Льготы почетным донорам России
Как стать Ветераном?Можно ли получить льготы после 40 лет труда?
Кто такие ветераны?
Статус ветерана труда определен статьей 7 Федерального закона О ветеранах от 12 января 1995 года (с изменениями и дополнениями, принятыми в 2004 и 2005 году).
В законе говорится, что ветеранами труда являются лица:
- имеющие удостоверение Ветеран труда
- награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или России, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет
- лица, начавшие трудиться в несовершеннолетнем возрасте во время ВОВ и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В 2005 году было решено, что порядок и условия присвоения звания Ветеран труда определяются самими регионами. Это могут быть законы или другие нормативные акты субъектов РФ.
Все регионы обязаны соблюдать требования, установленные на федеральном уровне, но могут самостоятельно расширить перечень оснований для присвоения ветеранского звания. Например, в Башкортостане Ветерана труда могут получить работники, имеющие награды этой республики. Кроме того, в Башкортостане присваивают звание Ветеран труда, имеющий продолжительный стаж работы - оно дается гражданам, имеющим страховой стаж для мужчин - не менее 40 лет, для женщин - не менее 35 лет. Это - особенности социального законодательства конкретной республики.
Вот почему важно, собравшись оформить звание Ветеран труда, уточнить, какие конкретно критерии узаконены в вашем регионе.
О каких наградах идет речь?
С орденами и медалями вопросов не возникает. Что касается всевозможных званий и ведомственных знаков отличия и наград - перечень их очень обширен. Это:
- заслуженные и почетные звания (Заслуженный врач, Заслуженный учитель, Почетный работник ЖКХ России и др.)
знаки (Лучший работник пожарной охраны, Отличник Аэрофлота и др.) и значки (За безаварийный налет часов, Почетный дорожник и др.)
- благодарности Правительства, министерств и ведомств, оформленные в виде почетных грамот
- наличие двух и более авторских свидетельств или патентов на изобретение (позже 1992 года)
- почетные грамоты, грамоты и дипломы (почетная грамота Пограничная служба РФ, почетная грамота Высшего арбитражного суда РФ, грамота МО РФ, диплом Лауреата премии Правительства РФ и т.д.).
Перечни также утверждаются на уровне регионов, встречаются разночтения. Поэтому, обращаясь за получением ветеранского звания, нужно убедиться, что ваша награда в списке есть. Например, осенью прошлого года Верховный Суд РФ дал разъяснение о том, что награжденные знаком Победитель соцсоревнования имеют право на ветеранское удостоверение и льготы.
Порядок оформления
Обращаться с заявлением нужно в органы социальной защиты по месту жительства. Если право на ветерана есть, можно не ждать оформления пенсии, а сделать его заранее.
Необходимые документы:
- Паспорт.
- Фото.
- Документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или России.
- Документы, подтверждающие трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости или за выслугу лет (гражданской) (для работающих - справка об общем трудовом стаже с места работы и трудовая книжка, для неработающих - трудовая книжка).
Документы предоставляются в копиях и подлинниках (для сверки).
В разных регионах сроки оформления различны. Порядок примерно такой: управление соцзащиты формирует дело претендента на присвоение звания Ветеран труда и направляет в министерство социальной защиты, специальную комиссию при губернаторе, то есть в структуру, которая звание присваивает. Если решение положительное, ветерану выдается удостоверение единого образца. Это - документ, подтверждающий право на предоставление мер социальной поддержки. Он выдается под расписку.
Если комиссия отказывает в присвоении - ветерану должен быть выдан документ об этом с указанием причин отказа (чтобы была возможность его обжаловать). Срок представления услуги - около месяца. В Московской области, например, утвержден максимальный срок 35 дней.
Льготы и меры соцзащиты для ветеранов труда утверждают сами регионы. Это, как правило, скидки или субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг (возмещается 50% оплаты в пределах социальной нормы площади все, что сверх нормы - оплачивается по ставке 100%). Это может быть бесплатный (или со скидкой) проезд в общественном транспорте. (В некоторых регионах, например, в Москве, ограничений нет, более того, ветераны бесплатно пользуются электричками в пределах Московской области. В других городах могут действовать льготные проездные на фиксированное число поездок.)
Уточнить, что дает ветеранское звание в вашем регионе или городе, можно в управлении социальной защиты. Требуйте ответа не на словах (ничего не положено - любимый ответ многих чиновников). Просите показать соответствующий нормативный акт вашего региона.
В правоприменительной практике органы исполнительной власти субъектов РФ при принятии решений о присвоении звания Ветеран труда либо отказе в его присвоении ориентируются на те ведомственные знаки отличия в труде, которые учреждались решениями госструктур, входящих в систему органов государственной власти союзного и республиканского статуса.
Мария Исянова . советник министра труда и соцзащиты РФ:
Ведомственные награды принимаются к рассмотрению, если они отвечают следующим требованиям:
- Решение о награждении лица, имеющего трудовые заслуги, принято министром (его заместителем), председателем госкомитета (его заместителем), директором федеральной службы (его заместителем) или коллегией министерства, госкомитета, федеральной службы.
- Почетные грамоты принимаются как основание для признания граждан ветеранами труда только в том случае, когда на них присутствует печать ведомства и подпись руководителя федеральной или государственной службы.
- Благодарности и дипломы принимаются как основание для признания граждан ветеранами труда только в случаях, когда они отнесены к ведомственным знакам отличия в труде приказом соответствующего ведомства, федеральной или государственной службы и на них присутствует печать и подпись руководителя ведомства, федеральной или государственной службы.
