Тарифные льготы при импорте в условиях таможенного союза

Таможенно-тарифное регулирование в условиях Таможенного союза и членства России во Всемирной торговой организации
(Халипов С. В.) ("Таможенное дело", 2014, N 1) Текст документа
ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЧЛЕНСТВА РоссиИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
С. В. ХАЛИПОВ
Халипов Сергей Васильевич, заведующий кафедрой публичного права ВсеРоссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России, кандидат юридических наук, доцент.
Статья содержит краткий анализ правовых основ таможенно-тарифного регулирования Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза. Рассматриваются условия и порядок предоставления тарифных преференций, применения тарифных квот. Затронуты этапы исполнения обязательств России и Таможенного союза по снижению ставок таможенных пошлин. Приводятся проблемные примеры реализации тарифных льгот.
Ключевые слова: Единый таможенный тариф Таможенного союза, тарифные преференции и тарифные льготы, тарифные квоты, изъятия из Единого таможенного тарифа Таможенного союза, законодательства государств - членов Таможенного союза в области таможенно-тарифного регулирования.
Customs-tariff regulation in conditions of the Customs Union and membership of Russia in the World Trade Organization S. V. Khalipov
Khalipov Sergej Vasil'evich, Head of the Chair of Public Law of the All-Russia Academy of International Trade of the Ministry of Economic Development of Russia, candidate of juridical sciences, assistant professor.
The article comprises brief analysis of legal fundamentals of customs-tariff regulation in Customs Union and its member-states. It treats conditions and procedure of granting tariff preferences, tariff quotas application. Stages of Russia's and Customs Union fulfillment under commitment to decrease rates of customs duty are touched. Problem issues of tariff facility realization are referenced.
Key words: uniform customs rate of Customs Union, tariff preferences and tariff facility, tariff quotas, bite of uniform customs rate of Customs Union, Customs Union member-states' legislation on customs-tariff regulation.
Таможенно-тарифное регулирование в условиях Таможенного союза (далее - ТС) основывается на двух группах нормативных правовых актов. Порядок применения ввозных таможенных пошлин в отношении иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС из третьих стран. определяется актами ТС. -------------------------------- Страны, не являющиеся членами ТС.
Вывозные таможенные пошлины, уплачиваемые за товары, убывающие с территорий государств - членов ТС за пределы таможенной территории ТС, регулируются национальными законодательствами. 1. Правовая система таможенно-тарифного регулирования ТС включает решения Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего Евразийского экономического совета), соглашения (протоколы) государств - членов ТС, решения Комиссии ТС (далее - КТС) и Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК). К основным документам, определяющим таможенно-тарифное регулирование в ТС, а также компетенцию органов по ведению Единого таможенного тарифа ТС, можно отнести: - решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" - Соглашение между Правительством РФ, Правительством РБ и Правительством РК от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" - решение КТС от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". Данными актами охвачены все основные составляющие таможенно-тарифного регулирования: - определение Единого таможенного тарифа ТС, цели его применения, порядок формирования, компетенция по ведению - виды ставок ввозных таможенных пошлин, порядок их изменения и применения - виды тарифных льгот и тарифных преференций - применение тарифных квот - перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки ввозной таможенной пошлины принимается Советом ЕЭК. Все перечисленные направления получили дальнейшее развитие в отдельных документах. Так, например, решением Совета ЕЭК от 16.07.2012 N 54 приняты и с 23.08.2012 вступили в силу единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (далее - ТН ВЭД ТС) и Единый таможенный тариф ТС (далее - ЕТТ ТС). Это уже третий документ (с начала функционирования единой системы таможенно-тарифного регулирования ТС), утверждающий ТН ВЭД ТС и ЕТТ ТС. Последние изменения обусловлены присоединением Российской Федерации (далее - РФ) к Всемирной торговой организации (далее - ВТО) и коснулись как ставок таможенных пошлин на отдельные категории товаров, так и появления новых кодов товаров по ТН ВЭД ТС. В целом уровни ставок таможенных пошлин уменьшились. Например, снижение ставок импортного таможенного тарифа составило: - для промышленных товаров - 3% - для сельскохозяйственных товаров - 4,4% - на лекарства с 15,5% до 6,5 - 5% (на медицинское оборудование и лекарственные субстанции - до 2 - 3%) - для рынка химической продукции - с 10% до 6,5 - 5% - в течение 3 лет планируется отмена пошлин на компьютеры, средства их производства и элементную базу - для электротехники и электроники - с 15% до 7 - 9% - для новых транспортных средств - с 25% до 15%, на старые автомобили (от 3 до 7 лет) - с 25% до 20% - на готовые продукты из рыбы - с 15% до 12,5 - 12% - на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло - с 25% до 20%. -------------------------------- [Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России]. URL: http://www. ved. gov. ru/mdb/vto/.
