Применение налоговых льгот исчислении величины сборов

ГЛАВА 15 ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ
15.1. Методы налогообложения
Под методом налогообложения понимают механизм изменения ставок налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы. Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при увеличении налоговой базы.
Среди основных методов налогообложения можно выделить следующие виды:
1. Равное налогообложение - метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод является характерным в основном для целевых налогов (часто они именно благодаря этому приобретают характер в большей мере сборов, чем налогов). Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенных потребностей общества, которые как бы разделены на части и соотносятся с количеством членов общества. Уплачивая «свою» часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность.
2. Прогрессивное налогообложение - метод налогообложения, при котором ставка налога растет по мере роста размеров объекта налогообложения. Прогрессивное налогообложение связано с понятием дискреционного дохода, т.е. свободного дохода, использование которого определяется в основном- интересами плательщика. Дискреционный доход можно определить как разницу между совокупным доходом, полученным плательщиком, и необлагаемым минимумом доходов. Фактически дискреционный доход представляет собой объект налогообложения, который реально отображает границы реализации интересов плательщика в зависимости от размеров его доходов.
Метод прогрессивного налогообложения предусматривает использование нескольких видов прогрессии:
а) простая разрядная -характеризуется делением налоговой базы на ряд разрядов, относительно каждого из которых устанавливается абсолютная сумма налогового оклада. Подобный вид прогрессии был присущ налоговой системе СССР, хотя и
121
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
характеризировался определенной неравномерностью налогообложения лиц, уровень доходов которых колебался на границе разрядов
б) простая относительная - характеризуется делением налоговой базы на разряды, по отношению к которым устанавливается определенный вид относительной ставки. Ставка налога применяется по всей налоговой базе в целом, в зависимости от того, к какому разряду относится налоговая база (например, при налоге с владельцев транспортных средств используется ставка по отношению к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортного средства). При данном методе не исключается недостаток предыдущего метода - резкость перехода от одного разряда к другому, и скачок при этом суммы налога
в) сложная прогрессия -предусматривает деление налоговой базы на разряды, каждый из которых облагается по своей конкретной ставке (не зависящей от величины налоговой базы), а повышенная ставка используется не для объекта в целом, а только для части, превышающей предыдущий разряд. Подобный вид прогрессии позволяет обеспечить плавный переход от одного разряда к другому, учитывать имущественные особенности плательщиков и более равномерно разделить налоговое давление. Такая плавность зависит от количества налоговых разрядов и постепенности увеличения ставки. Наиболее ярко использование данного вида прогрессии выражается в применении подоходного налога с граждан.
г) скрытая прогрессия — предусматривает использование системы льгот для доходов, входящих в различные разряды. В таком случае разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференциация налогообложения. Однако система отчислений или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.
3. Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором устанавливается стабильная ставка, независимо от увеличения объекта налогообложения. С увеличением базы налогообложения сумма налога растет пропорционально при одинаковом проценте налоговой ставки. Этот метод довольно широко распространен (налог на доход, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
4. Регрессивное налогообложение — метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при увеличении налоговой
122
Глава 15. Исчисление и уплати налогов и сборок
базы. В данном случае налоговые изъятия обратно пропорциональны увеличению налогооблагаемого объекта. В современных условиях подобный метод широкого применения не имеет, хотя и используется при непрямом налогообложении.
5. Смешанное налогообложение — предусматривает соединение отдельных элементов вышеуказанных методов налогообложения. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются различные методы налогообложения (например, соединение прогрессивного и пропорционального методов).
15.2. Исчисление налога
Исчисление налога представляет собой совокупность действий налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа по определению суммы налога, подлежащего уплате в бюджеты или целевые фонды. Исчисление налога требует конкретизации по нескольким направлениям:
1) касается конкретного, отдельного плательщика
2) осуществляется в отношении конкретного налогового обязательства по отдельному налогу
3) представляет собой совокупность конкретных действий, определяемых особенностями объекта налогообложения
4) осуществляется в отношении конкретного налогового периода.
Особенности исчисления налогов и сборов могут лежать в основе классификации этих видов обязательных платежей. В соответствии с этим налоги делятся на:
1. Окладные — налоги, исчисляемые непосредственно налоговым органом.
2. Неокладные — налоги, исчисляемые самостоятельно налогоплательщиком делятся на два подвида:
а) непосредственно неокладные — налоги, исчисляемые самим налогоплательщиком
б) опосредованно неокладные — налоги, исчисляемые налоговым агентом.
3. Смешанные — налоги, исчисляемые на разных этапах и налогоплательщиком, и налоговым органом. Примером подобно-
См. Кочырин А II. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики С. 69-71.
123
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
го налога может быть подоходный налог, который исчисляется налоговыми агентами (при налогообложении доходов по месту основной работы налогоплательщика), налогоплательщиками (при подаче налоговой декларации) и налоговыми органами (при корректировке данных налоговых деклараций).
