Формы налоговых льгот установленные действующим законодательством

Документ. Отчет по форме № 1 - ПП (о суммах полученных льгот)
Отчет по форме № 1 - ПП (о суммах полученных льгот)
ВОПРОС: Расскажите подробно о порядке заполнения и подаче отчета по форме № 1 -ПП.
ОТВЕТ: Немного об истории введения формы № 1-ПП государственной статистической отчетности “О суммах полученных льгот в разрезе некоторых видов налогов и льгот по каждому налогу”.
Обязательная финансовая отчетность предприятий о полученных налоговых льготах (форма № 1-ПП) была введена во исполнение Постановления Верховной Рады Украины от 12.07.1996 г. № 327 “О структуре бюджетной классификации” и утверждена приказом Министерства статистики Украины от 23.12.1996 г. № 376 .
Распоряжением Налоговой администрации от 23.01.1997 г. № 13-р “О введении отчетности по получению льгот по налогообложению”, начиная с отчета за I кв. 1997 г. была введена подача налогоплательщиками государственной статистической отчетности по форме № 1-ПП в разрезе отдельных видов налогов и сборов.
Несмотря на то, что статистическую отчетность может требовать только Госкомстат, ГНАУ в письме от 09.11.2001 г. № 339/2/10-1010 настаивает на подаче ей формы № 1-ПП, утверждая, что по закону она имеет право требовать статистическую отчетность. Однако в Законе о государственной налоговой службе отсутствует какое-либо упоминание об этом.
Налоговики имеют право получать от органов статистики данные, необходимые для использования их в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности. Таким образом, статистическую отчетность по ф. № 1-ПП, как и любую другую статистическую отчетность, по закону нужно подавать органам статистики, а налоговая служба может получать ее от них, но в любом случае статистическую отчетность не подают в налоговые органы.
Закона, который бы предусматривал право ГНАУ на статистическую отчетность, нет.
Более того, согласно ч. 1 ст. 5 Закона о госстатистике, вмешательство каких-либо органов государственной власти (в т.ч. ГНАУ) и органов местного самоуправления в государственную статистическую деятельность, в частности по вопросам содержания статистической информации, выбора источников ее получения, статистической методологии, форм и сроков сбора и распространения данных статистических наблюдений и т.
Согласно предыдущей редакции Закона о госстатистике, действительно, кроме органов государственной статистики, могли заниматься государственной статистикой также министерства и ведомства Украины (в том числе и ГНАУ), однако с 1 января 2001 года все органы государственной власти и управления лишены права на занятие государственной статистикой.
Это - монополия органов государственной статистики, и подавать статистическую отчетность в другие органы излишне.
За неподачу статистической отчетности налоговым органам штрафные санкции не налагаются, ведь в соответствии со ст. 186-3 КУоАП, карается только не подача органам государственной статистики данных для проведения государственных статистических наблюдений. А ГНАУ к таким органам не относится.
Кроме того, отчет № 1-ПП нельзя приравнивать к налоговым декларациям по п. 1.11 Закона№ 2181, потому что он не дает информации о начислении и уплате налогов, а лишь сообщает о суммах неуплаченных налогов вследствие полученных льгот.
Из всего вышеперечисленного важным является то, что за неподачу или несвоевременную подачу Отчета о суммах полученных льгот штрафы по пп.17.1.1 Закона № 2181 применяться не могут.
Рассмотрев историю и юридическо - правовые коллизии, связанные с этой отчетностью, перейдём к заполнению формы № 1-ПП.
Для составления отчета необходимо пользоваться “Довідником пільг, наданих чинним законодавством юридичним особам”, который можно посмотреть в “своей” ГНАУ или в правовой базе в Интернете. Даже пользуясь льготой в предыдущем периоде и зная её коды в прошлом квартале, необходимо перед сдачей очередного отчета сверить код льготы, т.к. справочник льгот обновляется ежеквартально!
Все предприятия, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, рассчитывают размеры фактически полученных льгот по налогообложению в разрезе видов налогов и льгот по каждому налогу отдельно. Отчет заполняется только по тем видам налогов и сборов и других обязательных платежей, по которым действующим налоговым законодательством предприятию предусмотрена льгота.
Субъекты предпринимательской деятельности, которые не пользуются льготами, с начала года подают отчет с записью “Пільгами не користувався” во 2-й графе “Наименование налога, сбора и другого обязательного платежа”.
В графе 1 “Код налога” проставляется код бюджетной классификации налога (КЕКД), как при заполнении в платежном поручении.
В графе 2 “Наименование налога” пишется название налога, по которому субъект предпринимательской деятельности пользуется льготой.
Для правильного заполнения граф 3,4 и 5 рассмотрим вначале заполнение графы 7 “Код льготы”, в которую заносятся по каждому налогу, сбору и другому обязательному платежу реквизиты Классификации доходов и расходов Государственного и местных бюджетов Украины, утверждаемой Министерством финансов Украины. Этот код состоит из 8 (восьми) цифр.
В графах 3,4,5 “Реквизиты бюджетной классификации (глава, раздел, параграф)” заносятся по каждому налогу, сбору и другому обязательному платежу реквизиты следующим образом: в гр.3 - проставляются первые 4 цифры кода льготы из гр.7 в гр.4 - следующие 2 цифры кода льготы из гр.7 в гр.5 - последние 2 цифры кода льготы из той же графы 7.
Для заполнения графы 8 отчета “Сумма налога, не уплаченного в связи с получением льготы ” предприятием составляется расчет не внесенных в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей согласно утвержденным формам деклараций, расчетов и справок, установленным действующими законодательными или нормативными актами по каждому виду платежа.