По итогам 2012 г. средневзвешенная ставка ЕТТ ТС составляла 9,91%. В обновленном таможенном тарифе средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины снизилась до 7,36% в среднегодовом исчислении (более чем на 2,5% пункта). Учитывая, что шаг снижения таможенного тарифа в рамках ВТО составляет один год, в следующем за принятием таможенного тарифа году (с 23 августа 2013 г. по август 2014 г.) средневзвешенная ставка ввозной таможенной пошлины составит 6,93%, а с августа 2014 г. по август 2015 г. - 5,94%. -------------------------------- По материалам выступления А. Ю. Бельянинова. Таможенный союз - основа политической интеграции. Необходимые корректировки // Таможня. 2013. N 10. С. 5.
Поправки, внесенные в ЕТТ ТС в части кодов, вызваны были необходимостью: - выделения отсутствующих в действующей ТН ВЭД ТС товаров, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО (транспортные средства, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, жевательная резинка в полосках, отдельные сорта яблок и пр.) - выделения кодов для ранее не поименованных товаров (высококачественная говядина, клееная фанера, напольные покрытия с основой из войлока и пр.) - выделения товаров с определенными критериями, по которым были зафиксированы ставки пошлин в качестве тарифных обязательств РФ по вступлению в ВТО (банки для консервирования пищевых продуктов разделены по вместимости - не более 1 л и прочие, сыр Эмменталер детализирован по содержанию жира и сроку выдержки). Корректировка затронула 138 кодов ТН ВЭД ТС. -------------------------------- По информации Федеральной таможенной службы (Информация ФТС России от 21.08.2012 "О принятии изменений в Единый таможенный тариф Таможенного союза").
Вместе с тем ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС продолжают оставаться неунифицированными. В ТС сохраняется ряд изъятий в отношении отдельных товаров, ввозимых из третьих стран и выпускаемых на территориях Республики Казахстан (далее - РК) и Республики Беларусь (далее - РБ). Например, в РК для 2013 г. ставки по 59 подсубпозициям ТН ВЭД ТС ниже, чем в РФ и РБ (фармацевтическая продукция, инструменты медицинские). -------------------------------- Перечень товаров и ставок, в отношении которых в течение переходного периода Республикой Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок, установленных Единым таможенным тарифом Таможенного союза (приложение 2 к решению КТС от 18.11.2011 N 850).
Последствием вступления России в ВТО явилось сохранение по 108 товарным подсубпозициям для РК и РБ более высоких ставок ввозных таможенных пошлин на колесные транспортные средства по сравнению со ставками ЕТТ ТС. Данное обстоятельство объясняется тем, что РБ и РК не являются членами ВТО и, следовательно, освобождены от обязательств по снижению ставок ввозной таможенной пошлины на ввозимые транспортные средства. -------------------------------- Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров".
Все действующие ставки ЕТТ ТС, включая перечисленные выше изъятия, применяются независимо от страны происхождения товаров. Исключение составляют случаи предоставления тарифных преференций на взаимной основе и в одностороннем порядке. Тарифные преференции, предоставляемые на взаимной основе, касаются товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС и происходящих из государств, образующих с государствами - членами ТС зону свободной торговли. Данные преференции предоставляются в виде полного освобождения товаров от уплаты ввозных таможенных пошлин на основании Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011, заключенного между государствами - участниками Содружества Независимых Государств. -------------------------------- За некоторыми изъятиями по видам товаров, ввозимых в государства - члены ТС из определенных государств - участников Содружества Независимых Государств (согласно части I приложения 1 к Договору о зоне свободной торговли от 18.10.2011 "Таможенные пошлины, применяемые в отношении импорта товаров в соответствии со статьей 2 Договора о зоне свободной торговли", например в отношении сигарет, сахара тростникового, водки). Кроме того, ЕЭК наделена полномочиями по принятию при необходимости решения о введении пошлин в отношении товаров, импортируемых из соответствующего государства - участника Договора о зоне свободной торговли (решение Высшего Евразийского экономического совета от 24.10.2013 N 48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года").
Тарифные преференции, предоставляемые в рамках единой системы тарифных преференций ТС (в одностороннем порядке). выражаются в применении: -------------------------------- В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран.
