Проблемы льготного лекарственного обеспечения
Курские льготники месяцами ждут лекарства
Курские льготники все чаще жалуются на то, что в аптеках региона нет льготных лекарств. Жизненно необходимые препараты им приходится ждать по два, три месяца, а то и полгода.
Проблема с обеспечением льготными лекарствами не нова и не выделяет Курскую область среди других регионов. Удивляет то, что в других субъектах наличие проблемы признают, у нас же – лишь частично. Понятно, что, если проблемы нет, работать над её решением никто не будет.
Сомневаемся мы и в том, что курские льготники просто так, от нечего делать, звонят в нашу редакцию. К нам обращаются люди разных возрастов, имеющие разные заболевания. Но основная масса – диабетики и люди с онкологическими заболеваниями. Этой категории граждан жить без постоянного употребления препаратов сложно, а порой и невозможно.
– Лекарств нет уже два месяца, – рассказывает Владимир Плаксин. – У меня онкология, у жены сахарный диабет. Звоним по всем инстанциям – никто нам ответа дать не может. В аптеках просто говорят: «Нет, и не знаем, когда будет». А что нам делать? Кому–то сын из Москвы лекарства прислал, кому–то дочь из–за рубежа, а многим некому прислать…
Проблемы нет?
Редакция «АиФ–Курск» отправила официальный запрос в региональный комитет здравоохранения с просьбой объяснить ситуацию. Публикуем ответ с небольшими сокращениями.
«Условно всё лекарственное обеспечение можно разделить на три направления. Одно из них – это обеспечение лекарственными препаратами по семи высокозатратным нозологиям (гемофилия, рассеянный склероз, муковисцидоз, онкогематология, гипофизарный нанизм, трансплантация органов и тканей, болезнь Гоше), закупка лекарственных препаратов осуществляется Министерством здравоохранения РФ на основе заявки Курской области. Проблем с обеспечением данной категории граждан нет.
Второе направление – это региональный сегмент лекарственного обеспечения за счёт средств федерального бюджета. Ежегодно законом Российской федерации определяется норматив финансирования на одного льготника.
Закупка медикаментов осуществляется в соответствии с заявками медицинских учреждений Курской области и согласно законодательству о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, для государственных и муниципальных нужд.
В ходе льготного лекарственного обеспечения населения Курской области по региональному субъекту возникают проблемы, связанные с увеличением числа льготных категорий граждан в течение года (как правило, вновь получившие группу инвалидности), что вызывает необходимость уточнения суммы передаваемой субвенции со стороны Министерства здравоохранения РФ. Для обеспечения лекарственными средствами в полном объёме и необходимом ассортименте проводятся дополнительные закупки лекарственных средств. До момента перечисления дополнительных сумм субвенций вопросы обеспечения решаются путём перераспределения лекарственных препаратов между аптечными учреждениями, а также путём персонального отпуска. Приоритетное значение имеет обеспечение участников и инвалидов Великой Отечественной войны. Получение льготных медикаментов данной категорией граждан находится на постоянном контроле в комитете здравоохранения Курской области. В случае крайней необходимости осуществляется отпуск лекарственных средств за счёт областного бюджета.
Третье направление – обеспечение лекарственными препаратами населения Курской области за счёт средств областного бюджета.
Закупка лекарственных средств осуществляется в соответствии с заявками лечебно–профилактических учреждений города и области. Заявка составляется исходя из численности лиц, не отказавшихся от получения набора социальных услуг и находящихся на диспансерном наблюдении.
Проблемы связана с тем, что за счёт областного бюджета ведётся отпуск лекарственных препаратов, не вошедших в Перечень, утверждённый Министерством здравоохранения и социального развития РФ. В основном это жители Курской области, страдающие тяжёлыми – орфанными заболеваниями, такими как мукополисахаридоз, тип II, лёгочная (артериальная) гипертензия, юношеский артрит с системным началом и т. д. Доля финансовых затрат на льготное лекарственное обеспечение вышеуказанных пациентов достаточно велика.
Потребность в лекарственном обеспечении жителей Курской области постоянно увеличивается, что требует уточнения бюджета текущего года, проведения дополнительных закупок лекарственных препаратов и, следственно, определённый временный период».
Без ответа
На вопрос, что делать льготнику в этой ситуации, нам ответили: «Для получения информации по вопросам льготного обеспечения куряне могут обращаться в филиалы аптеки ОАО «Курская фармация», ООО «Губернская аптека», в г. Железногорске и Железногорском районе – в аптеки структуры МУП «Витафарм». Кроме того, информация о наличии льготных лекарственных препаратов имеется в лечебно–профилактических учреждениях, еженедельно информируемых аптечными организациями». Люди обращаются и получают ответ: «Лекарств нет, и неизвестно, когда будут».
Вопрос, поставленный в заголовке, оказался риторическим. Найти на него ответ нам так и не удалось, не удалось найти и человека, способного его дать. В Росздравнадзоре нам посоветовали обратиться в комитет здравоохранения.