Исчисление налога проходит несколько стадий:1
1) определение объекта налогообложения
2) определение базы налогообложения
3) выбор ставки налога
4) применение налоговых льгот
5) расчет суммы налога.
Исчисляется налог в рамках одного налогового периода, но осуществляться это может несколькими способами. При этом необходимо разграничивать способы исчисления налога и способы уплаты налога (на них остановимся в следующем подразделе). Способ исчисления налога характеризует особенность определения и учета налогооблагаемой базы. В зависимости от способов исчисления разграничивают:
1. Кумулятивный — способ определения объекта, при котором налоговая база определяется нарастающим итогом. На конкретную дату определяется налогооблагаемая база, уменьшенная на сумму льгот, которыми пользуется плательщик на эту дату. В каждый момент выплаты дохода определяется общая сумма выплат конкретному лицу. При этом сумма уменьшается на размер налога, удержанного ранее.
2. Некумулятивную — способ определения налоговой базы по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с другими источниками доходов. Этот способ более прост, чем предыдущий, и не требует сложной и громоздкой системы расчетов, хотя за его счет трудно обеспечить стабильное поступление средств в бюджет.
15.3. Уплата налога
Уплата налога представляет собой совокупность действий налогоплательщика по фактическому внесению сумм налога, подлежащих уплате в соответствующий бюджет или целевой фонд. Необходимо учитывать, что плательщик в данном
См. Налоги и налоговое право: Учебное пособие Под ред. А. В. Брызгали-на. С. 265
124
/ ILIHU 15. Исчисление и уплата иа.ю.'ов и споров
случае понимается в широком смысле слова и фактически охватывает широкий круг субъектов, которые могут перечислять суммы налога вместо плательщика (но в счет налоговой обязанности последнего) либо по его поручению,(налоговые агенты, сборщики налогов, налоговые представители).
По своей природе налоги представляют собой денежные поступления, именно в такой форме они могут рассматриваться как элемент доходной части бюджетов, представляющих собой денежные фонды. Этот принципиальный подход не исключает, однако, использование и других форм уплаты налогов.
Таким образом, существует три формы уплаты налогов.
1. Денежная форма уплаты налога применяется как путем безналичных, так и наличных расчетов. В большинстве случаев уплата налогов осуществляется путем перечисления денежных средств с банковских счетов плательщика на бюджетные счета на основании платежного поручения. Уплата осуществляется в национальной валюте Украины.
2. Уплата налога в натуральной форме. Эта форма отличается определенной особенностью и применяется преимущественно по налоговым платежам, связанным с использованием природных ресурсов.
3. Комплексная форма уплаты налогов предполагает сочетание двух предыдущих и используется при обращении взыскания на имущество должника в счет погашения недоимки по налогам и сборам.
Способ уплаты налога характеризирует особенность реализации налогоплательщиком обязанности по перечислению средств, начисленных как налоговые, в бюджет или специальные фонды. Фактически речь идет о механизме и порядке уплаты, перечислении налога.
Существуют три основных способа уплаты налога.
1. Кадастровый — способ уплаты налогов, в основе которого лежит перечисление суммы в соответствии с определенной шкалой, основанной на определенном виде имущества.
2. Декларационный — способ реализации налогоплательщиком обязанности по уплате налога на основании представления в налоговые органы официального заявления (декларации) о полученных доходах за определенный период и о своих налоговых обязанностях.
3. Предварительный (авансовый) — способ, применяемый в основном при безналичном удержании и состоящий в том, что налоги
125
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
удерживаются у источника дохода (не следует путать с авансовыми платежами). Они удерживаются плательщиком в момент выдачи средств получателю и при этом автоматически перечисляются в бюджет до выдачи дохода.
15.4. Сроки уплаты налогов и сборов
Обязанность налогоплательщика характеризуется не просто фактом уплаты налога, а уплатой сумм налогов и сборов в полном объеме и своевременно, в сроки, закрепленные налоговым законодательством. Именно поэтому выполнение налоговых обязанностей должно происходить своевременно.
Сроком уплаты налога признается период времени, который начинается с момента возникновения налоговой обязанности налогоплательщика и заканчивается моментом окончания срока уплаты налога. Срок уплаты налога определяется календарной датой или окончанием периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями или указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо на событие, которое должно состояться.
В зависимости от сроков уплаты налоги делятся на две группы1.
1. Срочные налоги — налоги, уплачиваемые в течение определенного срока, обусловленного моментом возникновения налоговой обязанности (уплата налога с владельцев транспортных средств при приобретении транспортного средства или дате обязательного технического осмотра).
2. Периодические налоги — налоги, уплачиваемые в течение определенного срока, который устанавливается преимущественно во взаимосвязи с конкретными календарными периодами:
а) декадные налоги — уплачиваемые один раз в десять дней
б) месячные налоги — уплачиваемые один раз в месяц
в) квартальные налоги — уплачиваемые один раз в квартал
г) полугодовые налоги — уплачиваемые один раз в шесть месяцев
д) годовые налоги — уплачиваемые один раз в год е) событийные налоги — уплачиваемые в соответствии с ука-занием на событие, которое должно наступить или произойти.