- ставок ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ЕТТ ТС, в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - нулевых ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран. Решениями Межгоссовета ЕврАзЭС N 18 и КТС N 130 от 27.11.2009 утверждены: - перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ТС (Албания, Бразилия, Гватемала, Египет, Индия, Мексика, Сирия, Турция, Чили и др. - всего 103 страны) -------------------------------- Страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода.
- перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций ТС (Бангладеш, Гаити, Руанда, Мозамбик, Судан и др. - всего 49 стран) -------------------------------- Страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.
- перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (овощи, фрукты, орехи, кофе, чай, рис и ряд других товаров). Решением Коллегии ЕЭК от 26.03.2013 N 57 из указанного Перечня товаров были исключены товарные позиции 0203 (свинина свежая, охлажденная или замороженная), 0207 (мясо и пищевые субпродукты домашней птицы). Данное решение принято в связи с тем, что в отношении этих товаров действуют тарифные квоты, дающие право на льготный ввоз по более низким или нулевым ставкам таможенных пошлин. Предоставление тарифных преференций на товары, ввозимые вне квоты, ослабляет защитно-регулирующую функцию вне квотной (сверх квотной) ставки ввозной таможенной пошлины. Таким образом, использование только количественных ограничений для льготного ввоза товаров призвано способствовать реализации программы развития животноводства и птицеводства. В настоящее время в рамках тарифных квот в государства - члены ТС ввозятся мясо и молочная сыворотка (ввоз в РФ). Правовое регулирование условий и порядка применения тарифных квот в отношении товаров, ввозимых в ТС, осуществляется в соответствии с Соглашением от 12.12.2008 "Об условиях и механизме применения тарифных квот". Решениями ЕЭК определяются ежегодные объемы тарифных квот для государств - членов ТС и перечни товаров, в отношении которых они вводятся. -------------------------------- Например, решения Коллегии ЕЭК: - от 20.11.2012 N 229 "О Перечне товаров, в отношении которых на 2013 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства" - от 29.10.2013 N 242 "О Перечне товаров, в отношении которых на 2014 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства".
На национальном уровне государства - члены ТС самостоятельно устанавливают метод и порядок распределения тарифных квот между участниками внешнеторговой деятельности, а также органы, наделенные компетенцией выдачи лицензий на ввоз товаров в рамках предоставленных квот. Например, в 2013 г. в РБ тарифные квоты распределяются на основании Постановления Совета Министров РБ от 11.02.2013 N 99 "О тарифных квотах на ввоз свинины и мяса птицы в 2013 году". В РК - в соответствии с Постановлением Правительства РК от 12.04.2013 N 343 "О некоторых вопросах распределения объемов тарифных квот на ввоз отдельных видов мяса" (1-й этап). В РФ импортные тарифные квоты распределяются на основании Постановлений Правительства РФ от 21.12.2012 N 1359 "О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2013 году" и от 21.12.2012 N 1358 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2013 году". К иным преимуществам (кроме тарифных преференций и тарифных квот), предоставляемым в рамках таможенно-тарифного регулирования, при ввозе иностранных товаров из третьих стран отнесены тарифные льготы. Система тарифных льгот охватывает многие правовые акты ТС различного уровня. При этом общего определения тарифным льготам не дано. Потому имеют место отдельные пробелы и противоречия. Например, в соответствии с п. 1 ст. 5 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств-сторон могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. В ст. 1 Протокола от 12.12.2008 "О предоставлении тарифных льгот" отмечается, что такие льготы применяются независимо от страны происхождения товаров. Вместе с тем снижение ставки ввозной таможенной пошлины предусмотрено для преференциального ввоза товаров из развивающихся стран. При этом тарифные преференции тарифными льготами не являются. Или как понимать другие случаи освобождения от ввозных таможенных пошлин товаров, которые не охвачены таким понятием, как тарифные льготы? Например, ввоз сахара-сырца тростникового субпозиции 170113 и 170114 ТН ВЭД ТС для промышленной переработки на территорию РК с освобождением от взимания ввозных таможенных пошлин. -------------------------------- Абзац 1 п. 5 решения КТС от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Также можно отметить нормативную повторяемость некоторых видов тарифных льгот либо отсутствие порядка их применения. Например, подп. 1 п. 3 ст. 5 Соглашения от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" допускает предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных таможенным законодательством. Одновременно подп. 7 п. 1 ст. 6 этого же Соглашения освобождает от уплаты таможенной пошлины товары, ввозимые в рамках таможенных режимов, установленных правовыми актами в области таможенного регулирования. Решением КТС от 27.11.2009 N 130 к виду тарифной льготы отнесены условия освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства - члена ТС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - члена ТС. При этом порядок применения самой льготы, обозначенной в качестве таковой в подп. 7.1.11 п. 7 этого же решения, не определен. Примечательны различные подходы в государствах - членах ТС по поводу возможности реализации данной льготы. Так, например, практика применения подп. 7.1.11 п. 7 решения КТС от 27.11.2009 N 130 в России отсутствует, поскольку законодательством ТС и РФ правоотношения по порядку применения тарифной льготы в отношении товаров, указанных в данном подпункте, не урегулированы. В РК порядок применения тарифной льготы в отношении товаров, указанных в подп. 7.1.11 п. 7 решения КТС от 27.11.2009 N 130, реализуется путем обращения к нормам Закона РК от 08.01.2003 N 373 "Об инвестициях". В РБ применение тарифной льготы в отношении товаров, указанных в подп. 7.1.11 п. 7 решения КТС от 27.11.2009 N 130, осуществляется в порядке, установленном Декретом от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". -------------------------------- Решение Суда ЕврАзЭС от 10.07.2013 "О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений подп. 7.1.11 и 7.4 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, пункта 1 и 3 решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728".
