Замена льгот денежной компенсацией в 2005
DISLIFE
Монетизация льгот в России: десять лет спустя25 августа 2014 11:21
Закон о монетизации льгот, который был подписан десять лет назад, оказался неподготовленным и непродуманным после многочисленных протестов льготников он заставил власти в пожарном порядке латать дыры в реформе и выделять на нее дополнительные средства. Система социальной поддержки населения с тех пор пришла в равновесие, а монетизация была в целом правильным шагом, считают эксперты, не исключая при этом вероятность возврата к натуральным льготам.
Предпосылки монетизации
Льготы как средство поощрения граждан, имевших особые заслуги перед государством, появились в стране еще в советское время. В разгар перестройки и либеральных реформ 1980-1990-х годов их количество стало расти лавинообразно, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения. В условиях высокой инфляции и при отсутствии денег в бюджете на выплату достойных зарплат, пенсий и пособий федеральные и региональные власти стали вводить натуральные льготы для различных категорий граждан. При этом многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных получателей превысило половину населения страны.
"Натуральные льготы оставались нам в наследство от предыдущих созывов Государственной думы, где левых было большинство. Тогда они установили льгот на сумму, превосходящую совокупные возможности бюджета в шесть раз. Это означало, что льготы где-то реализовывались, где-то существовали только на бумаге", — вспоминает глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Андрей Исаев.
Сложившаяся система была непрозрачной и способствовала хищению государственных средств, так как отсутствовали эффективные механизмы, позволяющие оценить объем реально оказываемых услуг. Да и данные о количестве самих льготников разнились. "Когда начали сравнивать количество льготников, которые находятся в списках регионов, с данными федерального реестра, оказалось, что разница между этими цифрами составляет почти 8 миллионов человек.
С начала 2000-х годов ситуация в экономике России стала постепенно стабилизироваться, мировые цены на нефть пошли вверх, волнения на социальной почве улеглись, а бремя льгот стало все больше тяготить государство. В правительстве возникла идея заменить натуральные льготы денежной компенсацией, активно продвигаемая Алексеем Кудриным, занимавшим тогда пост главы Минфина.
Концепция реформы
Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей.
Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льгот более справедливой и эффективной. Ведь воспользоваться имеющимися у них на бумаге льготами могли далеко не все. Например, сельские жители, не пользовавшиеся своим правом бесплатного проезда на городском транспорте, смогут вместо этой абстрактной льготы получить реальные деньги.
Законопроект предусматривал замену ряда льгот ежемесячной денежной выплатой (ЕДВ). При этом три вида льгот (проезд в городском транспорте и пригородных электричках, бесплатные лекарства и право на бесплатное санаторно-курортное обслуживание) льготники могли сохранить за собой, отказавшись от ЕДВ.
Все льготники были разделены на федеральных и региональных. Компенсировать льготы денежными выплатами для примерно 14 миллионов федеральных льготников (инвалидов, военнослужащих, ветеранов ВОВ, чернобыльцев и ряда других) должен был федеральный бюджет. А для примерно 20-30 миллионов региональных льготников (пенсионеров, ветеранов труда и других) субъекты РФ должны были провести аналогичную монетизацию или сохранить натуральные льготы, оплачивая их предоставление транспортным предприятиям и другим поставщикам услуг из своих бюджетов. Пенсионеры, компенсации для которых не были в итоге заложены ни в федеральный, ни в региональные бюджеты, стали основной движущей силой протестов, прокатившихся по стране после введения закона в действие.
Пожар заливали деньгами
По замыслу реформаторов герои Великой Отечественной войны в качестве компенсации натуральных льгот должны получать ежемесячно 3,5 тысячи рублей, ветераны войны — по 1,5 тысячи, инвалиды войны — по 2 тысячи, блокадники — по 1,1 тысячи, ликвидаторы чернобыльской аварии — по 1,7 тысячи, инвалиды, в зависимости от группы, — от 800 до 1,4 тысячи, доноры — 500 рублей.
"Ошибки были допущены с точки зрения денежного эквивалента, который нужно было вложить в расчет каждой льготы. И здесь не в полном масштабе удалось заместить реальным финансированием все имевшиеся льготы. Это в первую очередь коснулось городских жителей. Пострадали чернобыльцы, инвалиды, имевшие право на технические средства реабилитации. Пришлось уточнять законодательство, уточнять размер возмещения", — отмечает Рязанский. "При тех финансовых ресурсах, которые имелись 10 лет назад, при тех темпах экономического роста, надо было денег с монетизацией льгот не жалеть. Деньги для этого были. Основные волнения как раз были связаны с тем, что компенсация по ряду монетизированных льгот была недостаточной", — согласен с ним директор Института стратегического анализа компании "ФБК" Игорь Николаев.