См. подробнее: Налоги и налоговое право: Учебное пособие Под ред. А.В.Брызгалина. С 326-327.
126
I idea l1). Исчисление и vn.iamu налогов и соороч
Изменение срока уплаты налога осуществляется путем перенесения срока уплаты налога или ею части на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога осуществляется в виде:
1) Отсрочки. Отсрочкой при уплате налога является перенос установленного срока уплаты налога или его части на более поздний срок с одновременной уплатой суммы задолженности. Отсрочка может быть предоставлена п» одному или нескольким налогам. Отсрочка не может быть предоставлена налогоплательщику, который ранее получил ее на этих же основаниях.
2) Рассрочки. Рассрочкой при уплате налога является перенос установленного срока уплаты налога или его части на более поздний срок с уплатой суммы задолженности частями. Рассрочка может быть предоставлена по одному или нескольким налогам. Рассрочка не может быть предоставлена налогоплательщику, который ранее получил ее на этих же основаниях.
3) Налогового кредита. Изменение срока уплаты налога не отменяет действующей и не создает новой налоговой обязанности. Изменение срока уплаты налога осуществляется на основании договора, составляемого между плательщиком налога и налоговым органом в пределах его компетенции.
Контрольные вопросы:
1. Вид методов налогообложения.
2. Порядок исчисления налога и сбора.
3. Окладные, неокладные, смешанные налоги.
4. Стадии исчисления налогов и сборов.
5. Способы исчисления налогов и сборов.
6. Уплата налогов и сборов.
7. Формы уплаты налогов и сборов.
8. Способы уплаты налогов и сборов.
ИСЧИСЛЕНИЕ И УПЛАТА НАЛОГОВ И СБОРОВ
16.1. Методы налогообложения
Под методом налогообложения понимают механизм изменения ставок налогообложения в зависимости от увеличения налоговой базы. Фактически речь идет о поведении ставки налогообложения конкретного вида при увеличении налоговой базы.
Действительно, категории ставки налога и метода налогообложения (необходимо отличать от метода ведения налогового учета) очень тесно связаны между собой. Во многом механизм их использования переплетается Но если при характеристике ставки налога преобладает материальная основа закрепления налога, то при учете метода налогообложения акцент делается в первую очередь на процедурную сторону. Это позволяет рассматривать метод налогообложения относительно обособленно от ставки налога.
Среди основных методов налогообложения можно выделить следующие виды'
1. Равное налогообложение - метод налогообложения, при котором равная сумма налога устанавливается для каждого налогоплательщика. Подобный метод является характерным в основном для целевых налогов (часто они именно благодаря этому приобретают характер в большей мере сборов, чем налогов) Главной целью равного налогообложения является удовлетворение определенных потребностей общества, которые как бы разделены на части и соотносятся с количеством членов общества. Уплачивая «свою» часть, каждый индивид действует как в собственных интересах, так и реализует общественную потребность.
В данном случае не учитываются конкретные особенности плательщика (уровень его доходов, наличие имущества, количество членов семьи), а усилиями всех в равной мере удовлетворяется определенная общественная потребность фактически речь вдет о равном подушном обложении.
2. Прогрессивное иалогооб1ожение - метод налогообложения, при котором ставка налога растет по мере роста размеров объекта налогообложения Прогрессивное налогообложение связано с понятием дискреционного дохода, т.е. свободного дохода, использование которого определяется в основном интересами плательщика. Дискреционный доход можно определить как разницу между совокупным доходом, полученным плательщиком, и необлагаемым минимумом доходов. Фактически дискреционный доход представляет собой объект налогообложения, который реально отображает границы реализации интересов плательщика в зависимости от размеров его доходов.
Метод прогрессивного налогообложения предусматривает использование нескольких видов прогрессии'.
а) простая разрядная -характеризуется делением налоговой базы на ряд разрядов, относительно каждого из которых устанавливается абсолютная сумма налогового оклада. Подобный вид прогрессии был присущ налоговой системе СССР, хотя и характеризировался определенной неравномерностью налогообложения лиц, уровень доходов которых колебался на границе разрядов
б) простая относительная - характеризуется делением налоговой базы на разряды, по отношению к которым устанавливается определенный вид относительной ставки. Ставка налога применяется по всей налоговой базе в целом, в зависимости от того, к какому разряду относится налоговая база (например, при налоге с владельцев транспортных средств используется ставка по отношению к разрядам, в основе которых лежит мощность транспортного средства). При данном методе не исключается недостаток предыдущего метода - резкость перехода от одного разряда к другому, и скачок при этом суммы налога
в) сложная прогрессия -предусматривает деление налоговой базы на разряды, каждый из которых облагается по своей конкретной ставке (не зависящей от величины налоговой базы), а повышенная ставка используется не для объекта в целом, а только для часги, превышающей предыдущий разряд. Подобный вид прогрессии позволяет обеспечить плавный переход от одного разряда к другому, учитывать имущественные особенности плательщиков и более равномерно разделить налоговое давление. Такая плавность зависит от количества налоговых разрядов и постепенности увеличения ставки. Наиболее ярко использование данного вида прогрессии выражается в применении подоходного налога с граждан.
