Льготы педагогическим работникам в сельской местности
Льготы по оплате ЖКУ педагогическим работникам сельской местности
В соответствии с Законом Ульяновской области от 30.12.2005 № 167-ЗО О мерах социальной поддержки педагогических работников, работающих и (или) проживающих в сельской местности на территории Ульяновской области педагогическим работникам предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением в размере 100 процентов оплаты. с учетом проживающих совместно с ними членов семей.
Право на предоставление данных льгот имеют:
- педагогические работники, проживающие в сельской местности и работающие в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности
- педагогические работники, работающие в общеобразовательных учреждениях. расположенных в сельской местности, но проживающие в городе ввиду того, что органы местного самоуправления не обеспечили их жилой площадью по месту нахождения общеобразовательного учреждения
- педагогические работники, вышедшие на пенсию, имеют право на меры социальной поддержки по вышеназванному Закону, если общий стаж их работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности составляет не менее 10 лет и при оформлении пенсии они пользовались льготами по оплате жилой площади с отоплением и освещением (имели право на пользование данными льготами)
Вместе с заявлением на предоставление льгот по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогический работник представляет следующие документы:
1)Документ, удостоверяющий личность педагогического работника (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) + копия
2)Документы, подтверждающие право заявителя на меры социальной поддержки (трудовая книжка, трудовой договор, выписка из приказа, пенсионное удостоверение)+ копия
3)Документ, содержащий сведения о лицах, зарегистрированных в жилом помещении совместно с заявителем по месту его жительства (пребывания) - формы № 8.
4) Сберегательная книжка(счет Универсальный, Пенсионный плюс, Зарплатный)
Расчет размера ежемесячной денежной компенсации производится расчетной организацией ООО РИЦ-область на основании данных, предоставляемых органом социальной защиты населения (ф.и.о.
Поэтому крайне важно, чтобы педагогический работник, проживающий на территории Мелекесского района, зарегистрировал свою льготу на предприятиях ЖКХ, в т.ч. в абонентских отделах ОАО Ульяновскэнерго и ООО Ульяновскрегионгаз.
Обо всех изменениях, влияющих на право получения ежемесячной денежной компенсации, на объем или условия её предоставления (увольнение, переход на другую должность, не связанную с педагогической деятельностью, изменение состава семьи, адреса регистрации, выбытие и т.д.) педагогический работник обязан в течение месяца известить территориальный орган, назначивший компенсацию.
В противном случае излишне выплаченные денежные средства подлежат удержанию из последующих выплат в размере 30 процентов от рассчитанной суммы компенсации, а при прекращении ее выплаты - возмещаются педагогическим работником добровольно. В случае отказа от добровольного возврата излишне полученных денежных средств они взыскиваются в судебном порядке.
По вопросам назначения и выплаты компенсации необходимо обращаться в УМЗ иСР по г. Димитровграду и Мелекесскому району по адресу: г. Димитровград, ул. Мелекесская д.34, отдел возмещения льгот ЖКХ, субсидий и компенсаций с понедельника по четверг
с 8.00 до 12.00 и с 13.00 до 17.00. Тел. 2-66-54, 7-48-97. Абонентские отделы:
ОАО Ульяновскэнерго ул. Дрогобычская 12Б, тел. 9-89-47 ООО Ульяновскрегионгаз
ул. Свирская 5, тел. 5-19-65
Новые авторы
Территориальные организации Профсоюза
О решениях Конституционного Суда РФ по вопросам предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности
О решениях Конституционного Суда РФ
по вопросам предоставления жилищно-коммунальных льгот
педагогическим работникам в сельской местности
Конституционным Судом РФ в 2007 году были рассмотрены запросы государственных органов власти и жалобы граждан, связанные с реализацией пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и касающиеся вопросов правового регулирования и порядка предоставления в субъектах Российской Федерации льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), в том числе педагогическим работникам, проработавшим в образовательных учреждениях в сельской местности не менее 10 лет и перешедшим на пенсию.
