Как правильно написать жалобу уполномоченному по правам человека
Электронная приемная
Письменное обращение необходимо направлять непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Уполномоченный по правам человека в городе Москве не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы.
Деятельность Уполномоченного по правам человека в городе Москве дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
Уполномоченный по правам человека в городе Москве (далее – Уполномоченный) рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина.
Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства, находящимся на территории города Москвы (далее – заявитель), полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Москвы, государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.
Уполномоченный не вправе рассматривать жалобы
- на действия (бездействие), решения федеральных правоохранительных органов (прокуратуры, следственного комитета, и т.д.);
- на нарушение прав, свобод и законных интересов в иных субъектах Российской Федерации, кроме города Москвы.
- на действия (бездействие) граждан, организаций, не находящиеся в ведомственном подчинении органов исполнительной власти города Москвы (в том числе, коммерческие банки, коммерческие организации, предоставляющие платные юридические услуги, страховые компании и т.д.).
Уполномоченный не вправе разрешать споры между гражданами, хозяйствующими субъектами.
Уполномоченный не вправе оценивать принятое судом решение на предмет его законности и обоснованности, а также не вправе рассматривать жалобы на судебные акты, как вступившие, так и не вступившие в законную силу (судебные акты обжалуются в сроки и в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в вышестоящие судебные инстанции, наделенные соответствующими полномочиями).
Уполномоченный не может являться участником уголовного судопроизводства.
Уполномоченный и его аппарат не вправе по собственной инициативе вступать в гражданское дело, которое рассматривается судом первой инстанции, в порядке статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в целях дачи заключения по делу в рамках своих полномочий, а лишь в случае привлечения его судом к участию в деле. Если Уполномоченный и его аппарат не были привлечены к участию в деле судом первой инстанции, вступить в процесс на стадии апелляционного, либо кассационного обжалования судебного акта они не вправе.
Уполномоченный не наделен правом обращения в суд с иском в защиту интересов конкретных граждан, либо неопределенного круга лиц. Уполномоченный и специалисты аппарата не представляют интересы физических и юридических лиц в суде по доверенности.
Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет уважительной причину его пропуска.
Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя (полномочия законного представителя должны быть подтверждены соответствующими документами) или уполномоченного представителя (полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены надлежаще оформленной доверенностью).
Жалобы в интересах третьих лиц без надлежащего удостоверения полномочий действовать в их интересах к рассмотрению не принимаются.
Жалоба может быть подана следующими способами:
- через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ» на официальном сайте Уполномоченного;
- через приемную аппарата Уполномоченного (в дни и часы приема, указанные в разделе «КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ» на официальном сайте Уполномоченного);
- через почтовое отделение;
- с использованием телеграфной и факсимильной связи.
Жалоба может быть индивидуальной или коллективной, должна быть написана на русском языке и содержать:
- наименование государственного органа, в который она направляется, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
- фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя;
- почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации (в случае подачи жалобы в электронном виде через «ФОРМУ ПОДАЧИ ОБРАЩЕНИЙ», в жалобе указывается адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме);
- изложение существа решений или действий (бездействие), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы (в случае, если решения или действия (бездействие) обжаловались в судебном или административном порядке, к жалобе должны быть приложены копии соответствующих решений);
- личную подпись заявителя и дату.
Жалоба подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента ее поступления.
Права Уполномоченного при получении жалобы:
- принять жалобу к рассмотрению;
- разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
- передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Москвы, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
- отказать в принятии жалобы к рассмотрению, мотивировав свою позицию (отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит).
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.
Обращение, в котором обжалуется судебное постановление, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, обращение оставляется без ответа по существу поставленных в нем вопросов и гражданину, направившему обращение, сообщается о недопустимости злоупотребления правом.
В случае, если текст письменного обращения не поддается прочтению, ответ на обращение не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.
В случае, если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему многократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу, о чем уведомляется гражданин, направивший обращение.
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.
В аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Москве организован личный прием граждан руководящими должностными лицами по следующему графику.