В графе отчета 9 “в т.ч. сумма налога, не уплаченного в Госбюджет” проставляется часть суммы платежа из гр.8, которая, согласно нормативам разделения данного платежа между бюджетами, утвержденными Верховной Радой Украины, должна была поступить в Госбюджет Украины.
Графы 10 и 11 отчета “Срок пользования льготами в отчетном периоде (даты начала и конца)” заполняются в цифровом выражении (число, месяц). Нелишне будет уточнить - действовала ли льгота в прошедшем (отчетном) квартале.
Форма № 1-ПП является квартальным и годовым отчетом и подается не позднее 25 числа после отчетного квартала, а за год - до 20 февраля.
“Экспресс анализ законодательных и нормативных актов”, № 30 (447), 26 июля 2004г.
Новая форма по налоговым льготам
Во время рекламной кампании по поводу Налогового кодекса Украины (далее — НКУ) особо подчеркивалось, что после его принятия предприятиям будет предоставляться невообразимое количество всевозможных налоговых льгот. Рассмотрим, что у нас на самом деле и как учитываются полученные налоговые льготы.
Что такое налоговая льгота
Понятие «налоговая льгота» введено п. 30.1 НКУ — это «предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 настоящей статьи».
Основания для предоставления налоговых льгот согласно п. 30.2 НКУ:
1) особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков
2) вид их деятельности
3) объект налогообложения или характер и социальное значение осуществляемых расходов.
Налоговая льгота может предоставляться путем (п. 30.9 НКУ):
1) налоговой скидки, уменьшающей базу налогообложения до начисления налога или сбора
2) уменьшения налогового обязательства после начисления налога или сбора
3) установления сниженной ставки налога или сбора
4) освобождения от уплаты налога или сбора.
Согласно п. 30.6 НКУ суммы налогов и сборов, не уплаченные налогоплательщиками в бюджет в связи с получением налоговых льгот, должны учитываться такими налогоплательщиками. Учет указанных средств ведется в порядке, определенном Кабмином. Во исполнение данного пункта НКУ Кабмин и утвердил Порядок №1233 1. который вступил в силу со дня его опубликования, т. е. 11 января 2011 года 2 .
Порядок №1233 регулирует вопрос обязательного ведения соответствующего учета сумм налоговых льгот всеми налогоплательщиками, которые пользуются ими, устанавливает особенности определения льгот по НДС в зависимости от режимов налогообложения, а также форму и порядок составления налогоплательщиками Отчета о суммах полученных льгот (далее — Отчет) по форме, приведенной в приложении к этому Порядку. Порядок №1233 является обязательным к исполнению всеми налогоплательщиками, которые согласно НКУ не уплачивают налоги и сборы в бюджет в связи с получением налоговых льгот (п. 1 Порядка №1233).
Отчет о полученных льготах
Согласно Порядку №1233 Отчет заполняют все налогоплательщики, которые воспользовались налоговыми льготами, установленными п. 30.9 НКУ.
Отчет вводится взамен привычного нам отчета о льготах по форме №1-ПП — в связи с принятием Налогового кодекса Украины и Порядка №1233 утратил силу ряд подзаконных актов 3. Никаких кардинальных отличий по форме между «старым» и «новым» отчетами нет.
1 Порядок учета сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. №1233. Документ см. в «ДК» №17-18/2011 .
2 В тексте Порядка №1233 установлено, что он вступил в силу с 01.01.2011 г. Согласно ч. 1 ст. 53 Закона Украины от 07.10.2010 г. №2591-VI «О Кабинете Министров Украины» правительственные постановления по общему правилу вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено самими постановлениями, но не ранее дня их опубликования. Порядок №1233 был опубликован в газете «Урядовий кур'єр» от 11.01.2011 г. №3.
3 Согласно приказу ГНА Украины от 09.03.2011 г. №129/55 и приказу Государственного комитета статистики Украины от 30.03.2011 г. №8903/7/16-0417 признаны утратившими силу приказы ГНА Украины и ГКС Украины: от 23.07.2004 г. №419/453 «Об утверждении формы отчета №1-ПП, Инструкции о порядке ее заполнения и Правил учета налога на добавленную стоимость в целях совершенствования исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета Украины», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 28.07.2004 г. под №938/9537 от 01.12.2005 г. №539/397 «Об утверждении изменений к совместному приказу Государственной налоговой администрации Украины и Государственного комитета статистики Украины от 23.07.2004 г. №419/453», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 22.12.2005 г. под №1547/11827.
Отчет подается налогоплательщиками поквартально нарастающим итогом с начала года в ГНС по месту их регистрации на протяжении 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного квартала. Отчет по новой форме должен подаваться «льготниками» уже за I квартал 2011 года. Если же налогоплательщик никакими налоговыми льготами не пользуется, Отчет не подается. Если же хотя бы в одном квартале отчетного года он налоговой льготой все же воспользовался, подавать Отчет до конца года ему придется, так как данный Отчет подается нарастающим итогом. В Отчете, в частности, указываются вид налога или сбора, по которым налогоплательщик получает налоговые льготы, сумма налоговой льготы, а также срок ее использования. Сумма льготы — в гривнях (без копеек).
Согласно требованиям Порядка №1233, ГНС обеспечивает учет сумм налогов и сборов, не уплаченных в бюджет налогоплательщиком в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на территории Украины. Государственная таможенная служба (ГТС) обеспечивает учет сумм налогов и сборов, не уплаченных налогоплательщиком в бюджет в связи с получением налоговых льгот при ввозе (пересылке) товаров на таможенную территорию Украины. Учет налоговых льгот ведется органами ГНС на основании полученных отчетов (п. 7 Порядка №1233).
