Налоговые льготы по земельному налогу не предоставляются
Земельный налог
1. Налогоплательщики земельного налога
2. Определение налоговой базы земельного налога 6
3. Налоговая ставка земельного налога 9
4. Льготы по земельному налогу 12
5. Уплата земельного налога 25
Введение
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе РФ. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объёме доходных поступ-лений, он выступает в качестве важного источника формирования финансовой базы органов местного самоуправления. Рассмотрение особенностей правового регулиро-вания налогообложения земли актуально и необходимо с практической точки зрения. В настоящее время у граждан возникает много вопросов по уплате земельного налога. Объяснить это можно постоянными изменениями налогового законодательства, а также особенностями обложения, начисления и взимания данного вида налога.
Налог на землю только с первого взгляда может показаться простым для исчисления. С одной стороны, формула его расчёта несложна: стоимость земли умножают на ставку налога. С другой – это местный налог. А местные налоги имеют свою специфику. Дело в том, что земельный налог устанавливается одновременно и НК РФ, и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (в Москве и Санкт-Петербурге – законами данных субъектов РФ). При этом представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, могут предусматриваться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Если законодательство на федеральном уровне является более-менее цельной конструкцией (хотя зачастую и в нём встречаются нестыковки), то местные органы власти далеко не всегда достойно справляются со своими нормотворческими обязанностями. Между тем уплата налога на землю зависит ещё и от своевременных и правильных действий органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра и регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
1. Налогоплательщики земельного налога
Плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать земельный налог и которыми в соответствии с п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) являются:
– Российские организации
– иностранные организации (иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособ-ностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации)
– граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства
– индивидуальные предприниматели (зарегистрированные в установлен-ном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридичес-кого лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты).
Основанием для признания организаций и физических лиц плательщиками земельного налога являются документы, удостоверяющие право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуе-мого владения.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о существующих правах на земельные участки налогоплательщики определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных как физическим, так и юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
К таким документам относятся Свидетельство о государственной регистрации права по форме, утверждённой постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним" акты, изданные органами местного самоуправления, о предоставлении земельных участков.
При определении налогоплательщика в случае прекращения прав на земельный участок налоговые органы руководствуются следующими нормами законодательства.
На основании п. 1 ст. 45 и ст. 53 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок. Отказ лица от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечёт прекращение соответствующего права.
Пунктом 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государствен-ная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Поэтому организация остаётся плательщиком земельного налога до момента государственной регистрации прекращения прав постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок.
Учитывая положение ст. 387 НК РФ об обязательности уплаты земельного налога и ст. 65 ЗК РФ о платности использования земли, организации и физические лица, не оформившие правоудостоверяющие документы на используемые земельные участки, в том числе по договорам аренды, обязаны уплачивать земельный налог.
2. Определение налоговой базы земельного налога
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390 НК РФ).
Кадастровая стоимость земельных участков устанавливается по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех кате-горий на территории Российской Федерации для целей обложения земельным налогом определяется Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316.
Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и устанавливается отдельно в отношении долей в праве общей собствен-ности на земельный участок, если налогоплательщиками данных земельных участ-ков признаются разные лица или по ним установлены различные налоговые ставки. Налоговая база по земельному налогу определяется самостоятельно как налогоплательщиками-организациями, так и налогоплательщиками – физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, в отношении земель-ных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основа-нии сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем вышеуказанным лицам на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Что касается физических лиц, то налоговая база по земельному налогу в отношении их земельных участков определяется налоговыми органами на основа-нии сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществ-ляющими ведение государственного земельного кадастра, регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами муниципальных образований.
Налоговая база при исчислении земельного налога по земельным участкам, находящимся на территории нескольких муниципальных образований (линейные объекты), определяется в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответствующего муниципального образования, как доля кадастровой стоимости земельного участка, пропорциональная доли площади, занимаемой земельным участком, на территории соответствующего муниципального образова-ния. Для такого земельного участка земельный налог исчисляется отдельно в отношении площади земельного участка, находящейся на территории соответст-вующего муниципального образования. Сумма земельного налога определяется как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей площади земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципа-льного образования, где расположена данная площадь земельного участка.