- Что касается ведомственных знаков отличия федеральных органов исполнительной власти, то их установление и порядок награждения ими граждан определяются нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Источник: Российская газета-неделя №5849 (176)
Главный правовой инспектор
Относительно реализации льгот по оплате за потребленную электрическую энергию работниками апк
Письмо Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 29.12.2005 г. № 03-34-09/6204.
Национальная комиссия регулирования электроэнергетики Украины на запрос от 03.11.2005 N 24/5123 и от 15.11.2005 N 24/5306 о предоставлении разъяснений действующего законодательства Украины по вопросам реализации льгот по оплате за потребленную электрическую энергию работниками агропромышленного комплекса и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Статьей 12 Закона Украины О приоритетности социального развития села и агропромышленного комплекса в народном хозяйстве определено, что сельские жители и работники агропромышленного комплекса, проживающие в поселках городского типа, используют электроэнергию по льготным тарифам. Количество электроэнергии, которая оплачивается по льготным тарифам, устанавливается Правительством.
Эти льготы распространяются также на пенсионеров, которые перед выходом на пенсию работали в сельскохозяйственном производстве и социальной сфере села не менее 15 лет и имеют лицевой счет на использование жилья, а также работников крестьянских (фермерских) хозяйств, совхозов, коллективных и других сельскохозяйственных предприятий, которые проживают в городах областного и районного подчинения.
Согласно пункта 1.6. Порядка применения тарифов на электроэнергию, которая отпускается населению и населенным пунктам, утвержденного постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 10.03.1999 N 309 (в редакции постановления НКРЭ от 10.07.2002 N 758 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 10.03.1999 за N 152/3445(далее — Порядок), отпуск электроэнергии работникам агропромышленного комплекса, которые проживают в поселках городского типа, работникам крестьянских (фермерских) хозяйств, совхозов (госхозов), коллективных и других сельскохозяйственных предприятий, которые проживают в городах областного и районного подчинения, а также пенсионерам, которые перед выходом на пенсию работали в отрасли сельскохозяйственного производства и социальной сфере села не менее 15 лет и имеют лицевой счет на использование жилья, проводится по тарифу 12,0 коп. за 1 кВт.час (кроме домов, оборудованных кухонными электроплитами, электроотопительными установками) и по тарифу 10,0 коп. за 1 кВт.час — в домах, оборудованных кухонными электроплитами, электроотопительными установками.
Учитывая приведенные нормы действующего законодательства Украины, можно сделать вывод, что наличие лицевого счета на использование жилья при применении тарифов в размере 12,0 коп. за 1 кВт.час (10,0 коп. за 1 кВт.час соответственно) является одним из обязательных условий лишь для пенсионеров.
Абзацем третьим пункта 31 Правил пользования электрической энергией для населения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.1999 N 1357, установлено, что потребитель, который имеет несколько льгот, может избрать одну, большую за размером льготу.
Кроме того, Пунктом 1.7 Порядка также предусмотрено, что при условии, если абонент имеет право на несколько льгот одновременно, ему предоставляется только одна из льгот по его выбору.
При этом считаем целесообразным обратить внимание, на то, что под льготным тарифом следует понимать тариф с учетом процентной скидки от установленного тарифа на электрическую энергию в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством, для отдельных категорий граждан.
Так, например, Законами Украины О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты, О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы установлены льготы в виде определенных процентных скидок за пользование коммунальными услугами, в частности электрической энергией, для четко определенных отдельных категорий лиц.
Таким образом, установленные действующим законодательством льготы за потребление электрической энергии работникам агропромышленного комплекса, которые проживают в поселках городского типа, работникам крестьянских (фермерских) хозяйств, совхозов (госхозов), коллективных и других сельскохозяйственных предприятий, которые проживают в городах областного и районного подчинения, а также пенсионерам, которые перед выходом на пенсию работали в области сельскохозяйственного производства и социальной сфере села не менее 15 лет и имеют лицевой счет на использование жилья, на которых по их статусу также распространяется действие соответствующих законов, должны предоставляться исходя из тарифа, установленного для данной категории лиц, т.е. 12,0 коп. за 1 кВт.час (10,0 коп. за 1 кВт.час).
Кроме этого, нужно заметить, что положениями упомянутых Законов Украины предусмотрено, что льготы (соответствующие процентные скидки платы за пользование электрической энергией) предоставляются в пределах средних норм потребления в пределах норм установленных законодательством.
Так, положениями постановления Кабинета Министров Украины от 1 августа 1996г. N 879 Об установлении норм пользования жилищно-коммунальными услугами гражданами, которые имеют льготы по их оплате устанавливаются нормы, в пределах которых гражданам предоставляются предусмотренные законодательством льготы, в частности за потребление электрической энергии на коммунально-бытовые нужды.
Учитывая изложенное, положения данного постановления Кабинета Министров Украины применяются при установлении льгот для категории лиц, определенных в пункте 1.6 указанного выше Порядка.
Одновременно сообщаем, что разъяснение относительно реализация льгот по оплате за потребленную электрическую энергию согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 1 августа 1996 года N 879 должны осуществлять в пределах своей компетенции Государственный комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и Министерство топлива и энергетики Украины.
Ю. КИЯШКО, член Комиссии.
Развитие рынка новых технологий в агропромышленном комплексе
Агропромышленный комплекс (АПК) является важнейшим межотраслевым комплексом. Он создан для обеспечения населения продовольствием и входит в число основных приоритетов экономики. АПК представляет сложную биоэкономическую производственную систему. Ее центральное звено — сельскохозяйственное производство, главными ресурсами которого наряду с орудиями труда и трудовыми ресурсами являются земля, климат, погода, составляющие в совокупности биоклиматический потенциал.
