоговом режиме,— сказал Ъ директор департамента инвестиционной политики Минэкономики Сергей Беляков .
Источник: Вадим Вислогузов, - Малые льготы малому бизнесу // Комерсантъ от 07.12.2010
Льготы для малого бизнеса 2014
Как известно, с наступлением нового 2014 года произошли разнообразные изменения в налоговом и бухгалтерском учете. Поэтому, если Вы являетесь индивидуальным предпринимателем или владельцем собственного бизнеса, то данная статья, без сомнения, заинтересует Вас. Мы рекомендуем прочитать ее до конца, чтобы узнать обо всех нововведениях, которые ожидают большое количество бизнесменов в 2014 году.
Первое изменение имеет непосредственное отношение к страховым взносам. Прежде всего, хочется сказать, что теперь частные предприниматели могут рассчитывать на получение подобных льгот. Однако, их потенциальный размер будет целиком и полностью зависеть от определенной суммы дохода, которую ежегодно получает бизнесмен. Многие пользователи до сих пор не понимают, что именно можно считать доходом, а что - нельзя.
В данном случае очень многое будет зависеть от действующей системы налогообложения, которая была выбрана предпринимателем во время его непосредственной регистрации. Например, если бизнесмен имеет годовой доход в размере 300 тысяч рублей, то в его обязанности входит уплата фиксированной части - 20 727,53 рублей.
С начала этого года вступает в силу новый закон, который позволяет снизить порог общей численности сотрудников IT-компаний. Хочется отметить, что данный закон имеет отношение исключительно к определенным организациям, которые являются потенциальными претендентами на получение всевозможных льгот по страховым взносам.
Например, раньше было позволено держать в такой компании штат, состоящий из 30 сотрудников, но в настоящий момент вышеназванный показатель резко сократился и теперь достиг отметки в 7 человек. Пользователи должны запомнить, что для единовременного получения льгот для малого бизнеса 2014 . компании необходимо обязательно пройти аккредитацию в Минкомсвязи.
С 2014 года все предприниматели могут быть уверены в том, что теперь их банковские вклады будут 100% застрахованы. Если в силу каких-то причин у того или иного банка будет отозвана лицензия, то клиент данного учреждения, который является индивидуальным предпринимателем, может рассчитывать на возмещение части денежных средств, которые он размещал.
Поэтому теперь за свои кровные деньги можно не беспокоиться. Государственные власти обещают вернуть всю сумму по вкладу, но не более 700 тысяч рублей. Предпринимателям остается теперь лишь выбрать банк и открыть необходимый вклад.
Тарифные льготы
Определение страны происхождения товара.
При предоставлении определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифных льгот (преференций) или для освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, требуется определение страны происхождения товара.
По Российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если есть необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.
Тарифная льгота (тарифная преференция) — льгота, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу.
Льготы могут предоставляться в виде:
- возврата ранее уплаченной таможенной пошлины,
- освобождения от ее уплаты,
- снижения ставки пошлины,
- установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара.
Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.
В целом установленные правительством таможенные льготы не могут носить индивидуального характера. за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).
В тарифном регулировании РФ предусматривается ряд тарифных льгот, устанавливаемых указами Президента, законодательными актами, нормативными документами Правительства РФ.
При вывозе товаров льготы (в виде снижения ставок, возврата ранее уплаченных пошлин или освобождения от их уплаты) предоставляются, в частности, в отношении :
• продукции собственного производства предприятий с иностранными инвестициями в установленных случаях
• товаров для сооружения объектов за рубежом в рамках межправительственных соглашений
• экспортных товаров для федеральных нужд.
При ввозе товаров в Россию льготы применяются:
• для стран, пользующихся режимом наибольшего благоприятствования в отношениях с РФ
• при ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями в течение года с момента регистрации
• при торговле со странами СНГ
• при ввозе товаров предприятиями с иностранными инвестициями (в соответствии с условиями Указа Президента РФ от 25 января 1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства РФ»).
