Примеры льготного исчисления стажа
Исчисление трудового стажа
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
По общему правилу все виды трудового стажа исчисляются в календарном порядке (кроме общего трудового стажа, с учетом которого производится конвертация ранее приобретенных пенсионных прав[108]), иными словами, по фактической продолжительности соответствующих периодов. Минимальной единицей измерения трудового стажа является один день. То есть, если гражданин проработал 1 год 4 месяца и 12 дней, то в стаж включается именно этот период, без какого либо округления в ту или иную сторону. Начало и окончание соответствующего периода указывается в документах – трудовой книжке, справке и т.д. В случае, если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах, указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.
Тем не менее, для всех видов трудового стажа существуют исключения, устанавливающие особый, как правило, льготный порядок исчисления стажа.
Для общего (смешанного) страхового стажа установлены следующие особенности его исчисления. В случае совпадения по времени нескольких периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 Закона о трудовых пенсиях, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии. Если, например, гражданин одновременно осуществлял уход за своим малолетним ребенком и за взрослым инвалидом I группы, то в страховой стаж включается лишь один из указанных периодов.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год. Следует ознакомиться с Перечнем сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год (утв.
- Торфяная промышленность (болотно - подготовительные работы, добыча, сушка и уборка торфа, ремонт и обслуживание технологического оборудования в полевых условиях).
- Лесосплав (сброс древесины в воду, первичный и плотовый лесосплав, сортировка на воде, сплотка и выкатка древесины из воды, погрузка (выгрузка) древесины на суда).
- Лесное хозяйство (лесоразведение и лесовосстановление, в том числе подготовка почвы, посев и посадка леса, уход за лесными культурами, работы в лесных питомниках и полевые лесоустроительные работы).
- Маслосыродельная и молочная промышленность (сезонные работы в организациях по производству молочной продукции и в специализированных организациях по производству молочных консервов).
- Мясная промышленность (сезонные работы в организациях по производству мясных продуктов, переработке птицы и по производству мясных консервов).
- Рыбная промышленность (сезонные работы в организациях по улову рыбы, добыче китов, морского зверя, морепродуктов и переработке этого сырья, в рыбокулинарных, консервных, рыбомучных, жиромучных организациях и холодильниках рыбной промышленности, в аэроразведке).
- Плодоовощная промышленность (сезонные работы в организациях по производству плодоовощных консервов) и т.д.
Особенности исчисления специального страхового стажа определены, в частности, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516). В данном акте установлены условия суммирования различных видов работ, включаемых в специальный страховой стаж. По общему правилу, специальный страховой стаж, с учетом которого назначается досрочная пенсия, дающий право на больший объем преимуществ в назначении пенсии, разрешается прибавлять к менее льготному стажу и в этом случае применяются условия назначения пенсии те, которые предусмотрены законом для специального страхового стажа с меньшими преимуществами.
Особые правила суммирования специального страхового стажа предусмотрены Законом о трудовых пенсиях для лиц, занятых на соответствующих видах работ в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст.28-1 Закона)
Другим примером особого порядка исчисления специального страхового стажа являются Правила исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Они утверждены в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781. Согласно этому акту лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню (оперирующие врачи-специалисты в отделениях хирургического профиля, врачи-анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы, врачи-судебно-медицинские эксперты), год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и 6 месяцев.
Следует учитывать также и особенности исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации. Эти особенности предусмотрены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. N 537. В частности, указанным актом установлено, что при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, принимаются:
а) каждые 20 часов налета на самолетах - за 1 календарный месяц
б) каждые 12 часов налета: на вертолетах, в авиации специального применения в должностях летного состава групп сопровождения иностранных воздушных судов (лидировщики) в должностях командно-летного и летно-инструкторского состава, в том числе в высших и средних учебных заведениях, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров летного состава авиации, - за 1 календарный месяц
в) 1 год работы в составе летного экипажа воздушного судна в аварийно-спасательных (поисково-спасательных) подразделениях - за 1,5 календарных года.
Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен Постановлением Совета Министров РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации. В соответствии с указанным постановлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условияходин месяц службы за шесть месяцев - в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны один месяц службы за три месяца в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий и т.д. В указанном акте предусмотрен также перечень отдаленных местностей, в которых служба засчитывается в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за два месяц. Кроме того, установлено, что в порядке исключения, в выслугу лет офицерам, определенным на военную службу из запаса с учетом полученной в гражданском образовательном учреждении специальности, а также определенным на военную службу при указанном условии офицерам-женщинам, не состоявшим в запасе, засчитывается время обучения их до определения на военную службу в гражданских высших образовательных учреждениях либо в средних специальных образовательных учреждениях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1648н Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих содержит, в частности, исключение, предусматривающее, что время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации) включается в стаж государственной службы государственного служащего – один день военной службы за два дня работы .
5. Порядок исчисления общего, специального и прерывного трудового стажа
Способы исчисления:
1) по фактической календарной продолжительности
2) кратное увеличение календарных периодов на установленные коэффициенты, т. е. так называемый льготный порядок исчисления.
В льготном порядке исчисляются следующие периоды работы (службы): - ст. 94 Закона:
За полный год работы:
- работа в течение полного навигационного периода, полного сезона на предприятиях и в организациях сезонных отраслей промышленности. Перечень сезонных работ и сезонных отраслей промышленности, работа на которых, независимо от их ведомственной принадлежности в течение полного сезона засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы, утвержден постановлением Совмина РСФСР от 4 июля 1991 г. № 381. В нем 4 пункта: 1 - работа на торфоразработках, 2 - на лесосплаве и лесозаготовках, 3 - на предприятиях сезонных отраслей рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности, 4 - на предприятиях сахарной и консервной отраслей промышленности.
В полуторном размере:
- работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В двойном размере:
- работа в лепрозориях и противочумных учреждениях
- работа, служба во время Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), за исключением работы в районах, временно оккупированных неприятелем
- проживание в блокадном Ленинграде, нахождение в концлагерях в период Великой Отечественной войны
- военная служба по призыву.
В тройном размере:
- работа, служба в воинских частях, учреждениях, входящих в состав действующей армии, партизанских отрядах, соединениях, а также время нахождения в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, которая устнавливается в порядке, установленном ст. 41 Закона (Инвалидность вследствие военной травмы
- Инвалидность граждан, проходивших службу, в том числе в качестве юнг, сыновей (воспитанников) полков, считается наступившей вследствие травмы, если она является следствием ранения, контузии, увечья полученных при защите СССР, РФ или при исполнении иных обязанностей военной службы, служебных обязанностей либо заболевания, связанного с пребыванием на фронте)
- работа в период блокады Ленинграда (в период с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.)
- время содержания под стражей, пребывания в местах заключения и в ссылке лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных.
Но: если пенсия назначается в связи с работой на Крайнем Севере и приравненных местностях (т. е. имеет место льготный порядок назначения пенсии по старости, а не льготный порядок исчисления ОТС (ст. 14 Закона), то ОТС исчисляется календарно.
Пример: Николаев проработал 16 лет на Крайнем Севере. Общий трудовой стаж у него 25 лет, возраст - 55 лет. Пенсия по старости назначена ему в соответствии со ст. 14 Закона О государственных пенсиях в РСФСР в связи с работой на Крайнем Севере со снижением возраста на 5 лет, т. е. на льготных условиях. Петров имеет 22 года ОТС, из них 6 лет - работа на Крайнем Севере, возраст - 60 лет. Поскольку часть периода исчисляется в льготном порядке (6х1, 5=9 л. 16+9=25 л.), то он имеет право на пенсию на общих основаниях в соответствии со ст. 10 Закона.
На основании Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 113- ФЗ О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 г. при определении индивидуального коэффициента пенсионера в соответствии со ст. 7 Закона периоды, включаемые в ОТС, подлежат учету только по фактической календарной продолжительности. Льготное исчисление ОТС при применении ИКП не предусмотрено. В ОТС включаются только периоды фактической работы, военной и приравненной к ней службы, а также только два периода из семи, предусмотренных ст. 92 Закона, а именно:
а) временная нетрудоспособность, начавшаяся в период работы и инвалидность I и II групп вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания
б) пребывание в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела.