ЦК Профсоюза информирует, что по указанной проблематике Конституционным Судом РФ приняты следующие важные решения:

- Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Определение № 322-О-П)
- Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смородина Евгения Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 153 Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 2 Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (далее - Определение № 958-О-О)
- Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Романова Вениамина Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 статьи 2 Закона Самарской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих и работающих в сельской местности на территории Самарской области» (далее - Определение № 959-О-О). По указанному Определению изложено особое мнение Судьи Конституционного Суда РФ О. С. Хохряковой.
В связи с находившимися на предварительном изучении в Конституционном Суде РФ жалоб двух граждан, проживающих в Самарской и Калининградской областях, по вопросу о нарушении их конституционных прав региональными законами, не предусматривающими предоставление им мер социальной поддержки как педагогическим работникам, проработавшим в образовательных учреждениях в сельской местности не менее 10 лет и перешедшим на пенсию, в связи с тем, что они проживают не в сельской местности, а в близлежащих городах, в ЦК Профсоюза обратилась судья Конституционного Суда РФ Ольга Сергеевна Хохрякова (письмо от 01.01.01 г. № 000) с просьбой ответить на поставленные в запросе вопросы.
ЦК Профсоюза письмом от 3 октября 2007 г. № 000 запросил у территориальных организаций Профсоюза оперативную информацию по поставленным вопросам и письмом от 01.01.01 г. № 88 направил в Конституционный Суд РФ полученные ответы от территориальных организаций Профсоюза (около 40), аналитическую информацию, подготовленную специалистами аппарата ЦК Профсоюза, а также имеющиеся обширные дополнительные материалы по этой проблематике, которые, как нам представляется, способствовали формированию определенной позиции судьи О. С. Хохряковой, докладывавшей в пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ заключения по результатам предварительного изучения вышеназванных жалоб граждан.
Анализ состоявшихся решений Конституционного Суда РФ по этому вопросу позволяет сделать следующие основные выводы.
Конституционный Суд РФ в Определении от 8 февраля 2007 г. № 322-О-П сформулировал следующие основные правовые позиции, которые имеют существенное значение для рассмотрения этих вопросов:
1. Жилищно-коммунальные льготы квалифицируются как часть сохраняющей актуальность политики стимулирования притока и закрепления квалифицированных кадров в сельской местности (абзац 1 пункта 2.1.).
2. Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время постановлениях Совета Министров СССР от 01.01.01 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и от 4 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности» (абзац 2 пункта 2.1.).
3. Содержащееся в абзаце 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» указание о праве педагогических работников, несмотря на отсутствие в нем упоминаний о пенсионерах, следует истолковывать широко в системной связи с подзаконными актами о льготах пенсионерам, как позволяющее осуществить распространение этого права на вышедших на пенсию педагогических работников, проживающих в сельской местности (абзац 3 пункта 2.1.).
4. Переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т. е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Что касается Определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О и Определения Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О, то эти решения относятся к категории решений Конституционного Суда РФ, принимаемых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, но не являющихся итоговыми решениями по существу вопроса о проверке конституционности законоположений (содержат отказ в принятии к рассмотрению жалоб).
Однако в этих решениях сформулирована спорная позиция о том, что норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, а также условия сохранения за ними права на эти льготы при переходе на пенсию, не содержат ни Закон РФ «Об образовании» (как в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, так и в ныне действующей редакции), ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (абзац 2 пункта 5.2. Определения № 958-О-О абзац 2 пункта 4 Определения № 959-О-О).
При этом отмечается особо, что разрешение вопроса о том, является ли действующим (в полном объеме или в части) подзаконный нормативный правовой акт органа СССР - разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 5/12-22, в соответствии с которым заявители пользовались жилищно-коммунальными льготами, не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, а является прерогативой судов общей юрисдикции.
