Виды налоговых льгот рф

3.6. налоговые льготы
Рассмотрим некоторые факультативные элементы Закона о налоге — налоговые льготы. Общая цель, ради которой вводятся последние — сокращение конечной суммы налогового обязательства налогоплательщика. Это сокращение может носить как принципиальный характер (снижение налогового платежа, которое впоследствии не компенсируется), так и краткосрочный (рассрочка или отсрочка налогового платежа). В обоих случаях сокращается налоговый платеж, поскольку в случае отсрочки или рассрочки налоговым органом фактически предоставляется соответствующий кредит, даже если такая отсрочка и носит «бесплатный» характер.
Налоговые льготы принято классифицировать в зависимости от того, на сокращение какого элемента в процессе формирования суммы налогового платежа направлена та или иная льгота:
• если на сокращение (сужение) предмета или объекта налогообложения,
то такая льгота относится к налоговым изъятиям
• если на сокращение налоговой базы, то это — налоговая скидка,
• если на сокращение общей суммы начисляемого налогового платежа, то
это — налоговый кредит.
Налоговые изъятия — выведение из-под налогообложения тех или иных
элементов, составляющих предмет или объект налогообложения.
Например, при налогообложении прибыли предприятий в Российской Федерации не включается в налоговую базу прибыль от производства и реализации сельскохозяйственной продукции. При обложении налогом на имущество предприятий в базу обложения не включаются такие элементы, как имущество, используемое для производства и переработки сельхозпродукции, мобилизационные мощности, имущество, используемое для охраны природы, пожарной безопасности, и т. д. По налогу на доходы физических лиц предусмотрены такие виды налоговых изъятий, как пенсионные доходы, доходы в виде стипендий от высших учебных заведений и благотворительных организаций и некоторые другие виды доходов (не включаемых в облагаемый доход).
Имеются различные налоговые изъятия и при обложении НДС. Например, операции по страхованию, перестрахованию, ведению текущих и расчетных счетов клиентов не подлежат обложению НДС, Не подлежат обложению НДС научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета или из государственных внебюджетных фондов.
Налоговые скидки — льготы, предоставляемые в форме сокращений и
вычетов из налогооблагаемой базы.
При налоге на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на четыре типа налоговых вычетов — стандартный, социальный, имущественный и профессиональный, при налогообложении прибыли предприятий могут быть использованы вычеты: расходов на капитальные вложения производственного назначения, расходов на НИОКР, благотворительных и ряда иных расходов предприятий.
Третья разновидность налоговых льгот — налоговые кредиты. Они охватывают наиболее широкий спектр льгот, уменьшающих подлежащую уплате в бюджет сумму (без сокращения предмета и объекта налогообложения, не влияя на объем налоговой базы). К таким налоговым льготам относят:
• установление пониженной налоговой ставки для отдельных категорий
налогоплательщиков или объектов и предметов налогообложения
• отсрочку или рассрочку подлежащего уплате налога
• возврат ранее уплаченного налога
• зачет ранее уплаченного налога при окончательных расчетах по налогу
с бюджетом
• налоговый кредит в узком значении данного термина
• замену уплаты налога (или его части) натуральным исполнением.
В Российском налоговом законодательстве используются все описанные разновидности налогового кредита.
Пониженные налоговые ставки имеют место, например, по НДС. При стандартной ставке 20\% определенный круг товаров, включающий продовольственные первой необходимости и некоторые товары детского ассортимента, облагается по ставке 10\%. Устанавливаются пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль для малых предприятий в течение первых лет функционирования (для первого и второго года — 0\%, для третьего — 25\% от ставки на территории соответствующего субъекта Федерации и для четвертого — 50\% номинальной), если предприятие удовлетворяет ряду условий.
В некоторых случаях налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка налогового платежа. Например, при уплате налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, законодательство предполагает возможность предоставления налоговыми органами отсрочки или рассрочки по уплате данного налога на основании заявления налогоплательщика. Такая отсрочка (или рассрочка) может быть предоставлена на срок до двух лет с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке.
