Льготы инвесторам крыму
Крымская СЭЗ. Российская версия
4 декабря 2014, 17:43
После воссоединения Крыма с Россией на полуострове вновь вводится режим свободной экономической зоны.
С 1 января 2015 года в Крыму и Севастополе будет создана свободная экономическая зона. Агентство «Крым Медиа » предлагает читателям рассмотреть главные аспекты этого проекта, вспомнить крымский опыт создания особых экономических зон и узнать мнение экспертов о новом статусе республики.
Особый режим в свободной экономической зоне
Согласно с законом «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» СЭЗ в Крыму создается сроком на 25 лет, который впоследствии может быть продлен.
При этом предусмотрен особый режим ведения бизнеса: льготное налогообложение, создание свободной таможенной зоны, установление в крымских портах режима «порто-франко» (свободного порта), сниженные тарифы страховых взносов. Также определены особенности осуществления градостроительной деятельности и землепользования при размещении объектов, необходимых для реализации участниками СЭЗ инвестиционных проектов.
Кто может стать участником СЭЗ
В единый реестр участников свободной экономической зоны могут быть включены юридические лица и индивидуальные предприниматели, чей бизнес связан с санаторно-курортной сферой и туризмом, сельским хозяйством, перерабатывающей промышленностью, высокотехнологичными отраслями экономики, судостроением и логистикой.
При этом участникам СЭЗ не разрешается вести предпринимательскую деятельность, связанную с недропользованием, добычей полезных ископаемых, а также разведкой и разработкой месторождений континентального шельфа.
Законом установлен объем капитальных вложений, необходимый для инвестпроекта. В течение первых трех лет инвестиции должны составлять не менее 30 млн рублей, для субъектов малого и среднего предпринимательства – не менее 3 млн рублей.
При этом федеральные экспертные советы по вопросам СЭЗ будут рассматривать проекты, которые предусматривают инвестиции свыше 100 млн рублей.
Льготы и преференции участникам СЭЗ
В течение 10 лет с участников СЭЗ не будет взиматься налог на прибыль в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет.
Их также освободили от уплаты налога на имущество организаций (на 10 лет) и земельного налога (на 3 года).
Помимо этого для участников СЭЗ устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов. В Пенсионный фонд РФ они составят 6%, в Фонд социального страхования – 1,5%, в Фонд обязательного медстрахования – 0,1%.
Предусмотрены преференции и для зарубежных предпринимателей. В частности, они смогут оформить визы в пункте пропуска через госграницу при въезде на полуостров. Туристы-иностранцы также смогут посетить Крым по упрощенной процедуре: оформление однократных туристических виз сроком на 30 дней будут производить на пограничных пунктах.
Экспертное мнение
Крымские эксперты позитивно оценили привилегии, предусмотренные для инвесторов.

Так, эксперт по свободным экономическим зонам, директор фонда Крымского гарантийного фонда поддержки предпринимательства Владислав Боул считает, что на фоне усиления контроля за средствами, поступающими в Российскую экономику через офшоры, СЭЗ Крыма может стать хорошей альтернативой для инвесторов. «Если льготы и преференции, которые прописаны в законе, будут реализованы, это будет «глоток воздуха» для инвесторов, даже невзирая на санкции. В России достаточно инвесторов, которые помещают деньги в офшоры, а деньги должны работать. Крым – та отправная точка неиспользуемых ресурсов, куда могут направиться эти средства», – считает Вячеслав Боул.
По его мнению, точками приложения инвестиций на полуострове могут стать инфраструктура ЮБК, порты и заводы северного Крыма.
В свою очередь президент Торгово-промышленной палаты Крыма Александр Басов пояснил, что закон учитывает интересы крымского бизнеса – снижена стоимость минимального объема инвестиций, необходимого для получения льгот, предусмотрена возможность вести раздельный учет продукции, выпущенной в рамках СЭЗ и вне таковой. По его мнению, очень важно учитывать экологическую составляющую. В приоритете должны быть виды деятельности, которые не наносят вреда окружающей среде, а заводы должны работать только с применением «зеленых технологий», считает глава ТПП.