г) скрытая прогрессия — предусматривает использование системы льгот для доходов, входящих в различные разряды. В таком случае разряды и ставки неизменны и внешне не заметна какая-либо дифференциация налогообложения. Однако система отчислений или льгот для различных разрядов фактически уменьшает или увеличивает налогооблагаемую базу отдельных разрядов.
3. Пропорциональное налогообложение — метод налогообложения, при котором устанавливается стабильная ставка, независимо от увеличения объекта налогообложения. С увеличением базы налогообложения сумма налога растет пропорционально при одинаковом проценте налоговой ставки. Этот метод довольно широко распространен (налог на доход, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость).
Неудивительно, что принцип пропорционального налогообложения был закреплен в налоговой практике Французской революцией и базировался на идее равенства: «С идеи равенства вытекало не только всеобщее, но и равное обложение, равномерное распределения налогов между всеми плательщиками согласно средствам каждого, иначе говоря, каждый обязан отдать одинаковую часть своего имущества государству» 1 .
4. Регрессивное налогообложение — метод, при котором ставка налогообложения уменьшается при увеличении налоговой базы. В данном случае налоговые изъятия обратно пропорциональны увеличению налогооблагаемого объекта. В современных условиях подобный метод широкого применения не имеет, хотя и используется при непрямом налогообложении.
5. Смешанное налогообложение — предусматривает соединение отдельных элементов вышеуказанных методов налогообложения. Происходит как бы дробление налогового объекта, при котором для отдельных его элементов используются различные методы налогообложения (например, соединение прогрессивного и пропорционального методов).
6.2. Исчисление налога
Исчисление налога представляет собой совокупность действий налогоплательщика (налогового агента) или налогового органа по определению суммы налога, подлежащего
уплате в бюджеты или целевые фонды. Исчисление налога требует конкретизации по нескольким направлениям 1
1) касается конкретного, отдельного плательщика
2) осуществляется в отношении конкретного налогового обязательства по отдельному налогу
3) представляет собой совокупность конкретных действий, определяемых особенностями объекта налогообложения
4) осуществляется в отношении конкретного налогового периода. Особенности исчисления налогов и сборов могут лежать в
основе классификации этих видов обязательных платежей В соответствии с этим налоги делятся на:
1. Окладные — налоги, исчисляемые непосредственно налоговым органом.
2. Неокладные - — налоги, исчисляемые самостоятельно налогоплательщиком: делятся на два подвида:
а) непосредственно неокладные — налоги, исчисляемые самим налогоплательщиком
б) опосредованно неокладные — налоги, исчисляемые налоговым агентом.
3. Смешанные — налоги, исчисляемые на разных этапах и налогоплательщиком, и налоговым органом. Примером подобного налога может быть подоходный налог, который исчисляется налоговыми агентами (при налогообложении доходов по месту основной работы налогоплательщика), налогоплательщиками (при подаче налоговой декларации) и налоговыми органами (при корректировке данных налоговых деклараций).
Исчисление налога проходит несколько стадий. 1
1) определение объекта налогообложения
2) определение базы налогообложения
3) выбор ставки налога:
4) применение налоговых льгот
5) расчет суммы налога.
Исчисляется налог в рамках одною налогового периода, но осуществляться это может несколькими способами. При этом необходимо разграничивать способы исчисления налога и способы уплаты налога (на них остановимся в следующем подразделе). Способ исчисления налога характеризует особенность определения и учета налогооблагаемой базы В зависимости от способов исчисления разграничивают:
1. Кумулятивный — способ определения объекта, при котором налоговая база определяется нарастающим итогом. На конкретную дату определяется налогооблагаемая база, уменьшенная на сумму льгот, которыми пользуется плательщик на эту дату В каждый момент выплаты дохода определяется общая сумма выплат конкретному лицу. При этом сумма уменьшается на размер налога, удержанного ранее.
2. Некумулятивную — способ определения налоговой базы по частям. В этом случае каждая часть дохода облагается налогом отдельно, вне связи с другими источниками доходов. Этот способ более прост, чем предыдущий, и не требует сложной и громоздкой системы расчетов, хотя за его счет трудно обеспечить стабильное поступление средств в бюджет.
