Льготы по налогообложению нко

Льготы по налогообложению прибыли некоммерческих организаций
В России налоговый статус некоммерческой организации во многом зависит от ведения или отсутствия предпринимательской деятельности. Если некоммерческая организация осуществляет только основную, уставную деятельность, то она имеет право на льготы при уплате налогов. Вместе с тем это не означает, что некоммерческая организация полностью освобождена от уплаты всех налогов. В случае ведения предпринимательской деятельности некоммерческая организация обязана уплачивать налог на прибыль и налог на добавочную стоимость, а также другие налоги и сборы. Однако и в этом случае предусмотрены льготы, как для отдельных некоммерческих организаций, так и по отдельным видам их деятельности.
Ряд существенных налоговых льгот предоставляется некоммерческим организациям федеральным законодательством. Эти льготы действуют на всей территории России. Кроме этого, на местном уровне и уровне субъекта федерации, как правило, предоставляются дополнительные льготы в части налогов, поступающих в их бюджет. Часто при этом налоговые льготы на уровне субъекта федерации или местном уровне довольно значительны.
Расширен перечень доходов, не учитываемых для целей налога на прибыль
Некоторые изменения внесены в перечень доходов, не облагаемых налогом на прибыль (ст. 251 НК РФ). Эти поправки вступили в силу 22 июля текущего года, и их действие распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2011 г.
Так, скорректирован подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Теперь в доходах не учитываются гранты, предоставленные налогоплательщику на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление конкретных программ в области физкультуры и спорта (за исключением профессионального спорта).
Кроме того, в п. 2 ст. 251 НК РФ уточнено, какие поступления для целей налогообложения относятся к целевым. Напомним, что в расчет налоговой базы они не включаются, но налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров (дополнение в подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
имущественные права, переходящие некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования (дополнение в подп. 2 п. 2 ст. 251 НК РФ)
имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (дополнение в подп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ)
средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на ведение уставной деятельности, не связанной с предпринимательской. Такие средства перечисляют их структурные подразделения (отделения), являющиеся налогоплательщиками, за счет целевых поступлений на содержание и ведение уставной деятельности (новый подп. 10.1 п. 2 ст. 251 НК РФ) средства, перечисленные структурным подразделениям (отделениям) создавшими их некоммерческими организациями. Эти средства поступают за счет целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на содержание и ведение уставной деятельности (новый подп. 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Затраты на изготовление или распространение социальной рекламы признаются расходами Законом N 235-ФЗ установлено, что безвозмездно оказанные услуги по изготовлению или распространению социальной рекламы налогоплательщики могут включать в прочие расходы на основании нового подп. 48.4 п. 1 ст. 264 НК РФ. При этом должно соблюдаться одно из требований, установленных подп. 32 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Льготы для НКО по НДС
Объект налогообложения НДС
Объектом налогообложения НДС признаются:
1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров по соглашению или передача имущественных прав
2. передача на территории РФ товаров для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету
3. выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
4. ввоз товаров на территорию РФ.
НКО могут не иметь объект налогообложения при НДС, если они:
- не имеют никакой реализации
- выполняют операции, которые не считаются реализацией в соответствии со ст.39 НК РФ
- выполняют прочие операции, не признаваемые объектом обложения НДС (146 НК РФ)
- совершают операции по реализации, неподлежащие обложению НДС.
Операция не подлежащие налогообложению НДС, делятся на четыре группы:
1. социально значимые операции (медицинские товары, реализация услуг детских дошкольных учреждений, услуг в сфере образования и т.д.)
2. экономические операции (как правила НКО не включены в данную группу)
3. не создающие добавленной стоимости операции (страховая деятельность, игорный бизнес и т.д.), как правило, в эту группу можно отнести только негосударственные пенсионные фонды
4. льготируемые операции (использующие труд инвалидов, религиозные организации).
НКО имеют значительное количество льгот относящихся к социально значимым и льготируемым.
Не подлежат налогообложению НДС предоставление арендодателем в аренду на территории РФ помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ, если законодательством этого государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан РФ, либо если такая норма предусмотрена международным соглашением.