Название структурного подразделения,
Жалоба по правам человека
Надлежащие извещения
Жалоба уполномоченному по правам человека
Вот красивый пример жалобы уполномоченному по правам человека по поводу незаконного изъятия устройства подачи специальных световых и звуковых сигналов и назначения административного наказания.
в Российской Федерации В. П. Лукину
107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47.
Заявитель: Хххх Хххх Хххх
В защиту прав Иванова Ивана Ивановича
Адрес: г. Москва, ул. _________ д. __, кв. __.
Тел/факс: ____________; индекс: _______
(в порядке статьи 16 ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации")
относительно неправомерных действий мирового судьи судебного участка №375 района Арбат г. Москвы и федерального судьи Пресненского районного суда г. Москвы о нарушении прав, вступившем в законную силу постановлением и решением по делу об административном правонарушении
26 ноября 2007г., мировым судьей судебного участка №375 района Арбат г. Москвы в отношении Иванова И. И. вынесено постановление по ч. 4 ст. 12.5. КоАП РФ, о лишении права управления ТС на срок один год.
Данное постановление обжаловано Ивановым И. И. в порядке ст. 30.3. КоАП РФ, однако, оставлено без изменения, а жалоба, без удовлетворения. Вынесение постановления о лишении права управления ТС сроком на один год произведено с нарушением его прав на защиту, дачу показаний и объяснений, заочно без надлежащего уведомления, предусмотренных статьей 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статьей 48 Конституции РФ, статьями 25.1; 26.2; КоАП РФ, поскольку при вынесении постановления и последующего решения по жалобе на постановление, был нарушен установленный законом порядок рассмотрения дела, что подтверждается следующими обстоятельствами:
26. 11. 07г. Мировым судьей судебного участка № 375 г. Москвы, заочно без ненадлежащего уведомления, в его отсутствие, в отношении него было вынесено постановление по вышеуказанному делу в рамках ч. 4. ст. 12. 5. КоАП РФ о лишении права управления ТС сроком на один год.
Согласно разъяснению п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» , в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела.
Факт вручения повестки удостоверяется подписью лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на корешке повестки, который возвращается в суд. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т. п.
Какие либо доказательства, подтверждающие получение Ивановым И. И. информации о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с ч. 1; ч 2; ст. 26.2. КоАП РФ, доказательства устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из протокола об административном правонарушении 77 АЕ № 0287973 в нем имеются объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также заявлено ходатайство о рассмотрении дела в присутствии защитника или адвоката. Однако обе инстанции по немотивированным причинам эти основания проигнорировали, поскольку в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении и в решении по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отсутствует какая-либо информация о том, что они вообще были взяты в расчет. В связи с чем, исходя из требований ст. 1.5. части 2. ст. 26.2. ст. 26.11. КоАП РФ, обе инстанции пришли к данному выводу, не основываясь на законе.
Согласно п. 18. Постановление Пленума № 5 от 24 марта 2005г., при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 2 статьи 25.2, частью 3 статьи 25.6 КоАП РФ, статьей 51 Конституции Российской Федерации .
Таким образом, из-за не разъяснения ст. 51 Конституции РФ лицу, привлекаемому к административной ответственности при получении от него письменных объяснений, что отражено в протоколе об административном правонарушении 77 АЕ № 0287973, является невозможным в дальнейшем использование доказательств по делу об административном правонарушении.
Инспектор 1-го отдела ДПС ГИБДД ГУВД г. Москвы Черкашин А. В., вписавший себя в протокол в качестве единственного понятого, юридически не может быть таковым. В силу части 1 ст. 25.7. КоАП РФ, понятым является лицо не заинтересованное в исходе дела.
Верховный Суд РФ в п. 10 Постановление Пленума № 5 от 24 марта 2005г. дал следующее определение полномочий должностным лицам: Поскольку органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы, а также обжаловать вынесенные по делу определения и постановления суде .
Кроме того, Верховный суд Российской Федерации в обзоре законодательства и судебной практики, (Постановление Президиума ВС РФ за 4 квартал 2006 года), дал следующие разъяснения в подобных ситуациях: «Инспектор ДПС в силу своей служебной заинтересованности не должен привлекаться в качестве понятого при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения». В связи с чем, Иванов И. И. уже лишен гарантии обеспечения своих законных прав, как лицо, привлекаемое к административной ответственности, с целью исключения любых сомнений относительно полноты и правильности фиксирования в протоколе содержания и результатов процессуального действия .
