Формы налоговых льгот иностранным инвесторам

Формы регулирования иностранного инвестирования
1 Регулировка объектов и сфер инвестирования определяет общие требования к их выбору и формирует наиболее приоритетные направления вложения капитала
Никто не может ограничивать права инвесторов в выборе объектов инвестирования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (объекты, создание и использование которых не отвечает санитарно-гигиеническим ним, экологическим и другим нормам.
Согласно государственной программе привлечения иностранного капитала, приоритетными сферами инвестирования признаны предприятия агропромышленного, лесопромышленного, топливно-энергетического и металлургического компл лексем машиностроения, легкой, медицинской промышленности.
2 Налоговое регулирование инвестиционной деятельности обеспечивает направление инвестиций в приоритетные сферы экономики установлением соответствующих налоговых ставок и льгот частности, основная ставка налога на прибыль различных предприятий и организаций колеблется в значительном диапазоне, благодаря этому является действенным регулятором потока инвестиций в отдельные сферы деятельности фирм с иностранными инвестициями установлен ни дополнительные льготы по налогообложению (увеличение пятилетнего периода освобождения от налога на прибыль в зависимости от размера иностранных инвестиций): на один год для инвестиций от 500 тыс. до 5 млн н а три года - от 5 до 50 млн, на пять лет - более 50 млн долл. СШ. США.
3 Регулировка инвестиционной деятельности осуществлением соответствующей амортизационной политики уже практически создан отношении отдельных отраслей экономики, элементов основных фондов и видов оборудования к озволено пользоваться нормами ускоренной амортизации Поскольку амортизационные отчисления от стоимости основных фондов и нематериальных активов влияют на себестоимость продукции, то использование норм ускоренной амортизации позволяет, с одной стороны, уменьшить налогооблагаемую базу полученной прибыли, а с другой - в большем объеме формировать средства амортизационного фонда предприятия, которые затем могли бы ути направлены на новое инвестированияння.
4 Регулировка участия инвесторов в приватизации осуществляется согласно действующему законодательству Украины (\"О приватизации имущества государственных предприятий\", \"О приватизационных бумагах\"), которое гарантирует иностранным м инвесторам право участвовать в приватизации отдельных предприятий и объектов незавершенного строительства, стать акционером привлекать и предоставление права собственности на земельный участок, где размещены объект объект инвестирования с иностранным капиталом и статусом юридического лица Украинридичної особи України.
К сожалению, практические данные свидетельствуют о медленных шаги привлечения иностранных инвестиций в приватизационные процессы течение 1998 г иностранные капиталовложения привлекались лишь в 7 случаях
При этом целесообразно отметить, что ускорение приватизации позволяет существенно активизировать инвестиционную деятельность Как показывает опыт, чем больше страна продвинулась путем приватизации, тем охотнее Иностранные объемные инвесторы вкладывают капитал в различные инвестиционные проекти.
5 Регулировка финансовых инвестиций, в отличие от реальных, имеет определенные особенности Правовую основу этого регулирования составляют законы Украины \"О ценных бумагах и фондовой бирже\", \"О хозяйственных то овариства \", Указ Президента\" Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях \"Эти и другие нормативные акты определяют положение относительно монопольной ситуации в стране: компании не имеют права приобрести п онад 5% ценных бумаг одного эмитента инвестировать более 10% собственных ценных бумаг (за исключением облигаций внутреннего государственного займа, казначейских обязательств и других ценных бумаг, получения в ходов от которых гарантирует правительство Украины) держать в ценных бумагах менее 70% активов покупать инвестиционные сертификаты других подобных фондов и компаний, являющихся финансовыми посредникамй, що є фінансовими посередниками.
в Экспертиза инвестиционных проектов является обязательным в Украину для объектов, реализуемых за счет бюджетных и внебюджетных средств К тому же, в основах денежно-кредитной политики НБУ и правительство четко ко указано, что, кроме конкурсной основы отбора инвестиционных проектов, 50% необходимых средств получатели бюджетных средств должны получать из внебюджетных источниел.
