Льготы и компенсации работникам
ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Статья 49-3. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам.
Статья 49-3. Льготы и компенсации высвобождаемым работникам.
Работникам, высвобождаемым с предприятий, из учреждений, организаций, при расторжении трудового договора в связи с изменениями в организации производства и труда (пункт 1 статьи 40) сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три месяца со дня увольнения с учетом выплаты выходного пособия.
Выплата месячного выходного пособия и сохраняемого среднего заработка производится по предыдущему месту работы. За указанными работниками сохраняется непрерывный трудовой стаж, если перерыв в работе после увольнения не превысил трех месяцев.
1. У высвобождаемых работников есть следующие льготы и компенсации: им сохраняется средняя заработная плата на период трудоустройства, но не более чем на три месяца со дня увольнения, а также сохраняется непрерывный трудовой стаж. Но с 1 января 2001 года относительно работников, уволенных по п. 1 ст. 40 КЗоТ, прекращается действие правила ст. 493 КЗоТ о сохранении заработной платы на период трудоустройства (но не больше трех месяцев) за счет предприятия по последнему месту работы. Помощь по безработице таким лицам будет выплачиваться на протяжении 360 дней (с дифференциацией размера помощи в границах этого срока), начиная с восьмого дня после регистрации гражданина как ищущего работу, и будет откладываться на месяц в связи с выплатой выходного пособия.
Все же таким лицам в соответствии со ст. 25 Закона «О занятости населения» предоставляются особые льготы и гарантии, при условии их регистрации в службе занятости на протяжении семи календарных дней после увольнения, как подыскивающим работу.
2. Если на протяжении семи дней работнику не было предложено подходящей работы, то ему предоставляется статус безработного.
3. Ему гарантируется право на получение пособия по безработице в размере 100 процентов средней заработной платы по последнему месту работы на протяжении 60 календарных дней, 75 процентов — на протяжении 90 календарных дней и 50 процентов — на протяжении следующих 210 календарных дней, но не больше средней заработной платы, которая сложилась в народном хозяйстве соответствующей отрасли за прошедший месяц, и не ниже установленного законодательством размера минимальной заработной платы.
4. Также таким работникам гарантируется сохранение на новом месте работы на весь период профессионального переобучения с отрывом от производства средней заработной платы по предыдущему месту работы.
5. Работники предпенсионного возраста имеют право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока, если они имеют установленный законодательством о пенсионном обеспечении необходимый общий трудовой стаж (в том числе на льготных условиях). Законодательством могут предусматриваться и другие льготы и компенсации.
6. В том случае, если высвобожденный работник без уважительных причин своевременно не зарегистрировался в государственной службе занятости как ищущий работу, или отказался от двух предложений подходящей работы, он утрачивает вышеперечисленные льготы. Выплата ему пособия по безработице производится на основании ст. 29 и подпункта «а» пункта 3 ст. 30 Закона «О занятости населения».
Тема: Виды льгот и компенсаций и их различия
Введение
1. Различия компенсации и льгот
.1 Компенсация
1.2. Льготы
. Льготы и компенсации в США
3. Компенсации и льготы применяемые в ОАО Транссибнефть
3.1. Профессиональная деятельность ОАО Транссибнефть
.2. Положение о социальных льготах и компенсациях работников и пенсионеров ОАО Транссибнефть
В процессе жизни каждый человек находится в опасности перед наступлением обстоятельств, которые могут самым непосредственным образом отразиться на состоянии его здоровья и привести к утрате заработной платы - основного источника средств существования. К таким обстоятельствам относятся: болезнь, старость, инвалидность, потеря кормильца и другие, всё это и есть компенсации и льготы. Актуальность этой темы в том, что в настоящее время, когда Россия признана правовым государством, граждане должны не путать эти понятия, знать и получать, компенсационные выплаты и льготы. Право, на которые они имеют в связи с различными жизненным ситуациями.