Так же не подлежит налогообложению реализация на территории РФ следующих операций:
1. товаров медицинского назначения по перечню, утверждаемому Правительством РФ
2. медицинских услуг, за исключением косметических, ветеринарных санитарно- эпидемиологических
3. услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми
4. услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях
5. продуктов питания (столовые вузов, школ и др. учебных заведений)
6. услуг по страхованию
7. ритуальных услуг, работ по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил
8. почтовых марок (кроме коллекционных), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов, проводимых по решению уполномоченного органа

9. долей в уставном капитале, паев в паевых фондов, ценных бумаг
10. ремонт и обслуживание бытовых приборов в период гарантийного срока
11. услуг в сфере образования
12. ремонт, реставрация и восстановление памятников истории и культуры
13. реализация целевых социально-экономических программ
14. товаров в рамках безвозмездной помощи
15. оказание услуг в сфере культуры и искусства(цирк, выставка, музей, планетарий, зоопаркам и т.п.)
16. производство кинопродукции
17. исключительных прав на изобретение, полезные модели, секреты производства и т.д.
18. предметы религиозного характера
19. товары производимые инвалидами, организаций уставный капитал которых состоит из вкладов общества инвалидов, государственные унитарные предприятия при противотуберкулезных, психиатрических и других учреждениях социальной защиты
20. изделия народных художественных промыслов
21. услуги по негосударственному пенсионному обеспечению
22. реализация организациями уголовно исполнительной системы произведенных ими товаров
23. услуги коллегиями адвокатов и т.д.
6.2. Налоговые льготы некоммерческих организаций
С принятием части второй Налогового кодекса РФ число налоговых льгот для некоммерческих организаций значительно сократилось. Наиболее существенной стала отмена льгот по уплате налога на прибыль для некоммерческих организаций.
Налог на прибыль
Согласно главе 25 Налогового кодекса, вступившей в действие с 1 января 2002 г. все некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет. Налоговая ставка составляет 24 процента от суммы налогооблагаемой прибыли. Для целей налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (услуг, работ), имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Однако в ст. 251 Налогового кодекса определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Для некоммерческих организаций это преимущественно целевые поступления (см. табл. 6.2.1). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы (отметим, что данные взносы могут собираться только некоммерческими организациями, основанными на системе членства - общественными организациями, ассоциациями (союзами), некоммерческими
партнерствами), целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Необходимо заметить, что такие некоммерческие организации, как государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации не вправе получать пожертвования, согласно ст. 582 части второй ГК РФ. Это связано с тем, часть вторая ГК РФ была принята до принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях», который предусматривал новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, не нашедшие отражения в ГК РФ.
имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования
суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций
средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности
использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям
имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.
средства в виде полученных от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.02 № 923) грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований. Виды целевого финансирования некоммерческих организаций, облагаемые налогом на прибыль
Таблица 6.2.1 ^Орган.-правовая форма Общественная Некоммерческое Ассоциация Автономная Фонд Религиозная Учреждение организация партнерство (союз) некоммерческая организация Источники ^^ организация финансирования ^^ 1. Членские и вступительные взносы не облагаются облагаются 2. Пожертвования не облагаются облагаются не облагаются 3. Гранты 4. Суммы финансирования из бюджетов всех уровней 5. Имущество, переходящее по завещанию в порядке наследования не облагаются 6. Средства, полученные в рамках благотворительной деятельности 7. Средства, полученные в виде безвозмездной помощи (содействия) 8. Используемые по целевому назначению поступления от собственников учреждений облагаются не
облагаются 1) Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость взимается с некоммерческих организаций в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передачи имущественных прав, в том числе передачи прав собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе. Налог взимается по ставке 20 (10) процентов от стоимости реализованных (переданных, оказанных) товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (с учетом акцизов), без включения в них налога с продаж.
Согласно ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение) на территории Российской Федерации:
медицинских товаров, важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг
услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения
услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях
услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями
услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений
ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций
оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений услуги по звукозаписи театрально-зрелищных, культурно- просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов
реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально- зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных
мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок,
- реализация программ на спектакли и концерты, каталогов и буклетов.
