Льготы на строительство дома
Глава 8. Квартира в сельском доме
1. Сельский дом
Льготы при строительстве индивидуальных жилых домов усадебного типа в сельской местности предоставляются работникам колхозов, совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий. Госбанк СССР предоставляет кредит в льготном порядке перечисленным организациям для их работников в размере сметной стоимости строительства. Кредит погашается в течение 20 лет после окончания строительства дома. При этом половина суммы кредита может погашаться колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными организациями и предприятиями за счет средств экономического стимулирования этих хозяйств.
Работники хозяйств в сельской местности, желающие иметь индивидуальный жилой дом в личной собственности, вносят после окончания его строительства первоначальный взнос в размере 20% сметной стоимости строительства дома.
Переоборудование и перепланировка индивидуального жилого дома производятся с разрешения исполнительного комитета, местного Совета народных депутатов. Государство оказывает жильцам, имеющим в личной собственности жилые дома, содействие в их ремонте и благоустройстве. Переоборудование и ремонт могут производиться предприятиями бытового обслуживания населения.
При строительстве индивидуального жилого дома или переоборудовании старого дома, принадлежащих жильцам на праве личной собственности, необходимо помнить, что предельные размеры жилых домов устанавливаются Гражданским кодексом Украинской ССР.
Эксплуатация и ремонт жилых домов . принадлежащих колхозам, совхозам и другим предприятиям, учреждениям, организациям, расположенным в сельской местности, осуществляются их жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными службами, а в случае их отсутствия - жилищно-эксплуатационными и ремонтно-строительными организациями местных Советов народных депутатов.
Индивидуальные жилые дома в сельской местности строятся по типовым и индивидуальным проектам, согласно современным архитектурным требованиям эстетики, технологии и комфорта.
Блокированный дом предусматривает размещение нескольких квартир, имеющих самостоятельные входы с приквартирного участка, на котором могут размещаться хозяйственные постройки.
Подсобное хозяйство (сад, огород, скот, птица) в блокированном доме удобно развивать только в случае, если он состоит из двух квартир. При большем числе квартир на приквартирных участках можно организовать зону отдыха, посадить фруктовые деревья, цветы, кустарники. Поэтому для тех, кто планирует освоить достаточно полный комплекс приусадебных построек, удобно связанных с приусадебными зонами, садом и огородом, рекомендуем строить дом по типовому или индивидуальному проекту на одну семью.
Подсобное хозяйство сельского жителя связано с целым комплексом приусадебных хозяйственных построек . Нужны специальные помещения для содержания скота, птицы, хранения кормов и топлива, инвентаря и продукции своего подсобного хозяйства. При доме желательно иметь летнюю кухню, теплицу, гараж, баню или сауну, мастерскую.
Для рационального использования строительных материалов каждая хозяйственная постройка должна включать не одно, а несколько помещений, близких по назначению. Сгруппированные таким образом один или несколько хозяйственных блоков устраивают за домом в глубине участка или у одной из его границ.
При размещении хозяйственных блоков на участке необходимо соблюдать санитарные разрывы - расстояния от жилого дома до помещений, где содержат скот, что обеспечивает возможность организации отвода стоков, компостирования навоза и других нечистот. Участок площадью 600 м2 позволяет рационально разместить все хозяйственные постройки и продуктивно организовать технологические процессы. При меньших размерах участка рекомендуется содержать только птицу и кроликов.
Ближе всего к дому должна находиться летняя кухня с погребом . Особенно это важно для южных районов, где ими пользуются большую часть года. При наличии скота надо свести к минимуму проходы животных по участку, пересечения их с другими пешеходными путями. Составляя план хозяйственной постройки, надо учитывать существующие нормы площади для животных с приплодом. Нужно также предусматривать помещение для хранения инвентаря, грубых кормов, кормокухню.
Оценивая тот или другой проект строительства усадебного дома и анализируя его с точки зрения экономичности решения, необходимо учитывать затраты на строительство и эксплуатацию, включая отопление, уход, ремонт и т. п. Самым простым и доступным критерием оценки является компактность всего объема дома и плана. План с минимальным периметром застройки и формат, близкий к квадрату, всегда более экономичен по сравнению с другими решениями такой же площади. Компактный дом еще называют «теплым домом»: он хорошо сохраняет тепло и особенно эффективен при использовании печного отопления.
Существует много различных типов индивидуальных сельских домов. Поэтому при выборе проекта сельского дома следует учитывать климатические условия, количество членов семьи, их возраст. Кроме того, немаловажную роль играют материалы, используемые для строительства, особенно местные.
Кирпич, дерево, шлакобетон, деревянные щиты с утеплителем и шлакоблоки наиболее часто используют при строительстве усадебного дома.
Шлакобетон широко применяют для возведения монолитных, набивных и блочных стен. Стены, выполненные из этого материала, прочны, малотеплопроводны, несгораемы, дешевы и обладают рядом других положительных свойств. Толщина стен зависит от климатических условий. При температуре наружного воздуха до — 20 °С толщина стен должна составлять 44 см, при -20 °С и более - 59 см. Стены следует оштукатуривать с двух сторон слоем толщиной 2 см. Технология приготовления шлакобетона несложна. Прежде всего, в доменных шлаках, предназначенных для использования в строительстве, не должно быть лишних добавок: земли, щепок и особенно несгораемого угля. Вяжущими материалами служат цемент, известь, гипс, глина. Шлак необходимо заранее отсортировать, просеивая через специальное сито. Соединяя отсортированный крупный шлак (с зернами 40 мм) и мелкий шлак (с зернами от 1 до 5 мм) в отношении 2:1, приготавливают шлаковую смесь. Если вяжущим служит цемент, то берут в следующих пропорциях: 1 часть цемента, 4 извести и 3 части шлака и соответственно смешивают. Шлакобетон на цементе укладывают в стены в течение одного часа.