От пошлины освобождаются :
• транспортные средства, выполняющие международные перевозки грузов, багажа, людей и имеющие необходимые для нормальной работы транспорта топливо, запчасти, смазочные материалы и предметы материально-технического снабжения

• топливо, продовольствие, предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое из страны для обеспечения деятельности Российских и арендованных Российскими лицами судов, находящихся на морских промыслах, а также продукция их промысла, ввозимая в Россию
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с нее для служебного или личного пользования иностранцами, имеющими право на беспошлинную транспортировку различных предметов на основе международных соглашений
• валюта Российской Федерации, иностранная валюта, ценные бумаги в соответствии с законами России
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в виде гуманитарной помощи в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений
• товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций
• товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации
• товары под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию России и предназначенные для третьих стран.
Тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и иногда освобождения от пошлины в пределах таможенной территории Российской Федерации предоставляются по отношению к следующим товарам:
• ввозимым на таможенную территорию страны и вывозимым с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, определенных Таможенным кодексом Российской Федерации. Например, в случае использования режимов таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, реэкспорта и т.д.
• вывозимым в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за границей на основе межправительственных соглашений, в которых Российская Федерация непосредственно участвует
• вывозимым с таможенной территории России в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд
• ввозимым на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий или вывозимым этими предприятиями некоторым видам товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.
Использование тарифных льгот дает возможность облегчить решение ряда коммерческих и экономических проблем между разными странами на взаимовыгодной основе.
Таможенные тарифы издаются во всех странах . но, кроме того, в Брюсселе (Бельгия) существует Международное бюро по таможенным тарифам (International Customs Tariffs Bureau ^ Rue de l'Association 38-B-1000, Brussels), которое издает и периодически переиздает в целях обновления все национальные таможенные тарифы на пяти языках. английском, французском, немецком, итальянском и испанском. Эти издания можно найти в ряде организаций в России или заказать в Международном бюро.
ТАРИФНАЯ ЛЬГОТА
ТАРИФНАЯ ЛЬГОТА (ТАРИФНАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ) — льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ. Тарифные льготы в отношении товаров установлены в ст. 34—38 Закона о таможенном тарифе и не могут носить индивидуального характера, за исключением установленных случаев. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Тарифные льготы могут предоставляться в виде:
— возврата ранее уплаченной пошлины
— снижения ставки пошлины
— установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34). При осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров:
— происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза
— происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже, чем один раз в пять лет, Правительством РФ (ст. 36). При осуществлении торговой политики РФ в пределах ее таможенной территории допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров (ст. 37):
— ввозимых на таможенную территорию РФ и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК
— вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является РФ
— вывозимых с таможенной территории РФ в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами РФ
— ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ или уполномоченным им государственным органом в соответствии с законами РФ, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций. Постановлениями Правительства РФ утверждены:
— перечень стран — пользователей системой преференций РФ (от 13 сентября 1994 г. № 1057)
— порядок предоставления льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями (от 23 июля 1996 г. № 883)
— перечень товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на территорию РФ предоставляются тарифные преференции (от 25 мая 2000 г. № 414). Приказом ГТК от 26 апреля 1996 г. № 258 установлено, что таможенные пошлины не применяются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ и происходящих с территорий Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Белоруссия, Республики Грузия, Республики Казахстан, Киргизской Республики, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана, Республики Узбекистан и Украины.
Энциклопедия Российского и международного налогообложения. — М. Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003 .
См. также в других словарях:
ТАРИФНАЯ ЛЬГОТА — льгота, предоставляемая на взаимных условиях или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления … Энциклопедический словарь экономики и права
Тарифная льгота (тарифная преференция) — предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной … Таможенное право. Глоссарий
ЛЬГОТА ТАРИФНАЯ — (см. ТАРИФНАЯ ЛЬГОТА) … Энциклопедический словарь экономики и права
Льгота тарифная — 3. Для целей настоящего Закона под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота … Официальная терминология
ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОПЛАТЫ ПОШЛИНОЙ — (ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ПОШЛИНЫ) тарифная льгота в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, установленная в ст. 35 Закона о таможенном тарифе. От таможенной пошлины освобождаются: а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки … Энциклопедия Российского и международного налогообложения
Пошлина — (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики, … Энциклопедия инвестора
Тема: Тарифные льготы и порядок их предоставления
Содержание
Введение
. Общие сведения о таможенных льготах
. Тарифные преференции и порядок их предоставления
.1 Понятие тарифных преференций
.2 Порядок предоставления тарифных льгот
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
В настоящее время участникам внешнеэкономической деятельности, которые осуществляют ввоз (вывоз) товаров на Единую таможенную территорию Таможенного союза (далее ЕТТ ТС), предоставляются различные тарифные льготы и преференции.
