Государственная пошлина льготы основания порядок их предоставления
Документ. Государственная пошлина
Государственная пошлина
В жизни между отдельными гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями неминуемо возникают многочисленные правовые, хозяйственные, имущественные, денежные и другие отношения, в процессе которых определяются права и ответственность разных сторон. Рассмотрением таких дел занято большое количество административных, судебных и других организаций, которые в рамках предоставленных им полномочий фиксируют, утверждают и заверяют различные права и документы, рассматривают разные акты гражданского состояния, спорные вопросы, выносят решения и другое.
Оформление таких дел проводится за плату, которая поступает в бюджеты в виде государственной пошлины. Плательщиками государственной пошлины выступают как физические лица (граждане), так и юридические лица (предприятия, учреждения, организации).
Государственную пошлину нельзя назвать налогом, но она имеет такой же обязательный характер и поэтому налоговые органы должны контролировать правильность ее исчисления, полноту и своевременность уплаты на уровне с налоговыми платежами.
Государственная пошлина взимается на основании Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 7-93 "О государственной пошлине" с соответствующими изменениями и дополнениями.
Государственная пошлина взимается при обращении граждан и юридических лиц в суды, арбитражные суды, нотариальные конторы, исполкомы сельских, поселковых, городских советов, органы МВД Украины, органы, которые занимаются пропиской паспортов граждан, органы записей актов гражданского состояния (ЗАГСы), органы, которые выдают разрешения на право охоты. Кроме того, государственная пошлина взимается за операции с ценными бумагами, биржевые операции, проведение аукционов и некоторые другие операции.
Виды государственной пошлины и порядок ее уплаты
В зависимости от вида действий и услуг пошлина взимается по ставкам в размерах частей необлагаемого минимума доходов граждан (простая пошлина), или в процентном отношении к соответствующей сумме документа (сумме иска, стоимости отчуждаемого имущества и др.), то есть пропорциональная пошлина.
Государственная пошлина уплачивается до подачи заявления или совершения действий, за которые она взимается, а в соответствующих случаях - при выдаче документов.
Во всех органах, которые взимают государственную пошлину, кроме исполкомов сельских советов, государственная пошлина уплачивается путем безналичного расчета или наличностью в кредитное учреждение. Прием кредитными учреждениями государственной пошлины от населения осуществляется во всех случаях с выдачей квитанции установленной формы. В квитанции указывается: кто уплатил государственную пошлину, за что она уплачена, сумма пошлины (цифрами и прописью), дата приема денег, подпись работника банка и печать или оттиск кассового аппарата.
При безналичном перечислении пошлины со счета плательщика на счет соответствующего бюджета в платежных поручениях должны быть указаны те же сведения, что и в квитанции о приеме наличности. Кроме того, на последнем экземпляре платежного поручения, прилагаемого к документу, относительно которого совершается соответствующее действие, обязательно банком делается надпись о зачислении пошлины в бюджет. Эта надпись должна быть заверена соответствующим работником банка и оттиском печати с отметкой даты исполнения платежного поручения.
За действия, выполняемые исполкомами сельских советов, государственная пошлина уплачивается до совершения действий и при выдаче документов исключительно наличностью. На уплату пошлины выдаются квитанции по форме N 10.
Платежные поручения на безналичное перечисление государственной пошлины, квитанции банка об уплате государственной пошлины прилагаются к исковым заявлениям, кассационным жалобам и оставленным в делах учреждений, взимающих государственную пошлину, экземплярам удостоверенных соглашений, к заявлениям актов гражданского состояния и другим соответствующим материалам о выдаче документов, а также к документам регистрации заключенных на биржах соглашений.
В реестре для регистрации нотариальных действий указывается сумма внесенной государственной пошлины, дата и номер банковского документа.
Исполком сельского совета выдает плательщику квитанцию об уплате пошлины, а на документах, выдаваемых плательщику, и на соответствующих документах и в книгах сельского совета (реестра для регистрации нотариальных действий, копии удостоверенных договоров и др.) делается отметка о сумме взысканной пошлины и указывается номер квитанции.
В случаях, когда перечисление пошлины проводится со счета вкладчика, находящегося в кредитном учреждении, к документу об уплате пошлины прилагается справка, удостоверенная подписью контролера и оттиском печати кредитного учреждения.
Если плательщики освобождаются от уплаты государственной пошлины, об этом делается отметка в соответствующих документах (в реестрах, книгах и др.) со ссылкой на законодательные акты, решения местных советов или Министерства финансов Украины об освобождении от уплаты государственной пошлины с указанием номера и даты такого решения.