Система гарантий и компенсаций предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации
ToT
Девятов И.Н.
Редакция продолжает знакомить руководителей, бухгалтеров, юристов и кадровиков с основными положениями нового Трудового кодекса РФ. Материалы будут даваться в виде комментариев, разЪяснений и примеров практического использования, а также в сравнении с действовавшим ранее КЗоТом РФ.
Системе гарантий и компенсаций в новом Трудовом кодексе РФ посвящен раздел VII Гарантии и компенсации.
При этом под гарантиями ТК РФ понимает средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам права в области социально-трудовых отношений, а под компенсациями уже непосредственно денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
ТК РФ выделяет следующие гарантии и компенсации (ст. 165):
* при направлении в служебные командировки
* при переезде на работу в другую местность
* при исполнении государственных или общественных обязанностей
* при совмещении работы с обучением
* при вынужденном прекращении работы не по вине работника
* при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска
* в некоторых случаях прекращения трудового договора
* в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника
* в других случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
При этом следует отметить, что в отличие от прежнего КЗоТа РФ новый Кодекс увязывает предоставление гарантий и компенсации исключительно с трудовыми отношениями работника с работодателем. Поэтому, если гарантии и компенсации подлежит предоставлению в рамках заключенного договора, то соответствующие выплаты производятся из средств работодателя. Если же работник исполняет государственные или общественные обязанности, за плату сдает кровь, то соответствующие выплаты, должны производится органами, в интересах которых совершаются такие действия. Работодатель в таких случаях со своей стороны только освобождает работника от исполнения трудовых обязанностей (ст.165 ТК РФ) без производства каких-либо выплат, даже среднего заработка.
Таким образом, ранее действовавшая статья 111 КЗоТ РФ, гарантировавшая работнику сохранение среднего заработка на время выполнения государственных или общественных обязанностей, с принятием нового ТК РФ свою практическую силу полностью утратила, в связи с чем средняя заработная плата из средств работодателя не должна выплачиваться при убытии работников в рабочее время для:
1) осуществления избирательного права
2) участия депутатов в сессиях Советов народных депутатов, а в случаях, установленных законодательством, и при выполнении ими других депутатских обязанностей
3) явки по вызову в органы дознания, предварительного следствия, к прокурору и в суд в качестве свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, а также участия в судебных заседаниях в качестве народных заседателей, общественных обвинителей и общественных защитников, представителей общественных организаций и трудовых коллективов
4) участия в работе комиссий по назначению пенсий и врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) в качестве выделенных профсоюзными организациями членов этих комиссий
5) явки по вызову в комиссии по назначению пенсий в качестве свидетелей для дачи показаний о трудовом стаже
6) участия членов добровольных пожарных дружин в ликвидации пожара или аварии
7) выполнения других государственных или общественных обязанностей - в случаях, предусмотренных законодательством.
Выплату среднего заработка должна производить сторона, вызвавшая работника, а работодатель на время отсутствия освобождает работника от работы (см. ст. 170 ТК РФ).
Гарантии при направлении работников в служебные командировки. При направлении работников в служебные командировки, за ними в установленном порядке сохраняются место работы (должность), а также средний заработок (ст.167 ТК РФ).
Кроме того, работодатель производит возмещение следующих командировочных расходов (ст.168 ТК РФ): расходы по проезду расходы по найму жилого помещения дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные) иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.
Примечательно, что согласно ТК РФ порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации, и такие размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Возмещение расходов при переезде на работу в другую местность. При переезде работника по предварительной договоренности с работодателем на работу в другую местность, последний обязан возместить (ст. 169 ТК РФ):
* расходы по переезду работника, членов его семьи и провозу имущества (за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику соответствующие средства передвижения)
* расходы по обустройству на новом месте жительства.