Порядок исчисления непрерывного трудового стажа определяется Правилами исчисления непрерывного трудового стажа в случаях назначения государственной пенсии и при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утв. пост. СМ СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.
Общее правило: НТС определяется по продолжительности последней непрерывной работы на предприятии, в учреждении, организации.
Но может суммироваться и время предыдущей работы - по определенным правилам. Зависит это, прежде всего, от оснований увольнения, которые предопределяют продолжительность перерывов в работе, влияющих на сохранение НТС.
Общее правило: НТС сохраняется (но в зависимости от основания увольнения при условии, что перерыв после увольнения и до поступления на новое место работы не превысил 1 месяца.
При увольнении после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин НТС сохраняется, если перерыв в работе не превысил трех недель (21 календарный день).
НТС сохраняется, если перерыв не превысил двух месяцев:
- при поступлении на работу лиц, работавших на Крайнем Севере и приравненных местностях, после увольнения по истечении срока трудового договора
- при поступлении на работу лиц после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях СССР за границей и в международных организациях
- при поступлении на работу граждан, переселившихся из стран, с которыми СССР имел соглашения или договоры о социальном обеспечении (со дня приезда в СССР).
трех месяцев:
- при поступлении на работу лиц, высвобождаемых в связи с реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников
- при поступлении на работу лиц после окончания временной нетрудоспособности или снятия инвалидности (т. е. п. 5 ст. 33 КЗоТ). Для инвалидов причина увольнения с предыдущей работы не имеет значения
- при поступлении на работу лиц после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению)
- при поступлении на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в связи с сокращением числа учащихся.
При расторжении трудового договора беременными женщинами или женщинами, имеющими детей (в том числе усыновленных, находящихся под попечительством или опекой) в возрасте до 14 лет (ребенок-инвалид до 16 лет), НТС сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста. Причем в этот период женщина может неоднократно увольняться и вновь поступать на работу - все эти периоды включаются в ОТС и НТС. Законом О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция) от 30 марта 1995 г. № З8-ФЗ предусмотрено сохранение НТС за одним из родителей или иным законным представителем ВИЧ-инфицированного несовершеннолетнего в возрасте до 18 лет в случае увольнения по уходу за ним и поступления на работу до достижения им 18 лет.
НТС сохраняется в случае, если перерыв между днем увольнения и поступления на работу (учебу) не превысил 1 года за полномочными представителями Президента РФ (Указ от 9 июля 1997 г. № 696 О полномочном представителе Президента РФ в регионе Российской Федерации).
На основании Указа Президента РФ от 5 ноября 1992 г. при увольнении беременных женщин и женщин с детьми до 3 лет в связи с ликвидацией предприятий, учреждений и организаций, у которых отсутствуют правопреемники, в случае невозможности их трудоустройства, время со дня их увольнения и до достижения ребенком 3 лет включается в непрерывный трудовой стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию.
В соответствии с Федеральным Законом О статусе военнослужащих от 27 мая 1998 г. № 760 время нахождения на военной службе по контракту засчитывается и включается в НТС из расчета 1 день военной службы за 1 день работы, а по призыву - из расчета 1 день военной службы за 2 дня работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем поступления на работу не превысил 1 года.
Независимо от продолжительности перерыва НТС сохраняется, если имело место:
- увольнение по собственному желанию при переводе супруга в другую местность
- увольнение по собственному желанию с уходом на пенсию по старости.
Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсию по другим основаниям (например, за выслугу лет), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.
НТС не сохраняется в случаях увольнения пп. 3, 4, 7 и 8 ст. 33, ст. 37, пп. 1, 2, 3 ст. 254, а также при повторном в течение года увольнении по собственному желанию без уважительных причин.
Уважительные причины перечислены в разъяснении Госкомитета по труду и социальным вопросам СССР и ВЦСПС от 9 июля 1980 г. О порядке разъяснения п. 16 Постановления ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС от 13 декабря 1979 г. № 1117 О дальнейшем укреплении трудовой дисциплины и сокращении текучести кадров в народном хозяйстве.