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1. КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения .
В постановлении по делу об административном правонарушении, мирового судьи судебного участка № 375 г. Москвы, от 26 ноября 2007г., отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие факт совершения лицом административного правонарушения и мотивы, по которым судья пришел к выводу о его виновности, что не соответствует требованиям ч.1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Ст. 12.5. ч. 4. КоАП РФ, предусматривает административное наказание за управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов. В соответствии с частью 2. ст. 28.2. КоАП РФ, в протоколе по делу об административном правонарушении указываются события административного правонарушения, а также иные сведения необходимые для разрешения дела. В русском языке слово устройство означает: - расположение, конструкция чего-то .
Достаточных данных с точки зрения принципа разумности, обоснованности подлинно раскрывающих событие правонарушения, наличие каких-либо доказательств о том, что данные устройства установлены надлежащим образом, находятся в рабочем состоянии, способны подавать специальные звуковые сигналы на момент привлечения к административному правонарушению, и прочие материалы, способствующие полному всестороннему и объективному рассмотрению дела по существу, свидетельствующие о наличии в действиях Иванова И. И. состава административного правонарушения, в протоколе об административном правонарушении и в остальных материалах дела не имеются.
Согласно п. 6.1.2. ГОСТ Р. 50574 – 2002. устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержден¬ным Госстандартом России, а их установка на транспортном средстве соответствовать нормативам предусмотренными заводом изготовителем. Сведений о том, что изъятые предметы были сертифицированы в установленном законом порядке, установлены надлежащим образом в соответствии с требованием технических норм и находились в рабочем состоянии, в материалах дела не имеется.
Вместе с тем, в материалах дела имеется распечатка сайта магазина торгующего подобными устройствами. Однако этот представленный материал должностным лицом инспектором 2-го отдела ДПС (на спецтрассе) ГУВД г. Москвы, не содержит каких-либо перечисленных сведений необходимых для рассмотрения дела по существу и всего лишь носит рекламный характер.
Далее 24 декабря 2007 года, Иванов И. И. в соответствии со ст. 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 46 Конституции РФ, обратился с апелляционной жалобой в Пресненский районный суд г. Москвы. Однако поданная им жалоба не была рассмотрена в разумный срок. В соответствии ст. ст. 30.2; 30.5; КоАП РФ, срок с момента подачи жалобы и до ее окончательного рассмотрения составляет тринадцать суток. В итоге жалоба рассмотрена за пределами разумного срока: - 12 февраля 2008 года. (пятьдесят один день, вместо тринадцати), тем самым нарушив его права закрепленные в ч. 1. статьи 6 и статьи 13 конвенции о защите прав человека и основных свобод.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1. КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения .
Однако вынесенное решение свидетельствует о том, что судья ограничился лишь краткой формальной отпиской, не провел в полном объеме фактического исследования и не дал оценку всех приведенных Ивановым И. И. в жалобе доводов, на постановление по делу об административном правонарушении. Подтверждением этого является отсутствие в мотивировочной части решения, указаний на конкретные обстоятельства, достаточные с точки зрения принципов разумности, обоснованности и законности, явившиеся основанием для принятия данного решения.
В решении федерального судьи пресненского районного суда г. Москвы по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении отсутствуют ссылки на доказательства, подтверждающие факт совершения лицом административного правонарушения и мотивы, по которым судья пришел к выводу о его виновности, что не соответствует требованиям ч.1 статьи 29.10 КоАП РФ.
Кроме того, структура текста решения вынесенного Федеральным судьей Пресненского районного суда г. Москвы и изложенные в ней доводы, свидетельствует о том, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении не была рассмотрена вообще, а лишь механически скопирована с обжалуемого постановления.
Доводы, отраженные Ивановым И. И. в жалобе основываются на законе и фактических обстоятельствах, логичны, последовательны и обоснованы, подтверждаются разъяснениями судебной практики.
С учетом изложенного и в соответствии со ст. 26; 27; 28; 29; ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", прошу, обеспечить защиту прав Иванова И. И. грубо нарушенных органами ГИБДД и суда.