Прежде чем дать характеристику аграрному комплексу современного Казахстана, необходимо определить сущность аграрных отношений.
Аграрные отношения — это экономические отношения, которые складываются в сельском хозяйстве в связи с владением землей и ее использованием.
Основные положения аграрной теории следующие:
закон превосходства крупного хозяйства в земледелии над мелким
особенности концентрации и специализации в сельском хозяйстве
закон земельной ренты
историческая отсталость сельского хозяйства.
В макроэкономике современного Казахстана аграрным отношениям присущи следующие черты:
а) отсутствие крупной частной собственности на землю, собственников и предпринимателей,использующих в больших объемах наемный труд
б) кооперирование крестьянских хозяйств, образование на их основе производственных сельско-хозяйственных кооперативов, акционерных обществ открытого и закрытого типов
в) создание государственных предприятий в сельском хозяйстве (семеноводческие, племенные,учебно-опытные хозяйства)
г) создание фермерских хозяйств
д) наличие личного подсобного хозяйства работников кооперативов, акционерных обществ и го-сударственных сельскохозяйственных кооперативов
е) развитие садоводства и огородничества жителей городов и рабочих поселков.
Воспроизводство в сельском хозяйстве является основной частью всего общественного воспроизводства. Поэтому оно подчиняется воздействию одних и тех же экономических законов, что и другие отрасли, хотя имеет и специфические особенности, среди которых можно выделить следующее:
в сельском хозяйстве главным средством производства является земля, в качестве средств производства используются растения и животные
в сельском хозяйстве характерной особенностью является ее пространственная ограниченность и обширность
в сельском хозяйстве имеет место переплетение экономических процессов с естественными, следовательно, эта отрасль зависит от природно-климатических условий
сельское хозяйство имеет особенности в разделении труда и специализации производства
в сельском хозяйстве наблюдается многообразие форм собственности.
Государственное вмешательство в экономику сельского хозяйства — необходимый фактор, который должен способствовать развитию сельскохозяйственных экономических отношений. Объективная необходимость такого вмешательства государства обусловлена следующими факторами:
во-первых, существованием таких экономических функций, которые не могут выполняться субъектами сельскохозяйственных отношений. К таким функциям, например, относится сохранение и улучшение окружающей среды, организация системы сельскохозяйственного образования, осуществление постоянного контроля за качеством производимой продукции и др.
во-вторых, необходимостью решения ряда ключевых проблем, требующих компетентного и масштабного подхода, которые не выгодны для частного капитала вследствие низкой рентабельности и длительности срока окупаемости капиталовложений (инфраструктура, научно-исследовательские работы и др.)
в-третьих, ограниченной возможностью рыночной системы саморегулирования выполнять ряд функций, которые должно взять на себя государство. Так, на государстве лежит обязанность поддерживать равновесие между эффективных спросом и предложением, поддерживать занятость на оптимальном уровне, обеспечивать эффективную конкуренцию между производителями продовольствия и т.д.
Основной причиной кризисного положения сельского хозяйства нашей республики является передоверие правительством его судьбы в руки рыночного механизма.
Результатом такой политики стал «уход» государства от ведения активной и действенной политики по государственному регулированию сельского хозяйства страны. Как показывают теория и практика, функционирование аграрного сектора зависит от государственного вмешательства.
Одновременно опыт развитых стран мира показывает, что сельское хозяйство имеет особый характер, в отличие от большинства других отраслей экономики [1]. Естественно, оно не довольствуется общеэкономической политикой, а требует особой аграрной политики, учитывающей специфику этого сектора экономики. Опыт функционирования сельского хозяйства во всем цивилизованном мире показывает, что нет объективных условий, обеспечивающих создание классического рыночного капиталообращения в аграрной сфере, опираясь на которые, посредством чрезвычайного напряжения умственных и физических способностей, фермер в состоянии самостоятельно вести нормальное расширенное воспроизводство. Последнее возможно только при существенной и активной поддержки со стороны государства. Более того, как показывает опыт развитых стран, чем выше уровень развития производительных сил в обществе, тем больший разрыв по экономической эффективности между сельскохозяйственным производством, которое имеет естественные пределы своей интенсификации, и интенсивными сферами обращения капитала, где эти пределы в некоторых случаях практически безграничны.
Качественное совершенствование производства осуществляется в форме инноваций, которые составляют основу инвестиционного процесса в условиях рынка. Развитие спроса, его диверсификация приводят к необходимости совершенствовать способы его удовлетворения. Инновация — это новый способ решения данной проблемы, дающий прирост полезного эффекта и, как правило, основанный на достижениях науки и техники [2, 3].
Термин «инновация» стал активно использоваться в период переходной экономики России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий — «инновационная деятельность», «инновационный процесс» и т.п.
Инновация (нововведение) представляет собой конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса нового подхода к социальным услугам [4].
Инновационная деятельность — это система мероприятий по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. Она включает различные виды научных исследований (фундаментальные и прикладные), проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, а также меры по освоению новшеств в производстве. В результате инновационной деятельности появляются новые продукты, технологии, формы организации и управления производства это важная сторона НТП и одно из необходимых условий эффективной работы сельскохозяйственных товаропроизводителей в рыночной экономике.
Состояние научно-технического прогресса на любых этапах развития АПК в большей степени зависит от функционирования аграрной науки, целью которой является дальнейшее углубление и расширение исследований, подготовка научно обоснованных рекомендаций по эффективной организации и выбору технологии производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки.