Судя по имеющемуся ответу, комитет признаёт, что проблема льготного лекарственного обеспечения в регионе есть, но касается она не всех льготников. В частности, курян, имеющих онкологические заболевания и сахарный диабет, она беспокоить и вовсе не должна. Звонки читателей говорят о другом.
ОНФ в Югре предложил пути решения проблем льготного лекарственного обеспечения жителей региона
ОНФ в Югре предложил пути решения проблем льготного лекарственного обеспечения жителей региона
На площадке ОбщеРоссийского народного фронта в Югре была обсуждена проблема льготного лекарственного обеспечения. Как правило, это отсроченные рецепты, недостаток информации для пациентов, задержка выписки и назначения обезболивающих лекарств тяжелобольным людям. Эксперты рабочей группы «Социальная справедливость» регионального штаба ОНФ, врачи-специалисты, сотрудники фармацевтической отрасли сошлись во мнении, что проблемы – в основном организационные, и предложили правительству автономного округа пути решения.
«По поручению президента РФ, лидера ОНФ Владимира Путина в рамках подготовки к ВсеРоссийскому форуму ОНФ по здравоохранению мы проводим анкетирование пациентов и изучаем наиболее острые проблемы в медицине, одна из которых – льготное лекарственное обеспечение, – сообщила сопредседатель регионального штаба ОНФ в Югре Лариса Белоцерковцева. – Проблема осложняется тем, что ответственность за лекарственное обеспечение пациентов сейчас частично или полностью передается с федерального на региональный уровень».
Льготное лекарственное обеспечение затрагивает интересы 255 тыс. жителей Югры. Одна из главных проблем – это отсроченные рецепты, то есть ситуация, когда жизненно необходимое лекарство отсутствует в аптечной сети. На начало апреля в регионе было зафиксировано более 5,5 тыс. таких случаев по региональной льготе и более 2 тыс. – по федеральной. На эту проблему наслаивается и другая – информационный вакуум, когда ни лечащий врач, ни центр лекарственного мониторинга не могут предоставить пациенту ответ, когда он сможет получить лекарство.
Заместитель главы города Сургута Александр Пелевин отметил, что проблемы всегда были и будут: «Сегодня это несвоевременно проведенные аукционы, нестабильный курс валют, а завтра может быть что-то другое. Нужно искать варианты: проводить опережающие торги, закладывать средства в бюджет для закупки лекарств на более длительный срок». Способы рационального использования бюджетных средств предлагают и больничные общественные советы.
Так, нефтеюганцы предложили исключить из льготного перечня ряд лекарств и увеличить количество наиболее востребованных: тест-полоски, инсулины. Советник главы города Сургута Дмитрий Сухарев высказал мнение о целесообразности утверждения на уровне окружного департамента здравоохранения единого алгоритма выписки и назначения лекарств для онкобольных.
Высказанные предложения включены в резолюцию и направлены правительству региона. Активисты движения оставляют на контроле ситуацию с льготным лекарственным обеспечением. В ближайшее время в рамках подготовки к ВсеРоссийскому форуму ОНФ по здравоохранению «фронтовики» планируют обсудить доступность первичной помощи в сельской местности и работу фельдшерско-акушерских пунктов.
Источник публикации - Ремедиум
Проблемы льготного лекарственного обеспечения возникли в начале 1990-х гг. в период формирования рыночных отношений. Причинами этого является комплекс неблагоприятных социально-экономических факторов, в том числе ухудшение здоровья населения, снижение продолжительности жизни, рост социально значимых заболеваний, а также дефицит финансирования, который привел к росту задолженности перед аптечными организациями за отпуск лекарственных средств (ЛС) по бесплатным и льготным рецептам декретированным группам населения.
В 1994 г. Правительством РФ было утверждено Постановление от 30.07.1994 №890 О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами, в соответствии с которым отдельным группам населения и лицам с определенными заболеваниями ЛС по рецептам врача должны отпускаться бесплатно или на льготных условиях (с 50% скидкой). Введение в действие такого постановления было обусловлено перестройкой экономических отношений в сфере обращения ЛС, ростом цен на них, что сделало ЛС недоступными для населения с низким уровнем доходов.Следует подчеркнуть, что предоставленные
Правительством РФ льготы не были подкреплены соответствующими объемами финансирования. Это привело к огромной задолженности бюджета перед аптеками за отпущенные ЛС, а в конечном итоге к снижению качества лекарственной помощи.
Несмотря на принятые Правительством РФ постановления о предоставлении отдельным категориям населения права на бесплатное лекарственное обеспечение, обязательства государства из-за дефицита финансовых средств выполнялись не в полном объеме. Государство вынуждено было признать необходимым выравнивание условий обеспечения доступности и качества лекарственной помощи для всех слоев населения.