Инвестиции за счет других источников подлежат государственной экспертизе по соблюдению экологических и санитарно-гигиенических требований Особые требования предъявляются к экспертизе иностранных инвестиций Такие инвести ицийни проекты должныі:
а) обеспечивать внедрение ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий
б) содействовать созданию новых рабочих мест на предприятиях
в) ориентироваться на снижение энергозатрат и рациональное использование сырьевой базы Украины
г) быть конкурентоспособными на международном рынке
Экспертизу таких проектов осуществляет Агентство международного сотрудничества и инвестиций (АМСИ), опираясь на выводы создаваемой этой самой организацией независимой экспертной комиссии
7 Регулирование условий осуществления инвестиций за пределы государства возложены на Национальный банк Украины Согласно действующих нормативных актов, существуют определенные правила (условия) предоставления индивидуальных лицензий на а осуществление резидентами инвестиций за рубежом частностима:
1) резиденты (постоянно функционирующие представители) могут осуществлять предпринимательскую деятельность, создав за рубежом фирмы (филиала), полностью принадлежащие отечественным инвесторам, приобретя недвижимость и движимое имущество, ценные бумаги и т.д.
2) инвестиции за рубежом осуществляются резидентами исключительно за счет собственных средств, использование для этого заемных средств запрещено
3) все виды денежных инвестиций за границу должны осуществляться только в безналичной форме и только через корреспондентские счета уполномоченных банков в банках стран инвестирования
4) все поступления в иностранной валюте (прибыль, дивиденды) от инвестиционной деятельности за рубежом должны быть зачислены на валютные счета резидентов
8 Обеспечение защиты инвестиций осуществляется государственными органами управления экономикой Украины в разных формах Прежде, государство гарантирует такую. защиту всем инвесторам (институциональным и индивиду уальним) Последние имеют одинаковый правовой режим инвестиционной деятельности Законодательство предусматривает условия и порядок вывоза вложенных ценностей и результатов инвестирования (прибыли) Частные инвестиции й не могут быть бесплатно национализированы или реквизированы В предусмотренных действующим законодательством случаях это может сделать государство с возмещением в полном объеме всех убытков, связанных с прекращением ям инвестиционной деятельности, учитывая потерянное выгоду и моральные потеривтрати.
Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Иностранное инвестирование
Инвестиционной деятельностью в Украине, согласно законодательству, является совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства по реализации инвестиций (ч. 1 ст. 2 Закона № 1560).
Одной из форм такой деятельности является иностранное инвестирование, осуществляемое иностранными гражданами, юридическими лицами и государствами (ч.2 ст.2 Закона № 1560).
В соответствии со ст. 1 Закона № 93 под иностранными инвестициями понимаются ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с целью получения прибыли либо достижения социального эффекта.
8.4. Привлечение иностранных инвестиций для развития и усиления эффективности деятельности субъектов хозяйствования
Необходимость привлечения, виды, формы и структура иностранных инвестиций . Развитие и усиление эффективности хозяйствования предприятий Украины в значительной (если не в решающей) мере зависит от общегосударственного инвестиционного потенциала, который формируется за счет различных финансовых источников, в том числе и иностранных инвестиций. Из-за кризисного состояния преобладающей части отечественных предприятий и организаций, недостатка собственных инвестиционных ресурсов, а также вследствие интенсивной интернационализации (интеграции) производственно-хозяйственных систем, объективно необходимым становится все более широкое привлечение иностранных инвестиций. Последние используются для финансовой поддержки отечественных товаропроизводителей и других субъектов хозяйствования, внедрения новых технологий, наращивания экспортного потенциала, структурной перестройки экономики.