Таким образом, отсутствие единого порядка применения тарифной льготы на уровне актов ТС (решения ЕЭК) подрывает идеи установления Единого экономического пространства: установление единых правил в целях реализации принципов свободного движения услуг, капитала, трудовых ресурсов и товаров, содержащихся в Декларации о Евразийской экономической интеграции 2011 года. -------------------------------- Особое мнение судьи Суда ЕврАзЭС Т. Н. Нешатаевой по решению о преюдициальном запросе (дело N 1-6/1-2013) от 10.07.2013.
2. Национальный уровень таможенно-тарифного регулирования представлен законами и подзаконными нормативными правовыми актами государств - членов ТС. В РБ правовой основой применения вывозных таможенных пошлин выступает Закон РБ от 03.02.1993 N 2151-XII "О таможенном тарифе". Ставки вывозных таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров установлены указами Президента РБ: - от 26.10.2009 N 525 "Об установлении ставок вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения" - от 09.10.2010 N 522 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы" - от 01.02.2011 N 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье" - от 21.05.2010 N 272 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса". В соответствии с Указом Президента РБ от 31.12.2010 N 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин" Совет Министров РБ устанавливает ставки вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, вывозимых с территории РБ за пределы таможенной территории ТС с 1 января 2011 г. в размере, равном ставкам, применяемым в РФ. Такие ставки вводятся в действие в те же сроки, что и ставки, устанавливаемые соответствующими нормативными правовыми актами РФ. -------------------------------- Указ принят во исполнение Соглашения между РФ и РБ от 09.12.2010 "О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти".
Таможенно-тарифное регулирование в РК осуществляется на основе Закона РК от 12.04.2004 N 544-II "О регулировании торговой деятельности". Ставки вывозных таможенных пошлин установлены: - Постановлением Правительства РК от 15.10.2005 N 1036 "О вывозных таможенных пошлинах на сырую нефть и товары, выработанные из нефти" - Постановлением Правительства РК от 07.06.2010 N 520 "О ставках таможенных пошлин РК". Вывозная таможенная пошлина на нефть была введена в РК в августе 2010 г. За период по апрель 2013 г. продолжился ее рост до $60 за тонну. По информации Министерства экономики и бюджетного планирования РК, экспортная пошлина на сырую нефть в течение 2013 - 2014 гг. более не будет повышаться. В РФ вывозные таможенные пошлины применяются на основании Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе". Ставки вывозных таможенных пошлин устанавливаются (изменяются) постановлениями Правительства РФ. В настоящее время действуют следующие акты, содержащие ставки вывозных таможенных пошлин: - Постановление Правительства РФ от 30.08.2013 N 754 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" - Постановление Правительства РФ от 16.11.2006 N 695 "Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанные из нефти, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации". В соответствии с Протоколом о присоединении к ВТО РФ взяла на себя обязательства и по вывозным таможенным пошлинам. Так, например, предусмотрена полная отмена экспортных пошлин по истечении переходных периодов 1 - 5 лет (в большинстве случаев - 4 года) на все указанные в Перечне товары, за исключением: семян масличных культур, минерального топлива (нефть, нефтепродукты, газ), необработанных шкур и выделанной кожи, лесоматериалов необработанных и некоторых видов обработанных лесоматериалов из ценных пород древесины, ломов черных и цветных металлов, осей железнодорожных локомотивов. По этим товарам (кроме топливно-энергетической группы) пошлины либо остаются на начальном уровне связывания, либо снижаются, но не до нуля. -------------------------------- Часть V - Перечень CLXV - Российская Федерация - Протокол от 16.12.2011 "О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г." [Официальный интернет-портал правовой информации]. URL: http://www. pravo. gov. ru.