Шлакобетон-с гипсом готовят небольшими порциями: берут 1 часть гипса и 3 части шлаковой смеси, добавляют воду, перемешивают и сразу же используют. Срок приготовления и использования не должен превышать 6 мин.
Для повышения прочности за несколько часов до приготовления бетонной смеси шлак надо увлажнять. На 1 мз шлакобетона требуется от 250 до 350 л воды. Стены, выполненные из шлакобетона на цементе, рекомендуется поливать водой в течение 10-12 дней или укрывать мокрыми рогожками.
Обладая хорошей теплостойкостью и достаточной прочностью эти постройки могут стоять свыше 20 лет.
При строительстве, реконструкции или ремонте дома строительный материал часто комбинируют. Щитовые или деревянные отштукатуренные дома с целью утепления обкладывают кирпичом, иногда применяют шлакобетон по деревянной опалубке. Для этого траншею шириной 30 см и не менее полуметра глубиной, выкопанную по периметру дома, забутовуют намнем с раствором.
Саман - безобжиговый кирпич в виде блоков, изготовляемый из смеси глины, соломенной резки и крупнозернистого песка. Глины для самана применяют жирные и средней жирности.
Естественная вентиляция через саманные стены лучше чем через кирпичные, а затраты на саманные постройки на 25 % меньше, чем при применении обыкновенного красного кирпича. Толщина стен жилых домов 36-62 см, в зависимости от района строительства. Стены неотапливаемых помещений могут иметь толщину, примерно, равную 0,7 толщины наружных стен. В углах и при обрамлении оконных и дверных проемов можно использовать красный кирпич. Саманный кирпич широко применяется для строительства сараев, гаражей и надворных построек.
Комната на чердаке - доступный прием рационального использования пространства дома под крышей. Прежде чем приступить к оборудованию верхнего этажа, необходимо детально изучить несущие конструкции перекрытия и крышу дома.
Лестницу, связывающую верхний этаж с нижним, желательно устраивать в прихожей - во входном холле. Но есть несколько решений, когда ее выводят на верхний этаж из кухни, веранды. Устройство лестницы и ее размеры зависят от планировки помещений жилого дома. Так, деревянную лестницу сооружают из двух-трех маршей, благодаря которым ее можно легко «вписать» в небольшую по размерам прихожую, кухню и т. п.
Качество изготовления, внешняя отделка всех деталей лестницы требует особой тщательности, так как она является важным элементом оформления интерьера . Во многих случаях поверхность всех деревянных изделий остается неокрашенной. Ее шлифуют, а затем покрывают мебельным бесцветным лаком или используют масляную краску.
Чтобы придать помещению своеобразный вид, необходимо «подчеркнуть» несущие конструкции - стропила, т. е. красить их в более темный цвет, а стены - в светлый. Пол комнаты делают деревянным, доски которого прибивают к балкам перекрытия.
Учитывая, что стены помещения декорированы естественной текстурой дерева (доски), мебель и оборудование могут быть оформлены с использованием недорогих доступных материалов. Многие элементы оборудования (стеллажи, шкафы, место для сна и отдыха) являются продолжением или развитием конструкций интерьера, поэтому отделку стен и мебели желательно делать из одинаковых материалов.
Наклонные стены мансарды рекомендуется утеплять минераловатной плитой. Для этого пространство между стропилами заполняют плитами, а снизу к ним прибивают доски, древесностружечную плиту. Затем поверхность стен покрывают водоэмульсионной краской.
Важным и существенным элементом для помещения на чердаке является окно, которое размещают в вертикальной торцевой стене или в крыше. Световые проемы в крыше пропускают больше света, чем в вертикальных стенах, что позволяет использовать их в районах, где естественного освещения не хватает. В случае, когда нужно уменьшить количество естественного света, поступающего на мансарду, предусматривают солнцезащиту (декоративные шторы, жалюзи, маркизы).
Определенные трудности возникают при монтаже окна и его закреплении в наклонной крыше. Во многом это зависит от материала покрытия кровли (шифер, железо, черепица). Конструкция и изоляция фрамуги, ее установка также связаны с углом наклона стен - крыш. Чем они круче, тем больше будет объем жилой комнаты в мансарде
Недостроенные льготы
Смирнов К. Недостроенные льготы // Бизнес. 2001. 16 апреля 2001 (№ 16). С. 50-51
Несмотря на многочисленные налоговые “пряники”, дела в жилищном строительстве идут всё хуже. Почему?
ОТ РЕДАКТОРА
Став недавно счастливым обладателем квартиры, я со всей ответственностью могу заявить: за три года предшествующей возни никаких льгот я не почувствовал. Квартиру пришлось оплачивать заранее и по баснословной цене (сказались “игры” государства с НДС). А гордое имя “инвестор” в договоре на покупку квартиры лишь означало, что на деньги, уплаченные мною за квартиру, строительная фирма вынуждена была построить еще как минимум две для “господ офицеров” (военнослужащих) бесплатно. Насколько я могу судить, таковы были условия передачи им земли под застройку.
Таким образом, я оплатил, а строитель построил то, что должно было финансироваться из бюджета. Куда, между прочим, и строительная фирма, и я неизбежно платим налоги. Потому, кроме полного отсутствия каких-либо льгот для потребителя (а по моему глубокому убеждению только эти льготы и способны дать какой-то эффект), мы имеем общегосударственное вранье об их наличии. И последнее обстоятельство особенно раздражает.