Отдельным п. 8 Порядка №1233 определено, что налоговые льготы устанавливаются по операциям по поставке товаров (услуг), являющихся объектами обложения НДС, которые согласно НКУ и действующим международным договорам Украины, ратифицированным ВРУ, освобождены от налогообложения или облагаются НДС по нулевой ставке, а также товаров (услуг), по которым применяется специальный режим налогообложения в области сельского хозяйства.
Порядок определения сумм налоговых льгот
Пунктом 9 Порядка №1233 установлено, что суммы налогов и сборов, не уплаченные налогоплательщиком в бюджет в связи с получением налоговых льгот, рассчитываются таким налогоплательщиком в порядке, установленном ГНС и согласованным с Минфином. Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных налогоплательщиком в бюджет в связи с получением налоговых льгот, пока не утвержден. На данный момент на веб-сайте ГНАУ (www.sta.gov.ua ) в подразделе «Проекты регуляторных актов» раздела «Регуляторная политика» размещен проект приказа ГНАУ «Об утверждении Порядка определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины» от 25.02.2011 г. (далее — Проект), который вступит в силу со дня его официального опубликования.
Разделом II «Особенности определения льгот по НДС в зависимости от режимов налогообложения» Проекта обусловлено, что налоговые льготы по НДС в Отчете определяются по операциям по поставке товаров (услуг), которые:
1) освобождены от обложения НДС, довольно значительный перечень которых установлен ст. 197 НКУ, причем льготы, предусмотренные п. 197.1 раздела V «НДС» НКУ, теперь будут применяться и при импорте (п. 197.4 НКУ), но по-прежнему не распространяются на подакцизные товары (п. 197.5 НКУ)
2) облагаются НДС по нулевой ставке, что предусмотрено ст. 195, 211 раздела V НКУ, ст. 337 раздела ХVIII НКУ и подраздела 2 раздела ХХ НКУ, международными договорами (соглашениями) ратифицированными ВРУ.
3) подпадают под специальный режим налогообложения в области сельского и лесного хозяйства, а также рыболовства, предусмотренный ст. 209 раздела V НКУ.
Кроме того, существуют временные отраслевые льготы, предусмотренные подразделом 2 раздела ХХ НКУ (в частности, для самолетостроения, космической деятельности, издательской деятельности, отечественного кинематографа, поставок отходов и лома черных и цветных металлов), международными договорами (соглашениями) ратифицированными ВРУ.
Таким образом, если налогоплательщик заполнил соответствующие строки общей декларации по НДС (строки 2.1 и 2.2 декларации по НДС по операциям, облагаемым по нулевой ставке, строку 5 декларации по НДС — по освобожденным от обложения НДС операциям с расшифровкой таких операций в приложении Д6 к декларации) или же подавал сокращенную или специальную декларацию по НДС, то он обязан заполнять и подавать в ГНС по месту своей регистрации Отчет в разрезе кодов льгот (п. 2 разд. II Проекта).
Сумма НДС, не уплаченная налогоплательщиком в госбюджет в связи с получением льгот, рассчитывается в зависимости от режимов налогообложения (п. 3 разд. II Проекта).
Если налогоплательщик пользуется разными льготными режимами, то он должен отразить в Отчете использованные льготы отдельно по каждому коду (п. 4 разд. I Проекта).
Проект приводит расчет не внесенных в бюджет сумм НДС в зависимости от того, какой льготный режим применяет налогоплательщик. Эти расчеты мы рассмотрим подробнее, когда Проект будет принят и согласован с Минфином. Сразу отметим, что никакого принципиального отличия по сравнению с заполнением аналогичных льгот по форме №1-ПП нет. Как и раньше, при заполнении Отчета необходимо использовать справочник льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов и сборов, который ежеквартально уточняют и дополняют подразделения ГНАУ.
ГНА Украины письмом от 21.03.2011 г. утвердила такой Справочник №57 1 (по состоянию на 01.04.2011 г.), его можно посмотреть на нашем сайте www.dtkt.com.ua в разделе «Справочники». Предыдущий Справочник №56 2 утвердил перечень льгот по налогам и сборам на 01.01.2011 г. Каким из них пользоваться при заполнении Отчета за I квартал 2011 года, не совсем ясно. Пунктом 4 Порядка №1233 только оговорено, что при заполнении Отчета в строке «Код податку, збору» и «Найменування податку, збору» необходимо проставлять код и наименование налога или сбора согласно бюджетной классификации. А вот относительно заполнения строк «Код пільги згідно з довідником пільг» и «Найменування податкової пільги» — код и наименование налоговой льготы по каждому виду налоговой льготы в соответствии со справочником льгот, форма и порядок ведения которого утверждаются ГНС.
В I квартале 2011 года, по идее, действует Справочник №56, но в нем, во-первых, старая кодировка льгот, а во-вторых, ссылки на нормы не действующего уже с 1 января 2011 года законодательства (например, Закона о НДС). Существует, правда, еще и приказ Госказначейства, утверждающий изменения к справочнику соответствия символа отчетности коду классификации доходов бюджета 3. В общем, как всегда, времени до сдачи Отчета осталось всего ничего, а вопросов больше, чем ответов. Будем все же надеяться, что разъяснение компетентных органов появится не за несколько дней до предельного срока подачи Отчета.
1 Письмо ГНАУ от 21.03.2011 г. №57 «Справочник №57 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов и сборов по состоянию на 01.04.2011».
2 Письмо ГНАУ от 26.01.2011 г. №56 «Справочник №56 льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов, сборов, других обязательных платежей по состоянию на 01.01.2011».
3 Приказ Госказначейства Украины от 26.01.2011 г. №18 «Об утверждении изменений к Справочнику соответствия символа отчетности коду классификации доходов бюджета».