На природный газ зафиксировано применение ставки 30% без обязательств по снижению ставок. На нефть и нефтепродукты предусмотрено применение особой формулы расчета ставок, устанавливаемой Правительством РФ (с учетом средней цены на нефть сырую марки "Юралс" на мировых рынках нефтяного сырья (средиземноморском и роттердамском)). -------------------------------- Там же. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации".
Минэкономразвития России рассчитывает ставки вывозных таможенных пошлин по соответствующим формулам на каждый календарный месяц, с последующим размещением на своем официальном сайте информации о них (не позднее чем за 4 дня до начала их применения). -------------------------------- Ставки вывозных таможенных пошлин применяются с 1-го числа календарного месяца.
Закрепляются размеры предельных ставок экспортных таможенных пошлин для сырой сверхвязкой нефти, а также нефти, добытой на низкорентабельных месторождениях. -------------------------------- Обоснованность данных исключений определяется следующим. Основная часть новых проектов разработки месторождений характеризуется большой удаленностью от существующей инфраструктуры, а в большинстве случаев - более суровыми климатическими условиями и сложной геологией. В результате средние капитальные затраты превышают аналогичные затраты на действующих месторождениях на 25 - 40%, операционные затраты - на 40 - 60%, транспортные - до 50%. При действующей налоговой системе большинство таких проектов экономически нерентабельно. Таким образом, применение пониженных ставок экспортных пошлин позволит ввести в эксплуатацию дополнительные месторождения нефти и, соответственно, увеличить налогооблагаемую базу при добыче нефти.
Помимо вывозных таможенных пошлин на нефть дополнительно согласованы условия тарифного регулирования экспорта круглого леса. Например, лесоматериалы: - из березы - 7% - из осины - 5% - из дуба - 20%, но не менее 30 евро за 1 куб. м - из сосны обыкновенной - тарифная квота, внутриквотная ставка - 15% внеквотная ставка - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м - из ели обыкновенной - тарифная квота, внутриквотная ставка - 13% внеквотная ставка - 80%, но не менее 55,2 евро за 1 куб. м. По внеквотным ставкам обязательств не принято. В целом в результате исполнения обязательств РФ перед ВТО средневзвешенная ставка вывозных таможенных пошлин в 2012 г. составляла 9,92%, а в 2013 г. - уже 6,5%. В дальнейшем она также будет постепенно снижаться. В 2014 г. она составит 5,03%, в 2015 г. - 3,55%, в 2016 г. - 2,6% и в 2017 г. - 2,49%. -------------------------------- Таможня. 2013. N 20. С. 3.
Как видно, системы таможенно-тарифного регулирования государств - членов ТС (в части применения вывозных таможенных пошлин) во многом схожи. Правовую основу составляют законы, во исполнение которых принимаются подзаконные нормативные правовые акты (в РБ - указы президента РБ, постановления Совета Министров РБ в РК и РФ - постановления Правительства), устанавливающие (изменяющие) ставки вывозных таможенных пошлин. Редакции Закона РБ "О таможенном тарифе" и Закона РК "О регулировании торговой деятельности" требуют приведения в соответствие применяемым в ТС нормативным правовым актам и таможенно-правовой терминологии. Это, в частности относится к порядку таможенно-тарифного квотирования ввоза товаров (РК), порядку применения мер по защите внутреннего рынка. методам определения ввозной таможенной стоимости, использованию выражений "таможенная граница РБ", "таможенная территория РБ". -------------------------------- Специальные пошлины, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины.
В отличие от РБ и РК в РФ применяется экспортное тарифное квотирование в отношении вывозимого за пределы ТС леса (например, хвойные породы: сосна, ель). В РБ при экспорте облагаемых вывозными таможенными пошлинами товаров товарной группы 3104 ТН ВЭД ТС (калийные удобрения) установлено исключительное право на вывоз отдельными категориями лиц. -------------------------------- Порядок применения исключительного права определяется согласно законодательству РБ.