Анализ показывает, что большинство предприятий, внедряющих достижения научно-технического прогресса, добивается улучшения своих производственных и экономических показателей. Передовые хозяйства, преодолевая кризисную ситуацию, в основном внешнего характера, используют в агропромышленном производстве достижения науки и техники. В целом по АПК этого пока не происходит. Наблюдается обратный процесс — вынужденный переход к примитивным методам ведения хозяйства.
Эффективное направление государственного рыночного регулирования — широкая поддержка форм и способов хозяйствования, способствующих использованию в сельскохозяйственном производстве научных достижений, развитие рынка высоких технологий. Научно-технический прогресс имеет в сельскохозяйственном производстве свои особенности. Они связаны с естественными и социально-экономическими отличиями сельского хозяйства от промышленности [5].
Достижения биологии, биохимии, селекции, генетики, микробиологии означают подлинную революцию в сельском хозяйстве — биотехнологическую. Ее достижения проявляются в новых средствах производства, нетрадиционных технологиях как составных элементах зональных систем ведения сельского хозяйства. Традиционные механизированные технологии производства сопряжены с негативными явлениями: ухудшением физико-химических свойств почвы, загрязнением окружающей среды, ухудшением качества продукции [6].
Идет активный поиск принципиально новых (высоких) технологий, прежде всего ресурсосберегающих, биозащитных. В сельском хозяйстве, в силу ряда объективных и субъективных причин (энерго-, материало-, капитатоемкости) целесообразно развивать те формы хозяйствования, которые способствуют укреплению рынка ресурсосберегающих биозащитных технологий, используя опыт и имеющиеся достижения, как отечественные, так и зарубежные.
Одно из важнейших направлений развития рынка новых технологий — внедрение безотвальных технологий обработки почвы. В Канаде, природопочвенные условия которой во многом похожи на Российские, уже давно отказались от пахоты и применяют обычное и глубокое рыхление почвы. В США также не используют традиционную пахоту с оборотом пласта, а перешли на новые виды обработки почвы в сельском хозяйстве (минимальную и нулевую), требующую усиленной химической защиты растений от сорняков и вредителей.

В России еще в 1954 г. в п. Шадринск Курганской области было проведено Всесоюзное совещание по изучению и внедрению системы обработки почвы по методу академика Т.С.Мальцева. Эта система получила широкое распространение в ряде областей Сибири, в северных областях Казахстана, в Полтавской области Украины, т.е. опробована в разных почвенно-климатических условиях, и везде дала положительный результат: снизилась эрозия полей, возросла урожайность, уменьшились затраты, как текущие, так и капитальные.
Однако стратегическим направлением развития науки и наукоемких технологий является государственная поддержка биотехнологических разработок в области агропромышленного производства, в частности, растениеводства, животноводства и сельскохозяйственной микробиологии, главным образом на основе использования современных методов генной и клеточной инженерии. Биотехнология поставляет на мировой рынок продукцию на миллиарды долларов, в основном фармацевтические
препараты для профилактики и лечения многих тяжелых заболеваний человека и животных. Этим же способом все более широко производится продовольствие. Так, в США еще несколько лет назад ввозили половину потребляемого сахара (3-4 млн. т. в год), сегодня этот рынок состоит на 7 % из биотехнологического аспартама, который в 7 раз слаще сахара.
Нужно использовать новые технологии выкармливания животных. Так, в западных странах сформировалось свиноводство, полностью базирующееся на зерновой кормовой базе. В мире существуют и другие модели. Например, в Китае содержится 475 млн. свиней (59 % мирового поголовья) и производится больше половины всей свинины в мире, а выпуск зерна на душу населения на 37 % ниже, чем в Казахстане. Этот тип ведения свиноводства заслуживает изучения.
Для преодоления тяжелого экономического положения птицеводческих хозяйств необходимо решить комплекс проблем. По расчетам специалистов, при нормативной продуктивности мясных кур-несушек можно было бы обеспечить выращивание 504 млн. бройлеров, фактически же 458 млн. или на 10 % меньше. Текущие активы птицеводческих хозяйств сократились более чем на 50 % к уровню 1990 г. Если на начало 1990-х гг. они составляли к стоимости реализуемой продукции 76 %, то на конец 2006 г. — 36 %. Птицеводческим хозяйствам нужна государственная поддержка. Необходимо повысить качество научных исследований и уровень селекционно-племенной работы по совершенствованию существующих и созданию высокопродуктивных кроссов птицы с использованием генетического материала отечественной и зарубежной селекции. Нужно также внедрять новые технологии по комплексной переработке животноводческого сырья, в том числе малоценного, на пищевые, медицинские, кормовые и технические цели и готовить специалистов.
Главный рычаг генетического улучшения животных — оценка производителей по потомству и широкое использование улучшения путем искусственного осеменения. Целесообразно активизировать эту работу. Необходимо создать условия для предприятий племенного дела, используя рыночные механизмы. При этом немаловажным является производство достаточного количества кормов, особенно белковых. Зоотехнической наукой и передовой практикой разработаны системы выращивания и откорма всех видов животных, обеспечивающие суточный прирост живой массы 800-900 г у крупного рогатого скота и 600 г — у свиней. Однако пока не хватает профессиональных руководителей, специалистов, которые одновременно владели бы знаниями рыночной экономики и технологии производства.
Объемы животноводства должны планироваться с учетом полного обеспечения скота питательными веществами исходя из разработанных наукой норм, рассчитанных на реализацию уже созданного генетического потенциала продуктивности. Магистральным направлением развития животноводства являются современные комплексно-механизированные и автоматизированные фермы, использующие новые эффективные технологии.