16.3. Определение сумм налога
Как правило, исчисление налога, определение сумм, подлежащих внесению в бюджеты и целевые фонды, являются обязанностью налогоплательщиков, которая детализируется по каждому налогу и сбору специальным законодательным налоговым актом. Однако это не исключает и участия в определении сумм налога или сбора налогового органа. Осуществляется это в случае прямого делегирования ему подобных обязанностей либо в ситуациях, когда налогоплательщик уклоняется от исчисления и уплаты налога.
Законом Украины от 21 декабря 2000 года закреплены основы подобных действий контролирующего органа. Так, в соответствии со ст. 4, если сумма налоговой обязанности рассчитывается контролирующим органом, налогоплательщик не несет ответственности за своевременность, достоверность и полноту начисления такой суммы, однако несет ответственность за своевременное и полное погашение начисленной налоговой обязанности и имеет право на обжалование этой суммы
Контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налоговой обязанности налогоплательщика в случае если:
а) налогоплательщик не представляет в установленные сроки налоговую декларацию
б) данные документальных проверок результатов деятельности налогоплательщика свидетельствуют о занижении или завышении суммы его налоговых обязанностей, заявленных в налоговых декларациях
в) контролирующий орган выявляет арифметические или методологические ошибки в представленной налогоплательщиком налоговой декларации, которые привели к занижению или завышению суммы налоговой обязанности
г) согласно законам по вопросам налогообложения лицом, ответственным за начисление отдельного налога или сбора (обязательного платежа), является контролирующий орган.
Если контролирующий орган не может самостоятельно определить сумму налоговой обязанности налогоплательщика в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия либо его обособленных подразделений, местонахождения физического лица или уклонением налогоплательщика либо его должностных лиц от предоставления сведений, предусмотренных законодательством, а также если невозможно определить сумму налоговых обязанностей в связи с неведением налогоплательщиком налогового учета или отсутствием определенных законодательством первичных документов, сумма налоговых обязанностей налогоплательщика может быть определена по непрямому методу.
Этот метод может применяться также в случаях, если .декларация была представлена, но при документальной проверке, проводимой контролирующим органом, налогоплательщик не подтверждает расчеты, приведенные в декларации, имеющимися документами учета в порядке, предусмотренном законодательством.
По непрямому методу налоговая обязанность определяется по оценке расходов налогоплательщика, прироста его активов, количества лиц, которые находятся с ним в отношениях найма, а также оценке других.элементов налоговых баз, которые принимаются для расчета налоговой обязанности по конкретному налогу, сбору (обязательному платежу)
Основанием для применения непрямых методов является отсутствие отдельных документов учета. Такой метод может применяться исключительно для определения объекта налогообложения или его элементов, связанных с такими документами. Если налогоплательщик представляет другие документы учета или другие подтверждения, достаючные для определения показателей отсутствующих документов учета, непрямые методы не применяются.
Начисление налоговой обязанности с использованием непрямого метода может осуществляться исключительно налоговыми органами. Суммы начисленных налоговых обязанностей могут быть обжалованы налогоплательщиком в общем порядке.
Если непрямой метод был применен в связи с неустановлением фактического местонахождения предприятия или его структурного подразделения, местонахождения физического лица — налогоплагелыцика, обязанность доказывания того, что налоговый орган осуществил достаточные меры для установления местонахождения такого налогоплательщика, возлагается на налоговый орган. В случае, если налоговый орган начисляет физическому лицу налоговую обязанность, не связанную с осуществлением этим физическим лицом предпринимательской деятельности, с использованием непрямых методов и физическое лицо не соглашается с таким начислением, спор разрешается исключительно судом по представлению налогового органа.
Обвинение лица в уклонении от уплаты налогов не может основываться на определении налоговым органом налоговой обязанности с использованием непрямого метода до окончательного решения дела судом (арбитражным судом).
В некоторых случаях возникают ситуации, когда налогоплательщик не согласен с определением суммы налога контролирующим органом. Подобная ситуация регулируется ст. 5 Закона Украины от 21 декабря 2000 года. Так, в случае если налогоплательщик считает, что контролирующий орган неправильно определил сумму налоговой обязанности или принял любое другое решение, которое противоречит законодательству по вопросам налогообложения, то он имеет право обратиться в контролирующий орган с жалобой о пересмотре этого решения. Жалоба подается в письменной форме и может сопровождаться документами, расчетами и доказательствами, которые налогоплагелыцик считает нужным предоставить. Жалоба должна быть подана контролирующему органу в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется. Контролирующий орган обязан принять мотивированное решение и направить его в течение двадцати календарных дней со дня получения жалобы налогоплательщика на его адрес по почте с уведомлением о вручении или представить ему под расписку В случае если контролирующий орган направляет налогоплательщику решение о полном или частичном неудовлетворении его жалобы, такой налогоплательщик имеет право обратиться в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения ответа, с повторной жалобой в контролирующий орган высшего уровня, а при повторном полном или частичном неудовлетворении жалобы — в контролирующий орган высшего уровня с соблюдением указанного десятидневного срока для каждого случая обжалования и указанного двадцатидневного срока для ответа на него.