В соответствии с превышением в последние годы доходной части государственного бюджета над расходной, показатели социально-экономического развития страны улучшились. Это позволило увеличить расходы на реализацию мер социальной поддержки, в том числе на поддержку 16,3 млн. человек, нуждающихся в необходимой лекарственной помощи за счет средств федерального бюджета. В связи с определением реформ в сфере здравоохранения в качестве абсолютных приоритетов, появилась реальная возможность улучшить лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан.
В субъектах Российской Федерации обратили внимание на льготное лекарственное обеспечение только в 2005 г. (с началом реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения) после выхода Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в котором была предусмотрена система более справедливой государственной поддержки граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе в части лекарственного обеспечения социально уязвимых категорий населения.
Основными принципами системы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) являются: персонификация учета лекарственной помощи, оказываемой в рамках единого перечня лекарственных средств с единым уровнем цен, сформированного по международным непатентованным наименованиям (МНН) на условиях гарантированного обеспечения, ликвидация существующей диспропорции в лекарственном обеспечении на территории Российской Федерации.
В процессе изучения установлено, что до 2005 г. социальные гарантии, связанные с предоставлением гражданам необходимой лекарственной помощи, из-за дефицита финансовых средств носили декларативный характер.
Степень удовлетворения объемов потребности в необходимой лекарственной помощи в разных субъектах составляла от 30 до 100%.
Территориальные программы государственных гарантий бесплатной лекарственной помощи не реализовывались в полном объеме из-за дефицита финансовых средств.
В результате образовались значительные диспропорции в подушевых нормативах возмещения стоимости лекарственной помощи, которые в разных регионах отличались в 4 раза.
В модели ДЛО конкретизированы следующие функции:
Технология реализации системы ДЛО состоит из нескольких направлений:
- Организация персонифицированного учета субъекта ДЛО.
- Формирование перечня лекарственных средств.
- Формирование справочных баз данных.
- Выбор фармацевтической организации, обеспечивающей поставки лекарственных средств.
- Формирование договорных отношений с субъектами ДЛО.
- Формирование заявок.
- Организация поставок.
- Организация отпуска ЛС в аптечных предприятиях.
- Организация информационного взаимодействия и системы управления запасами.
- Организация отчетности по отпущенным ЛС.
- Организация финансирования предоставленного лекарственного обеспечения.
- Мониторинг реализации системы.
- Контроль реализации Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ в части дополнительного лекарственного обеспечения.
Однако к программе ДЛО-ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами) имелось много претензий как со стороны пациентов, так и со стороны властей и законодателей. Расходы на программу ОНЛС росли, но в то же время росло количество жалоб и претензий. За время реализации программа неоднократно претерпевала изменения, но самая значительная модернизация произошла в 2008 г.:
Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий субъектам Российской Федерации переданы полномочия по проведению аукционов на размещение государственного заказа на поставку необходимых лекарственных средств для отдельных категорий граждан при предоставлении государственной социальной помощи и организацию лекарственного обеспечения.
Кроме этого, к мероприятиям, связанным с модернизацией программы в 2008 г. можно отнести:
При этом модернизация предполагала не только передачу финансовых возможностей, но и передачу ответственности за лекарственное обеспечение в субъектах РФ.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в 2008 г. делится на две части:
Меняется схема лекарственного обеспечения: полномочия по лекарственному обеспечению делегируются в субъект РФ, при этом объем средств не сокращается, а увеличивается (Федеральный закон от 18.10.2007 №230-ФЗ).
Закупки (как централизованные, так и региональные) осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд методом аукциона.
Предполагалось, что новая конфигурация программы ОНЛС позволит:
Передача полномочий в субъекты РФ сыграла определенную роль в стабилизации лекарственного обеспечения, значительно снизилась доля отсроченного обеспечения.
Больше внимания стали в субъектах РФ уделять администрированию программы, в то же время проблемы в реализации программы ОНЛС остаются, это:
- Снижение уровня финансирования лекарственного обеспечения льготных категорий граждан за счет бюджетов субъектов Российской Федерации (в соответствии с ПП РФ № 890, целевыми программами).
- Качество определения потребности (составления заявки) в ЛС, а также качество и эффективность проведения аукционных процедур в рамках закупок, производимых субъектами РФ.
- Проблемы, связанные с управлением товарными запасами, финансовыми потоками, выпиской ЛС.
- Проблемы информационного взаимодействия участников реализации программы ОНЛС.
- В рамках централизованных закупок:
- большое количество дополнительных заявок от субъектов РФ после проведения аукциона и подписания государственных контрактов, отсутствие четкого механизма определения потребности субъектов РФ в дорогостоящих ЛС
- отсутствие эпидемических расчетов (ожидаемое количество пациентов по каждой нозологии)
- некорректное ведение регистра пациентов субъектами РФ
- отставание в оформлении документации по приемке ЛС в рамках поставок по высокозатратным нозологиям (особенно в начале 2008 г.) - недостаточная нормативно-правовая база
- наличие значительных остатков ЛС, возникших вследствие неправильного определения потребности
- проблемы с ограниченными сроками годности ЛС
и другие.