Налоговый кодекс РФ (ст. 64) устанавливает порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов. К основным причинам, по которым налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка налогового платежа, в Налоговом кодексе РФ отнесены следующие:
• причинение ущерба стихийным бедствием (или иным обстоятельством
непреодолимой силы)
• задержки финансирования из бюджета
• угроза банкротства в случае единовременной выплаты налога
• исключение возможности единовременной выплаты налога вследствие
имущественного положения физического лица.
Возврат ранее уплаченного налога также предполагается в рамках отечественного законодательства. Так, например, под данную разновидность налоговых льгот подпадает возврат НДС при вывозе товаров с территории РФ за рубеж.
Зачет ранее уплаченного налога используется, в частности, в процессе избежания двойного налогообложения доходов хозяйствующих агентов. Так, например, к зачету у физических лиц — резидентов РФ может быть принят налог, уплаченный ими за рубежом по полученным там доходам. Аналогично для предприятий — юридических лиц может быть предоставлен зачет налога на прибыль, уплаченного по доходам, полученным от их деятельности за пределами страны.
Российское налоговое законодательство использует термин «налоговый кредит» в узком значении, подразумевая предоставление налогоплательщику отсрочки по уплате налогового платежа на основании договора, заключенного им с налоговым органом, с уплатой соответствующих процентов (ст. 65 Налогового кодекса РФ).
Разновидностью налогового кредита является инвестиционный налоговый кредит (ст. 66 Налогового кодекса РФ). Инвестиционный налоговый кредит в Российском законодательстве — право в течение определенного срока уменьшать налоговые платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Эта льгота может быть предоставлена на срок от одного до пяти лет по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
• проведения этой организацией научно-исследовательских или опытно конструкторских работ или технического перевооружения собственного
производства
• осуществления этой организацией внедренческой или инновационной
деятельности, в том числе создания новых или совершенствования
применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов
• выполнения этой организацией особо важного заказа по социально экономическому развитию региона или предоставления ею особо
важных услуг населению.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заключенного налогоплательщиком договора с полномочным органом.
В практике других стран (США, Канады) под инвестиционным налоговым кредитом обычно понимается право вычитать из суммы начисленного налогового платежа (налога на прибыль корпораций, как правило) сумму фактически произведенных расходов инвестиционного характера. Виды этих расходов обычно детально оговариваются в условиях предоставления инвестиционного налогового кредита. При этом ни о какой платности и возвратности речи обычно не идет. Инвестиционный налоговый кредит в этом случае рассматривается как способ участия государства в инвестиционных расходах частных компаний.
Необходимость различать форму предоставления льготы налогоплательщику имеет не только чисто теоретическое, но и практическое значение. Так, юридические последствия неправильного определения объекта или предмета налогообложения в результате применения налоговой льготы в виде налоговых изъятий и, соответственно, неправильного расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, и нарушения, возникающие в результате неправильного применения налоговой льготы в виде налогового кредита (например, пониженной налоговой ставки), будут существенно отличаться.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Предисловие
Читать: Раздел i. основные определения и понятия
Читать: Глава 1. понятие и сущность налога
Читать: Глава 2. виды налогов и их характеристика
Читать: Глава 3. основные элементы закона о налоге
Читать: 3.1. понятие обязательных и факультативных элементов закона о налоге
Читать: 3.2. субъект налогообложения и носитель налога
Читать: 3.3. предмет и объект налогообложения
Читать: 3.4. налоговая база, источник налога и налоговый период
Читать: 3.5. налоговые ставки и методы налогообложения
Читать: 3.6. налоговые льготы
Читать: 3.7. способ уплаты налога
Читать: Раздел ii. основные вехи истории налогообложения в России
Читать: Глава 4. налоговая история до начала xx в.
Читать: Глава 5. налоговые механизмы в конце xix — начале xx в.
Читать: Глава 6. использование налоговых механизмов до налоговой реформы 30-х годов xx в.