Иностранное инвестирование может осуществляться в разных формах в зависимости от типа инвестора, его цели и степени риска, на который он готов. Основными типами прямых иностранных инвестиций обычно бывают:
а)создание совместных предприятий (организаций)
б)ввод в действие (начало деятельности) дочерних предприятий (филиалов)
в)заключение лицензионных соглашений с отечественными фирмами
г)приобретение неконтрольных пакетов акций отечественных фирм-эмитентов
д)покупка контрольных пакетов акций у выпускающих и реализующих их предприятий.
Совместные предприятия создаются и управляются совместно иностранными инвесторами и местными партнерами. В роли последних выступают чаще всего частные фирмы, но таковыми могут быть и государственные предприятия. Несколько иностранных инвесторов из различных стран могут создать совместное предприятие в третьей стране с целью уменьшения стартовых инвестиционных затрат. Совместные предприятия позволяют зарубежным инвесторам занять бoльшую нишу на местном рынке с меньшим предпринимательским риском по сравнению с вариантом прямой покупки местной фирмы на аукционе или создания дочернего предприятия (филиала).
Создание собственных дочерних предприятий (филиалов) как разновидность вложения является наиболее рискованным и связанным с наибольшими обязательствами со стороны иностранного инвестора. Такой вариант, как правило, применяется в стране, на рынках которой можно достичь наибольшего потенциала для получения прибыли (дохода).
Лицензионное соглашение местная фирма заключает в большинстве случаев с соответствующей транснациональной корпорацией. По такому соглашению корпорация передает право на использование новой технологии местной фирме, которая становится ответственной за маркетинг и производство определенного товара. Лицензионное соглашение дает иностранному партнеру возможность выходить на рынок с минимальным предпринимательским риском. Кроме того, иностранные инвесторы могут приобрести акции местной (отечественной) фирмы, с которой заключено лицензионное соглашение.
Приобретение неконтрольных пакетов акций местных фирм осуществляется иностранным инвестором путем прямой покупки на местном фондовом рынке. Поскольку иностранные партнеры вследствие приобретения такого количества акций не обладают правом контролировать деятельность местной фирмы, то такие инвестиции принято называть, как уже отмечалось, портфельными (пассивными). Такой способ инвестирования используется преимущественно в процессе приватизации местных предприятий (организаций) или при обмене долговых обязательств частных, а также государственных субъектов хозяйствования на их акции.
Контрольный пакет акций местных фирм иностранные инвесторы могут приобрести разными способами (в процессе прямой покупки, приватизации, обмена долгов на акции и т.п.). Этот вариант инвестирования отечественных фирм (предприятий, организаций) предоставляет право контроля за их деятельностью. В то же время он предусматривает бoльшие обязательства иностранного инвестора и более длительное время для получения им ожидаемой прибыли. Впрочем, такая форма инвестирования обеспечивает значительные выгоды и местным предприятиям: ускоряет обновление номенклатуры продукции, увеличивает общий объем производства и др.
Иностранный инвестор перед принятием решения о целесообразности инвестирования объекта (объектов) в данной стране должен располагать информацией о степени привлекательности вложений капитала, а также о возможных видах и формах иностранных инвестиций в данной конкретной стране. Основные признаки, которыми обычно пользуются для оценки степени привлекательности инвестирования, а также возможные виды и формы зарубежных инвестиций показаны на рис.8.4 и 8.5 соответственно.
Рис. 8.4. Совокупность признаков, достаточнаядля оценки привлекательности инвестирования в другой стране
Рис. 8.5. Возможные виды и формы иностранных инвестиций
За последние несколько лет заметно изменилась отраслевая структура иностранных инвестиций в Украину. Если в 1995г. их удельный вес в производственных отраслях составлял около 90% общего объема, то в 2000г. — приблизительно 78%. При этом в промышленности Украины он снизился с 51,2 до 35%. В 3 раза сократились иностранные инвестиции в черную и цветную металлургию (с 7,4 до 2,4%) в 2,5 раза — в легкую промышленность (с 5,5 до 2,1%) в 1,7 раза — в машиностроение и металлообработку (с 16,9 до 10%). За этот же период объем прямых иностранных инвестиций увеличился в торговлю (с 22 до 35%), непроизводственную сферу в целом (с 7,5 до 20%), в том числе в здравоохранение — более чем в 50 раз.