При этом экономический эффект от внедрения СЭЗ проявится не сразу. «Конечно, невозможно ожидать позитивных изменений через месяц или два. В полной мере мы сможем ощутить действие зоны не раньше, чем через несколько лет, когда будет наполняться крымский бюджет, будет улучшаться социальная среда обитания – дороги, инфраструктура. Очень многое будет зависеть от самих крымчан, от нашего бизнеса», – пояснил Александр Басов.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Республике Крым Светлана Лужецкая выразила готовность защищать права участников СЭЗ. «Ничьи права не будут ущемлены. Уполномоченный по защите прав предпринимателей будет заниматься защитой законных прав и интересов всех предпринимателей, которые зарегистрированы в Крыму или занимаются здесь бизнесом. Инвесторы смогут обращаться по вопросам продвижения проектов, если их права нарушены. Но нужна законодательная база на уровне Республики Крым, нормативно-правовые документы, которые будут приняты Государственным советом. И потом можно будет говорить о СЭЗ более предметно», – заверила омбудсмен.
История создания СЭЗ при Украине
Идея внедрения в Крыму льготного режима для инвесторов не нова: в Украинском прошлом полуостров был настоящим первооткрывателем этого направления. Еще в 1995 году президент Леонид Кучма своим указом создал Северо-Крымскую экспериментальную экономическую зону «Сиваш», которая стала первой на территории независимой Украины. Эта СЭЗ объединяла территорию Армянска и Красноперекопска с районом, где располагаются предприятия «Крымский ТИТАН» и «Крымский содовый завод». «Сиваш» был нацелен на поддержку «химиков», сохранение рабочих мест, создание предприятий нехимических отраслей.
В 1997 году в Крыму появилась еще одна особая зона – «Большая Ялта», на базе которой в 1999 году была создана СЭЗ «Южный берег Крыма», нацеленная на поддержку курортной отрасли.
Опыт первых особых территорий оказался успешным, как результат – в 1999 году их количество выросло. Появилась специальная экономическая зона «Порт Крым» в Керчи и еще семь территорий приоритетного развития: «Большая Ялта», «Алушта», «Судак», «Феодосия», «Сиваш», «Керчь», «Восточный Крым».
Территории приоритетного развития (ТПР) несколько отличались по набору преференций от СЭЗ. Они, как правило, не предусматривали таможенных послаблений. В остальном же инвесторы могли оформлять документы в упрощенном режиме, получать налоговые и другие льготы.
А в 2005 году Кабинет министров Украины закрыл все СЭЗ и ТПР, которые действовали в Крыму, Закарпатье, Донецкой области. Министры сослались на неэффективность работы особых зон, преференции которым, по их мнению, были значительнее, чем экономический эффект.
Конечно, реализация данных проектов в Крыму шла не так гладко. Дали о себе знать давние проблемы – коррупция, контрабанда, теневая экономика, несовершенство законодательства и недостаточная квалификация специалистов по подготовке и реализации инвестпроектов.
Тем не менее, цифры говорят сами за себя: за пять лет льготного режима в бюджет от предприятий ТПР поступило 367 млн грн, а льготы обошлись государству в 188 млн грн. Было создано почти 2 тыс. новых рабочих мест и сохранено свыше 10 тысяч. Всего было утверждено 83 инвестпроекта на 568 млн долларов. В Крым вкладывали деньги бизнесмены из Великобритании, России, Латвии и Швейцарии.
Правда, эффективность особых территорий не была одинаковой. Хорошие результаты продемонстрировали южнобережные зоны, привлекшие десятки миллионов долларов. В Большой Ялте были реконструированы отель «Ореанда», международный детский центр «Артек», а санаторий «Курпаты» стал четырехзвездочным отелем «Пальмира Палас». В Алуште реконструировали пансионат «Море» и курортный комплекс «Миндальная роща», гостиничный комплекс «Черноморский». В ТПР «Сиваш» был успешно реализован проект по импортозамещению – налажено производство линий по охлаждению и розливу напитков.