Кроме того, указывается, что именно суды общей юрисдикции на основе установления и исследования фактических обстоятельств правомочны определять, имелись ли на момент принятия оспариваемых законоположений правовые основания для предоставления льготы по оплате коммунальных услуг перешедшим на пенсию педагогическим работникам, работавшим в сельских образовательных учреждениях и проживающим в близлежащих городах, и подтверждает ли многолетняя практика предоставления им этой льготы, существовавшая и после внесения Федеральным законом от 01.01.01 года № 12-ФЗ изменений в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», что разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 5/12-22 не утратило своей юридической силы.
Вместе с тем с такими решениями не согласился судья-докладчик О. С. Хохрякова, которая изложила особое мнение по Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О, в равной мере относящееся и к Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О.
Несмотря на то, что особое мнение судьи не обладает юридической силой, оно выявляет его личную правовую и гражданскую позицию и означает несогласие с решением Конституционного Суда РФ.
По мнению судьи Конституционного Суда РФ О. С. Хохряковой, принципиальное значение имеет оценка содержания нормативно-правового регулирования отношений по предоставлению жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам сельских школ, действовавшего на момент принятия оспариваемого Закона Самарской области. Такая оценка предполагает обращение не только к положениям соответствующих законодательных актов, принятых на федеральном уровне и в Самарской области, но и законов и иных нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми в свое время вводились указанные льготы, определялись цели их предоставления и круг педагогических работников, на которых они распространялись.
Из Федерального закона от 01.01.01 года. который в том числе внес дополнение в абзац третий пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании», а также других федеральных законов не следует, что законодатель передал субъектам РФ полномочие по определению условий приобретения педагогическими работниками образовательных учреждений права на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением и что субъект РФ при принятии соответствующих законодательных актов вправе сужать круг педагогических работников, пользующихся правом на данную меру социальной поддержки.
Кроме того, существовавшая на протяжении длительного времени и основанная на толковании нормы абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» практика предоставления при соблюдении условий, предусмотренных подпунктом б пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 4 мая 1971 года № 000 и разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 000/12-22, перешедшим на пенсию педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим как в период работы, так и после выхода на пенсию в близлежащих городах, льгот (мер социальной поддержки) по оплате жилья и коммунальных услуг обязывала законодателя Самарской области при принятии оспариваемого Закона Самарской области учитывать права, приобретенные данной категорией граждан, и не допускать снижения достигнутого уровня их социальной защищенности.
Таким образом, с точки зрения судьи-докладчика, с учетом изложенных обоснований имелись основания для признания жалобы допустимой и принятия ее к рассмотрению в публичном заседании Конституционного Суда РФ либо для вынесения на основе ранее выраженных им правовых позиций так называемого определения с позитивным содержанием.
Направляем тексты вышеуказанных определений Конституционного Суда РФ и особого мнения судьи Конституционного Суда РФ для использования в практической работе по обоснованию и защите права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Приложение:
1. Определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2007 г. № 322-О-П - на 8 л.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О - на 9 л.
3. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О - на 7 л.
4. Особое мнение судьи Конституционного Суда РФ О. С. Хохряковой по Определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 959-О-О - на 6 л.
Председатель Профсоюза Г. И. Меркулова
Исп. Осипцова Ж. П.
Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 958-О-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смородина Евгения Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», статьи 153 Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 2 Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области»
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В. Д. Зорькина, судей Н. С. Бондаря, Г. А. Гаджиева, Ю. М. Данилова, Л. М. Жарковой, Г. А. Жилина, С. М. Казанцева, М. И. Клеандрова, А. Л. Кононова, Л. О. Красавчиковой, С. П. Маврина, Н. В. Мельникова, Ю. Д. Рудкина, Н. В. Селезнева, А. Я. Сливы, В. Г. Стрекозова, О. С. Хохряковой, Б. С. Эбзеева, В. Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи О. С. Хохряковой, проводившей на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина Е. Д. Смородина, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е. Д. Смородин просит проверить конституционность следующих законоположений:
статьи 153 Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей условия, которые должны быть соблюдены при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов
абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 01.01.01 года «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ) в части, предусматривающей установление законодательными актами субъектов Российской Федерации размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности
статьи 2 Закона Калининградской области от 01.01.01 года № 631 «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» (в редакции Закона Калининградской области от 7 февраля 2006 года № 724), в соответствии с которой предусмотренные данным Законом меры социальной поддержки проживающих и работающих в сельской местности педагогических работников сохраняются за ними и при выходе на пенсию, если их стаж педагогической деятельности в сельской местности на момент выхода на пенсию составил не менее 10 лет (пункты 2 и 5).