Актуальность проблемы предоставления тарифных льгот на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличение объемов ввозимых товаров претендующих на предоставление преференций, расширение географии ввоза.
Но при этом предоставление тарифных льгот должно сопровождаться строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране, со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары, из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
Целью данной работы является изучение тарифных льгот и преференций, порядок их предоставления.

Для достижения этой цели в данной работе были рассмотрены вопросы, связанные с понятием тарифных льгот и преференций, с порядком их предоставления, с основаниями для предоставления тарифных льгот и преференций, с формами их предоставления.
Первая глава посвящена общим сведения о таможенных льготах.
Вторая глава посвящена понятию тарифных преференций, а также порядку их предоставления. В первом подразделе второй главы рассматривается само понятие тарифных преференций, цели их применения, формы их предоставления, зависимость дифференциации ставок пошлин, а также рассматривается понятие страны происхождения товара. Во втором подразделе второй главы рассматривается порядок предоставления тарифных преференций. Рассказывается о необходимых условиях предоставления тарифных преференций, о соблюдении правил непосредственной закупки и прямой поставки, о предоставлении сертификата о происхождении товара, о соблюдении странами требований к административному сотрудничеству, об отношении товаров к перечню преференциальных, а также о тарифных квотах.
В третьей главе данной работы говорится о тарифных льготах и порядке их предоставления. В первом подразделе третьей главы рассматривается само понятие тарифных льгот. Во втором подразделе третьей главы рассматривается порядок предоставления тарифных льгот. Рассматривается в отношении каких товаров предоставляются тарифные льготы, а также в какой форме это осуществляется.
таможенный преференция тарифный сертификат
1. Общие сведения о таможенных льготах
Уже несколько столетий мировые экономические державы активно используют таможенные преференции и льготы в регулировании внешней торговли. Изначально понятие таможенная преференция и таможенная льгота имели сходное значение. Однако в результате развития внешнеторговой политики произошло разделение этих двух понятий.
Большая Российская юридическая энциклопедия определяет таможенные льготы как преимущества, предоставляемые юридическим и физическим лицам при ввозе, вывозе или транзите товаров, ценностей, личных вещей, других предметов. Несколько другое определение дается в учебной литературе. Некоторые авторы характеризуют таможенные льготы как определенные законодательством преимущества лицам, осуществляющим таможенные операции, состоящие в освобождении в процессе перемещения ими товаров (ввоза и вывоза) от таможенных платежей. Но последнее определение не совсем полное. На самом деле освобождение от уплаты лишь таможенных пошлин и сборов - это тарифные льготы. А понятие таможенные льготы включает в себя еще и применение упрощенной процедуры пропуска через таможенную границу товаров, личных вещей, либо полного неприменения таких процедур, наделение правом на ввоз в страну либо вывоз из нее каких-либо предметов, перемещение которых через границу по общему правилу запрещено.
Таможенные льготы проявляются как благоприятные исключения из общеприменимого таможенного режима, принято считать режим наибольшего благоприятствования.
В свою очередь, режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (англ.- Most Favoured Nationtreatment (MFN) - основополагающий международно-правовой режим, в соответствии с которым товары и услуги одной страны при их ввозе на таможенную территорию другой страны должны пользоваться теми же льготами, привилегиями, преимуществами и другими выгодами, что и товары, услуги, происходящие из любой третьей страны. Иными словами, режим наибольшего благоприятствования в межстрановых торгово-экономических отношениях представляет собой принцип недискриминации.
По юридической природе таможенные льготы делятся на конвенционные, имеющие своей основой международный договор, и односторонние, устанавливаемые государством в одностороннем порядке.
Условно все таможенные льготы можно подразделить на льготы представителям иностранных государств и их работникам и иным иностранным лицам.
В зависимости от того, в какой области таможенного дела делается исключение смягчающего характера, таможенные льготы можно разделить на:
льготы по таможенному декларированию и таможенному контролю
льготы по уплате таможенных платежей (тарифные льготы).