Не слишком удачными оказались ТПР «Керчь», «Восточный Крым», «Феодосия». Проблемой для первых двух стало согласование документов в Киеве, которое затянулось до 1,5 лет. В Феодосии запланированные проекты были реализованы только на 11%.
Прекращение работы СЭЗ и ТПР заметно ухудшило экономическое положение крымских регионов. Инвесторам пришлось отказаться от своих замыслов, приостановить модернизацию производства и строительства. В итоге крымское правительство по просьбе инвесторов отменило 23 инвестпроекта. При этом 34 проекта на 311 млн долларов продолжили работу.
Долгое время в Украине не вспоминали о СЭЗ и ТПР, навесив на них клеймо «отмывание доходов». Тем не менее, в 2011 году Крыму удалось пролоббировать принятие закона о поддержке инвесторов. На его разработку и согласование понадобилось почти три года – и в 2013 году закон был принят Верховной Радой и подписан президентом Виктором Януковичем. Это был аналог СЭЗ – инвесторы получали различного рода льготы за развитие приоритетных для Крыма отраслей. Закон был подписан 7 ноября 2013 года – буквально накануне Евромайдана и последовавшего за ним событий. То есть предприниматели просто не успели воспользоваться всеми преимуществами льготного режима.
Новости Крыма
Аннексированый Крым предложит льготы инвесторам
Компании, которые заходят на рынок полуострова с инвестиционными проектами освободят от налогов на пять лет.
Такой законопроект уже опубликовали. Министерство по делам аннексированного Крыма РФ заявило о планах превратить Крым в офшорную зону. Но во вторник на сайте Минэкономразвития был опубликован законопроект с вариантами налоговых льгот для инвесторов Крыма и Севастополя.
Также авторы законопроекта предлагают льготы – инвесторы получат право уменьшать ту прибыль, у которой будет статус налогооблагаемой. Кроме всего их на пять лет освободят от налога на прибыль, на три года земельного налога, и на два года освободят от сельхозналога.
Если же сам инвестор зарегистрируется на полуострове и более 75% прибыли будет получать на полуострове, то налог его будет всего 6%. Эта мера позволит привлечь в оккупированный крым деньги из других офшоров считаю Российские эксперты.
Крупным инвесторам в Крыму предоставят льготы
Крым находитнся на данный момент на пути к созданию особой экономической зоны (ОЭЗ) где будет разрешен игорный бизнес. Как гласит законопроект, право на беспрецедентные налоговые льготы, как и лицензия, может быть получена инвесторами за 500 000 000 рублей.
В понедельник о том, что данный документ подготовлен, сообщил Андрей Соколов - глава департамента ОЭЗ. По словам Соколова данный вариант является черновым, но уже в ближайшее время он будет утверждаться на совещании у премьер-министра. После утверждения документа он будет быстро доработан и внесён в Госдуму.
Согласно документу каждый из резидентов ОЭЗ получит право применить &ldquoособенности осуществления&rdquo предпринимательства при условии финансовых вложений на сумму 150 000 000 рублей в течение первых 3 лет - на территории самой ОЭЗ куда входит Севастополь и весь Крым. 500 000 000 рублей за те же первые 3 года - на территории игорной зоны нужно вложить в создание инфраструктуры.
По законопроекту данные вложения приведут к полному освобождению резидентов из обеих зон от уплаты налогов на транспорт, землю, имущество и налога на прибыль (20%). Что касается налога на прибыль, то через 10 лет будет применяться ставка в 10% в части, которая зачисляется в региональный бюджет (на данный момент 18%), на весь срок существования ОЭЗ.
Но это еще не все преимущества для резидентов ОЭЗ. Также при условии осуществления инвестиций, они получат право уменьшать ставку налога на прибыль и в других регионах России. Не остались в стороне и портфельные инвесторы, для которых тоже законопроектом предусматриваются льготы. Таким образом, портфельные инвесторы больше не будут делать капитальные вложения, а должны будут уплатить регистрационный сбор на сумму 150 000 000 рублей.