Читать: Глава 7. налоговые механизмы накануне рыночных реформ
Читать: Раздел iii. современная налоговая система России
Читать: Глава 8. общая характеристика Российской налоговой системы
Читать: Глава 9. налог на прибыль предприятий и организаций
Читать: 9.1. основные этапы расчета налога на прибыль предприятий и организаций
Читать: 9.2. специфика обложения налогом на прибыль малых предприятий
Читать: 9.3. порядок уплаты налога на прибыль филиалами предприятий
Читать: 9.4. зачет налога на прибыль, уплаченного за рубежом
Читать: 9.5. некоторые особенности налогообложения доходов по государственным ценным бумагам
Читать: Глава 10. налог на добавленную стоимость
Читать: Глава 11. акцизы
Читать: 11.1. акцизы на товары
Читать: 11.2. акцизы на отдельные виды минерального сырья
Читать: 11.3. акцизы на импортируемые товары
Читать: Глава 12. налог на доходы физических лиц
Читать: 12.1. этап первый — определение налогоплательщика
Читать: 12.2. этап второй — определение видов доходов, включаемых в облагаемый доход
Читать: 12.3. этап третий — установленные законодательством вычеты
Читать: 12.4. этап четвертый — расчет налога по основной ставке
Читать: 12.5. обложение доходов не по основной налоговой ставке
Читать: Глава 13. таможенные пошлины и таможенные сборы
Читать: 13.1. таможенная пошлина
Читать: 13.2. таможенные сборы
Читать: Глава 14. налоги и платежи, связанные с эксплуатацией природных ресурсов
Читать: 14.1. платежи за пользование недрами
Читать: 14.2. отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
Читать: 14.3. платежи за пользование лесным фондом
Читать: 14.4. водный налог
Читать: 14.5. экологические платежи (экологический налог)
Читать: Глава 15. прочие федеральные налоги
Читать: 15.1. налоги, служащие источниками образования дорожных фондов
Читать: 15.2. единый социальный налог
Читать: 15.3. налог на наследование или дарение
Читать: 15.4. налог на игорный бизнес
Читать: 15.5. налог на операции с ценными бумагами
Читать: 15.6. государственная пошлина
Читать: Глава 16. региональные и местные налоги в Российской федерации
Читать: 16.1. налог на имущество предприятий
Читать: 16.2. налог с продаж
Читать: 16.3. земельный налог
Читать: 16.4. налог на рекламу
Читать: Глава 17. некоторые особенности налогообложения в разных сферах деятельности
Читать: 17.1. налоговое регулирование иностранных инвестиций в России
Читать: 17.2. налогообложение малого предпринимательства в России
Читать: 17.3. некоторые особенности налогообложения некоммерческих организаций в России
Читать: Глава 18. налоговый контроль в Российской федерации
Читать: Глава 19. общая характеристика налоговых систем двух стран
Читать: Глава 20. особенности исчисления отдельных налогов в канаде
Читать: 20.1. индивидуальный подоходный налог
Читать: 20.2. налог на товары и услуги
Читать: 20.3. налог на прибыль корпораций
Читать: 20.4. акцизы
Читать: Глава 21. некоторые налоги канадских провинций
Читать: 21.1. индивидуальные подоходные налоги
Читать: 21.2. налоги с продаж
Читать: 21.3. налоги на прибыль корпораций в провинциях
Читать: 21.4. некоторые другие налоги в провинциях
Читать: Программа курса «налоговая система Российской федерации»
Адрес редакции: 127015, г. Москва, ул. Б. Новодмитровская, д. 14, стр. 2
Контактный телефон: (495) 648-61-85
«Российский бухгалтер» - портал для бухгалтеров, налоговых специалистов, кадровиков, юристов, предпринимателей. Авторитетные эксперты постоянно публикуют актуальные материалы по темам: бухгалтерский учет, налогообложение, НДС, НДФЛ, страховые взносы, кадровое делопроизвоство, начисление отпускных и больничных, компенсации за неиспользованный отпуск, тарифная сетка, прием и увольнение работников, регистрация юридических лиц и их ликвидация, упрощенка (УСН), вмененка (ЕНВД), заработная плата и сотням других.