Для некоторых категорий физических лиц предусмотрено уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму – в размере 10 000 руб. приходящуюся на одного налогоплательщика на территории одного муниципаль-ного образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
При этом если собственниками земельного участка являются несколько лиц, то уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму в размере 10 000 руб. производится только налогоплательщику, являющемуся собст-венником доли земельного участка и имеющему право на уменьшение налоговой базы, исчисленной пропорционально его доле в общей долевой собственности.
К таким физическим лицам, в частности, относятся Герои Советского Союза и Герои РФ, инвалиды, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и т.д.
При применении ст. 392 НК РФ следует иметь в виду, что ею установлены правила определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в собственности. При этом земельные участки подразделяются на участки, находящиеся в общей долевой и в общей совместной собственности.
В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности.
Что касается земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, то налоговая база определяется для каждого из налогоплатель-щиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
При переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу последнее приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объёме, что и прежний их собственник. В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учётом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ст. 35 ЗК РФ).
Поэтому п. 3 ст. 392 НК РФ определено следующее.
Если организация приобретает здание и, следовательно, к покупателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью, то налоговая база определяется пропорционально доле организации в праве собственности на этот земельный участок.
Если покупателями здания являются несколько лиц, то налоговая база опре-деляется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на это здание.
3. Налоговая ставка земельного налога
При применении ст. 394 НК РФ следует иметь в виду, что данной статьёй Кодекса установлены максимальные размеры налоговых ставок, в рамках которых представительные органы муниципальных образований определяют ставки налога, которые должны применяться на их территориях.
При этом законодателем определена максимальная ставка в отношении:
– земель сельскохозяйственного назначения или земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства – 0,3%
– земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), – 0,3%
– земель, предоставленных для жилищного строительства, – 0,3%
– земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, садовод-ства, огородничества или животноводства, – 0,3%
– прочих земель – 1,5%.
При применении налоговой ставки в отношении земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, следует иметь в виду, что перечень объектов инженерной инфраструк-туры жилищно-коммунального комплекса приведён в Федеральном законе от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса". К ним отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса, следует использовать Классификаторы работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе, в том числе Классификатор по виду деятельности "Эксплуатация инженерной инфраструк-туры городов и других населённых пунктов", утверждённый постановлением Госстроя России от 25.05.2000 N 51.
При определении состава объектов жилищного фонда необходимо руководствоваться положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми жилищным фондом является совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность, а также приобретённых для жилищного строительства).
При применении налоговой ставки в отношении земель, предоставленных для личного подсобного хозяйства, необходимо иметь в виду следующее. Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсоб-ном хозяйстве" личным подсобным хозяйством признаётся форма непредпри-нимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведённой и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.
Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в черте поселений (приусадебный земельный участок) и земельный участок за чертой поселений (полевой земельный участок). Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяй-ственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градострои-тельных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нём зданий и строений (ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ).
При применении налоговой ставки в отношении земель, предоставленных для садоводства, огородничества или животноводства, необходимо иметь в виду положения Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", согласно которому садовым земельным участком признаётся земельный участок, предоставленный гражданину или приобретённый им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений).
Дачным земельным участком является земельный участок, предоставленный гражданину или приобретённый им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нём или жилого дома с правом регистрации проживания в нём и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
Садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением граждан признаётся некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Такое объединение считается созданным с момента его государственной регистрации (ст. 6 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ).
В отношении порядка уплаты земельного налога садоводческими товариществами и дачными хозяйствами необходимо иметь в виду следующее.