работ (услуг) по производству кинопродукции, выполняемых (оказываемых) организациями кинематографии, прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма
передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", за исключением подакцизных товаров
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций выполнение научно-исследовательских и опытно- конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров
Не подлежит также налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации:
художественных ценностей, передаваемых в качестве дара учреждениям, отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации к особо ценным объектам культурного и национального наследия народов Российской Федерации
всех видов печатных изданий, получаемых государственными и муниципальными библиотеками и музеями по международному книгообмену, а также произведений кинематографии, ввозимых специализированными государственными организациями в целях осуществления международных некоммерческих обменов
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Классификация налогов
Согласно части первой Налогового Кодекса РФ, все налоги и сборы, действующие на территории Российской Федерации, делятся на три группы:
· федеральные налоги и сборы,
· налоги и сборы субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы),
· местные налоги и сборы.
Федеральные налоги и сборы являются обязательными к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся:
1) налог на добавленную стоимость
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья
3) налог на прибыль (доход) организаций
4) налог на доходы от капитала
5) подоходный налог с физических лиц
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды
7) государственная пошлина
8) таможенная пошлина и таможенные сборы
9) налог на пользование недрами
10) налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами
13) лесной налог
14) водный налог
15) экологический налог
16) федеральные лицензионные сборы.
Региональными (федеральными) признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие законами субъектов РФ в соответствии с Налоговым Кодексом РФ, и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
К региональным налогам и сборам относятся:
1) налог на имущество организаций
2) налог на недвижимость
3) дорожный налог
4) транспортный налог
5) налог с продаж
6) налог на игорный бизнес
7) региональные лицензионные сборы.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым Кодексом РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог
2) налог на имущество физических лиц
3) налог на рекламу
4) налог на наследование или дарение
5) местные лицензионные сборы.
Налоговые льготы некоммерческих организаций
С принятием части второй Налогового кодекса РФ число налоговых льгот для НКО значительно сократилось. Наиболее существенной стала отмена льгот по уплате налога на прибыль для некоммерческих организаций.
Налог на прибыль - Согласно главе 25 Налогового кодекса, вступившей в действие с 1 января 2002 г. все некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет. Налоговая ставка составляет 24 процента от суммы налогооблагаемой прибыли. Для целей налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (услуг, работ), имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы.
В ст. 251 Налог. кодекса - это преимущественно целевые поступления (см. табл. 6.2.1). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям относятся:
1. вступительные и членские взносы (отметим, что данные взносы могут собираться только некоммерческими организациями, основанными на системе членства – общественными организациями, ассоциациями (союзами), некоммерческими партнерствами),
2. целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования.
i. Необходимо заметить, что такие НКО . как государственные корпорации, некоммерческие партнерства, автономные НКО не вправе получать пожертвования, согласно ст. 582 части второй ГК РФ. Это связано с тем, часть вторая ГК РФ была принята до принятия Закона РФ «О некоммерческих организациях», который предусматривал новые организационно-правовые формы некоммерческих организаций, не нашедшие отражения в ГК РФ.
3. имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования
4. суммы финансирования из федерального бюджета . бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности НКО
5. средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности
6. использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям
7. имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.
8. средства полученных от физических лиц, НКО (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.02 № 923)
9. грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.
Таблица 6.2.1
Виды целевого финансирования некоммерческих организаций, облагаемые налогом на прибыль
Налогообложение образовательных учреждений
Рефераты >> Финансы >> Налогообложение образовательных учреждений
В современных условиях в экономической литературе огромное внимание уделяется вопросам совершенствования механизма финансирования платного сектора образовательных услуг, поиска бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Законодательное регулирование данных вопросов предусмотрено Законом РФ Об образовании от 10.07.92 г. N 3266-1. Особенности функционирования образовательной системы, ее общественной значимости, выполнения ею особого социального заказа требуют разработки государством критериев управления и поддержки, отличающихся от критериев, выработанных по отношению к другим субъектам экономической деятельности. К данным критериям следует отнести и вопросы налогообложения учреждений образования.