Детально рассматриваются вопросы налоговой отчетности, как для организаций и предпринимателей на общей системе налогообложения, так и для применяющих специальные режимы налогообложения.
На портале можно скачать многочисленные документы: кодексы и законы РФ, письма и приказы минфина, письма и приказы минэкономразвития, постановления Правительства РФ, касающиеся предпринимательской деятельности, бухгалтерского учета и налогообложения.
«Российский бухгалтер» является зарегистрированным печатным СМИ, регистрационный номер ПИ № ФС77-39817 от «07» мая 2010 г. выдан Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.
Сайт www.rosbuh.ru является Интернет-представительством журнала «Российский бухгалтер», содержит как материалы журнала, так и иные справочно-информационные материалы по тематике журнала. Любое воспроизведение материалов сайта допускается только с письменного согласия редакции - обладателя исключительных имущественных прав. Все права защищены.
Ставки налоговых платежей, льготы
Читайте также:
Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, если иное не установлено настоящим Кодексом. Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине)».
Налоговаяставка устанавливается либо в коэффициентах (процентах), либо в абсолютных суммах. В теории и практике налогов большое значение имеют методы построения налоговых ставок, среди которых выделяются:
- твердые ставки определяются в абсолютной сумме на единицу физического объема (например, ставка с кубического сантиметра)
- адвалорные ставки устанавливаются в процентах к стоимостной характеристике, принятой за базу.
И твердые и адвалорные налоговые ставки в соответствии с классификацией налоговых платежей подразделяются на:
- пропорциональные (устанавливаются в процентах к облагаемому доходу, обороту, стоимости имущества)
- прогрессивные (увеличиваются с ростом объекта облагаемого дохода по действующей шкале. Прогрессия бывает двух видов - простая и сложная. При простой прогрессии ставка налога растет и распространяется на всю сумму облагаемого налога. При сложной – объект обложения делится на части, каждая из которых облагается своей ставкой)
- регрессивные (понижаются по мере роста объекта налога и устанавливаются, обычно, не в процентах, а в абсолютных суммах).
В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, представляющие собой частичное или полное освобождение определенного круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы.
Согласно НК РБ (статья 43) «налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы Кодекса, определяющие основания и порядок применения налоговых льгот, не могут носить индивидуальный характер. Льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам индивидуально предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.
Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде:
- изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней
- нормативного распределения выручки.
По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.
Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами, предоставлять льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты».
По налогам могут устанавливаться в законодательном порядке определенные льготы в различныхформах . к числу которых относятся:
- введение налогооблагаемого минимума
- установление налогового иммунитета - освобождение от налогов отдельных лиц или категорий плательщиков
- понижение ставок налога, уменьшение его оклада
- предоставление налогового кредита (отсрочка внесения оклада налога)
- изъятие из налогообложения части объекта налога
- вычет из налогового платежа за расчетный период
- освобождение от отдельных видов налогов и ряд других.
В зависимости от сферы применения различают следующие налоговые льготы:
- общие . предназначенные всем плательщикам соответствующего налога
- специальные . предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно они используются государством для регулирования рыночной экономики.
Приэтом важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот и оперативно реагировать на изменения, совершенствуя механизм налогообложения и в первую очередь - налоговые льготы. В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства, определенным категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.
Налоговые льготы в зависимости от органа, который их предоставляет . подразделяются на:
- установленные государственной властью - преследуют общегосударственные цели
- льготы местных органов власти - имеют местное значение.

На практике налоговые льготы могут классифицироваться по получателям :
- хозяйствующим субъектам
- гражданам.