В соответствии с частью 2; статьи 20; ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", о результатах рассмотрения обращения прошу Вас, сообщить мне в десятидневный срок.
2) Копия решения федерального судьи Пресненского районного суда г. Москвы от 12 февраля 2008г.
3) Копия протокола по делу об административном правонарушении 77 АЕ № 0287973 от 25 октября 2007г. (2-экземпляра)
4) Копия повестки, которую пытался вручить Иванову И. И. инспектор 2-го отдела ДПС ГИБДД (на спецтрассе) ГУВД г. Москвы.
5) Фотография конверта, заказного письма с уведомлением о вручении, находящийся в материалах дела, не дошедший по назначению до адресата.
6) Копия п. 6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
по правам человека в Российской Федерации
Правозащитные организации
Диалог с подразделениями Аппарата
Противодействие коррупции
СМИ об Уполномоченном
Обращение в Европейский суд
Как подать жалобу (обращение, заявление) Уполномоченному по правам человека в РФ
1. Жалоба (обращение, заявление) с приложением соответствующим образом оформленных копий решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке, направляется Уполномоченному в письменном виде по адресу: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, дом 47.
Жалоба (обращение, заявление) в письменном виде должна сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.
2. Жалоба (обращение, заявление) в письменном виде на имя Уполномоченного может быть принята в ходе личного приема заявителя уполномоченным на то лицом рабочего аппарата Уполномоченного.
Запись на прием осуществляется по телефонам (495) 607-19-22, 607-34-67. Адрес: Москва, ул. Мясницкая, дом 47, к. 115.
3. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан к Уполномоченному или в его рабочий аппарат. Для того, чтобы подать жалобу (обращение, заявление) в электронном виде, воспользуйтесь Формой подачи жалоб (обращений, заявлений).
Информирование граждан о поступлении обращения, его входящих реквизитах, наименовании подразделения, ответственного за его исполнение, предоставление иных справочных данных осуществляет отдел делопроизводства и контроля по телефону (495) 607-18-54
Жалоба уполномоченному по правам человека
Жалоба к уполномоченному по правам человека
являюсь граждан____ РФ, вынужден(а) обратиться к Вам за помощью, так как не могу не отреагировать на столь халатное отношение к своим обязанностям и грубое отношение к своим сотрудникам руководства _______________________________, расположенного по адресу: ____________________________.
Трудовым законодательством, а именно ст. 99 ТК РФ предусмотрено, что привлечение работодателем работника к сверхурочной работе возможно только с письменного согласия работника.
Жалоба уполномоченному по правам человека
Кроме того, даже на этапе рассмотрения Вашей жалобы мы сможем контролировать ход ее проверки и исполнения, оказывать представителям Уполномоченного необходимое содействие при рассмотрении и принятии решения по Вашей жалобе.
Уполномоченный по правам человека принимает к рассмотрению жалобы и заявления граждан на нарушения прав и свобод человека и гражданина, действия и бездействия органов местного самоуправления, фискальных и правоохранительных органов, которые нарушают или нарушили права и свободы.
Этот способ является наиболее эффективным по ряду причин.
Леонова совместно с сотрудником УФСИН России по Амурской области А.А.Байбородовым посетила ФКУ СИЗО-1 УФСИН России… Подробнее >>>
18 августа консультант уполномоченного Н.Г. Бурунова присутствовала в судебном заседании Благовещенского районного суда по заявлению Б. Подробнее >>>
18 августа консультант уполномоченного Е.А.Леонова совместно со старшим помощником прокурора г. Благовещенск А.В.Антоновым провели проверку соблюдения прав граждан, содержащихся в… Подробнее >>>
17 августа консультант уполномоченного Е.Г.
Санкт-Петербург, ул. Замшина, д.6.
– обстоятельства дела со ссылкой на решения, действия (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления на территории Ленинградской области, их должностных лиц, повлекших за собой нарушение прав и свобод заявителя (кем, каким решением, действием (бездействием) и какое право было нарушено);
– когда и в какой государственный / муниципальный орган заявитель в административном порядке обжаловал указанные действия (бездействия), но не был согласен с решением, принятым по его жалобе, или не получил ответ;
К рассмотрению принимаются жалобы, оформленные в виде текстового файла в формате Word, а также обращения в виде электронного письма.