Пока еще не определена территория игорной зоны, но законопроект гласит о том, что она не может быть расположена в Севастополе, т.к. в данном городе азартные игры полностью запрещены. Если выдается разрешение на осуществление такой деятельности, то оно выдается бессрочно, вплоть до ликвидации самой игорной зоны.
Привлекая игорный бизнес на крымский полуостров, власти РФ не изобретают каких-то новых схем. До того как властями Украины в 2009 году был наложен запрет на игорный бизнес в Крыму, полуостров считался одним из центров азартной индустрии. На территории Крыма на тот момент действовали более 280 игорных домов.
По словам Максима Смоленцева, который является директором ЗАО Шамбала, при правильном расположении игорной зоны, Крым станет невероятно привлекательным для инвесторов. Смоленцев отметил льготные условия как очень привлекательные и хорошие, но так же не обошёл сторон и вопрос инфраструктуры, который является очень важным. По словам эксперта, игорный бизнес по всему миру должен быть расположен поближе к людям: в тех местах, где они живут, где отдыхают, в тех местах, куда удобнее всего добраться.
Согласно закону, игорные зоны не могут располагаться в населенных пунктах, и законопроект не предусматривает изменение данного требования для Крыма. Смоленцев желает, чтобы данное место стало красивым, и по его словам, данный проект нужно согласовывать комплексно, чтобы он был связан с условиями полноценного отдыха.
Как поясняет Александра Суслина, которая является членом Экономической экспертной группы, чиновники на пути к созданию максимально выгодных условий для развития какого-либо бизнеса. Суслина добавила, что в этом нет ничего плохого, и этот момент может стать очень хорошей инвестицией для самих компаний.
Согласно законопроекту, на территории игорной зоны можно будет открывать букмекерские конторы и казино. проводить тотализаторы и лотереи. Вся деятельность подобного рода будет запрещена в Севастополе. В соответствии с действующим законодательством, данная деятельность будет осуществляться только организаторами азартных игр.
Специальный правовой режим инвестиций будет применен на основании соглашений с руководством игорной зоны Крымской Республики, которая выступит в роли структурного подразделения органа власти РФ. Когда требования по капитальным вложениям инвесторов будут выполнены, они будут включены в реестр резидентов ОЭЗ. Окончательное право на льготы будет давать именно нахождение в данном реестре.
Руководством данной зоны будет осуществлен полнейший спектр деятельности по ее регулировке:
Выписка разрешений
Выдача земельных участков в аренду и собственность
Осуществление надзора.
Земельные участки Минэкономразвития будут распределены по конкурсу или аукциону. Разрешение на осуществление игорной деятельности так же обуславливается правом собственности на игорное заведение или аренды. Данное разрешение может быть аннулировано в том случае, если организатор игр не начал свою деятельность на протяжении трех лет.
Зачем Крыму свободная экономическая зона: прогнозы экспертов
Симферополь. 31 Октября 2014. 19:15 - REGNUM Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов считает правильным стремление Российских властей обеспечить определенную компенсацию для крымского региона в условиях санкций. Об этом он заявил 31 октября корреспонденту ИА REGNUM . комментируя перспективы свободной экономической зоны, которую планируется создать в Крыму.
По его мнению, налоговые льготы выглядят вполне привлекательно, в том числе для иностранных инвесторов: «Такой налоговый режим позволяет войти в экономику, начать какие-то процессы, дождаться стабилизации и улучшения рыночной конъюнктуры как международной, так и Российской». Однако именно в конъюнктуре, как полагает он, заложена основная проблема для Крыма, потому что в России во второй половине этого года явно обозначился экономический кризис: «Кризис, который был очевиден для специалистов года полтора назад как развивающийся, стал очевиден для населения уже теперь. Это плохой знак для Крыма и для инвесторов, которые не смогут сейчас вложить деньги в Крым, потому что не будут уверены в том, что эти инвестиции, допустим, в строительство новых отелей, курортов, заведений сферы услуг окупятся. Потому что туристическая отрасль достаточно серьезно просела в России».