При предоставлении налоговых льгот государство руководствуется следующими приоритетами:
- обновление оборудования, внедрение новой техники и оборудования
- развитие научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ
- ресурсосбережение, энергосбережение, охрана окружающей среды
- поддержка производства социально значимых товаров
- развитие экспорта
- обеспечение конкурентоспособности производимой продукции
- привлечение инвестиций.
Юридические лицаполучают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для развития производства. Снижение налогов в результате налоговых скидок и льгот с физических лиц обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительскиерасходы и сбережения населения через кредитную систему могут стимулировать рост производства.
Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.
Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.
Целевая налоговая льгота может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах исчисленной суммы налоговых поступлений в бюджет.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Плата за землю для юридических лиц
В соответствии со ст. 9 раздела I Налогового кодекса плата за землю относится к общегосударственным налогам и сборам, являющимся обязательными к уплате на всей территории Украины, и в полном объеме зачисляется в местный бюджет по месту расположения земельного участка.
Особенности взимания платы за землю определены разделом XIII вышеуказанного Кодекса, вступившего в силу 01.01.2011 г.
Согласно пп. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса плата за землю объединяет два обязательных платежа - земельный налог и арендную плату за земельные участки государственной и коммунальной собственности.
Земельный налог - это обязательный платеж, взимаемый с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также с постоянных землепользователей, а арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности (далее - арендная плата) - обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.
Плательщики
Плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи, а арендной платы - арендаторы земельных участков.
Собственники земельных участков - юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине, а также территориальные общины и государство относительно земель коммунальной и государственной собственности (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Землепользователями являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп.14.1.73 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).
Право собственности на землю - это право владения, пользования и распоряжения земельными участками.
Право пользования землей - это право владения и пользования земельным участком. Право пользования землей включает право постоянного пользования земельным участком и право аренды земельного участка.
Право аренды земельного участка - это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности. Арендодателями земельных участков являются собственники земельных участков, участков, расположенных в пределах населенных пунктов, - соответствующие сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие органы исполнительной власти.
Отличие землепользователя от собственника земельного участка состоит в самой сущности права собственности как такового. Собственник имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, а землепользователь - только владеть и пользоваться. Распоряжение присуще только собственнику земельного участка.
Следовательно, собственники земельных участков и землепользователи, которым земельные участки предоставлены в постоянное пользование, являются плательщиками земельного налога, а арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности - плательщиками арендной платы за землю.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения платы за землю является земельный участок (часть земной поверхности с установленными границами, определенным местом расположения, целевым (хозяйственным) назначением и с определенными относительно него правами), а также земельная доля (пай) . находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.
База налогообложения
Базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а в случае, если такая оценка не проведена, - площадь земельных участков .
Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, осуществляющий управление в сфере оценки земель, ежегодно рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель за предыдущий год по индексу потребительских цен и до 15 января текущего года информирует о такой индексации как сосбственников и землепользователей, так и центральный орган государственной налоговой службы.
Ставки
Налоговым кодексом сохранен важный концептуальный принцип относительно установления ставок земельного налога в процентах нормативной денежной оценки земельного участка, являющейся капитализированным рентным доходом по земельному участку и таким образом обеспечивающей рентную суть платы за землю. Ставки земельного налога - это законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади налогооблагаемого земельного участка (пп. 14.1.240 п. 14.1 ст.14 Налогового кодекса).
Для сельскохозяйственных угодий ставки земельного налога не изменились и, как и раньше, установлены в процентах нормативной денежной оценки отдельного вида сельскохозяйственных угодий: для пашни, сенокосных угодий, пастбищ - 0,1%, для многолетних насаждений - 0,03% (ст. 272 Кодекса).
Определена единая ставка для земельных участков, денежная оценка которых проведена . независимо от их местонахождения (в пределах либо за пределами населенных пунктов) - 1% нормативной денежной оценки, за исключением:
Размер ставок земельного налога для земельных участков в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, в абсолютных величинах не изменился. Если раньше в этом случае коэффициент индексации ставок налога ежегодно устанавливался Законом Украины о Государственном бюджете Украины на соответствующий год и в 2010 г. составлял 3,2, то в Налоговом кодексе увеличилась величина ставок налога на такой коэффициент.