Все это говорит о необходимости дальнейшего совершенствования лекарственного обеспечения.
В настоящее время лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях в рамках ОНЛС является мерой социальной поддержки, а в условиях стационара относится к медицинской помощи. Источники финансирования медицинской, в том числе лекарственной, помощи составляют: бюджеты различных уровней (региональный, муниципальный), средства ОМС, личные средства граждан.
Основным направлением разрабатываемой лекарственной политики в Российской Федерации является:
Заказать оригинальную
Детальная информация о работе
Выдержка из работы
Программа дополнительного лекарственного обеспечения предоставляет широкие возможности для оказания медико-социальной помощи таким больным в РФ. Так, по словам Виталия Владимировича Омельяновского, председателя секции «Социальные вопросы и охрана здоровья населения России» Экспертного совета Комитета по социальной политике, до внедрения этой программы по ряду хронических заболеваний больные в различных регионах РФ получали абсолютно разное лечение. Наиболее обеспеченными с этой точки зрения были пациенты Москвы, Самары, меньше – Санкт-Петербурга, Тольятти. «После того, как заработала программа ДЛО, все больные вне зависимости от того, где они находятся, должны получать адекватное и достаточное лечение, – отметил Виталий Омельяновский: – Таким образом, можно говорить о том, что так называемые географические различия, как фактор ограничения доступности лекарственных препаратов, фактически сходят на нет. Но, только в том случае, если программа эффективно работает в регионах».
Программа ДЛО реализуется на территории РФ с 1 января 2005 года (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Участники программы ДЛО:
• Граждане, имеющие право на получение льготных лекарственных средств – 14 171 824 чел.
• Оптовые фармацевтические организации – 133.
• Лечебно-профилактические учреждения – 22 090.
• Врачи – 13 106.
• Аптеки – 10 042.
• Пункты отпуска – 12 226.
(Из доклада Е.А. Тельновой, Заместителя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития РФ)
Однако, система далека от идеала.
Актуальность темы. Впервые в нашей стране самые незащищенные категории населения получили возможность бесплатно лечиться высокоэффективными препаратами.
Задачи. Рассмотреть Проблемы лекарственного обеспечения населения, имеющего право на льготы.
Объект исследования. Льготное лекарственное обеспечение.
Предмет исследования. Проблемы льготного лекарственного обеспечения на примере Тюменской области, в частности ХМАО (г.Мегион)

Содержание
Введение 3
История вопроса льготного лекарственного обеспечения населения 5
Льготное лекарственное обеспечение в ХМАО (г.Мегион) 15
Положительный аспект 15
Проблемы 20
Выводы 24
Литература 26
Список литературы
1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1) (ред. от 27.12.2009).
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 25.12.2009) «О государственной социальной помощи» (принят ГД ФС РФ 25.06.1999) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.01.2010).
3. Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 05.08.2004) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.03.2010).
4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 05.05.2010) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (принят ГД ФС РФ 08.07.2005).
5. Федеральный закон от 18.10.2007 № 230-ФЗ (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (принят ГД ФС РФ 05.10.2007) (с изм. и доп. вступающими в силу с 01.03.2010).
6. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (принят ГД ФС РФ 24.03.2010).
7. Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 (ред. от 14.02.2002) «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
8. Постановление Правительства РФ от 05.12.2008 № 913 (ред. от 28.08.2009) «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год».
9. Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 23 июня 2000 г. № 59-оз «Об организации лекарственного обеспечения населения в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» (в ред. Законов ХМАО от 13.02.2001 N 11-оз, от 17.04.2001 N 36-оз, от 08.10.2004 N 50-оз, от 31.12.2004 N 99-оз)
10. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31 октября 2007 г. № 162-оз «О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» на 2008-2010 годы» (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 22 октября 2007 года).
11. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 12 мая 2009 г. № 72-оз «О территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ханты-Мансийского автономном округе – Югре на 2009 год (принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 29 апреля 2009 года).
12. Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.12.2006 г. №311-п «О реализации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре по обеспечению лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания, отпускаемыми по рецептам бесплатно или с 50-процентной скидкой за счет средств бюджета автономного округа» (с изменениями на 24.06.2008 г.)
13. Приказ Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27.01.2009 г. № 20 «Об утверждении методических рекомендаций по осуществлению взаимодействия участников программ льготного лекарственного обеспечения на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2009 году».
14. Приказ Департамента здравоохранения ХМАО № 420 от 15.09.2009 г «Об актуализации Регистра отдельных категорий граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре за счёт средств бюджета автономного округа и Регистра медицинских работников, полномочных осуществлять выписку льготных рецептов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
15. Соглашение между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и муниципальным образованием о взаимодействии по вопросам реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения и совершенствования муниципальной системы здравоохранения в автономном округе на 2008 - 2010 годы № 04 113-08 от 11 марта 2008 года.