Исчисление трудового стажа
Читайте также:
Принятые в рамках пенсионной реформы нормативные правовые акты существенно повлияли на порядок и правила исчисления трудового стажа. Законодательством установлено два порядка подсчета периодов, засчитываемых в трудовой стаж: обычный и льготный. В обычном порядке стаж исчисляется календарно, по фактической продолжительности соответствующих периодов. Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002г. утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, которые детально регламентируют, какими документами подтверждаются различные периоды, включаемые в страховой стаж, в каких случаях возможно его подтверждение свидетельскими показаниями, как он исчисляется.
В обычном порядке исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и иной деятельности, а также иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы. В случае если в представленном документе о периодах работы, периодах иной деятельности и иных периодах указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указано число месяца, то таковым считается 15 число соответствующего месяца.
В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.
В льготном порядке страховой стаж подсчитывается при работе в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством РФ. Период такой работы учитывается в календарном порядке с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем году составила полный год.
Особенности исчисления специального страхового стажа определены Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. В данном акте установлены условия суммирования различных видов работ, включаемых в специальный страховой стаж, при этом действует правило, разрешающее прибавлять к менее льготному стажу более льготный, но не наоборот.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась в режиме неполной рабочей недели, но полного рабочего дня в связи с сокращением объемов производства (за исключением некоторых работ), исчисляются обычно по фактическому отработанному времени. Также исчисляются определяемые Минтрудом РФ или предусмотренные списками периоды работ, которые по условиям организации труда не могут выполняться постоянно.
Кроме того, в Правилах предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геолого-разведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке:
—работа от шести месяцев до одного года — как один год
—работа менее шести месяцев — по фактической продолжительности.
В периоды работы вахтовым методом, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются время выполнения работ на объекте, время междусменного отдыха в вахтовом поселке, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, а также время междувахтового отдыха в данный календарный отрезок времени. При этом общая продолжительность рабочего времени (нормальная или сокращенная) за учетный период (за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год) не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного ТК РФ.
Периоды работы вахтовым методом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона о трудовых пенсиях исчисляются в календарном порядке с включением в них рабочего времени непосредственно на объекте, времени междусменного отдыха в вахтовом поселке и времени в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно.
При переводе работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.
Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды отстранения от работы (недопущения к работе), если работник был отстранен по следующим причинам:
—появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения
—на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором
—по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
—в случае если работник не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда
—в случае если работник не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр
—в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (по вине как работодателя, так и работника).
Период испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включается в стаж независимо от того, выдержал ли работник испытание.
Период начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором включается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в тех случаях, когда в ст. 27 и 28 Федерального закона о трудовых пенсиях или в списках указаны производства или отдельные виды работ без перечисления профессий и должностей работников либо предусмотрены работники, выполняющие определенную работу без указания наименований профессий или должностей.
При переводе в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов, такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу.
В таком же порядке исчисляются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.
Примером льготного порядка исчисления специального страхового стажа является исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, предусмотренных Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002г.
На основании этого документа лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по определенному перечню (оперирующие врачи-специалисты в отделениях хирургического профиля, врачи — анестезиологи-реаниматологи, врачи-патологоанатомы, врачи — судебно-медицинские эксперты), год работы засчитывается в специальный страховой стаж за год и шесть месяцев.
Льготный порядок исчисления специального трудового стажа (выслуги лет) военнослужащих предусмотрен постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации». В соответствии с указанным постановлением в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях:
а) один месяц службы за шесть месяцев — в постоянном составе штрафных частей действующей армии в период Великой Отечественной войны
б) один месяц службы за три месяца:
—в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, в советских партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий
—время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии
—в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, — командированным в эти страны военным специалистам летного состава, независимо от их участия в боевых действиях, в период с 1 января 1961 г. по 31 декабря 1982г.
—на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 г. и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах
—на работах, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС и предотвращением загрязнения окружающей среды в зоне отчуждения
—в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в приднестровских регионах Республики Молдова, на территории Абхазии в условиях грузино-абхазского конфликта, на территории Республики Таджикистан, в условиях военного конфликта на территории Нагорного Карабаха.