Квартирный вопрос всегда был самым болезненным для граждан, проживающих на одной шестой части суши. Как в калейдоскопе менялись правительства и режимы, так и поражающие воображение жилищные программы теснили друг друга, а люди продолжали жить в коммуналках, “хрущобах” и прочих шедеврах отечественного домостроения. Новые времена тоже по сути ничего не изменили. Стало даже хуже. Общий экономический спад в первую очередь отразился на строительстве, где как ни в какой другой отрасли прибыль от вложенных средств приходится ждать очень долго. Логичное в таких случаях предоставление налоговых льгот для стимулирования вложения средств в строительство жилья не привело практически ни к чему. Согласно данным Минстата, удельный вес капитальных вложений в жилищное строительство от общего числа в 2000 году составил 16,8% против 21,2% в 1995 году.
Удручающая статистика
Из года в год количество построенного жилья (особенно государственного) катастрофически сокращалось (см. “Как строили”). В Указе Президента “Об основных направлениях по обеспечению жильем населения Украины на 1999-2005 годы” читаем: “Объемы строительства жилья за последние годы уменьшились более чем в 2,5 раза и составляли в 1998 году 5,85 млн кв.м, из которых только 3,5% строилось за счет централизованных капиталовложений. Значительно сократилось строительство жилья предприятиями и организациями, а также кооперативное жилищное строительство (в 10-12 раз)”.
То есть понимание проблемы в государстве существует. Но что же предлагается для ее решения? Ведь сейчас для обеспечения жилплощадью только льготников нужно построить около 70 млн кв.м. Разумным было бы предоставлять льготы как самим гражданам, желающим приобрести жилье, так и строителям, которые смогут строить это самое жилье дешевле. И льготы действительно предоставлялись, но только очень специфическим образом.
Неработающие льготы
Наиболее показателен в этом смысле пример предоставления льгот инвесторам при строительстве жилья для военнослужащих. Вспомним, сколько военных осталось не у дел в Украине после развала “империи зла”. Чтобы срочно “расселить их по квартирам”, летом 1993 года президентским Указом “щедро” разрешалось передавать в собственность инвестора якобы до 40% построенного на его деньги жилья для военных. Но как только кто-то даже на таких условиях имел неосторожность построить что-то жилое, местная власть всегда вносила свои коррективы. И также претендовала на свою долю. Потому льготой, по большому счету, так никто и не воспользовался.
То же самое можно сказать и в отношении других льгот. Так, например, инвесторы (наши и зарубежные) освобождались от НДС, таможенных сборов на ввозимые материалы и оборудование, а также от госпошлины на оформление передачи в их собственность части построенного жилья. Как говорится — бери и строй! И некоторые заглотнули наживку (см. “Комментарий строителя”).
Но уже через полгода власть под разными соусами стала постепенно ограничивать льготный режим. Например, инвестор мог получить свою долю только после того, как оформит все документы по вводу здания в эксплуатацию и зарегистрирует его в БТИ. Пожалуй, не стоит объяснять, во что обходятся дополнительные согласования и разрешения и как это отражается на себестоимости. Достаточно сказать, что, по оценкам специалистов одной строительной фирмы, каждый квадратный метр построенного жилья из-за взяток чиновникам обходится дороже на $20.
Но жилье еще нужно построить. А зачастую бывает так, что на окончание строительства уже не хватает денег, например, из-за тех же расходов на взятки. И в таком случае строительная фирма-инвестор может оказаться на грани банкротства, потому что кредит (основной источник пополнения оборотных средств небольшой компании) на достройку здания получить невозможно. Такую недостроенную недвижимость банк не принимает в качестве залога, поскольку в результате ограничения льготы все построенное жилье для военных считается госсобственностью, а инвестор приобретает право собственности на свою долю только после получения соответствующего свидетельства в БТИ. А оно, как известно, выдается на готовое жилье.
Вдобавок ко всему, примерно еще через 1,5 года (в мае 1995 года) инвесторы лишились льгот по уплате НДС, госпошлины и права беспошлинного ввоза оборудования и материалов для строительства. Таким образом, держава из-за банальной жадности менее чем через два года почти полностью ликвидировала льготы для инвесторов, многие из которых после этого просто уже были не в состоянии закончить начатые работы. И невдомек ей бедной, что по-настоящему льгота в такой области, как строительство, через два года только начинает работать и приносить свои плоды. Поэтому немудрено, что подобная политика (а вернее, полное ее отсутствие) привела к тому, что объемы построенного жилья в 1995 году упали по сравнению с 1990 годом более чем в два раза.
Потом инвесторам опять давали льготы (на сей раз этим озаботились депутаты), еще более обширные, чтобы поскорее спасти ситуацию и загладить неприятное впечатление у них “за первый раз”. Практически все, что только можно — от материалов до готового здания, освобождалось от уплаты НДС. Налог на прибыль инвестора уменьшался на размер вложенных инвестиций и т.п. Даже вымогателей “на благоустройство” города попытались прижать президентским Указом, в котором сказано, что финансирование строительства общегородских коммуникаций и соцкультбыта, а также комплексная застройка населенного пункта не должны превышать 10% сметной стоимости строительства непосредственно жилья. И конечно же, опять, не выдержав и года, льготы отменяли. Эпопею с отменой и введением НДС на строительные работы с 1997-го по 2000 год мы уже подробно описывали (см. БИЗНЕС №20 от 15 мая 2000 года, с.62, 63). Поэтому лишь заметим, что наиболее прогрессивная редакция ст. 5.1. Закона о НДС продержалась всего. три месяца. Так о каком привлечении инвестиций в строительную отрасль можно говорить?