На замену льгот денежными компенсациями федеральным льготникам в бюджете 2005 года было изначально предусмотрено 171,8 миллиарда рублей, но дальнейшие расходы в разы превысили эту сумму. Недостаточный объем компенсаций и многочисленные огрехи при практическом воплощении в жизнь вызвали широкомасштабные акции протеста и падение рейтингов президента и кабмина. Правительство и законодатели вынуждены были вносить многочисленные поправки в принятый закон и выделять для льготников дополнительные средства.
"Шаг за шагом государству приходилось платить все более высокую цену за отменяемые натуральные льготы. Многие из них так и сохранились. Другие не остались, но были оплачены дороже, чем предполагалось в начале. Если бы в то время не было тучных лет и если бы бюджет каждый год не получал прибавку от роста цен на нефть, все могло обойтись гораздо хуже. Проблемы залили деньгами. Большие доходы от роста цен на нефть позволили выйти из положения", — вспоминает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.
В январе 2005 года президент предложил индексировать пенсии не с 1 апреля, как было намечено ранее, а с 1 марта и повысить их минимум на 200 рублей. Одновременно он поручил повысить денежное довольствие военнослужащим.
"Реформа была начата в неподготовленном виде. С людей, например, начали требовать деньги за проезд, еще не выплатив им соответствующих денежных компенсаций. Люди потеряли право на бесплатные лекарства в начале января, а денежную выплату получили только в конце месяца", — говорит глава комитета Госдумы Исаев.
Льготникам также практически не разъяснили суть изменений и то, какие права они имеют. Даже мама премьер-министра Михаила Фрадкова, получившая как льготница 500 рублей, не смогла объяснить сыну, за что эта сумма.
Президент вынужден был констатировать, что реформа пошла не так, как предполагалось, и страна понесла большие социально-политические издержки, а премьер Фрадков признал, что правительство поспешило с монетизацией. Опасаясь дальнейшего роста недовольства населения, правительство отложило намеченную на 2006 год монетизацию льгот ЖКХ.
Взгляд 10 лет спустя
Большинство опрошенных РИА Новости экспертов признают необходимость проведенной 10 лет назад реформы, однако не все считают ее своевременной. "Я не отрицаю, что монетизация льгот могла быть полезным шагом, но не думаю, что эта идея была самой подходящей в то время. Тогда же шла работа над пенсионной реформой, которая требовала определенных средств. В результате денег на пенсионную реформу уже не осталось, и она была проведена позже. Были и другие моменты, которые были упущены", — полагает научный руководитель ВШЭ Ясин.
"Несмотря на перипетии, которые сопровождали это решение, я бы оценил его как шаг в правильном направлении. Оно послужило отправной точкой принятия других решений, которые были связаны с тем, что на эффективность льгот как таковых в принципе обратили повышенное внимание. Эта работа далеко еще не закончена. Впереди инвентаризация и пересмотр очень многих налоговых льгот, которые еще остаются и действуют", — считает советник Института современного развития Никита Масленников.
"Жизнь подтвердила правильность общей идеологии, которая была заложена в закон. На сегодняшний день абсолютное большинство тех, кто имеет такое право выбора, выбрали деньги, то есть поступили именно таким образом, как и предполагалось при проведении реформы", — говорит Исаев.
"Время многое поправило за 10 лет. Люди привыкли к некоторым вещам, поняли. Важно, что людям была предоставлена возможность менять свои решения. Кто-то попробовал отказаться от льгот и получать деньги, понял, что это ему невыгодно, и стал опять получать в натуральном виде эти льготы. Система пришла к своему равновесию и все выбрали то, что считали нужным", — добавляет руководитель департамента социального развития ФНПР Константин Добромыслов.
А депутат Госдумы Оксана Дмитриева считает проведенную 10 лет назад монетизацию вредной. "Эта реформа была вредна, безусловно, потому что фактически расходы на льготы выросли в 2-3 раза, чтобы компенсировать социальный ущерб", — говорит она. Не выиграли от реформы, по мнению Дмитриевой, и сами льготники. "Многие льготы просто были потеряны и никаким образом не компенсированы — например, междугородний проезд инвалидам и участникам войны. Индексация ежемесячных денежных выплат отстает от фактического уровня инфляции. Каждый раз индексация в бюджете закладывается на гипотетическую инфляцию, а по факту инфляция оказывается выше. Уже накоплено большое отставание. При этом транспортные тарифы у нас растут существенно выше, чем официальный уровень инфляции. Реальный объем получаемых услуг сокращается", — считает Дмитриева.
Дорога без возврата?