В связи с существенными изменениями, происходящими в системе обложения, в частности с введением налога на прибыль организаций с 01.01.02 г. позиция образовательных учреждений в налоговых отношениях изменилась. Образовательные учреждения утеряли льготы и обязаны платить налог на прибыль организаций по доходам, полученным от предпринимательской деятельности, в общеустановленном порядке.
В условиях жесткого бюджетного финансирования доходы от предпринимательской деятельности для системы образования служат важнейшим источником укрепления материально - технической базы, поддержки работников, позволяет расширить границы научно - исследовательской работы. Следовательно, последствия закрепленных положений гл. 25 НК РФ прежде всего скажутся на финансово - хозяйственной деятельности вузов.
Согласно Закону РФ Об образовании образовательные учреждения имеют право производить дополнительный платный прием на обучение, оказывать дополнительные образовательные услуги и осуществлять предпринимательскую деятельность в части, предусмотренной ст. 47 данного Закона.
Однако следует отметить, что в пункте 3 ст. 47 Закона Об образовании закреплено: Деятельность образовательных учреждений относится к предпринимательской деятельности лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении. Данное положение было учтено налоговым законодательством при формировании налоговой базы по налогу на прибыль образовательных учреждений до 01.01.02 г. Но в связи с тем, что новым законодательством по налогу на прибыль не предусмотрены льготы, возможность освобождения от обложения образовательных учреждений исключена.
По нашему мнению, основная проблема в системе налогообложения образовательной деятельности заключается не в том, что данные субъекты - налогоплательщики обязаны платить налог на прибыль, а в том, что положениями законодательства не предусмотрены следующие особенности данного сектора экономической деятельности:
1. Образовательное учреждение в соответствие со ст. 50 ГК РФ является некоммерческой организацией, финансируемой собственником. При этом оно не имеет целью извлечение прибыли, а создается для осуществления возложенных на него функций (управленческих, социально - культурных, образовательных и иных). Определено, что осуществление предпринимательской деятельности возможно только в части, служащей достижению уставных целей. Если учредительными документами образовательному учреждению разрешено осуществлять предпринимательскую деятельность, приносящую доход, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное имущество поступает в самостоятельное распоряжение и учитывается на отдельном балансе (ст. 298 ГК РФ).
2. Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетным учреждением образования, согласно Бюджетному кодексу РФ (далее - БК РФ), ст. 41, п. 4, относятся к неналоговым доходам бюджетов соответствующих уровней. Приказом МФ РФ от 25.05.99 г. N 38н закреплено, что в целях усиления контроля за получением неналоговых доходов в бюджетной классификации введена группа доходов Доходы от предпринимательской и иной деятельности, на которой отражаются доходы от предпринимательской и иной приносящий доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями. Согласно ст. 161 БК РФ бюджетные учреждения должны составлять смету доходов и расходов с отражением доходов, полученных как из бюджета, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за учреждением на праве оперативного управления и иной деятельности. Следовательно, образовательное учреждение при составлении сметы доходов и расходов исходит из требований Закона О бюджетной классификации РФ. Состав расходов, производимых за счет внебюджетных средств, определяется в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов РФ, а структуру расходов бюджетное учреждение имеет право определять самостоятельно. Однако в данном случае необходимо учитывать особенности положений налогового законодательства. Методическими указаниями о порядке применения гл. 25 НК РФ (Приказ МНС РФ от 26.02.02 г.) установлено, что в доходы и расходы, учитываемые при исчислении прибыли для целей налогообложения, не включаются доходы и расходы, связанные с уставной деятельностью указанных бюджетных учреждений (ст. 251). В отношении других видов доходов действует общеустановленный порядок.
3. Бюджетные учреждения используют бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по установленным видам затрат (ст. 70 БК РФ), а доходы, полученные по внебюджетным источникам, расходуются самостоятельно, согласно смете доходов и расходов внебюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного, в данных субъектах складывается следующая ситуация: в целях бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности образовательные учреждения руководствуются положениями нормативных актов, регулирующих бюджетные отношения и учет, а в целях налогообложения прибыли - гл. 25 НК РФ, с учетом ограничений по использованию бюджетных средств, установленных БК РФ и Законом РФ О бюджетной классификации РФ.