Что не относится к налоговым льготам
На что еще следует обратить внимание. Из анализа п. 8 Порядка №1233 следует, что по операциям по поставке товаров (услуг), осуществляемых плательщиком НДС, которые не являются объектом обложения этим налогом (ст. 196 НКУ), налоговые льготы не определяются, и плательщик НДС, осуществляющий данные операции, не должен подавать Отчет (в отчете №1-ПП такие операции учитывались). На то, что к операциям, не являющимся объектом обложения НДС, налоговые льготы не применяются, ГНАУ обратила внимание в письме от 20.01.2011 г. №1390/7/16-1517-01.
Отказ от налоговой льготы
Согласно п. 30.3 раздела I НКУ налогоплательщик имеет право пользоваться налоговой льготой с момента возникновения у него оснований для ее использования и на протяжении всего срока ее действия. В то же время п. 30.4 раздела I НКУ предусмотрено, что он имеет право отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. И в таком случае не использованные им суммы налоговых льгот не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачислены в счет будущих платежей или возмещены из бюджета. В связи с этим ГНАУ в письмах от 20.01.2011 г. №1390/7/16-1517-01 и от 04.03.2011 г. №6286/7/16-1517 считает, что отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование налогоплательщик имеет право только тогда, когда она предоставлена непосредственно ему, а не по отдельным операциям поставки товаров (услуг). Поэтому плательщики НДС могут отказаться только от такой налоговой льготы, как уменьшение налогового обязательства после начисления налога (пп. «б» п. 30.9 НКУ), т. е. могут отказаться от формирования налогового кредита.
Плательщики НДС не могут отказаться или приостановить на некоторое время использование следующих налоговых льгот:
1) нулевая ставка по НДС (пп. «в» п. 30.9 НКУ, ст. 193 НКУ)
2) освобождение от уплаты НДС (пп. «г» п. 30.9 НКУ).
Поскольку такие льготы предоставляются не отдельным плательщикам НДС, а применяются при осуществлении операций по поставке отдельных товаров (услуг), обусловленных ст. 195 и 197 НКУ соответственно.
В конце хотелось бы еще раз акцентировать ваше внимание на том, что налоговая льгота по НДС — это всего лишь одна из категорий льгот, предоставляемых налогоплательщику. Почти каждый раздел НКУ содержит свои льготы, по которым также необходимо будет сдавать Отчет, утвержденный Порядком №1233, тем налогоплательщикам, которые ими воспользовались. И так как Порядком №1233 установлена обязанность сдавать Отчет по льготам, полученным не только по налогам, но и по сборам, осталось дождаться разъяснения, какие налоговые льготы можно получить и по каким сборам.
Налоговые льготы согласно НКУ
1. По НДС, налогу на прибыль и акцизному налогу в соответствии с п. 3.2 НКУ и льготы, предоставленные международными договорами, согласие на обязательность применения которых дано ВРУ. Причем согласно п. 7 Проекта сумма НДС, не внесенная в госбюджет по операциям поставки товаров (услуг), проводимых во исполнение международных договоров, рассчитывается по методике, установленной Проектом для каждого режима налогообложения, свойств той или иной операции по поставке товаров (услуг).
2. По налогу на прибыль:
1) предоставленные некоторым предприятиям (предприятиям инвалидов, производителям детского питания и др.) ст. 154 НКУ
2) предоставленные неприбыльным организациям ст. 157 НКУ
3) временные отраслевые льготы, введенные п. 15 — 19 подраздела 4 раздела ХХ НКУ.
3. За первую регистрацию транспортного средства, предусмотренную пп. 235.1 НКУ.
4. По налогу на землю:
1) согласно нормам ст. 282 НКУ
2) согласно нормам ст. 283 НКУ
3) льготы, устанавливаемые ВС Автономной Республики Крым, областными, сельскими и поселковыми советами согласно пп. 284.1 НКУ
4) временные, предоставленные подразделом 6 раздела ХХ НКУ.
5. По НДС:
1) облагаемые по нулевой ставке согласно ст. 195 НКУ, п. 211.1 НКУ, п. 337.2 НКУ
2) освобожденные от налогообложения согласно ст. 197 НКУ
3) льгота по НДС, предоставленная сельхозпредприятиям, предприятиям лесного хозяйства и рыболовства — субъектам специального режима согласно п. 209.2 НКУ, а также этим же предприятиям, не избиравшим спецрежим, — согласно п. 209.18 НКУ
4) временные отраслевые льготы, введенные п. 2 — 6, 8, 12 — 16 подраздела 2 раздела XX НКУ.
6. По акцизному налогу:
1) согласно нормам пп. 213.2.1 — 213.3.6, 213.3.8 — 213.3.11, 217.5, 218.4, 225.9, 229.1.1, 229.2.1 229.3.1 НКУ
2) временные, установленные подразделом 5 раздела XX НКУ.
7. По местным налогам, установленные органами местного самоуправления:
1) по сбору за места для парковки транспортных средств согласно п. 12.3 раздела I, ст. 266 раздела 12
2) по туристическому сбору, согласно п. 12.3 раздела I, ст. 268 раздела 12.
Ответственность за неподачу Отчета
Считается ли Отчет налоговой декларацией (расчетом) по нормам ст. 46 НКУ? Определение налоговой декларации (расчета) дано п. 46.1 НКУ — это «документ, который подается налогоплательщиком (в том числе обособленным подразделением в случаях, определенных настоящим Кодексом) контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства. либо документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога».
Из анализа определения можно сделать вывод, что Отчет не рассматривается как налоговая декларация (расчет) в понимании НКУ, а значит, штрафные санкции за его непредставление (предоставление недостоверных сведений), определенные НКУ, к налогоплательщику не применяются. Хотя не подавать его мы бы не советовали.
Пример ООО «Металл» в I квартале 2011 года приобрело 20 т лома черных металлов по цене 2100 грн/т и продало на внутреннем рынке 10 т этого лома по цене 2300 грн/т. Реализация лома черных и цветных металлов временно, до 01.01. 2014 г. освобождается от обложения НДС (п. 15 подраздела 2 раздела XX НКУ).