Нуждаются в решении и экологические проблемы. Сейчас имеются определенные разработки эффективной технологии утилизации отходов животноводства, в которых сосредоточено от 40 до 50 % органического вещества потребленных кормов. Должно быть взаимодействие в цикле «почва — растение — животные — отходы животноводства — почва». Перспективно также создание животных, генетически устойчивых к инфекционным болезням, получение животных — продуцентов, биологически активных веществ.
Особо важную роль в увеличении урожайности растений играют генетико-селекционные технологии, создающие новые, более урожайные и качественные сорта. Вклад генетики и селекции в повышение урожайности достиг, например, в США по кукурузе — 90 %, в Англии по озимой ржи — 86 %.
Финансовая ситуация в АПК не создает благоприятных условий для развития внутреннего рынка новых технологий: большинство хозяйств не могут купить новые машины, племенной скот и семена перспективных сортов. Покупка техники резко сократилась, значительная часть ее устарела. Продажа минеральных удобрений уменьшилась в 6,8 раза, в том числе фосфатных — в 10,2, калийных — в 11,7, известьсодержащих — в 8 раз. Недостаток собственных средств у хозяйств, снижение, бюджетной поддержки и долгосрочного кредитования привели фактически к прекращению нормальной инвестиционной деятельности. Капитальные вложения в АПК, без которых невозможно внедрение новых технологий, уменьшились. Выбытие основных фондов превышает их пополнение в 5 раз. В таких условиях говорить об увеличении инвестиций в агропромышленный комплекс сложно, но без них нельзя осуществить подъем производства.
Переход к рыночным отношениям в республике привел к изменению социально-экономической системы, форм собственности и формированию многоукладной экономики. Поэтому сейчас особенно актуален подъем экономической эффективности аграрного производства, который необходимо осу
ществлять на основе эффективных технических средств для производства сельскохозяйственной продукции, разработки новых инновационно-инвестиционных концепций, изменения хозяйственного механизма [7]. Кроме того, аграрное производство является одной из сфер бизнеса и чтобы им успешно заниматься, нужно знать следующие особенности предпринимательства в этой сфере материального производства: 1) человеческий труд направлен здесь, в отличие от промышленности, не на расходование фиксированной в прошлом энергии планеты, а на ее накопление 2) производство обусловлено своеобразием используемых условий труда 3) свойственна специфическая природа его продукта, который изначально принимает своеобразную форму первичного продукта. Знание выделенных особенностей необходимо для правильного определения направлений технической политики в агропромышленном комплексе страны.
Государственно-рыночное регулирование по развитию рынка новых технологий в АПК включает: финансирование создания и использования новых технологий (в рамках целевых государственных программ, проектов) содействие привлечению дополнительных источников финансирования (внебюджетные средства, кредиты банков) совершенствование механизма привлечения инвестиций и стимулирование создания и использования новых технологий формирование и осуществление единой государственной научно-технической политики развитие законодательства поддержка научных учреждений, разрабатывающих новые технологии материальное стимулирование создания и использования новых технологий в хозяйствах и организациях установление налоговых льгот пользователям (потребителям) новых технологий, вплоть до полного освобождения их от уплаты налогов поддержку государственными ресурсами программ и проектов создания новых технологий обеспечение национальной безопасности, осуществление контроля при передаче новых технологий за рубеж и их импорте, а также за иностранными инвестициями в области создания и использования новых технологий формирование государственных банков новых технологий создание условий для эффективного их использования обеспечение надежной правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности осуществление сертификации и государственной регистрации новых технологий заключение международных договоров и взаимодействие с межгосударственными организациями по защите новых технологий.
Государство тем самым не только намечает и осуществляет единую политику в области новых технологий, но и активно поддерживает коммерческие предприятия, научные организации, занятые их разработкой и использованием, исключительное право граждан или юридических лиц на результаты интеллектуальной деятельности.
В сфере внешнеэкономической деятельности важно обратить внимание на необходимость привлечения к ней малых и средних предприятий АПК, которые, хотя и не располагают достаточными средствами для проведения маркетинговых исследований, тем не менее играют важную роль, участвуя в производстве экспортной продукции, которую они представляют в распоряжение интеграторам-экспортерам на субподрядной контрактной основе. Почти на 100 заводах России и стран СНГ, а также в Китае внедрена технология переработки картофеля на крахмал с использованием гидроциклонов, созданная во ВНИИ крахмалопродуктов. Здесь же разработано и необходимое оборудование.
Научно-исследовательские институты прикладного профиля уже становятся той формой, которая развивает рынок новых технологий, в том числе и в международном масштабе, экспортируя новые технологии. Ряд научных разработок имеет огромное значение. Так, новое поколение уникальных комплексных биопрепаратов создали ученые ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии. Эти препараты оптимизируют питание растений, ускоряют их рост и развитие, обеспечивают защиту от опасных почвенных фитопатогенов, а кроме того, понижают концентрацию нитратов, тяжелых металлов и радионуклидов. Прибыль от их применения составляет 8-10 руб. на 1 руб. затрат. Новые техника и технологии, которые предлагают Российские ученые, позволяют снизить затраты труда на производство 1 ц пшеницы до 0,2 чел.-ч, говядины — до 3-4, свинины — до 2-3 чел.-ч. Это близко к производительности труда в передовых странах.