Обязанность налогоплательщика вести учет возникает из ст. 23 первой части НК РФ п. 1 подпунктом 3 - вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Известно, что согласно ст. 314 гл. 25 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет доходов и расходов. Но при этом ст. 313 НК РФ обязывает вести отдельный налоговый учет, если порядок формирования информации в бухгалтерском учете отличный от порядка формирования ее для налогообложения.
Поскольку в целях бухгалтерского учета в бюджетных организациях действует Инструкция о бухгалтерском учете в бюджетных учреждениях (Приказ МФ РФ от 30.12.99 г. N 107н), которая не учитывает особенности налогового учета, то предполагается формирование образовательными учреждениями полного объема регистров налогового учета параллельно регистрам бухгалтерского учета. Это увеличивает трудоемкость финансово - бухгалтерской службы.
Льготы образовательных учреждений по налогообложению. Самостоятельность образовательных учреждений и оптимизация использования бюджетных средств
Содержание работы
ЛЬГОТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ
Из-за недостаточного и несвоевременного финансирования возникли задолженности: по выплате заработной платы работникам образовательных учреждений и кредиторская — поставщикам коммунальных услуг, не развивается материальная база, не производятся работы по капитальному и текущему ремонту, не приобретается необходимое оборудование. Поэтому бюджетные образовательные учреждения вынуждены заниматься всеми доступными им видами предпринимательской деятельности, а также расширять объёмы оказания платных дополнительных образовательных услуг. Чтобы обеспечить налоговые льготы своим учреждениям, руководители учебных заведений участвуют в многочисленных судебных процессах.
В ряде регионов на выполнение в полном объёме Закона «Об образовании» сильно повлияла позиция, занятая региональными органами управления образованием. Так, на территории Нижегородской области образовательные учреждения имеют возможность полностью использовать налоговые льготы благодаря принципиальной позиции руководства департамента образования и науки и грамотной совместной работе экономических и юридических служб департамента.
Важность чёткой позиции регионального органа управления образованием признали и руководители областной налоговой инспекции, по-своему определявшие понятие предпринимательской деятельности и пытавшиеся убедить образовательные учреждения платить налог на пользователей автодорог со всей выручки. Нам представляется, что эта история будет полезной в условиях нового раунда разногласий, вызванных введением Налогового и Бюджетного кодексов.
После того как с выходом письма ГНС РФ № СШ-4-07/ 14н от 28.03.97 «Об уплате налога на пользователей автомобильных дорог образовательными учреждениями» начались претензии налоговых инспекций к образовательным учреждениям области, департамент направил запрос в Минюст РФ, ответ которого о неправомерности ссылок на это письмо ГНС был незамедлительно доведён до сведения руководителей образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием. В ответе Минюста РФ говорилось и о том, что «в компетенцию Госналогслужбы России не входит разъяснение противоречий между законодательными актами РФ» и о том, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие обязательной регистрации, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний». Поэтому руководству налоговой инспекции по Нижегородской области было предложено привести свою позицию в соответствие с требованиями законодательства и подписать совместное письмо, разъясняющее возможность использования льгот по налогообложению образовательных учреждений и юридическую несостоятельность письма ГНС РФ № СШ-4-07/ 14н от 28.03.97. Однако Госналогслужба оставалась непреклонной, продолжались проверки образовательных учреждений, в результате которых выносились решения, содержащие требования об уплате налогов, пени и штрафов.
Чтобы защитить образовательные учреждения области, руководство Департамента образования и науки обратилось к прокурору Нижегородской области с просьбой рассмотреть законность требований Госналогслужбы. Прокурор Нижегородской области вынес протест, в котором указывалось, что «доводы налоговых инспекций о том, что не допускается предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством, являются неправомерными, так как в соответствии со ст. 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» льготы по налогам могут устанавливаться законодательными актами и применяться в соответствии с действующим законодательством, каковым и является Закон РФ «Об образовании».