Учитывая положения п. 1 ст. 388 НК РФ, в соответствии с которым плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, за земельные участки, используемые физическими лицами – членами садоводческих товариществ, при наличии у них права собственности или постоянного (бессрочного) пользования (возникшего до введения в действие ЗК РФ) и пожизненного наследуемого владения на земельные участки и документов, их удостоверяющих, в том числе актов, изданных органами местного самоуправления о предоставлении земельных участков, земельный налог взимается с вышеуказанных лиц в общеустановленном порядке, то есть направлением им налоговых уведомлений на уплату земельного налога, исчисленного по сведениям, представляемым налоговым органам органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводчес-ких, огороднических товариществ, дачных хозяйств плательщиками земельного налога являются данные товарищества, которые представляют налоговые декла-рации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных товариществ.
4. Льготы по земельному налогу
Статьёй 395 НК РФ предусмотрены льготы по земельному налогу, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.
При применении п. 1 ст. 395 НК РФ в части освобождения от налогообложения организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на организации и учреждения функций, необходимо иметь в виду следующее.
Уголовно-исполнительная система Минюста России включает:
– учреждения, исполняющие наказания
– территориальные органы уголовно-исполнительной системы
– федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний (ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы" (далее – Закон N 5473-1)).
Учреждения, исполняющие наказания, являются юридическими лицами. Решения о создании и ликвидации учреждений, исполняющих наказания, принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 6 Закона N 5473-1).
Территориальные органы уголовно-исполнительной системы создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. Территориальные органы уголовно-исполнительной системы осуществляют руководство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголовно-исполнительной системы по конвоированию и являются юридическими лицами, владеющими, распоряжающимися и пользующимися закрепленным за ними имуществом.
По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспе-чения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона N 5473-1).
Не подлежат налогообложению земельные участки, предоставленные для непосредственного выполнения возложенных на вышеуказанные организации и учреждения задач, установленных Законом N 5473-1.
Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 утверждён Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполни-тельную систему.
В этой связи льгота по земельному налогу распространяется на учреждения, исполняющие наказания, федеральные и территориальные органы уголовно-исполнительной системы, указанные в ст. 5 Закона N 5473-1, а также учреждения и организации, которые включены в вышеуказанный Перечень, за исключением предприятий.
При применении п. 4 ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, необходимо иметь в виду следующее.
К религиозной деятельности относится вероисповедание, совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний обучение религии и религиозное воспитание своих последователей (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее – Закон N 125-ФЗ)).
Под религиозной организацией понимается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица (ст. 8 Закона N 125-ФЗ).
Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается её учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учётом установленного специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.
Учреждения профессионального религиозного образования (духовные обра-зовательные учреждения) создаются религиозными организациями для подготовки служителей и религиозного персонала и подлежат регистрации в качестве религиозных организаций, а также должны получать государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности (ст. 19 Закона N 125-ФЗ).
Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессиональ-ного религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Закона N 125-ФЗ и п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2001 N 490 ).
Освобождению от обложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного назначения, независимо от нахожде-ния на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
На основании п. 1 ст. 18 Закона N 125-ФЗ религиозные организации имеют право осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путём учреждения благотворительных организаций.
К зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения относятся объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Принимая во внимание положение п. 4 ст. 395 НК РФ, льготное налогообложение применяется в отношении земельных участков, принадлежащих религиозным организациям, на которых расположены здания, строения и сооружения благотворительного назначения.
Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный Законом N 125-ФЗ (п. 2 ст. 13 Закона N 125-ФЗ).
Пункт 5 ст. 395 НК РФ освобождает от налогообложения общеРоссийские общественные организации инвалидов. Под общественными организациями инвалидов понимаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляет не менее 80%, а также союзы (ассоциации) вышеуказанных организаций (ст. 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ).
В собственности общественных организаций инвалидов могут находиться земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественные организации инвалидов, не имеющие статуса общерос-сийских, а также организации, созданные такими общественными организациями, не вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Статьей 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее – Закон N 82-ФЗ) установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Под общеРоссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.
Таким образом, в соответствии с Законом N 82-ФЗ структурные подразделения общеРоссийской общественной организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.
При этом государственная регистрация отделения общественного объединения осуществляется в порядке, предусмотренном для государственной регистрации общественных объединений. Если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии вышеуказанного отделения, его месте нахож-дения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае вышеуказан-ное отделение приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации общественного объединения (ст. 21 Закона N 82-ФЗ).