22 августа 2010 года бывшая супруга забрав своего сына от первого брака Доагу __________________ 2003 г/р, свои личные вещи, личные вещи несовершеннолетнего __________________ и переехала жить с квартиры принадлежащей моей матери где мы проживали совместно по адресу __________________ к своим родителя по адресу __________________ объяснив это тем что у нее другая семья и другие отношения. В ответ на это я подал два иска в __________________, один о разводе (решение __________________ городского суда от 19 октября 2010 г), второй об определение местожительства несовершеннолетнего ребенка вместе с отцом (решение __________________ городского суда от 15 марта 2011 г).
Уполномоченный по правам человека в московской области
Обращение, в котором обжалуется судебное решение, возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.
В случае, если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в соответствующий государственный орган, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу.
Гражданин вправе обжаловать решение, принятое по результатам рассмотрения его обращения в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд в порядке, предусмотренном законодательством.
Уполномоченный по правам человека в Московской области рассматривает только письменные жалобы граждан на решения или действия (бездействие) органов и должностных лиц Московской области, нарушающих по мнению заявителя его права и свободы.
О том, как правильно подготовить жалобу Уполномоченному, можно прочитать в «Вестнике Уполномоченного по правам человека в Московской области» №1 за 2001 год.
Уполномоченный по правам человека в Челябинской области
Обращаться к Уполномоченному стоит тогда, когда исчерпаны все иные правовые возможности, т. е. обращения в органы, которые по закону должны были решить ваше дело, вы не удовлетворены (например, вы обращались в администрацию, суд и т.д.). В этом случае вы можете обратиться к Уполномоченному, жалуясь уже на те органы, которые, по вашему мнению, неправильно рассмотрели ваше дело или неправомерно отказали в решении.
Глава 17. Обращение к уполномоченному по правам человека
Конституцией РФ предусмотрена должность Уполномоченного по правам человека (далее - Уполномоченный). Предусмотрено, что в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта РФ может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека и в субъекте РФ.
В задачи уполномоченных по правам человека входят содействие восстановлению нарушенных прав, совершенствование законодательства и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами права, развитие международного сотрудничества в области прав человека, правовое просвещение.
Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
В компетенцию Уполномоченного входит рассмотрение жалоб на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Причем подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте РФ не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным в РФ.
Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Она должна не просто содержать изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, но и сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке. Жалоба государственной пошлиной не облагается. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.
Получив жалобу, Уполномоченный имеет право: принять жалобу к рассмотрению; разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный также информирует государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован и обжалованию не подлежит. При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.
Адрес Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: 107084, Москва, ул. Мясницкая, д. 47. Телефон приемной 207-39-69.
Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге ведет прием по адресу 191002, г. Санкт-Петербург, Щербаков пер., 1 - 3, тел. 8 (81271) 969-03.
Уполномоченный по правам человека - новый институт конституционного права России, являющийся дополнительным государственным средством защиты прав и свобод граждан.
Основные направления деятельности российских омбудсменов формируются из задач, поставленных перед ними федеральным конституционным и региональными законами. При этом и в российском, и в региональном законодательстве на первом месте стоит задача оказания содействия в восстановлении нарушенных прав человека и гражданина.
В связи с тем, что оказание помощи в восстановлении нарушенных прав человека и гражданина осуществляется Уполномоченным путем рассмотрения поступающих в его адрес жалоб и обращений, учитывая необременительность процедуры и формы их подачи, это направление в работе любого Уполномоченного является самым трудоемким и большим по объему. Свою роль играет и доверие к нему как к народному защитнику, независимому от какой-либо ветви государственной власти. Именно этими обстоятельствами и вызвано большое количество обращений, причем с каждым годом их становится все больше.