При этом Заключительными положениями вышеуказанного Кодекса установлена норма по ежегодному внесению до 1 июня Кабинетом Министров Украины в Верховную Раду Украины проекта закона о внесении изменений в Кодекс относительно ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом соответствующих индексов. Это касается и налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена.
Дифференциация и утверждение ставок земельного налога соответствующими сельскими, поселковыми и городскими советами за земельные участки в пределах населенных пунктов, где не проведена нормативная денежная оценка, до 01.01.2011 г. предусматривались не более чем в два раза, а с 01.01.2011 г. - не более трехкратного размера.
По отдельно установленным ставкам облагаются налогом земельные участки садоводческих товариществ в зависимости от места расположения земельных участков, то есть в пределах и за пределами населенных пунктов.
По ставке 25% исчисленного земельного налога облагаются налогом земельные участки, предоставленные железным дорогам . - под полосой отвода железных дорог и горнодобывающим предприятиям - для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых для размещения объектов энергетики . вырабатывающих электрическую энергию из возобновляемых источников энергии.
Ставка земельного налога для земельных участков, переданных в собственность и предоставленных в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения . расположенных за пределами населенных пунктов и по которым не проведена нормативная денежная оценка, составляет 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым и областях.
Произошли изменения в налогообложении земельных участков, предоставленных предприятиям промышленности за пределами населенных пунктов. Если за земельные участки, предоставленные промышленным предприятиям за пределами населенных пунктов, налог рассчитывался по ставке 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по области, то с 01.01.2011 г. за земельные участки, предоставленные для таких предприятий и занятые землями временной консервации (деградированные земли), ставка уменьшилась и составляет только 0,03%.
Как и раньше, за земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации, земельный налог не уплачивается.
Следует отметить, что Налоговым кодексом вводится отдельный порядок налогообложения земельных участков при осуществлении операций с недвижимым имуществом.
Так, с 01.01.2011 г. субъекты хозяйствования, получившие право собственности на здания, сооружения (их часть), а также на нежилые помещения (их части) в многоквартирном жилом доме . уплачивают земельный налог с учетом придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
Кроме того, при предоставлении в аренду отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками земли и землепользователями, в том числе теми, которые облагаются налогом по отдельным ставкам, земельный налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключения договора аренды зданий (их частей).
Отменена норма об отдельном порядке налогообложения земельных участков, приобретенных на основании гражданско-правовых соглашений . согласно которой налог рассчитывался от цены приобретения земельного участка, если она была выше нормативной денежной оценки такого участка. В соответствии с Налоговым кодексом налогообложение земельных участков осуществляется на общих основаниях.
Льготы по уплате земельного налога
Налоговый кодекс содержит новые признаки льготного обложения земельным налогом.
Согласно части второй ст. 30 этого Кодекса основанием для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
Кроме предусмотренных ст. 282 Кодекса налоговых льгот по уплате земельного налога для юридических лиц, следует учитывать льготы, определенные Переходными положениями.
Так, освобождены от земельного налога, в частности, следующие юридические лица:
дошкольные и общеобразовательные учебные заведения независимо от форм собственности и источников финансирования
детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций
религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности
благотворительные организации, деятельность которых не предусматривает получение прибыли
специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов
общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью при условии соблюдения соответствующих условий, определенных пп. 282.1.7 п. 282.1 ст. 282 Налогового кодекса.
Детализированы земельные участки дорожных хозяйств автомобильных дорог общего пользования, за которые не уплачивается земельный налог.
Особенностью применения льготного налогообложения является то, что Верховная Рада АР Крым, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать льготы по земельному налогу, уплачиваемому на соответствующей территории в виде частичного освобождения на определенный срок, уменьшения суммы земельного налога только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.