Льготы по таможенному декларированию и таможенному контролю предоставляются в отношении товаров и транспортных средств, находящихся в собственности представительств иностранных государств и международных организаций, должностных лиц и вспомогательного персонала таких представительств и организаций, представительств ряда иностранных фирм, их сотрудников, а также членов их семей и заключаются в освобождении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими лицами товаров и транспортных средств от определенных форм таможенного контроля и в упрощении процедуры их таможенного декларирования. Законодательными актами Российской Федерации такого рода льготы могут предоставляться и отдельным Российским лицам (Президенту РФ, депутатам Федерального Собрания РФ и др.).
К этой категории льгот относятся и привилегии, выражающиеся в освобождении от административной и уголовной юрисдикции определенных лиц из числа вышеуказанных, в том числе при совершении ими нарушений таможенных правил и преступлений, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов.
Льготы по уплате таможенных платежей предоставляются Таможенного союза (далее ТС) на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины и иных налогов и сборов, освобождения от их уплаты, снижения ставок таможенных пошлин и установления квот на преференциальный ввоз и вывоз из России товаров. Они также могут предоставляться как Российским, так и иностранным лицам в зависимости от целей перемещения ими товаров через таможенную границу ТС.
2. Тарифные преференции и порядок их предоставления
.1 Понятие тарифных преференций
Под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
Единая система тарифных преференций таможенного союза применяется в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.
Тарифные преференции предоставляются в виде освобождения от уплаты пошлин, снижения ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз).
Величина пошлины дифференцируется в зависимости от страны происхождения товаров. Если товар преференциальный и его страной происхождения является страна, которая относится к развивающимся странам - пользователям этой системой преференций, то применяется ставка ввозной пошлины в размере 75% от ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа, то есть от базовой ставки. Если товар преференциальный и его страной происхождения является страна, которая относится к наименее развитым странам - пользователям этой системой преференций, то применяется ставка ввозной пошлины в размере 0%. В отношении преференциальных товаров, происходящих с территорий государств, образующих вместе с Россией зону свободной торговли (государства участники СНГ, Республика Грузия и т.д.) и ввозимые на таможенную территорию ТС с таможенной территории какого-либо из этих государств, применяется ставка ввозной пошлины в размере 0%.
Определение страны происхождения товаров обеспечивает таможенным органам ведение таможенной статистики и возможность осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза тех или иных товаров на таможенной территории ТС. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены документы и (или) сведения, подтверждающие его происхождение.
В соответствии с п.1 ст.58 ТК ТС страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями. Под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Страна происхождения товаров определяется декларантом, а в установленных случаях таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется таможенному органу декларантом при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны должно быть документально подтверждено. Обязанность заявления, подтверждения и доказывания страны происхождения товара лежит на декларанте. При возникновении сложностей в определении страны происхождения товара можно обратиться к уполномоченному таможенному органу за принятием предварительного решения.
Таможенными органами могут приниматься предварительные решения о стране происхождения товара в порядке, установленном законодательствами государств - членов ТС. На территории РФ ФТС России по запросу заявителя принимает предварительное решение о происхождении товара из конкретной страны. Порядок принятия предварительного решения о стране происхождения товаров установлен приказом ФТС России № 1978 от 30 сентября 2011 г. Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений о стране происхождения товара . Принятие предварительного решения таможенным органом производится, в том числе заблаговременно, до представления в таможенный орган товара для совершения таможенных операций и таможенного контроля в целях сокращения времени проведения таможенных процедур, осуществления мер тарифного регулирования, соблюдения запретов и ограничений, единообразного применения единой ТН ВЭД ТС.
.2 Порядок предоставления тарифных преференций
С 1 января 2010 года в государствах-членах Таможенного Союза введена в действие единая система тарифных преференций Таможенного Союза, которая унифицировала подходы к предоставлению тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного Союза.
ноября 2009 года решением Межгоссовета ЕврАзЭС был утверждён перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза, перечень наименее развитых стран - пользователей системой тарифных преференций Таможенного Союза, перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
С 1 июля 2010 года в государствах-членах ТС определение страны происхождения товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, осуществляется в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, принятыми соглашениями от 12 декабря 2008 года.
За период с начала, с 1 июля 2010 года таможенными органами Российской Федерации было предоставлено тарифных преференций на сумму 464 миллиона долларов США.
Предоставление Российской Федерации большой группе стран преференциальных льгот при ввозе их товаров на территорию Российской Федерации делает необходимым и важным точно определить страну происхождения товара.