Но весь этот банк научно-технических достижений в большинстве своем не востребован, что связано с объективными и субъективными причинами. Исправить положение может создание специальных коммерческих структур по типу тех, которые в 1970-е и 1980-е гг. на хозрасчетных условиях внедряли интенсивные технологии. Это научно-производственные и производственные системы. Они работали на полном хозрасчете, заключали договоры с хозяйствами на внедрение тех или иных прогрессивных технологий, в которых оговаривались условия получения высоких производственных показателей, организовывали учебу исполнителей и устанавливали жесткий контроль за соблюдением
организационно-хозяйственных мероприятий, в том числе сроков выполнения работ. За несоблюдение условий хозяйства наказывались материально.
Такие научно-производственные и производственные системы уже работают в ряде регионов. Появились и новые формирования: технопарки и технополисы. Однако требуется более активная работа по координации разработок инновационных проектов и деятельности технопарковых формирований. Нужна государственная внедренческая служба. Целесообразно часть бюджетных ресурсов переключить на развитие науки, в том числе сельскохозяйственной.
Для внедрения новых технологий могут быть использованы коммерческие, государственные (муниципальные) и кооперативные машинно-технологические станции (МТС), механизированные отряды, прокатные пункты, которые взяли бы на себя не только техническое обслуживание хозяйств и фермеров, но и внедрение новых прогрессивных технологий. Они могут быть службами, занимающимися рынком новых технологий. Пока они выполняют сельскохозяйственные работы по контрактам, дают хозяйствам технику в лизинг, проводят сложные виды технического обслуживания, ремонт машин. В стране действует уже более 300 МТС.
Наибольшее распространение в последнее время получила лизинговая форма снабжения хозяйств техникой. Поставки по лизингу более 90 % всей техники позволили ослабить напряжение в проведении сельскохозяйственных работ и спасти заводы-производители от полного прекращения производства. Следует сохранять лизинговый фонд на федеральном уровне, создавать лизинговые компании на местах, с привлечением региональных бюджетов, шире использовать заемные средства коммерческих банков, добиваться иностранных целевых инвестиций с льготной процентной ставкой.
Однако следует признать, что все эти виды материально-технического снабжения и обслуживания в большинстве своем невыгодны сельским производителям, так как имеется тенденция диктовать им завышенные цены за использование техники. Более эффективно для сельскохозяйственных товаропроизводителей создание кооперативов по совместному использованию техники и развитию сферы сервисных предприятий, обеспечивающих выполнение механизированных работ по контрактам, ремонт и техническое обслуживание машин, продажу и сдачу в аренду техники.
Важно сформировать рынок прогрессивных технологий в АПК. Учитывая сложившиеся в прошлом связи хозяйственных и научно-исследовательских организаций, можно рассчитывать на большую экономическую отдачу от затраченных средств, используя кооперацию как форму международного разделения труда в сфере новых технологий. Такая кооперация в рамках Казахстана облегчается тем, что еще недавно многие научные, научно-производственные и производственные подразделения имели самые тесные научно-производственные связи.
В международной практике создания новых технологий широко используются такие формы, как консорциумы, транснациональные компании, финансово-промышленные группы, международные технопарки и инкубаторы инвестиционного бизнеса, международные центры подготовки кадров, система кооперации. ЕС в интересах поддержки новых технологий пошел по пути применения модельного контракта на создание технологий (регулируются вопросы взаимоотношений между участниками из стран ЕС и других стран), принятия соглашения о консорциуме (регулируется распределение прав на получаемые результаты) и плана использования технологий (регулируются вопросы использования разработок).
В современных условиях важно усовершенствовать организационный механизм ускорения внедрения научно-технического прогресса. Это касается прогнозирования и планирования, разработки и реализации специальных научно-технических программ, а также федеральной программы. Необходимо углублять и расширять интеграцию науки и производства, создавать и совершенствовать информационно-консультационные службы АПК для обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей достижениями науки и техники.
Основным принципом экономической политики в АПК Казахстана должна стать стратегическая ориентация, основанная на передовых научных достижениях и новых технологиях развития. Поэтому весьма важно создание инфраструктуры инновационной деятельности, включающей такие институты, как инновационные и венчурные фонды, инновационные центры, централизованный банк данных отечественных инноваций, сеть бизнес-инкубаторов и технопарков. В условиях, когда предприятия сельскохозяйственного машиностроения находятся в тяжелом состоянии, встает необходимость в создании технопарка по разработке и освоению машин и оборудования для АПК и подготовке высо-коквалиифицрованных кадров для агроинженерной сферы. Деятельность агроинженерной сферы должна быть направлена на: а) формирование и разработку идей, содействующих НТП в агроинже-нерной сфере б) объединение усилий научно-исследовательских, опытно-конструкторских, учебных
организаций и представителей предпринимательской сферы для удовлетворения потребности АПК в новой технике в) содействие созданию новых инновационных производств и привлечение на их развитие отечественных и иностранных инвестиций г) коммерциализацию результатов НИОКР, превращение их в воспроизводимые потребителями товары и услуги и передачу инновационной продукции от НИИ в сферу бизнеса, в том числе и непосредственно промышленным предприятиям д) оказание маркетинговых, консультативных и управленческих услуг представителям инновационного предпринимательства е) обучение и подготовку предпринимателей в агроинженерной сфере, менеджменте, маркетинге, повышение уровня их профессиональных знаний.
Инновационная деятельность — это важный рычаг, с помощью которого предстоит преодолеть спад производства в АПК, обеспечить его структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией. Переход к инновационной модели экономики означает не только стабилизацию, но и постоянное повышение технического и технологического уровня отечественного производства.