Льготы по государственной пошлине
Статьей 4 Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года "О государственной пошлине" с соответствующими изменениями и дополнениями установлен ряд льгот по государственной пошлине. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством дополнительные льготы имеют право устанавливать для отдельных плательщиков относительно уплаты государственной пошлины, которая зачисляется в местные бюджеты, - местные советы, а относительно государственной пошлины, которая зачисляется в государственный бюджет - Министерство финансов Украины.
Льготы для отдельных плательщиков могут быть предоставлены только по их заявлениям, поданным в местные советы или Министерство финансов Украины.
Общий порядок возврата государственной пошлины
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случаях:
- когда государственная пошлина внесена в большем размере, нежели предусмотрено действующим законодательством
- возврата заявления (жалобы) или отказа в его принятии, а также отказа государственных нотариальных контор или исполнительных комитетов городских, поселковых, сельских советов в совершении нотариальных действий
- прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если дело не подлежит рассмотрению в суде или арбитражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный для данной категории дел порядок доарбитражного урегулирования спора или когда иск предъявлен недееспособным лицом
- отмены в установленном порядке решения суда, закрытия производства по делу, если дело не подлежит рассмотрению в судах или если заинтересованным лицом, которое обратилось в суд, не соблюден установленный для данной категории дел порядок предварительного внесудебного разрешения спора и возможность применения этого порядка утрачена, если при этом государственная пошлина была уже взыскана в доход бюджета:
- непринятия Кабинетом Министров Украины в установленные сроки решения о создании (регистрации) промышленно-финансовой группы или снятия проекта создания промышленно-финансовой группы с рассмотрения уполномоченным лицом инициаторов создания этой промышленно-финансовой группы
- в других случаях, предусмотренных законодательством Украины.
Государственная пошлина в названных случаях возвращается финансовым органам того района или города, в бюджет которого она поступила.
Возврат государственной пошлины проводится на основании заявления плательщика, поданного им в течение года со дня зачисления государственной пошлины в бюджет, в соответствующий орган, взимающий пошлину.
На основании заявления плательщика соответствующий орган представляет в финансовый отдел района или города, в бюджет которого поступила государственная пошлина и где находится второй экземпляр документа о ее уплате, вместе с заявлением плательщика свое заключение (определение суда, арбитражного суда, в других случаях - справку учреждения, которое взимало пошлину нотариальной конторы, ОВиР, ЗАГСа и др.) об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, а также оригиналы документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, если она подлежит возврату в полном размере, с указанием номера квитанции, суммы государственной пошлины и даты ее уплаты.

Для возврата государственной пошлины по делам, остающимся в учреждениях, которые взимают государственную пошлину, в справке этого учреждения указывается, что соответствующие документы (платежные поручения, квитанции) находятся в деле данного учреждения.
Возврат государственной пошлины, уплаченной в исполком сельского совета, проводится этим исполкомом на основании письменного распоряжения председателя исполкома с указанием причин, по которым возникла необходимость возврата государственной пошлины.
Государственная пошлина взимается на основании Декрета Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 7-93 "О государственной пошлине" с соответствующими изменениями и дополнениями. Этим Декретом определены объекты взимания государственной пошлины, то есть за что именно взимается государственная пошлина, размеры и ставки государственной пошлины, порядок ее уплаты и зачисления в бюджеты, а также установленные льготы по уплате государственной пошлины.
При этом представляется (приводится) Декрет Кабинета Министров Украины от 21 января 1993 года N 7-93 "О государственной пошлине" с соответствующими изменениями и дополнениями к нему по состоянию на июнь месяц 1997 года.
Государственная пошлина
Государственная пошлина
Содержание
Особое внимание к институту государственной пошлины проявилось в конце 70-х годов, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ от 29 июня 1979г, регулирующий порядок взимания госпошлины. С этого времени институт госпошлины совершенствовался и модернизировался. Серьезные изменения по ставкам государственной пошлины были внесены 25 октября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР. «На основании этого документа уменьшилась государственная пошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону или завещанию в отношении пережившего супруга, родителей или совершеннолетних детей, … увеличен размер госпошлины за удостоверение договоров отчуждения (дарения, купли-продажи, мены) жилых домов, … увеличены размеры госпошлин за удостоверение доверенностей, … отменена госпошлина за выдачу свидетельства о праве на наследство (как по закону, так и по завещанию) на жилой дом, пай в ЖСК, если наследники проживали совместно с наследодателем, на денежные вклады в отделениях Сбербанка СССР, страховые суммы и т.д.». Тюрина А. Госпошлина: ставки изменились. // Горьковский рабочий. -1990. - 21 января. - с. 2.