Справедливости ради, надо заметить, что даже такое кратковременное, но масштабное послабление налогового режима в 1996-м привело в следующем году к небольшому росту частных инвестиций и объемов частного строительства. Объяснение здесь видится следующее: все уже понимали, что льготы даются ненадолго, и поэтому просто стремились завершить начатое строительство, чтобы спасти свои деньги. Показательно соотношение количества жилья, построенного иностранцами в период с 1996 года по 1998 год. Вначале оно выросло более чем в пять раз, а потом вернулось к уровню, превышающему прежний всего в два раза.
Пенсионные инвестиции
Особо стоит отметить еще один вид льготного кредитования строительства жилья — эксперимент, проводимый на базе холдинговой компании “Киевгорстрой” (введен Законом от 20.04.2000 г.). Его суть заключается в том, что в г.Киеве для жилищного строительства привлекаются средства физических и юридических лиц на пенсионные вклады.
Привлечение средств на такие пенсионные счета, по идее, должно стимулироваться внесенными изменениями в Закон “О налогообложении прибыли предприятий” и в Декрет “О подоходном налоге с граждан”. Первый дополнен пунктом, позволяющим включать в состав валовых затрат уполномоченных банков суммы средств, направленных в специальный резерв пенсионных вкладов. А также — пунктом, установившим, что средства, внесенные на пенсионные счета физлиц, открытые в таких банках, включаются в состав валовых затрат плательщика налога в размере, не превышающем 10% валового дохода этого плательщика налога за отчетный период.
Второй дополнен двумя подпунктами, позволяющими не включать в состав совокупного налогооблагаемого дохода средства, внесенные физическими и юридическими лицами на пенсионные счета, открытые в уполномоченных “Киевгорстроем” банках, а также средства, выплачиваемые физическим лицам в соответствии с договорами пенсионных вкладов, заключенными в период проведения эксперимента.
По идее, приведенные налоговые льготы должны послужить определенным толчком к тому, чтобы граждане попробовали подвигнуть своих работодателей к участию в дополнительном пенсионном страховании. Впрочем, законодательством до сих пор не урегулирована деятельность негосударственных пенсионных фондов. И пока что неизвестно, чем все это закончится, и не превратится ли эксперимент в тривиальную финансовую пирамиду.
Осторожно, долгострой!
Не так давно заметно активизировались и попытки государства избавиться от незавершенок-долгостроев, в том числе и жилых зданий. В самом деле, зачем инвестору тратить силы и средства на стройку “с нуля”, если можно приобрести незавершенку и довести ее до ума? В сентябре минувшего года даже приняли специальный Закон “Об особенностях приватизации объектов незавершенного строительства”, в котором тоже предусмотрены разные льготы для инвесторов. Например, все затраты на приобретение, достройку и ввод в эксплуатацию незавершенки на период, определенный условиями приватизации, относятся покупателем на валовые затраты. На тот же срок строительства покупатель освобождается и от платы за землю. Примечательно, что теперь даже появился прямой запрет на вымогательство какого-либо рода для местных властей при заключении договора на приватизацию таких объектов.
Но теперь все эти “прелести” мало привлекают потенциальных инвесторов, которые имели удовольствие покупать незавершенку у государственных ведомств. Нередко ведомства, которые начинали строить подобные объекты, пытаются “впарить” их, скрывая при этом огромные долги перед городом или другими инвесторами. Более того, они часто даже не имеют всех необходимых документов на право владения долгостроем. В результате инвестор может разориться, еще даже не став полноправным владельцем недостроенного здания. К тому же время, на протяжении которого незавершенка простояла, неизбежно сделало свое дело. И во многих случаях недостроенные здания нужно просто сносить и строить новые заново.
Как видим, в результате непродуманных действий, которые явились следствием неуемной жадности государства, несмотря на обилие всевозможных льгот, так и не удалось привлечь достаточное количество средств, чтобы остановить падение объемов строительства и обеспечить его рост. И здесь проблема кроется не в тех или иных льготах, а в самом подходе государевых мужей к решению проблемы. Безусловно, льготы нужны. Но в первую очередь они нужны для тех, кто вкладывает свои “кровные” в строительство жилья, а не самим строителям. Кроме того, без изменения государственного подхода в стиле “лучше рубль — но сейчас, чем сто — но потом” большинству жителей страны по-прежнему будет не за что купить жилье вообще по любой цене.
КОММЕНТАРИЙ СТРОИТЕЛЯ
Константин ЖУКОВ,
президент финансово-промышленной компании “Дека”:
— В 1994 году наша компания заключила договор с Министерством обороны Украины об инвестировании средств и строительстве жилья для военнослужащих и членов их семей.
Правовой основой для указанного договора были Указ Президента от 1 июля 1993 года №240 и дополнения к нему. В соответствии с Указом после завершения строительства Министерству обороны передавалось не менее 50% жилья, построенного за счет инвестора. В счет компенсации понесенных инвестором затрат Указом предусматривался ряд льгот по налогообложению.
На момент заключения договора действующим законодательством строительство жилья и его передача дольщикам происходило без уплаты НДС. От обложения НДС освобождались материалы, применяемые в строительстве, и средства от реализации жилья, принадлежащего инвестору. Прибыль от реализации жилья также освобождалась от налога. Мы оценивали экономию средств за счет этих льгот на уровне 45% стоимости строительства и отдавали Минобороны 50% построенного жилья.
Но в процессе строительства резко ухудшились условия для инвестора. Измененное законодательство не предусмотрело ни компенсаций по начатым проектам, ни продление первоначальных условий до завершения проектов. Естественно, от такой шоковой терапии многие фирмы свернули свой бизнес, перешли на работу с краткосрочными проектами и малыми объемами, склонились к работе в тени, с налом, чтобы как-то себя обезопасить от повторения таких сюрпризов законодателей. Устояли фирмы, владевшие недвижимостью и получившие кредиты, хотя оборотные средства были резко сокращены. Последнее, естественно, сказалось на сроках строительства и взаимоотношениях с заказчиками.