Установлено, что органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам. Новые изменения в части указанной информации представляются до 1 числа первого месяца квартала, наступающего за отчетным кварталом, в котором произошли такие изменения.
В соответствии со ст. 59 Закона о местном самоуправлении совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и другие акты в форме решений. Решения совета нормативно-правового характера вступают в силу с момента их обнародования, если советом не установлен более поздний срок введения этих решений в действие.
Следовательно, органы местного самоуправления предоставляют льготы по земельному налогу путем принятия соответствующих решений и уведомляют об этом в установленный срок органы государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка.
Согласно ст. 284 Налогового кодекса при возникновении права на льготу у плательщика в течение года он освобождается от уплаты налога, начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором утрачено это право.
Кодексом установлено: если плательщик земельного налога пользуется льготами по этому налогу, предоставляет в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то земельный налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.
Здесь целесообразно напомнить, что согласно части первой ст. 792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка наймодатель обязуется передать нанимателю земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату. Земельный участок может передаваться в наем вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем, или без них.
В соответствии с положениями ст. 796 Гражданского кодекса одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. Плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 Гражданского кодекса).
Право на налоговую льготу по земельному налогу не может быть передано другому субъекту.
Поэтому согласно ст. 284 Налогового кодекса в случае, если плательщики земельного налога, пользующиеся льготами по этому налогу, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.
Исключение установлено для бюджетных учреждений при предоставлении ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.
В соответствии с п. 12 ст. 2 Бюджетного кодекса (в редакции от 08.07.2010 г.) бюджетные учреждения - органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации, созданные ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответствующего государственного или местного бюджета. Бюджетные учреждения являются неприбыльными.
Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности
Налоговым кодексом регламентируются отношения относительно взимания арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности как одной из форм платы за землю.
Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка на основании заключенного договора аренды на земельный участок. Обязательным условием аренды является платность, то есть размер арендной платы, устанавливаемый в договоре аренды. Однако Налоговый кодекс четко устанавливает предельные размеры этой платы, определив, что годовая сумма платежа не может быть меньше:
для земель сельскохозяйственного назначения - размера земельного налога, установленного этим Кодексом
для других категорий земель - трехкратного размера земельного налога, установленного этим Кодексом.
Кроме того, годовая сумма платежа не может быть больше для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, которые вырабатывают электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, - 3% нормативной денежной оценки . для других земельных участков, предоставленных в аренду, - 12% нормативной денежной оценки .
Годовая арендная плата может быть больше, чем указано выше, только при определении арендатора на конкурсных условиях.
Органы исполнительной власти и местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, обязаны до 1 февраля представлять в орган ГНС по местонахождению земельного участка перечень арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год. При заключении договоров аренды (внесении изменений в существующие договоры и их расторжении) в течение года они должны информировать об этом до 1 числа месяца, наступающего за месяцем, в котором произошли изменения.
Отчетность
Порядок представления отчетности по плате за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности) субъектами хозяйствования остался прежним, за исключением следующего.
Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога и до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по установленной форме с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При этом представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций.
Налоговым кодексом предусмотрена норма относительно возможности представления плательщиками платы за землю налоговой декларации ежемесячно, но это не освобождает их от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года. Такие декларации подаются в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.
Плательщик самостоятельно избирает, какую отчетность по плате за землю представлять в налоговые органы: на соответствующий год - до 1 февраля текущего года или ежемесячно - в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным. Заметим, что плательщикам целесообразно представлять одну годовую декларацию, ведь объект налогообложения, как правило, в течение года не изменяется. Однако выбор остается за плательщиком.
Как установлено Налоговым кодексом, при представлении первой декларации вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка. Такая справка подается также при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.
За новоотведенные земельные участки или по новозаключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.
Налоговым кодексом введена новая норма по предоставлению соответствующими органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка информации, необходимой для исчисления и взимания платы за землю, поскольку основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который в свою очередь ведется уполномоченным органом исполнительной власти по земельным ресурсам.