Следовательно, региональное отделение общеРоссийской общественной организации инвалидов, являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе воспользоваться льготой согласно п. 5 ст. 395 НК РФ, если его уставные документы и документы о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным подразделением конкретной общеРоссийской общественной организации инвалидов и если численность инвалидов и их законных представителей соответствует численности, установленной абзацем первым п. 5 ст. 395 НК РФ.
Для получения льготы общественные организации инвалидов (в том числе созданные в форме союзов) должны документально подтвердить, что среди членов этих организаций (включая структурные подразделения) инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (на начало и конец отчётного и налогового периода).
При рассмотрении возможности получения льгот, предоставляемых организа-циям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов вышеуказанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%, в отношении земельных участков, используемых этой организацией для производства и (или) реализации товаров, работ и услуг, налогоплательщики должны обратить внимание на следующее.
Льгота не предоставляется при производстве и (или) реализации подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров, указанных в перечне, утверждённом постановлением Правительс-тва РФ от 18.02.2004 N 90 "Об утверждении перечня товаров, производимых с использованием имущества организаций, не подлежащих освобождению от обложения налогом на имущество, и (или) реализуемых такими организациями". При определении состава подакцизных товаров необходимо руководствоваться ст. 181 НК РФ, которой определён перечень подакцизных товаров.
При рассмотрении возможности получения льгот, предоставляемых учреждениям, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортив-ных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилита-ции инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, необходимо иметь в виду следующее.
Под учреждением понимается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций неком-мерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).
При этом льгота по земельному налогу предоставляется учреждениям, единственным собственником имущества которых является общеРоссийская общественная организация инвалидов, на основании учредительских документов (решения учредителя о создании организации, устава, положения), в которых содержатся сведения о собственнике имущества данной организации, а также при наличии в них записи о том, что организация создана для достижения образовательных и (или) культурных и (или) лечебно-оздоровительных и (или) физкультурно-спортивных и (или) научных и (или) информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
При этом виды деятельности учреждения, единственным собственником имущества которого является общеРоссийская общественная организация инвалидов, определяются по ОбщеРоссийскому классификатору видов деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), утверждённому постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст.
Пункт 6 ст. 395 НК РФ в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов, предполагает следующее.
Организации народных художественных промыслов имеют право на льготу по земельному налогу при выполнении следующих условий:
– деятельность организации связана с народным художественным промыслом, под которым понимается деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона от 06.01.1999 N 7-ФЗ "О народных художественных промыслах" (далее – Закон N 7-ФЗ))
– местом традиционного бытования промысла признаётся территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. Земли, на которых расположены места традиционного бытования промыслов, могут быть отнесены к землям историко-культурного назначения в порядке устанавливаемом земельным законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ст. 3 и 9 Закона N 7-ФЗ)
– изделием промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла (ст. 3 Закона N 7-ФЗ)
– изделия промыслов составляют, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, не менее 50% в объёме отгруженных (подлежащих реализации путём поставки или иной продажи или обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) (ст. 5 Закона N 7-ФЗ)
– имеется решение художественно-экспертных советов по промыслам об отнесении изделий к изделиям промыслов, принимаемое по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий промыслов (ст. 7 Закона N 7-ФЗ). Перечень изделий, отнесённых к изделиям промыслов, утверждается советом и прилагается к протоколу (п. 21 Типового положения о художественно-экспертном совете по промыслам, утверждённого постановлением Правительства РФ от 04.12.1999 N 1349 )
– образцы изделий промыслов зарегистрированы на основании решения художественно-экспертного совета по промыслам соответствующего субъекта Российской Федерации и Правил регистрации образцов изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, утверждённых постановлением Правительства РФ от 18.01.2001 N 35. Регистрация образцов изделий промыслов признанного художественного достоинства осуществляется посредством присвоения регистрационного номера перечню образцов изделий промыслов, представленному органом исполнитель-ной власти субъекта Российской Федерации.