Так как предприятие в I квартале 2011 года воспользовалось налоговой льготой, то оно должно подать в органы Государственной налоговой службы по месту своей регистрации в течение 40 дней, следующих за последним днем налогового квартала, Отчет о суммах налоговых льгот (т. е. не позднее 10 мая).
В Справочнике льгот №57 код данной льготы 14010465. Сумма льготы будет рассчитана налогоплательщиком следующим образом:
— сумма, вырученная от продажи металлолома, уменьшается на сумму расходов, понесенных в связи с приобретением проданного лома
— сумма не внесенного в госбюджет НДС рассчитывается так:
СП = (Vпост. зв - (Vприд. з податком + Vприд. без податку)) х 20% ,
где:
СП — сумма льготы
Vпост. зв — объем поставки товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС (сумма строки 5 раздела I «Податкові зобов'язання» декларации по НДС за январь — март 2011 года)
Vприд. з податком, Vприд. без податку — объемы понесенных налогоплательщиком расходов в связи с приобретением (изготовлением) товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС, независимо от того отчетного периода, в котором они были понесены.
Согласно пп. 14.1.228 НКУ — это расходы, прямо связанные с производством и/или приобретением реализованных в течение отчетного налогового периода товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, которые определяются в соответствии с положениями (стандартами) бухгалтерского учета и применяются в части, не противоречащей положениям раздела III НКУ.
Для нашего примера:
СП = (2300 грн/т х 10 т - (2100 грн/т х 10 т)) х 20% = 400,00 грн.
Заполнение отчета по данным примера показано на образце.
Образец
Заполенение отчета о суммах налоговых льгот
Марина ТАРАСОВА, «Дебет-Кредит»
Для предприятий, пользующихся налоговыми льготами, уже стало обычным делом представлять ежеквартально форму №1-ПП Отчет о суммах полученных льгот по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот по каждому виду налога. Но не возникал ли вопрос относительно оснований, обуславливающих представления такой отчетности? Конечно же, сели на составление и представление в ГНИ формы №1-ПП у бухгалтера уходит не так уж много времени, то, возможно, останавливаться на этом вопросе отдельно не стоит. Но на практике может случиться всякое. Например, бухгалтер забыл об этой отчетности и не представил ее в ГНИ или же представил с опозданием, и как результат – проблемы с налоговиками. Как быть в этой ситуации?
Далее попробуем разобраться в том, обязаны ли налогоплательщики представлять форму №1-ПП и предусмотрена ли действующим законодательством Украины ответственность за непредставление или несвоевременное представление этой формы.
Изначально форма №1-ПП вводилась как обязательная статистическая отчетность. Об этом свидетельствует Постановление №327 (Постановление ВРУ от 12.07.96г. №327/96-ВР О структуре бюджетной классификации Украины), в соответствии с которым КМУ должен был разработать и ввести с 1997 года обязательную финансовую отчетность предприятий по полученным льготам по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот по каждому налогу. Согласно постановлению №327 обобщение полученной информации было поручено ГГНИУ.
Однако во исполнение Постановления №327 Минстат утвердил форму государственной статистической отчетности №1-ПП О суммах полученных льгот по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот по каждому виду налога, которая была введена в действие при составлении отчета за 1 квартал 1997 года. при этом государственная статистическая отчетность по форме №1-ПП была введена как нецентрализованная, поскольку она была непосредственно разработана ГНАУ, а не Минстатом Украины. Кроме того, обеспечение бланками форм и инструкциями по их заполнению, сбор, разработка и обобщение должны были осуществляться непосредственно ГНАУ.
Согласно Инструкции (Инструкция о порядке заполнения отчета О суммах полученных льгот по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот по каждому виду налога, утвержденная приказом Минстата Украины от 23.12.96г. №376 и зарегистрированная в Минюсте Украины 27.12.96г. №753/1778) государственная статистическая отчетность №1-ПП должна была составляться объединениями, предприятиями, банками, страховыми и другими организациями, их филиалами и отделениями, представляющими балансы в налоговые администрации. Исчисление объемов фактически полученных льгот по налогообложению должно было осуществляться в разрезе видов налогов и льгот по каждому налогу. Представлять государственную статистическую отчетность №1-ПП в соответствии с Инструкцией необходимо было по месту регистрации плательщика в сроки представления квартальной (годовой) бухгалтерской отчетности. Отчет заполнялся только по тем льготам, которыми пользовалось предприятие в отчетном периоде.
Через некоторое время письмом ГНА от 17.03.97г. №19-0213 до сведения налогоплательщиков были доведены Методические указания о порядке составления предприятиями государственной статистической отчетности О суммах полученных льгот по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот по каждому виду налога. которые не были утверждены приказом ГНАУ и зарегистрированы в Минюсте Украины, то есть их нельзя было признать нормативно-правовым актом. Среди положений этих Методических указаний особого внимания заслуживал п.9. Этим пунктом было определено, что за несвоевременное представление или представление по неустановленной форме указанного отчета руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, отвечающим за составление отчета применяется мера ответственности, предусмотренная п.10 ст.11 Закона о ГНС
В то время, то сеть в 1997 году п.10 ст.11 Закона о ГНС предусматривал право государственных налоговых инспекций налагать административные штрафы на руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, виновных в непредставлении, несвоевременном представлении или представлении по неустановленной форме расчетов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов или других платежей в бюджеты либо взносов в государственные целевые фонды, – от 5 до 10 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан . а за те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за одно из указанных правонарушений, – от 10 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Однако после внесения изменений в Закон о ГНС п.10 ст.11 считается п.11.ст.11 и в действующей редакции не предусматривает права государственных налоговых инспекций налагать административные штрафы за непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме расчетов и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов или других платежей в бюджеты либо взносов в государственные целевые фонды.