Кроме того, зная о многочисленных судебных разбирательствах образовательных учреждений с налоговыми инспекциями различных уровней, департамент образования и науки обратился к председателю Арбитражного суда Нижегородской области с просьбой обобщить судебную практику по этой проблеме. Полученный документ № 05-05/13 от 11.02.99 за подписью председателя Арбитражного суда Нижегородской области содержал чёткую позицию судебной инстанции: «Закон РФ «Об образовании» устанавливает особый режим налогообложения образовательных учреждений, который заключается в том, что налогообложению подлежит только доход, полученный от предпринимательской деятельности, предусмотренной уставом и не реинвестированный непосредственно в образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса. Доход, полученный от предпринимательской деятельности, реинвестированный в образовательный, процесс, освобождается от уплаты всех, видов налогов, в том, числе и от платы за землю. Необходимым и достаточным условием для пользования данной льготой является наличие у налогоплательщика фактического обстоятельства, подтверждённого документально, с которым закон связывает возникновение права на льготу. Нормы Закона РФ «Об образовании* действуют непосредственно и подтверждения льготы, установленной в нём налоговым законодательством, не требуется».
1.5 Налогообложение образовательных учреждений
Современная система налогообложения в основном была сформирована в 1992—1996 гг. Применительно к системе образования она основывается на следующих принципах.Освобождение от уплаты налогов связывается с понятием “непредпринимательская деятельность образовательного учреждения, предусмотренная уставом этого учреждения”. Основные проблемы вокруг него возникают по той причине, что Законом “Об образовании” это понятие введено, а Гражданским кодексом Российской Федерации оно не определено. Отсюда возникают всякого рода коллизии, связанные с реализацией одной из государственных гарантий системе образования — освобождением от всех налогов в части деятельности, содержание которой законодательно не установлено.
Можно утверждать, тем не менее, что для целей налогообложения (предоставления налоговых льгот, освобождения от налогов или предоставления налоговых скидок) отнесение деятельности к предпринимательской или непредпринимательской значения не имеет. Это легко проверить, обратившись к соответствующим законодательным актам, в которых те или иные льготы связываются исключительно с двумя основными факторами: содержанием деятельности (осуществление образовательного процесса или прочей деятельности) или направлением использования полученных доходов. После введения части второй Налогового кодекса значимым стало только содержание деятельности, поскольку льгота по налогу на прибыль в части реинвестирования полученных доходов на цели развития и совершенствования образовательного процесса фактически была отменена.
В налогообложении очень многое зависит от уровня квалификации работников налоговых органов на местах, сложившейся практики и степени “понятности” налоговых инструкций, т.е. в значительной мере от субъективного фактора. Это обстоятельство существенным образом искажает стратегическое направление государственной политики в области налогообложения системы образования.
Объектами налогообложения в системе образования, как и в других сферах деятельности, являются:Более подробно объекты налогообложения в системе образования представлены в табл. 1.12.
Таблица 1.12. Объекты налогообложения в системе образования
ОБЪЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Читайте также:
Объекты налогообложения в сфере образования
Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:
• обороты (т.е. перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг
• выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг
• прибыль, т.е. разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период)
• объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства
• другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу например, на содержание жилищного фонда, на милицию).
Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно (или только) для системы образования, не имеется. В этом смысле учебные заведения не выделяются в ряду иных организаций. Более наглядно объекты налогообложения можно представить в виде схемы (рис. 6.1).
Изменение режима налогообложения, т.е. установление налоговых льгот, освобождение от уплаты налогов, изменение ставки налога и объекта налогообложения, осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу. Поэтому указанная выше государственная гарантия (освобождение образовательных учреждений от всех налогов) на практике не выступает в качестве нормы прямого действия. Освобождение образовательных учреждений от уплаты налогов, предоставление им налоговых льгот осуществляется, таким образом, через налоговое законодательство. Полезно вспомнить, какие конкретные объекты налогообложения могут иметь место в образовательном учреждении.
Хозяйственный результат
Выручка, средства, полученные от реализации товаров, работ и услуг, реализуемых учебным заведением в рамках осуществления уставной деятельности:
• образовательные услуги
• выполнение НИОКР
• др. доходы от внебюджетной деятельности.