Важнейшая роль в инновационной деятельности принадлежит государству, поскольку оно обеспечивает: финансирование и выбор приоритетов в инновационной сфере, стратегическое планирование, определение перечня товаров и услуг, которые могут стать предметом государственного заказа, создание механизмов самоорганизации в инновационной сфере, поощрение инвесторов за участие в инновационных проектах экспертизу и анализ таких проектов [8].
Научное обеспечение развития АПК сейчас осуществляют более 310 НИИ и опытных станций, свыше 60 сельскохозяйственных вузов, имеющих в качестве экспериментальной производственной базы более 500 опытно-производственных и учебных хозяйств.
Результатом инновационной деятельности в отраслях АПК является повышение урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности животных, производительности труда, снижение себестоимости и материалоемкости единицы продукции, прирост прибыли, а также снижение экономического ущерба от загрязнения окружающей среды.
Список литературы
ЦветковН.А. Экономист. — М. 2003. — № 12.
Буробкин К.Д. Панин В.И. Право и экономика. — М. 2002.— № 6.
ПетуховВ.Н. Маркетинг. — М. 2005. — № 2.
Минаков. Экономика отраслей АПК, «КолосС», 2004.
Барлыбаева Н.А. Национальная инновационная система Казахстана: перспективы и механизм развития. — Алматы: Институт экономики, 2006. — 199 с.
Муканов Д. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: потенциал и механизмы реализации. — Алматы: Дайк-Пресс, 2004. — 274 с.
Барлыбаева Н.А. Национальная инновационная система Казахстана: перспективы и механизм развития. — Алматы: Инт экономики, 2006. — 199 с.
Муканов Д. Индустриально-инновационное развитие Казахстана: потенциал и механизмы реализации. — Алматы: Дайк-Пресс, 2004. — 274 с.
Фамилия автора: С.К.Ержанова
Агропромисловий комплекс, його структура і функції
Друга половина XX ст. характеризується суттєвими особливостями розвитку сільськогосподарського виробництва, найхарактернішою серед яких є агропромислова інтеграція і утворення на її основі агропромислового комплексу, або агробізнесу. Під впливом науково-технічної революції у сільськогосподарському виробництві розвинутих країн відбувається інтенсивний процес його модернізації, що проявляється у встановленні якісно нових типів виробництва. Його суть полягає у формуванні методів здійснення господарської діяльності, що приходять на зміну традиційним, доіндустріальним методам виробництва. Зміцнілий економічний потенціал розвинутих країн дозволив здійснювати перехід сільського господарства до великого машинного виробництва, одним з ознак якого є широке використання досягнень науки.
Практика показує, що наукові та технічні відкриття стають невіддільною частиною сільськогосподарського виробництва. Бурхливий розвиток природничих наук дозволив проникнути в таємницю процесів життєдіяльності рослинного та тваринного світу. Поява біохімії, біофізики та інших наук відкрила небачені можливості свідомого регулювання внутрішніми процесами, що відбуваються в організмі рослин і тварин. Науково-технічна революція створила широкі можливості радикальної зміни в сільськогосподарському виробництві. По-перше, відбулися революційні зміни в технологічному базисі цієї галузі. Виробничі процеси були механізовані, майже ліквідовано ручну працю. Впроваджуються якісно нові типи виробництва, що базуються на індустріальних формах праці. По-друге, індустріалізація
Схема 11.9. Форми агропромислової інтеграції
виробництва суттєво змінила рівень концентрації та спеціалізації. Підвищення рівня індустріалізації привело до зростання капіталомісткості виробництва, що і зумовило, з одного боку, зростання розмірів підприємства, тобто концентрацію виробництва, а з іншого - його спеціалізацію. За таких умов неминучою стала поява нових форм кооперування як між самими сільськогосподарськими виробниками, так і між ними та виробниками інших галузей. Ними стали безпосередні економічні зв'язки між сільським господарством і пов'язаними з ним підприємствами промисловості та торгівлі. Це поклало початок інтеграції, що є процесом економічного об'єднання підприємств аграрного та промислового типів. Агропромислова інтеграція - це вищий синтез сільського господарства і промисловості. її базою є поглиблення суспільного поділу праці, спеціалізації і кооперування виробництва. Першим етапом агропромислової інтеграції була диференціація, тобто подрібнення сільськогосподарського виробництва, виділення з нього галузей, що постачають сільськогосподарську техніку, продають та переробляють сільськогосподарську продукцію. Це підвищило продуктивність праці, однак породило розрив між сільським господарством і утвореними галузями, що почало негативно впливати на результативність сільськогосподарського виробництва. Стала явною необхідність посилення кооперативних зв'язків, що і відбулося на другому етапі агропромислової інтеграції. Вона здійснюється у двох формах (див. схему 11.9).
Горизонтальна інтеграція - це створення великих сільськогосподарських підприємств. Вона базується на концентрації та централізації виробництва і капіталу і проявляється у створенні великих підприємств з виробництва певних видів сільськогосподарської продукції. Формами їх можуть бути великі фірми, господарські товариства, державні та змішані підприємства. Вони відіграють провідну роль у виробництві сільськогосподарської продукції. Так, наприклад, у США великі корпорації, що становлять 1% від усіх сільськогосподарських підприємств, одержують понад 50% валового сільськогосподарського доходу.