Как видим, в перечень возмещаемых расходов, не вошли единовременное пособие на самого работника и на каждого переезжающего члена семьи, а также заработная плата за дни сбора в дорогу и устройства на новом месте жительства, но не более 6-и дней, а также за время нахождения в пути, ранее предусмотренные статьей 116 КЗоТ РФ и Постановлением Совмина СССР от 15 июля 1981 года N 677 О гарантиях и компенсациях при переезде на работу в другую местность.
Однако, в статье 169 ТК приведено такое обЪемное понятие, как расходы по обустройству на новом месте жительства, которые вполне могут вобрать в себя и расходы, приведенные в предыдущем абзаце.љ
Конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора, но не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета (до издания новых нормативных актов, по мнению автора могут использоваться положения постановления Совмина СССР от 15 июля 1981 года N 677).
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением. Если ранее действовавший КЗоТ РФ в целом ряде гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, совмещающим работу с обучением, фактически не действовал, то новый ТК РФ вобрал в себя все действующие в настоящее время виды, случаи и условия предоставления гарантий и компенсаций.
Следует отметить, что по-прежнему гарантии и компенсации в общем случае (если иное не предусмотрено договором между работником и работодателем) могут предоставляться только лицам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию учебных заведениях, и только лицам, успешно обучающимся.
Если все это имеет место, то работодатель обязан предоставить установленные законодательством льготы. При этом не имеет значения, работник поступал (поступает) самостоятельно или направлен работодателем.
Кроме того, следует учитывать, что льготы предоставляются при условии получения образования соответствующего уровня впервые.
Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, льготы предоставляются только в связи с обучением в оном из этих образовательных учреждений по выбору работника (статья 177 ТК РФ).
Лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляются следующие льготы (статья 173 ТК РФ):
1) дополнительные отпуска в связи с обучением с сохранением среднего заработка для:
* прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней)
* подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца
* сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
2) отпуск без сохранения заработной платы:
* работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 15 календарных дней
* работникам - слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней
* работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
3)љ оплата работникам, обучающимся по заочной форме обучения, стоимости проезда к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно один раз в учебном году
4) сокращенная рабочая неделя на 7 часов на период десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, с сохранением 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда (по соглашению сторон сокращение рабочего времени может производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели).
Лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, предоставляются следующие льготы (статья 174 ТК РФ):
1) дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для:
*прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 40 календарных дней
*подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца
*сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.
2) отпуск без сохранения заработной платы:
*работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, - 10 календарных дней
*работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации - 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца, для сдачи итоговых экзаменов - один месяц
3) оплата один раз в учебном году работникам, обучающимся по заочной форме, стоимости проезда к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда
4) сокращение на 7 часов рабочей недели работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в течение десяти учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов с сохранением 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда (по соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели).
Лицам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования, предоставляются следующие льготы (статья 175 ТК РФ):
1) дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.
Лицам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, предоставляются следующие льготы (статья 176 ТК РФ):
1) дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе - 9 календарных дней, в XI (XII) классе - 22 календарных дня
2) сокращенная на один рабочий день или на соответствующую ему количество рабочих часов (при сокращении рабочего дня в течение недели) в период учебного года с сохранением 50 процентов средней заработной платы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Отметим, что порядок предоставления льгот работникам - слушателям послевузовского образования по-прежнему регулируется Федеральным законом РФ от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ О высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Гарантии и компенсации работникам, направляемым для повышения квалификации. При направлении работника для повышения квалификации с отрывом от работы, за работником согласно статье 187 ТК РФ сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Работникам, направленным для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, дополнительно возмещаются командировочные расходы.
Компенсация за использование личного имущества работника. При использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.
При этом компенсация за использование личных автомобилей для служебных поездок должна производится с учетом положений письма Минфина РФ от 21 июля 1992 года N 57 Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок и приказа Минфина РФ от 4 февраля 2000 года N 16н Об изменении предельных норм компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок.
Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Как статья 148 ранее применявшегося КЗоТ РФ, статья 17 Федерального закона РФ от 17 июля 1999 года N 181-ФЗ Об основах охраны труда в Российской Федерации, ТК РФ (статья 221) предусматривает обязанность работодателя обеспечивать лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением, сертифицированными средствами индивидуальной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами в соответствии с нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приобретение, хранение, стирка, чистка, ремонт, дезинфекция и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников осуществляются за счет средств работодателя.
Работодатель также обязан обеспечивать хранение, стирку, сушку, дезинфекцию, дегазацию, дезактивацию и ремонт выданных работникам по установленным нормам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
В настоящее время в рамках обеспечения работников средствами индивидуальной защиты должно использоваться требования постановления Минтруда РФ от 18 декабря 1998 года N 51, которым утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также Типовые отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты, утвержденные Минтрудом России.
Выдача молока и лечебно-профилактического питания. В соответствии со статьей 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам должны выдаваться бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда должно предоставляться бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
До установления такого порядка организации должны руководствоваться постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16 декабря 1987 года N 731/П-13, которым утвержден Порядок бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов рабочим и служащим, занятым на работах с вредными условиями труда, а также постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 7 января 1977 года N 4/П-1, которым утверждены Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, а также Рационы лечебно-профилактического питания и нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов, Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (более подробно см. материал, опубликованный в первом номере журнала за 2002 год).
Трудовым Кодексом установлены и другие гарантии и компенсации работников в связи с прекращением трудового договора (глава 27 ТК РФ), по временной нетрудоспособности (ст.183 ТК РФ), при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании, в области медицинского обеспечения, донорства, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (глава IX), охраны труда (раздел X ТК РФ).
Мнение авторов материалов может не совпадать с мнением редакции.
Верховная Рада Украины отменила ограничения по выплатам, льготам и социальным гарантиям работникам бюджетной сферы
Документ
Закон Украины от 02.03.2015 г. № 213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения»
Комментарий
Верховная Рада Украины Законом Украины от 02.03.2015 г. № 213-VIII (Закон № 213) признала утратившим силу п.10 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 1. 1 Закон Украины от 28.12.2014 г. № 76-VIII «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины».
Напомним, согласно упомянутой норме в 2015 году максимальный месячный размер заработной платы (денежного обеспечения) народных депутатов Украины, членов КМУ, прокуроров, работников государственных органов (кроме Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции) и других бюджетных учреждений, работников НБУ, судейского вознаграждения ограничивался 7 размерами минимальной заработной платы, а при сокращении численности работников – 10 размерами минимальной заработной платы (подробнее см. комментарий к Закону № 76 ).
Кроме того, комментируемым Законом внесены изменения в целый ряд законодательных актов, связанных с пенсионным обеспечением отдельных категорий граждан.
Закон № 213 вступает в силу 1 апреля 2015 года, кроме отдельных его норм 2 (см. п.1 раздела III «Заключительные положения» Закона № 213) 3. 2 В данном комментарии не рассматривались.
3 Закон № 213 официально опубликован в газете «Голос Украины» от 12.03.2015 г. № 44.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы администрации Свердловской области от 06.07.1995 N 369
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОТ 6 июля 1995 г. N 369
О СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В течение 1994 года администрациями ряда территорий области неоднократно нарушалось действующее законодательство по оплате труда и предоставлению социальных гарантий и льгот работникам социально - культурной сферы.
Несвоевременно выплачивалась заработная плата этим категориям трудящихся, нарушались сроки выполнения Постановления Главы администрации области об увеличении заработной платы работникам бюджетной сферы.
Имели место нарушения своевременности выплаты или законного порядка предоставления 10% компенсации на книгоиздательскую продукцию педагогическим работникам, несвоевременно выплачивалась 25% надбавка к заработной плате педагогам сельских школ.
Указанные нарушения законных прав граждан продолжают иметь место и в первом полугодии 1995 года.