Рост обращений к Уполномоченному, в которых, кроме прочих, содержались и жалобы на нарушение сроков рассмотрения обращений, волокиту с их разрешением и направлением ответов, можно напрямую связать с отсутствием до недавнего времени федерального урегулирования вопроса о процедуре и единых требованиях к порядку рассмотрения обращений граждан, что зачастую приводило к нарушению их конституционных прав. В отличие от обычных государственных органов и должностных лиц, Уполномоченный имеет более широкие возможности отказа в принятии жалоб к рассмотрению. Отказ должен быть мотивированным и обжалованию не подлежит.
Особенностью компетенции Уполномоченного является его право принятия мер по собственной инициативе, которое возникает в особых случаях. Например, массовые или грубые нарушения прав и свобод граждан идр.
Уполномоченный обязан проверить принятую к рассмотрению жалобу. При этом он имеет право на дополнительную информацию от государственных органов и должностных лиц, органов местного самоуправления, право беспрепятственно посещать государственные органы, предприятия, организации, право получать объяснения должностных лиц и государственных служащих (кроме судей) и другие права.
Правовыми способами реагирования Уполномоченного по правам человека на нарушение прав и свобод человека являются: заключение, которое он направляет нарушителю, в котором содержатся рекомендации относительно возможных мер восстановления нарушенных прав; обращение в компетентные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства или уголовного дела; ходатайство в прокуратуру о проверке вступившего в силу судебного решения идр.
Что касается Российской Федерации, согласно большинству анализируемых нормативных актов, уполномоченные рассматривают жалобы по поводу нарушения прав человека на решение или действие государственных органов, органов местного
самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Данная формулировка содержится в положениях ст. 16 Федерального конституционного закона и в законах большинства субъектов Федерации.
Сфера компетенции уполномоченных ограничена не только кругом органов и лиц, на действия которых им подаются жалобы, но и характером принимаемых к рассмотрению жалоб. Такая имеющая место в России ситуация с ограничением компетенции уполномоченных, равно как «повышенная вариативность» местного законодательства относительно полномочий данного органа, сама по себе указывает на несоответствие общепризнанным принципам и нормам международного права в сфере защиты прав человека.
Однако этот сравнительно новый правовой институт тем не менее привнес и много положительного. В частности, граждане не испытывают формальных трудностей при осуществлении контакта с уполномоченными по правам человека - таков специально разработанный механизм обращения к этому должностному лицу.
Соблюдение формы жалобы является неотъемлемым условием обращения к
Уполномоченному по правам человека. Жалоба должна подаваться в письменной форме. Жалоба должна содержать в себе изложение позиции заявителя, считающего, что его права нарушены. Обращение должно быть подписано и должно сопровождаться копиями решений, принятых по жалобе.
Некоторые субъекты Федерации в своих специальных законах не содержат полного перечня вариантов возможного поведения Уполномоченного при первоначальном рассмотрении жалобы. Например, в законе Московской области сказано, что Уполномоченный принимает решение либо о принятии жалобы к рассмотрению, либо об отказе в ее принятии с разъяснением заявителю причин отказа. Приморский закон приписывает также право омбудсмена приложить мнение по существу мнения к жалобе при ее передаче по подведомственности. П. 3 ст. 20 ФКЗ предусматривает обязанность Уполномоченного мотивировать отказ в принятии жалобы к рассмотрению.
Установление десятидневного срока уведомления заявителя о принятии жалобы к рассмотрению, отказе в принятии жалобы, возможности использования иных средств для защиты своих прав и свобод, о передаче жалобы компетентным органам - важная гарантия права заявителя на обращение в службу Уполномоченного по правам человека. Однако законом Приморского края предусмотрен иной срок уведомления. Решение об отказе в принятии приемлемой жалобы к производству обжалованию не подлежит, но может быть преодолено устранением заявителем оснований для его вынесения.
Повторные жалобы, если в них не содержится информации о вновь открывшихся обстоятельствах, которые не были предметом проверки, к производству не принимаются.
Приняв жалобу к производству, Уполномоченный вправе обратиться за содействием в ее проверке к компетентным государственным органам, органам местного самоуправления или должностным лицам субъекта Российской Федерации, руководителям или должностным лицам территориальных органов федеральных органов исполнительной власти субъектов, которые не вправе отказаться от содействия Уполномоченному в проверке жалобы, принятой им к производству. Также региональные уполномоченные вправе обратиться за содействием к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.