Необходимости возврата к натуральным льготам большинство экспертов также не видит, но вероятность такого развития событий в условиях ухудшающейся бюджетной ситуации некоторые не отрицают. "Мы сейчас живем в такое время, что ничего нельзя исключать, в том числе практику возврата к натуральным льготам. Но я думаю, это был бы шаг назад. Натуральные льготы искажают пропорции в экономике и дают неадекватное представление о тех средствах, которые нужны для решения тех или иных задач", — сказал директор Института стратегического анализа компании "ФБК" Николаев. "Я думаю, что это делать противопоказано, потому что это путь куда-то вбок из рыночной экономики", — поддерживает советник Института современного развития Масленников.
"Я надеюсь, что возврата уже не будет. Если мы пошли на это и заплатили дорого, зачем же обратно? Хотя, кто его, это сейчас все непредсказуемо", — полагает научный руководитель ВШЭ Ясин.
А глава комитета Госдумы Исаев считает необходимыми дальнейшие шаги в сфере монетизации льгот. "Сейчас, поскольку на натуральном лекарственном обеспечении и санаторно-курортном обслуживании остались только те, кто остро в этом нуждается, а денег у них больше не стало, они испытывают определенные затруднения. Я думаю, что, может быть, надо было бы рассмотреть вопрос об окончательной монетизации, то есть выдать всем деньги, а просто определенные виды заболеваний взять в отдельную программу государственного обеспечения, которая действовала бы независимо от льготной программы в рамках бюджета фонда ОМС", — сказал он РИА Новости.
"Сейчас любая вводимая или пролонгируемая льгота должна быть обеспечена финансовыми ресурсами. Это золотое правило пришло из того времени, когда принималось решение о переходе с натуральных льгот на денежные выплаты. И это серьезное достижение, поскольку при принятии решений нужно доказывать, что на них есть средства. Это остужает мозги ультрарадикалов в социальной сфере. И этого правила надо придерживаться, как бы тяжело ни было и как бы кому-то не хотелось пропиариться и запустить на орбиту обсуждение каких-то дополнительных льгот", — отмечает глава комитета Совфеда Рязанский.
22 августа 2014 года исполняется 10 лет с подписания федерального закона №122 "о монетизации льгот".
22 августа 2004 года президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон за некоторыми исключениями вступил в силу с 1 января 2005 года.
В быту данный закон назвали законом "о монетизации льгот".
Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.
По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.
Закон "о монетизации льгот" был направлен на пересмотр федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.
Для населения данная реформа означала разделение всех льготных категорий получателей на региональные и федеральные.
Категории федеральных льготников:
— ветераны
— инвалиды, включая детей-инвалидов
— бывшие несовершеннолетние узники фашизма
— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний
— лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы)
— члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения)
— лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).
В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).
Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы "живыми" деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый "социальный пакет" (в 2005 году — 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.
Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от "социального пакета" (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.
Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.
Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.
Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).
На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.
Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.
Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.
Первые ежемесячные денежные выплаты пенсионеры-льготники получат с 27 по 31 декабря
ПРАВИЛА КОММЕНТИРОВАНИЯ МАТЕРИАЛОВ
Факт регистрации пользователя в сервисе РИА Клуб на сайтах РИА Новости и авторизации на сайтах группы компаний «РИА Новости» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.
Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.
Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.
Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.
На сайтах группы компаний «РИА Новости» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.
Комментарий пользователя будет удален, если он:
Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.
Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.
Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru
В письме должны быть указаны:
Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.
В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.
Чтобы связаться с командой модераторов, используйте адрес электронной почты moderator@rian.ru или Skype: moderatorria.
ГОСДУМА ОДОБРИЛА ЗАКОН О ЗАМЕНЕ ЛЬГОТ ДЕНЕЖНЫМИ КОМПЕНСАЦИЯМИ
СДУМА Д БРИ А ЗАК Н ЗАМ Н Ь Т Д Н НЫМИ К М НСАЦИЯМИ
За принятие закона проголосо ало 304 депутата, проти - 120, один - оздержался. пер ом чтении законопроект был принят 2 июля. днако, как признало пра ительст о, документ не был доработан и нуждался сущест енных попра ках. о сло ам лидера фракции диная Россия , председателя осдумы РФ Бориса рызло а, ходе консультаций фракции с пра ительст ом удалось достичь дого оренности по сем принципиальным опросам. Б. рызло уточнил, что ко торому чтению поступило более 5 тыс. попра ок. Из них бюджетный комитет рекомендо ал принять более тысячи. течение неочередного пленарного заседания осдума отдельно рассмотрела 250 попра ок, предста ленных депутатами оппозиционных диной России партий, ни одна из которых результате не была принята.