Эксперт считает, что сложилась неблагоприятная обстановка, что стало результатом продолжения либерального курса в Российской экономике: «Либеральный экономический курс продолжается, и именно она обрекает Крым на участие в Российском кризисе, в том числе кризисе инвестиционном».
Колташов полагает, что в случае, если бы Крым остался частью Украины, ситуация там была бы в разы хуже, но для того, чтобы Крым перешел к экономическом подъему нужна иная политика — политика развития Российского рынка, Российского спроса, Российского туризма и Российского туристической отрасли. «Нужна протекционистская политика», — пояснил экономист.
Крым пытаются адаптировать к либеральной рыночной политике, компенсировав, к примеру, нехватку целого ряда товаров облегчением импорта или доступ частных инвесторов, считает Колташов. Но это, по его мнению, не приведет к продолжительному успеху, потому что у инвесторов сейчас объективно нет потребности делать крупные вложения из-за неблагоприятной экономической ситуации, которая в настоящее время перекрывает преимущества и достоинства Крыма.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин положительно оценил перспективы свободной экономической зоны в Крыму. «Свободная экономическая зона предполагает льготный режим существования компаний и предприятий на ее территории. Для того, чтобы крымская экономика совершила в определенной степени рывок и сравнялась с Российской экономикой, необходимо создать условия. Вот эти условия, собственно, и создает свободная экономическая зона. Налоговые каникулы, специальный инвестиционный режим — все это должно привлечь на территорию Крыма инвесторов. Трудности могут возникнуть, конечно, из-за позиции Киева по этому вопросу и позиции некоторых западных стран, которые бросаются, почем зря, санкциями в тех инвесторов, кто все-таки рискует в нынешних непростых условиях работать в Крыму. Но, судя по всему, потери этих инвесторов должны компенсировать те условия, которые предполагает свободная экономическая зона в Крыму», — отметил Мухин.
А вот директор Института стратегического анализа Игорь Николаев пессимистично оценивает результативность создания свободной экономической зоны. Он заметил, что прежде чем создавать свободную экономическую зону в Крыму, необходимо понять, почему подобные действия на других территориях и в других регионах не привели к успеху: «А мы знаем, что у нас Калмыкия, которая тоже была в общем оффшором, является по-прежнему одним из самых бедных регионов страны. То есть пока можно констатировать — создание свободных экономических зон в регионах РФ не имело положительных успехов. Одно это уже заставляет усомниться, что в Крыму это получится».
Кроме того, как заметил эксперт, важно учитывать и существующие очень серьезные риски: «Далеко не все компании захотят работать, несмотря на всю привлекательность, в этой свободной экономической зоне. Потому что для компаний, особенно для компаний серьезных, больших, возрастают риски, что они станут компаниями нон-грата для международного бизнеса. Это очень серьезный сдерживающий фактор».
По его мнению, частные инвесторы туда пойдут только "если им сделать предложения, от которых невозможно отказаться, «наподобие тех, когда власть центральная просит, чтобы ты туда зашел и развивал свой бизнес, а взамен тебе гарантирует те или иные преференции в различных видах». Но такой алгоритм развития не приносит особого успеха.
Как ранее сообщало ИА REGNUM . правительство РФ внесло в Государственную думу РФ законопроект, предусматривающий особый правовой режим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя для привлечения инвестиций. На полуострове Крым особая экономическая зона будет действовать до 1 апреля 2064 года.
Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Налоговые льготы инвесторам, поддержка и реализация инвестпроектов
В соответствии с законодательством, принципами такой поддержки являются:
Обязательность. Госорганы должны реализовывать меры господдержки, если инвестпроект соответствует всем содержащимся в законе «О поддержке инвестиционной деятельности» критериям. Инвестор также обязан соблюдать определенный порядок обращения с целью получения поддержки.