С целью безусловного обеспечения социальных льгот, выплат и гарантий, установленных для бюджетных учреждений, постановляю:
1. Главам администраций городов и районов области под свою личную ответственность обеспечить:
1.1. Целевое использование поступивших в бюджет городов и районов доходов и дотаций, полученных из областного бюджета для производства выплат по заработной плате, надбавкам, льготам и компенсациям, установленным для работников бюджетной сферы (приложение).
1.2. Правильность использования предприятиями, учреждениями и организациями выделенных им из бюджета ассигнований и средств внебюджетных фондов.
2. Департаментам образования, здравоохранения, управлениям культуры и социальной защиты населения (Нестеров В.В. Хальфин Р.А. Сафронов М.В. Михайлов В.Э.) постоянно анализировать ситуацию в городах и районах по выплате заработной платы, надбавкам, льготам, компенсациям и другим выплатам и представлять оперативную информацию в Правительство области (форма прилагается).
3. Финансовому управлению (Червяков В.Ю.) в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона "О бюджетном процессе в Свердловской области" при установлении фактов нецелевого использования средств, выделенных из областного бюджета, по решению администрации области, согласованному с областной Думой, субсидирование прекращать, а выделенные средства возвращать в областной бюджет.
4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы администрации области А.Б. Блохина.
Глава администрации области
Кто относится к работникам бюджетной сферы
Кто платит зарплату
В большинстве нормативных актов, регулирующих вопросы денежного содержания работников бюджетной сферы, специальной строкой оговаривается, что подразумевает данный документ под понятием «бюджетная организация». Как правило, это те организации, функции и полномочия учредителя которых выполняют органы исполнительной власти разных уровней – государственного, регионального и муниципального.
В настоящее время определяющим критерием является источник финансирования выплат заработной платы из средств, выделяемых бюджетами этих трех уровней. Получается, что к работникам бюджетной сферы относятся все, кто получает зарплату из бюджета, чей труд оплачивается в соответствии с Единой тарифной сеткой (ЕТС) и те, которые получают оплату непосредственно из того или иного бюджета. Эти выплаты, конечно, заложены в статье «Расходы» этих бюджетов.
В некоторых законодательных актах содержатся определения, по которым работниками бюджетной сферы признаются те физические лица, которые состоят в трудовых отношениях с бюджетными организациями и получают зарплату с учетом окладов, устанавливаемых на основе ЕТС.
Кто является бюджетником
В 2012 году в Российской Федерации численность сотрудников бюджетных организаций составляла более 14 миллионов человек. Из них около 3,7 миллионов работали в федеральных государственных учреждениях, 4 миллиона – в государственных учреждениях субъектов РФ и 7 миллионов – в муниципальных учреждениях.
Кроме работников федеральных государственных учреждений, таких, как налоговая инспекция, казначейство, таможенная служба и пр. к бюджетникам относятся работники образования и здравоохранения, социального обслуживания, культуры или науки.
В эту категорию попадает также гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена воинская служба, а также гражданский персонал некоторых федеральных органов исполнительной власти, связанных с деятельностью в области обороны, правоохранительной и государственной безопасности.
Тем, кто может считать себя работником бюджетной сферы, государство предусматривает в бюджете средства на целевые программы, в том числе и на субсидии для приобретения жилья. В государственной казне предусмотрены средства и на различные социальные льготы работникам бюджетной сферы.
Вступил в силу Закон, которым ограничено финансирование и предусмотрено сокращение работников в бюджетной сфере и государственном секторе экономики
Опубликован пользователем Planeta Inform в Вт, 01/06/2015 - 16:35
31.12.2014 г. официально опубликован и 01.01.2015 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Украины» от 28.12.2014 г. № 76-VIII ( далее — Закон № 76). Этим Законом в бюджетной сфере и государственном секторе экономике ограничены размеры заработной платы и прочих выплат работникам, предусмотрены предоставление бессрочных отпусков без сохранения заработной платы, перевод на неполное рабочее время, сокращение численности работников, а также установлен ряд ограничений на предоставление льгот и компенсаций отдельным категориям граждан.