ри этом депутатам пришлось работать практически поле ых усло иях: перед заседанием им была роздана но ая редакция законопроекта - на 240 страниц больше полученного накануне документа, где нумерация и порядок попра ок были сущест енно изменены. Многие депутаты ообще не смогли найти несенных ими и их коллегами предложений. росьба депутато дать им ремя разобраться бумагах была отклонена. Не помогли и аргументы о серьезности принимаемого решения, от которого за исит судьба более 40 млн чело ек. аша обязанность не допустить обсуждения законопроекта сегодня, - зая ил депутат Сергей лазье с оем обращении к Б. рызло у. - С принятием закона жизнь миллионо Россиян ухудшится. ы нас тяги аете антиконституционный пере орот. Это социальный дефолт ласти .
Заседание проходило сжатом режиме -1 минута для ыступления и 20 секунд для голосо ания, но несмотря на это на рассмотрение попра ок ушло более 10 часо . ла ные предложения депутато : дать гражданам пра о ыбора между получением льгот и ыплатой денежных компенсаций, не менять законе формулиро ки защита на поддержку , а пра а и льготы на меры социальной поддержки , индексиро ать ыплаты не по уро ню средней инфляции, а с учетом роста цен на услуги, по которым предста ляются льготы. Депутаты ыразили большое опасение с язи с тем, что многие регионы не состоянии спра иться с озложенными на них задачами, а формулиро ка закона делает для них ыплату компенсаций необязательной.
о их мнению, результате многие социально незащищенные граждане окажутся на грани нищеты, их средст не х атит даже на пер оочередные нужды. Также народные избранники го орили о том, что следует оста ить финансиро ание ряда категорий льготных граждан (репрессиро анные, труженики тыла, жители Крайнего Се ера и др.) из федерального бюджета. юди были репрессиро аны государст ом. Так почему нужно переклады ать от етст енность за это на полунищие субъекты Российской Федерации? , - сказал председатель Российской партии труда лег Шеин. Несмотря на есомые аргументы ыступа ших, се попра ки были отклонены.
Депутат С етлана оряче а зая ила, что ни одном думском созы е не т орилось такого произ ола отношении регламента, какой учинила диная Россия . Данный документ, безусло но, ухудшит жизнь граждан, - доба ила она. - Так как нем много проти оречий статьям Конституции, это может стать по одом для подачи иска Конституционный суд РФ . соот етст ии с но ым законом граждане се же смогут иметь пра о ыбора, но только рамках так назы аемого социального пакета. течение 2005 года у граждан будет пра о на пользо ание социальным пакетом и на получение ежемесячных денежных ыплат. С 1 ян аря 2006 года льготники смогут ыбрать между социальным пакетом и получением соот етст енной денежной суммы.
Соста ление федерального реестра граждан, имеющих пра о на льготы, начнется с сентября, отметил министр здра оохранения и социального раз ития Михаил Зурабо . о его сло ам, сейчас реестр можно считать соста ленным на 85%: именно такое число льготных категорий граждан получают государст енные пенсии, а остальных льготнико можно будет нести список из баз данных субъекто Федерации. Стоимость социального пакета устано лена пра ительст ом размере 450 рублей. него ходят проезд пригородном транспорте, бесплатное лекарст енное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения.
Областные власти со льготами определились
Массовые выступления пенсионеров заставили власти трезво оценить ситуацию и в авральном режиме принимать решения снижающие напряжение в обществе.
Ежемесячная денежная компенсация труженикам тыла вырастет с 280 до 420 рублей. Ветераны труда будут получать 450 рублей. Реабилитированные граждане – 560. Денежные выплаты самарцам, пострадавшим от репрессий, составят 420. Плюс к этому у региональных льготников останется право на бесплатную медицинскую помощь, оплату 50 процентов стоимости лекарств и коммунальных услуг. Реабилитированные граждане смогут получить автомобиль «Ока», а так же и им дано право, как и труженикам тыла, на бесплатное обеспечение протезно-ортопедическими изделиями.
ВИКТОР САЗОНОВ (Председатель Самарской губернской думы): «Я считаю, что тот механизм, который сейчас изобретен он будет удовлетворять всех и наших ветеранов решение успокоит»
Представители ветеранских организаций, которые так же принимали участие в рабочей группе остались новыми изменениями довольны. А вот пенсионеры, не попавшие не в одну категорию льготников, получат 420 рублей. Такова компенсация за проезд. Впрочем, граждане могут приобрести и сезонку на все виды транспорта, причем действующую на всей территории Самарской губернии.
СВЕТЛАНА СВЕТКИНА (Министр социального развития и труда): «Я думаю, это будет очень удобно. Чтобы наши пожилые граждане могли бесплатно ездить во всех городах области»
В течение нескольких дней новые расценки утвердит правительство, и документы поступят в думу, чтобы поправки в закон о социальной поддержке были приняты уже на ближайшем заседании парламента, и уже первого февраля льготники и пенсионеры начали получать компенсацию.
27.10.2004
Замена льгот - ущерб или польза?