По мнению заявителя, названные законоположения противоречат статьям 4 (часть 2), 7 (часть 1), 15 (части 1 и 2), 17 (часть 1), 19 (часть 2), 21 (часть 1), 55 (части 2 и 3), 76 (части 3 и 5) Конституции Российской Федерации. поскольку лишают перешедших на пенсию педагогов, длительное время проработавших в сельских образовательных учреждениях и проживавших при этом в близлежащих городах, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, которые предоставлялись им и членам их семей в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в частности с постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 154/12-22 «Об утверждении разъяснения «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)».
Как следует из представленных материалов, Е. Д. Смородин с сентября 1989 года на протяжении 15 лет преподавал в сельской школе, расположенной в поселке Яблоновка Озерского района Калининградской области, а проживал в близлежащем городе Озерске. Заявление о предоставлении жилья по месту работы, с которым он в 1999 году обращался в администрацию Гавриловского сельского округа, удовлетворено не было в связи с отсутствием в поселке Яблоновка незаселенной жилой площади. В период работы в сельской школе, а также после выхода в августе 2004 года на пенсию Е. Д. Смородин пользовался льготой по оплате коммунальных услуг. В октябре 2005 года в предоставлении данной льготы ему было отказано со ссылкой на то, что установленные статьей 3 Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» меры социальной поддержки для педагогических работников, проработавших в образовательных учреждениях в сельской местности не менее 10 лет (в частности, освобождение от платы за коммунальные услуги (освещение, отопление (теплоснабжение ), в том числе поставка твердого топлива при наличии печного отопления) в размере 100 процентов в домах независимо от формы собственности жилого фонда), распространяются лишь на тех из них, кто проживает в сельской местности.
Калининградский областной суд, куда Е. Д. Смородин обратился в заявлением, в котором оспаривал названный Закон Калининградской области как противоречащий федеральному законодательству и ущемляющий права педагогов - пенсионеров, проработавших более 10 лет на селе и проживающих (в период работы и после выхода на пенсию) в близлежащих городах, решением от 9 ноября 2006 года отказал в удовлетворении его требований. Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.01.01 года это решение было оставлено без изменения, а кассационная жалоба Е. Д. Смородина - без удовлетворения. По результатам рассмотрения его надзорной жалобы на указанные судебные постановления судья Верховного Суда Российской Федерации не нашел оснований для истребования дела.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7), относит защиту прав и свобод человека и гражданина, социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункты б, ж части 1).
Это означает, что ответственность за состояние дел в указанных сферах возлагается не только на Российскую Федерацию, но и на каждый из ее субъектов, и что соответствующее регулирование должно осуществляться исходя из предписаний статьи 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Размести свой сайт на хостинге AGAVA! Удобно и Просто!
3. Федеральный закон от 01.01.01 года № 122-ФЗ принят, как указывается в его преамбуле, в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, решения задачи приведения системы социальной защиты лиц, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствие с принципами правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой и обязывает субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях данного Федерального закона, вводить эффективные механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, предоставлять им возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.