Таким образом, вышеуказанное доказывает, что форма №1-ПП на сегодняшний день не соответствует изменениям, которые произошли в действующем законодательстве Украины, и, кроме того, существует множество несогласованностей между нормативными актами, регулирующими порядок составления и представления формы №1-ПП. В частности:
1) Постановлением №3272 предусматривалось введение обязательной финансовой отчетности предприятий по полученным льготам по налогообложению. Однако Законом Украины от 16.07.99г. №996-XIV О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине, определено, что финансовая отчетность предприятия включает баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечания к отчетам. а для субъектов малого предпринимательства и представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности – баланс и отчет о финансовых результатах. То есть действующее законодательство Украине не предусматривает в составе финансовой отчетности форму №1-ПП
2) хотя Постановлением №327 предусматривалось введение финансовой отчетности, Минстат ввел статистическую отчетность по форме №1-ПП
3) Инструкция определяет, что ее положения являются обязательными для предприятий, представляющих балансы в налоговые администрации. Однако в настоящее время представление налогоплательщиками балансы в органы государственной налоговой службы не является обязательным. В связи с этим возникает вопрос относительно того, какие именно субъекты должны выполнять положения Инструкции и представлять форму №1-ПП в ГНИ
4) административные штрафы, предусмотренные ст.11 Закона о ГНС, не могут быть применены при непредставлении или несвоевременном представлении формы 1-ПП, поскольку на сегодняшний день такие штрафы применяются только за отсутствие налогового учета или ведение его с нарушением установленного порядка, непредставление или несвоевременное представление аудиторских заключений, предусмотренных законом, а также платежных поручений на перечисление надлежащих к уплате налогов, сборов (обязательных платежей).
Не могут также применяться административные штрафы, предусмотренные статьей 186 Кодекса об административных правонарушениях нарушение порядка представления или использования данных государственных статистических наблюдений указанная статья может быть применена за непредставление данных для проведения государственных статистических наблюдений (представление их недостоверными, не в полном объеме, не по форме и т.п.) в органы государственной статистики. Поскольку форма №1-ПП представляется в органы государственной налоговой службы, а не в органы статистики, то применение ст.186 Кодекса будет неправомерным.
Кроме того, как известно, в настоящее время налоговое администрирование в части установления ответственности налогоплательщика за несвоевременное представление налоговой отчетности исходит из того, можно ли считать такую отчетность налоговой декларацией или расчетом. В соответствии с п.1.11 ст.1 Закона №2181 налоговой декларацией или расчетом является документ, направляемый налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки и по форме, установленным законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Конечно же, форма №1-ПП не соответствует таким критериям, а поэтому не может считаться налоговой декларацией или расчетом. В связи с этим к налогоплательщику не могут быть применены штрафные санкции, установленные пп.17.1.1 ст.17 Закона №2181, в частности в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Добавим также, что в определенной степени форма №1-ПП противоречит пп.4.1.3 ст.4 Закона №2181 . которым предусмотрено, что установление форм или методов обязательной налоговой отчетности, предусматривающих представление сводной информации по отдельным доходам, расходам, льготам, другим элементам налоговых баз, которые были ранее отражены в налоговых декларациях или расчетах по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам), не разрешается, если иное не установлено законами по вопросам налогообложения. Почему в определенной степени? Потому что в этой норме указанного Закона упоминаются формы налоговой отчетности, а форма №1-ПП на сегодняшний день по определению Минстата, является статистической отчетностью, хотя должна была вводиться как форма финансовой отчетности. Однако частично пп.4.1.3 ст.4 Закона №2181 все же имеет отношение к форме №1-ПП, поскольку именно эта форма содержит сводную информацию по отдельным доходам, расходам, льготам, другим элементам налоговых баз, которые были ранее отражены в налоговых декларациях или расчетам по отдельным налогам, сборам (обязательным платежам).
О несоответствии формы №1-ПП нормам действующего законодательства указывалось в письме Комитета ВРУ по вопросам финансов и банковской деятельности от 18.10.2001г. №06-10/604, направленном в адрес ГНАУ. Однако в ответ на это письмо ГНАУ уведомила Комитет ВРУ, что сбор и обобщение государственной статистической отчетности по форме №1-ПП не противоречит нормам Закона №2181 (письмо ГНАУ от 09.11.2001г. №339/2/10-1010).
Таким образом, на основании вышеуказанного можно сделать следующие выводы:
1) форма №1-ПП, порядок ее составления и представления не соответствует и противоречит действующему законодательству Украины
2) за непредставление формы №1-ПП к предприятию и его должностным лицам не могут быть применены финансовая и административная ответственность
3) представление формы №1-ПП – не обязанность предприятия, а его добровольное дело.
___________________________________________________________
Бухгалтерия №34/1-2 (501) от 19.08.2002, с.42-43
Почему налогоплательщик не может использовать льготы по налогам, установленные не налоговым законодательством?
В соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации от 10.10.91 N 1734-1 (ред. от 31.07.95) "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР" не допускается внесение изменений в налоговую систему и предоставление налоговых льгот, не предусмотренных налоговым законодательством РФ.
Согласно ст.1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и п.1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 10.07.92 N 3255-1 "О некоторых вопросах налогового законодательства Российской Федерации" федеральные налоги (в том числе размеры их ставок и налоговые льготы) устанавливаются только законодательными актами Российской Федерации в форме законов и постановлений по вопросам налогообложения, изменение режима налогообложения по указанным налогам осуществляется путем внесения изменений и дополнений в действующий законодательный акт Российской Федерации по конкретному налогу.