16. Регламент взаимодействия участников программы по дополнительному лекарственному обеспечению (ДЛО) за счёт средств федерального бюджета и лекарственного обеспечения за счёт средств регионального бюджета (РЛО) по г. Мегион, утверждённый 02.04.2007.
17. Городская целевая программа «Реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения на территории муниципального образования городской округ город Мегион на 2008-2010 годы» (принято решением Думы города Мегиона от 31.01.2008 № 402).
Аннотация
Рассматриваются проблемы совершенствования лекарственного обеспечения в России. Выделяются современные проблемы недостаточности финансирования лекарственного обеспечения . необходимость модернизации системы лекарственного обеспечения через разработку и внедрение новой концептуальной модели обеспечения населения России лекарственными средствами.
Abstract 2012 year, VAK speciality - 08.00.00, author - KOPILEVICH VALERIYA VADIMOVNA.
Группа исследователей из Университета Саутгемптона завершила полное описание крабов вида Kiwa tyleri. Эти крабы были открыты еще в 2010 году вблизи гидротермальных источников в Антарктиде, однако только сейчас ученым удалось с помощью генетического анализа подтвердить – Kiwa tyleri действительно совершенно новый и исключительно интересный вид крабов.
Американские астрономы во главе с Сыи Сюем (Siyi Xu) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили необычное инфракрасное свечение из окрестностей белых карликов. По их мнению, оно показывает, что у таких звезд могут сохраняться собственные планеты. Соответствующая работа <a href=http://iopscience.iop.org/2041-8205/806/1/L5/>опубликована</a> в <i><span></span>Astrophysical Journal Letters<span></span></i>, с ее препринтом можно <a href=http://arxiv.org/abs/1505.02614>ознакомиться</a> на arXiv.org, кратко о ней <a href=http://www.jpl.nasa.gov/news/news.php?release=2015-218&amprn=news.xml&amprst=4639>пишет</a> NASA.<p>
Читать полностью
Особенности функционирования программы льготного лекарственного обеспечения населения
В настоящее время в России, как и во всех странах мира, при определении потребности в лекарственном обеспечении населения сталкиваются с проблемой дефицита финансовых средств на покрытие затрат на лечение. Социальная политика развитых государств преследует одновременно две цели: обеспечение пациентов качественной лекарственной помощью и экономное расходование дефицитных средств. В развитых странах средства медицинского страхования покрывают значительную часть необходимых расходов на приобретение лекарств практически для всего населения. Современная Российская система льготного лекарственного обеспечения, действующая на основании федерального закона от 17.07.1999 № 178-фЗ &ldquoО государственной социальной помощи&rdquo (в ред. федерального закона от 26.08.2004 № 122-фЗ), по мнению ряда авторов, узка по охвату населения и дискриминационна в отношении многих его слоев.
По нашим данным, в Псковской области из 24 092 граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на лекарственное обеспечение, более 30 вынуждены частично покупать ЛС в аптеках даже при наличии льгот. В то же время больной, не входящий ни в одну из льготных категорий граждан, должен оплачивать выписанные ему врачом лекарства из собственного кармана. В связи с этим возрастает актуальность разработки путей оптимизации функционирования системы льготного лекарственного обеспечения в Российской федерации.
Наша цель - изучить особенности функционирования системы льготного лекарственного обеспечения на региональном уровне и предложить пути ее оптимизации. В процессе проведенного исследования в качестве основных методов применены клинико-экономический, социологический, описательный, статистико-математический и аналитический.

С 1 января 2008 г. принципиально изменена схема работы по программе дополнительного лекарственного обеспечения в связи с передачей полномочий на уровень субъекта Рф в соответствии с федеральным законом от 18.10.2007 № 230-фЗ &ldquoО внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий&rdquo. федеральным органам (Росздраву) поручена реализация части программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), предназначенной для больных &ldquoдорогостоящими&rdquo нозологиями (заболеваниями), что регулируется постановлением Правительства Рф от 17.10.2007 № 682 &ldquoО централизованной закупке в 2008 и 2009 гг. лекарственных средств, предназначенных для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей&rdquo.
Другая часть программы ОНЛС (обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также обеспечение специализированными продуктами лечебного питания детей-инвалидов) для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с федеральным законом от 17.07.1999 № 178-фЗ, с 2008 г. выполняется органами власти субъекта Рф за счет средств федерального бюджета. Лимит финансирования программы в 2008 г. составляет 417,0 руб. в месяц на гражданина. Проблемы функционирования системы льготного лекарственного обеспечения характерны не только для Псковской области, но и для большинства областей Российской федерации, где федеральная программа ОНЛС не финансируется из средств бюджета субъекта Рф.