Особенно это становится актуальным на сегодняшнем этапе ускорения интеграционных процессов в мировой экономике. Экономическая интеграция государств - это наивысшая форма взаимодействия стран, обеспечивающая и наибольший экономический эффект - взаимную выгоду для ее участников. Для этого государства - участники экономической интеграции создают необходимые организационные и экономические предпосылки стимулирования взаимодействия, прежде всего в рамках интеграции, например путем создания льгот и преференций при таможенно-тарифном регулировании.
Приложением № 4 Решения Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств № 18 от 27 ноября 2009 г. на таможенной территории ТС утвержден перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. В Приложении №4 товары определяются исключительно кодом товара по ТН ВЭД ТС, а наименование товара приведено только для удобства пользования.
Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран пользователей единой системы тарифных преференций ТС, предоставляются, если товар соответствует критериям происхождения, и только при одновременном условии:
в отношении товаров соблюдаются правила непосредственной закупки и прямой поставки, что подтверждено документами
таможенным органам страны ввоза представлен сертификат о происхождении товара, срок действия которого не истек, заполненный (оформленный) в соответствии с требованиями к его оформлению или декларация о происхождении товара
странами ввоза/вывоза соблюдены требования к административному сотрудничеству.
Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер приобрел его у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в развивающейся или наименее развитой стране, из которой происходит товар и на которую распространяется тарифные преференции.
Прямой поставкой считается поставка товаров транспортируемых из стран - пользователей единой системы тарифных преференций ТС на таможенной территории ТС без провоза через территорию другого государства.
Правилу прямой поставки отвечают товары, закупленные импортером на выставках или ярмарках, при выполнении условий:
.) товары были поставлены с территории развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяются тарифные преференции, на территорию страны проведения выставки или ярмарки и оставались под таможенным контролем при их проведении
.) товары с момента их отправки на выставку или ярмарку не использовались в каких-либо иных целях, кроме демонстрационных
.) товары ввозятся на таможенную территорию ТС в том же состоянии, в котором они были отправлены на выставку или ярмарку, без учета изменений состояния товаров вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Правилу прямой поставки отвечают товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем. В качестве документального подтверждения нахождения товаров под таможенным контролем могут рассматриваться транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения из экспортирующей страны через страны транзита, или документ, выданный таможенными органами страны транзита, дающий точное описание товаров, указывающий даты перевалки/перегрузки товаров, названия транспортных средств и удостоверяющий условия, при которых товары находились в стране транзита.
Сертификат о происхождении товара - документ, свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
При вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза сертификат о происхождении товара выдается уполномоченными органами или организациями государств - членов таможенного союза, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие указанного сертификата предусмотрено международными договорами.
Если сертификат о происхождении товара оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
В удостоверение происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может декларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах.
Декларация о происхождении товара представляет собой заявление о стране происхождения товаров, сделанное изготовителем, продавцом или отправителем в связи с вывозом товаров, при условии, что в нем указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров. В качестве такой декларации используются коммерческие или любые другие документы, имеющие отношение к товарам (счет - фактура/инвойс, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и т.д.).
Применяются формы сертификатов:
сертификат о происхождении товара по форме А (установлен Соглашением между Правительствами РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстанот 12 декабря 2008 г. О правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран )
сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 (установлен Соглашением от 20 ноября 2009 г. О Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ )
сертификат о происхождении товара по форме СТ-2 (установлен Протоколом между Правительством РФ и Правительством Республики Сербии от 22 июля 2011 г.)
В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяются тарифные преференции, лицо, перемещающее товары, представляет оригинал сертификата о происхождении товара по форме А или декларации о происхождении товара.
Для стран-участниц СНГ и Грузии требуется представление сертификата по форме СТ-1.
Для Республики Сербии требуется представление сертификата по форме СТ-2.
Административное сотрудничество. Комиссия ТС получает от стран информацию о наименованиях и адресах уполномоченных органов стран, которые удостоверяют и верифицируют сертификаты, декларации о происхождении товаров, вместе с образцами оттисков печатей, используемых этими органами. Образцы оттисков печатей должны быть представлены в оригинале и быть четкими для целей проведения их однозначной идентификации на предмет подлинности. При обнаружении таможенным органом государства - члена ТС признаков, указывающих на то, что сертификат не выдавался или сертификат (декларация) о происхождении товара содержит недостоверные сведения, таможенный орган государства - члена ТС вправе обратиться с запросом к уполномоченному органу страны с мотивированной просьбой подтвердить подлинность сертификата (декларации) о происхождении товара и достоверность содержащихся в нем сведений или предоставить дополнительные либо уточняющие сведения, в том числе о выполнении критерия происхождения товаров, или копии документов, на основании которых был выдан такой сертификат. В запросе указываются причины его направления и другая дополнительная информация, указывающая на то, какие сведения в сертификате (декларации) о происхождении товара могут быть недостоверными, за исключением случаев проведения верификации на основе выборочности.