Средства, полученные от продажи объектов собственности:
• реализация объектов интеллектуальной собственности
• реализация имущества, находящегося в собственности/самостоятельном распоряжении.
Прибыль, хозяйственный результат — остаток средств после возмещения
затрат, связанных с получением выручки и включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг (состав затрат, включаемых в себестоимость, определяется Правительством Российской Федерации, а отраслевые особенности — Минобразования России).
Движение собственности
Обороты, реализация учебным заведением товаров, работ и услуг в рамках осуществления уставной деятельности — поступление средств на счет учебного заведения в виде оплаты выполненной работы, оказанной услуги, товара.
Передача объектов собственности с баланса на баланс и/или в качестве дара учебному заведению или учебным заведениям. В данном случае перемещение материального объекта рассматривается как перемещение его стоимостного эквивалента.
Объекты собственности
Имущество, переданное собственником образовательному учреждению на праве оперативного управления. Учебное заведение не является собственником этого имущества, поэтому, в принципе, не должно выступать в качестве участника налоговых отношений по поводу этого имущества. Имущество, переданное образовательному учреждению в форме дара, пожертвования или по завещанию. Имущество, приобретенное образовательным учреждением на доходы от самостоятельной деятельности и, соответственно, оформленное в качестве собственности учебного заведения.
Земельные участки, переданные образовательному учреждению в пользование (бессрочное, бесплатное). На основании вышеизложенного наглядно видно, что объекты налогообложения в образовательных учреждениях имеются. Иначе говоря, в системе образования государству есть, что облагать налогом! А значит, можно выполнить намерения, указанные в Законе «Об образовании», и предоставить учебным заведениям налоговые льготы.
Налоговые льготы для образовательных учреждений
Как уже упоминалось, от уплаты всех видов налогов, включая плату за землю, освобождается образовательное учреждение в части осуществляемой им уставной непредпринимательской деятельности. Условие освобождения от уплаты налогов, таким образом, сформулировано. Следовательно, необходимо определить четкие основания для отнесения осуществляемой деятельности к соответствующему типу — непредпринимательской деятельности. А вот это, к сожалению, не так-то просто! Напомним, что в соответствии с пунктом 3 статьи 47 Закона Российской Федерации «Об образовании» «…деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении». Иначе говоря, учебное заведение, получив доход от какой-либо деятельности, может потратить этот доход на собственные образовательные нужды и с чистой совестью отнести эту деятельность к непредпринимательской. Следовательно, отнесение деятельности учебного заведения к предпринимательской или непредпринимательской определяется не содержанием деятельности, а направлением (направлениями) использования ее хозяйственного результата, т.е. дохода.
Сам по себе такой подход вопросов не вызывает, как будто все понятно. Однако в практической деятельности именно он приводит к весьма сложным вопросам, в первую очередь теоретического характера. Первый вопрос возникает в случае «нереинвестирования» части дохода в соответствии с указанным условием. Допустим, что 1 руб. остался в виде прибыли по истечении налогового периода. С него заплатили налоги. С точки зрения налогового законодательства все нормально. А какой является деятельность, от которой 1 руб. остался в виде прибыли? По закону «Об образовании» — на 1 руб. она предпринимательская, а на остальную сумму — нет. Следовательно, о качественной характеристике деятельности мы судим по ее количественным параметрам, что не позволяет дать качественную характеристику деятельности в целом и противоречит определениям некоммерческой (непредпринимательской) деятельности. Второй вопрос возникает при рассмотрении деятельности с точки зрения объектов налогообложения. Ведь каждая деятельность облагается налогом по сути дела дважды. Первый раз по факту оборота стоимости (полученный доход должен облагаться НДС еще до его использования, т.е. сразу по получении), второй раз — по факту хозяйственного результата, т.е. в зависимости от характера использования полученного дохода после возмещения издержек, связанных с его получением. Поэтому возможны ситуации, когда обложенная налогом на оборот деятельность по итогу использования результата, который во времени может значительно (на квартал) отстоять от момента получения дохода, оказывается непредпринимательской и, следовательно, налогом облагаться бы и не должна. Следовательно, уплаченный налог должен быть либо возвращен (дополнительные трансакции в финансовой системе), либо определены виды деятельности, не относимые к предпринимательской по определению. Для сферы образования определены конкретные виды деятельности (о них несколько ниже), с которых не берется налог на добавленную стоимость. Чтобы избежать сложностей определения общего подхода к применению налоговых льгот, был принят вариант определения конкретных налоговых льгот образовательным учреждениям непосредственно в налоговых законах (эти льготы, не всегда, правда, последовательно, переходят и в Налоговый кодекс). Действующим налоговым законодательством высшим учебным заведениям предоставлены следующие основные налоговые льготы:
• услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным процессом, освобождены от обложения налогом на добавленную стоимость (и спецналогом, который был по сути дополнительным НДС и отменен с 1 января 1996 г. Это информация для сведения)
• прибыль, получаемая образовательными учреждениями от осуществления всех видов деятельности, освобождается от налогообложения в части сумм, направленных непосредственно на нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) при фактически произведенных на эти цели затратах
• не облагается налогом имущество бюджетных учреждений и имущество, используемое исключительно для нужд образования. Это позволяет освобождать от данного налога имущество как государственных, так и негосударственных учебных заведений
• бюджетные образовательные учреждения освобождены от уплаты транспортного налога
• от уплаты земельного налога полностью освобождаются учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов. Имеется изъятие из этого положения. Обязанность платить земельный налог возникает в том случае, если образовательное учреждение сдает земельный участок в аренду (пользование), в том числе — в случае сдачи в аренду (пользование) отдельного объекта, который не может быть сдан без земельного участка, на котором он расположен.
Рассмотрим указанные льготы более подробно и с учетом практики их применения. Несмотря на наличие льгот, учебные заведения являются плательщиками налогов. И такие обязанности у них могут возникнуть при несоблюдении условий, которые видны даже из простого сделанного выше перечисления действующих налоговых льгот. Так, если прибыль, т.е. разница между полученными доходами и расходами, связанными с их получением, в конце отчетного периода сформировалась и не была к моменту окончания налогового периода (т.е. квартала) израсходована на цели развития образовательного процесса или израсходована на иные цели, то она облагается налогом на прибыль. На первых порах использования налогового законодательства налоговые инспекции на местах применяли к учебным заведениям формулировку «при фактически произведенных затратах» как необходимость расходования получаемых средств немедленно по их получении. Под налогообложение в этом случае попадали и средства, уплаченные учащимися (студентами, главным образом), обучающимися на платной основе, за весь период обучения в начале этого периода. Сейчас эти вопросы урегулированы. Учебные заведения осуществляют грамотную учетную политику, относя поступающие в качестве платы за обучение средства на счет сумм по поручениям (расходы будущих периодов) и списывая их по мере необходимости. Остается пока нерешенной проблема предоставления возможности накопления (резервирования) прибыли для последующего использования, что особенно актуально для финансирования капитального строительства, приобретения дорогостоящего оборудования и т.д. реинвестирования в учебный процесс в данном образовательном учреждении. Все предложения, внесенные по этому вопросу, в том числе и законодателю, поддержки не получили. Естественно, эта льгота не касается коммерческого использования доходов. Вложение средств в уставные фонды других организаций, в ценные бумаги, на депозитные вклады и т.п. не рассматривается как реинвестирование и облагается налогами на общих основаниях. Экономический смысл такого подхода также понятен, поскольку средства выводятся из учебного заведения для коммерческого использования. С учебных заведений взимается налог на добавленную стоимость по выполненным работам, не являющимся образовательными услугами и хоздоговорными научно-исследовательскими работами. Часто на практике учебные заведения пытались уйти от обложения данным налогом, мотивируя это реинвестированием доходов в образовательный процесс, но это обстоятельство по действующему законодательству во внимание не принимается. От НДС освобождаются средства, являющиеся доходами от осуществления образовательной деятельности (т.е. освобожден от взимания налога совершенно конкретный вид деятельности, точнее — доходы от ее осуществления), как уставной непредпринимательской. Учебные заведения должны уплачивать НДС со средств, получаемых в качестве спонсорской помощи от юридических лиц.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!