Пункт 7 ст. 395 НК РФ в отношении использования права на освобождение от уплаты земельного налога физических лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общин таких народов, подразумевает, что вышеуказанные граждане и их общины должны отвечать следующим критериям:
– граждане должны относиться к коренным малочисленным народам по перечню, утверждённому постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 N 255 "О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации" (коренными малочисленными народами признаются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 000 человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (ст. 1 Федерального закона от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", далее – Закон N 82-ФЗ))
– граждане должны постоянно проживать в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов (территория традиционного природопользования коренных малочисленных народов образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании части территорий традиционного природопользования определены ст. 10 Федерального закона от 07.05.2001 N 49-ФЗ "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" )
– граждане должны относиться к лицам, постоянно проживающим в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование и занимающихся традиционными промыслами, или к лицам, для которых традиционное хозяйствование и занятие традиционными промыслами являются подсобными видами деятельности по отношению к основному виду деятельности в других отраслях народного хозяйства, социально-культурной сфере, органах государственной власти или органах местного самоуправления (ст. 3 Закона N 82-ФЗ)
– общины должны признаваться общинами малочисленных народов, которыми являются формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам и объединяемых по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому признакам, создаваемые в целях защиты их исконной среды обитания, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйствования, промыслов и культуры
– уставом общины малочисленных народов должен определяться порядок распределения доходов от реализации излишков продуктов традиционного хозяйствования и изделий традиционных промыслов (ст. 10 Федерального закона от 20.07.2000 N 104-ФЗ "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" ).
Таким образом, при предоставлении льготы по земельному налогу вышеуказанным организациям и гражданам необходимо учитывать всю совокупность приведённых выше критериев по их отнесению к льготной категории налогоплательщиков.
Пункт 9 ст. 395 НК РФ от обложения земельным налогом освобождает организации – резиденты особой экономической зоны (ОЭЗ) сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее – Закон N 116-ФЗ).

Решение о создании ОЭЗ на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством РФ (п. 1 ст. 6 Закона N 116-ФЗ).
При этом с 25 августа 2005 года – со дня вступления в силу Закона N 116-ФЗ – существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, прекращается (за исключением особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях, урегулирован-ных федеральными законами) (ст. 40 Закона N 116-ФЗ).
На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ следующих типов:
– промышленно-производственные ОЭЗ
– технико-внедренческие ОЭЗ.
ОЭЗ не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований, а территория ОЭЗ не должна включать полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
ОЭЗ могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами ОЭЗ, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории зоны в соответствии с законодательством РФ.
Органы управления ОЭЗ управляют и распоряжаются земельными участками в пределах её территории на основании соглашения о создании ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учётом положений Закона N 116-ФЗ.
Организация, имеющая свидетельство, удостоверяющее её регистрацию в качестве резидента ОЭЗ, вправе вести на территории зоны промышленно-производственную или технико-внедренческую деятельность. При этом резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории зоны (ст. 10 Закона N 116-ФЗ).
Налоговая льгота предоставляется организации – резиденту ОЭЗ в течение срока действия соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности (ст. 9 Закона N 116-ФЗ) с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ в течение пяти лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту ОЭЗ.
Органы управления ОЭЗ сообщают сведения о регистрации юридического лица в качестве резидента зоны, а также представляют копию соглашения по утверждённой в установленном п. 5 ст. 9 Закона N 116-ФЗ порядке форме о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятель-ности в налоговые органы в течение дня, следующего за днём регистрации (п. 6 и 7 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
При двух и более существенных нарушениях резидентом ОЭЗ налогового и (или) таможенного законодательства организация может быть лишена статуса резидента зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления ОЭЗ (п. 9 ст. 11 Закона N 116-ФЗ).
Органы управления ОЭЗ сообщают в налоговые органы сведения о лишении организации статуса резидента зоны в течение дня, следующего за днём внесения в реестр резидентов ОЭЗ соответствующей записи (п. 10 ст. 9 Закона N 116-ФЗ).