Больные, страдающие сахарным диабетом, астмой, болезнью Паркинсона, с инфарктом миокарда, туберкулезом, онкологией, иммуно-дефицитом (СПМД), переходят на федеральный уровень обеспечения медикаментами. Люди, страдающие заболеваниями, которые вошли в перечень, утвержденный правительством, но не имеющие инвалидность как раньше получали помощь из областного бюджета, так и будут получать.
Закон, регламентирующий предоставление льгот № 122 от 22 августа 2004 года
01.09.2004
Какие выплаты получат льготники
Несмотря на "сырость" законопроекта о замене натуральных льгот денежной компенсацией, он был принят Государственной Думой. В 2005 году по-прежнему будет действовать скидка по оплате жилья и коммунальных услуг. Кроме этого, вводится так называемый соцпакет, стоимость которого 450 рублей - будет вычитаться из суммы выплаты, получаемой льготником. Компенсационные выплаты будут выплачиваться вместе с пенсией. Одновременно с базовой пенсией будут расти и социальные выплаты. Причем с одним и тем же коэффициентом индексации. Также важно, что сумма компенсационных выплат не будет учитываться (не будет включаться в расчет дохода семьи), если льготник обратиться за государственной субсидией на оплату коммунальных услуг.
Вступление. Танец в сумраке.
Бумага газетная. Тираж 100 экз.
Отпечатано в типографии ТСХИ НГАУ
г. Томск, ул. К. Маркса, 19.
«… представьте себе, что у каждого человека есть свой собственный мир, в котором его мысли могут материализовываться. Интересно, что тогда случится в реальном мире? И остались бы те, кто предпочёл серую действительность воздушному замку? Если да, то вряд ли количества «живых» хватит, чтобы населить хотя бы маленький городок.
Мой мир… Если бы у меня был такой, то как сильно он отличался от моей действительности? Мне всегда снится один и тот же город: небольшой, с пустынными улицами, где в полумраке, нарушаемом лишь тусклым светом фонарей, носятся маленькие светящиеся пылинки. Стоит коснуться одной из них, и она издаст мелодичный звук. На них можно сыграть бесчисленное количество мелодий, ни одна из которых не будет похожа на другую. Для меня каждая из этих пылинок – чья-то душа, чей-то образ. А, может, это частички моей души?
Я почему-то крадусь, хотя вокруг нет никого, кроме меня, и я точно знаю, что не появится, если не пожелаю. Зачем-то напоминаю себе, кто я. Наверное, чтобы точно знать, что я остаюсь собой…»
Представиться? Меня зовут Ивон Сорель. Девушка-привидение, живущая в городе-призраке. Немного иронично, не правда ли? Но, так или иначе, этот сон – отражение моего подсознания.
«…мои мысли скачут от темы к теме, ни на одной надолго не останавливаясь. Я могу раздумывать часами над чем-то, но здесь не могу сосредоточиться.
Может, эти пылинки – мои мысли?
Осторожно касаюсь одной из них. Вспыхнув золотым огнём, она издала высокий дребезжащий звук и взорвалась. Исчезла, будто её никогда не существовало. Через пару мгновений мимо уже проплывала совершенно другая пылинка, так похожая, но в то же время не являющаяся первой.
Если посмотреть на это под другим углом, то можно сказать, что этот серый город – весь мир, а пылинки – люди. Каждую пылинку можно заменить другой точно такой же, и никто не заметит разницы. Но у них свои мелодии, которые уже никому никогда не повторить. Наверное, в этом заключается индивидуальность, сокрытая глубоко в душе каждого человека. Внешне он может казаться совершенно идентичным всем вокруг, но на самом деле…»
Проснулась я сразу, без «раскачки». Просто открыла глаза и увидела перед собой потолок. Серый, идеально ровный, без единой трещинки или пятнышка. Неестественный.
Я могла бы сладко потянуться и воскликнуть: «Какое прекрасное утро!», но у меня никогда не было настроения или желания изображать диснеевскую принцессу. Пусть этим занимаются другие мои сверстницы, которые изображают из себя этакое солнышко, никогда не устающее и не угасающее. Мне не понять их глупость, они не поймут моего омута. Так и должно быть.
Сев на кровати, я, наконец, поняла, что было не так: никто не лежал у меня в ногах. Странно, обычно Юки просыпается вместе со мной. Даже непривычно немного…
Дверь в комнату с тихим скрипом отворилась, и сюда вошла, слегка покачиваясь и смешно морща мордочку, Юки. Где ты была? В полумраке её ярко-голубые глаза светятся, что, до сих пор пугает «гостей» дома. Но что удивительнее, её чёрно-белая шерсть всегда совершенно незаметна, и этого псевдо-волка невозможно заметить.
Даже в этом мы похожи: при довольно-таки выделяющейся внешности нас практически не замечают. Впрочем, в этом есть свои плюсы: никто не лезет, можно насладиться тишиной и покоем.
