Минэкономразвития России утвердило порядок осуществления надзора за саморегулируемыми организациями оценщиков
Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков (далее – СРО оценщиков) осуществляет Росреестр (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N457). Общие правила проведения проверок в отношении СРО оценщиков установлены ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности [1].
Порядок осуществления надзора за деятельностью СРО оценщиков (далее – Порядок), утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 29.04.2011 N203, более детально определяет процедуру проведения плановых и внеплановых проверок. Кроме того, он устанавливает, какие документы должны быть приняты по результатам таких проверок. В Порядке перечислены права и обязанности СРО оценщиков и уполномоченных должностных лиц при проведении проверок.
Плановые и внеплановые проверки
В отношении СРО оценщиков могут проводиться плановые и внеплановые проверки. При проведении проверок Росреестр вправе учитывать предоставленные ему документы и информацию, размещенную на официальном сайте СРО оценщиков.
Согласно ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности плановая проверка СРО оценщиков проводится раз в два года в соответствии с планом. Порядком конкретизируются положения указанного закона и устанавливается, что ежегодный план проведения проверок должен быть опубликован на официальном сайте Росреестра не позднее 15 января того года, в котором эти проверки будут проводиться. Согласно Порядку плановые проверки всегда должны быть выездными.
Внеплановые проверки, в отличие от плановых, могут быть и выездными, и документарными. Для проведения внеплановой проверки необходимо решение руководителя Росреестра или его заместителя. Основанием для принятия этого решения может быть:
- приказ руководителя Росреестра (его заместителя), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ или Минэкономразвития России;
- заявление о том, что СРО оценщиков или ее члены нарушают действующее законодательство. Такое заявление может поступить от юрлиц, граждан, федеральных или региональных органов госвласти, органов местного самоуправления или правоохранительных органов;
- распространенная в СМИ информация о том, что нарушаются права потребителей либо создается угроза вреда (или причинен вред) жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия и т.д. (п. 5 Порядка);
- истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений.
Для проведения любого вида проверки Порядок устанавливает предельный срок, который составляет 30 календарных дней. Этот срок является максимальным и учитывает возможное продление проверки. Окончание ее определяется датой подписания акта проверки.
Права и обязанности СРО оценщиков при проведении проверок
Уведомление о проведении проверки должно быть направлено в СРО оценщиков не позднее чем за три календарных дня до начала проверки.
Перед началом выездной проверки уполномоченное должностное лицо обязано предъявить служебное удостоверение и подтвердить свои полномочия. Руководитель СРО оценщиков имеет право ознакомиться с приказом о назначении выездной проверки, основаниями ее проведения, предметом и условиями проверки.
Отметим, что присутствие руководителя (или лица, его замещающего) – одно из обязательных условий проведения выездной проверки СРО оценщиков. Руководитель СРО оценщиков обязан предоставить проверяющим свободный доступ в здание и возможность ознакомиться с документами.
Результаты проведения проверки
По окончании проверки составляется акт, в котором должны содержаться сведения о соблюдении законодательства, соответствии структуры организации установленным требованиям. Также в акте указываются сведения о соответствии законодательству документов проверяемой организации, количестве членов СРО, компенсационном фонде и другие данные (п. п. 19 - 25 Порядка).
Если СРО оценщиков не согласна с результатами проверки, она может в течение 15 календарных дней с даты получения акта представить в Росреестр письменные возражения. Они будут учитываться при вынесении итогового решения. Это решение может предусматривать следующие меры:
- вынесение предписания об устранении выявленных нарушений в определенный срок. Такое предписание может быть обжаловано в арбитражный суд;
- направление в арбитражный суд заявления об исключении сведений о СРО из единого госреестра СРО оценщиков;
- передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о возбуждении уголовного или административного дела.
Если СРО в установленный срок не представит сведения об устранении нарушений, Росреестр может провести внеплановую проверку или обратиться в арбитражный суд с требованием об исключении такой организации из реестра СРО оценщиков. Обращение в арбитражный суд с указанным заявлением возможно и в том случае, если СРО оценщиков не соответствует следующим требованиям:
- в состав СРО должны входить не менее чем 300 оценщиков, подтвердивших наличие профильного образования и отсутствие судимости (ч. 2 ст. 24 Закона об оценочной деятельности);
- каждый из участников СРО оценщиков должен внести в компенсационный фонд взнос в размере 30 тыс. руб.;
- СРО оценщиков должна иметь коллегиальный орган управления (совет, наблюдательный совет), функционально специализированные органы и структурные подразделения;
- наличие стандартов и правил оценочной деятельности.
Приказ, которым утвержден Порядок, вступит в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования. Приказ зарегистрирован в Минюсте 20 июня, предполагается, что в ближайшее время он будет опубликован.
Документ: Приказ Минэкономразвития России от 29.04.2011 N203 "Об утверждении Порядка осуществления надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.06.2011 N21069)
[1] Федеральный закон от 29.07.1998 N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Комментариев пока нет!