в) один месяц службы за два месяца:
—на летной работе в реактивной и турбовинтовой авиации — на условиях, определяемых министром обороны РФ
—в отдаленных местностях Российской Федерации согласно приложению
—в высокогорных местностях на высоте 2500 м и более над уровнем моря
—в воинских частях, штабах, учреждениях, на предприятиях и в организациях, находящихся на территории Республики Казахстан в г. Ленинске и на космодроме «Байконур»
г) один месяц службы за полтора месяца:
—на летной работе в авиации
—на атомных подводных кораблях
—на подводных лодках в период нахождения их в строю
—в должностях водолазов всех наименований и специальностей
—в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом
—в подразделениях специального назначения внутренних войск и органов внутренних дел
—в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории бывшей Чечено-Ингушской Республики в период с 1 февраля 1992г.
д) один месяц службы за один и 1/3 месяца:
—в подразделениях по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел и в качестве следователей этих органов, расследующих дела по организованной преступности и коррупции и т.д.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006г. «О противодействии терроризму» устанавливается льготное исчисление выслуги лет.
Военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня.
Периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников Федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» в страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.
До 3-х лет страховой стаж
Страховой стаж для больничного листа и пенсии: понятие, расчет, подтверждение
Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу
6693 Особенности исчисления специального трудового стажа для назначения пенсий на льготных основаниях некоторым категори
Фсс - обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Пособие по временной нетрудоспособности, беременности и родам при совместительстве
Письмо фсс рф от 11.01.2007 n 02-18/07-132 "о пособиях по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в соотве
Расчет трудового страхового стажа
Взносы вместо ЕСН. Новый порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности и пособий по беременности и родам
Тема 4. Страховой (трудовой) стаж и выслуга лет - Учебно-методический комплекс (специальность «Юриспруденция») Москва 20
Вопрос: Исчисление пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком и по временной нетрудоспособности
Расчет пособия по временной нетрудоспособности (больничного) в 2013-2014 году. Примеры расчета
Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ре
Пенсия, пенсия в Украине, пенсии расчет, расчет пенсии, пенсионный возраст, пенсионный фонд, страховой стаж, страховой в
Льготы и льготное налогообложение в Российской Федерации
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Характеристика специальных режимов налогообложения, применяемых субъектами хозяйствования в Российской Федерации. Исследование динамики налоговых поступлений по данным режимам. Анализ применения упрощенной системы налогообложения в ИП "Воронцов В.Н."
дипломная работа [543,1 K], добавлен 20.11.2012
Сущность, виды и потенциал развития специальных налоговых режимов, их место и роль в системе налогообложения государства. Порядок и проблемы применения специальных налоговых режимов в хозяйствующих субъектах. Направления совершенствования налогообложения.
дипломная работа [772,5 K], добавлен 16.10.2014
Специальные налоговые режимы в Российской Федерации, их сущность, виды и характеристика. Анализ применения упрощенной системы налогообложения на примере ООО ЦСЭ "Омск-Тест". Проблемы применения специальных налоговых режимов в России и пути их решения.
курсовая работа [101,7 K], добавлен 15.08.2011
Эволюция налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации. Сущность и роль специальных налоговых режимов для малого бизнеса. Анализ налоговых обязательств и финансовых результатов на примере ИП Гальченко Е.Ю. за 2006-2008 гг.
дипломная работа [166,6 K], добавлен 21.09.2011
Место современных специальных налоговых режимов, применяемых в налоговой системе Российской Федерации. Основные виды специальных систем налогообложения и их характеристики. Примеры расчета налогов при использовании специальных налоговых режимов.
курсовая работа [85,8 K], добавлен 12.03.2011
Понятие налогов и сборов. Основные функции налогообложения. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Налоговые льготы: понятие, порядок установления и отмены. Налоговые вычеты физических лиц. Анализ использования налоговых льгот физических лиц.
курсовая работа [127,3 K], добавлен 22.10.2009
Порядок и условия предоставления налоговых льгот. Их роль в стимулировании деятельности малого бизнеса. Механизм применения налоговых льгот для организаций и их влияние на экономическое развитие страны. Основные направления их рационального использования.
курсовая работа [46,1 K], добавлен 26.02.2010
Сущность налоговой системы, основы ее построения. Общие вопросы введения и применения специальных налоговых режимов, их место в налоговой системе РФ. Анализ роли специальных налоговых режимов в формировании доходов бюджета Иркутской области и г. Братска.