В 1991 году на территории Российской Федерации вступил в силу Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" ВСНД и ВС РФ. -1992. -N 11.- Ст. 521 СЗ РФ. -1996.- N 1. -Ст. 19 1997. -N 29.- Ст. 3506. В данном Законе было дано определение государственной пошлины и закреплены ее основные элементы: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сро-ки уплаты.
В соответствии с этим Законом под государственной пошлиной понимается установленный обязательный и действующий на всей территории РФ платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Таким образом, сущность государственных пошлин заключается в том, что органы государственной власти Российской Федерации, их центральные и местные учреждения по роду своей деятельности обязаны оказывать ряд услуг юридическим и физическим лицам за плату в порядке взимания установленной законом государственной пошлины.
Нормы, регулирующие порядок взимания государственной пошлины, также содержались и содержатся и в других законодательных актах: в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, РФ Основах законодательства РФ о нотариате, Федеральном конституционном законе "О Конституционном суде РФ" Арбитражном процессуальном кодексе, и других законодательных актах. Государственная налоговая служба РФ по согласованию с Министерством финансов РФ издала инструкцию по применению Закона РФ "О государственной пошлине". В соответствии со ст. 25 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" этот документ носил методический характер и не содержит новой правовой нормы (т. е. не является источником права). Разъяснения положений законодательства о государственной пошлине содержались в письмах Госналогслужбы РФ от 30.08.96 № 08-3-10, Министерства финансов РФ от 27.11.96 № 04-04-10, Высшего Арбитражного суда РФ от 05.05.96 № 2 и др.
Но Закон РФ "О государственной пошлине" долгое время являлся основным нормативным актом, регулирующим этот вопрос, поскольку в нем были закреплены элементы государственной пошлины: плательщики, объекты взимания, ставки, порядок и сроки уплаты.
2 ноября 2004 г. был принят Федеральный закон N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 45. - Ст. 4377. Согласно ст. 2 этого Закона раздел VIII НК РФ дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина". С 1 января 2005 года данная глава вступила в силу.
Понятие государственной пошлины дается в и. 1 ст. 333 НК РФ: сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333 Кодекса (организации, физические лица), при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
В соответствии с п. 2 ст. 333 указанные в п. 1 этой статьи органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25, иные платежи, за исключением государственной пошлины. Для полного анализа понятия государственной пошлины необходимо обратиться к положениям ст. 8 НК РФ.
Согласно п. 2 этой статьи под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Следовательно, признаками государственной пошлины являются обязательность, возмездность (уплата государственной пошлины является одним из условий совершения юридически значимых действий) и поступление в федеральный бюджет (эта пошлина является государственной).
Виды государственной пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:
1) в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
2) в нотариальные органы
3) в органы записи актов гражданского состояния (ЗАГСы) и иные уполномоченные органы
4) в органы внутренних дел и другие уполномоченные органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации, выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации
5) в федеральные органы исполнительной власти по вопросам официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем
6) в государственные учреждения по осуществлению федерального пробирного надзора
7) в иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и (или) к соответствующим должностным лицам.
2. Плательщики, объект обложения, порядок и сроки взимания государственной пошлины
Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в случае если они обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25 НК РФ, или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.
К организациям относятся коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе иностранные органы государственной власти и управления, выполняющие в соответствии с Законом и Положениями функции управления муниципальным и государственным имуществом крестьянские фермерские хозяйства, образованные до 1996 года и прошедшие перерегистрацию в налоговом органе как юридические лица.
К физическим лицам относятся граждане РФ, лица без гражданства и иностранные граждане, а также индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица.
К юридически значимым действиям по смыслу главы 25 НК РФ относятся, в частности:
· нотариальные действия
· государственная регистрация актов гражданского состояния
· действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ
· государственная регистрация юридических лиц, политических партий, средств массовой информации.
Объект обложения. В главе 25.3 НК РФ не прописан объект обложения государственной пошлиной. Однако, исходя из текста данного документа, можно сделать предположение, что объектом обложения признаются:
1) услуги судебных учреждений
2) совершение нотариальных действий
3) совершение действий, связанных с оформлением актов гражданского состояния
4) совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации
Пример. Российская организация привлекает физических лиц - граждан Республики Беларусь на работу. Обязанность оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину возложена на работодателя. Согласно статье 333.28 НК РФ государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников составит 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника, а за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства - 1000 руб. При этом суммы такой оплаты доходом вышеуказанных физических лиц в целях обложения налогом на доходы являться не будут См: Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины// Бухгалтерский учет и налоги - 2005.- №2 - СПС - КонсультанПлюс.