Согласно его статье 153 при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с принятием данного Федерального закона нормативных правовых актов вновь устанавливаемые размеры и условия предоставления социальных выплат. гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, которые предоставлялись этим гражданам по состоянию на 31 декабря 2004 года, а при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся им до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Положения статьи 153 Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ, устанавливающие условия, которые должны соблюдаться субъектами Российской Федерации при издании ими нормативных правовых актов в сфере социальной защиты и государственной поддержки граждан (в том числе актов, касающихся предоставления отдельным категориям педагогических работников мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг), направлены, таким образом, на обеспечение в условиях нового правового регулирования реализации прав, льгот и гарантий, признанных за соответствующими категориями граждан в рамках прежней системы социальной защиты, и потому сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы заявителя.
4. Статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 01.01.01 года № 12-ФЗ) предусматривалось, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (абзац третий пункта 5). Федеральным законом от 01.01.01 года № 122-ФЗ (пункт 30 статьи 16) данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Норма абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 февраля 2007 года № 322-О-П, не привнесла каких-либо изменений в порядок реализации закрепленной в ней меры социальной поддержки, предусмотренной для педагогических работников образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) по сути, она воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 6 мая 2003 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг».
Названный Федеральный закон закрепил, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его статье 2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях и что до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года, применению подлежат указанные в статье 2 положения федеральных законодательных актов. Обязав, таким образом, еще в 2003 году субъекты Российской Федерации установить и до 1 января 2005 года ввести в действие правовое регулирование, обеспечивающее предоставление педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), субсидий (компенсаций) на оплату жилья и коммунальных услуг, федеральный законодатель вместе с тем сохранил в абзаце третьем пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ указание на их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что переход от предоставления педагогическим работникам натуральных льгот в жилищно-коммунальной сфере к предоставлению субсидий (компенсаций) и принимаемые субъектами Российской Федерации в порядке реализации положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ соответствующие правовые нормы не должны влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа), а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т. е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.
Таким образом, вопреки утверждению заявителя, из абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» в редакции Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
5. Закон Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» направлен на реализацию предписаний Федерального закона от 01.01.01 года № 122-ФЗ, а также иных федеральных законодательных актов, закрепляющих полномочия субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан мерами социальной поддержки в условиях перехода к новой системе социальной защиты населения.
5.1. Жилищно-коммунальные льготы для категории педагогических работников сельских школ, к которой относится заявитель, т. е. тех из них, кто, работая в сельской школе, проживал не в сельской местности, а в близлежащем городе, были введены в период существования Союза ССР. Так, согласно указанию Совета Министров РСФСР от 8 июля 1952 года № 215-1 учителя сельских школ, проживающие в близлежащих городах, имели право на бесплатное получение квартиры, отопления и освещения, если сельские Советы, несмотря на заявления учителей этих школ о предоставлении им жилой площади, не смогли предоставить таковую в сельской местности по месту нахождения школы учителя же сельских школ, проживающие в близлежащих городах в собственных домах, коммунальных квартирах, а также снимающие жилплощадь у частных лиц, отказавшиеся от занятия предоставляемой им жилплощади в сельской местности по месту нахождения школы, утрачивали право на получение бесплатной квартиры, но им должно было предоставляться бесплатно отопление и освещение (письмо Министерства финансов РСФСР от 01.01.01 года № 756 «О предоставлении коммунальных услуг сельским учителям, проживающим в городах»).
Что касается права на указанные льготы пенсионеров из числа названных педагогических работников, то в соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 5/12-22 «О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)» (утверждено постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 154/12-22) право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохранялось за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, общий стаж работы которых в сельских общеобразовательных школах составлял не менее 10 лет, если они, работая в общеобразовательных школах, находящихся в сельской местности, постоянно проживали в близлежащих городах и на момент выхода на пенсию пользовались бесплатными квартирами с отоплением и освещением (пункт 1).
5.2. В соответствии с Законом РСФСР от 01.01.01 года «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» изданные до принятия данного Закона акты органов СССР действуют на территории РСФСР, если они не приостановлены Верховным Советом РСФСР или Советом Министров РСФСР (статья 4). Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.01.01 года «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.