Если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение двадцати дневного срока или в течение срока, продленного по решению руководителя контролирующего органа (или его заместителя), такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанных сроков. Жалоба считается также полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика, если решение руководителя контролирующего органа (или его заместителя) о продлении сроков ее рассмотрения не было направлено налогоплательщику до истечения двадцати дневного срока.
Если в соответствии с законом контролирующий орган самостоятельно определяет налоговую обязанность налогоплательщика по причинам, не связанным с нарушением налогового законодательства, такой налогоплательщик имеет право на административное обжалование решений контролирующего органа в течение тридцати календарных дней со дня получения налогового уведомления или ответа контролирующего органа на жалобу.
Процедура административного обжалования осуществляется тем контролирующим органом, который направил налогоплательщику налоговое уведомление, в соответствии со своей компетенцией
Заявление налогоплательщика останавливает исполнение им налоговой обязанности, определенной в налоговом уведомлении, на срок со дня подачи такого заявления в контролирующий орган до дня окончания процедуры административного обжалования. В течение указанного срока налоговые требования по налогу. который обжалуется, не направляются, а сумма налоговой обязанности, которая обжалуется, считается несогласованной
Процедура административного обжалования заканчивается:
последним днем срока для подачи заявления о пересмотре решения контролирующего органа, в случае если такое заявление не было подано в указанный срок
днем получения налогоплательщиком решения контролирующего органа о полном удовлетворении жалобы, изложенной в заявлении
днем получения налогоплательщиком решения контролирующего органа, не подлежащего дальнейшему административному обжалованию
днем возбуждения судом (арбитражным судом) производства по делу по иску налогоплательщика о признании недействительным решения контролирующего органа
День окончания процедуры административного обжалования считается днем согласования налоговой обязанности налогоплательщика.
С учетом сроков исковой давности налогоплательщик имеет право обжаловать в суде (арбитражном суде) решение контролирующего органа о начислении налоговой обязанности в любой момент после получения соответствующего налогового уведомления. В этом случае указанное решение контролирующего органа не подлежит административному обжалованию.
Налогоплательщик обязан письменно уведомить контролирующий орган о каждом случае судебного обжалования его решений.
Работник налогового органа, который уполномочен рассматривать жалобу налогоплательщика в пределах административной апелляционной процедуры, имеет право предлагать такому налогоплательщику компромиссное разрешение спора, которое заключается в удовлетворении части жалобы налогоплательщика под обязательство последнего согласиться с оставшимися налоговыми обязанностями, начисленными контролирующим органом
Основанием для принятия решения относительно налогового компромисса является наличие у налогового органа таких имеющихся фактов и доказательств по сути жалобы налогоплательщика, которые дают основания считать, что предложенный налоговый компромисс приведет к более быстрому и/или более полному погашению налоговой обязанности, по сравнению с результатами, которые могут быть получены вследствие передачи такого спора на решение суда (арбитражного суда).
Налоговый компромисс не может быть предложен налогоплательщику до того, как работник налогового органа, уполномоченный рассматривать жалобу такого налогоплательщика, не составит письменного обоснования целесообразности налогового компромисса, которое должно быть рассмотрено должностным лицом налогового органа, начислившим обжалованную налоговую обязанность, а также должностным лицом, которому непосредственно подчиняется такой работник.
В случае если налогоплательщик соглашается на .заключение налогового компромисса, указанное решение вступает в силу с момента получения письменного согласия руководителя налогового органа высшего уровня, а сумма налоговой обязанное! и, которая определена условиями налогового компромисса, считается согласованной, и такое решение не может быть оспорено в будущем.
Контрольные вопросы:
1 Вид методов налогообложения
2. Порядок исчисления налога и сбора.
3 Окладные, неокладные, смешанные налоги
4. Стадии исчисления налогов и сборов
5. Способы исчисления налогов и сборов
/ Шпаргалки / Шпаргалка по налогам и налогооблажению
18. Изменения сроков уплаты налога и сбора. Сроки уплаты налога и сбора устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока допускается лишь в порядке, предусмотренном НК РФ. При уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных специальной статьей НК. Сроки уплаты налога и сбора устанавливаются календарной датой или истечением времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, днями, либо указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться. При расчетах налоговой базы налоговыми органами срок оплаты налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. МФ РФ может принять решение об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований – по региональным и местным налогам соответственно. Государственный таможенный комитет или уполномоченные таможенные органы решают вопрос об изменении срока уплаты по налогам и сборам, взимаемым с товаров, пересекающих таможенную границу РФ. Важное значение для налогоплательщика имеет отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора.Отсрочка (илирассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) причинение лицу ущерба в результате стихийных бедствий, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы 2) задержка лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа 3) угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога 4) невозможность единовременной уплаты налога вследствие имущественного положения физического лица. Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Если отсрочка или рассрочка предоставляется на основании пунктов 1 и 2, то на сумму задолженности по налогам проценты не начисляются, а если на основании пунктов 3 и 4 и др. то проценты начисляются исходя из ставки, равной ½ ставки ЦБ.