Если жалоба принята к рассмотрению, Уполномоченный имеет право: -
беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения; -
запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы; -
получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; -
проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц; -
поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; -
знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел. Сходные положения содержат и региональные акты.
Уполномоченный по правам человека в рамках полномочий, перечисленных выше, вправе определить процедуру, этапы и методы проверки по жалобе.
Наиболее значимыми для Уполномоченного являются полномочия по получению информации. Он вправе направить как письменный, так и устный запрос соответствующим органам, в котором указываются необходимые ему документы, материалы, сведения. Подобное право распространяется и в отношении судебных структур.
В отличие от прокурора Уполномоченный имеет право истребовать объяснения как в устной, так и в письменной форме от должностных лиц и служащих, но не от граждан. Однако судьи не обязаны предоставлять омбудсмену какие-либо объяснения.
Знакомство Уполномоченного по правам человека в РФ с уголовными, гражданскими делами и делами об административном правонарушении позволяет ему получить информацию, необходимую для решения вопроса об обращении в суд с ходатайством о проверке решений, приговоров, что позволяет считать омбудсмена гарантом правосудия. Подобным правом обладают также Уполномоченные по правам человека Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Приморского края, Тюменской области, Санкт- Петербурга.
Во всех анализируемых документах присутствует упоминание о том, что при рассмотрении обращения Уполномоченный обязан предоставить возможность органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия обжалуются, дать объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки. Настоящее положение закона требует, чтобы Уполномоченный принимал во внимание точку зрения государственного органа или должностного лица в целях предотвращения пристрастия и ошибок.
До вынесения окончательного решения материалы и сведения, полученные при проверке жалобы, разглашению не подлежат. Ст. 24 ФКЗ говорит о том, что Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний об обстоятельствах по уголовным и гражданским делам, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей. Право на отказ от свидетельских показаний считается одной из важных гарантий независимости и конфиденциальности расследований. Подобное право установлено для депутатов законодательных (представительных) органов власти.
Как правило, Уполномоченный обращается в суд с исковым заявлением по двум категориям дел - если заявитель вследствие состояния здоровья или иных причин не может осуществлять самостоятельно защиту своих прав или в случаях, когда нарушение прав имеет большой общественный резонанс.
Примером подобного обращения в суд является дело инвалида Великой Отечественной войны К., с которого органы социальной защиты Воронежской области незаконно удерживали плату за проживание в доме инвалидов с двух пенсий: пенсии инвалида войны и трудовой пенсии. По иску Уполномоченного Калачевский федеральный суд Воронежской области признал незаконным подобное удержание и взыскал с органов социальной защиты в пользу инвалида войны более 10 тыс. рублей. На основе данного решения суда в 2003 - 2004 г. Уполномоченным были восстановлены права около 10 тыс. инвалидов войны во всех субъектах Российской Федерации.
Закон об Уполномоченном по правам человека не содержит в себе положений, касающихся формы, условий предоставления и содержания заявления, с которым Уполномоченный обращается в суд.
Уполномоченный по правам человека не обладает правом возбуждения дисциплинарного, административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействиях) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина. Он лишь вправе обратиться с ходатайством об этом в компетентные государственные органы, например в прокуратуру, в органы внутренних дел.
Единственным силовым способом воздействия на администрацию со стороны омбудсмена является предание гласности поведения государственных служащих. Принятие решения об опубликовании заключения не является обязанностью российского омбудсмена, он может счесть нежелательным или нецелесообразным опубликование обстоятельств разрешенного им дела.
Ст. 31 ФКЗ устанавливает варианты возможного поведения Уполномоченного по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб. Уполномоченный вправе: 1)
направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур; 2)
обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов
Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.
Согласно п. 1 данной статьи, при проверке поступающих жалоб Уполномоченный может предпринимать исследования и действия, которые повышают эффективность работы государственных органов и должностных лиц. Тем самым Уполномоченный вправе предлагать усовершенствование процедур и практики, уменьшающих риск совершения неправомерных деяний, принятия незаконных решений. Результаты расследований омбудсменовских служб способствуют конкретизации многих положений управления и расширительного толкования законодательных актов в пользу граждан. Во многих региональных законах говорится о подобной возможности.