Вертикальна інтеграція - це форма організації економічних процесів, за якої великі промислові та торгові підприємства встановлюють сталі економічні зв'язки із власне сільськогосподарськими виробниками. Така інтеграція охоплює сільське господарство, підприємства переробної промисловості, складські та торгові підприємства, виробників сільськогосподарських засобів виробництва, об'єднуючи їх в єдину взаємопов'язану систему. Вона здійснюється двома методами: шляхом договірних відносин між сільськогосподарськими та іншими корпораціями і через пряме включення або підпорядкування сільськогосподарських підприємств промисловим і іншим корпораціям. Вертикальна інтеграція сприяє розвитку продуктивних сил у сільському господарстві і пов'язаних із ним галузях, прискорює процеси обігу товарів, скорочуючи проміжні ланки в торгівлі, і зрештою підвищує ефективність інтегрованих суб'єктів економічної діяльності. Така інтеграція забезпечує єдність і безперервність виробничого і технологічного процесів, тобто оптимальне проходження товарної маси від виробництва сировини до випуску і доставки споживачеві готової продукції, а також зниження витрат, підвищення ефективності виробництва та якості продукції. Основними організаційно-господарськими формами вертикальної інтеграції, в яких відбувається технологічне, економічне і організаційне злиття промисловості і сільського господарства, є агропромислові підприємства, об'єднання, комбінати, агроторгівельні підприємства та ін.
У сучасних умовах набула поширення така форма вертикальної інтеграції, як диверсифікація, що полягає у проникненні великих промислових і торгових компаній, не пов'язаних між собою ні технологічно, ні функціонально, в сільське господарство, скуповуванні ними земель сільськогосподарського призначення і організації на них виробництва продукції. Однак наприкінці XX ст. інтенсивність такої форми інтегрування суттєво зменшилась.
Агропромислова інтеграція супроводжується і зростаючим впливом на неї з боку держави. Державне регулювання аграрної економіки охоплює все ширше її коло через такі заходи, як державні субсидії і позики на здійснення великих заходів підвищення ефективності цього сектора економіки.
Процеси агропромислової інтеграції стали основою формування агропромислового комплексу. Це комплекс взаємопов'язаних галузей і сфер економіки, що функціонують у єдності і забезпечують виробництво, переробку та доведення до споживача сільськогосподарської продукції. Його суть полягає у встановленні нових взаємозалежних технологічних та економічних зв'язків між його складовими частинами шляхом горизонтальної та вертикальної інтеграції. Агропромисловий комплекс - це якісно новий ступінь розвитку зв'язків і взаємо
Схема 11.10. Структура агропромислового комплексу
залежностей сільського господарства з іншими галузями економіки. Вони, по суті, зливаються в єдиний організм, функціонуючий як єдине ціле. Досягнення загального кінцевого результату, яким є задоволення потреб населення у продовольчих товарах та сільськогосподарській сировині, залежить від синхронного розвитку усіх суб'єктів агропромислового комплексу.
Структура агропромислового комплексу охоплює чотири складові частини або сфери (див. схему 11.10)
Перша сфера включає власне сільське господарство: галузі рослинництва, тваринництва, лісове господарство. Другу сферу утворюють галузі та підприємства, що забезпечують сільське господарство засобами виробництва. Це підприємства сільськогосподарського машинобудування, виробництва техніки для галузей, що переробляють сільськогосподарську продукцію, хімічної промисловості, які виготовляють добрива та засоби захисту рослин і тварин, мікробіологічна та комбікормова промисловість. Третьою сферою виступають галузі, що забезпечують переробку і доведення сільськогосподарської продукції до безпосереднього споживача. Вона включає підприємства, що займаються переробкою сільськогосподарської продукції, її транспортуванням, зберіганням і реалізацією споживачам. Четвертою сферою є виробнича і соціальна інфраструктура. Це підприємства і організації, що здійснюють будівельні та меліоративні роботи, матеріально-технічне постачання, кредитно-фінансові, рекламні та страхові установи, що обслуговують суб'єктів АПК, шляхи сполучення, елеваторно-складське господарство. Сюди належать і установи, що надають соціальні послуги сільському населенню, - навчальні та медичні заклади, житлово-комунальні підприємства, заклади культури та інші.
Агропромисловий комплекс виконує ряд функцій. Однією з найважливіших є забезпечення потреб населення країни у продуктах харчування. Яких би висот не досяг науково-технічний прогрес, забезпечення однієї з найважливіших потреб людини як живого організму здійснюється благами, що створюються в АПК. Розмір них благ залишається однією з основних складових рівня життя у кожній країні. Другою функцією АПК є створення сировинної бази для галузей, що виробляють непродовольчі споживчі товари та продукти виробничого призначення. Важливе призначення АПК - підтримання і нарощування ефективності основного засобу сільськогосподарського виробництва, яким є земля, та забезпечення економічної рівноваги у природно-господарському середовищі. АПК виконує і таку соціальну функцію, як поліпшення соціальних умов працівників сільського господарства.
Агропромисловий комплекс відіграє важливу роль у розвитку економіки та соціально-політичного життя кожного суспільств). Навіть у високорозвинених країнах він забезпечує значну частку створюваної продукції і зайнятості працездатного населення. Так, у США в АПК зайнято близько третини економічно активного населення, у Франції - понад чверть, ФРН і Великій Британії - 15-20%. Агропромисловий комплекс забезпечує підвищення продуктивності праці, сприяє зближенню умов життя міського і сільського населення, полегшенню та економії праці у домогосподарствах, зменшенню аграрного перенаселення та ін.
Важлива значимість агропромислового комплексу для нормального функціонування суспільства зумовлює потребу його державного регулювання. По-перше, висока залежність сільськогосподарського виробництва від природно-кліматичних умов приводить до різких коливань обсягу сільськогосподарської продукції. У неврожайні роки вона різко знижується, а отже, доходність сільгоспвиробників різко знижується, що може призвести до масового їх розорення і створення проблем із забезпеченням населення сільськогосподарськими товарами.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!