Конечно, хотелось бы, чтобы наше законодательство было более стабильным и не загоняло Украинских предпринимателей в угол безысходности.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Бухстрой в Положении
11 апреля утвержден новый бухгалтерский стандарт для строителей. Нестандартненький такой.
11 апреля 2001 года Методологическим советом по бухгалтерскому учету одобрен очередной стандарт — П(С)БУ 18 “Строительные контракты” и План счетов для МП (о последнем см. стр.65. — Ред.).
Первоначально в Графике П(С)БУ 18 имел другое название — “Долгосрочные контракты”. Окончательное название контракта свидетельствует о том, что предполагаемая ранее сфера применения стандарта несколько сужена и ограничена строительными контрактами.
Стандарт, учитывая специфику строительства, вместе с тем предусматривает применение общих для П(С)БУ подходов и в строительстве. Например, привлечение субподрядчиков будет отражаться в бухгалтерском учете так же, как у изготовителей автомобилей приобретение шин, т.е. включаться в себестоимость продукции. С другой стороны, не будут включаться в себестоимость строительного производства, как и в других отраслях, административные расходы, расходы на сбыт и прочие операционные расходы. Такой подход отличается от ранее принятого определения себестоимости в строительстве, но все эти отличия напоминали применение футов и дюймов, в то время как большинство пользуется метрической системой.
График предусматривает вступление в силу П(С)БУ 18 “Строительные контракты” с 1 июля 2001 года.
Таким образом, в основном бухгалтерский учет стандартами уже охвачен. Оставшиеся четыре стандарта теперь не повлияют радикально на ведение бухгалтерского учета.
Перспективы
В парламенте пылятся как минимум два законопроекта, направленных на возврат уже недействующих льгот для строителей.
Речь идет об изменениях в некоторые статьи Закона об НДС. В частности, первый законопроект предлагает продлить до 1 января 2005 года кассовый метод учета налоговых обязательств и налогового кредита “по операциям выполнения строительных работ субъектами предпринимательской деятельности” (кроме исполнителей долгосрочных контрактов). Напомним, эта льгота прекратила свое существование с 1 января 2001 года. Вторым законопроектом предлагается вернуть освобождение от НДС работы по строительству жилья независимо от источников финансирования. Эта льгота вступила в силу 1 января 2000 года, однако уже через пару месяцев была отменена.

8 февраля парламент также принял в первом чтении законопроект об изменениях к Кодексу об административных правонарушениях.
Кодекс предлагается дополнить новыми статьями, устанавливающими административную ответственность за несоблюдение сроков:
предоставления заказчику выводов комплексной экспертизы или обоснованного отказа
предоставления соответствующих выводов в состав комплексной экспертизы
подготовки и предоставления разрешений на строительство и выполнение строительных работ.
За эти правонарушения “запроектирован” штраф от 5 до 10 нмдг. Кроме того, предполагается установить админответственность за несоблюдение требований при выдаче разрешений на строительство объектов градостроения и выполнение строительных работ или проведение экспертизы любых других документов, не предусмотренных законодательством.
Арбитражная практика
Бераторы
Бухгалтерские услуги
Бухгалтерский учет
Валюта. Экспорт. Импорт
Зарубежные новости
Как проверяют фирму
Компьютеры, интернет
Личные финансы
Малый бизнес
Минимизация налогов
На правах рекламы
Налоговая система
Налоговый учет
НДФЛ
ЛЬГОТА ЗАСТРОЙЩИКАМ И ПОКУПАТЕЛЯМ ЖИЛЬЯ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ
ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ
Г. ШУЛЕВА
Много вопросов возникает при уплате подоходного налога и использовании льготы по нему в связи со строительством или покупкой жилья. Что следует знать застройщикам или покупателям жилых домов, квартир, дач, садовых домиков?
В соответствии с подп. в ст. 3 Закона О подоходном налоге с физических лиц объектом обложения этим налогом является совокупный доход физического лица, полученный в календарном году, за исключением сумм, которые этот Закон в облагаемый доход не включает или уменьшает налогооблагаемую базу.
К таким удержаниям относятся суммы, направленные в течение отчетного календарного года, но не более чем в течение трех лет, физическими лицами, являющимися застройщиками либо покупателями, из личных доходов по их письменным заявлениям, представленным указанными лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации по месту основной работы либо в налоговый орган по месту постоянного жительства, на новое строительство или приобретение жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика (далее - дома (квартиры) на территории Российской Федерации, в пределах пятитысячекратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, учитываемой за год, включая суммы, направленные на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами в банках и других кредитных учреждениях на эти цели.
Общим как для строящих дома (квартиры) граждан, так и для покупающих их является то, что в этом случае льгота предоставляется независимо от того, строят (покупают) они индивидуально, или состоят членами кооперативов (жилищных, дачных), или заключили договор с организацией на долевое участие в строительстве и уплачивают определенные взносы в счет погашения стоимости строящегося объекта.
Кроме того, следует иметь в виду, что независимо от срока, в течение которого осуществляется строительство или уплачиваются платежи за приобретенное жилье, льгота предоставляется не более чем в течение трех лет, начиная с года, в котором подано заявление о предоставлении льготы.
Итак, вы решили купить жилой дом (квартиру). Основанием для предоставления льготы станет договор купли-продажи, оформленный в установленном порядке, так как при определении сумм, подлежащих исключению из облагаемого дохода, будут исходить из стоимости приобретенного объекта, указанной в договоре.
Если дом (квартира) приобретается на праве общей долевой собственности, у каждого покупателя из облагаемого дохода исключается только сумма его фактических расходов, но не более суммы расходов, приходящихся на его долю в собственности.