Закон Российской Федерации «Об образовании» - как в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, так и в ныне действующей редакции - закрепляет в статье 55 право педагогов на бесплатное пользование жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности. Норм, которые непосредственно предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам сельских образовательных учреждений, проживающим в близлежащих городах, а также условия сохранения за ними права на эти льготы при переходе на пенсию, не содержат ни названный Закон, ни иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
Как следует из представленных Е. Д. Смородиным материалов, вплоть до 1 октября 2005 года льгота по оплате коммунальных услуг предоставлялась ему как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет в сельской школе и пользовавшемуся такой льготой на момент выхода на пенсию. Прекращение ее предоставления последовало в результате введения в действие Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области», который увязал обеспечение пенсионеров из числа педагогов, работавших в сельских образовательных учреждениях, соответствующими мерами социальной поддержки с проживанием их в сельской местности.
При этом, как свидетельствуют ответы Калининградской областной Думы и Правительства Калининградской области на запросы Конституционного Суда Российской Федерации (письмо Председателя Калининградской областной Думы от 01.01.01 года № 13.1-04/2285 и письмо вице-премьера Правительства Калининградской области от 01.01.01 года № 3031-1/2), закрепляя в названном Законе Калининградской области круг педагогических работников, обеспечиваемых мерами социальной поддержки, органы законодательной и исполнительной власти Калининградской области исходили из того, что на федеральном уровне какие-либо нормативные правовые акты, которые предусматривали бы предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг перешедшим на пенсию работникам, осуществлявшим педагогическую деятельность в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа) и проживающим в близлежащих городах, не принимались акты же органов СССР (письмо Министерства финансов РСФСР от 01.01.01 года и разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 5/12-22) сохраняли действие лишь в период до внесения изменений Федеральным законом от 01.01.01 года № 12-ФЗ в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» и закрепления в ней права педагогических работников на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности, а потому на субъекте Российской Федерации не лежит обязанность обеспечивать педагогов, работающих в сельской местности, но проживающих в городах, в том числе при переходе их на пенсию, мерами социальной поддержки в виде освобождения от оплаты жилья и коммунальных услуг по освещению и отоплению.
Заявитель, указывая в обоснование своей позиции, что оспариваемая им норма Закона Калининградской области лишает пенсионеров - педагогических работников, длительное время проработавших в сельских образовательных учреждениях и проживающих в близлежащих городах, права на жилищно-коммунальные льготы, которыми они пользовались в соответствии с разъяснением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 5/12-22, тем самым фактически просит Конституционный Суд Российской Федерации подтвердить, что данное разъяснение сохраняет свою юридическую силу. Однако разрешение вопроса о том, является ли действующим (в полном объеме или в части) указанный подзаконный нормативный правовой акт органа СССР, не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», а является прерогативой судов общей юрисдикции.
Именно суды общей юрисдикции на основе установления и исследования фактических обстоятельств правомочны определять, имелись ли на момент принятия Закона Калининградской области «Об установлении мер социальной поддержки по плате за жилое помещение и коммунальные услуги отдельным категориям жителей Калининградской области» правовые основания для предоставления льготы по оплате коммунальных услуг перешедшим на пенсию педагогическим работникам, работавшим в сельских образовательных учреждениях и проживающим в близлежащих городах, и подтверждает ли многолетняя практика предоставления им этой льготы, существовавшая и после внесения Федеральным законом от 01.01.01 года № 12-ФЗ изменений в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», что разъяснение Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.01.01 года № 5/12-22 не утратило своей юридической силы.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Смородина Евгения Дмитриевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявителем вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Главы муниципального образования Кардымовский район от 17.01.2008 N 18
ГЛАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАРДЫМОВСКИЙ РАЙОН"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 2008 г. N 18
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ СУБВЕНЦИИ НА
ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ,
РАБОТАЮЩИМ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ
В целях реализации областного закона N 118-з "Об образовании в Смоленской области" и в соответствии с решением Кардымовского районного Совета депутатов от 07.12.2007 N 70 "О бюджете муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области на 2008 год" постановляю:
1. Утвердить порядок расходования средств на возмещение льгот по коммунальным услугам педагогическим работникам образовательных учреждений района, работающим и проживающим в сельской местности, согласно приложению.