- Доброе утро, Юки, - я не смогла сдержать улыбки, поглаживая её по голове.
Она радостно лизнула меня в ладонь и отошла от кровати, позволяя встать.
Только седьмой час, и город наверняка ещё спит. Просто идеальное время для утренней прогулки. Чуть отодвигаю шторы в сторону и выглядываю на улицу. Дождя не было, но всё равно достаточно сыро и прохладно. Придётся одеться потеплее.
Быстро натягиваю спортивный костюм, застёгиваю толстовку и, максимально закутавшись в любимый шарф, оставляя только пространство для обзора, выхожу из комнаты. По коридору пришлось идти на цыпочках, чтобы никого не разбудить. Не люблю красться в собственном доме, но, раз у нас ночуют такие «важные» гости…
Беру с полки поводок и, пропустив Юки вперёд, выхожу на улицу.
Так тихо… люблю свой город именно в это время, когда на его пустынных улицах нет практически никого. Только редкие полусонные прохожие. Ни громко гудящих машин, ни кричащих маленьких детей, ни шумных подростков…
Как только оказываемся в парке, отстёгиваю поводок и отпускаю Юки погулять самой, а сама неспешным шагом иду за ней следом.
Мы будто сёстры: слушаем одну и ту же музыку, не любим шум и лишних людей вокруг, терпеть не можем лук. А ещё мы без ума от банановых кексов с шоколадом. Наше любимое место – этот парк, где и днём можно найти укромный уголок, куда никто не заходит: небольшая заросшая площадка у заброшенного и давно уже не работающего фонтана. Мы отличаемся, пожалуй, только в одном: оказавшись на улице, Юки спешит побегать и исследовать местность вокруг, и только через некоторое время успокаивается и приходит ко мне, чтобы отдохнуть.
Первым делом она направляется к одной из самых новых частей парка: центральному фонтану с широкой покрытой светлой галькой площадью. Именно там и любят собираться большинство посетителей, поэтому только тогда, когда никого нет, мы можем тут быть.
Завтра начнётся учебный год. Если будет дождь, церемонию открытия перенесут в спортзал, а там шума будет в разы больше. Уж лучше на улице, где можно отойти подальше от толпы или уйти в школьный парк вовсе. Всё равно речь директрисы одна и та же, да и меня явно никто не хватится: присутствие учеников на церемонии чисто символично, поэтому можно спокойно отправляться сразу в классный кабинет.
В этом году я всё-таки решила сменить профиль. Программа экономического факультета менее напряжённая, к тому же, намного меньше уроков, чем на химико-биологическом. Мне, если честно, без разницы, какие предметы сдавать с экзаменами, если пожелаю, могу справиться на «отлично».
Второй класс старшей школы… Наверняка будут донимать всякой социально значимой работой для школы и города в целом, старший класс, в конце концов. Не знают уже, чем мучить старшеклассников.
Если я правильно помню, в моём классе будут учиться довольно-таки неспокойные личности. Взять хотя бы Натаниэля, изображающего из себя эдакого всеугождающего принца из сказок. Или шумную новенькую, Арианну Озборн, о которой мне вообще ничего не известно, кроме того, что она – главный источник неприятностей для всех окружающих. Но они хотя бы не те гламурные курочки, что были в моём классе. И это будущие медики? Если такими будут врачи, я больше никогда не буду обращаться в больницу…
Юки, закончив исследование территории, подошла ко мне и уткнулась носом в бедро. Что, уже устала? Или замёрзла? Скорее всего, второе. На улице ещё холоднее, чем я думала, даже в достаточно тёплой одежде я чувствую ветер каждым миллиметров кожи.
Пора возвращаться домой.
По пути подходим к булочной. Главный вход, как и запасной, закрыты, однако у последней двери лежит небольшой бумажный пакет с прикреплённой к нему запиской:
«На сегодня ободряющие шутки закончились, так как мой мозг съел пришелец, решивший урезать мне премию» .
Неужели снова попался за подкармливанием домашних животных? Хорошо, что Билл достаточно ценный работник этой забегаловки, а то бы его давно уже уволили.
Юки облизнулась и радостно взглянула на меня, взмахнув хвостом. Видимо, классические банановые кексы, хотя… будет вполне естественно, если Билл добавил туда какую-нибудь «изюминку».
Прижимая пакет с кексами к груди одной рукой, и второй ведя Юки за поводок, наблюдаю за тем, как быстро просыпается город. Только час назад было так тихо и спокойно, а сейчас уже стало так людно и душно. И даже утренняя прохлада уже не так ощутима и свежа.
На кухню снова иду крадучись. Наливаю молоко в стакан и открываю пакет с кексами. Боже, какой изумительный аромат! Вкус оказывается не менее великолепным: оказалось, что Билл добавил в кексы ваниль. Просто чудесно. Нет, мне всё-таки нужно выведать у него рецепт.