5) официальная регистрация программ для электронных вычислительных машин, базы данных и топологий интегральных микросхем
6) совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора
7) государственная регистрация юридического или физического лица, государственная регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.
С введением главы 25.3 НК РФ, увеличилось количество объектов обложения. К примеру, Минобразования России обеспечивает проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации выдает свидетельства об эквивалентности зарубежных документов о соответствующем образовании и об ученых званиях профессора по кафедре, доцента по кафедре, полученных в иностранных государствах. За совершение указанных действий предусмотрено взимание государственной пошлины в следующих размерах: за проставление апостиля - 300 руб. за легализацию документов - 100 руб. за каждый документ. В действовавшем ранее законодательстве взимание государственной пошлины за выдачу свидетельства об эквивалентности документов предусмотрено не было.
Сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено налоговым законодательством, в следующие сроки:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной)
2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом судебное решение принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины, - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения
3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий
4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов)
5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля
6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих установленных законодательством документов.
Порядок уплаты государственной пошлины. При обращении за государственной регистрацией прав пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления на совершение юридически значимого действия (ст. 333.17 НК РФ).
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка (либо органом федерального казначейства) о его исполнении .
Факт уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Если за совершением юридически значимого действия обратились одновременно несколько плательщиков, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).
Уплата государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.
Принимая документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должностное лицо органа по регистрации прав, осуществляющее прием документов на регистрацию, должно осуществить следующие действия:
· проверить, что подлинник документа об уплате пошлины представлен с приложением его копии, если плательщиком выступают юридические лица: если плательщик - физическое лицо, копия прилагается в случае, если лицо хочет получить оригинал квитанции после проведения регистрации, а также в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем предусмотрено статьями НК РФ
· проверить соответствие представленного документа установленному образцу
· убедиться, что лицо (лица), обращающееся за государственной регистрацией прав указано в платежном документе в качестве плательщика пошлины
· проверить соответствие размера уплаченной пошлины установленному подпунктами 20-26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также наличие льгот по уплате госпошлины.
Подлинный платежный документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, должен быть возвращен заявителю вместе с другими документами после государственной регистрации прав и должен содержать отметку "погашено", проставляемую специалистом отдела при приеме документов. Копия платежного документа помещается в дело правоустанавливающих документов.
3. Виды ставок государственной пошлины
Ставки пошлины зависят от характера оплачиваемых услуг и стоимости их для государства, а также от степени дисциплинирующего воздействия на плательщиков. Они бывают твердые, пропорциональные и смешанные, причем с ростом базы обложения сбором ставка сбора понижается.
Ставки могут дифференцироваться в зависимости от того, кто является плательщиком государственной пошлины. При одинаковом характере оплачиваемых услуг государственная пошлина уплачивается физическими лицами по сравнению с организациями по более низким ставкам.
При подаче искового заявления неимущественного характера ставка государственной пошлины для физических лиц установлена в 20 раз ниже, чем для организаций и размер государственной пошлины составляет для физических лиц - 100 руб. а для организаций - 2000 руб. по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ, при направлении жалобы для организаций размер государственной пошлины в 15 раз выше, чем для физических лиц, и составляет 4500 руб. в то время как физическое лицо при направлении жалобы обязано заплатить 300 руб.
В то же время, при установлении размера государственной пошлины больше не учитывается степень родства.
Пример. По основной доверенности, в которой оговорено право передоверия, отец доверяет дочери право пользования и распоряжения автомобилем. За удостоверение такой доверенности согласно подпункту 8 пункта 4 статьи 4 Закона РФ от 09.12.91 № 2005-1 «О государственной пошлине» взималась государственная пошлина в сумме однократного размера минимальной месячной оплаты труда.
Если дочь передоверяла право пользования и распоряжения автомобилем своему мужу, то за удостоверение такой доверенности необходимо было уплатить госпошлину в сумме, соответствующей пятикратному размеру минимальной месячной оплаты труда на момент выдачи доверенности. Согласно главе 25.3 НК РФ степень родства не влияет на величину государственной пошлины и она установлена в размере 200 руб. См: Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины// Бухгалтерский учет и налоги - 2005.- №2 - СПС - КонсультанПлюс
Рассмотрим виды ставок, на примере размеров госпошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (очень актуально для большинства Россиян).
Государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) за государственную регистрацию прав (прекращения права), ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, в том числе договоров аренды, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением договоров ипотеки:
- физическим лицам - 500 рублей
- организациям - 7 500 рублей
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления - 100 рублей
за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме - 50 рублей.
Если плательщиками пошлины за госрегистрацию перечисленных в данном пункте прав, договоров, обременении прав, кроме договора ипотеки, являются несколько физических лиц, то пошлина в сумме 500 рублей уплачивается ими в равных долях каждый если несколько юридических лиц -7500 рублей в равных долях каждый, если за регистрацией обратились одновременно юридическое и физическое лицо, то пошлина уплачивается каждым плательщиком в равных долях от предусмотренной для него налоговой ставки (т.е. если за регистрацией юридически значимого действия обратились одно юрлицо и одно физическое, то пошлина уплачивается юрлицом - 3750 р. а физлицом - 250 рублей а если одно юрлицо и три физлица, то пошлина уплачивается юрлицом - 1/4 часть от 7500 рублей, а каждым физлицом - по 1/4 части от 500 рублей).
2) за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за исключением изменений и дополнений в запись об ипотеке:
- физическим лицам - 100 рублей
- организациям - 300 рублей
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления - 50 рублей
3) за государственную регистрацию:
· договора об ипотеке, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке как обременении прав на недвижимое имущество:
- физическим лицам - 500 рублей
- организациям - 2 000 рублей
· соглашения об изменении или о расторжении договора об ипотеке, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним:
- физическим лицам - 100 рублей
- организациям - 300 рублей.
В случае если договор об ипотеке или договор, включающий соглашение об ипотеке, обеспечивающее исполнение обязательства, за исключением договора, влекущего возникновение ипотеки на основании закона, заключен между физическим лицом и юридическим лицом, государственная пошлина за юридически значимые действия, предусмотренные настоящим подпунктом, взимается в размере, установленном для физических лиц. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый
4) за государственную регистрацию:
смены залогодержателя вследствие уступки прав по основному обязательству, обеспеченному ипотекой, либо по договору об ипотеке, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене залогодержателя, - 500 рублей
смены владельца закладной, в том числе сделки по уступке прав требования, включая внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи об ипотеке, осуществляемой при смене владельца закладной, - 100 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый
5) за государственную регистрацию сервитутов:
- в интересах физических лиц - 500 рублей
- в интересах организаций - 2 000 рублей
6) за внесение изменений и дополнений в регистрационную запись об ипотеке - 100 рублей. Плательщики пошлины уплачивают ее в равных долях каждый
7) за повторную выдачу правообладателям свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество (взамен утерянного, пришедшего в негодность, в связи с внесением в содержащуюся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве изменений, в том числе исправлением в данной записи технической ошибки, за исключением ошибок, допущенных по вине органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним):
- для физических лиц - 100 рублей
- для организаций - 300 рублей
- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления - 50 рублей.
4. Льготы по государственной пошлине
Глава 25.3 НК РФ предусматривает широкий круг услуг и плательщиков, освобождаемых от уплаты государственной пошлины. Льготы можно разделить на два вида: освобождение от уплаты государственной пошлины, а также отсрочка (рассрочка) платежа (см. Приложение 1).
Различают две разновидности освобождения от уплаты государственной пошлины: в зависимости от категорий плательщиков, а также в зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина.
В зависимости от категорий плательщиков различают три группы льгот:
1) льготы для федеральных органов государственной и исполнительной власти и органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетных учреждений и организаций, полностью финансируемых из федерального бюджета, налоговых органов, государственных и муниципальных музеев, архивов, библиотек в случаях, особо оговоренных в налоговом законодательстве, для Центрального банка РФ (при государственной регистрации выпусков ценных бумаг, эмиссия которых осуществляется им в целях реализации кредитно-денежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации) и т.д.
2) льготы для социально защищенных граждан: Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордены Славы, участников и инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов I и II групп
3) льготы для других категорий граждан (например, физическое лицо, являющееся единственным автором программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральных схем и правообладателем на нее, является инвалидом, учащимся (воспитанником) образовательных учреждений).