Стабильность инвестпроцесса. Защита инвесторов, в отношении которых установлен режим наибольшего благоприятствования, от применения со стороны Ленинградской области действий, накладывающих на инвестора дополнительные финансовые обязательства, не связанные с инвестпроектом. Подобная гарантия распространяется только на действия администрации региона.
Не ухудшение условий. Область обязуется не применять в отношении инвестора региональные нормативные акты, которые ухудшают условия налогообложения инвестора по сравнению с условиями, действовавшими на момент предоставления льгот.
Неисключительность преференций. Инвестор сохраняет право на получение льготного режима даже если в отношении него уже применяются другие меры поддержки (на муниципальном или федеральном уровне).
Одной их форм поддержки инвесторов являются налоговые льготы. В общем и целом, они распространяются на следующие отрасли:
сельское хозяйство и охота
перерабатывающая промышленность
химическая промышленность
деятельность в области транспорта
металлургия
производство машин и оборудования
деятельность гостиниц и ресторанов.
Чтобы воспользоваться налоговыми льготами, инвестиционный проект должен отвечать ряду условий (под «инвестпроектом» законодатель понимает размещение новых и/или расширение уже работающих производственных мощностей на территории Ленинградской области).
Условия предоставления льгот:
регистрация в Ленинградской области
реализация проекта в течение трех лет
работа в утвержденных законом видах деятельности
заключение договора с Правительством региона о режиме господдержки инвестиционной деятельности
постановка на баланс имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации проекта.
Закон для снижения административных барьеров, а также в целях упрощения процедуры получения инвесторами режима наибольшего благоприятствования Ленинградской области был принят в декабре 2012 года от 29.12.2012 года №113-оз "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области".
В новом законе зафиксированы сроки предоставления налоговых льгот (от четырех до восьми лет) в зависимости от объема инвестиций (от 300 млн. руб. до 3 млрд. руб.), законом существенно сокращается период рассмотрения заявок от инвесторов: договор о предоставлении режима государственной поддержки инвестиционной деятельности подписывается в течение не более 35 рабочих дней после предоставления организацией необходимых документов.
Закон Ленинградской области от 25 ноября 2003 года №98-оз "О налоге на имущество организаций" освобождает инвесторов от уплаты налога на имущество организаций, в отношении имущества, создаваемого или приобретаемого для реализации инвестиционного проекта в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта (и не входившего в состав налогооблагаемого имущества на территории Ленинградской области до начала реализации инвестиционного проекта):
на срок фактической окупаемости инвестиционных затрат, но не более срока окупаемости, предусмотренного бизнес-планом инвестиционного проекта
на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат.
Регион предоставит налоговые льготы инвесторам – концессионерам
Законодательное собрание Ленинградской области приняло в трех чтениях изменения в областной закон О налоге на имущество организаций. Поправки предусматривают снижение расходов для инвесторов, заключивших концессионные соглашения с регионом.
Для инвесторов, участвующих в концессионных соглашениях, предложено установить нулевую ставку налога на имущество, передаваемое в рамках этого соглашения.
Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Максим Кисельников, выступая перед депутатами областного парламента, пояснил, что при заключении концессионного соглашения частный инвестор строит или реконструирует и эксплуатирует государственное имущество для реализации социально значимых проектов. При этом имущество переходит к инвестору, который по окончании срока действия соглашения возвращает уже модернизированный объект в казну региона.
Концессионер выплачивает налог на переданное ему имущество, в то же время со стороны региона предусмотрены субсидии инвестору для покрытия части расходов на эксплуатацию объекта.
Установив нулевую ставку по налогу на имущество Ленинградская область одновременно снизит расходы инвесторов и уменьшит объем субсидирования концессионеров.
По словам Максима Кисельникова, сегодня в Ленинградской области готовится только один конкурс на право заключения концессионного соглашения. Речь идет о создании Областного центра медицинской реабилитации в городе Коммунар Гатчинского района. Планируется, что соглашение будет подписано в 2015 году, а воспользоваться льготой инвестор сможет только после постановки объектов недвижимости на свой баланс.