Согласно ст. 35 ФКЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному. Из данной статьи следует, что рекомендации Уполномоченного, представленные в заключении, подлежат рассмотрению соответствующим государственным органом и должностным лицом с обязательным уведомлением в письменной форме о принятых по ним решениях и с обоснованием причин невыполнения рекомендаций в течение одного месяца. Но следует учесть, что Уполномоченный не вправе предпринять прямые действия в отношении государственного органа или должностного лица, не выполняющего его рекомендации.
Основная масса дел, связанных с восстановлением нарушенных прав граждан, рассматривается на основе поступающих по почте письменных заявлений обращений и жалоб граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих.
Обращение к Уполномоченному не лишает заявителя права обращаться в другие государственные органы, деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и
Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (ст. 15 ФКЗ).
Федеральный Уполномоченный уполномочен принимать к рассмотрению жалобы на действия государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе (п. 1 ст. 16 ФКЗ). Жалобы на решения Государственной Думы или Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации Уполномоченный рассматривать не вправе (п. 2 ст. 16 ФКЗ).
Заявитель также вправе одновременно обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и Уполномоченному в субъекте Федерации, поскольку обращение к Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Федеральным Уполномоченным, в соответствии сп. 3 ст. 16 ФКЗ.
Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении (п. 1 ст. 17 ФКЗ).
Жалоба Уполномоченному составляется в произвольной форме, но должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке (п. 2 ст. 17 ФКЗ). Жалоба, направляемая Уполномоченному, государственной пошлиной не облагается (п. 3 ст. 17 ФКЗ).
Жалобы граждан, содержащихся в в СИЗО, ИВС, колониях, тюрьмах, психбольницах, приемниках-распределителях, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов должны быть направлены Уполномоченному (ст. 19 ФКЗ).
Уполномоченный, получив жалобу, может: -
принять жалобу к рассмотрению; -
разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; -
передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; -
отказать в принятии жалобы к рассмотрению (п. 1 ст. 20 ФКЗ).
В любом случае он обязан информировать заявителя о принятом решении в десятидневный срок. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются (п. 2 ст. 20). В случае отказа в принятии жалобы Уполномоченный обязан мотивировать свое решение (п. 3 ст. 20 ФКЗ), но обжаловать отказ Уполномоченного в принятии жалобы к рассмотрению невозможно (п. 3 ст. 20 ФКЗ).
При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с
необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе самостоятельно предпринимать действия по защите прав граждан (ст. 21 ФКЗ).
В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры к восстановлению нарушенного права, в том числе направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод (ст. 26 - 37 ФКЗ).
До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат (п. 1 ст. 28 ФКЗ), также он не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия (п. 2 ст. 28).
По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе: -
обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленном законом порядке; -
обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина; -
обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи; -
изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора; -
обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ст. 25 ФКЗ).
Принятое им заключение Уполномоченный вправе опубликовать, всякое периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, обязаны публиковать заключения и иные документы Уполномоченного (п. 2 ст. 30 ФКЗ).
Должностные лица обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы, документы и иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок (ст. 34 ФКЗ). В месячный срок государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны рассмотреть их ио принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному (ст. 35 ФКЗ).
У граждан есть также возможность обратиться непосредственно в группу приема заявителей аппарата Уполномоченного, позвонить по «горячей телефонной линии» и
получить необходимые консультации.
Подробная информация о направлениях деятельности уполномоченного, текст ФКЗ и другие нормативные акты можно найти в Интернете на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в РФ http://ombudsman.gov.ru, а также на официальных сайтах региональных уполномоченных. Таким же образом можно выяснить региональные особенности компетенции уполномоченных.
На этом же сайте представлены координаты офисов уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации, а также адреса и телефоны общественных приемных Уполномоченного по правам человека в РФ в других городах России.
Образец обращения (жалобы) к Уполномоченному по правам человека имеется в приложениях.
Источники:
ombudsman.mos.ru www.gib2d.ru old.ombudsmanrf.org black-lev.ru uchebnik.onlineКомментариев пока нет!