Управление интеллектуальной собственностью — роскошь или необходимость?
Управление интеллектуальной собственностью — роскошь или необходимость?
Несмотря на важность миссии, визии и целей компании, главной задачей остается получение прибыли. Как сказал великий экономист Милтон Фридман: «The business of business is business». Управляющие компаний тратят огромные суммы на маркетинговые исследования, разработку привлекательных упаковок, новых слоганов, рекламные и маркетинговые кампании. Но не всегда такие вложения эффективны.
Иногда дополнительные источники прибыли стоит поискать у себя в компании. И по обнаруженным результатам поиска, а это будут объекты интеллектуальной собственности, организовать эффективное управление этими самыми объектами.
Роль интеллектуальной собственности в большом и малом бизнесе становится все серьезнее и ответственнее. По данным, которые приводятся в одном из кейсов Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС), в 80-х годах интеллектуальные активы составляли только 20% от общей стоимости компании, а с 2005 года уже 80-90%. Если продолжать обращаться к цифрам, то хорошим примером является торговая марка Coca-Cola, стоимость которой составляет 70,4 миллиарда дол., и Google стоимостью в 43,56 миллиарда дол.
Бесспорно, интеллектуальная собственность — не панацея от всех бед, но ее грамотное использование поможет избежать расходов, например, на услуги юриста при судебном иске. Или дизайнера и полиграфии при смене упаковки или рекламной кампании. Более того - это способ получения прибыли от использования «невидимых» объектов интеллектуальной собственности.
Для того чтобы знать, как управлять интеллектуальной собственностью, в первую очередь необходимо определить и оценить то, чем будете управлять. Например, лежит у вас на предприятии «портфель объектов интеллектуальной собственности» - кушать не просит и тихонечко пылится. Для того чтобы понять, сколько вместе с ним пылится тысяч и даже миллионов долларов, нужно изучить, что же это за объекты.
Торговые марки, изобретения, промышленные образцы, объекты авторского права (чертежи, компьютерные программы, базы данных) — все это может принести дополнительную прибыль в корпоративную копилку.
После того, как выявлены все объекты интеллектуальной собственности, пора подумать о том, какую выгоду из них можно извлечь. Например, если компания обладает патентом на изобретение, которое временно или вообще не использует, то есть несколько путей дальнейшего развития событий, ориентированных на прибыль:
· если уже создано более продвинутое решение, то можно продать права на более низкотехнологическое решение, причем даже конкурентам;
· сдать изобретение в аренду — предоставить разрешение (лицензию) на его использование, и тем самым получить дополнительных доход.
Бывают случаи, когда компания решает использовать новую торговую марку, но не подумала предварительно ее зарегистрировать. В стиле — да кому она нужна? Как следствие, ее могут зарегистрировать конкуренты и запретить ее дальнейшее использование истинному владельцу.
И что делать, если уже изготовлены тысячи упаковок и подготовлена рекламная кампания? Ни о какой прибыли не может и быть речи. Только пополнится статья расходов на разработку новой торговой марки, упаковки, исследования в фокус-группах и полиграфию.
Но своевременное определение объекта и его защита помогли бы всего этого избежать.
Менеджмент интеллектуальной собственности — это умение защитить, учесть, оценить и грамотно распорядиться своими нематериальными активами. И это явно не роскошь, а первоочередная необходимость для жизнедеятельности вашего бизнеса в целом. А также — одно из основных оружий в конкурентной борьбе.
Комментариев пока нет!