Государственное регулирование и эффективность привлечения иностранных инвестиций . Законодательное регулирование иностранных инвестиций в национальную экономику осуществляется несколькими законами Украины, принятыми в течении 1991—1996годов, и декретом Кабинета Министров в Украине.
Закон Украины “О защите иностранных инвестиций в Украине” (1991г.) содержит такие принципиальные положения: а) инвестиции, прибыль, законные права и интересы иностранных инвесторов защищаются законами Украины б) государство не может реквизировать иностранные инвестиции за исключением случаев стихийного бедствия в) иностранным инвесторам гарантируется возможность перевода за границу их прибыли и других сумм, полученных на законных основаниях.
Национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности в отношении иностранных инвестиций установлен Законом Украины “Об иностранных инвестициях” (1992г.). Этим законом предусмотрено, что: 1) иностранные инвестиции в Украине не подлежат национализации 2) иностранные инвестиции имеют гарантии на 10 лет на случай изменений законодательства Украины об иностранных инвестициях 3) устанавливается ряд налоговых льгот для предприятий с иностранными инвестициями.
Декретом Кабинета Министров Украины “О режиме иностранного инвестирования” (1993 г.) иностранным инвесторам после оплаты налогов, сборов и других обязательных платежей гарантируется беспрепятственный и без задержки перевод за границу их доходов (прибыли) и других средств в иностранной валюте, полученных на законном основании. В случае установления законодательными актами Украины новых видов налогов функционирующие предприятия с иностранными инвестициями освобождаются от них на 5 лет. Относительная величина привлекаемых иностранных инвестиций должна составлять не менее 20% уставного капитала предприятия.
Закон Украины “О государственной программе поощрения инвестиций в Украине” (1994г.) определяет: приоритетные сферы для иностранного инвестирования требования к инвесторам, претендующим на получение дополнительных льгот льготы, которые предоставляются инвестиционным проектам в приоритетных сферах. При этом к приоритетным сферам для иностранного инвестирования в Украине отнесены: агропромышленный, лесопромышленный, топливно-энергетический и металлургический комплексы машиностроение медицинская, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность связь транспортная и социальная инфраструктуры.
Предъявляемые к иностранным инвесторам требования состоят в следующем:
Иностранным инвестиционным проектам в приоритетных сферах предоставляются определенные льготы. Основными из них являются: применение норм ускоренной амортизации увеличение периода освобождения от налога на прибыль и добавленную стоимость возвращение 50% экспортной пошлины на товары производственного назначения и 100% на детали, узлы и агрегаты, импортируемые по кооперации предоставление кредита на льготных условиях страхование инвестиционных рисков.
В Законе Украины “О режиме иностранного инвестирования” (1996 г.) четко определены разновидности иностранных инвестиций и формы их осуществления в Украине, описаны государственные гарантии защиты иностранных инвестиций (те же самые, что и в ранее принятых законодательных актах Украины). Кроме того, в законе оговорено, что иностранными инвесторами в Украине могут быть:
1)юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством других стран
2)физические лица — иностранцы, не имеющие постоянного места жительства в Украине
3)иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации
4)другие иностранные субъекты инвестиционной деятельности.
В отдельном разделе изложены основы деятельности иностранных инвесторов в соответствии с концессионными договорами (контрактами), регламентирован порядок производственной кооперации, совместного производства и других видов общей инвестиционной деятельности.

Предприятиями с иностранными инвестициями считаются такие, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют не менее 10%. Имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставной фонд отечественного предприятия (кроме товаров для реализации или личного потребления), освобождается от обложения пошлиной. Для всех иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.
Целенаправленные и умело использованные иностранные инвестиции в большинстве случаев являются высокоэффективными как для самого иностранного инвестора, так и для предприятия страны — получателя инвестиций. При условии политической стабильности и экономически благоприятного инвестиционного климата иностранный инвестор всегда будет иметь прибыль от вложения собственного капитала в то или другое местное предприятие.