Следовательно, льгота организации может быть предоставлена лишь при условии внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство.
22.07.97 Л.Д.Кузнецов
Советник налоговой службы
Формы налоговых льгот.
Налоговые льготы – это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
Формы налоговых льгот достаточно разнообразны. Рассмотрим отдельные виды налоговых льгот, к которым относятся:
1) Освобождение отдельных категорий налогоплательщиков от уплаты налога. Законы многих субъектов РФ освобождают от уплаты некоторых региональных налогов и сборов пенсионеров, инвалидов, другие категории налогоплательщиков. Освобождение от уплаты налога может носить бессрочный характер или же предоставляться на определенный срок (т.н. «налоговые каникулы»).
2) Освобождение отдельных объектов от налогообложения. Например, ст. 217 НК РФ предусматривает более тридцати видов доходов, не подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, включая государственные пособия, пенсии, стипендии, компенсационные выплаты, алименты, гранты и др.).
В отношении имущественных налогов эта льгота выражается в освобождении от налогообложения отдельных видов имущества. В частности, от налогообложения освобождаются памятники истории и культуры федерального значения, объекты социально-культурной сферы, используемые для нужд культуры и искусства
Иногда налоговые льготы представляют собой определенное сочетание налоговых освобождений и по субъекту, и по объекту одновременно.
3) Понижение налоговой ставки.
4) Налоговые вычеты. Эта льгота состоит в исключении отдельных сумм из налоговой базы. В некоторых случаях налоговые вычеты производятся непосредственно из исчисленной суммы налога, подлежащей к уплате
Тема налоговых льгот нередко увязывается с проблемой справедливости налогообложения. С одной стороны, справедливость требует, чтобы все налогоплательщики обладали равным правовым статусом, без учета их индивидуальных особенностей. Налоговые льготы одним социальным группам перекладывают налоговое бремя на других налогоплательщиков. С другой стороны, абсолютное юридическое равенство может обернуться тяжелыми социальными последствиями для отдельных категорий налогоплательщиков. В частности, для инвалидов, пенсионеров, детей, безработных или лиц, пострадавших от стихийных бедствий, отсутствие привилегий изначально не позволит наравне со всеми конкурировать в условиях единого правопорядка. Чтобы гарантировать этим лицам минимально достойный уровень жизни, их налогово-правовой статус должен содержать льготы, преференции, преимущества, различные формы социальной поддержки (например, предоставление льгот для благотворительной деятельности).
Последнее является неизбежным отклонением от формально-юридического равенства, но отклонением обоснованным, соответствующим принципам справедливости и гуманизма. Предоставлением различного рода налоговых льгот в сфере налогообложения реализуется идея социальной солидарности.
§ 3. Формы налоговых льгот
РЕКЛАМА
Льготы по налогам
Таким образом, льготы по налогу представляют исключения из общей схемы исчисления конкретного вида налога, закрепленные в нормативном акте и учитывающие особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или иные условия. При этом льготы чаше всего представляют собой полное или частичное освобождение от налога. Совокупность льгот, претендующая на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:
Необлагаемый минимум объекта наюга (привязываться к ка
кой-либо величине абсолютной денежной суммы в условиях гало-
пируюшей инфляции бессмысленно. Именно поэтому законода
тель в основе этого необлагаемого минимума выделяет величину,
кратную минимальной заработной плате, утвержденной Верховным
Советом Украины и которая автоматически вырастает при измене
ниях минимума зарплаты).
Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
(чаще всего это части дохода, прибыли или других объектов нало
га, направляемые на цели, в реализации которых заинтересовано

государство или местные органы государственной власти: приро
доохранные мероприятия, освоение новых технологий и т.д.).
Налоговые законодательства Украины и Российской Федерации в качестве подобной льготы выделяли средства, получаемые в виде грантов. В разъяснении заместителя руководителя. Госналогслужбы России Ю. Ульянова от 11.06.93 (№ ЮУ-4-06/88Н) подчеркивается, что под термином «грант» для целей налогообложения понимаются целевые средства, предоставляемые безвозмездно иностранными благотворительными организациями предприятиям, организациям и физическим липам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании. Исходя из этого, не являются объектом обложения налогом на прибыль фанты, полученные от иностранных благотворительных организаций бюджетными учреждениями или другими некоммерческими организациями для осуществления целевых программ, относящихся к их условной деятельности.
В Украине примерно такой же подход. При этом главное — источник получения гранта безвозмездной финансовой помощи: если он поступает от субъекта предпринимательской деятельности, то налогообложение осуществляется на общих условиях если от разнообразных общественных организаций и фондов, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. — не облагается. Указ Президента Украины от 12.08.95 г. «О льготах по налогообложению добровольных пожертвований юридических и физических лиц» акцентирует внимание на ряде особенностей получателя гранта при предоставлении ему льготы. Получателем должны быть организация или учреждение, которые не имеют целью получение прибыли и существуют исключительно на добровольные пожертвования, членские взносы и бюджетные ассигнования.
Примечателен термин «налоговая помощь», который вводится румынским налоговым законодательством. Юридические лица имеют право на вычет из их налога на прибыль в пользу Румынии суммы, равной налоговой помощи, уплачиваемой из-за границы на основе документов иностранных финансовых организаций, подтверждающих платеж. Вычитаемая сумма не может превышать налог на прибыль, исчисленный в соответствии с румынским законодательством для доходов из всех иностранных источников с учетом связанных с этим затрат (см. Проблемы финансового права. Черновцы. 1996, с. 149).
3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий плапшыциков. (Таким путем законодатель предоставляет большие возможности в получении реальных доходов при уменьшении на-
. 2* 6-604
174
Понижение налоговых ставок. (Данный вил льгот отражает
как государственное и региональное значение вида деятельности,
попадающее под пониженную ставку, так и доходность данной де
ятельности).