Пунктом 31 раздела I Закона № 76 статья 5 Закона Украины «Об индексации денежных доходов населения» дополнена частью шестой, согласно которой проведение индексации денежных доходов населения осуществляется в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней, бюджет а Пенсионного фонда Украины и бюджетов других фондов общеобязательного государственного социального страхования на соответствующий год. То есть фактически приведенная норма позволяет не проводить (не начислять) индексацию доходов граждан при отсутствии денежных средств в соответствующих бюджетах. Но пунктом 14 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 поручено Кабинету Министров Украины по итогам первого полугодия 2015 года и с учетом экономической ситуации утвердить порядок проведения индексации заработной платы, денежного обеспечения, пенсионных и социальных выплат.
Как во второй половине 2014 года согласно пункту 6 6 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2014. так и в 2015 году согласно пункту 9 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 руководителям органов исполнительной власти и других государственных органов (кроме органов, участвующих в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на охраняемые объекты военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, военной техникой) с целью обеспечения рационального использования бюджетных средств поручено принять меры . в частности, по :
- сокращению численности работников этих органов на 20%
- предоставлению работникам отпусков без сохранения заработной платы
- установлению для работников режима работы на условиях неполного рабочего времени
- уменьшению или отмене стимулирующих выплат, уменьшению надбавок и доплат, установленных в предельных размерах.
Кроме того, пунктом 9 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 предоставлено право руководителям вышеуказанных государственных органов в пределах бюджетных назначений без согласия и предупреждения работников устанавливать для них режим работы на условиях неполного рабочего времени и предоставлять отпуска без сохранения заработной платы на определенный этими руководителями срок . При этом установлено, что при осуществлении органами исполнительной власти и другими государственными органами этих мероприятий не применяются:
- положения статьи 26 Закона Украины «Об отпусках» и статей 32, 56 и 84 Кодекса законов о труде Украины (в части ограничения срока отпуска без сохранения заработной платы, необходимости уведомления не позднее чем за два месяца и согласования с работником установления режима работы на условиях неполного рабочего времени)
- ограничения относительно совместительства и совмещения с другими видами деятельности, установленные статьей 7 Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», к работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в соответствии с Законом № 76.
Пунктом 10 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 определено, что в 2015 году максимальный месячный размер заработной платы (денежного обеспечения) народных депутатов Украины, членов Кабинета Министров Украины, прокуроров, работников государственных органов (кроме Национального антикоррупционного бюро и Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции) и других бюджетных учреждений, работников Национального банка Украины, судейского вознаграждения ограничивается 7 размерами минимальной заработной платы . а при сокращении численности работников — 10 размерами ми минимальной заработной платы (выплата пособий по временной нетрудоспособности, пособия для оздоровления, материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и оплата времени ежегодного отпуска не учитывается в указанном максимальном размере). Указанное ограничение не применяется к максимальному размеру месячного денежного обеспечения (заработной платы) военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, работников, участвующих в антитеррористических операциях, осуществлении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на охраняемые объекты военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата или попытки насильственного завладения оружием, военной техникой.
Кабинету Министров Украины поручено обеспечить установление в 2015 году максимального размера месячной заработной платы работников субъектов хозяйствования государственного сектора экономики не более 10 размеров минимальной заработной платы (кроме субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности государства, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины).
Статьей 129 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453-VI ( далее — Закон о судоустройстве) уже не предусмотрено увеличение с 01.01.2015 г. до 15 минимальных заработных плат должностного оклада судьи местного суда (он устанавливается в размере 10 минимальных заработных плат, но, как отмечено выше, в текущем году судейское вознаграждение не должно превышать 7 минимальных заработных плат).
Пунктом 15 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 поручено Кабинету Министров Украины принять меры по сокращению на 20% численности административно-управленческого персонала предприятий государственного сектора экономики.