2. Контроль за целевым расходованием средств возложить на Финансовое управление Администрации муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области (Федорова И.П.).
Снижение пенсии работающим пенсионерам
Кабинет Министров Украины готовит законопроект о снижении пенсии работающим пенсионерам.
Уже подал и уже приняли - см. здесь .
Работать официально или нет?
В случае принятия такого Закона перед многими работающими пенсионерами встанет вопрос: имеет ли смысл в официальном оформлении на работе?
В настоящее время официальное оформление на работе имеет уже то смысл, что при этом уплачиваются взносы в Пенсионный фонд. Это дает возможность увеличивать пенсионный стаж. Увеличение стажа даст прибавку к пенсии при очередном перерасчете. Такой перерасчет каждый работающий пенсионер имеет право производить один раз в два года.
Перерасчет пенсии работающему пенсионеру
Перерасчет пенсии работающему пенсионеру может производится с учетом изменения коэффициента заработной платы или без его учета.
Размер пенсии по возрасту в Украине – и при перерасчете тоже – производится по следующей формуле:
П = Зс × Кзп × Кс,
где П – размер пенсии в гривнях
Зс – средняя заработная плата в Украине, по которой первоначально назначалась пенсия
Кзп — коэффициент заработной платы
Кс – коэффициент стажа.
Средняя заработная плата Зс при перерасчете не изменяется. Она остается той же, которая была при первичном назначении пенсии.
Коэффициент заработной платы Кзп у работающего пенсионера в наше время вряд увеличивается. Поэтому перерасчет ведут только по увеличенному коэффициенту стажа.
Коэффициент стажа работающего пенсионера
Коэффициент страхового стажа, которые применяется для расчета – и перерасчета – пенсии, определяется с округлением до пяти знаков после запятой по формуле:
Кс = Сг × 0,0135
где Кс — коэфициент пенсионного стажа
Сг — пенсионный стаж, выраженный в годах.
Заметим, что Пенсионный фонд ведет учет стажа в месяцах – здесь для ясности мы делаем это в годах.
Если страховой стаж – пенсионный стаж - при назначении пенсии, например, мужчины, составлял 40 лет, то коэффициент стажа составлял при этом:
Кс = 40 × 0,0135 = 0,540.
При перерасчете пенсии через два года коэффициент стажа будет уже составлять:
Кс = 0,540 + 2 × 0,0135 = 0,540 + 0,027 = 0,567 или
Кс = 42 × 0,0135 = 0,567.
Таким образом, только за счет увеличения стажа при перерасчете пенсии за каждые два года работы размер пенсии в нашем примере увеличивается по сравнению с первоначально назначенной на 5 %:
0,027 / 0,540 = 0,05.
Поэтому, если каждый месяц с работающего пенсионера будут «снимать» даже 15 % пенсии, то смысла в наращивании страхового стажа уже не будет. А с учетом неизбежных отпусков за свой счет и неполной рабочей недели 2 календарных года или 24 календарных месяца еще не всегда будут означать 24 страхового стажа, а чаще значительно меньше.
Все в тень!
Это уменьшение пенсии отнимает у работающих пенсионеров последний аргумент для официального оформления на работе. Этим новым законом правительство будет загонять в тень работающих пенсионеров, которые до сих пор были еще не там. К большому удовольствию работодателей.
Пенсионные льготы педагогическим работникам
1. Что полагается
Досрочная пенсия педагогическим работникам.
Педагогические работники относятся к категории лиц, имеющих право на досрочную пенсию. Порядок и условия назначения им такой пенсии определены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
В соответствии со статьей 27 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается ранее обще установленного возраста выхода на пенсию лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Право на досрочную пенсию имеют работники, занимающие должности и работающие в учреждениях, перечни которых утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. 781 в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию.