Вычет из налогового оклада. (Предполагает, прежде всего,
изъятие из налогового оклада, осуществляемое за определенный
расчетный период).
Целевые налоговые льготы. (Могут включать различные фор
мы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного
примера можно выделить механизм использования налогового кре
дита).
Прочие налоговые льготы.
Совершенствование механизма льгот
Естественно, данный перечень льгот является открытым, и законодатель может включать и другие, нетрадиционные льготы. К сожалению, они нередко приобретают форму благих пожеланий, зачастую случайных и сложно прогнозируемых. Из возможных н а -правлений совершенствования м ех а ни з м а льгот можно выделить несколько:
180
A. Уточнение льгот по налогообложению прибыли. Прежде всего,
оно должно коснуться инвестируемой прибыли, т.к. нередко эт1
льгота надумана, громоздка (к примеру, в 1995 году в России толь
ко 5 % прибыли было направлено на производственные цели, т.к.
льгота привязывалась к обязательному использованию амортизаци
онных отчислений, накопленных предприятием).
Б. Очень избирательный подход необходим к предоставлению льгот по НДС. Этот налог дает возможность точно определить реальную стоимость каждого товара, поэтому количество льгот по нему должно быть минимальным. Тогда как сегодня льготы по НДС достигают 1/3 его отчислений, что серьезно искажает пропорции в экономике.
B. Важна правильная оценка малых предприятий. Действитель
но, они необходимы. Но малый бизнес на Западе возродился в
условиях сбалансированного рынка, при развитой инфраструкту
ре. Те же формы ремесленничества, которые поддерживаются у
нас. были уничтожены крупным производством. Поэтому, защи
щая малый бизнес, необходимо проявить известную осторожность,
не подталкивать к развалу крупное производство.
Г. Льготирование расходов, связанных с выплатами в различные благотворительные фонды, часто связано с определением целей расходования средств. В странах с развитой рыночной экономикой эта процедура относительно упрощена. Во-первых, льготы предоставляются при направлении средств только в соответствующие фонды, а не в целом на благотворительные или иные цели. Во-вторых, фонды обязаны сами доказывать в налоговом органе характер благотворительной деятельности, предоставляя заявление с подробной информацией. После проверки центральным налоговым ведомством в нижестоящие налоговые инстанции направляется список таких фондов.
В качестве своеобразной льготы можно рассматривать и некоторые особенности уплаты налога, формы перечисления. Конечно, это уже очень частный вопрос, который должен регулироваться на уровне инструкций, но для плательщика это подчас не совсем праздный и технический механизм. Сколько нареканий было на фискальный крен авансовых платежей, но ведь механизм уплаты может обеспечить и ряд удобств для плательщика. К примеру, иногда при уплате налога возможно перечисление налоговых сумм в бюджет либо при поступлении средств плательщику, либо при выполнении работ (услуг), что оставляет последнему определенные рамки для выбора наиболее благоприятного для него режима.
С 1 января 1997 года в Российской Федерации вводится льготный порядок уплаты налогов в виде отмены авансовых платежей. Показательно, что по налогам, исчисляемым на-растаюшим итогом в течение года, это должно означать их
181
В некоторых странах плательщику предоставляется возможность налоговой оптации — выбора способа уплаты налога по своему усмотрению. Так, в Японии получатель доходов от операций с ценными бумагами сам решает, что ему выгодно: уплатить 20 % с прибыли от всех операций с ценными бумагами или 1 % с сумм продаж ценных бумаг, зарегистрированных на фондовой бирже (см. А.Н. Козырин. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М. 1993, с. 72).
Сдача отчетности по интернету, iFin
Сдача отчетности: онлайн бухгалтерия iFin Zvit, Супер Звіт, обновления OPZ, Соната, Taxer, Налоговый Кодекс Украины, новости бизнеса, экономики
Разные подходы к трактовке льгот в рамках преференциального налогообложения
Условия, при которых возникает необходимость введения налоговых преференций, четко определяют методику организации преференциального налогообложения в целом. В финансовых кругах конструктивной критике подвергается большинство функционирующих преференций. Однако спорные дискуссии ведутся о целесообразности существования одного из средств реализации преференциального налогообложения - налоговых льгот.
Льготы были и остаются одной из основных форм воздействия налогового регулирования на процесс выполнения налоговых обязательств. Специалисты по-разному подходят к трактовке льгот, хотя на сегодня нет общепринятого оптимального утверждение понятия «налоговая льгота». Отдельные аспекты функционирования налоговых льгот становились предметом научных интересов известных ученых. Однако в указанных работах налоговые льготы рассматривались в основном как средство осуществления налогового стимулирования, а не как средство реализации преференциального налогообложения.
Но использование налоговых льгот только для побуждения плательщика к определенным действиям существенно ограничивает назначения льгот и очень узко характеризует этот элемент налогов. Обратим внимание, что налоговая отчетность в Украине подразумевает сдачу отчета в фискальные органы по льготам. В текущей трактовке Налогового кодекса этот документ сдается раз в квартал.
Изучая подходы специалистов к определению налоговых льгот, заметим, что характерным признаком налоговой льготы есть необязательность, то есть только возможность присутствия среди других элементов налога. Такую особенность налогового платежа специалист определяют как сверхурочный, факультативный признак. Однако рассматривать льготы в ракурсе смягчения налогового бремени или его уменьшения нецелесообразно. Поскольку, кроме льгот, существуют другие методы уменьшения налогового давления на налогоплательщика - такие, например, как избежание или уклонение от налогообложения.
Кроме того, являются бессмысленными трактовки налоговых льгот как преимуществ относительно других налогоплательщиков относительно уплаты или частичной уплаты налога или сбора.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!