курсовая работа [105,4 K], добавлен 27.11.2013
Современные подходы к налогообложению юридических и физических лиц. Налогообложение доходов компании нерезидентов на территории Российской Федерации и зарубежных стран. Основные подходы к перестройке системы предоставления налоговых социальных льгот.
дипломная работа [69,9 K], добавлен 20.07.2013
Описание и особенности специальных налоговых режимов. Специфика применения различных видов налогообложения, их сфера использования и признаки. Сравнительная характеристика специальных налоговых режимов, их достоинства и недостатки, взаимозаменяемость.
курсовая работа [31,0 K], добавлен 20.10.2009
Страница: 1 2
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
Введение
Данная курсовая работа посвящена теме "Налоговые льготы и льготное налогообложение в Российской Федерации".Под льготами и льготным налогообложением понимается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. Порядок установления льгот и льготного налогообложения регулируется положениями части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
Потребность в льготах предопределена необходимостью учета в целях налогообложения специфики отдельных групп налогоплательщиков и сфер деятельности, в которых они функционируют.
Объектом исследования является комплекс экономических отношений по взиманию налогов и налоговых льгот в бюджеты в современных экономических условиях.
Предмет исследования представлен совокупностью правовых норм, регулирующих отношения по установлению, введению, и осуществлению контроля за правомерностью предоставления налоговых льгот в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является комплексный анализ предоставления, правильности использования налоговых льгот и льготного налогообложения, как совокупности отдельных институтов в налоговом праве.
Глава 1. Теоретические основы льгот и льготного налогообложения в Российской Федерации
1.1 Основные понятие и функции налоговой льготы и льготного налогооблажения в РФ Льгота, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц. Он характеризует присущие правовым льготам признаки:во-первых, они сопровождаются более полным удовлетворением интересов субъектов, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов
во-вторых, правовые льготы представляют собой исключения из общих правил, отклонения от единых требований нормативного характера, выступают способом юридической дифференциации
в-третьих, правовые льготы выступают правомерными исключениями, законными изъятиями, установленными компетентными органами в нормативных актах. [7 с 98]
Налоговая льгота, как и любое другое специфическое понятие, обозначающее юридическое явление, нуждается в определении. Налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст.56 НК РФ. [1]
Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика.
В науке финансового и налогового права учеными по разному характеризуется понятие налоговых льгот и их классификация. Так, по мнению Ю. А. Крохиной, льготами по налогам и сборам признаются определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков. Льготы по налогам могут быть в качестве:
а) возможности не уплачивать налог или сбор
б) возможности уплачивать налог или сбор в размере меньшем, чем установленный общими нормами соответствующей главы Налогового кодекса [8 с 68].
Однако в Налоговом кодексе отсутствует полный перечень видов налоговых льгот, не признаются таковыми и общие для многих налогоплательщиков налоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к пониманию налоговых льгот как инструмента налогового регулирования. Общие налоговые вычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числе специальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность (стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.). Кроме того, законодатель не связывает с налоговыми льготами ни отсрочку (рассрочку) налогов, ни налоговый кредит, включая инвестиционный, он рассматривает их как возможный способ изменения срока исполнения налогового обязательства, лишая эти льготы регулирующей функции.
Налоговые льготы - неотъемлемая часть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающая определенные преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками. [10 с 79]
Кроме фискальной и стимулирующей функции, налоговые льготы иногда выполняют компенсационную функцию, что наиболее характерно для налоговых льгот, носящих характер социальной помощи. Компенсационный характер налоговых льгот состоит в создании примерно равных возможностей для развития лиц, находящихся в неравных условиях в силу биологических (инвалидность) и социальных причин. Государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всеРоссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.
Однако в большинстве случаев налоговые льготы призваны выполнять именно стимулирующую функцию и устанавливаются в целях развития производства, предпринимательства, фермерства, благотворительности, инвестиционной деятельности. [11 с 150]
Исследуя налоговые льготы, невозможно обойти стороной их классификацию.