При направлении таможенным органом государства - члена ТС запроса в уполномоченные органы стран до получения результатов верификации тарифные преференции в отношении ввозимых товаров не предоставляются. Полученные результаты должны однозначно свидетельствовать о том, что документы, подтверждающие страну происхождения товаров, являются подлинными и (или) товары, указанные в запросе, являются товарами, происходящими из страны, на которую распространяется преференции.
Товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в отношении них не могут быть предоставлены тарифные преференции, ввозятся в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного регулирования государств - членов ТС. В отношении таких товаров могут предоставляться (восстанавливаться) тарифные преференции, при условии представления таможенному органу страны ввоза надлежащего удостоверения их происхождения (предоставление сертификата и при необходимости других документов, подтверждающих страну происхождения товаров) до истечения 12 месяцев со дня регистрации таможенной декларации в стране ввоза (кроме случаев установления фальсификации сертификата) и соблюдения условий предоставления тарифных преференций.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз).
Тарифные квоты на ввоз или вывоз товаров устанавливаются Правительством РФ.
В отношении товаров, ввозимых в Россию, под тарифной квотой понимается мера регулирования ввоза в РФ отдельных видов с/х товаров, происходящих из третьих стран, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки ввозной таможенной пошлины при ввозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой ввозной таможенной пошлины, применяемой в соответствии с ЕТТ ТС. К товарам, ввозимым в РФ свыше установленного количества (квоты), применяется ставка ввозной таможенной пошлины в соответствии с ЕТТ ТС.
Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении ввозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется ЕЭК либо по ее решению Правительством РФ. В порядке, определяемом Правительством РФ, объемы тарифных квот распределяются между участниками внешнеторговой деятельности по результатам конкурсов (аукционов) или пропорционально объему товара, происходящего из иностранного государства и ввезенного на территорию России в течение периода, определяемого Правительством РФ. Например, Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 № 865 (в ред. от 13.11.2012) О Перечне товаров, в отношении которых с 1 января 2012 года устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза на 2012 г. были введены тарифные квоты по 9 товарным группам, относящимся к мясной продукции.
В отношении товаров, вывозимых из России, под тарифной квотой понимается мера регулирования вывоза из РФ товаров, происходящих из нее, предусматривающая применение в течение определенного периода более низкой ставки вывозной таможенной пошлины при вывозе определенного количества товара (в натуральном или стоимостном выражении) по сравнению со ставкой вывозной таможенной пошлины, установленной Правительством РФ. К товарам, вывозимым из России свыше установленного количества (квоты), применяется ставка вывозной таможенной пошлины, установленная Правительством РФ. Тарифные квоты на вывоз товаров устанавливаются Правительством РФ. Метод и порядок распределения тарифной квоты в отношении вывозимых товаров между участниками внешнеторговой деятельности, а также при необходимости распределение тарифной квоты между третьими странами определяется Правительством РФ.
3. Тарифные льготы и порядок их предоставления
.1 Понятие тарифных льгот
Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Таможенного союза (ТС) в рамках ЕврАзЭС и (или) России льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу ТС, в виде:
. освобождения от уплаты пошлины
. снижения ставки пошлины
. возврата ранее уплаченной пошлины.
Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер. Если при предоставлении льготы по уплате таможенных пошлин государство - член ТС, принимающее такое решение, определяет конкретных плательщиков, которым такая льгота предоставляется, то вносит в ЕЭК предложение по механизму контроля использования ввозимых товаров, исключающего их нецелевое использование, а также вовлечение в экономический оборот на территориях других государств - членов ТС. Льгота применяется государством - членом ТС в случае согласия ЕЭК с предложенным механизмом контроля использования ввозимых товаров.
Применение тарифных льгот в любой стране жестко связано с действующей законодательно-правовой базой. Практическое применение льгот основывается как на внутреннем законодательстве стран, так и на международном праве.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!