Когда же объект приобретается на праве общей совместной собственности, удержания из облагаемого дохода могут быть произведены согласно заявлению либо у одного собственника, либо у каждого, но в пределах общей суммы затрат.
Как уже отмечалось, срок предоставления льготы ограничен тремя годами. Поэтому при покупке дома (квартиры) следует обратить внимание на следующее. Если покупатель производит уплату за дом (квартиру) разовым платежом, то есть в один срок оплачивает цену, оговоренную в договоре, льгота предоставляется только в течение года, в котором осуществлен платеж, так как в последующие два года гражданин не производит расходов по оплате приобретенного жилья.
Если по условиям договора уплата производится в течение длительного времени, например, пяти лет, льгота и в этом случае будет предоставляться только в течение трех лет.
Иногда гражданин приобретает дом или квартиру, которые еще не готовы к использованию их по назначению, то есть недостроенные объекты. Ссылаясь на то, что объект не сдан под ключ, в некоторых случаях налоговые органы отказывают в предоставлении льготы. Однако правового обоснования для такого отказа не имеется, так как ни в Законе о подоходном налоге, ни в Инструкции Госналогслужбы России по его применению от 29 июня 1995 года N 35 не содержится положений о том, что приобретаемый объект не может быть недостроен.
На практике возникал вопрос о предоставлении льготы в случае, когда гражданин купил квартиру и, не въезжая в нее, обменял на большую, произведя доплату. В заявлении о предоставлении льготы он указал сумму, израсходованную им при осуществлении обмена. Однако указанная сумма при таких обстоятельствах не может быть принята, так как она вытекает из договора мены, а основанием для предоставления льготы, как уже говорилось, является договор купли - продажи. Поэтому к зачету может быть принята только сумма, уплаченная гражданином при покупке, но не при обмене квартиры.
В том случае, если гражданин решится на строительство жилого дома (квартиры, дачи, садового домика), следует иметь в виду следующее.
Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года N 35 предусмотрено, что льгота предоставляется только лицам, являющимся застройщиками, в подтверждение чего к заявлению о предоставлении льготы должны прилагаться копия разрешения на строительство, выданного органами местной администрации, или справка правления соответствующих кооперативов, или копия договора, заключенного гражданином со строительной организацией о долевом участии в строительстве объекта для него.
Кроме того, к зачету принимаются только документально подтвержденные расходы, связанные с осуществлением строительства. В подтверждение произведенных расходов могут быть представлены договоры с юридическими и физическими лицами на строительство объектов, счета на приобретение строительных материалов или акты их закупки у физических лиц (с полным указанием сведений об этих гражданах: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место жительства и другие необходимые сведения), квитанции к приходному ордеру и другие документы, в которых отражены сведения о застройщике и характере операций.
В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 16 мая 1996 года N 08-1-06/448 при осуществлении строительства к зачету принимаются также расходы на изготовление проектно - сметной документации, на проводку и подключение сетей водоснабжения, канализации, отопления, электро- и газоснабжения внутри объекта, а также затраты на приобретение облицовочной плитки, паркета, краски, обоев, газового оборудования и других стройматериалов, непосредственно используемых в строительстве. Однако суммы оплаты необходимого для строительства и отделочных работ инструмента, оплаты за осмотр дымохода, приемку газового оборудования, подключение заземления при предоставлении льготы не учитываются.
Следует также иметь в виду, что, если строительство, выполнение строительных и отделочных работ осуществляются по договору, заключенному застройщиком с другим физическим лицом, такие договоры (как и договоры на приобретение у физического лица строительных материалов) должны быть зарегистрированы в налоговом органе по месту жительства гражданина-застройщика, о чем в его присутствии делается отметка на договоре. Без такой отметки на договоре льгота по уплате подоходного налога не предоставляется.
На практике эта льгота не предоставляется, если работнику ссуда для осуществления строительства или на покупку дома (квартиры) выделена на предприятии. Если обратиться к Закону о подоходном налоге, то льгота может быть предоставлена по суммам, направленным на погашение кредитов и процентов по ним, полученных физическими лицами на строительство или покупку жилья только в банках и других кредитных учреждениях (но не на предприятии, где они работают).
В связи с изложенным необходимо обратить внимание на то, что не исключаются из совокупного годового дохода какие-либо расходы, если жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики построены (куплены), а полученный кредит на указанные цели погашен за счет средств предприятия (организации).
Как правило, при строительстве дома производится и покупка земельного участка, на котором он располагается. Но нужно учесть, что льгота по суммам, направленным на приобретение земельного участка (даже если покупка участка и приобретение дома оформлены одним договором), не может быть предоставлена, так как в Законе это не предусмотрено.
Иногда в заявлении на предоставление льготы указываются суммы, израсходованные на строительство и покупку строений, которые приобретаются (строятся) вместе с жилым объектом (например, гараж или хозяйственные постройки). Но в Законе четко определены объекты, по которым предоставляется льгота, поэтому по другим объектам она возможна только в случае, если они составляют единый комплекс с перечисленными в Законе объектами (построены под одной крышей).
Как быть, если гражданин одновременно выступает и в качестве застройщика, и в качестве покупателя (например, покупает квартиру и строит дачу)? В соответствии с Инструкцией Госналогслужбы России от 29 июня 1995 года N 35 исключение расходов по строительству или приобретению производится у физического лица одновременно только по одному объекту.
Налоговый орган отказал в предоставлении льготы гражданину, который в течение года купил квартиру, а на следующий год начал строительство жилого дома. Однако оснований для отказа в данном случае нет, если при покупке квартиры был произведен разовый платеж и строительство дома рассматривается как самостоятельное основание для предоставления льготы. Когда же квартира покупается в рассрочку, льгота может быть предоставлена только по одному из указанных объектов.