Указанным Постановлением Правительства установлены также Правила, по которым исчисляются периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность.
По данным Правилам при определении стажа, дающего право на досрочную пенсию, могут применяться нормы как действующего в настоящее время пенсионного законодательства, так и нормативных правовых актов, утративших силу, но действовавших в период выполнения работником конкретной работы. Такое разъяснение было дано также в Постановлении Министерства труда России от 17.10.2003 № 70 и подтверждено Постановлением Конституционного Суда от 29.01.2004г. № 2-П.
В связи с этим, если стаж работы педагогического работника приходится на период до 01.11.1999, применяется Список профессий и должностей, утвержденный Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 № 463, при подтверждении периода с 01.11.1999 по 12.11.2002 - Список должностей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1067.
При этом, если работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, выполнялась до 01.09.2000, то данный период засчитывается в стаж независимо от выполнения работником норм рабочего времени в этот период. Если же после 01.09.2000 - то только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы.
Трудовым Кодексом РФ педагогическим работникам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Сюда включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная и другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям. Нормы часов педагогической и преподавательской работы в зависимости от должности и (или) специальности установлены Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010г. № 2075.
Сюда включается преподавательская (учебная) работа, воспитательная и другая педагогическая работа, предусмотренная квалификационными характеристиками по должностям. Нормы часов педагогической и преподавательской работы в зависимости от должности и (или) специальности также установлены Приказом Минобрнауки России от 24.12.2010г. № 2075.
В то же время названными Правилами установлен ряд исключений:
Так, Правилами установлены периоды, включающиеся в стаж работы педагогического работника независимо от выполнения им норм рабочего времени. Это периоды работы в должностях:
- воспитателя и старшего воспитателя в учреждениях здравоохранения, указанных в п. 1.14 раздела "Наименование учреждений" в Списке профессий и должностей, дающих право на досрочную пенсию педагогическим работникам (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781)
- учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений",
- учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ).
По вопросу применения Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, дающих право на досрочную пенсию, необходимо иметь ввиду следующее.
В связи с тем, что со временем менялось наименование некоторых должностей педагогических работников, в настоящее время этот вопрос урегулирован рядом нормативных актов, которыми установлена тождественность ранее существовавших наименований должностей тем, которые существуют в настоящее время.
По тождественности должностей приняты следующие нормативные акты :
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 05.07.2005г. № 440
Постановление Министерства труда РФ от 25.07.2003г. № 57
Приказ Министерства труда РФ от 23.06.2003г. № 39
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 15.04.2005г. № 278
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 11.09.2007г. № 585
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 15.09.2009г. № 747н
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 20.07.2010г. № 527н.
Необходимо также иметь ввиду, что в изложенной выше информации приведены и разъяснены общие принципы назначения досрочной пенсии педагогическим работникам.
В каждом отдельно взятом случае назначения пенсии для решения вопроса о возможности её назначения необходимо рассматривать документы, подтверждающие индивидуальные условия, время и место работы лица, претендующего на оформление досрочной пенсии, поэтому в спорных вопросах необходима консультация юриста.
1. Наличие стажа педагогической деятельности не менее 25 лет в учреждениях для детей.
2. Выполнение работы в организациях (учреждениях) и на должностях, дающих право на получение досрочной пенсии в соответствии с нормативными актами РФ.
3. Необходимые документы
Подготовить копию паспорта лица - заявителя о назначении пенсии Подготовить копию трудовой книжки Подготовить копию пенсионного страхового свидетельства Получить по последнему месту работы справку о среднемесячном заработке для назначения пенсии Получить в паспортном столе выписку из домовой книги (с подтверждением адреса места регистрации) Иные документы по запросу отделения Пенсионного Фонда по месту жительства В приемные часы явиться с документами в отделение Пенсионного фонда по месту жительства для подачи заявления о назначении пенсии
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!