В РФ экспорт газа природного, транспортируемого в газообразном и сжиженном состоянии, возможен только лицами, получившими на это исключительное право. -------------------------------- Например, на основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона "Об экспорте газа" исключительное право на экспорт газа предоставляется организации-собственнику единой системы газоснабжения или ее дочернему обществу, в уставном капитале которого доля участия организации - собственника единой системы газоснабжения составляет 100%.
В соответствии с Соглашением от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран" (ст. 1, 2) каждое государство - член ТС формирует перечень товаров, поставляемых в государства, не являющиеся членами ТС (третьи страны), в отношении которых на дату вступления в силу настоящего Соглашения законодательством государства - члена ТС предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, с указанием ставок этих пошлин (перечень товаров), и направляет его в ЕЭК. ЕЭК формирует сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых законодательством государств - членов ТС предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин, с указанием ставок этих пошлин. Кроме того, государства-члены стремятся к унификации перечней товаров и ставок вывозных таможенных пошлин, а также не расширяют в одностороннем порядке перечни товаров, за исключением случаев, которые государства-члены определят отдельным соглашением. На настоящий момент указанные положения так и не реализованы. Не откорректирован вопрос о разработке перечня товаров, в отношении которых актами государств - членов ТС предусмотрена обязательная уплата вывозных таможенных пошлин, имеющих эквивалентное действие при вывозе с единой таможенной территории. Остается неурегулированной проблема распределения вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС, т. к. не подписан проект соглашения о порядке уплаты вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе товаров с единой таможенной территории ТС. В его основу заложена постепенная унификация вывозных пошлин с формированием механизма распределения поступивших сумм. -------------------------------- Бельянинов А. Слагаемые интеграционных процессов // Таможня. 2013. N 6. С. 8.
Литература
1. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании". 2. Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран". 3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Российской Федерации от 12.12.2008 "Об условиях и механизме применения тарифных квот". 4. Протокол от 12.12.2008 "О предоставлении тарифных льгот". 5. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 09.12.2010 "О порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти". 6. Договор о зоне свободной торговли от 18.10.2011. 7. Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". 8. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 24.10.2013 N 48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к Договору о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года". 9. Решение КТС от 27.11.2009 N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации". 10. Приложение 2 к решению КТС от 18.11.2011 N 850. 11. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 55 "О применении Республикой Беларусь и Республикой Казахстан ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза, в отношении отдельных категорий товаров". 12. Решение Коллегии ЕЭК от 20.11.2012 N 229 "О Перечне товаров, в отношении которых на 2013 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства". 13. Решение Коллегии ЕЭК от 29.10.2013 N 242 "О Перечне товаров, в отношении которых на 2014 год устанавливаются тарифные квоты, а также объемы тарифных квот для ввоза этих товаров на территории государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства". 14. Решение Коллегии ЕЭК от 26.03.2013 N 57 "О внесении изменений в Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции". 15. Закон РБ от 03.02.1993 N 2151-XII "О таможенном тарифе". 16. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе". 17. Закон РК от 08.01.2003 N 373 "Об инвестициях". 18. Закон РК от 12.04.2004 N 544-II "О регулировании торговой деятельности". 19. Федеральный закон от 18.07.2006 N 117-ФЗ "Об экспорте газа". 20. Декрет от 06.08.2009 N 10 "О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь". 21. Указ Президента РБ от 26.10.2009 N 525 "Об установлении ставок вывозной таможенной пошлины на калийные удобрения". 22. Указ Президента РБ от 09.10.2010 N 522 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на лесоматериалы". 23. Указ Президента РБ от 01.02.2011 N 40 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин на кожевенное сырье". 24. Указ Президента РБ от 21.05.2010 N 272 "Об установлении ставки вывозной таможенной пошлины на семена рапса". 25. Указ Президента РБ от 31.12.2010 N 716 "О ставках вывозных таможенных пошлин". 26. Постановление Правительства РК от 15.10.2005 N 1036 "О вывозных таможенных пошлинах на сырую нефть и товары, выработанные из нефти". 27. Постановление Правительства РК от 07.06.2010 N 520 "О ставках таможенных пошлин РК". 28. Постановление Совета Министров РБ от 31.12.2010 N 1932 "Об установлении ставок вывозных таможенных пошлин в отношении нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь". 29. Постановление Правительства РФ от 21.12.2012 N 1358 "О распределении объемов тарифных квот в отношении мяса крупного рогатого скота, свинины и мяса домашней птицы в 2013 году". 30. Постановление Правительства РФ от 21.12.2012 N 1359 "О распределении объема тарифной квоты в отношении молочной сыворотки в 2013 году". 31. Постановление Совета Министров РБ от 11.02.2013 N 99 "О тарифных квотах на ввоз свинины и мяса птицы в 2013 году". 32. Постановление Правительства РФ от 29.03.2013 N 276 "О расчете ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации". 33. Постановление Правительства РК от 12.04.2013 N 343 "О некоторых вопросах распределения объемов тарифных квот на ввоз отдельных видов мяса". 34. Решение Суда ЕврАзЭС от 10.07.2013 "О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008, положений подп. 7.1.11 и 7.4 пункта 7 решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130, пункта 1 и 3 решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728". URL: http://sudevrazes. org. 35. Особое мнение судьи Суда ЕврАзЭС Т. Н. Нешатаевой по решению о преюдициальном запросе (дело N 1-6/1-2013) от 10.07.2013. URL: http://sudevrazes. org. 36. URL: www. pravo. gov. ru. 37. Портал внешнеэкономической информации Минэкономразвития России. URL: http://www. ved. gov. ru/mdb/vto/. 38. Таможня. 2013. N 6, 10, 20.