Теперь рассмотрим вопрос о размерах предоставляемой льготы. В Законе о подоходном налоге установлено, что исключению из облагаемого дохода подлежат суммы в пределах пятитысячекратного размера установленной законом минимальной оплаты труда, учитываемой за год. При этом указанные суммы не могут превышать размера совокупного дохода (в составе которого учитываются суммы коэффициентов и суммы надбавок за стаж работы, начисляемые к заработной плате и выплачиваемые в соответствии с законодательством за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в высокогорных, пустынных и безводных районах и других местностях с тяжелыми климатическими условиями) физических лиц за отчетный календарный год.
Если затраты гражданина на строительство (покупку) указанных объектов, а также суммы, направленные на погашение кредита, полученного на эти цели, превысят его совокупный доход за отчетный календарный год, сумма превышения к зачету в следующем году не принимается.
Льгота по подоходному налогу в связи со строительством или приобретением жилого дома, квартиры, дачи или садового домика может быть предоставлена как по месту работы гражданина, так и в налоговом органе по месту его жительства на основании декларации о совокупном годовом доходе с приложением копий документов, подтверждающих произведенные расходы. Но следует помнить, что соответствующие документы должны быть представлены гражданином в бухгалтерию предприятия не позднее срока, установленного для начисления заработной платы за декабрь истекшего года, а в налоговый орган - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным (то есть не позднее срока, установленного для представления деклараций).
Как уже говорилось, при определении размера предоставляемой льготы базой является установленный законом размер минимальной оплаты труда, учитываемый за год. В течение 1996 года указанный размер изменялся так: в соответствии с Федеральным законом от 1 ноября 1995 года N 159-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января был установлен в сумме 63250 рублей и увеличен до 75900 рублей Федеральным законом от 23 апреля 1996 года N 40-ФЗ, введенным в действие с 1 апреля 1996 года (но в части исчисления налогов, сборов и иных платежей, осуществляемого в соответствии с законодательством в зависимости от минимального размера оплаты труда, - со дня официального опубликования Закона, то есть с 22 апреля 1996 года).
Такой порядок предоставления льготы по уплате подоходного налога применялся и будет применяться в том случае, если сделки по купле - продаже и строительству жилья были заключены до 23 января 1997 года. Дело в том, что Законом от 10 января 1997 года N 11-ФЗ в Закон о подоходном налоге с физических лиц были внесены изменения и подп. в п. 6 изложен в новой редакции.
Закон от 10 января 1997 года N 11-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования - 23 января 1997 года. Его действие распространяется на отношения, возникшие из сделок, совершенных после этой даты. К правоотношениям, возникшим до вступления Закона в силу, включая возникающие по ним права и обязанности, он не применяется.
Таким образом, если строительство дома начато в 1996 году, льгота будет предоставляться в течение 1996 - 1998 годов. Для тех же, кто будет осуществлять строительство или приобретет жилье после этой даты, порядок предоставления льготы несколько иной.
Во-первых, льгота теперь будет предоставляться в пределах пятитысячекратного размера установленного законом минимального размера оплаты труда, учитываемого за трехлетний период (а не за годичный).
Во-вторых, эта льгота в соответствии с Законом теперь может предоставляться каждому гражданину только один раз. Сведения о предоставлении такого вычета предприятия должны представить в налоговый орган до 1 марта года, следующего за отчетным.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ
ЗАКОН РФ от 07.12.1991 N 1998-1
О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 01.11.1995 N 159-ФЗ
О ПОВЫШЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА
(принят ГД ФС РФ 20.10.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.04.1996 N 40-ФЗ
О ПОВЫШЕНИИ МИНИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ОПЛАТЫ ТРУДА
(принят ГД ФС РФ 20.03.1996)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 10.01.1997 N 11-ФЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
(принят ГД ФС РФ 25.12.1996)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 29.06.1995 N 35
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ПОДОХОДНОМ НАЛОГЕ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 16.05.1996 N 08-1-06/448
О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЛЬГОТЫ ПО ПОДОХОДНОМУ НАЛОГУ ФИЗИЧЕСКИМ ЛИЦАМ
Хозяйство и право, N 8, 1997
Льготы на строительство жилья в Беларуси
В Беларуси утверждено новое положение о порядке предоставления гражданам льготных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья. Об этом сообщила корреспонденту БЕЛТА заместитель начальника отдела жилищной политики и инвестиционных жилищных программ Министерства архитектуры и строительства Марианна Евтушенкова, комментируя постановление Совета Министров №366 О некоторых вопросах предоставления гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений от 18 апреля 2012 года . которым утвержден документ.
В новом положении уточнено определение наличия оснований для отнесения граждан, претендующих на получение льготных кредитов, к категории проживающих в общежитии более 10 лет. Предусмотрено суммирование периодов проживания в общежитиях или жилых помещениях по договору найма или поднайма. Однако это суммирование будет осуществляться лишь при условии, что гражданин, претендующий на господдержку, был зарегистрирован по месту жительства в проживаемом общежитии в населенном пункте по месту постановки на учет нуждающихся и не утрачивал оснований состоять на этом учете, - пояснила разработчик документа. Регистрация, по словам представителя министерства, необходима, так как именно таким образом в Беларуси подтверждается факт проживания. Поэтому человек должен быть зарегистрирован в общежитии либо иметь официальный договор найма или поднайма съемной квартиры, - подчеркнула Марианна Евтушенкова.