Эффективность иностранных инвестиций характеризуется прежде всего размером дивидендов или прибылью (доходом) на единицу) вложенных финансовых средств и сроком окупаемости последних. В Украине, например, упомянутые показатели реально имеют высокие значения и этим самым подтверждают эффективность иностранных инвестиций.
Важно отметить, что иностранные инвестиции, привлеченные отечественными предприятиями, должны активно способствовать освоению последними новых видов продукции, существенному увеличению ее производства, а иногда — даже и решению проблем неплатежей.
Памятка инвестору
Иллюстрация www.sxc.hu
Иностранные инвесторы все охотнее вкладывают свои капиталы в Украину. По данным Госкомстата, по состоянию на 1 января 2008 года общий объем прямых иностранных инвестиций в Украину составил $ 29 489,4 млн, что на 36,5 % больше, чем на начало прошлого года. И возможно, именно поэтому в консультационной практике нашего издания все чаще встречаются вопросы, так или иначе связанные с иностранными инвестициями. Данная статья поможет вам составить представление о том, как организовать предприятие с иностранными инвестициями, а также предупредить проблемы, которые при этом могут возникнуть.
Какие бывают инвестиции
Основным законодательным актом, регулирующим деятельность иностранных инвесторов в Украине, является Закон об иностранных инвестициях[1]. Кроме того, достаточно подробно этот вопрос освещен в Хозяйственном кодексе Украины от 16.01.2003 № 436-IV. В соответствии с данными документами иностранные инвесторы – это иностранные юридические и физические лица, а также иностранные государства, международные правительственные и неправительственные организации, которые осуществляют инвестиционную деятельность на территории Украины. Иностранными инвестициями считаются ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.
Иностранные инвестиции могут осуществляться в виде:
Ст. 2 Закона об иностранных инвестициях
Основной формой вложения иностранных инвестиций является создание предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий. Предприятием с иностранной инвестицией считается предприятие любой организационно-правовой формы собственности, иностранная инвестиция в уставном фонде которого составляет не менее 10 %. Предприятие же, в уставном фонде которого иностранная инвестиция составляет 100 %, считается иностранным предприятием[2]. Статус предприятия с иностранными инвестициями хозяйствующий субъект получает со дня зачисления иностранной инвестиции на его баланс.
Отметим, что за исключением некоторых нюансов особой разницы в правовом регулировании деятельности предприятия с иностранными инвестициями и иностранного предприятия нет. Нюансом можно считать, например, то, что иностранные предприятия не могут быть созданы в отраслях, имеющих стратегическое значение для безопасности государства.
Оценка иностранных инвестиций
Большое значение при создании предприятия имеет вопрос оценки иностранной инвестиции. Иностранные инвестиции и инвестиции Украинских партнеров оцениваются в иностранной конвертированной валюте и валюте Украины по договоренности сторон на основе цен международных рынков или рынка Украины. В то же время в учете предприятия инвестиции указываются в гривнях. При этом инвестиционные суммы пересчитываются из иностранной валюты в валюту Украины по официальному курсу НБУ на дату фактического осуществления инвестиций.
Регистрация
Прежде чем начать свою деятельность в Украине, предприятие с иностранными инвестициями должно зарегистрироваться как юридическое лицо. Такая регистрация осуществляется в соответствии с Законом Украины от 15.05.2003 № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» и практически ничем не отличается от регистрации обычного предприятия, за исключением того, что кроме общего пакета документов, который требуется в подобных случаях, учредителю-иностранцу потребуется также представить легализованный в установленном порядке документ, подтверждающий его регистрацию в стране его местонахождения (например, выписка из торгового, банковского или судебного реестра и т.д.).