Все налоговые льготы можно разделить на три основные группы:
налоговые освобождения,
налоговые скидки,
налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования в результате их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога (объект, субъект, ставка, налоговая база, окладная сумма налога).
Кроме того, все налоговые льготы можно классифицировать по ряду признаков на следующие группы:
1) личные и для юридических лиц
2) общие для всех налогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков
3) безусловные и условные налоговые льготы
4) общеэкономические и социальные налоговые льготы.
льготное налогообложение налоговый режим
В первую группу льгот входят налоговая амнистия, налоговые льготы, налоговые изъятия, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок.
Налоговая амнистия - это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, в той или иной степени касающихся налоговой амнистии, в том числе и Налоговый кодекс Российской Федерации. В частности, ст.81 НК РФ содержит условия освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений при обнаружении им ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
Статьей 59 НК РФ предусматривается возможность списания безнадежных долгов по налогам и сборам по причинам экономического, социального или юридического характера. Способы налоговой амнистии определяются целями ее проведения.
Налоговые льготы - это предусмотренные действующими правовыми актами возможности полного или частичного освобождения от того или иного налога.
Налоговые льготы могут косвенно воздействовать на социально-экономические процессы - поощрение определенных видов деятельности, регулирование внутрихозяйственного распределения прибыли (прежде всего в целях стимулирования ее производительного использования), оказание поддержки определенным социальным группам и т.д. Поэтому можно говорить о льготах как об одном из элементов налогового режима, определяющего возникновение и исполнение налоговой обязанности. [1]
Налоговые изъятия представляют собой выведение из под налогообложения отдельных элементов объекта налога.
Налоговые каникулы - это полное освобождение от налогообложения на определенный период времени.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное или полное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот - это налоговый кредит. Статьей 65 НК РФ определяются порядок и условия предоставления налогового кредита, а также сроки и наличие оснований. Основания предоставления налогового кредита предусмотрены нормами ст.64 (пп.1 - 3 п.2). Однако налоговый кредит в Налоговом кодексе РФ вообще оторван от налоговых льгот и односторонне определяется как изменение срока исполнения налогового обязательства на период от трех месяцев до одного года с поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы кредита, а отсрочка (рассрочка) налогового платежа отрывается от общего понятия налогового кредита. [1]
Инвестиционный налоговый кредит является наиболее перспективной формой налогового регулирования. Это самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности предприятий. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст.66 и ст.67 НК РФ. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговым кодексом Российской Федерации введено новое понятие "специальные налоговые режимы" (ст.18 НК РФ).
Специальным налоговым режимом признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установленных законодательством о налогах и сборах.

К специальным налоговым режимам относятся:
1. Специальные налоговые режимы устанавливаются настоящим Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 настоящего Кодекса.
2. К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
2) упрощенная система налогообложения
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
5) патентная система налогообложения.
(пп.5 введен Федеральным законом от 25.06.2012 N 94-ФЗ)
Данными режимами не могут вводиться более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями.
Необходимо отметить, что специальные налоговые режимы базируются на необходимости правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов на определенных территориях Российской Федерации.
Одним из механизмов стимулирования экономического развития, налоговой задолженности, расширения налоговой базы и роста доходов должна стать реструктуризация налоговой задолженности.
В широком смысле реструктуризация - это один из способов урегулирования проблемы неплатежей в бюджетную систему и создания предпосылок для оздоровления экономической ситуации.
В более узком, конкретном, понимании - это перенос сроков уплаты налоговых платежей и замораживание на определенный временной период финансовых санкций, то есть перевод обязательств предприятий перед бюджетом из текущих в долгосрочные. Начатый еще в 1999 г. процесс реструктуризации затянулся, и это связано, прежде всего, с недостаточной проработкой механизма реструктуризации кредиторской задолженности перед федеральным бюджетом.
В целом же налоговые льготы индивидуального или группового характера должны быть ориентированы прежде всего на товаропроизводителей (отрасли, виды производств), обеспечивающие выпуск конкурентоспособной на мировом рынке продукции, способной дать экономический и фискальный эффект.
Существует множество проблем в сфере установления и действия льгот, связанных с повышением эффективности данного инструмента государственной поддержки. С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для деловых сфер.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!