Финансирование системы льготного лекарственного обеспечения
В 2005 г. в первый год реализации норм федерального закона от 17.07.1999 № 178-фЗ (в ред. федерального закона от 22.08.2004 № 122-фЗ), финансирование программы ДЛО не вызывало сложностей. Лимита финансирования в объеме 350 руб. на одного гражданина в месяц было достаточно для обеспечения потребностей в дорогостоящих лекарственных средствах (выделенных в настоящее время в отдельную программу) и больных с онкологическими заболеваниями, и находящихся на программном гемодиализе, и астматических больных, и прочих категорий пациентов, для лечения которых необходимы лекарственные средства, стоимость которых превышает 350 руб. на месячный курс лечения.
В 2005 г. соблюдался основной принцип, заложенный в законе, - принцип солидарной социальной ответственности, когда &ldquoздоровый платит за больного&rdquo. Уже в первом полугодии 2006 г. когда значительная часть лиц, имеющих право на получение набора социальных услуг (НСУ), предпочла монетизацию предоставляемых льгот, стало понятно, что выделяемые денежные средства недостаточны для обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами в объемах, которые предоставлялись в 2005 г. Предпринимавшиеся на административном уровне меры (ограничения в выписке лекарственных средств, приведение схем терапии к определенным стандартам, сокращение списка торговых наименований за счет лекарственных препаратов, имеющих мощную рекламную поддержку в средствах массовой информации при наличии на рынке препаратов-дженериков отечественного производства с меньшей ценой) уже не в состоянии были сдерживать потребности в лекарственных средствах.
Эта проблема сохраняет актуальность в 2008 г. Помимо этого в 2008 г. обострилась ситуация с финансированием программы ОНЛС: от льгот в Псковской области не отказались 23 753 человека, следовательно, финансирование на I полугодие 2008 г. составило 59 289,75 тыс. руб. Постановлением Правительства Российской федерации от 15.12.2007 № 873 предусмотрены субвенции на финансирование программы ОНЛС
в Псковской области в размере 118 579,5 тыс. руб. Сумма в размере 59 млн руб. согласно которой регламентировалась заявка региона на I полугодие 2008 г. сопоставима с суммами квартальных заявок Псковской области в 2007 г.
Возможные пути оптимизации:
- законодательное закрепление страхового принципа программы льготного лекарственного обеспечения
- вовлечение в программу гарантированного обеспечения ЛС всех застрахованных граждан Рф (на первом этапе - лиц пенсионного возраста, детей до трех лет и матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, в т. ч. с частичной оплатой за получаемые лекарственные средства)
- разработка и утверждение федеральных целевых программ &ldquoбронхиальная астма&rdquo, &ldquoПсихоневрология&rdquo, &ldquoПрограммный гемодиализ&rdquo, &ldquoОнкология&rdquo и &ldquoСахарный диабет&rdquo, &ldquoНесахарный диабет&rdquo, &ldquoРевматоидный артрит&rdquo с обязательным финансированием из федерального бюджета лекарственного обеспечения по профильному заболеванию
- рассмотрение возможности увеличить норматив финансирования. На основании статистики программы ОНЛС можно рассчитать, что средняя стоимость рецепта (без учета &ldquoдорогостоящих&rdquo нозологий, выделенных в отдельную программу) составляет в Псковской области примерно 350 руб. (по состоянию на 28.02.2008 - 357 руб.). Необходимый объем финансирования для региона должен составлять:
Средняя стоимость рецепта × Среднее число выписанных в месяц рецептов на одного гражданина × 6 мес. × Количество лиц, имеющих право на получение НСУ = 350 руб. × 3 рецепта × 6 мес. × 23 753 чел. = 149,644 млн руб. на 6 мес.
Подушевой лимит финансирования - 1050 руб. в месяц
- принятие решения о том, что по ДЛО гражданин обеспечивается лекарствами только по основному заболеванию, а для лечения сопутствующих заболеваний гражданин приобретает препараты за свои средства.
Порядок предоставления социальных услуг
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-фЗ (в ред. федерального закона от 22.08.2004 № 122-фЗ) охватывает достаточно большую группу социально незащищенных граждан, нуждающихся в поддержке государства. Право граждан отказаться от набора социальных услуг ведет к нарушению принципа солидарной социальной поддержки и уменьшению финансирования.
Возможные пути оптимизации:
- законодательное закрепление части средств, которая &ldquoне монетизируется&rdquo в случае отказа льготника от набора социальных услуг
- возможность в исключительных случаях (например, в случаях вновь диагностированных заболеваний) отозвать заявление об отказе от получения льготных лекарств не реже двух раз в год (по ходатайству лечащего врача).
Перечень лекарственных средств
К несомненно негативным сторонам программы ДЛО относится ежегодный многократный пересмотр международных непатентованных и торговых наименований лекарственных средств, включенных в Перечень лекарственных средств. Это ведет к возникновению сложностей для лечащих врачей при необходимости скорректировать дозу назначаемых лекарственных средств (несовпадение биоэквивалентности различных торговых наименований в рамках одного мНН). Включение в Перечень лекарственных средств, имеющих мощную рекламную поддержку в средствах массовой информации (например, таких препаратов, как фастум-гель, мезим-форте, мазь Хондроксид), по сути дела, поддерживает рекламный бизнес, а не интересы населения.