В п. 11 – 14 ст. 396 НК РФ содержатся положения об обязанности органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органов муниципальных образований представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Вышеуказанные сведения представляются в налоговые органы по форме "Сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу", утверждённой приказом Минфина России от 20.06.2005 N 75н.
5. Уплата земельного налога
Земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате физическими лицами, не являющимися предпринимателями, в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами Роснедвижимости, Росрегистрации и органами местного самоуправления.
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления на уплату земельного налога, направленного налоговым органом. В отношении физических лиц обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа, установленного нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Форма налогового уведомления на уплату земельного налога утверждена приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21/551@ "Об утверждении форм налоговых уведомлений" (приложение N 2) (зарегистрирован Минюстом России 30.11.2005, регистр. N 7216).
В случае неуплаты налога (авансовых платежей по налогу) в установленные сроки налогоплательщику начисляется пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) днём уплаты налога (авансового платежа по налогу).
При применении п. 1 – 6 ст. 396 НК РФ следует иметь в виду, что по итогам налогового периода определяется сумма налога, подлежащая уплате по окончании налогового периода, исчисляемая по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом организации исчисляют сумму налога самостоятельно, так же как и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по истечении налогового периода, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
При исчислении авансовых платежей организациям и физическим лицам, являющимся индивидуальными предпринимателями, следует иметь в виду, что по итогам отчётных периодов уплачивается фиксированная сумма авансового платежа, рассчитанная в размере одной четвёртой соответствующей налоговой ставке процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют и уплачивают авансовые платежи по налогу только в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
В этом случае авансовые платежи исчисляются как произведение соответствующей налоговой базы и установленной доли налоговой ставки в размере, не превышающем одной второй налоговой ставки, – в случае установления представительными органами муниципальных образований одного авансового платежа, и не превышающем одной третьей налоговой ставки – в случае установления двух авансовых платежей.
При применении п. 7 ст. 396 НК РФ следует иметь в виду, что в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчётного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учётом коэффициента правообладания земельным участком (К2).
Коэффициент К2 определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоян-ном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогопла-тельщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчётном) периоде.
При этом если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствую-щего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения этих прав.
С учётом положений п. 7 ст. 396 НК РФ сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчётные периоды рассчитывается в следующем порядке.
Если земельный участок использовался в течение всего отчётного периода (3 месяца, 6 месяцев, 9 месяцев), то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчётный период рассчитывается как одна четвёртая от произведения налоговой базы и налоговой ставки.
Если земельный участок использовался не весь отчётный период, то сумма исчисленного авансового платежа по налогу за отчётный период рассчитывается как одна четвёртая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и коэффициента К2.
При применении п. 10 ст. 396 НК РФ следует иметь в виду, что исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении земельного участка, по которому предоставляется право на налоговую льготу, производится с учётом коэффициента использования налоговой льготы (К1).
При этом коэффициент использования налоговой льготы определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения вышеуказанного права принимается за полный месяц. Коэффициент использования налоговой льготы рассчитывается по следующей формуле:
K1 = 1 – (Еkli / Em)
где
К1 – коэффициент использования налоговой льготы
Еkli – количество месяцев, в течение которых отсутствует право на налоговую льготу в налогом периоде
Em – общее количество календарных месяцев налогового периода.
В отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства (за исключением индивидуального жилищного строительства), исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей) производится с учётом коэффициента 2 в течение трёхлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
При этом если срок проектирования и строительства по вышеуказанным земельным участкам превышает трёхлетний срок вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости, то при исчислении суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) применяется коэффициент 4.
В отношении земельных участков, приобретённых (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы земельного налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учётом коэффициента 2 в течение периода проектирования и строительства, превышающего десятилетний срок, вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Если земельный участок физического лица (его доля) перешёл по наследству к другому лицу, то земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Заключение
За последние два года в России произошли кардинальные изменения в системе исчисления и взимания земельных платежей, по сути – принципиальный поворот в сторону рыночного подхода к землепользованию.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!