Тема: Меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД в таможенном союзе
Содержание
Введение
Глава I. Таможенное регулирование ВЭД как инструмент государственной экономической политики
.1 Понятие, цели и функции таможенного регулирования ВЭД
.2 Таможенное регулирование ВЭД в таможенном союзе
Глава II. Меры таможенного регулирования ВЭД
.2 Нетарифные регулирования ввоза и вывоза с таможенной территории таможенного союза
.3 Проблемы таможенного регулирования ВЭД и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике и создание единого таможенного пространства влечет за собой необходимость в создании адекватного таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений.
С помощью инструментов таможенно-тарифной политики РФ решает многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.
В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в Едином таможенном тарифе таможенного союза (далее - ЕТТ ТС), также широкое распространение в союзном законодательстве имеет универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, но таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.
За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность данной темы.
Исследование существующих многосторонних норм и правил таможенно-тарифного регулирования таможенного союза (далее - ТС) повысить эффективность функционирования Единого таможенного тарифа, рациональнее сочетать его защитные, фискальные и регулирующие функции, тем самым более полно использовать созидательный потенциал таможенно-тарифной политики.
Напрашивается следующее, за последнее время Правительство Российской Федерации, провело огромную работу в области создания и унификации законодательства в области таможенного регулирования, в соответствии с её национальными интересами, а также её международными обязательствами, стараясь соответствовать международным нормам и правилам, с целью продолжения её дальнейшей интеграции в международное экономическое сообщество.
Целью данной курсовой работы является изучение тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в таможенном союзе. Для выполнения этой цели работе поставлены задачи:
раскрыть понятие, цели и предмет таможенного регулирования ВЭД
проанализировать таможенное регулирование ВЭД в таможенном союзе
изучить тарифные и нетарифные меры регулирования ВЭД
проанализировать проблемы таможенного регулирования ВЭД в таможенном союзе.
Предметом работы являются меры государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Объект исследования - таможенное регулирование ВЭД.
При исследовании курсовой работы использовались следующие методы: анализ, аналогия, обобщение, прогнозирование, синтез.
Данная курсовая работа состоит из двух глав и из пяти пунктов, введения, заключения и списка использованной литературы, которые помогают раскрыть особенности тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Глава I. Таможенное регулирование ВЭД как инструмент государственной экономической политики
1.1 Понятие, цели и предмет таможенного регулирования ВЭД
Внешнеэкономическая деятельность (далее - ВЭД) - это предпринимательская деятельность физических и юридических лиц в области международного обмена товарами, услугами, перемещения материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов.
Под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.
Методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности установлены в ст. 12 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164 Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее - ФЗ № 164-ФЗ), в соответствии с которым к ним относятся:
. таможенно-тарифного регулирования
. нетарифного регулирования
. запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью. В соответствии с международными договорами Российской Федерации, ФЗ № 164-ФЗ (глава 7. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в области внешней торговли интеллектуальной собственностью ), Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. № 311 О таможенном регулировании в Российской Федерации (глава 42. Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности ), ГК РФ (часть четвертая, раздел 7. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации ), Таможенный Кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС) (глава 46. Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности ) и других законодательных актов, могут вводиться меры, затрагивающие внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, если эти меры необходимы для соблюдения общественной морали или правопорядка, охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, выполнения международных обязательств Российской Федерации, обеспечения обороны и безопасности государства. В соответствии с указами Президента Российской Федерации внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью может быть ограничена мерами, принятие которых необходимо для участия Российской Федерации в международных санкциях в соответствии с Уставом ООН (глава 8, ст. 37 ФЗ № 164-ФЗ).
. мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности (ст. 12 ФЗ № 164-ФЗ).

Таможенное регулирование - это регулирование правовых отношений <#"justify"> 1.2 Таможенное регулирование ВЭД в таможенном союзе
Таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, - в соответствии с законодательством <#"justify"> Глава II. Меры таможенного регулирования ВЭД
2.1 Тарифные меры регулирования экспортно-импортных операций
Таможенно-тарифными мерами регулирования ВЭД в ТС являются:
Единый Таможенный тариф с Единой товарной номенклатурой ВЭД ТС (далее - ЕТН ВЭД)
Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС
Сезонные пошлины.
ЕТТ ТС - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с ЕТН ВЭД. Ввозная таможенная пошлина определена как, обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на единую таможенную территорию государств Сторон (ст. 2 Соглашения О ЕТТР ).
В Едином таможенном тарифе применяются следующие виды ставок ввозных таможенных пошлин:
адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров
специфические, начисляемые за единицу облагаемых товаров
комбинированные, сочетающие оба вышеперечисленных вида (ст. 3 Соглашения О ЕТТР ).
Ставки ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и иных обстоятельств, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением О ЕТТР .
При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
) ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством
) ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала
) ввозимых в рамках международного сотрудничества государств участниц таможенного союза в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией таможенного союза (ст. 5 Соглашения О ЕТТР ).
Для оперативного регулирования ввоза товаров на единую таможенную территорию государств участниц таможенного союза при необходимости могут устанавливаться сезонные таможенные пошлины, срок действия которых не может превышать 6 месяцев в году, применяемые вместо ввозных таможенных пошлин (ст. 3 Соглашения О ЕТТР ). Примером ввода сезонных пошлин может послужить ввоз сахара-сырца в таможенный союз в размере $50 за тонну которые вступили в силу с 1 марта и действовали два месяца - до 30 апреля. С октября прошлого года пошлина составляла $140 за тонну. Эти пошлины были введены в условиях снижения производства свекловичного сахара в РФ из-за засухи, для снижения цен на внутреннем рынке.
В Постановлении Правительства РФ № 795 установлены ставки вывозных пошлин, на отдельные виды промысловых морепродуктов, сельскохозяйственной продукции и животноводства, полезных ископаемых, руды, удобрений, лесоматериалов и прочего.
Согласно ст. 74 ТК ТС к льготам по уплате таможенных платежей относятся:
) тарифные преференции. К примеру если товар находится в Перечне товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран (ст. 8 п. 1.4 в Соглашения о ЕТТР ), при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, и страна находится в Перечне наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (ст. 8 п. 1.4 б Соглашения о ЕТТР ), то ставка составляет 75 % от ставки установленной в ЕТТ в соответствии со ст. 7 Соглашения о ЕТТР .
) тарифные льготы - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в ст. 6 Соглашении О ЕТТР . Например, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы. Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран таможенного союза
) льготы по уплате налогов (ст. 150 Налогового кодекса РФ при ввозе, ст. 151 п. 2 Налогового кодекса РФ при вывозе товаров)
) льготы по уплате таможенных сборов предусматривают полное либо частичное освобождение, как от уплаты сумм таможенных платежей, так и от применения к товарам мер нетарифного регулирования.
Среди наиболее широко применяемых таможенных процедур, предусматривающих льготные условия для ввоза товаров на территорию таможенного союза, можно отметить временный ввоз, таможенный транзит, переработку, реимпорт.
Кроме того, ТК ТС в ст. 202 устанавливает иные льготные таможенные процедуры (свободная таможенная зона и свободный склад), порядок применения которых предусмотрен Соглашением По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны .
Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и используемая для целей:
обложения товара пошлиной
внешнеэкономической и таможенной статистики (глава 6 ТК ТС)
применения иных мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 500 устанавливается порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.
Декларирование, контроль и корректировка таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при ввозе в Российскую Федерацию, осуществляются в соответствии с главой 8 Таможенного кодекса Таможенного союза, с Соглашениями между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан О порядке декларирования товаров и О порядке декларирования таможенной стоимости товаров перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза .
Согласно ст. 75 ТК ТС, объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении.
Введение ……………………………………………………………………………3
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!