Согласно пункту 5 статьи 333.38 главы 25.3 НК РФ, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица - за выдачу свидетельств о праве на наследство при наследовании жилого дома, а также земельного участка, на котором расположен жилой дом, квартиры, комнаты, если эти лица проживали совместно с наследодателем на день смерти наследодателя и продолжают проживать в этом доме (этой квартире, комнате) после его смерти. Однако на движимое имущество данная льгота не распространяется.
Пример. Гражданка Сидорова А.И. наследует жилой дом и автомобиль умершего супруга, который оценен судебно-экспертными учреждениями органов юстиции в 150 тыс. руб. Супруги проживали совместно на день смерти наследодателя и Сидорова А.И. продолжает проживать в этом доме после его смерти. Следовательно, она освобождена от уплаты государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство на жилой дом, однако за получение свидетельства о праве на наследство автомашины она должна заплатить 450 руб. (0,3 % от стоимости наследуемого автомобиля) См: Пинская М.Р. Особенности исчисления и уплаты государственной пошлины// Бухгалтерский учет и налоги - 2005.- №2 - СПС - КонсультанПлюс.
В зависимости от вида юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина, различают следующие пять видов льгот:
1) при обращении в суды общей юрисдикции, а также к мировым судьям
2) при обращении в арбитражные суды
3) при обращении за совершением нотариальных действий
4) при государственной регистрации актов гражданского состояния
5) при совершении прочих юридически значимых действий.
Пример. Международный общественный благотворительный фонд, являющийся международной организацией инвалидов и созданный в г. Москве в 1996 г. по инициативе ряда посольств стран СНГ, занимается защитой прав и законных интересов инвалидов. Инвалиды и их законные представители составляют 90 процентов членов общественной организации, а их доля в фонде оплаты труда - 95 процентов. Уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Согласно законодательству, данный благотворительный фонд может быть освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, а также в органах, совершающих нотариальные действия.
Налоговое законодательство предусматривает возможность отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины. Она предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок не более шести месяцев. При этом на сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются в течение всего срока, на который предоставлена отсрочка или рассрочка.
5. Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:
1) уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено законодательством
2) возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и должностными лицами. Если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок после вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины
3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом.
При заключении мирового соглашения до вынесения судебного решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.
Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии заявления к производству, а также при утверждении мирового соглашения судом общей юрисдикции
4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие
5) отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, удостоверяющего в случаях, предусмотренных законодательством, личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и на территории Российской Федерации, проездного документа беженца.

Не подлежит возврату государственная пошлина, уплаченная за государственную регистрацию заключения брака, перемены имени, внесение исправлений и изменений в записи актов гражданского состояния, в случае, если впоследствии не была произведена государственная регистрация соответствующего акта гражданского состояния или не были внесены исправления и изменения в записи актов гражданского состояния.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины. К данному заявлению прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается (взимается) государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, в соответствующих случая - акты налоговых проверок организаций и должностных лиц, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.
Возврат суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата.
При прекращении государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, сделки с ним на основании соответствующих заявлений сторон договора возвращается половина уплаченной государственной пошлины.
Возврат уплаченной государственной пошлины в случаях, если решения судов приняты полностью или частично не в пользу государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, производится за счет средств бюджета, в который производилась уплата.
Плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия. Указанный зачет производится по заявлению плательщика, предъявленному в орган либо должностному лицу, в который (к которому) он обращался за совершением юридически значимого действия.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня принятия соответствующего решения суда о возврате государственной пошлины из бюджета или со дня уплаты этой суммы в бюджет. К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, организаций, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины.
Функции по обеспечению соблюдения положений налогового законодательства возложены на налоговые органы. Они осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых в соответствии с действующим налоговым законодательством взимается государственная пошлина.
Список использованных источников и литературы
Нормативные акты
1. Закон РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине"// ВСНД и ВС РФ. -1992. -N 11.- Ст. 521 СЗ РФ. -1996.- N 1. -Ст. 19 1997. -N 29.- Ст. 3506.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ) // "Собрание законодательства РФ.- 07.08.2000.-N 32.- ст. 3340
3. Федеральный закон от 2 ноября 2004 N 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 45. - Ст. 4377.
Литература и материалы периодической печати
4. Государственная пошлина./ Редактор М.А. Подобед. - М. Книга сервис, 2005.- 80с.
5. Годме П.М. Финансовое право.- М. Прогресс, 1978.- С. 392.
6. Козырин А.Н. «Государственная пошлина в налоговой системе Российской Федерации» // Финансы» 1996.- № 5- СПС - КонсультанПлюс
Льготы, которые предоставляются лицам при совершении нотариальных действий
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!