Юки аккуратно тянет меня за край футболки, напоминая о том, что и она ждёт угощения. Если бы не это, я наверняка бы забыла оставить остаток… Забавно.
- Держи, - улыбнувшись, я протянула ей кекс.
Юки, облизнувшись, схватила его и нарочито медленно съела, словно тоже наслаждаясь вкусом. Вижу по её взгляду, что ей безумно нравится. Ну, что ж, подруга, ещё один тебе точно не повредит.
***
Под вечер, когда все приготовления к завтрашней церемонии были завершены, а Юки была помыта едва ли не до ослепляющего блеска, как это часто показывают в мультиках, у моей матери неожиданно проснулось чувство голода. Ну, как проснулось: просто она обнаружила, что налички на её любимый ресторан уже недостаточно, а дома в холодильнике мышь повесилась. Она, разумеется, могла бы одеться, сходить на соседнюю улицу к банкомату за деньгами и по пути что-нибудь купить, но зачем это делать, если есть я?
В общем, о своей миссии я догадалась ещё до того, как в мою комнату ворвалась мать.
- Ивон, милая, не сходишь в магазин? – улыбнулась она вроде бы мило и доброжелательно, но я-то знаю, что представление «любящая мать» - её любимая часть домашнего спектакля. На самом деле она приказывает.
- Да, - тяжело вздохнув, кивнула я. На улыбку не хватило ни сил, ни желания.
- Вот, держи список, - она положила на стол лист из записной книжки и поспешила выйти из моей комнаты.
В конце длиннющего списка покупок (ещё и на обороте есть. ) была оставлена заметка, смысл которой был в том, что на всё у меня есть ровно час. Тогда нужно не терять времени.
Быстро одевшись и взяв карточку матери из шкатулки, куда она её обычно «прятала», я поспешила выйти из квартиры. Юки жалостливо посмотрела на меня и склонила голову набок.
- Мне тоже жаль, но взять я тебя не могу. Вернусь, и тогда погуляем уже хорошенько, - пообещала я, потрепав сестрёнку по голове.
Юки провела носом мне по ладони в знак ободрения и шумно выдохнула.
У супермаркета я оказалась достаточно быстро, учитывая, что прогулочным шагом до него было минут пятнадцать. Но что поделать, если это единственный нормальный магазин во всей округе, где можно купить буквально всё. Конечно, если знаешь, что и где нужно брать, а то местный хозяин любит подсовывать неопытным покупателям «сюрпризы».
Я стояла у полки с печеньем, до которого я не могла дотянуться, когда услышала громкий вскрик, идущий откуда-то из мясного отдела. В следующий миг кто-то проревел «Ну, берегись, камикадзе!», а ещё через несколько секунд передо мной на невероятной скорости пролетел смутно знакомый брюнет и рыжеволосая девушка, которая была больше похожа на ведьму в нынешнем состоянии.
Стоп.
Это разве не Арианна Озборн из моего будущего класса и Эдвард Найт из физико-математического.
Кажется, я начинаю понимать, почему директриса так странно улыбалась, когда подписывала моё заявление о смене профиля…
Тем временем Арианна, уже вооружённая водным пистолетом, выкрикивая нечто неразборчивое, похоже, на английском, от кого-то убегала. За ней, хохоча, мчался Эдвард, а после него нарочито спокойным шагом шёл. Кастиэль, кажется. Судя по его яростному взгляду и мокрой рубашке, ему тоже досталось от своих друзей, вот только он не спешил вооружаться пистолетом и впадать в детство.
Впрочем, их проблемы – не моё дело. Раз в их правилах и привычках рушить всё, что их окружает, - пусть будет так. Главное, чтобы это не касалось меня. Вот только большая часть этого сумасшедшего дома – мои будущие одноклассники, поэтому мне остаётся лишь надеяться, что в школе они будут вести себя спокойнее.
А, хотя… Глядя, как Арианна швыряет курицей в нашего учителя истории, я понимаю, что явно ошиблась со своими выводами.
Нужно уезжать. Куда-нибудь подальше.
Говорят, на Марсе есть немножко места? А что: тихо, спокойно, никто не шумит, да и от Земли далековато. Просто идеальное место.
Монетизация льгот
У этого термина существуют и другие значения, см. Монетизация .
Монетизация льгот (также отмена льгот ) — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведённая правительством России в 2005 г. и повлёкшая за собой массовые выступления протеста пенсионеров в стране.
Данная реформа обычно ассоциируется с именами министра здравоохранения и соцразвития М. Ю. Зурабова и заместителя председателя правительства России А. Д. Жукова .
Правительственные обоснования проведения монетизации льгот Править
Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий. характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.
Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.
Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта. поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.
Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.
Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остаётся неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).
Основные положения монетизации льгот Править
Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.
На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.
В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб. донорам — 500 руб. героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.
Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.
Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.
Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдаёт гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.
Протесты Править
29 июля 2004 в Москве произошёл митинг протеста «чернобыльцев» против предстоящей монетизации льгот. [1] 2 августа акции протеста прокатываются практически по всей стране, радикальная Национал-большевистская партия проводит громкую акцию по захвату приёмной Министерства здравоохранения.
Коммунистическая оппозиция резко выступает против предстоящей реформы, назвав её антинародной.
Практическое воплощение «монетизации льгот» в жизнь с января 2005 года вызвало широкомасштабные акции протеста, прокатившиеся практически по всей стране [2]. Основной движущей силой протестов стали пенсионеры. Широкий размах протесты приняли в крупнейших городах. Мэр Москвы Юрий Лужков смог изыскать средства по финансированию льготы из городского бюджета.
Перекрытие пенсионерами Московского проспекта С.-Петербурга в январе 2005 года
Вместе с тем, второй город страны, Санкт-Петербург, не обладал такими финансовыми ресурсами. Наибольшие по масштабу акции протеста прокатились именно по этому городу, что повлекло за собой по крайней мере одну человеческую жертву. Протестующими были перекрыты важнейшие магистрали — Невский и Московский проспекты. Одна из машин сбила пенсионера насмерть.
В течение января-февраля ряд оппозиционеров всех без исключения категорий политического спектра попытались присоединиться к протестным настроениям, и возглавить их.
Отношение либеральной оппозиции и западной прессы к событиям осталось двояким с одной стороны, они безусловно поддержали саму идею реформы. С другой, по мере разрастания протестов, поддержали и их.
Однако, в целом, протесты остались неконтролируемыми, и требования пенсионеров заключались, в основном, в отмене закона № 122 о монетизации льгот. Замеченные политические лозунги носили, как правило, коммунистический характер, часто выдвигались требования реставрации СССР, с его уровнем цен, и социальной политикой. Появлялись и такие лозунги — «Народу — электричество, Чубайсу — электрический стул» и т. д.
Широкомасштабные акции протеста произошли практически немедленно после провала Российских усилий на Украине в конце 2004 года, и на определённое время сильно подорвали репутацию властей. Шоком являлось и то, что своего максимума протесты достигли в родном городе Владимира Путина Санкт-Петербурге, потому что ранее СМИ говорили о популярности. Дополнительным ударом для властей стало обращение главы Русской православной церкви Алексия II патриарх встал на сторону пенсионеров в их конфликте с властями.
Фактический провал монетизации льгот вызвал второе за всю историю президентства Владимира Путина падение его рейтинга (первое произошло после катастрофы подводной лодки «Курск»), с 84 % в начале 2004 года, до 48 % в начале 2005. Впрочем, это падение оказалось временным.
Путин провёл несколько встреч с кабинетом министров, переложив ответственность на правительство и региональные власти. В январе Путин предложил провести индексацию пенсий не с 1 апреля, а с 1 марта как минимум на двести рублей. Он также дал поручение повысить денежное довольствие военнослужащим [3] .
Другой многочисленной категорией льготников, зачастую пострадавшей от реформы, стали военные. Компенсации были рассчитаны таким образом, что военные, проживавшие далеко от места службы, понесли сильные финансовые потери, тем более заметные на фоне относительно небольших заработных плат. По данным опроса «Интерфакса», проведённым в начале 2005, 80 % военнослужащих выразили недовольство монетизацией льгот.
Хотя военным запрещены забастовки и митинги, недовольство нашло себе внешнее выражение, хотя и кратковременное. 19 февраля 2005 они попытались организовать оппозиционное Всеармейское офицерское собрание. В арендованном помещении Российской академии государственной службы перед началом собрания был отключён свет, и офицеры оттеснены от здания ОМОНом. В результате собравшиеся переместились на улицу, использовав в качестве трибуны сугроб, а лозунги существенно радикализовались.
В результате митинга военные потребовали резко усилить Вооружённые Силы, увеличить их финансирование, и объявили о начале формирования «офицерско-казачьего ополчения», что могло быть расценено властями, как создание незаконных вооружённых формирований. Сами военные не считали свои действия мятежом по их мнению, они действовали в полном соответствии с заявлением Верховного Главнокомандующего президента Владимира Путина о необходимости усиления государства, а целью ополчения должна была стать защита Российского ядерного оружия от Соединённых Штатов. Собравшиеся считали, что США планирует в течение ближайших месяцев захватить контроль над Российскими ядерными арсеналами.
Несмотря на широкий резонанс, дальнейшего развития события не получили, и «офицерско-казачье ополчение» сформировано не было.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!