Кроме государственной регистрации предприятия, регистрации подлежат и сами иностранные инвестиции. Делается это для того, чтобы предприятие смогло получить права на предусмотренные законодательством льготы и гарантии. Регистрация иностранных инвестиций осуществляется согласно Положению о регистрации[3] Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями на протяжении трех рабочих дней после их фактического внесения. Для того чтобы зарегистрировать иностранную инвестицию, иностранный инвестор (или уполномоченное им лицо) должен представить органу государственной регистрации следующие документы:
Отметим, что органы регистрации не имеют права требовать представления каких-либо других дополнительных документов. Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен только в том случае, если их осуществление противоречит законодательству Украины или представленные документы оформлены неправильно либо не в полном объеме. Поэтому остановимся на подготовке документов более подробно.
Форма информационного сообщения о внесении иностранной инвестиции содержится в приложении 1 к Положению о регистрации. При ее заполнении у вас вряд ли возникнут проблемы, поскольку существует подробный Порядок заполнения информационного сообщения о внесении иностранной инвестиции (приложение 2 к Положению о регистрации). Следует, однако, помнить, что на заполненном и представленном органу регистрации экземпляре сообщения должна быть отметка государственной налоговой инспекции по месту осуществления инвестиции, подтверждающая ее фактическое внесение.
Документами, подтверждающими форму осуществления иностранной инвестиции, являются учредительные документы, договоры (контракты) о производственной кооперации, совместном производстве и других видах совместной инвестиционной деятельности, концессионные договоры и т.п.
Что же касается документа, подтверждающего оплату регистрации, то под ним понимается банковский документ – платежное поручение, квитанция и т.д. За государственную регистрацию иностранной инвестиции взимается плата в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. На сегодняшний момент эта сумма составляет 340 грн. (17 грн. х 20). Следует также помнить, что в случае отказа в регистрации внесенные за регистрацию средства заявителю не возвращаются.
Государственная регистрация иностранной инвестиции осуществляется путем присвоения информационному сообщению регистрационного номера, который на всех трех экземплярах удостоверяется подписью должностного лица и скрепляется печатью органа государственной регистрации. Первый экземпляр информационного сообщения возвращается заявителю в качестве подтверждения факта государственной регистрации иностранной инвестиции. Отметим, что регистрационный номер содержит интересную информацию о самой инвестиции. В частности, вторая цифра в номере указывает на то, в каком виде поступила инвестиция (иностранная валюта, валюта Украины, движимое или недвижимое имущество и т.д.). Третья же цифра характеризует форму, в которой вложена инвестиция (долевое участие в предприятии, создание предприятия, принадлежащего иностранному инвестору, и т.д.).
Если вдруг случится так, что вы потеряете информационное сообщение, волноваться не стоит, за определенную плату регистрационный орган выдаст вам дубликат. На его оформление может уйти до пяти рабочих дней. Следует, однако, помнить, что перед обращением в регистрационный орган нужно опубликовать в официальной прессе объявление о признании недействительным потерянного информационного сообщения. Для получения дубликата информационного сообщения представляются: документ, подтверждающий публикацию соответствующего объявления в прессе, а также документ, подтверждающий внесение платы за выдачу дубликата[4].
В случае если инвестор решил полностью или частично вывезти иностранную инвестицию из страны, он должен уведомить об этом регистрирующий орган. И хотя каких-то специальных штрафных санкций в случае неуведомления не предусмотрено, обойтись без этого вряд ли удастся. Ведь информационное сообщение с соответствующей отметкой о вывозе нужно будет предъявить таможенным и прочим органам, контролирующим вывоз иностранной инвестиции за границу.