19. Налоговая декларация и ее значение. Налоговая декларация (ст. 80 ) – представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.Внесение дополнений и изменений в налоговую декларацию (ст. 81). 1. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно и ошибок, приводящих внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию 2. если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации производится до истечения срока подачи налоговой декларации, она считается поданной в день подачи 3. если предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи НД, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление было сделано до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки 4. если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки.
20. Государственная пошлина. Государственная пошлина взимается на основании Закона РФ от 9 декабря 1991г. №2005-1 «О государственной пошлине». Этот Закон не входит в качестве отдельной главы в Налоговый кодекс РФ, поэтому не является законодательным актом прямого действия. Порядок ее исчисления и уплаты регламентируется инструкцией ГНС от 9 декабря 1991г. №2005-1 «О государственной пошлине». Под государственной пошлиной понимается обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами. Государственная пошлина взимается в следующих случаях . 1) С исковых и иных заявлений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный суд РФ. По делам, рассматриваемых судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления или кассационной жалобы, а также при выдаче судом копий документов в процентах к цене иска или МРОТ в зависимости от типа искового заявления. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина взимается до подачи соответствующего заявления, в процентах к цене иска или МРОТ в зависимости от типа искового заявления. За исковые заявления, которые содержат одновременно требования имущественного или неимущественного характера, государственная пошлина взимается одновременно с каждого заявления. По делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ государственная пошлина взимается до подачи соответствующих запросов в размере кратном МРОТ в зависимости от типа запроса, ходатайства и жалобы. По делам, рассматриваемым арбитражными судами, Верховным Судом РФ, государственная пошлина зачисляется в доход федерального бюджета, а по делам, рассматриваемых судами общей юрисдикции в доход местного бюджета. 2) За совершение нотариальных действий государственными нотариусами или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти и консульских учреждений. Государственная пошлина взимается при совершении нотариальных действий по тарифам в процентах к суммам договоров или МРОТ. Государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.
21. Налоговый контроль (Глава 14 НК РФ). Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сбора проверки данных учета и отчетности осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК. Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогоплательщика. Данный номер указывается во всех документах (декларации, отчетах, заявления и т.д.), подаваемых в налоговый орган. Статья 87. Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Статья 88. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика. Статья 89. Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа. Такая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года 2 выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. В зависимости от предусмотренных вопросов различают проверки: комплексные – правильность исчисления и уплаты всех налогов данным предприятием тематические по трем направлениям: 1) проверка конкретного налога 2) проверка одного показателя по расчету какого-либо налога 3) проверка отражения в учете исчисления налогов с однотипных хозяйственных операций.
22. Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков. Права и обязанности налогоплательщиков и плательщиков сборов определены во втором разделе первой части НК РФ. Права налогоплательщиков и налоговых агентов идентичны.Они имеют право . 1. получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах и законодательстве о налогах и сборах 2. получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения налогового законодательства 3. использовать налоговые льготы 4. получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит 5. на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных или изъятых налогов, пени и штрафов 6. представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителяНалогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета: 1. об открытии или закрытии счетов в кредитных организациях – в десятидневный срок со дня открытия или закрытия 2. обо всех случаях участия в Российских и иностранных организациях – не позднее одного месяца со дня начала такого участия 3. обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ – не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации 4. об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации – не позднее трех дней со дня принятия соответствующего решения 5. об изменении своего места нахождения или места жительства – не позднее десяти дней с момента такого изменения.Налоговая ответственность – это ответственность налогоплательщиков за налоговые правонарушения, предусмотренные в НК: 1. нарушение срока постановки на налоговый учет 2. уклонение от постановки на налоговый учет 3. нарушение срока сообщения об открытии или закрытии счета в банке 4. непредставление налоговой декларации 5. грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения 6. неуплата или неполная уплата налога 7. невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налога 8. незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налоговых, таможенных органов и государственных внебюджетных фондов на территорию или в помещение налогоплательщика 9. несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест 10. непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.Ответственность за эти нарушения – штрафы различной величины .
24. Общая характеристика НК (части 1 и 2). Налоговый кодекс РФ – является законодательным актом прямого действия, в соответствии с которым должны приниматься федеральные законы о налогах и сборах. Налоговые законы РФ либо носят общий характер (например, Закон «о федеральных органах налоговой полиции»), либо определяют порядок взимания конкретного налога (например, Закон «Налог на имущество юридических лиц»). Налоговый кодекс РФ состоит из 2-ух частей:1 часть – была принята в 1998 году и она касается общих вопросов налогообложения. В ней дан перечень налогов: федеральный, региональный, местный, принципы налогообложения. Определяются участники налоговых отношений и порядок исполнения налоговых обязанностей налогоплательщиками, о видах правонарушений и ответственность их нарушений.2 часть – включает конкретные налоги: федеральные налоги (НДС, акцизы, налог на прибыль и НДФЛ) и региональные налоги (упрощенная система налогообложения, налог на вмененный доход, налог с продаж, транспортный налог). Налоговый кодекс предполагает отмену всех законов, которые были приняты до налогового кодекса. МНС разработало налоговые инструкции. Сейчас запрещено МНС издавать инструкции, кроме тех, что не включены в налоговый кодекс. МНС также разрабатывает формы отчета.