Кроме того, до 31 декабря 2015 года должны быть сокращены :
- общая численность Министерства внутренних дел Украины (за исключением численности Национальной гвардии Украины, которая определяется Законом Украины «О Национальной гвардии Украины») с нынешних 245 тыс. человек до 210 тыс. человек (ст. 2 Закона Украины «Об общей структуре и численности Министерства внутренних дел Украины» от 10.01.2002 г. № 2925-III, п. 3 р. III Закона № 76)
- общая численность работников органов прокуратуры с нынешних 20 тыс. человек до 15 тыс. человек (ст. 14 Закона Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII, п. 42 р. I, п. 1, 3 р. III Закона № 76).
Изменениями, внесенными в Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI ( далее — Закон о ЕСВ), перенесено на 1 января 2017 года действие всех норм этого Закона, касающихся удостоверения застрахованного лица, в том числе о необходимости проверять его наличие у физического лица при принятии на работу, получения его страхователем в территориальном органе Пенсионного фонда с выдачей застрахованным лицам (п. 1-1 р. VIII «Заключительные и переходные положения» Закона о ЕСВ).
С 1 января 2015 года пенсия народным депутатам, государственным служащим, прокурорам, судьям, научным (научно-педагогическим) работникам назначается в размере 60% (было — 70% и 80%) от суммы их месячной (действующей) заработной платы (денежного содержания), в которую включаются все виды оплаты труда, с которой был уплачен единый социальный взнос (страховые взносы до 01.01.2011 г.), получаемой перед месяцем обращения за назначением пенсии (ст. 20 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» от 17.11.92 г. № 2790-XII, ст. 37 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII, ст. 50-1 Закона Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII, ст. 86 Закона Украины «О прокуратуре» от 14.10.2014 г. № 1697-VII, ст. 138 Закона о судоустройстве, ст. 24 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» от 13.12.91 г. № 1977-XII). Кроме того, отменены назначение и выплата пенсий (ежемесячного содержания) указанным лицам в случае, если они уволились (ушли в отставку), имея страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренном абзацем первым части 1 статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV, но не достигли возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с этим Законом.
Пунктом 8 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 установлено, что проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц - предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины и Государственной финансовой инспекции Украины) осуществляются в течение января –июня 2015 года исключительно с разрешения Кабинета Министров Украины или по заявке субъекта хозяйствования относительно его проверки.
Что касается предоставления различных льгот гражданам, в том числе пенсионерам, в оплате проезда, жилищно-коммунальных услуг и прочих, то теперь фактически всеми профильными законами установлено, что льготы предоставляются только при условии, что размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу (т. е. в 2015 году — не превышает 1710 грн.) в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. При этом пунктом 2 раздела III «Заключительные положения» Закона № 76 установлено, что нормы этого Закона в части учета среднемесячного совокупного дохода семьи при предоставлении льгот вступают в силу с 1 июля 2015 года . Нормы Закона № 76 в части исключения льготного проезда отдельных категорий граждан вступают в силу с 1 июня 2015 года . кроме норм по обеспечению льготным проездом инвалидов I и II группы, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки, учеников из малообеспеченных семей и лиц, которые их сопровождают и которые сопровождают инвалида I группы, участников боевых действий (п. 11 р. III Закона № 76). Инвалиды I и II группы, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного лица, сопровождающего инвалида I группы или ребенка-инвалида), имеют право на бесплатный проезд в пассажирском городском транспорте (кроме такси) (ст. 38-1 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», п. 33 р. I Закона № 76). Льготы для граждан, отнесенных к 1–2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы . предоставляются без учета полученных доходов. Санаторно-курортное лечение бесплатно теперь предоставляется только «чернобыльцам», отнесенным к 1 категории (ст. 20–22, 30 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», п. 4 р. I Закона № 76).
Детально обо всех новшествах Закона № 76 рассказано в журнале «Все о труде и зарплате» № 1/2015 .
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!