Разработчик законопроекта - комитет экономического развития и инвестиционной деятельности - также обозначил, что предлагаемая мера поддержки частных инвесторов создаст благоприятные условия для привлечения бизнеса для участия в создании и модернизации общественной инфраструктуры, обеспечить развитие которой только за счет бюджетных средств невозможно.
Пресс-служба
губернатора и правительства Ленинградской области,
Людмила Петрова
Налоговые льготы
Налоговые льготы инвесторам, поддержка и реализация инвестпроектов
Инвесторам, реализующим проекты на территории Ленинградской области, создаются все необходимые условия для успешного бизнеса.
В настоящее время в Ленинградской области действует ряд мер, на законодательном уровне принятых в поддержку инвесторов.
В соответствии с законодательством, принципами такой поддержки являются:
Обязательность. Госорганы должны реализовывать меры господдержки, если инвестпроект соответствует всем содержащимся в законе «О поддержке инвестиционной деятельности» критериям. Инвестор также обязан соблюдать определенный порядок обращения с целью получения поддержки.
Стабильность инвестпроцесса. Защита инвесторов, в отношении которых установлен режим наибольшего благоприятствования, от применения со стороны Ленинградской области действий, накладывающих на инвестора дополнительные финансовые обязательства, не связанные с инвестпроектом. Подобная гарантия распространяется только на действия администрации региона.
Не ухудшение условий. Область обязуется не применять в отношении инвестора региональные нормативные акты, которые ухудшают условия налогообложения инвестора по сравнению с условиями, действовавшими на момент предоставления льгот.
Неисключительность преференций. Инвестор сохраняет право на получение льготного режима даже если в отношении него уже применяются другие меры поддержки (на муниципальном или федеральном уровне).
Одной их форм поддержки инвесторов являются налоговые льготы. В общем и целом, они распространяются на следующие отрасли:
Чтобы воспользоваться налоговыми льготами, инвестиционный проект должен отвечать ряду условий (под «инвестпроектом» законодатель понимает размещение новых и/или расширение уже работающих производственных мощностей на территории Ленинградской области).
Условия предоставления льгот:
регистрация в Ленинградской области реализация проекта в течение трех лет работа в утвержденных законом видах деятельности заключение договора с Правительством региона о режиме господдержки инвестиционной деятельности постановка на баланс имущества, созданного или приобретенного в рамках реализации проекта.Объем инвестиций
Постоянные комиссии Законодательного собрания Ленинградской области рассмотрели в первом чтении законопроект О мерах государственной поддержки создания и развития индустриальных парков в Ленинградской области.
Первый заместитель председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Максим Кисельников проинформировал депутатов об основных положениях проекта закона, который подготовлен в соответствии с федеральным законодательством и обусловлен необходимостью создания благоприятных условий для стимулирования деятельности организаций по созданию и развитию индустриальных парков (ИП) в Ленобласти. По мнению разработчиков, это будет способствовать дальнейшему развитию инвестиционной политики в регионе, созданию новых экономически привлекательных территорий, на которых можно разместить и эксплуатировать объекты недвижимости производственного и складского назначения. Законопроект более чем актуален. Он направлен на поддержку организаций, которые готовы инвестировать в создание индустриальных парков, инженерно подготовленных территорий в Ленинградской области, которая, к сожалению, существенно отстает от других регионов (например, Калужской и Ульяновской областей), в части инвестиционной политики. Эти субъекты немного раньше начали проводить активную работу по привлечению инвесторов, - отметил докладчик. Из общения с потенциальными инвесторами стало понятно, что главную проблему для осуществления своей деятельности в Ленобласти они видят в отсутствии свободных промышленных площадок, обеспеченных инженерной инфраструктурой.