Сроки уплаты платы за землю
Что касается сроков уплаты платы за землю (земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности), то налоговое обязательство, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.
Таким же образом уплачивается налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки.
Налоговый кодекс определяет и другие особенности в налогообложении земель, в частности, лесохозяйственного назначения, несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), которые будут освещены в следующих номерах Вестника.
Екатерина Гривнак . начальник отдела платежей за землепользование и местных налогов Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
Рассмотрим, включаются ли суммы уплаченной арендной платы за земельный участок в расходы физического лица - предпринимателя, которое применяет общую систему налогообложения.
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.
Сколько налоговых деклараций по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) должно представить юридическое лицо, имеющее участки в разных населенных пунктах или в разных районах одного населенного пункта (города), которые относятся к одному контролирующему органу, но коды органов местного самоуправления согласно КОАТУУ разные.
С 01.01.2015 г. к местным налогам относятся налог на имущество и единый налог. Налог на имущество состоит, в частности, из платы за землю.
Налоговые льготы для юридических лиц
Налоговые льготы для юридических лиц
Отнесение на расходы предприятия страховых взносов по договорам добровольного медицинского страхования
К расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, относятся, в частности, расходы на оплату труда (статья 253 Налогового кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 16 статьи 255 Налогового кодекса РФ:
1) взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3% суммы расходов на оплату труда
2) к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников.
Налог на доходы физических лиц
1. Страховые взносы. Согласно пункту 5 статьи 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если эти суммы вносятся за физических лиц из средств организаций, за исключением случаев, когда страхование производится. по договорам добровольного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных физических лиц при условии отсутствия выплат застрахованным физическим лицам.
Согласно Разъяснениям по вопросам (по вопросу № 13) порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, прилагаемым к письму Министерства по налогам и сборам РФ от 14.08.2001 № ВБ-6-04/619, если застрахованное лицо получило медицинскую услугу любой стоимости и страховщик оплатил эту услугу непосредственно в медицинское учреждение, то со всей суммы уплаченного страхового взноса за такое застрахованное лицо должен быть начислен налог на доходы физических лиц в размере 13%. Если застрахованное лицо не получало медицинские услуги в течение срока действия договора страхования и, следовательно, страховщик не осуществлял страховую выплату в медицинское учреждение за такое застрахованное лицо, то никакого налога на доходы физических лиц по такому застрахованному лицу нет.
2. Страховые выплаты. Согласно пункту 1 статьи 213 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением страховых случаев. в возмещение медицинских расходов (за исключением оплаты санаторно-курортных путевок) застрахованных лиц.
Единый социальный налог
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ не включаются в состав доходов, подлежащих обложению: суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц.
До 01.01.2002 при добровольном медицинском страховании не только работников, но и членов их семей не начислялись единый социальный налог, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ и Государственный фонд занятости населения РФ.
Налог на добавленную стоимость
Страховые премии (взносы) и страховые выплаты освобождаются от налога на добавленную стоимость: Не подлежат налогообложению оказание услуг по страхованию… страховыми организациями (подпункт 7 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ).
Оплата юридическим лицом стоимости лечения и медицинского обслуживания работников, их супругов, их родителей и их детей без заключения договора добровольного медицинского страхования
1. Только из прибыли, так как эти расходы юридического лица в соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ не уменьшают налогооблагаемую прибыль.
2. Нет единого социального налога, так как уплата взносов осуществляется из прибыли, а значит, эти взносы не отнесены организацией к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль (пункт 3 статьи 236 Налогового кодекса РФ).
3. В соответствии со статьей 217 Налогового кодекса РФ нет налога на доходы физических лиц, если оплата производится в отношении работников, их супругов, их родителей и их детей:
Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц:…
10) суммы, уплаченные работодателями, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.
Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в учреждениях банков.
4. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса РФ и Постановлением Правительства РФ от 20.02.2001 № 132 почти все медицинские услуги не подлежат обложению налогом
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!