26. Экономическое значение налоговых льгот. Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы – это вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы, по существу, это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Они имеют большое социально-экономическое значение. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц. Для предпринимателей они стимулируют процесс производства.Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов в механизме регулирования товарно-денежных отношений. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Налоговые льготу способствуют развитию наиболее важных отраслей хозяйства, от которых зависит технический прогресс и которое стимулирует техническое перевооружение медленно развивающихся отраслей. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства. Кроме того, льготный налоговый режим воздействует на отраслевую структуру хозяйства. Налоговые льготы способствуют развитию наиболее важных отраслей хозяйства, от которых зависит технический прогресс и которые стимулируют техническое перевооружение медленно развивающихся отраслей.Общие налоговые льготы, которые действуют для большинства . 1. налоговый минимум – это часть объекта, которая не подлежит обложению 2. изъятие из обложения определенных элементов объекта налога (например, дороги между городами) 3. освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков (например, если физическое лицо получает пенсию) 4. понижение налоговых ставок.Налоговые льготы подразделяются в зависимости от органа, который предоставляет их : 1. льготы, предоставленные центральной властью – преследуют общенациональные цели 2. льготы, предоставленные местными органами самоуправления – имеют более узкое значение.Налоговые льготы классифицируются по получателям . 1. льготы хозяйствующим субъектам 2. льготы гражданам. Юридические субъекты получают в результате официального освобождения части прибыли от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогообложения в результате налоговых скидок с физических лиц позволяет им расширить потребительские расходы или сбережения. Дополнительные потребительские расходы и сбережения через кредитную систему также могут стимулировать рост производства.
28. Налоговый федерализм как основа взаимоотношений бюджетов. Федеративные государства – это союзные государства, в состав которых входят члены федерации. Перед ними постоянно стоит сложная проблема распределения налоговых доходов между бюджетами разного уровня и закрепления за ними необходимых финансовых средств в соответствии с федеральным законодательством. Методы налогового регулирования (налоговая практика зарубежных стран): закрепление различных видов налогов за определенными бюджетами разного уровня установление твердой доли конкретного налога, отчисляемого в нижестоящий бюджет распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня в форме трансфертных платежей. Трансфертные платежи – это суммы, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему в безвозвратной и бесплатной формах. Первый метод – четкое разграничение налогов и сборов между бюджетами разного уровня. НК закрепил все налоги и сборы за соответствующими бюджетами – федеральным, региональным и местным. В то же время нет постоянства и происходит нередко передача налогов из одного бюджета в другой (лесной, водный налог). Второй метод – установление нормативов отчисления от конкретных федеральных налогов региональным бюджетам. При принятии федерального бюджета на предстоящий год определяются такие доли отчисления. Вначале предполагалось устанавливать эти нормы стабильными, однако последние несколько лет они постоянно корректируются в сторону повышения в пользу Федерации. Третий метод – трансферты. В России созданы специальные фонды для оказания поддержки субъектам РФ.
29 .НДФЛ: плат-ки, объект обложения, льготы и ставки.
Плательщики – налог. резиденты РФ (облагаются все полученные доходы), нерезиденты (только по доходам, полученным от источников в РФ). Объект обложения – осн. виды доходов, кот-е получены в виде: 1. дивидендов 2. % 3. страховых выплат 4. от сдачи в аренду 4. от использования авторских прав 5. от реализации недвиж. имущ-ва 5. ценных бумаг 6. пенсии 7. пособия 8. стипендии 9. вознаграждения от выполнения труд. обяз-в 10. доходы, полученные от использования трансп. ср-в. Не облагаются : в полном объеме: 1. госпенсии 2. госпособия (кроме пособий по временной нетрудоспособности) 3. командировочные расходы подтвержденные 4. алименты, полученные плательщиком Налог. база: учитываются доходы, полученные: 1. в ден. форме 2. в натур. форме 3. оплата за налогоплательщика товаров, работ, услуг 4. в виде матер. выгоды: экономия на % за пользование заемными и (или) кредит.
ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА
§ 8.1. Понятие и основные стадии исчисления налога.
Лица, исчисляющие налог
1. Исчисление налога — это первая стадия налогового производства, которая представляет собой совокупность действий соответствующего лица по определению суммы налога, причитающейся к уплате в бюджет.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!