Законопроект предусматривает такие же налоговые льготы, как и ныне действующий закон №103-оз О мерах государственной поддержки организаций, осуществляющих деятельность на территории индустриальных парков и технопарков Ленинградской области: на любые 4 последовательных календарных года в течение 6 лет освобождение от уплаты налога на имущество и понижение ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет Ленинградской области, до 13,5%. Но предлагается и новая мера социальной поддержки - льготы по арендной плате за использование одного или нескольких земельных участков, которые находятся в собственности Ленинградской области и на которые государственная собственность не разграничена. Они предоставляются на 6 последовательных календарных лет, начиная с первого квартала после года, в котором был присвоен статус индустриального парка: первый и второй календарные годы - 30% от суммы годовой арендной платы, третий и четвертый годы - 60%, пятый и шестой годы - 90%.
Депутат Татьяна Бездетко указала на то, что в соответствии с законом в Ленинградской области уже созданы 7 технопарков, и попросила проинформировать о результатах их инвестиционной деятельности. Максим Кисельников подтвердил, что такие парки созданы, но по факту это - просто земельные участки, на которых ничего нет. И одна из причин заключается в неготовности инвесторов создавать там инфраструктуру, ставить ее на баланс и платить налог на имущество. Поэтому законопроект будет стимулировать к созданию инфраструктуры, в первую очередь, эти, уже образованные, индустриальные парки.
Кроме того, действующий закон не содержит определений самих индустриальных и технопарков, а также процедуры присвоения им этого статуса. Поэтому и назрела необходимость принятия единого унифицированного законодательного документа. Предложенный разработчиками законопроект устраняет все эти пробелы. Как следует из законопроекта, индустриальный парк в Ленинградской области - это территория в Ленинградской области, включающая земельный участок или несколько земельных участков, на котором (которых) управляющая компания планирует осуществить, осуществляет или осуществила создание (реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение) объектов имущественного комплекса, а также планирует осуществлять или осуществляет эксплуатацию указанных объектов, в том числе для размещения малых и средних производств, получившая в порядке, предусмотренном настоящим областным законом, статус индустриального парка.
Парламентарии попросили уточнить условия, при которых управляющая компания может получить статус индустриального парка. Во-первых, площадь земельного участка, на котором планируется осуществлять эту деятельность, должна быть не менее 10 га. Но для выравнивания уровня социально-экономического развития таких районов, как Лодейнопольский, Подпорожский и Бокситогорский, эта планка снижена до 3 га. Это, по мнению разработчиков, позволит привлечь сюда большее количество инвесторов, которые готовы приобрести или оформить земельные участки меньшей площади для размещения на них малых и средних производств. Депутаты Владимир Рыбальченко и Владимир Петров предложили сниженную планку до 3 га установить и в других районах, например, в Сланцевском.
Но в любом случае, организация может стать индустриальным парком, если на земельный участок разработан проект планировки территории и/или градостроительный план. Во-вторых, управляющей компанией должна быть разработана программа создания и развития индустриального парка, содержащая сведения об объеме капвложений в объекты имущественного комплекса, а также сведения об их инженерном обеспечении системами электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения. В-третьих, размещение самого индустриального парка должно быть предварительно согласовано с межведомственной комиссией по размещению производительных сил на территории Ленинградской области.
При обсуждении документа депутаты также обратили внимание на возможные выпадающие доходы муниципальных бюджетов при предоставлении льгот по арендной плате за земельные участки. По словам докладчика, с представителями администраций муниципалитетов обсуждался и сам законопроект, и, в частности, этот вопрос. Они высказали понимание того, что без предоставления льгот инвестор не придет. А получение в местный бюджет в первые два года 30% от арендной ставки за землю - все равно доход. Кроме того, если инвестор откроет производство, то будут созданы новые рабочие места, и значит, подоходный налог граждан также будет поступать в муниципальную казну. То есть в любом случае, муниципалитеты заинтересованы в создании условий для привлечения на свои территории инвесторов.
Все постоянные комиссии решили поддержать законопроект в первом чтении. Председатель постоянной комиссии по строительству, транспорту, связи и дорожному хозяйству Иван Григорьев подчеркнул, что закон важен для развития инвестиционной политики в области, но требует детальной доработки. Срок внесения поправок решили установить на 2 месяца.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!