Что касается потери оснований состоять на учете для этой категории граждан, специалист пояснила, что нельзя суммировать периоды, если, к примеру, гражданин в течение пяти лет проживал в общежитии, потом в результате смены семейного статуса, покупки жилья, либо на других основаниях был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, а затем вновь стал на учет и опять прожил не менее пяти лет в общежитии или на съемной квартире по договору найма или поднайма. Хоть в сумме у этого человека и получается не менее десяти лет, но в течение этого времени он утрачивал основания состоять на учете нуждающимся, таких образом, он не относится к категории граждан, имеющих право на получение льготного кредита, - отметила она.
Также положением определены новые порядки перерасчета размера льготного кредита в случае изменения состава семьи и расчета максимального размера льготного кредита . Сейчас для участников долевого строительства будет применяться тот же подход, что и для членов жилищно-строительных кооперативов. Расчет размера льготного кредита для них будет осуществляться исходя из удельного веса утвержденных исполнительными комитетами показателей стоимости строительства 1 кв.м общей площади жилого помещения типовых потребительских качеств для соответствующего типа жилых зданий в стоимости строительства 1 кв.м конкретного строящегося (реконструируемого) дома, - сообщила Марианна Евтушенкова.
Ранее для участников долевого строительства действовал иной порядок, в соответствии с которым расчет размера льготного кредита осуществлялся исходя из показателя стоимости, утвержденной исполкомами на дату опубликования застройщиком проектной декларации в соответствующем государственном печатном издании. Таким образом, уровнялись в правах члены ЖСК и участники долевого жилищного строительства, - считает разработчик документа. Специалист подчеркнула, что действия этой нормы распространяются и на ранее заключенные кредитные договоры на строительство объектов долевого жилищного строительства.
Кроме того, постановлением №366 утверждена новая форма списков граждан на получение льготных кредитов . Это очень актуальный для исполкомов документ, так как по этой форме будут формироваться списки граждан, имеющих право на получение льготных кредитов, которые будут передавать в банки для осуществления кредитования, - отметила заместитель начальника отдела. Специалист обратила внимание, что форма списков является примерной и универсальной, так как предназначена как для исполнительных комитетов, так и для органов государственного управления, имеющих воинские формирования.
Документом также внесены изменения в три ключевых постановления, регулирующих финансовые вопросы государственной поддержки граждан, улучшающих жилищные условия . Это постановления Совмина №1955 Об утверждении Положения об отнесении граждан к категории малообеспеченных трудоспособных для получения государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилого помещения от 20 декабря 2000 года и №555 Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений и на погашение задолженности по льготным кредитам, полученным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений от 30 апреля 2002 года. В документы внесены незначительные изменения, приводящие нормы действующих постановлений правительства в соответствие с указом №13, - сообщила заместитель начальника отдела.

Екатерина Маркович - БЕЛТА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
18 апреля 2012 г. № 366
О некоторых вопросах предоставления гражданам льготных кредитов и одноразовых субсидий при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений
В Беларуси изменятся льготы на строительство жилья
Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил 4 июня, что в стране вскоре изменятся форма и объемы государственной поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий. По словам главы государства, льготы и господдержка останутся, но она станет более адресной, учитывающей реальные финансовые возможности людей, вводится более жесткий контроль за ее целевым использованием.
Белорусский лидер пояснил, что это связано с тем, что за последние годы были выявлены множественные злоупотребления со стороны граждан, строивших жилье с господдержкой, у части белорусов стали появляться иждивенческие настроения, передает БелТА.
Дошли до того, что жилье, построенное с господдержкой, стали перепродавать, сдавать в аренду, - возмутился президент на совещании по жилищному строительству. - В общем, использовать не по целевому назначению.
Вместе с тем Александр Лукашенко заявил о своей неизменной приверженности принципу, что стоимость квадратного метра жилья для нуждающихся не должна превышать уровень средней зарплаты по стране.
Кстати, если вам необходимо купить деревянную вагонку недорого. обращайтесь в специализированные интернет-магазины.
Напомним, 5 июня был подписан указ О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667. Поправки принимаются в целях усовершенствования порядка изъятия и предоставления земельных участков. По новым правилам для определения наиболее выгодных предложений по строительству многоэтажных жилых домов участки в столице и областных центрах будут предоставляться только коммунальным унитарным предприятиям по капитальному строительству, а также юридическим лицам - победителям конкурса по выбору заказчика. Данная поправка не касается лишь жилых домов повышенной комфортности. Указ вступает в силу с 1 сентября текущего года.
В Беларуси льготы на строительство жилья военнослужащим планируют сохранить только для действующей армии
Размер шрифта:
14 февраля, Минск /Корр. БЕЛТА/. В Беларуси льготы на строительство жилья военнослужащим планируют сохранить только для действующей армии. Об этом сообщил сегодня журналистам заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин, передает корреспондент БЕЛТА.
Министерство обороны уже разрабатывает проект указа, который внесет коррективы в нормы и подходы льготного кредитования жилья для военнослужащих, предусмотренные указом №95.
"Мы хотим оставить в этом указе только тех военнослужащих, которые служат в действующей армии. Те, кто ушел в отставку и находится на пенсии, будут руководствоваться действующим указом №13", - отметил Анатолий Калинин.
"Не могу сейчас однозначно сказать, увеличится ли ставка, но точно не уменьшится. Думаю, что где-то в начале марта мы уже будем иметь проект указа и тогда уже сможем о чем-то говорить", - резюмировал заместитель премьер-министра.-0-
Льготный кредит по Указу № 13
ПРЕИМУЩЕСТВА КРЕДИТА
КАК ПОЛУЧИТЬ ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ?
Основание для заключения кредитного договора на получение льготного кредита у граждан возникает после утверждения их в в списках на получение льготных кредитов.
Вопросы включения в списки льготного кредитования относятся к компетенции районных, городских исполнительных и распорядительных органов, местных администраций и других государственных органов уполномоченных утверждать данные списки.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!