Возможные пути оптимизации:
- возможность регулирования на уровне субъекта Рф списка торговых наименований, что позволит сделать программу ДЛО более гибкой и оперативной
- введение механизма софинансирования лекарств со стороны населения, т. е. возмещение гражданами разницы в стоимости рекламируемого импортного ЛС и его аналога отечественного производства (в рамках мНН)
- государственная поддержка и финансирование создания отечественного производства собственных оригинальных лекарственных средств и субстанций, государственное стимулирование исследовательских работ по созданию новых ЛС
- упрощение схемы перерегистрации ЛС, имеющих достаточно длительную историю использования во врачебной практике в Рф (более 10 лет)
- формирование института клинического фармаколога, подмененного в настоящее время институтом медицинских представителей фирм-производителей. Введение такой должности в каждом ЛПУ позволит донести до лечащих врачей оперативную и объективную информацию о ЛС
- формирование в средствах массовой информации позитивного отношения к отечественному производителю ЛС, подача объективной информации о качестве ЛС
- создание государственной корпорации производителей ЛС.
Порядок выписывания лекарственных средств
Процесс выписывания лекарственных средств не отлажен: не отработан порядок оформления рецептов в поликлинических отделениях ряда ЛПУ, что приводит к обоснованным жалобам пациентов на длительность процесса, на выписывание лекарственных препаратов, отсутствующих в пункте отпуска или не совпадающих по дозировке препарата, выписанного больному в рецепте. финансовое бремя за ошибки в назначении ЛС ложится на уполномоченные фармацевтические организации, так как ответственность лечащего врача за необоснованную выписку ЛС не предусмотрена. Отсутствуют утвержденные федеральные стандарты лечения распространенных заболеваний для амбулаторнополиклинического уровня.
Возможные пути оптимизации:
- скорейшее утверждение стандартов лечения по программе ОНЛС, равнодоступного населению независимо от проживания (в городе или в сельской местности)
- разработка в каждом ЛПУ внутреннего регламента выписывания лекарственных препаратов, направленного на минимизацию временных затрат пациента, лечащего врача и административноуправленческого персонала. Особенно актуальна разработка регламента в связи с открытием офисов семейного врача, находящихся на другой территории (обособленно от лечебно-профилактического учреждения)
- проведение клиническими фармакологами регулярной информационно-методической работы
- совершенствование информационного обеспечения медицинских и аптечных учреждений в субъектах Рф для получения информации и взаимодействия в режиме реального времени
- активная популяризация в средствах массовой информации позитивных преобразований в работе первичного звена здравоохранения.
Проведение открытого аукциона по размещению заказа на поставку ЛС для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи
В соответствии с ч. 4 ст. 10 федерального закона от 21.07.2005 № 94-фЗ &ldquoО размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд&rdquo перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской федерации. Если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (код 2423000 по ОбщеРоссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОкДП) Ок 004-93) включены в указанный Перечень. таким образом, закупка лекарственных средств в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан должна осуществляться исключительно путем проведения аукциона по международным непатентованным наименованиям (мНН), где определяющим фактором выбора является цена.
Лекарственные средства одного международного непатентованного наименования производятся различными производителями под разными торговыми наименованиями. клинико-фармакологический эффект лекарственных средств, производимых на разных предприятиях в рамках одного мНН, не эквивалентен. Нередко форма препарата-дженерика не дает необходимого терапевтического эффекта, что особенно ярко проявляется на препаратах для лечения психоневрологических заболеваний (карбамазепин, вальпроевая кислота, рисперидон). Различия в фармакологической эффективности большинства воспроизведенных лекарств (дженериков) и инновационных препаратов обусловлены многими факторами (изменениями в составе наполнителей лекарственной формы, изменениями в технологических режимах, химической чистоте субстанции).
Возможный путь оптимизации - закупка лекарственных средств в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан по торговым наименованиям.
Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Главная проблема программы ДЛО (ОНЛС) - недостаточное финансирование (подушевой лимит финансирования программы в 2008 г. - 417,0 руб. в месяц - объективно недостаточен для покрытия расходов на лечение большинства хронических заболеваний: например, лечение гипертонической болезни в среднем стоит не менее 700 руб. в месяц).
2. Нарушен страховой принцип: заложенный изначально в программу ДЛО принцип солидарной страховой ответственности, когда здоровый платит за больного, позволивший программе ДЛО работать в 2005 г. не реализуется с 2006 г. более 70 лиц из отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг, предпочли монетизацию льгот.
3. Недостаточное финансирование дополнительного лекарственного обеспечения при сохранении в общем перечне &ldquoдорогостоящих&rdquo заболеваний, прежде всего онкологических (процент удовлетворения заявки региональных больных по этой нозологии не превышает 25 ), бронхиальной астмы, сахарного диабета и психоневрологических заболеваний, ставит под сомнение финансовую стабильность программы во II полугодии 2008 г.