Налогообложение
С первых дней независимости Украины деятельность предприятий с иностранными инвестициями была поставлена в чрезвычайно льготные условия по сравнению с отечественными предприятиями. Достаточно сказать, что иностранные инвесторы на 5 лет освобождались от уплаты основных налогов (налога на прибыль предприятий, НДС, пошлины), были защищены от введения новых налогов, имели другие льготы. Однако широкое применение налоговых льгот не привело к ожидаемому увеличению поступления иностранных инвестиций. В то же время в целях получения налоговых льгот было создано немало фиктивных совместных предприятий. Поэтому в последнее десятилетие экономическая политика государства в сфере налогообложения иностранных инвестиций была направлена на постепенную отмену льгот. В действующей редакции Закона об иностранных инвестициях места для налоговых льгот инвесторам не нашлось, за исключением освобождения их от уплаты ввозной пошлины. А согласно Закону Украины от 17.02.2000 № 1457-III «Об устранении дискриминации в налогообложении субъектов предпринимательской деятельности, созданных с использованием имущества и средств отечественного происхождения» на территории Украины к субъектам предпринимательской деятельности, созданным при участии иностранных инвестиций, независимо от формы и времени их внесения, применяется национальный режим валютного регулирования, а взимание налогов и сборов осуществляется по правилам, установленным для отечественных предприятий.
Напомним, имущество, ввозимое в Украину как взнос иностранного инвестора в уставный фонд (кроме товаров для реализации или собственного потребления), освобождается от обложения пошлиной . При этом таможенные органы осуществляют пропуск такого имущества на основании выданного предприятием простого векселя на сумму пошлины с отсрочкой платежа не более чем на 30 календарных дней со дня оформления ввозной ГТД. Вексель погашается и пошлина не взимается, если на протяжении указанного периода имущество было зачислено на баланс и на экземпляре векселя налоговая инспекция поставила соответствующую отметку. Однако следует помнить, что если на протяжении трех лет со времени зачисления иностранной инвестиции на баланс такое имущество отчуждается, в том числе в связи с прекращением деятельности предприятия (кроме вывоза иностранной инвестиции за границу), предприятие с иностранными инвестициями уплачивает ввозную пошлину в полном объеме.
До 31 марта 2005 года ввоз в Украину основных фондов в качестве инвестиций не облагался налогом на добавленную стоимость. Однако с указанной даты в связи с принятием Закона Украины от 25.03.2005 № 2505-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» такой ввоз в Украину является объектом обложения НДС на общих основаниях. В случае уплаты НДС налогоплательщик имеет право включить уплаченную сумму налога в налоговый кредит.
Что же касается налога на прибыль, то в соответствии с пп. 4.2.5 ст. 4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» суммы средств или стоимость имущества, поступающие плательщику налога в виде прямых инвестиций[5], не включаются в состав валового дохода. Если в дальнейшем предприятие осуществляет в интересах нерезидента или уполномоченного им лица любую выплату дивидендов, оно обязано удерживать из таких доходов налог по ставке 15 % от их суммы.
Говоря об особенностях внесения и использования иностранных инвестиций, следует также иметь в виду, что они в значительной степени зависят от содержания международных договоров, подписанных Украиной. Международные соглашения являются составной частью национального законодательства. Согласно ст. 9 Конституции Украины и ст. 6 Закона об иностранных инвестициях, если международными договорами Украины установлены правила, отличные от предусмотренных законодательством Украины, применяются правила международного договора.
________________________________________
[1] Закон Украины от 19.03.1996 № 93/96-ВР «О режиме иностранного инвестирования».
[2] Согласно Хозяйственному кодексу Украины иностранное предприятие может быть как унитарным (т.е. созданным одним лицом), так и корпоративным (созданным двумя и более лицами).
[3] Положение о порядке государственной регистрации иностранных инвестиций, утвержденное постановлением КМУ от 07.08.1996 № 928.
[4] За выдачу дубликата информационного сообщения взимается плата в размере 40 % регистрационного сбора. На сегодняшний момент это составляет 136 грн. (340 грн. х 0,4).
[5] Прямая инвестиция – это хозяйственная операция, которая предусматривает внесение средств или имущества в уставный фонд юридического лица в обмен на корпоративные права, эмитированные таким юридическим лицом.
Источники:
Следующие статьи:
- Налоговые льготы для пенсионеров по транспортному налогу рязани
- Налоговые льготы предпринимателям продлят до 2018 года
Комментариев пока нет!