4. механизм динамичного изменения объема финансирования в течение года отсутствует, хотя число льготников в регионе постоянно меняется (лица, вновь получившие инвалидность).
5. Приходится закупать лекарственные средства в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан исключительно путем проведения аукциона по международным непатентованным наименованиям, где определяющим фактором выбора является цена.
Проблемы реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения населения России на уровне субъектов фармацевтического рынка
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава РФ
Научный руководитель: асс. Аранович Л.М.
Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией
Проблема обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами является одной из самых социально значимых в любом государстве. Один из самых масштабных проектов и ключевых этапов модернизации здравоохранения России - федеральная программа льготного лекарственного обеспечения ДЛО (ОНЛС).
Научный руководитель: асс. Аранович Л.М.
Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией
Проблема обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами является одной из самых социально значимых в любом государстве. Один из самых масштабных проектов и ключевых этапов модернизации здравоохранения России - федеральная программа льготного лекарственного обеспечения ДЛО (ОНЛС).
Цель исследования: изучить мнение населения о программе дополнительного лекарственного обеспечения и проблемах ее реализации.
Материалы и методы: с помощью специально разработанной анкеты опрошено 50 посетителей аптеки г.Саратова.
Результаты. В анкетировании принимали участие 50 человек: женщины (68%) и мужчин (32%).
Возрастной состав респондентов в ходе исследования разделился следующим образом: 18% в возрасте 21-30 лет, 22% в возрасте 31-45 лет, 36% в возрасте 46-60 лет, 26% - от 61 года. Из всех опрошенных доля участников программы дополнительного льготного обеспечения составляет 70 %.
При анализе желания участия в программе в будущем установлено, что 75% респондентов планируют на следующий год сохранить за собой право на ДЛО, 25% - не хотят быть участниками государственной программы.
80% опрошенных второй группы осведомлены о возможности замены права на получение ЛП на льготных условиях денежной компенсацией, 20% - не знали о таком праве. 29 % потребителей-льготников при обращении в аптеку сталкивались с ситуацией отсутствия лекарственного препарата. В этом случае 40 % респондентов покупают лекарства за свой счет.
Установлено, что только 37% участников программы удовлетворены качеством и объемом фармацевтической помощи, оказываемой в рамках ДЛО. 63% высказали отрицательное мнение.
Выводы. В результате исследования выяснилось, что основные неудобства связаны с очередями в поликлиниках, не верно выписанными рецептами и отказом в отпуске по этой причине, отсутствием рядом с домом аптеки, в которой можно приобрести товар на льготных условиях, ограниченным сроком действия рецепта на льготные ЛП.
Единороссы решают проблему обеспечения льготными лекарствами
Депутаты фракции "Единая Россия" Законодательного Собрания края Людмила Каплина, Александр Многогрешнов и Юрий Швыткин посетили несколько аптек Красноярска с целью выяснить, как обстоит дело с льготным лекарственным обеспечением. Поездка была вызвана многочисленными обращениями граждан, жалующихся на постоянное отсутствие нужных препаратов.
Депутаты беседовали с горожанами и заведующими аптек. Красноярцы, относящиеся к категории краевых и федеральных льготников, говорили о том, что найти прописанное льготное лекарство очень сложно. Кроме прочего, возникают сложности и со своевременной доставкой медикаментов.
Напомним, что вопрос о льготных лекарствах был задан на состоявшейся 21 ноября "прямой линии" в газете "Комсомольская правда", организованной региональным отделением партии "Единая Россия". Депутат ЗС, председатель постоянной комиссии по здравоохранению и санаторно-курортному делу Сергей Натаров рассказал, что трудности связаны с тем, что, во-первых, перечень льготных лекарств в этом году менялся несколько раз. Сегодня он составляет около 500 международных запатентованных названий. Во-вторых, по краю по программе дополнительного лекарственного обеспечения задолженность федерации составила более 500 миллионов рублей. Депутаты Законодательного собрания края обращались к федеральному правительству с просьбой обратить внимание на эту ситуацию.
По мнению Юрия Швыткина, решение проблемы следует искать как на региональном, так и на федеральном уровне. "Этот вопрос будет инициирован мной на заседании профильной комиссии ЗС по здравоохранению, на ближайшей сессии ЗС края, которая пройдет в начале декабря, и на уровне совета администрации края. В конечном итоге должно быть принято обращение к президенту России", - отметил депутат.
Стоит отметить, что красноярское региональное отделение партии "Единая Россия" инициировало несколько мероприятий, призванных повысить уровень медицинского обслуживания населения и решить проблемы, возникающие в ходе реализации национального проекта "Здоровье". Помимо "прямой линии", где жители всего края задавали свои вопросы руководителям профильных подразделений администрации города и края, в общественной приемной регионального отделения партии с 21 по 29 ноября прием граждан ведут заместители главных врачей поликлиник Красноярска.
Пресс-служба Красноярского РО ВПП "Единая Россия"
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!